Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практическое исследование особенностей развития волевого поведения детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждая игра требует выполнения правил, которые есть не только в играх подвижных, дидактических, но и ролевых. Подчинение им вырабатывает у детей выдержку, терпение, самостоятельность, настойчивость, самоограничение и другие волевые качества. Даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку… Читать ещё >

Практическое исследование особенностей развития волевого поведения детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Практическое исследование особенностей развития волевого поведения детей было проведено на базе старшей группы ДОУ № 227 г. Волгограда.

Исследование особенностей развития волевого поведения детей проводилось путем наблюдения за:

игровой деятельностью детей (детям была предложена игра «картошка»);

трудовой деятельностью (детям было предложено выполнить следующие задания: расставить стулья, полить цветы, убрать со стола);

учебной деятельностью (детям было предложено выполнить аппликацию).

Данные наблюдения были внесены в диагностические карты.

Шкала проявления воли дошкольниками включала следующие измеряемые параметры:

  • 1) Целеустремленность
  • 2) Настойчивость
  • 3) Выдержка
  • 4) Решительность
  • 5) Самостоятельность
  • 6) Инициативность

По каждому параметру делался вывод о наличии или отсутствии данного качества.

Таблица 1. Диагностика развития воли дошкольников.

№.

Имя ребенка.

Вывод об уровне развития воли.

Ира К.

;

;

;

;

;

низкий.

Ваня Ж.

;

высокий.

Петя М.

;

;

;

средний.

Саша Г.

;

;

;

средний.

Вера С.

;

;

;

;

низкий.

Маша М.

;

высокий.

Игорь З.

;

;

;

;

;

;

низкий.

Оля П.

;

;

;

средний.

Анюта Л.

;

;

;

;

;

низкий.

Лена М.

;

высокий.

Мы провели наблюдения с целью изучения состояния проблемы развития воли у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении и с целью повышения развития воли у детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень отмечен у 30% детей. Эти дети контролировали свои действия, прилагали усилия с целью их продолжить, несмотря на возникшие трудности, могли контролировать свои эмоции (например, если проигрывали в игре).

У 30% детей старшего дошкольного возраста выявлен средний уровень развития воли. Эти дети в целом выполняли поручения, однако эмоции не контролировали.

Низкий уровень выявлен у 40% детей. Эти дети отличались низким уровнем регуляции поведения, часто срывались на крик, плач, не обладали терпением.

Воспитание воли у детей, начиная с самого раннего возраста, является одной из важнейших задач воспитания. Воспитывая сознательную волю ребёнка, мы воспитываем в нём важнейшие качества человеческой личности. Правильное воспитание воли может быть осуществлено как элемент воспитания личности в целом и, в частности, как составная часть нравственного воспитания.

Для детей каждого возраста существуют многообразные виды деятельности, в процессе которых развивается личность ребёнка и формируется его воля. У детей в дошкольном возрасте формируются целеполагание, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении; развивается способность к волевому усилию; складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.

При формировании развития воли у дошкольников мы учитываем возрастные, психологические и педагогические особенности детей. Формирующий эксперимент проводился как индивидуально с каждым ребёнком, так и коллективно.

Все исследователи развития воли дошкольников отмечают, что волевое поведение легче формируется при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае, например, командной игры).

Каждая игра требует выполнения правил, которые есть не только в играх подвижных, дидактических, но и ролевых. Подчинение им вырабатывает у детей выдержку, терпение, самостоятельность, настойчивость, самоограничение и другие волевые качества.

В нашей практике мы использовали следующие игры, направленные на формирование волевой регуляции:

Игра «День рождения» .

Все дети становятся в круг и по очереди преподносят воображаемые подарки, говоря при этом: «Я дарю тебе красивый цветок, как ты сам» или «Я дарю тебе пушистого мягкого котенка, чтобы ты с ним подружился» .

Игра «Волшебники»

Все дети становятся в круг и по очереди, передавая друг другу «волшебную палочку» могут «творить чудеса». Тот ребенок, который является волшебником может пожелать кому-то стать добрее, ласковее, дружелюбнее и т. п.

Упражнение «Кошка Добрая — кошка Злая» .

Воспитатель говорит: «А теперь я возьму волшебный колокольчик и, когда он зазвенит, мы превратимся в котят. Встаем на четвереньки и изображаем кошку Добрую (голова вверх, улыбаемся, спина вниз) и кошку Злую (голова вниз, спина выгнута, можно порычать). Упражнение повторить несколько раз.

Игра «Рассмеши царевну Несмеяну» . Цель игры: развитие коммуникативных навыков, овладение мимикой и пантомимикой. Правила. Выбирается Царевна Несмеяна. Дети по очереди подходят и должны пытаться рассмешить Царевну, используя различные словесные приемы, а так же мимику, пантомимику, жесты. Запрещается говорить обидные вещи. Рассмешивший Царевну садится на ее место.

Игра «Разговори Незнайку» . Цель: развитие навыков общения. Правила. Выбирается Незнайка. Дети должны по очереди подходить и пытаться заговорить с Незнайкой. Тот, кому это удастся, становится Незнайкой.

Прекрасные возможности для развития воли содержат в себе трудовая и бытовая деятельность. В процессе этих видов деятельности ребёнок учится осознавать цель, планировать свои действия, запомнить их последовательность (например, уборка комнаты, уход за цветами и т. д.), преодолевать трудности. Ценно, что трудовые обязанности (которые нужно постепенно усложнять) дают возможность не эпизодически, а систематически, регулярно упражнять волю ребёнка.

Родители развивают волю ребёнка и когда формируют у него культурно-гигиенические навыки, культуру поведения в обществе взрослых и детей, когда помогают овладеть ребёнку ездой на велосипеде, катанием на коньках, лыжах. Развитие воли нельзя отрывать от нравственного воспитания ребёнка, овладения им нормами поведения. Ведь важно, ради каких целей, под влиянием каких мотивов совершается волевое действие.

Итак, родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:

  • 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;
  • 2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;
  • 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.

Рекомендации родителям по воспитанию воли у детей дошкольного возраста следующие:

умело ставить ребёнка перед необходимостью преодолевать препятствия и трудности;

чаще применять трудовые поручения;

правильно организовывать деятельность ребёнка;

соблюдать режим;

чаще заниматься физкультурой и спортом, так как физкультура и спорт оказывают немалую помощь в воспитании воли у детей старшего дошкольного возраста;

воспитывать у детей привычку строго следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки.

Мы считаем, что для повышения воли у детей необходима совместная работа воспитателей и родителей. Только при условии единства совместной работы детского сада и семьи можно достигнуть высоких результатов в развитии волевых процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой