Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мотивация в учебном процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С. Н. Кривцова выделяет внутренние (интерес, любознательность, стремление познать мир и т. д.) и внешние (угроза и требование, награда и наказание, соперничество в группе и т. д.) мотивы в процессе учебной деятельности учащихся. Как правило, все факторы, которые обуславливают проявление учебной активности, а именно цели, потребности, установки, интересы, чувства долга, понимаются как мотив… Читать ещё >

Мотивация в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начиная с детского сада и заканчивая обучением в высших и средних профессиональных учебных заведениях, почти все годы становление личности, дети заняты учебной деятельностью. В современном мире наличие образование является непременным требованием к личности, что служит актуализацией вопроса мотивации в педагогике и педагогической психологии. И множество работ, посвященных этой темой, содержат в себе недостатки во взглядах на мотив и мотивацию, которые существуют и в психологии [Ильин, 2002].

Как правило, все факторы, которые обуславливают проявление учебной активности, а именно цели, потребности, установки, интересы, чувства долга, понимаются как мотив учебной деятельности.

Г. Розенфельд, выделяет следующие факторы мотивации учения:

  • 1. Обучение ради обучения, при отсутствие удовольствия от деятельности или отсутствие интереса к изучаемому предмету.
  • 2. Обучение без личных интересов и выгод.
  • 3. Обучение для социальной идентификации.
  • 4. Обучение целью которого является успех или избежание неудач.
  • 5. Обучение по принуждению или под давлением.
  • 6. Обучение, которое основано на общепринятых нормах и моральных обязательствах или на понятиях.
  • 7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни.
  • 8. Обучение, которое основано на ценностях, требованиях и социальных целях.

С. Н. Кривцова выделяет внутренние (интерес, любознательность, стремление познать мир и т. д.) и внешние (угроза и требование, награда и наказание, соперничество в группе и т. д.) мотивы в процессе учебной деятельности учащихся [Ильин, 2002].

Л. И. Божович в результате своих исследований установила, целая система разнообразных мотивов побуждает учебную деятельность учащихся и привела следующую классификацию мотивов:

  • 1) познавательные мотивы, которые связанны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
  • 2) социальные мотивы, которые связанны с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми [Божович, 1972: 25].

А. К. Маркова [Макарова, 1983: 10], взяв данные исследования и классификацию за основу, разделяет каждый блок на три части. Первую группу она делит на три подгруппы: широкие познавательные (такие мотивы, которые ориентируют учащихся на овладение новыми знаниями), учебнопознавательные (мотивы, ориентирующие учеников на усвоение способов учебной работы) и мотивы самообразования (направляют учащихся на самостоятельное совершенствование способов добывания знания). Вторая группа подразделяется на широкие социальные мотивы (стремление получить знания для вклада в общество, для того, чтобы быть полезным стране), узкие социальные (стремление занять свое место в обществе, заслужить авторитет общества) и мотивы социального сотрудничества (желание субъекта взаимодействовать с окружающими людьми и осознать, изучить формы сотрудничества).

Е. П. Ильин утверждает, что такие деления и перечисления факторов лишь дает очертания области обсуждения вопроса, дает понятие ведущих мотиваторов учения, однако целостная структура мотива учения, причинноследственная зависимость его компонентов, все еще не раскрыта. Он делает вывод, что существует необходимость не столько в классификации «мотивов», сколько в их определении к блокам мотива и стадиям мотивационного процесса, которые учитывают возраст и пол учеников, их социальное происхождение и ситуацию в семье. Таких исследований, подводит итог Ильин, в психологии почти нет, хотя К. Вепсяляйнен (1987) осуществил попытку проведения такого исследования. К сожалению, его исследования проводились среди учеников 7-х и 9-х классов, что не дает возможности выявить возрастную динамику этих типов учащихся [Ильин, 2002].

Подводя итоги, мы можем сказать, что мотивация — это одна из важных составляющих современного успешного процесса обучения, изучением которой занимались такие ученые как Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, М. В. Матюхина и другие. По результатам своих исследований Л. И. Божович выделяла две большие группы мотивов: социальные и познавательные. А. К. Маркова расширила эту классификацию, разделяя каждую группу на три подгруппы. Между тем, по мнению Е. П. Ильина, эти исследования и классификации имеют недостатки во взглядах на понятия мотив и мотивация, имеющие место в психологии. Однако для удобства нашего исследования мы взяли классификацию Л. И. Божович за основу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой