Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методические требования к проведению артикуляционных упражнений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нарушениями являются: выработка контроля за положением рта, артикуляционная гимнастика, развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса, коррекция звукопроизношения (используется принцип индивидуального подхода, необходимо тренировка слухового восприятия, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, затем его автоматизирует в слогах, словах и в контекстной речи… Читать ещё >

Методические требования к проведению артикуляционных упражнений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
  • 2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статистические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
  • 3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (это явление носит название коартикуляции).
  • 4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.
  • 5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.
  • 6. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков [Логопедия: Учеб. для студ.дефектолог.фак. Пед.высш.учеб.заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — 3 — изд., перераб. и вост. — М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2002. — 680с. — (Коррекционная педагогика), 31].

Программа Н. М. Крыловой «Детский сад — Дом радости». Обогащение развития звуковой культуры речи ребенка:

  • — совершенствование фонематического восприятия, правильному произношению звуков и овладению звуковым анализом слова;
  • — упражнения в произношении слов с соблюдением норм литературного языка
  • — использование различных средств интонационной выразительности (темп, ритм, логическое ударение) для создания неповторимого образа своей речи, для передачи своего отношения к тексту, созданному автором.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики.

В старшем возрасте уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы арикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому можно проводить упражнения в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков (свистящих, шипящих, л, р) воспитатель может закончить артикуляционную гимнастику звукоподражанием на отрабатываемый звук.

сентябрь.

Упражнения для губ: «улыбка», «трубочка», «бублик», «кролик», чередование положений губ: «заборчик», «бублик», «улыбка», «трубочка».

октябрь.

Первый комплекс: «загнать мяч в ворота», «наказать непослушный язык», «лопатка», «кто дальше загонит мяч», «почистим зубки», «горочка», «катушка».

ноябрь.

Второй комплекс: «наказать непослушный язык», «лопатка», «парус».

декабрь.

Второй комплекс: «грибок», «кто дальше загонит мяч», «вкусное варенье».

январь.

Второй комплекс: «гармошка», «фокус», «чашечка».

февраль.

Третий комплекс: «наказать непослушный язык», «вкусное варенье», «пароход гудит», «индюк».

март.

Третий комплекс: «качели», «лошадка», «беззвучно пощелкивать кончиком языка».

апрель.

Четвертый комплекс: «чьи зубы чище», «маляры», «кто дальше загонит мяч», «лошадка».

май.

Четвертый комплекс: «вкусное варенье», «индюк», «барабанщики».

[Детский сад — Дом радости. Пермь, 2005, 15].

Выводы к главе I.

  • 1. Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур мозга. Устная речь осуществляется посредством координированной работы мышц трех отделов периферического речевого аппарата: дыхательного, головного и артикуляционного. Вся работа периферического речевого аппарата, которая связана с точнейшими и тончайшими координациями в сокращении его мышц, регулируется центральной нервной системой.
  • 2. Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.
  • 3. Причины речевых нарушений: 1) различная внутриутробная патология, 2) родовая травма и асфиксия во время родов, 3) различные заболевания в первые годы жизни ребенка, 4) травмы черепа, 5) наследственные факторы, 6) неблагоприятные социально-бытовые условия.
  • 4. Этапы формирования правильного звукопроизношения: I. Подготовительный — от рождения до года. В начальной стадии у ребенка отмечается крик, плач, кряхтение, чмоканье, фырканье, гуление — лепет (3 месяц), 4 — 5 месяца — важный скачок в развитии звукопроизносительной стороны речи, начинается структуризация слога. 6 месяцев — мама, па-па. Со второго полугодия ребенок воспринимает некоторые звукосочетания и соотносит ребенок. С 10−11 месяцев у ребенка появляются реакции на слова, а к концу года появляются первые слова. В подготовительный период у ребенка формируется речевое дыхание, развиваются органы артикуляции, формируется макет слова и фразы. II. Преддошкольный (от 1 до 3 лет). Это этап активного становления речи. С 1 года до 3 лет происходит интенсивный рост словаря от 10 слов до 1000. В конце 2 — го года жизни начинает формироваться грамматический строй речи. Преобладание пассивного словаря над активным. III. Дошкольный — от 3 до 7 лет. В этот период идет бурный рост словарного запаса ребенка. К 5 годам — 4000 слов. В 5 лет дети могут пересказать сказку, рассказать какой-нибудь случай из жизни, появляется не только фразовая речь, но и монологическая. В этот период совершенствуется фонематическое восприятие. К 4 годам ребенок должен различать и правильно произносить все звуки родного языка. IV. Школьный — от 7 до 17 лет. Идет интенсивное развитие речи.
  • 5. Основные виды речевых нарушений:
  • 1) дислалия — нарушение звукопроизношения, 2) нарушение голоса — это отсутствие или расстройство голосообразования вследствие патологических изменений голосового аппарата, 3) ринолалия — нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата, 4) дизартрия — нарушение звукопроизносительной и мелодической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, 5) фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем, 6) общее недоразвитие речи — такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи.
  • 6. Методическими требованиями к проведению артикуляционных упражнений являются:
  • 1. выработать умения принимать требуемую позу,
  • 2. статистические упражнения, динамические упражнения,
  • 3. необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ,
  • 4. занятия должны проводиться кратковременно, но многократно,
  • 5. уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений,
  • 6. по мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.
  • 7. Система коррекционно-педагогической работы по исправлению недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста с речевыми

нарушениями являются: выработка контроля за положением рта, артикуляционная гимнастика, развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса, коррекция звукопроизношения (используется принцип индивидуального подхода, необходимо тренировка слухового восприятия, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, затем его автоматизирует в слогах, словах и в контекстной речи, переход от простых упражнений к более сложным, убыстряя темп упражнений, работа над выразительностью речи, развитие артикуляционной моторики, комплексная медикопедагогическая работа с детьми). Комплекс артикуляционных упражнений, занятие «Звук Ж. Игра «Поймай мяч», упражнение «Найди и назови нужное слово», дидактическая игра «Отгадай-ка», дидактическая игра «Словечко», подвижная игра «Движение руками», словесное упражнение «Занимательные картинки», дидактическая игра «Говориш-ка», дидактическая игра «Добавлялки», настольная игра «Кто быстрее соберет вещи?», настольная игра «Магазин», игровые упражнения: «Улитка», «Полянка», «Лабиринт», «Самолет», «Ступеньки», «Узоры», скороговорки, чистоговорки, сказка о Веселом язычке.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой