Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические проблемы формирования методической культуры специалиста учреждения социального обслуживания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование теоретических источников по проблеме свидетельствует о многообразии формулировок изучаемого феномена. Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве, в образовании и другом). При ассимиляции он становится элементом материальной культуры, и, как объект материального мира, влияет… Читать ещё >

Педагогические проблемы формирования методической культуры специалиста учреждения социального обслуживания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема формирования методической культуры специалиста актуальна в силу того, что она выступает императивом социальной, гуманистической значимости и специфики социально-педагогической деятельности, представляя собой сложноорганизованную систему достижений специалиста учреждения социального обслуживания в его профессиональном взаимодействии с окружающим миром, другими людьми, самим собой.

Исследование теоретических источников по проблеме свидетельствует о многообразии формулировок изучаемого феномена. Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве, в образовании и другом). При ассимиляции он становится элементом материальной культуры, и, как объект материального мира, влияет на человека через его органы чувств. С этой точки зрения при ассимиляции опыта и знания народа одним человеком (изучение математики, истории, политики и тому подобному) мы получаем чело Медведева И. А., 2010 века, имеющего математическую культуру, политическую культуру, при накоплении опыта успешного проектирования и организации деятельности учреждения социального обслуживания специалиста, владеющего методической культурой [1, с. 45].

Углубленный анализ культуры как ведущего понятия исследования раскрывает его содержательное наполнение, отражающее совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие; «исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»; «общий объем творчества человечества»; сложную, многоуровневую знаковую систему, моделирующую в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем; воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности; «всю совокупность в небиологических проявлений человека» [3, с. 120]. На основании изучения научно-педагогических исследований по проблеме совершенствования методической деятельности в учреждении социального обслуживания мы определяем методическую деятельность в учреждении социального обслуживания как специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового практического и управленческого опыта и направленный на повышение социально-педагогической компетентности и профессионального мастерства каждого из руководителей и специалистов социального обслуживания [5].

Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею. Но методическая деятельность является также одним из аспектов профессиональной деятельности любого специалиста, которую он осуществляет наряду с другими. Она включает в себя, прежде всего, изучение теории, методики и практики учреждения социального обслуживания и разработку методики осуществления и анализа специфики и содержания социальной деятельности.

Основными видами деятельности, требующей методической культуры специалиста, являются самообразование, методическое исследование, описание и обобщение передового опыта, создание методической продукции, обучение педагогических кадров, методическое руководство, методическая помощь, методическая коррекция. Методически обеспечить какойлибо вид деятельности означает вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением социальной, профилактической, коррекционной, образовательной деятельности [4, с. 25].

Методическая деятельность в государственной системе социальных служб автономного округа в учреждениях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры имеет многоуровневую структуру.

Одной из положительных тенденций является увеличение количества организационно-методических отделений и специалистов, занимающихся методической работой. В учреждениях социального обслуживания автономного округа функционируют 22 организационно-методических отделения, что составляет 33% от общего количества учреждений, 12 учреждений социального обслуживания указывают на осуществление методической работы в основных направлениях деятельности.

Проведение опытно-экспериментальной работы показывает, что в методической работе важно оказание реальной, действенной помощи всем специалистам учреждений социального обслуживания. Поэтому возрастает роль методического центра развития социального облуживания в развитии профессиональной компетентности каждого специалистов отрасли.

После проведения ряда исследований состояния методической работы в автономном округе были выявлены проблемы и определены основные пути совершенствования деятельности методических служб в автономном округе. Среди них разработка и внедрение программы повышения квалификации специалистов, занимающихся методической работой; совершенствование информационно-коммуникационного сопровождения; создание сетевой модели социально-психологической и методической поддержки инновационной деятельности специалистов; организация и поддержка инновационной среды; создание алгоритма описания практического опыта для расширения окружного банка данных; проведение маркетинговых исследований; создание многоуровневой системы взаимодействия методических служб в округе.

На основе определения основных приоритетов в ходе проведенного исследования в деятельности БУ ХМАО-Югры «Методический центр развития социального обслуживания» происходила реализация обоснованных путей совершенствования методической работы в автономном округе, а также целевое формирование методической культуры специалистов социального обслуживания.

Развитие и саморазвитие профессионального мастерства и методической культуры специалистов и коллектива в целом происходило с учетом комплекса функций деятельности учреждения социального обслуживания.

Собственно-методическая функция направлена на обеспечение потребностей самой методической службы на основе обобщения опыта своей работы, опыта других социальных институтов, инновационных методик и технологий;

Организационно-методическая функция характерна для тех учреждений, которым учредителем придается статус головных методических центров по организации содержательных видов деятельности и обязанностью которых является проведение методических объединений, семинаров, конференций, «круглых столов», включая информационное и организационное их обеспечение.

Информационная функция предполагает выявление и создание «банка данных» актуального практического и управленческого опыта, его обобщение и пропаганду, направлена на повышение профессионального уровня всех категорий работников учреждения в условиях стремительного роста информационных потоков.

Аналитическая функция обеспечивает изучение фактического состояния реализуемых видов деятельности, спектра программ по каждому из них, обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, проведение объективной оценки результатов деятельности и возможностей перевода учреждения в новое качественное состояние.

Планово-прогностическая функция направлена на выбор наиболее целесообразных содержательных видов и направлений деятельности в сфере оказания услуг, обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, учитывающих социально-экономические условия внешней среды и ее влияние на деятельность УСО; результатов, которые будут достигнуты в случае предполагаемых нововведений.

Проектировочная функция предполагает выработку концептуальной модели УСО с учетом того контингента клиентов, на удовлетворение потребностей которого (образовательных, культурно-досуговых, социально-адаптационных) будет работать коллектив в перспективе.

Организационно-координационная направлена на изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи специалистам и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды; подготовку и проведение научно-практических конференций, социальных чтений, конкурсов профессионального мастерства; взаимодействие и координацию методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления социальной защиты населения.

Обучающая (развивающая) функция направлена на развитие кадрового потенциала, включающего в себя рост профессионального мастерства всех категорий работников, развитие их общей эрудиции, свойств и качеств, необходимых для практической деятельности.

Контрольно-диагностическая предполагает изучение и анализ состояния и результатов методической работы в учреждении, определение направлений ее совершенствования; выявление затруднений методического характера в процессе оказания услуг; сбор и обработка информации о результатах работы образовательных учреждения.

Изучение теоретических предпосылок совершенствования методической деятельности учреждения социального обслуживания и анализ результатов опытной работы позволили выявить, что методическая деятельность учреждения социального обслуживания будет осуществляться эффективнее, если целенаправленно моделируется консалтингово-методическая деятельность учреждения социального обслуживания в соответствии с профилем; осуществляется повышение методической компетентности специалистов учреждения социального обслуживания; используются технологии аудирования в методической деятельности учреждения социального обслуживания.

методический специалист культура педагогический.

  • 1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под. ред. A.A. Бодылева, Г. А. Ковалёва. М., 2005.
  • 2. Алексеева Л. С. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Научно-методическое пособие. М., 2000.

Алексеева Л. С. Основное содержание деятельности отделения психолого-педагогической помощи учреждения социального обслуживания // Работник социальной службы. 2006. № 2. с. 30 47.

  • 3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 2005.
  • 4. Бочарова В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. М., 2006.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой