Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся профессионального лицея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По данным социологического исследования, осуществленного в 2001;2002 г. г. Институтом развития профессионального образования (269), современный учащийся системы начального профессионального образования (опросы проведены в группах административных образований: города — 22 900 учащихся и 4426 преподавателей, сельские районы — 1720 учащихся и 650 преподавателей) имеет следующие характеристики… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея
    • 1. 1. Сущностная характеристика профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея
    • 1. 2. Критерии и показатели сформированности профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея
    • 1. 3. Условия и факторы эффективного формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея.. 85 Основные
  • выводы исследования по 1 главе
  • ГЛАВА 2. Исследование комплекса организационно-педагогических условий оптимизации процесса формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Методика реализации комплекса организационно-педагогических условий формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея
    • 2. 3. Активное обучение как метод развития профессиональнонравственной зрелости учащихся лицея

Организационно-педагогические условия формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся профессионального лицея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

освоению профессиональной деятельности, к самосовершенствованию. Актуальность нашего исследования диктуется потребностью в подготовке нравственно зрелого, деятельно развитого, конкурентно способного специалиста, умело использующего свой потенциал.

В центре внимания ученых по-прежнему остаются нравственные нормы и ценности развивающейся личности, ее жизненные интересы, потребности, способности. Для того чтобы состоялся профессионал высокого класса, обладающий личностной зрелостью, необходимо уже на этапе начальной профессионализации формировать нравственное.

§ ядро будущего специалиста, развивать в нем «способности творца».

В настоящее время в теории и практике образования осуществляется поиск наиболее эффективных условий профессионально-нравственного развития будущего специалиста. Современные профессиональные лицеи, колледжи, опираясь на специфику образовательной структуры, находятся в постоянном поиске эффективного использования возможностей ориентации на принцип вариативности: разработка различных вариантов содержания, использование возможностей современной дидактики в реализации.

• доминирующих целей, обеспечивающих формирование мотивации собственного профессионально-личностного роста.

Особую значимость в этой связи приобретает проблема создания оптимальных условий, обеспечивающих не только высокий уровень квалификации выпускников, но и социально-психологическую готовность к осуществлению будущей профессиональной деятельности. Формирование профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея мы связываем с решением задач, направленных на обеспечение акмеологичности процесса возрастного социально-профессионально-предстартового обучения как основы для творческого и социально успешного осуществления будущей профессиональной деятельности.

Исследование профессионально-нравственного аспекта развития формирующейся личности связано с понятием «акмическая личность», жизненной ценностью которой выступает стремление «быть личностью». Чтобы внутренне соответствовать новым требованиям жизни, будущий специалист должен совершенствоваться в интеллектуальном, нравственном, коммуникативном, эмоциональном, рефлексивном планах, т. е. продвигаться к вершине, к зрелости, к «акме».

Понятие «зрелость», «взрослость», «взросление» в науке трактуется неоднозначно. Процесс взросления (становления) рассматривался посредством соотношения Я — Ты (Г.Ф.Гегель), Я — Мы (М.Бубер), Я — Они (К.Маркс).Через соотношение единичного и общего, свободы и необходимости анализировали проблему становления социально зрелого человека И. Кант, И. Г. Фихте и др. философы.

Анализ концепций психогенетического (З.Фрейд. Э. Эриксон), биогенетического (С.Холл, Л. Кольберг, А. Гезелл), социогенетического (К.Левин), деятельностного (Э.Шпрангер, Дж. Мид, Л. С. Выготский,.

А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) подходов позволил определить детерминанты взросления человека.

Теоретические представления о процессах становления зрелой личности содержатся в работах отечественных психологов и социологов Л. И. Анцыферовой, С. Н. Иконниковой, И. А. Громовой, В. Т. Лисовского, рассматривающих сферы жизни субъекта и реализуемые в них социальные роли, права и обязанности, позволяющие человеку утверждать себя как социально зрелая личность.

Внутриличностные механизмы взросления в процессе формирования опыта деятельности, поведения, общения, достижения соответствующей зрелости рассмотрены в концепциях зарубежных и отечественных педагогов: саморазвития личности, разработанной представителями экспериментальной педагогики (А.Лай, Э. Мейман, А. Бине), поощрения юношеских потребностей и интересов в образовательном процессе (Дж.Дьюи, Г. Кершенштейнер), взросления личности в коллективе (А.С.Макаренко, С. Т. Шацкий, И. П. Иванов, Х. Й. Лииметс, Л.И.Новикова), социального приспособления и обособления юношей (Т.Н.Мальковская, А. В. Мудрик, А. А. Реан, В.Д.Семенов).

Теоретические исследования, посвященные психологии взрослости (зрелости) мы находим в работах Э. Эриксона, И. С. Кона, А. Маслоу, А. К. Марковой, А. Е. Климова, С. Б. Братусь, А. И. Борисовой, Т.Е.Карсаев-ской, Ф. Олпорта и др.

Психолого-акмеологические исследования Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, Е. Н. Богданова, А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина, Н. В. Кузьминой и др. направлены на изучение закономерностей и технологий развития вершин профессионализма и творчества в деятельности человека. Проблема профессионально-нравственного становления «личности периода взрослости» отражена в работах Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой и др.

Акме" в развитии человека — это вся ступень его взрослости, в целом его физическая, личностная, субъектная зрелость (А.А.Деркач). Зрелость является специфическим акмеологическим понятием, близким к психологии развития. Принцип развития в акмеологии — это совершенствование, движение к зрелости, «движение по восходящей». Суть развития и одновременно его результат в акмеологии обозначается понятием «культура».

Процесс формирования различных сторон профессионально-нравственной культуры специалиста исследуется в работах Е. Н. Богданова, В.А.Кан-Калика, Н. В. Кузьминой.

Движение к зрелости — это индивидуально-личностная траектория самосовершенствования. В психологической и педагогической литературе неоднократно подчеркивалась необходимость самосовершенствования личности как компонента самовоспитания человека.

Проблемой самовоспитания занимались многие общественные деятели и педагоги прошлого. У ее истоков стояли Аристотель, Марк Аврелий, Ян Амос Каменский, Жан-Жак Руссо и др. Разработке этой проблемы посвящены труды К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого.

Философы Г. Е. Глезерман, И. А. Донцов, Ю. А. Злотников, Л. И. Игнатовский, В. И. Киселев, В. Н. Колбановский рассматривают вопрос о месте самосовершенствования в развитии общества и личности. В работах психологов (А.А.Бодалев, А. И. Высоцкий, А. Г. Ковалев, Л. И. Рувинский, В. И. Селиванов, А.Е.Соловьева) выявлены природа, источники и механизмы самосовершенствования. Наибольшее внимание этой проблеме уделили педагоги В. И. Андреев, А. Я. Арет, Д. М. Гришин, А. В. Иващенко, А. И. Кочетов, Л. И. Рувинский, Е. Г. Скворцова, М. Г. Тайчинов и другие.

Проблема самосовершенствования учащихся профессиональной школы рассматривается в работах П. Н. Осипова, раскрывшего возможности педагогического стимулирования профессионального самосовершенствования.

С.-Я.Батышев, Е. Д. Варнакова, Л. А. Волович, М. И. Рожков, Н. М. Таланчук и другие ведущие ученые в области профессиональной педагогики акцентируют внимание на необходимости более глубокой разработки проблемы профессионального самосовершенствования в педагогической науке и практике.

До сих пор в общеобразовательной и профессиональной школе не преодолен разрыв между учебными и воспитательными целями, не решена задача содержательно-методического обеспечения движения к личностной психологической, нравственной зрелости.

По данным социологического исследования, осуществленного в 2001;2002 г. г. Институтом развития профессионального образования (269), современный учащийся системы начального профессионального образования (опросы проведены в группах административных образований: города — 22 900 учащихся и 4426 преподавателей, сельские районы — 1720 учащихся и 650 преподавателей) имеет следующие характеристики: общественно пассивен (более 70% опрошенных отрицают какое-либо участие в общественной деятельности: политической, экономической, культурной, научной, в работе общественных организаций), предпочитает развлекательные виды досуга (часто «слушают музыку и смотрят видео» 60%, «смотрят телевизионные передачи — 57%, «слушают радио» 34%). В учреждениях НПО проводят свободное время лишь 13,1% учащихся, не проявляет особого интереса к физической культуре (только каждый пятый учащийся занимается спортом и лишь 15,8% делают утреннюю зарядку, имеет вредные привычки (массовым явлением стало курение (71,3%). Употребление среди учащихся системы НПО спиртных напитков составляет 48,3%, не обладает достаточным уровнем культуры («нравственным бичом» среди учащихся является сквернословие (42,6%), среди жизненных ценностей наименее значимыми считает такие, как «служение людям», приобщение к культуре, знаниям, имеет завышенную самооценку (большинство оценивают свои качества, особенно, такие, как честность, справедливость, доброжелательность на 4−5 баллов (в пятибальной системе). И одновременно с этим до 33% учащихся отвечают, что их не волнуют сцены убийства и насилия на телевидении и в СМИ, почти 12% затрудняются ответить на такие вопросы.

Анализ приведенных результатов, а также проблемы, стоящие перед общим и профессиональным образованием, связанные с негативным влиянием микросреды на воспитание и развитие учащихся, нестабильностью образовательных программ и учебников, сменяемостью кадров, ослаблением роли дисциплин гуманитарного цикла, психолого-методическими затруднениями, заставляет нас сосредоточить исследовательское внимание на проблеме профессионально-нравственного становления молодежи, поисках эффективных условий достижения «положительных» новообразований, соответствующих психологическому возрасту обучающихся.

Об актуальности проблемы профессионально-нравственного развития личности на пути к зрелости свидетельствуют гуманистические ориентации, постепенно возвращающиеся в отечественную педагогику, отражающие проблемы духовности, творчества, индивидуальной активности, нравственного самосознания, духовного общения, рефлексии личности: ценностные ориентации, ценностные отношения в старшем школьном возрасте (Л.И.Божович, И. В. Дубровина, И. С. Кон, А.В.Мудрик), позиция по отношению к миру (Н.А.Щуркова), взаимосвязь нравственного и интеллектуального воспитания (Н.А.Баринова, Д. Б. Богоявленская, Л. М. Ванюшкина, В. П. Панько, С. А. Смирнов и другие.

Анализ исследований, посвященных данной проблеме, тенденции развития профессионального образования, ориентированные на активизацию образовательной среды, недостаточная разработанность ценностно-смыслового инструментария, обеспечивающего движение личности к профессионально-нравственной зрелости, указывает на необходимость продолжения научных поисков, связанных с повышением эффективности формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся, соответствующих потребностям, ценностям современного образования через педагогическое и методическое обеспечение соединения различных позиций, основанных на гуманизации отношений между субъектами образовательного взаимодействия.

Целостного определения понятия «профессионально-нравственная зрелость учащихся» в психолого-педагогической науке пока не дано. Не разработана педагогическая концепция, определяющая сущность, структуру, компоненты профессионально-нравственной зрелости, не определены критерии, показатели и уровни сформированности данного понятия, не выявлены условия наиболее эффективного формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся. Не решена задача содержательно-методического обеспечения процесса нравственного продвижения к достижению внутреннего статуса «Я — специалист».

Отмеченные факторы привели к возникновению ряда противоречий: между потребностью современного общества в нравственно зрелых специалистах-профессионалах, и недостаточной разработанностью научно-методических основ деятельности педагогов по созданию условий, способствующих профессионально-нравственному становлению учащихсямежду необходимостью обеспечения духовно-творческого развития личности будущих специалистов и недостаточной ориентацией учебно-образовательного процесса профессиональных лицеев на задачи и способы продвижения учащихся к профессионально-личностному нравственному акме.

Выявленные противоречия определили выбор темы исследования: «Организационно-педагогические условия формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся профессионального лицея», формулировку проблемы исследования: каковы организационно-педагогические условия, способствующие формированию профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея ?

Объект исследования: формирование профессионально-нравственной зрелости учащихся в образовательном процессе лицея.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия, способствующие формированию профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея.

Цель исследования: теоретическое обоснование, выявление и реализация организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование профессионально-нравственной зрелости учащихся профессионального лицея.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что формирование профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея будет успешным при реализации комплекса организационно-педагогических условий:

— разработана и реализуется педагогическая система созидательно-творческого взаимодействия субъектов образовательного процесса лицея, обеспечивающая гуманистически ориентированную направленность личности, актуализирующая ее духовно-нравственный потенциал, синтезирующая содержательно-целевые, методические ресурсы учебно-профессиональной деятельности в единое образовательное поле на основе внедрения действенно-преобразующих педагогических средств, позволяющих связать содержание и методы обучения с интересами и потребностями учащихся и педагоговдеятельность преподавателей ориентирована на формирование ценностного отношения учащихся к освоению содержательной части образования, помощь в самоопределении путей профессионально-личностного ростаорганизация учебной деятельности направлена на стимулирование творческой активности и самостоятельности учащихся.

Гипотеза и цель исследования определили его задачи:

1. На основе научного анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы раскрыть понятие «профессионально-нравственная зрелость учащихся» и обосновать ее формирование.

2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности профессионально-нравственной зрелости учащейся молодежи.

3. Разработать содержание деятельности педагогов через систему общегуманитарной и общепрофессиональной подготовки на основе развивающего взаимодействия.

4. Выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессионально-нравственной зрелости учащихся в реальной педагогической практике.

Методологическую основу исследования составляют философские учения о личности, научные положения о диалектическом характере социальных отношений, личностно-деятельностный подход к изучению педагогических явлений, идеи гуманизации взаимодействия и отношений участников образовательного процесса.

Исследование опиралось на положения гуманистической психологии, касающиеся проблем саморазвития и самопознания личности (А.Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.), концептуальные положения психологических и педагогических теорий личности, деятельности и общения, идеи об интегративных характеристиках личности (Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, С.Л.Рубинштейн), формировании личности в деятельности,.

А.К.Абульханова-Славская, М. С. Каган, А. К. Маркова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, П.Я.Гальперин), о ведущем виде деятельности (А.Н.Леонтьев, В. С. Мухина, Д.Б.Эльконин), об общении и отношениях личности (А.А.Бодалев, А. В. Мудрик, В.Н.Мясищев), теоретические концепции ориентации личности на нравственные ценности (Л.И.Божович, М. Г. Казакина, Е.И.Казакова), акмеологическая концепция достижения вершинных точек в профессиональном и личностном развитии (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Е. Н. Богданов, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н.В.Кузьмина), исследования психологических особенностей профессионального становления молодежи (Э.Ф.Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Н. И. Крылов, Н. С. Пряжников и др.), фундаментальные работы в области комплексного изучения профессионального обучения и воспитания (С.Я.Батышев, В. С. Безрукова, А. П. Беляева, М. И. Махмутов, К.К.Платонов), методологии педагогической деятельности (О.С.Анисимов, В. И. Загвязинский, В. Б. Любарский, Е.С.Комраков), педагогического управления (Б.С.Гершунский, М. М. Поташник, П. В. Худоминский и др.), педагогические труды, касающиеся вопросов формирования нравственных ценностей средствами литературы (Л.С.Айзерман, Г. И. Беленький, Г. Д. Гачев, В. Н. Жукова, Н. Я. Мещерякова и др.), положения концепции формирования ценностных ориентаций (Л.П.Буева, В. И. Додонов, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, В. А. Ситаров, К.Д.Ушин-ский), исследования по проблемам методики преподавания литературы (О.Ю.Богданова, В. В. Голубков, Н. В. Колокольцева, Н. О. Корст, Н. И. Кудряшев, Т. Ф. Курдюмова, М.А.Рыбникова).

Методы исследования. В процессе выполнения научной работы использовались следующие методы: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературыанализ нормативных документованализ профессиональной управленческой деятельности работников образовательных учреждений инновационного типанаблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, самооценка, экспертная оценка, ранжированиеметод констатирующего и формирующего эксперимента, педагогическое моделированиестатистические и графические методы обработки и анализа результатов исследования. Организация и этапы исследования.

Эмпирическую базу исследования составили опытно-экспериментальная работа, анализ обобщенного 20-летнего опыта автора, работавшего в качестве учителя русского языка и литературы средней школы, ассистента кафедры педагогики Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского, заместителя директора по учебно-воспитательной работе Калужского областного колледжа культуры, заместителя директора по учебно-методической работе профессионального лицея № 36 г. Калуги.

Экспериментальной базой исследования являлись Калужский областной колледж культуры, профессиональный лицей № 36 г. Калуги. В исследовании принимало участие 185 учащихся 1−4 курсов, 65 инженерно-педагогических работников.

Организация исследования проводилась поэтапно в течение шести лет. На первом этапе (1996;1998 г. г.) изучались и анализировались теоретические предпосылки исследования с целью определения степени разработанности проблемы, осуществлялось осмысление основных методологических положений предстоящей работы. Изучался и анализировался опыт организации учебно-воспитательного, учебно-производственного процесса в профессиональных учебных заведениях начального и среднего профессионального образования России. В результате была поставлена конкретная проблема исследования, определена цель, сформулированы задачи, выдвинута гипотеза.'.

На втором этапе (1998;2000 г. г) разработана теоретическая база исследования, программа формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся в образовательном процессе лицея и методика ее эмпирической проверки. Осуществлялся пилотажный вариант эксперимента. Выявлены и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия, определяющие оптимальные пути формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся.

На третьем этапе (2000;2002 г. г.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса организационно-педагогических условий эффективного формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея. Анализировались и обобщались результаты исследования, формулировались выводы, вырабатывались практические рекомендации по внедрению результатов работы в профессионально-педагогическую практику.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что полученные результаты в своей совокупности содержат решение проблемы формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея: определены сущность, содержание и структурные компоненты профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея (мотивационно-ценностный, когнитивно-оценочный, эмоционально-волевой, коммуникативный) — выявлены и экспериментально проверены критерии и показатели профессионально-нравственной зрелости учащихся лицеяразработана теоретическая модель формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея, включающая цель, принципы, средства и результаты педагогического процесса лицея как гуманистически направленноговыявлены и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессионально-нравственной зрелости учащихся лицеяобоснована необходимость обеспечения единства и взаимосвязи научно-методических аспектов организации деятельности педагогов по созданию условий для самореализации личности учащихся в образовательном процессе лицеяразработана методика реализации комплекса организационно-педагогических условий, оптимизирующих процесс формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся в образовательном пространстве лицея. Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты создают предпосылки для проектирования, осуществления и дальнейшего диагностирования процесса формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея. Теоретическая модель, комплекс организационно-педагогических условий эффективного формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся и методика их реализации в образовательном процессе лицея могут быть использованы в учебно-воспитательной практике учреждений начального и среднего профессионального образования при разработке программ развития учебного заведения, модернизации образовательных программ профессиональной подготовки будущих специалистов. Разработанные методические рекомендации помогут руководителям, инженерно-педагогическим работникам осуществлять диагностику готовности выпускников к профессиональной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, соответствующими цели и задачам исследования, применением комплекса апробированных диагностических методов, проверкой результатов посредством их реализации в учебно-воспитательном процессе учреждений начального профессионального образования, математическим анализом данных эмпирического исследования. Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения диссертации, полученные результаты, выводы и рекомендации нашли отражение в докладах и выступлениях, изложенных автором на научно-практических конференциях, чтениях, семинарах работников профессионального образования, а также публикациях автора: «Методическая работа в профессиональном лицее: управление и организация» (Методические рекомендации. Калуга, 2000), «Организационно-педагогические условия реализации целей педагогической практики студентами вуза» (В сб. материалов научнопрактической конференции, посвященной памяти Д. М. Гришина. Калуга, 2002), «Основы профессионального самосовершенствования». Спецкурс. (Альманах «Новые педагогические исследования»: Приложение к ж."Профессиональное образование". Вып.4. Москва, 2003), «Профессионально-нравственная зрелость как продуктивная «акме"-форма специалиста-правоведа. (Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правовой реформы в России». Вып.4, т.2. КФ Рос. Правовой академии Мин.-ва юстиции РФ». Калуга, 2003).

Материалы исследования обсуждены и одобрены на заседаниях кафедр педагогики, психологии профессиональной деятельности и непрерывного образования Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского, на межвузовских научно-практических конференциях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессионально-нравственная зрелость учащихся лицея — это интегративное психологическое новообразование, характеризующееся готовностью к профессионально-личностному самосовершенствованию, включающему: нравственно-ценностные ориентации, способность к самооценке и самоконтролю, активно-творческую позицию, коммуникативные навыки и способности.

2. Критериями и показателями профессионально-нравственной зрелости учащихся выступают адекватная самооценка личностных качеств, отражающая развитость нравственного сознанияответственность поведенияценностное отношение к профессиональной деятельностиналичие социально-ценностных установок общения. Системообразующим критерием профессионально-нравственной зрелости является сформированность устойчивой системы морально-этических и трудовых ценностных ориентаций личности учащихся.

3. Формирование профессионально-нравственной зрелости учащихся профессионального лицея рассматривается как процесс, как система отношений, в основе которых лежит взаимосвязь морально-этических и трудовых ценностных ориентации, обеспечивающих движение личности к «акме».

4. Эффективность формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея определяется комплексом организационно-педагогических условий, включающих :

— разработана и реализуется педагогическая система созидательно-творческого взаимодействия субъектов образовательного процесса лицея, обеспечивающая гуманистически ориентированную направленность личности, актуализирующая ее духовно-нравственный потенциал, синтезирующая содержательно-целевые, методические ресурсы учебно-профессиональной деятельности в единое образовательное поле на основе внедрения действенно-преобразующих педагогических средств, позволяющих связать содержание и методы обучения с интересами и потребностями учащихся и педагоговдеятельность преподавателей ориентирована на формирование ценностного отношения учащихся к освоению содержательной части образования, помощь в самоопределении путей профессионально-личностного роста;

— организация учебной деятельности направлена на стимулирование творческой активности и самостоятельности учащихся.

Структура диссертации .

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (323 наименования), 7 приложений.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Профессионально-нравственная зрелость учащихся лицея, имея в своей структуре мотивационно-ценностный, когнитивно-оценочный, эмоционально-волевой, коммуникативный компоненты, формируется в процессе практической деятельности как форме проявления активно творческого отношения к действительности, к самосовершенствованию, в процессе творческого освоения духовных традиций художественной литературы, в результате развития ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, в процессе гуманистически направленной учебно-воспитательной деятельности лицея, основанной на системе диалогического взаимодействия.

Формирование профессионально-нравственной зрелости учащихся является целостным процессом развития и саморазвития, рассматривается с позиций интегративного подхода, сочетающего в себе общегуманитарную, психологическую и общепрофессиональную подготовки.

Процесс формирования профессионально-нравственной зрелости организован по двум направлениям: развитие общегуманитарных, психологических знаний, умений в структуре компонентов профессионально-нравственной зрелости, развитие нравственных качеств личности, составляющих основу профессионально-нравственной зрелости учащихся и выступающих регулятором профессионального поведения.

В ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что эффективности процесса формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся способствует реализация в образовательном процессе профессионального лицея комплекса организационно-педагогических условий, основанных на активно-творческом обучении в процессе профессиональной подготовки и обеспечивающих системное воздействие на все компоненты профессионально-нравственной зрелости.

В процессе исследования была выявлена и научно обоснована сущностная характеристика профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея, разработано содержание деятельности педагогов, отражающее систему общегуманитарной и общепрофессиональной подготовки на основе развивающего взаимодействия, выявлены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия, способствующие эффективному формированию и развитию профессионально-нравственной зрелости учащихся, разработана теоретическая модель формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея, отражающая цель, принципы, организационно-педагогические условия, средства и результаты, а также методика реализации комплекса организационно-педагогических условий формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся в образовательном процессе лицея, выявлены критерии, показатели и уровни эффективного формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея.

Комплексное использование развивающе-воспитывающих возможностей предметов общегуманитарного и общепрофессионального циклов, активно-творческое междисциплинарное взаимодействие способствуют осознанию учащимися актуального уровня своего профессионально-нравственного развития и необходимости его дальнейшего совершенствования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование дает основание утверждать, что в образовательном процессе профессионального лицея возможно успешное формирование профессионально-нравственной зрелости учащихся. Реализация комплекса организационно-педагогических условий, способствующих эффективности профессионально-нравственного развития на пути к зрелости личности, осуществляется на основе саморазвития учащихся в процессе самостоятельной творческой познавательной деятельности и направлена на обеспечение профессионального и личностного роста.

Профессионально-нравственная зрелость как личностное новообразование формируется на фоне жизненно-трудового самоопределения учащихся, качество которого во многом зависит от организации учебно-профессиональной деятельности, нравственных отношений, в которые включается будущий специалист в предстартовый период профессионального обучения, от внутренних мотивов познавательной деятельности.

Научно-практическое значение проблемы формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея обусловлено необходимостью конструктивно направить процесс развития личности будущего профессионала на осознание своих возможностей, изменение самоотношения, возрастание степени самостоятельности в познании, что является необходимым для последующей самореализации в профессиональной деятельности. Эффективность педагогической помощи формирующейся личности учащегося может быть достигнута в процессе специально организованной системы созидательно-творческого взаимодействия, предполагающего общекультурное развитие учащихся, мотивационно-ценностное обеспечение профессионального выбора, стимулирование интереса к учению, развитие способности к самопознанию, овладение опытом профессионального поведения, стимулирование долга и ответственности, развитие навыков самоорганизации профессиональной деятельности на основе ценностных ориентаций личности.

Теоретической основой разработки проблемы формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея явились: концепция профессиональной подготовки (Е.П.Белозерцев, Е. Н. Богданов,.

A.А.Деркач, О. В. Довженко, З. В. Гильбух, В. Г. Зазыкин, Е. И. Исаев, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев, А. К. Маркова, А. В. Мудрик,.

B.А.Сластенин, Е. Н. Шиянов, А. Э. Штейнмец, А. И. Щербаков и др.), а также исследования, в которых проблема профессионально-нравственной зрелости рассматривается в общетеоретических и методологических трудах в контексте более общих проблем: проблемы развития личности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,.

C.Л.Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.), о принципах общения, отношений, деятельности (В.Н.Мясищев, А. А. Бодалев, Л. П. Буева, В. А. Ядов, К.А.Абульханова-Славская, В. Дубровина, Г. М. Андреева, Е.А. Яблокова), теория зарубежной гуманистической психологии (А.Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.).

Изучение философской, психологической, педагогической литературы, результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1 .Профессионально-нравственная зрелость учащихся лицея — это инте-гративное психологическое новообразование, характеризующееся готовностью к профессионально-личностному самосовершенствованию, включающему: нравственно-ценностные ориентации личности, способность к самооценке и самоконтролю, активно-творческую позицию, коммуникативные навыки и способности. Профессионально-нравственная зрелость учащихся является динамичным, развивающимся видом зрелости личности, целенаправленной внутренне согласованной системой профессионально важных качеств будущих специалистов. 2. Сущностная характеристика профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея может быть дана через ее структурные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивно-оценочный, эмоциольно-волевой, коммуникативный. Различные по функциям компоненты, образующие структуру профессионально-нравственной зрелости, отражают общую функциональную направленность — регуляцию поведения, связанную с изменением системы ценностей.

3.Основной функцией профессионально-нравственной зрелости как личностного образования является обеспечение готовности к успешному осуществлению будущей профессиональной деятельности.

4.Проблема формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся является многоаспектной и связана с развитием личности учащегося, его самосознания, формированием у него Я-концепции.

5.Формирование профессионально-нравственной зрелости учащихся осуществляется в условиях образовательного процесса лицея и составляющих его процессов обучения, воспитания и развития. В исследовании доказано, что данная проблема представляет собой педагогическое взаимодействие, субъект-субъектные взаимоотношения, включающие в себя педагогическое влияние, активное усвоение этого влияния, собственную активность учащегося.

6.Разработка условий наиболее эффективного формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея основана на творческом использовании возможностей учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего гуманистически ориентированную направленность личности в соответствии с ее потребностями, возрастными особенностями, целями и задачами профессионально-личностного самосовершенствования.

7.В целостном процессе формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея выделены три последовательных этапа, обеспечивающих развитие и взаимодействие компонентов структуры исследуемого личностного образования: рефлексивный, развивающий и функциональный. Рефлексивный этап (1) направлен на актуализацию и стимулирование самопознания личностных качеств в период введения в профессию, осознание учащимися значимости гуманитарных знаний. Развивающий этап (2) — это этап принятия и открытия личностного смысла изучения и усвоения общедуховного знания в единстве с присвоением нравственно-ценностных отношений к будущей профессии. Функциональный этап (3) предполагал интенсивное развитие и совершенствование всех структурных компонентов профессионально-нравственной зрелости.

8. Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что личностное развитие учащихся лицея, нравственно-психологическая готовность к самосовершенствованию могут быть сформированы на разных уровнях: нейтральном (низком), субъективно-значимом (среднем), творческом (высоком).

9.В ходе исследования установлено, что только высокий (творческий) уровень сформированности профессионально-нравственной зрелости позволяет учащимся лицея самостоятельно осуществлять концентрацию познавательных, организационных и регулятивных действий в условиях реального педагогического процесса на основе обогащения представлений о будущей профессиональной деятельности, о своих возможностях, осуществления совместной деятельности с другими людьми. Ю. На основе реализации комплекса организационно-педагогических условий, позволяющих осуществлять целенаправленное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса лицея, были обеспечены более выраженные позитивные изменения в личностном развитии учащихся. В ходе эксперимента у учащихся экспериментальной группы актуализировался интерес к познанию себя, они приобрели опыт профессионально-нравственного самопознания, появился интерес к нравственному самосовершенствованию, развились творческие способности. Полученные данные подтверждают эти изменения. 11. Данные исследования позволяют говорить о том, что возникновение состояния готовности определяется пониманием профессиональных задач, стремлением проявить творчество, уверенностью в своих профессиональных способностях.

Результаты и выводы диссертационного исследования могут использоваться в практической подготовке специалистов системы начального и среднего профессионального образования: для проведения семинаров и практикумов по совершенствованию научно-методической, воспитательной работы в учреждениях инновационного типа, как база для разработки комплексов практических занятий по самообразованию учащихся. На основе исследования административные, инженерно-педагогические работники могут моделировать и прогнозировать результаты своей деятельности в процессе обучения учащихся.

Проведенное исследование не претендует на полное решение задач формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея. Вместе с тем его результаты могут быть использованы для определения перспективных направлений изучения данной проблемы в будущем. Представляется целесообразным более глубоко рассмотреть психологические факторы, влияющие на развитие профессионально-нравственной зрелости, требуют дальнейшей разработки вопросы новейших технологий воздействия на становление Я-концепции, выявление закономерностей профессионального становления будущих специалистов в инновационном образовательном процессе, вопросы междисциплинарного подхода в философском, социологическом, психологическом аспектах профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.- 336 с.
  2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский A.B. Философская концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. — 248 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-230 с.
  4. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992. — 128 с.
  5. Л .Я. Искусство задавать вопросы. М.: Московский рабочий, 1987.-128 с.
  6. Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. 2-е изд. исп. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
  7. Г. Ю. Структура личности. Пер. с англ. СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999, — 463 с.
  8. Акмеология. Учебник под общей редакцией А. А. Деркача. М.: РАГС, 2002.- 681 с.
  9. Активные формы и методы обучения. Калуга, 1990. 42 с.
  10. В.Г. Молодой рабочий: формирование ценностных ориентации. М.: Мысль, 1983. — 222 с.
  11. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  12. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.—340 с.
  13. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах Т. 1. М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
  14. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах Т.2. М.: Педагогика, 1980.-230 с.
  15. В.И. Диагностика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989.-236 с.
  16. В.И. Педагогика творческого саморазвития. В 2-х т.- Казань: Казанский университет, 1998.-318 с.
  17. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997. — 376 с.
  18. О.С. Акмеология мышления. М.: Экономика, 1997. — 534 с.
  19. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. — 253 с.
  20. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии. М.: Изд-во «С.Е.Т.», 1995. — 272 с.
  21. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. — 416 с.
  22. О.С. Развивающие игры и игротехника. Новгород: Б.и., 1989.- 176 с.
  23. Л.Г. Дидактическая система формирования профессиональных интересов у учащихся средних профтехучилищ.- М.: Высшая школа, 1986.-95 с.
  24. Антология педагогической мысли России 2 пол. 19 нач. 20 века. — М., Педагогика, 1990. — 605 с.
  25. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. //Психолог, журнал. 1981. -Т.2. -С.8−18.
  26. Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии. М.: Наука, 1969. — 376 с.
  27. Л.И. Психология формирования и развития личности. -Человек в системе наук.-М.: 1989. С. 426−434.
  28. Аристотель. Этика. С.-Пб, 1908. — С.78,83
  29. Л.М. Марксистская этика: предмет, структура, основные направления. М.: Мысль, 1985. — 239 с.
  30. Архангельский J1.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. -М.: 1978. 64 с.
  31. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976. 157 с.
  32. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367с.
  33. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Метод, основы).-М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
  34. В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.: Политиздат, 1983. — 224 с.
  35. A.A. Активные методы обучения. М.: Профиздат, 1986. — 63 с.
  36. П.В., Сазонов Б. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления и деятельности. М.: Прогресс, 1989. — 290 с.
  37. Ю.П. О разработке категории «социальная зрелость личности». //Вестник Харьковского университета, 1984, № 261.-С.44−48.
  38. A.B. Психодиагностика способности к общению. М.: Гуманитарный изд центр «Владос», 2001. — 174 с.
  39. Г. С. Философская концепция человека и креативности в трудах C.J1. Рубинштейна. //Вопросы философии. 1989. — № 4. -С.96−109.
  40. С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. -Ярославль: Изд-во Ярослав. Ун-ва, 1986. 36 с.
  41. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1979. -424 с.
  42. Л.И., Бенедиктова Т. А., Идиатулина Э. З. Новые ориентиры методической службы. Метод.рекомендации.- М.:Изд.центр АПО, 2000.- 39 с.
  43. A.B., Майклз С. Монолог, диалог и полилог в ситуации общения.//Психологические исследования общения.-М.: 1985. с.219−244.
  44. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. — Санкт-Петербург.: Радом, 1997. 225 с.
  45. В.П. Художественный текст и психология личности. — Речевое общение: цели, мотивы, средства. М., 1985. — С. 22−29.
  46. H.A. Самопознание: опыт философской автобиографии.- М.: Мысль, 1990. 320 с.
  47. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  48. М.Н. Гуманизация образования: состояние и перспективы. // Гуманизация образования. 1994. — № 1. — С. З -11.
  49. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Наука, 1987. — 263 с.
  50. E.H. Акмеологические основы формирования нравственной культуры специалиста.//Российская академия управления. М., 1992−152 с.
  51. E.H. Воспитание нравственных чувств старших подростков. Автореферат дис. канд. пед наук. М., 1992. — 19 с.
  52. E.H., Прасолова E.JI. Словарь-справочник. Современная педагогика: ценности, понятия, смыслы. Калуга, 1999. 126 с.
  53. E.H. Формирование и развитие профессионально нравственной культуры будущего учителя. Монография. Калуга: Изд-во КГПУ, 1994.-218 с.
  54. E.H. Активные формы и методы обучения студентов педагогике и психологии. / Сост. и отв. ред. Е. Н. Богданов. Ярославль, 1989. 134 с.
  55. E.H. Нравственные чувства в структуре личности: содержание и функции. // Сов. педагогика. 1986. -№ 4. — С.41−46.
  56. E.H., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. Изд.2-е. Калуга: Изд-во КГПУ, 2001.- 145 с.
  57. О.С., Черникова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
  58. О.С., Калинина О. Д., Рубцова М. Б. Этические беседы с подростками: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  59. О.Ю. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Просвещение, 1998. — 206 с.
  60. A.A. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  61. A.A. Психология и личность.-М.: Изд-во МГУ, 1982. 192 с.
  62. A.A., Степанов С. Ю. Факторы достижения «акме» человеком. /Основы общей и прикладной акмеологии. М.: Луч, 1995. — С.37−43.
  63. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. —464 с.
  64. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1985. 144 с.
  65. .С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. М.: Менеджер, Роспедагентство, 1994. — 60 с.
  66. A.M. Формирование трудовых ценностных ориентаций у учащихся 7−9 классов в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла. Дис. канд. пед. наук. Брянск, 1991. — 178 с.
  67. БуеваЛ.П. Человек: деятельность и общение.-: Мысль. 216 с.
  68. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. — 163 с.
  69. .А. Искусство выразительного чтения. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 172 с.
  70. К. Духовное развитие ребенка. Перевод с нем. М.: Новая Москва, 1924. — 56 с.
  71. Введение в научное исследование по педагогике. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов./ Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др. /Под ред. Журавлева В. И. М.: Просвещение. — 1988. -239 с.
  72. Введение в психодиагностику. Учебное пособие. Под ред. Гуревича K.M., Борисовой Е. М. М., Akadema, 2000. — 192 с.
  73. Ф.Р. Нравственные основы жизни. Пер. с фр. Минск: Юнацтва, 1994.-526 с.
  74. С.П. Личность в системе нравственных отношений. Под ред. И. И. Жбанковой. Минск: Наука и техника. — 1988. — 110 с. — С.43−62.
  75. Возраст познания. /Сост.Н.Филипповский. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1977.-141 с.
  76. Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: МГУ, 1982. -173 с.
  77. Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. — 414 с.
  78. Л.С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991. -479 с.
  79. Л.С. Собр. соч.- М.: Педагогика, 1983.- Т 2. 504 с.
  80. Л.С. Собр. Соч. М.:Педагогика, 1983. — Т.З. — 367 с.
  81. О.С. Проблема развития личности школьника в игре. Педагогика и психология игры. Новосибирск, 1985.- 171 с
  82. A.A. Формирование готовности учащихся к профессиональному самосовершенствованию. Автореферат дис. канд. пед. наук. -Ярославль, 1998.- 17 с.
  83. П.Я. Введение в психологию. М.: Университет, 1999. 327 с.
  84. Ф. Психология управления: Основные проблемы. М.: Прогресс, 1982.-421 с.
  85. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.-М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  86. Гин A.A. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. -М.: Вита-Пресс, 1999. 88 с.
  87. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. /Вопросы психологии. 1983, № 2. — С. 19−26.
  88. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наук. Думка, 1988. — 142 с.
  89. Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев: Наук. Думка, 1984. -207 с.
  90. H.A. Морально-ценностные ориентации современного человека / Мораль: сознание и поведение. М.: Наука, 1986. — С. 125−151.
  91. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  92. H.H. Педагогические особенности профессионального становления учащихся лицея. Автореферат дис. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1997. 23 с.
  93. Е.П. Воспитание нравственных качеств студентов. Дис. канд. филос. наук. Л., 1983. -201 с.
  94. О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1986.-47 с.
  95. B.C. Культура педагогического общения.- Книга для учителя М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  96. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.:Политиздат, 1991. 320 с.
  97. И.М., Грицевская С. Э. От учебника к творческому замыслу урока. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. -206 с.
  98. Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников. Дис. докт. пед. наук. М., 1984. — 283 с.
  99. Д.М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. -Калуга: Изд-во КГПИ, 1972. 224 с.
  100. Д.М., Колдунов Я. И. Руководство самовоспитанием школьников. Изд. 2-е, перераб. М.: Просвещение, 1975. — 176 с.
  101. Д.М., Наумов В. П. Общение в процессе обучения/Науч.ред. Иванов А.Ф.- Калуга: КГПИ, 1991.- 140 с.
  102. Д.М., Панарина Г. П., Прокопенко В. И. Конспективный курс педагогики. Калуга, 1997. — 135 с.
  103. Д.М., Терентьев А. Н. Уроки нравственности. Тула: Приок. кн. изд-во, 1978. — 144 с.
  104. Гуманизация воспитательного процесса./Под ред. Н. С. Вощенковой Н.С.- Калуга: Изд-во Бочкаревой Н. Ф., 1999. -102 с.
  105. A.A. Проблемы специфики нравственности в этике Аристотеля. / Социальная сущность и функции нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1975.-204 с.
  106. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте. Автореферат дис. канд. психол. наук. -М.: НИИ ОГТП АПН СССР, 1983. -24 с.
  107. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986, — 240 с.
  108. И.М. Моральные критерии социальной зрелости личности. -М.: Знание, 1980.-64 с.
  109. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Луч, 1993. — 23 с.
  110. A.A., Огнев A.C., Гончаров Ю. Н. Психодиагностика и акмеография. Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 191 с.
  111. A.A. Психология развития профессионала. М.: 2000. — 122 с.
  112. A.A. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитания: на материалах исследования деятельности воспитателей, работающих с пионерами: Дис. докт. психол. наук. JL, 1981. — 392 с.
  113. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей в философии /Проблемы ценностей в философии. Под ред. А. Г. Харчева. -М.: Наука, 1986.- С.25−40.
  114. До донов В. И. Гуманизация образования. //Педагогика.- 1996. № 2. -С. 124.
  115. М. Переход к зрелости как этап социализации личности/ Идеологический процесс и воспитание личности. М.: Прогресс, 1980.-С.312−326.
  116. И.В. Теоретические проблемы психологии обучения школьника /Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет/. -М.: Педагогика, 1988. С.3−26.
  117. И.В., Круглов Б. С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся /Ценностные ориентации и интересы учащихся. -М.: Педагогика, 1983.-С. 17−33.
  118. И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
  119. B.C. Инновационные игры: методология и методика / Социальное проектирование в сфере культуры. Игровые методы. М.: НИИ культуры, 1987. — 183 с.
  120. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976.- 184 с.
  121. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 167 с.
  122. .А. Образование как фактор социальной адаптации личности. Дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1980. — 214 с.
  123. В.А. Восприятие и интерпретация художественного текста. -М., 1984.- 180 с.
  124. A.B. Избранные психологические труды. — М., Педагогика, 1986.- 316 с. .
  125. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 168 с.
  126. Э.Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование. //Педагогика. 2002. — № 3. — С. 16−21.
  127. A.B., Божович Л. И. Критерии моральной воспитанности личности. / Проблема управления процессом формирования личности: Материалы симпозиума. М: Изд-во МГУ, 1972. — 152 с.
  128. A.B. Диагностика моральной воспитанности личности. /Советская педагогика. — 1970. № 7. — С. 31 -38.
  129. Н.Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. — 246 с.
  130. В.Н. Человеческая деятельность — познание — искусство. -Киев.: 1977.-201 с.
  131. В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации: Автореферат дис. докт. пед. наук. Челябинск, 2000. — 49 с.
  132. Игры обучение, тренинг, досуг /Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994. -363 с.
  133. B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  134. E.H. Искусство анализа художественного произведения . /Сост. Т. Г. Браже. М., 1071
  135. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Изд-во Флинта, 1998. — 192 с.
  136. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-384 с.
  137. М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество. /Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С.25−34.
  138. В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 127 с.
  139. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л.: 1989.-83 с.
  140. Как построить свое «Я». / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991.- 133 с.
  141. Кант Соч. в 6 томах. Т.4. 4.1. -М.: 1965.-413 с.
  142. В., Новак Т. Сам себе взрослый ребенок и родитель: Пер. с чеш. Спб.: Питер, 1995. — 187, (1) е.: ил. — (Искусство быть). — Перевод изд. Sam sobe dospelym, ditetem i rodicem/ V. Capponi, T.Novak. — Доп. тит. л. чеш.
  143. К.Н. Педагогические основы производительного труда. — М.: Высшая школа, 1987. 359 с
  144. В. Об итогах работы высшей школы в 1994 г. и основных направлениях деятельности в 1995 г. /Высшее образование в России. -1995. -№ 1. С.7−28.
  145. Е.А. Как выбирать профессию М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
  146. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. — 56 с.
  147. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во Института практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — 400 с.
  148. Кон И. С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе./ Социологические исследования. 1978. — № 3. — С.76−86.
  149. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1987.-367 с.
  150. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.-225 с.
  151. .Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М.: Академический проект", 2000. — 236 с.
  152. Н.Л. Формирование эстетических суждений учащихся о художественном произведении (10 класс). / Дис. канд. пед наук. — М.: 1981. -213 с.
  153. Н.Б. Культура учебной деятельности/Школьные технологии. -2002. -№ 1. -С.227−230.
  154. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа. -1990. — 142 с.
  155. М.М., Крюкова Л. И. Роль деловой игры в социальной диагностике. /Прогнозное проектирование и социальная диагностика.- М.: Инс-т социологии, 1991. С.44−76.
  156. С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс: Мокслас, 1981. — 196 с.
  157. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М.: Дело. 1993. -192 с.
  158. C.B., Семенов И. Н. Рефлексивно-акмеологические аспекты развития профессионального мастерства. / Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. Новосибирск: Изд-во НГУД995 — С.124−136.
  159. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.-163 с.
  160. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1990. 1 19 с.
  161. В.И. Стратегия делового успеха. Учебное пособие для студентов вузов. Рн/Д: Феникс, 1995. — 416 с.
  162. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990.- 159 с.
  163. Т.И. Развитие художественного мышления подростков. М.: 1992, — 15 с.
  164. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  165. К.Т., Калганова Т. А. Проблемно-развивающее обучение в практике работы средних ПТУ. М.: Высшая школа, 1986. — 45 с.
  166. Ю.К. Сила латентного влияния в процессе формирования нравственных понятий. / Сб. статей. Иркутск. 1968. — 104 с.
  167. А.Б., Гринин В. В. Искусство в системе духовных ценностей общества. М.: Знание, 1986. — 64 с.
  168. Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М.: Изд-во РАГС, 1994. — 242 с.
  169. В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980. — 207 с
  170. К.Э. Личностью не рождаются. М.: Наука, 1990. — 208 с.
  171. Н.Д. Психология характера. Изд.3-е. М.: Просвещение, 1969. -С.424
  172. А.И. Моральное развитие личности: Методологический анализ: Автореферат дис. докт. филос. наук. Киев, 1990. — 32 с.
  173. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-271 с.
  174. A.A. Деятельность и общение. /Вопросы философии. -1979. -№ 1.- С. 121−132.
  175. A.A. Психология общения. -М.: Смысл, 1997. -365 с.
  176. A.A. Слово в речевой деятельности. М. — 1965.
  177. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  178. А.Н. Автоматизация и человек. Психологические исследования. — М.: 1978. Вып. 2. — С.6−7.
  179. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  180. И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Просвещение, 1972.- 240 с.
  181. Л.Н. Урок-диспут. М.- Л., 1965. — 104 с.
  182. А.Г. Психологический тренинг с подростками. Учебное пособие. M.: Akadema, 2001. 250 с.
  183. В.М., Гуревич P.C. Преемственность содержания трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся. М.: Высшая школа, 1990.- 111 с.
  184. В.Я. Структура продуктивного взаимодействия. / Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980.-С.38−39.
  185. Г. Психология эмоционального мышления. / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. -М.: Изд-воМГУ, 1981.-С. 123−129.
  186. В.Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования. /.Педагогика. № 2. — 2002. — С. 10
  187. Н.П. Духовные ценности русской народной педагогической культуры. / Педагогика. 1998. — № 1.
  188. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. -308 с.
  189. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-192 с.
  190. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1995. -153 с.
  191. К.Маркс, Ф. Энгельс Соч. 2-е изд.-Т.22, 42
  192. Масленникова В.111., Юдин В. Н. Педагог и культура. К.: Изд-во КГУ, 1994.- 106 с.
  193. А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001. — 479 с.
  194. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  195. В.П. Изучение лирики в школе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 207 с.
  196. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.-М.: Педагогика, 1986. 253 с.
  197. A.A. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
  198. К. Психология ответственности. Л., 1983. — 240 с.
  199. A.A. Целеполагание как творчество (некоторые традиционные психологические подходы к изучению творческой личности). //Педагогика. 2002. — № 4. — С. 15−20.
  200. Н.И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности.//Вопросы психологии. 1980.-№ 1.- С.22−30.
  201. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Изд. Второе доп. М.: Ассоциация «Проф.образование», 1998, — 134 с.
  202. A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования. //Педагогика. № 9. — 2000.-С.3−10.
  203. Общая психология. Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова, С. Н. Шабалина. М.: Просвещение, 1973. — 351 с.
  204. С.И. Словарь русского языка. М.: Сов. энциклопедия, 1986.- С.203
  205. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: единство и преемственность, профессиональная направленность, межпредметность в преподавании лингвистических дисциплин. Межвузовский сб. научных трудов. М.: МГЗПИ, 1989. -152 с.
  206. Ориентация школьников на профессии сферы обслуживания. -Пособие для учителей. Под ред. Шило Л. П. -М.: Просвещение, 1981.-125 с.
  207. А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике. //Вопросы психологии. № 2. -2002. С.64−84.
  208. Основы философии. Учебное пособие для вузов. Под ред. Е. В. Попова.-М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.-139 с.
  209. В.А. Внутренний мир личности и искусство. Свердловск, 1990.-212 с.
  210. Ф. Некоторые когнитивные аспекты «Я» образа / Психологические исследования познавательных процессов и личности. -М.: Наука, 1983. С.45−51.
  211. Педагогика трудового коллектива. М.: Высшая школа, 1988. — 160 с.
  212. A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. / Вопросы психологии, 1987. № 1. — С. 16 -27.
  213. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977.247 с.
  214. A.B. Педагогические условия формирования социальной зрелости старшеклассников. Автореферат дис. канд. пед. наук. Курск, 2002.-23 с.
  215. И.П. Педагогика.- Новый курс. -Учебник для вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. — 255 с.
  216. Проблема формирования личности специалиста широкого профиля. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 153 с.
  217. Проблемы формирования профессиональных интересов у учащихся средних профтехучилищ. Под ред. В. Е. Алексеева, Л. Г. Антиповой. М., Высшая школа, 1987. — 112 с.
  218. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы. Пособие. Под ред. Моисеева A.M. М.: Пед. общество России, 1999. — 190 с.
  219. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. Том I. Сост. К. И. Салимова.-Антология педагогической мысли. М.: Высшая школа, 1988. — 447 с.
  220. Профессиональное образование и воспитание личности специалиста. Научно-метод. сборник. Сост. Щепотин А. Ф., Черноглазкин, Шеховцев А. П. -М.: Ин-т проблем развития среднего проф. обр., 2002. -175 с.
  221. A.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения.-М.: Знание, 1991.-45 с.
  222. Психодиагностика: Теория и практика. Перевод, с нем. Под общ. ред. Талызиной Н. Ф. — М.: Прогресс, 1986. — 206 с.
  223. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 360 с.
  224. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. / Коссаковский А. и др. М., Педагогика, 1981
  225. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г.Ярошев-ского.- М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  226. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. -М.: Изд-во МГУ, 1979. 208 с.
  227. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. -М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996.-400 с.
  228. К. О групповой терапии. М.: Изд-во Гиль — Эстель, 1993. -224 с.
  229. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.-Т.2.-322 с.
  230. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1981.-184 с.
  231. Л.И. О психологической сущности процесса нравственного воспитания./ Проблемы нравственного воспитания. М.: Изд-во МГУ, 1981.- 184 с.
