Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирующий эксперимент. 
Рабочая программа по формированию моторного праксиса с использованием оздоровительных технологий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Муниципальное казенное образовательное учреждение учебно-методический центр Ленинского муниципального района г. Видное использует в своей работе такие технологии. МКОУ УМОЦ в своей деятельности включает в себя методическую, психолого-педагогическую службу, где работают методисты, специалисты: учителя-логопеды и педагоги-психологи. Проводятся занятия с детьми, имеющие различные нарушения речи… Читать ещё >

Формирующий эксперимент. Рабочая программа по формированию моторного праксиса с использованием оздоровительных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В работу по преодолению дизартрии необходимо включать комплексные подходы, такие как массаж, специальная логопедическая гимнастика, медикаментозное лечение, возможно включение инновационных методов, таких как здоровьесберегающих технологий направленных на освоение нового типа дыхания диафрагмально-релаксационного по методу биологической обратной связи [28]. Метод «БОС» в логокоррекционной ра боты, который служит эффективным средством формирования речевого дыхания (в структуре формирования моторного праксиса) детей младшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

После обработки результатов констатирующего эксперимента по специально разработанной программе был проведен формирующий эксперимент — намечена программа логокоррекционной работы по формированию компонентов моторного праксиса — формирование речевого типа дыхания. Формирующий эксперимент проводился с 15.10.2016 года по 15.04.2017 года. В нем принимало участие 6 человек детей 4−5 летнего возраста экспериментальной группы.

Дети контрольной группы — 6 человек занимались по программе преодоления дизартрии Е.Ф. Архиповой[1].

Этапы реализации логокоррекционной программы работы: I этап — диагностический Цель этапа: обследование ребенка, его речи и функционального состояния для определения причин возникновения речевого дефекта, механизмов его формирования, структуры дефекта, составление индивидуальной, дифференцированной схемы проведения коррекционного курса методом БОС.

2. этап — подготовительный Цель этапа: постановка диафрагмального типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха.

3. этап — работа над основными компонентами речи Цель этапа: формирование нового динамического стереотипа речевого диафрагмального дыхания.

4. этап — закрепление полученных навыков.

Цель этапа: закрепление полученных речевых навыков и нового речевого дыхания в реальной жизни, подведение итогов коррекционного курса по методу БОС с максимальной дыхательной нагрузкой.

Пояснительная записка программы.

Оздоровление детей и формирование положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, дает тот положительный момент, который играет важную роль в сохранении здоровья молодого поколения. А использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании стало обычным явлением. Способность компьютера представлять и воспроизводить информацию одновременно в виде текста, звука, графического изображения, анимации, видео, быстро запоминать, обрабатывать данные позволяет решать разные задачи. Современные дети «зависимы» от технических средств и занятия с использованием современных оздоровительных технологий (БОС) в коррекционнологопедической работе позволит заинтересовать, замотивировать ребенка, а главное научить его использовать свой резервный механизм на достижение цели.

Муниципальное казенное образовательное учреждение учебно-методический центр Ленинского муниципального района г. Видное использует в своей работе такие технологии. МКОУ УМОЦ в своей деятельности включает в себя методическую, психолого-педагогическую службу, где работают методисты, специалисты: учителя-логопеды и педагоги-психологи. Проводятся занятия с детьми, имеющие различные нарушения речи, коррекционно-психологическое сопровождение, а также занятия по подготовке к школе.

В МКОУ УМОЦ осуществляется комплексная система оздоровления детей. Оздоровительный дыхательный тренинг с применением метода биологической обратной связи по методу Сметанкина А. А. включен в систему коррекционно-логопедических занятий, как дополнительный курс при работе с детьми.

Методологической основой рабочей программы «БОС-здоровье» является технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья, разработанная под руководством А.А. Сметанкина[31], ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ «Институт БОС», президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.

Этот метод произвольного волевого управления функциями организма для совершенствования своего организма в норме или коррекции организма при патологии, посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы.

Оздоровительная дыхательная методика БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера (индивидуальные занятия), а также возможность проведения групповых занятий, без использования персональных приборов ПБС. Компьютер превращает тренировку в увлекательную игру на компьютере, осваивая технику диафрагмально-релаксационного дыхания. Важно и то, что сам прибор не оказывает отрицательного влияния на организм ребенка при проведении сеанса. Применяются программы с использованием аппарата ПБС и без. Программа без аппарата ПБС работает таким образом: ребенок подстраивается под правильный ритм дыхания (возраст ребенка учитывается) и тем самым оздоравливается путем выработки для организма правильных дыхательных ритмов (короткий вдох и в два раза длиннее выдох), тем самым поступление кислорода и удаление углекислого газа из организма при помощи диафрагмы.

«БОС-Здоровье» используется не только для профилактических оздоровительных целей, а также эффективно ее применение и для коррекции речи. Дошкольникам с речевой патологией необходимо формировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания, т.к. он является базой такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание[31].

Цель программы «БОС-Здоровье»: использование ИКТ для оптимизации и повышение эффективности коррекционных занятий, а также в качестве дополнительного курса к основной программе, при работе с детьми, имеющие стертую дизартрию.

Задачи программы:

  • — осуществлять коррекцию речевого дыхания;
  • — осуществлять осознанный самоконтроль за речевым дыханием;
  • — использование игровых моментов при коррекционной работе;
  • — многократно использовать необходимые упражнения;
  • — работать на разных уровнях сложности, т.к. у детей экспериментальной группы различные уровни сформированности моторного праксиса;
  • — оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм, путем использования способностей ребенка к произвольной регуляции дыхания через оздоровительные дыхательные упражнения;
  • — выработать гармоничность работы сердечно — сосудистой и дыхательной систем;
  • — сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания;
  • — использовать показатель здоровья для диагностики состояния системы моторики и ее регуляции;
  • — воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные возможности организма (повышение его сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
  • — повысить уровень компетентности педагогов и родителей в области использования здоровьесберегающей технологии «БОС-Здоровье».

Компьютерные программы серии «Бос-здоровье» в педагогике разработаны и предназначены для оздоровления, на коррекционно-логопедических занятиях, в комплексе для обучения детей с учетом различных образовательных предметов, таких как «Здоровая Азбука»,.

«Здоровый окружающий мир», «Здоровая математика», имеется обучающая литература, тренажеры-прописи, включающие специальные задания.

Рабочая программа «БОС — здоровье» ориентирована на детей компенсирующей направленности от 4 до 5 лет и рассчитана на год обучения.

Для того, чтобы воспитать у ребенка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью проводятся теоретические занятия, а тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется на практических занятиях.

И хотелось бы отметить, что приобретенный навык диафрагмально-релаксационного дыхания остается у человека на всю жизнь.

Этапы ДРД — диафрагмально-релаксационного дыхания: 1 этап-обучение навыкам релаксации.

Занятия проводятся под классическую, спокойную музыку. Упражнение для расслабления мышц.

Необходимо сесть на стул, либо расположиться лежа на кушетке.

Выполнять упражнение на расслабление плечевого пояса: попеременно поднимать — опускать левое, правое плечо на счет 1−2-3.(4−5 раз) Затем одновременно левое и правое плечо на счет 1−2-3.(4−5 раз) Упражнения для глаз.

Поднять глаза вверх, задержать (счет1−2-3) Опустить вниз, задержать (счет 1−2-3) Перевести влево, задержать (1−2-3).

Сделать круговые движения: в одну сторону, в другую.

Все упражнения повторить 3−4 раза.

Провести расслабляющие упражнения, растираем ладони, чтобы были теплые и прикладываем ладони к глазам, подержать несколько секунд.

Упражнения на расслабления мышц лица. Улыбочка-трубочка, улыбочка-трубочка. Открыть рот задержать положение Высунуть язык, задержать положение, убрать язык.

Высунуть язык, поднять вверх, опустить вниз, облизать губы. Улыбнуться, нахмуриться, улыбнуться, нахмуриться.

Все упражнения повторить 3−4 раза.

этап-обучение навыкам ДРД без сигнала обратной связи Выполнение инструкции.

Кладем одну ручку на живот, другую на грудь. Четко следовать инструкции!

Ты, делаешь не глубокий легкий вдох, через нос (без напряжений) не поднимая плечи, при этом твой животик надувается как шарик, без задержки, плавно переходишь на равномерный выдох через слегка разомкнутые губы. Твой животик возвращается в исходное положение — сдулся как шарик. При этом вдох достаточно короткий (1−2), а выдох продолжительный (1−2-3−4).

При таком дыхании происходит гомеостаз в организме, то есть постоянство внутренней среды (снижение пульса, артериального давления, глюкозы, инсулина в крови). Вдох-пульс вверх, выдох-пульс вниз.

Пульс: у взрослого — 60−80 ударов /мин. у ребенка — 80−100 ударов/мин., у младенца — 120 ударов/мин.

1 этап — обучение навыкам ДРД с сигналами обратной связи.

Обработать датчики хлоргексидином либо миромистином.

  • — Подключение прибора ПБС (преобразователь сигнала), датчики на нужном уровне тела ребенка.
  • — Выполнение инструкции с сигналом обратной связи.

Инструкция:

Как только столбик, не видимая кисточка, полоска, пчелка… начинает подниматься вверх, ты делаешь не глубокий короткий вдох через нос без напряжений, при этом твой животик надувается как «шарик», как только невидимая кисточка, полоска… опускается вниз, ты плавно без усилий переходишь на длительный выдох через слегка открытый рот, при этом живот сдувается до конца.

Упражнения, используемые во время работы над дыханием.

«Задуй свечку», «Чашка чая»,.

Выдох в микрофон: достаточно активный, сильный (на пироге будут гаснуть свечки одна за другой — можно на одном выдохе, можно несколько раз вдыхая и выдыхая, тоже самое с чашкой чая) Эти упражнения направлены для отработки правильного речевого дыхания, плавности и его длительности слов и фраз (рекомендуется для детей имеющих ринолалию, дизартрию) Подбор слогов, слов на определенный звук для автоматизации.

«Бабочка», «Пчелка».

Произнесение фраз садится на цветок, если фраза произнесена с правильным выдохом.

«Сказочный замок», «Забор», «Окно».

Картинка закрашивается при слитном произнесении фразы. Упражнения, направленные на выработку голосоподачи.

«Колобок», «Бегемотик».

Говорить громко и тихо, меняя тембр голоса. Колобок на экране будет открывать рот. С этими упражнениями можно работать одновременно с персонажами, тем самым проводить и артикуляционную гимнастику.

Упражнения, направленные на отработку слитного произнесения слогов, слов. Автоматизация.

«Картинка из кубиков».

Построим замок из «кубиков», т. е. нажимаем на пробел, ребенок после четко произнесенного слога, слована экране будет появляться фрагмент замка.

«Скатерть-самобранка».

По такому же принципу, только на скатерти будут появляться блюда, предметы сервировки. Такие виды игровых технологий можно совмещать с лексическими темами, согласно календарному планированию.

Упражнения для выработки правильного произношения гласных звуков и звонких согласных «З», «ЗЬ», «Ж», «Р», «Л»,"ЛЬ".

«Вертолетик».

С помощью произнесения разных гласных необходимо поднять.

«вертолет» до вершины, а затем спустить на землю. Важно! Каждому звуку соответствует высота подъема. При правильном произнесении с выдохом только через рот, вертолет поднимается выше. При появлении носового оттенка голоса вертолет заметно снижается.

«Подводная лодка».

Ребенок произносит правильно звуки, лодка плывет, если появляется преграда, значит, ребенок сделал неверно, необходимо исправить.

Упражнения, направленные для отработки правильного произнесения согласных глухих звуков «Ш», «Х», «Ф».

«Паровоз», «Фонтан».

Если ребенок произносит правильно — облачко из трубы паровоза поднимается, а у фонтана струя воды вверх.

Упражнения, направленные на формирование голосообразования (включение голоса), помогут автоматизировать, умение быстро и громко произносить изолированные звуки, слоги.

«Космический стрелок».

Необходимо быстро и громко произнести в микрофон односложное слово, слог или звук, получится «выстрел», который поразит мишень, если звук — достаточный, если нет вялый, тихий, короткий, то мишень будет не пораженной. Происходит смена картинок, необходимо успеть включиться в работу.

«Речевая волна», «Речевая волна-2».

С помощью этих упражнений можно сформировать правильность ритмико-слоговую структуру речи, плавности, слитности, в том числе и при заикании. Для отработки артикуляции слов и слогов. Применимы упражнения для тренировки взрывных звуков и аффрикат «Б», «П», «Г», «К», «Д», «Т», «Ц», «Ч». Запуск волны, ее остановки, стирание и повторный запуск производится с помощью клавиши «пробел», использование других клавиш, волна останавливается.

Все перечисленные упражнения, направлены для коррекции звукопроизношения, автоматизации, выработки правильного речевого дыхания и улучшение логопедической работы с детьми, имеющие речевые отклонения от нормы.

Навык диафрагмально-релаксационного дыхания дает трем составляющим безусильной речи:

  • — длительный плавный выдох
  • — правильное голосообразование ((твердая атака-напряжение голосовых связок (человек разговаривает на повышенных тонах), придыхательная атака — говорит тихо, неслышно без интонаций), мягкая атака — признак верной голосоподачи, голос мягкий, безусильный, правильный)).
  • — безусильная артикуляция (легкая, без напряжений артикуляция) Безусильная речь — это речь, которая отнимает меньше усилий, затрат энергии, то оказывается, что именно длительный выдох наиболее полно удовлетворяет этому требованию.

При длительном плавном выдохе полностью исчезают запинки, спотыкания в речи, речевое дыхание приходит в норму, в особенности у детей, имеющих стертую форму дизартрии, как правило, у таких детей нарушено речевое дыхание, отмечается смазанность речи, нарушение просодической стороны речи. Дети часто говорят конец фразы на вдохе, голос хриплый, слабый, затухающий. Часто болеющие дети, гиперактивные.

Требования к организации занятий с использованием тренажера.

  • — Занятия проводятся с детьми, начиная с 4 лет.
  • — Изучение инструкции к тренажеру.
  • — Изучение с ребенком и полное объяснение как работает та или иная программа (с ПБС, без ПБС)
  • — Объяснение правил, задач по выполнению заданий. Выбор может быть продиктован индивидуальными особенностями ребенка, его усидчивостью, возрасту, утомляемостью, скоростью протекания нейродинамических процессов и т. д.
  • — Недопустимо проведение занятий с прибором ПБС более 4- 5 детей в кабинете.
  • — Проведение групповых занятий требует внимание и контроль учителялогопеда за правильностью проведения занятий, соблюдение всех норм. Наличие мультимедийного оборудования: проектора, экрана.

Согласно действующим нормам, занятия на компьютере с детьми проводится 2−3 раза в неделю по 10−15 минут, после занятий проводится проветривание.

Количество занятий теоретического курса-5−7, практических — минимум 15, в зависимости, от потребностей, целей и задач.

В логокоррекционной работе мы учитывали рекомендации по оснащению кабинета БОС и проведение тренинга.

Наличие окна (для проветривания) Пол должен быть без статического напряжения (желательно наличие резинового ковра) Регулярная уборка помещения и монитора.

Проветривание помещений после 15 мин. работы мониторов, экрана.

На мониторе не должно быть бликов, окна должны быть защищены от яркого света, но должно быть освещение хорошим.

Наличие кушетки, т. к. в лежачем положении достижение ДРД правильное.

Наличие раковины, мыть руки, обработка септиком перед каждым занятием.

Рекомендация для детей. 1. Одежда должна быть свободной.

Нельзя использование жирных кремов перед тренингом.

Нельзя использование косметических средств (духов, кремов, дезодорантов) Освободить мочевой пузырь перед тренингом.

Перед тренингом последний прием пищи не позднее 1 часа. 6. Должна быть спокойная обстановка, без давления, хороший настрой.

Не проводить занятия после обеда и после занятий спортом, гимнастики и других физических нагрузок, поэтому все занятия проводятся в первой половине дня до 12.00 и после обеда, начиная с 14.00.

Занятия по постановке диафрагмально-релаксационного дыхания проводятся на базе МКОУ УМОЦ Ленинского муниципального района Московской области г. Видное, согласовано с Управлением Образования М. О., программа утвержденная директором МКОУ УМОЦ, составленная учителем — логопедом. Рабочая программа включает в себя как отдельно проводимый тренинг, так и в комплексе при коррекционно-логопедической работе, согласно тематического планирования на учебный год (табл. 4).

Методы и приемы работы по формированию моторного праксиса дифференцируются в зависимости от его уровня [11]. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражание, которым придают характер коммуникативной значимости.

Таблица 4. Тематическое планирование теоретических занятий по формированию моторного праксиса у детей со стертой дизартрией с использованием метода БОС.

Тема теоретического занятия.

Цель и задачи теоретического занятия.

1. Воздух. Зачем мы дышим.

Ознакомить с процессом дыхания — основой жизни всех живых существ. Дать основные понятия;

Объяснить о необходимости кислорода, процесса газообмена, физиологического процесса: вдох — получение кислорода, выдох — удаление углекислого газа из организма — вредного составляющего;

2. Сердце. Сердце и легкие — друзья Дыхание животом.

Проанализировать как происходит взаимосвязь работы дыхательной и сердечно — сосудистой систем человека.

Обучить технике дыхания «животом», изучение инструкции. Использование мультимедийной программы.

Сформировать понятие физиологической функции сердца, как живого насоса;

Показать связь частоты дыхания и величины пульса; Обучить технике расслабления; Использование игр.

3. Знакомство с прибором ПБС (преобразователь биосистемы).

Освоить технологию БОС, знакомить с тренажером ПБС, Сформировать понятия «измерение», «прибор». Зарегистрировать в электронном журнале учителем-логопедом каждого пациента.

Использовать на занятиях прибор БОС (ПОБОСИК) и его датчиков; Освоить закрепление датчиков на месте проведения исследования показаний работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, получить основные навыки проведения ознакомительного занятия на тренажере БОС — здоровье с использованием прибора ПБС;

4. Паспорт здоровья.

Сформировать понятие «паспорт здоровья».

Основные вопросы ЗОЖ:

Сформировать понятие ЗОЖ-основа правильного отношения к своему здоровью (как соотносится самочувствие и оценка здоровья, почему мы часто болеем);

Как быть здоровым?

Полезное питание, какое оно?!

Необходимо много быть на свежем воздухе, почему?

Научить по каким критериям выставляется оценка за урок «БОС-Здоровье»;

Сколько нужно отдыхать и как? Почему необходимо закаливание, зачем нужно соблюдать режим дня? Кто сколько живет?

Сформировать, по каким критериям можно определить состояние человека (напряжение, стресс, предболезнь, болезнь);

Сформировать правильный навык ДРД, который сохраняется навсегда, необходимость использования ДРД в любых сложных ситуациях для снижения напряжения, безусильной речи;

Метод «БОС» [30] в логокоррекционной работы служит эффективным средством формирования речевого дыхания (в структуре формирования моторного праксисиса) детей младшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Проводится комплексный подход, то есть логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа, учитывая возможности Центра.

Дети контрольной группы занимались по программе преодоления дизартрии Е.Ф. Архиповой[1].

Основные направления логокоррекционной работы на данном этапе в контрольной группе это:

формирования моторных и артикуляционных умений и навыков, условий для формирования и коррекции дыхательной и голосовой функций (эти условия создаются в процессе проведения медикаментозного и физиотерапевтического воздействия, проведение лечебной физкультуры, массажа, пассивной и активной гимнастики).

проведение работы по борьбе с солевацией работа по развитию подвижности губ.

работа по развитию подвижности языка Работа ведется с общих движений и постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям, подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта.

Артикуляционная гимнастика должна проводиться в виде игр с учетом возраста, характера и степени органического поражения. Работа по формированию артикуляционной моторики должна сочетаться с развитием общей и мелкой. Эта работа проводится на занятиях, где в специальных упражнениях формируются четкие пальцевые кинестезии и подготавливается рука к письму. Также можно использовать сжимание и разжимание резиновых груш, захватывание кончиками пальцев мелких предметов, мозаика, пластилин, рисование, обводка, штриховка трафаретов, вырезание, шнуровка, пришивание пуговиц и т. д.

Артикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значение имеет тактильно — проприоцептивная стимуляция, развитие статикодинамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий. Артикуляционная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляционного аппарата.

Развитие голоса. Для развития и коррекции голоса у детей с дизартрией используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции.

Коррекция речевого дыхания. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. На этом этапе также можно использовать музыкальные упражнения направленные на постановку диафрагмального дыхания. Что очень важно, использование метода БОС-здоровье в ЭГ даст возможность ребенку самостоятельно контролировать выполнение упражнений, направленных на постановку дыхания, артикуляционных заданий (слог, слово, предложение, очень эффективно в стихотворной форме).

Постановка звукопроизношения. Используется принцип индивидуального подхода. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально.

Продолжается работа, начатая на 1-ом этапе в виде артикуляционной гимнастики, но она усложняется и дифференцируется. На 2-ом этапе происходит коррекция неправильных и неточных движений, тренируется их сила, точность, отрабатывается координация.

В артикуляционной гимнастике на 2-ом этапе преобладают дифференцированные движения артикуляторных органов, большое внимание уделяется выполнению серий движений (предполагается умение произвольно переключаться с одного движения на другое).

Работа над дыханием начинается с общедыхательных упражнений. Цель этих упражнений — увеличение объема дыхания и нормализация его ритма. Работа с речевым сопровождением при произнесении различного по сложности речевого материала.

Работа над голосом проводится параллельно с работой над дыханием, сочетается с физиотерапевтическим, медикаментозным лечением и дифференцированным массажем[17].

В случае выраженной дизартрии работа начинается с обучения ребенка произвольно открывать и закрывать рот, т. к именно эти движения (нижней челюсти), выполняемые в полном объеме, обеспечивают нормальное голосообразование и свободную голосоподачу.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что логопедическая работа при дизартрии структурирована и имеет целенаправленный характер, т. е. каждому этапу работы соответствует определенное направление и цель. Рабочая программа «БОС-здоровье» ориентирована на детей компенсирующей направленности от 4 до 5 лет и рассчитана на год обучения[33].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой