Процедуры контроля и обеспечение качества образования: лицензирование, аккредитация, аттестация
Регулярная самооценка деятельности (служб управления, программ) и экспертная оценка для проверки результатов само обследование университета; Аккредитация специальности (напрямую подготовки) дает вуза право выдавать выпускникам дипломы о вищу образование государственного образца. Инспектирование — это процедура государственной проверки качества выполнения вузом условий лицензирование… Читать ещё >
Процедуры контроля и обеспечение качества образования: лицензирование, аккредитация, аттестация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процедурами, которые обеспечивают контроль и управление качеством высшего образования, есть:
- Ш лицензирование и аккредитация специальностей,
- Ш аккредитация и інспектування учебных заведений, аттестация выпускников.
Эти процедуры являются основой регулирования образовательной деятельности всех вузов независимо от них подчиненности и формы собственности. Лицензирование — это процедура государственного разрешения вуза начать образовательную деятельность по определенным направлениям подготовки, специальностям и соответствующим образовательно-квалификационным уровням.
Инспектирование — это процедура государственной проверки качества выполнения вузом условий лицензирование образовательной деятельности.
Аккредитация специальности (направлений подготовки) — это процедура государственного признания соответствующего уровня подготовки (переподготовки) специалистов по этой специальности государственными требованиями.
Аккредитация вуза — это процедура установления и государственного признания статуса (уровня и типа) вуза.
Аттестация выпускников — это процедура государственной проверки степени соответствия качества образования и уровня профессиональной подготовки выпускника вуза требованиям СВО.
Вуз, который получил лицензию:
- § высокомерничает в Государственный реестр высших учебных заведений;
- § имеет право объявлять о приеме студентов и осуществлять прием по лицензированным направлениям подготовки и специальностям, соответствующим образовательно-квалификационным уровням в пределах установленного лицензированного объема;
- § получает право на льготы учебным заведениям, которые установлены законом.
Невыполнение или нарушение вузом условий и правил лицензированной деятельности, распространение недостоверной информации, которая касается реализации лицензии, является основанием для приостановления или аннулирования лицензии.
Лицензирование и аккредитация проводятся УЛАН, МОН и ДАК по инициативе вуза. Инспектирование проводится ДІУЗ на плановой основе не менее чем один раз на протяжении периода обучения.
Аккредитация специальности (напрямую подготовки) дает вуза право выдавать выпускникам дипломы о вищу образование государственного образца.
Изменение уровня аккредитации (статуса) вуза, его типа возможная лишь на основании аккредитации вуза.
В Великобритании созданная многоуровневая система аккредитации университетов и их образовательных программ при главной роли управляющей организации Quality Assurance Agency (QAA). Ряд британских вузов проводит оценку образовательных программ других учебных заведений за согласованным с QAA критериям. Например, The Open University (OU) в 1992 году создал свою структуру? The Open University Validation Services (OUVS), которая занимается аккредитацией учебных заведений и валідацією (ратификацией) образовательных программ, в том числе за пределами Великобритании.
В Германии активно работает Accreditation Agency for Study Programs in Engineering, Informatics, Natural Sciences and Mathematics (ASIIN) — агенство, что аккредитирует образовательные программы в области техники, информатики, естественных наук и математики, а также другие агентства по разным направлениям подготовки специалистов.
В последнее время в Европе все более популярной становится внешняя оценка качества высшего образования. Основными принципами создания внутренне вузовских систем обеспечения качества образования в университетах, функционирующих в режиме самоуправления, из позиции внешней оценки есть:
- § регулярная проверка уровня соответствия деятельности и содержания образовательных программ основным целям и задачам университета;
- § наличие ответственного лица или структуры для проведения экспертных оценок деятельности и планирование развития университета;
- § наличие широкой и эффективной информационной системы для подготовки процедуры само обследования;
- § регулярная самооценка деятельности (служб управления, программ) и экспертная оценка для проверки результатов само обследование университета;
- § своевременная реакция на результаты внешних экспертиз путем усовершенствования методов и структур управления, образовательных программ, перераспределения материальных и финансовых ресурсов, введение в практике системы поощрений и санкций.