Проблемы внедрения метода портфолио в образовательный процесс ОУ СПО
Перед преподавательским коллективом стоит проблема оценивания портфолио. Как, каким способом содержание портфолио будет оценено? Будет ли рейтинг портфолио использоваться в аттестации уровня достижений студента? Или при оценки программы обучения? Или при оценке учебного заведения? Как эксперты-оценщики будут обучаться? Какие средства управления будут использоваться, чтобы удостовериться в степени… Читать ещё >
Проблемы внедрения метода портфолио в образовательный процесс ОУ СПО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Естественно, что внедрение в образовательный процесс метода портфолио, потребует от ОУ СПО целой серии проблемных мероприятий. Наша задача описать эти проблемы и сформулировать подходы к их решению.
Прежде, чем широко внедрять метод портфолио в учебно-воспитательный процесс, образовательному учреждению необходимо тщательно разработать и сформулировать его структуру, т. е. содержание рубрик (секций, разделов) и технологию их оценки.
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что исторически, попытки использовать портфолио при аттестации студентов сталкивались с рядом существенных проблем. Перечислим их:
Педагогические цели внедрения метода портфолио были неясно сформулированы как для тех, кто будет проводить обучение и оценку (преподаватели, методисты), так и для самих оцениваемых (студентов).
2. Принципы отбора содержания, в том числе количество и тип рубрик (разделов) портфолио студента, либо совсем не существовали, либо были туманными и непонятными для педагогического коллектива. Тем самым, у студентов укреплялась вера в то, что чем больше документов и материалов будут включены в портфолио, тем лучше. А это, в сущности, неверно. Поэтому в результате «портфель» достижений оказывался чрезвычайно «толстым», разноплановым, нескоординированным, и, как следствие, не имеющим основания для справедливой и объективной оценки (рейтингования Не были ясно продуманы и сообщены всем участникам процесса, процедуры оценивания рубрик портфолио и выставления рейтинга всему портфолио в целом.
Не было ясного понимания, и, естественно, не принималось решений об интерпретации измерения при анализе материалов, документов портфолио. Имеется ввиду следующее: либо материалы портфолио должны использоваться в критериально-ориентированном контексте оценки (т.е. развитие студентов в течение длительного времени относительно целесообразных критериев), либо в нормативном контексте (сравнение уровня подготовки студентов).
5. Не были четко пописаны процедуры выбора документа для включения его в портфолио, а также для изъятия документа из портфолио, и процедуры анализа этой процедуры.
Перед тем, как начать системное внедрение процесса формирования портфолио студентов в ОУ СПО, преподавательскому составу, совместно со студенческим коллективом (при этом возможно также привлечение представителей работодателей, родителей и др.) следует ответить на ниже перечисленные вопросы, касающиеся технологии данного метода:
- — Кто именно (студенты, преподаватели или другие лица) могут включать материалы (документы, файлы) в портфолио?
- — Кто именно (студенты, преподаватели или другие эксперты, оценщики) будут участвовать в оценке? Как часто будет проводиться оценка? При каких условиях? Какие стандарты оценивания и рейтингования будут использоваться?
- — Как долго будут храниться записи (документы, файлы) портфолио? И как долго они будут значимыми (валидными) индикаторами прогресса студента?
- -Кто имеет доступ к портфолио и результатам его оценки?
- — Какие процедуры будут использоваться, чтобы удалить в случае необходимости записи из портфолио?
Следует добавить, что преподавателям (или другим экспертам, оценщикам) желательно повысить квалификацию, пройти курсы по методу портфолио и оцениванию рубрик в портфолио.
Анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет нам сформулировать основные проблемы и возможные подходы к их решению. Этот анализ поможет руководству ОУ СПО, преподавателям, методистам сформировать эффективную структуру и технологию метода портфолио. Естественно, каждое образовательное учреждение в чем-то уникально, поэтому при проектировании структуры портфолио следует, возможно, добавлять специфические для определенных специальностей рубрики, секции и параметры оценки.
Итак, перечислим наиболее распространенные проблемы относительно введения метода портфолио и возможные подходы к их решению.
Руководство ОУ СПО должно ответить на вопрос достижение каких образовательных целей, результатов обучения оно хочет оценить с помощью метода портфолио?
Лучше всего портфолио может использоваться, чтобы оценить готовность студента к профессиональной деятельности, т. е. оценить его компетентность, способность студента:
- — действовать в профессиональных ситуациях, что-то производить, адекватно и быстро воспринимать информацию;
- — чувствовать социально-психологические особенности профессиональной деятельности; понимать запросы потребителей и работодателей, осознавать ответственность перед обществом;
- -постигать профессиональное мастерство, раздумывать на нерешенными проблемами, размышлять и планировать направления совершенствования.
Эффективность метода портфолио возрастет, если преподаватели ясно поймут, какие результаты образования в настоящее время не могут быть оценены традиционными инструментами (тестами, экзаменами, зачетами и т. п.). Отметим, что если текущие, традиционные методы оценки адекватны для некоторых категорий результатов обучения, то их исключать не следует. Метод портфолио должен дополнить и расширить возможности традиционных оценочных инструментов.
Материалы, записи (файлы) для включения в портфолио должны выбираться совместно и студентами, и преподавателями в соответствии со взаимным соглашением. Так как в процессе обучения обе стороны имеют свою долю труда и ответственности.
При оценивании материалов портфолио следует установить, будут ли рубрики (записи, файлы) портфолио и их анализ использоваться, чтобы оценить индивидуальные достижения студентов, их развитие в течение длительного периода времени или они будут использоваться, чтобы сравнить выполнение учебной работы студентами, т. е. при оценке уделять внимание их индивидуальным различиям. С другой стороны, следует договориться о том, будет ли портфолио использоваться для критериально-ориентированной или для нормативно-ориентированной оценки. Тот или иной выбор будет диктовать преимущество тех или иных типов записей (файлов) в портфолио, а также процедуры их включения в состав портфолио и правила оценки. Как показывает зарубежный опыт, портфолио лучше всего используются в критериально-ориентированном смысле, т. е чтобы оценить развитие студентов в течение длительного периода времени по отношению к требованиям ФГОС, к. понятным сформулированным критериям, а не в нормативно-ориентированном смысле, т. е. путем сравнения достижений студентов.
При оценке программ обучения портфолио студентов обеспечивают понимание проблем как самого процесса обучения, так и его результатов.
Следует обдумать схему и порядок отбора материалов в рубрики портфолио. Заметим, что в данном вопросе есть три подхода к решению. В некоторых образовательных учреждениях именно преподаватели выбирают все материалы в портфолио. В других случаях только сами студенты составляют портфолио, руководствуясь определенными принципами отбора. Однако, зарубежные исследователи рекомендуют, чтобы обе стороны, и студенты, и преподаватели имели бы возможность включать материалы, записи, документы в портфолио.
Отметим, что для специальностей культуры и искусства, а также ряда гуманитарных специальностей, с помощью портфолио может и должен быть оценен творческий потенциал студента, его многогранность, мотивация на профессиональную деятельность.
Одна из проблем - мотивация студентов для эффективного ведения портфолио. Студенты должны быть мотивированы составлять, формулировать и представлять разнообразные типы материалов, файлов и документов. Тогда портфолио будет наиболее эффективным как воспитательный и оценочный инструмент.
Перед преподавательским коллективом стоит проблема оценивания портфолио. Как, каким способом содержание портфолио будет оценено? Будет ли рейтинг портфолио использоваться в аттестации уровня достижений студента? Или при оценки программы обучения? Или при оценке учебного заведения? Как эксперты-оценщики будут обучаться? Какие средства управления будут использоваться, чтобы удостовериться в степени валидности и надежности результатов оценки (рейтингования) портфолио? Все эти вопросы требуют решения.
Метод портфолио и совместное (коллективное, групповое) обучение (т.е. процесс обучения, при котором учащиеся (студенты) работают в парах или небольших группах) хорошо сочетаются друг с другом. При желании эти две технологии могут быть легко связаны.
В аттестационных инструментах, когда требуется составление больших письменных документов (типа курсовых проектов, дипломных проектов и т. п.) доказательства целостности и адекватности процесса работы студента более полезны, чем только один конечный продукт — текст диплома. При этом роль портфолио становится весьма значительной.
Если принято решение о включении студенческой рефлексии в технологию портфолио (что весьма желательно), то необходимо вводить как процедуру самокритического анализа, самооценки студентом своей работы, так и критический анализ документа (или процесса), проведенный преподавателем. При этом портфолио должен быть сформирован так чтобы и преподаватели, и студенты могли бы сравнить свои оценки.
Оценка содержания портфолио требует, по крайней мере, двух уровней организации: 1) четкая рубрикация (разбиение на категории, рубрики) и организация первичных данных (документов, материалов, файлов) в рубриках; 2) комплексное оценивание имеющихся данных в каждой рубрике.
Следует ответить и на вопрос — как, когда и кем материалы, записи в портфолио могут быть удаленны?
Если предусматривается процедура рейтингования портфолио, т. е. приписывание оценок, баллов на некоторой шкале, то необходимо для каждой рубрики или для всего портфолио в целом составить описание процесса шкалирования для материалов (документов, файлов), включенных в данную рубрику.
Все эти проблемы требуют тщательного обсуждения в коллективе ОУ СПО, и по всем этим вопросам должно быть достигнуто четкое, понятное всем участникам соглашение. Естественно, разные учебные заведения, разные специальности, направления подготовки будут требовать своих специфических решений. Поэтому однозначных и одинаковых ответов на поставленные вопросы быть не может. Однако, чтобы облегчить течение дискуссии в педагогических коллективах ОУ СПО по вопросам технологии портфолио, вашему вниманию предлагается настоящие методические рекомендации, которые являются результатом проведенного анализа отечественной и зарубежной практики внедрения данной технологии, и которые могут помочь коллективу ОУ СПО в принятии важных решений.