  232. Рувинский J1. И. Теория ценностного осознанно-эмоционального усвоения нравственности. / Тезисы доклада по второму симпозиуму 23−27 июня 1973.-М., 1973. С.1−7.
  233. В.И. Психология активности. Минск: Ред.журн. адукацыя i выхаванне, 1996. — 280 с.
  234. М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии. Учебноепособие.- М.: Изд. центр Академии проф. образования, 2002.- 126 с.
  235. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Социально-психологический центр, 1996.-350 с.
  236. A.C. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки. Пособие. М.: Ассоциация учителей физики, 2001. — 64 с.
  237. В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 1985. — 223 с.
  238. Н.И., Севостьянова С. О. Самовоспитание будущего учителя. Учебное пособие. Калуга: Изд-во КГПУ, 2000. — 70 с.
  239. В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. Учебное пособие. / Под ред. В. А. Сластенина. -М., 2000.-216 с.
  240. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнология. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.- 428 с.
  241. В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1988. — 239 с.
  242. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика. Учебное пособие. Изд. 3-е. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  243. В. А., По дымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1997. — 308 с.
  244. В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя. //Magister. -1995. № 3. — С. 52−58.
  245. В.М. Формирование жизненных планов детей в условиях резких социальных изменений. // Психол. журн. 1995. — Т. 16.- № 2. — С.60−69.
  246. И.Ф. Педагогические условия становления жизненных целей старшеклассников. Автореферат диссертации.канд. пед. наук. -Пенза, 1998.-19 с.
  247. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. /Всероссийское социологическое исследование/. — М.: Изд. центр АПО, 2002. — 46 с.
  248. A.M. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991.- 176 с.
  249. Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности./Материалы Всесоюзной конференции, Барнаул, 1985.-135 с.
  250. М.И. Профессиональные способности педагога (Акмеология воспитания и обучения). М.: Моск. психолого-социальный институт, 1998. -368 с.
  251. С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества (наука-практика интенсивного развития человека и организаций). М. -Петрозаводск: Изд-во РАУ, 1996. — 170 с.
  252. В.А. Рождение гражданина. 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1971. — 250 с.
  253. Технологии обучения: сущность, опыт и проблемы развития /Доклады и материалы научно-практической конференции/. Сб. материалов М.: Научно-метод. центр СПО, 1998. 107 с.
  254. Н.М., Еремина Е. И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста. // Педагогика. 2003. — № 2. -С.42−47.
  255. Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессии у японских школьников. //Вопр. психологии. 1990. — № 5. — С. 150−157.
  256. Учебный процесс в профессионально-технических учебных заведениях. Пер. с немецкого Хайнце К., Гейтер Е., Симон Г. и др. М.: Высшая школа, 1985. 223 с.
  257. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во Ин-та практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-512 с.
  258. И.С. Педагогика трудового коллектива. М.: Высшая школа, 1988.-278 с.
  259. О.П. Формирование ценностно-смыслового отношения старшеклассников к предметам естественно-математического цикла. Автореферат дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. -19 с.
  260. Философский словарь. Под ред. М. М. Розенталь, П. Ф. Юдина. М.: 1963, — 544 с.
  261. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -183 с.
  262. И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. 7-е издание. — Минск: «Университетское», 2002. — 560 с.
  263. И.И. Воспитание культуры нравственных чувств старшеклассников. / Дис. канд пед. наук. М.: 1992. — 176 с.
  264. М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Просвещение, 1982. — 152 с.
  265. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпрокс, 1995. — 288 с.
  266. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Ин-т психологии, 1977. — 144 с.
  267. И.Б. Дети взрослеют в труде. М.: Педагогика, 1990. -174 с.
  268. В.Н., Тамбовкина Т. И., Суслова Н. П. Школа: от конечного результата к творческому поиску.-М.: Просвещение, 1991. 157 с.
  269. H.A. Педагогические основы производственной практики учащихся ПТУ. М.: Высшая школа, 1989. 79 с.
  270. JI.H. Психологические условия развития профессионально важных качеств в процессе обучения и труда. Автореферат дис. канд. психол. наук. М.: 1981. — 19 с.
  271. Шеховская H. J1. К. Д. Ушинский и Н. А. Бердяев: духовность как нравственная основа личности. //Педагогика". № 5. — 2002.- С. 77−82.
  272. Т. Социальная психология. М.: 1969. — 535 с.
  273. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Просвещение, 1974. 249 с.
  274. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  275. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: 1978. -С. 189−190.
  276. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс — Универс, 1994.-331 с.
  277. П.М. Психология художественного творчества. М.: Искусство, 1971. 218 с.
  278. Яковлева E. J1. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997. — 210 с.
  279. В.А. Обучение как процесс управления. Л.: ЛГУ, 1988. 160 с.
  280. М.Г. Психология в XX столетии. Изд-во полит, лит-ры. -М.: 1971 с.
  281. Altier William J. A perspective on creativity // J.Prod. Innov. Manag., 1988, 5,-№ 2.
  282. AllportG.W.: Personality.-London, 1955.p.275.
  283. Allport G.W.Attitudes, (W praycy) A. Handbook of Phychology.Ed. Murchlson C.-New York, 1939.-p.793.
  284. Arrigo J. l Who says you can not be creative? // IEEE Eng. Manag. Rev., 1986,14.-№ 2.
  285. Boyd R. Methaphor and Theory Change. / Methaphor and Thought. Ed. By A. Ortong.- Cambidge, 1984, p.365−408.
  286. Brookfield S.D. Developing Critical Thinkers.-San Francisco Oxford, 1991.
  287. Dorner P. Self reflection and problem solving / Human artificial intelligence. — Berlin, 1987, — P.101−107.
  288. Durheim E. The evolution of Education Though.-L., 1977.
  289. Ellus.A.K., Fouts J.t. Research on Educational Innovations.- Princeton junction, 1993.
  290. Gall m.d. discussion Method./The International Encyclopedia of Teaching and Teacher Education.-Oxford, 1988, p.230−237.
  291. Gall M.D., Gillet m. The discussion method in teaching.// Theory into Practice/- 1980, v. l 9, №vl.
  292. Gerstmann S.: Osowosc. Warzava, 1970. S.79.
  293. Hofstede G. Culture and organizations. /International studies of Management organization. 1981. -№ 4.
  294. Podaje wg/ Nowak S.: Pojecle postawy w teoriach 1 stosowanych badanlach spolecznych, (W: Teoria postaw Njwar S. (red.). Warszawa, 1973. — S. 21.
  295. Newcomb T.M., Turner R. H., Converse P.E.: Phycholodia Spoleczna .-Warszawa, 1970. S.87−93.
  296. Smith M.B., Bruner J.S., Write R.W.: Opinions and Personality. New York, 1956. -S.36.
  297. Tomaszewski T. Z pogranlcza psychologll 1 pedagogiki. Warszawa, 1970.-S. 213.
  298. Wallenstein J. Culture as the Teological Battleground of the modern World System London, S/ Publication Ltd., 1996.
  299. Weiner B. Human motivation. New York., 1980.
  300. АНКЕТА АБИТУРИЕНТА. 1. Быть взрослым, это значит .
  301. Мечты о будущем я связываю с .3. Я хочу научиться .
  302. Больше всего в жизни я доверяю.
  303. Трудной задачей для себя считаю .6. Успех в жизни зависит от7. Я уверен в себе, когда.
  304. Оценка окружающих для меня .
  305. Качество, которое я ценю в сверстниках, это
  306. Проблемы, волнующие меня сегодня, в основном, связаны с .
  307. Теоретическая модель формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся.
  308. Цель Эффективное развитие когнитивно-оценочного, мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, коммуникативного компонентов профессионально-нравственной зрелости учащихся.
  309. Принципы Гуманизация образовательного процесса, интегративность, культурологическая обусловленность, непрерывность образования.
  310. Модель реализации комплекса организационно-педагогических условий формирования профессионально-нравственной зрелости учащихся лицея.
Заполнить форму текущей работой