Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретическое обоснование проблемы сенсорного развития детей с использованием нетрадиционных техник рисования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Е. И. Тихеева, опираясь на результаты психологических исследований стадий развития детского наблюдения В. Штерна и на педагогические концепции П. Песталоцци и К. Д. Ушинского, разработала «искусственный» и «естественный» дидактический материал для работы с детьми над освоением формы, цвета, величины, количества и пр. Наряду с абстрактным дидактическим материалом Е. И. Тихеева предложила… Читать ещё >

Теоретическое обоснование проблемы сенсорного развития детей с использованием нетрадиционных техник рисования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение сенсорного развития в трудах отечественных и зарубежных ученых

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира[7,с.23].

С помощью сенсорных сис-тем организм познает свойства предметов и явлений окружающей среды, полезные и негативные стороны их воздействия на орга-низм.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Необходимым условием психического развития ребенка является созревание организма ребенка, его нервной системы (Л.А. Ватажина, И. И. Зелингер и др.)[4,6].

Для развития восприятия особое значение имеет созревание анализаторов (прежде всего, зрительного, слухового). Однако эти органические условия создают лишь возможности, предпосылки развития восприятия.

Исследования отечественных и зарубежных ученых показали наличие у новорожденных детей ряда рефлекторных реакций, свидетельствующих о готовности анализаторов к приему внешних воздействий. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М.П. Денисова и К. Л. Фигурин, А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова, Н. И. Касаткина и А. И. Левикова и др.)[21,27] показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятия.

В психологии и педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является вопрос о сенсорном развитии ребёнка.

Вопросами сенсорного развития детей занимались отечественные и зарубежные ученые Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков, Э. Г Пилюгина, Е. И. Тихеева, Ж. Пиаже, Ф. Фребель, М. Монтессори и многие другие[24,27,31,34,37,40,42]. В научных трудах данными авторами под сенсорным развитием понималось формирование чувственного опыта ребенка.

Как указывается в работе Н. Н. Поддьякова «сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны — усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми способами обследования предметов, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир"[18,с.66].

Ученые предполагают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности. Развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение этих моментов.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные учёные, такие как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Деклори, а также известные представители отечественной педагогики и психологии, такие как Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания[40,с.13].

Венгер Л. А. выделяет следующие задачи для сенсорного воспитания в зависимости от возраста ребенка: Дети до года. Обеспечить ребенка разными сенсорными впечатлениями. Например, давать ему предметы разных форм, цветов, величины, текстуры, подбирать подходящие возрасту развивающие игрушки.

Дети от 2 до 3 лет. Необходимо научить их выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Дети с 4 лет. Основное внимание уделяется формированию у детей представления о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов (например, эталон цвета — семь цветов спектра и их оттенки, эталон формы — геометрические фигуры). Постепенно учить группировать по форме и цвету, развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины)[13,с.175].

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развития личности ребёнка в целом.

Важность сенсорного развития определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. п. и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.

Хорошо известно, что именно сенсорное развитие дошкольника являлось центральной проблемой на протяжении целых эпох.

Вклад в решение проблем сенсорного развития внесли разработки Ф. Н. Блехера и Б.И. Хачапуридзе[10]. Основным методом сенсорного развития у Б. Хачапуридзе является коллективная игра, направляемая педагогом. Б. Хачапуридзе видит задачу сенсорного развития в том, чтобы сформировать у ребёнка совершенное дифференцированное восприятие и научить его активно управлять своими способностями при операциях над чувственными свойствами предметов. В настоящее время актуальность её не снижается, а возрастает в связи с всё увеличивающимся потоком информаций, знаний об окружающем мире, которые должен усвоить малыш. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов воспитания.

И.Г. Песталоцци считал, что задача сенсорного воспитание не только воспитание внешнего созерцания, но и внутреннего, тесно связывая сенсорное воспитание с умственным развитием ребенка.

Большой вклад в разработку теории сенсорного развития внес А. В. Запорожец. Одним из основных результатов исследований А. В. Запорожца, его школы явилось создание теории развития детского восприятия путем формирования и совершенствования перцептивных действий. В основе этой теории — разработанное учение о процессах восприятия как о системе выполняемых человеком специфических ориентировочных действий, направленных на обследование предметов, выявление и фиксацию их внешних свойств — перцептивных действии.

Развитие восприятия у ребенка, как считал А. В. Запорожец, заключается в последовательном овладении все более сложными перцептивными действиями. Причем овладение каждым новым их типом в соответствии с общими закономерностями формирования ориентировочных действий проходят ряд этапов. Поскольку овладение каждым новым видом перцептивных действий имеет в своем исходном пункте решение нового типа практических задач, все развитие детского восприятия определяется общим развитием практической деятельности. Практическая деятельность ставит перед восприятием всё более широкие задачи и создает предпосылки для их разрешения.

Однако развитие деятельности ребенка происходит не само собой, а под руководством взрослых — родителей, педагогов, под влиянием организованного воспитания и обучения, в ходе которых ребенок усваивает общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями.

Наиболее систематически вопросы сенсорного развития в детских садах разрабатывались Е.И. Тихеевой[15].

Е.И. Тихеева, опираясь на результаты психологических исследований стадий развития детского наблюдения В. Штерна и на педагогические концепции П. Песталоцци и К. Д. Ушинского, разработала «искусственный» и «естественный» дидактический материал для работы с детьми над освоением формы, цвета, величины, количества и пр. Наряду с абстрактным дидактическим материалом Е. И. Тихеева предложила использовать «естественный» (шишки, цветы и пр.) и включить в процесс сенсорного развития ознакомление детей со свойствами реальных предметов. В качестве основных методов сенсорного развития предлагалась «экскурсия» по помещению, в ходе которых дети знакомились с предметами посредством разных органов чувств.

Формулируя свою точку зрения Е. И. Тихеева подчеркивала, что «дети приобретают все основные сенсорные представления из окружающей жизненной обстановки», а специально созданные пособия имеют вспомогательное значение, служат «для проверки добытых представлений и для упражнения соответствующих способностей ребенка в тех случаях, когда окружающая обстановка не дает всего необходимого материала или не позволяет имеющимся в полной мере пользоваться».

В качестве серьёзной попытки пересмотра некоторых теоретических и практических вопросов сенсорного развития можно лишь отметить работы Б. И. Хачапуридзе. Он создал систему дидактических материалов и игр, которая, по мысли автора, должна решать задачи умственного развития дошкольника в целом, в том числе и задачи сенсорного развития.

Часть предлагаемых Б. И. Хачапуридзе материалов и игр может быть при известной модификации с успехом использована для формирования детского восприятия. Однако система в целом не дает достаточных возможностей для усвоения детьми систем сенсорных эталонов и формирования у них необходимых перцептивных действий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой