Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Примитив и примитивисты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В годы мировой войны к народной картинке-лубку обращаются в плакатах К. С. Малевич и В. В. Маяковский. С примитива начинал М.3. Шагал — художник, родившийся в России, но проживший вне ее почти всю свою жизнь (около 70 лет из 98). И всю долгую жизнь он оставался верен впечатлениям детства и юности, родному дореволюционному Витебску, воспоминаниям о местечковом быте, еврейскому фольклору. В его… Читать ещё >

Примитив и примитивисты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В первые десятилетия XX века получило эстетическое признание наивное искусство, примитивизм (от фр. primitivisme — упрощение, простота, неусложненность). В нем можно выделить творчество самоучек, прочно укорененное в городской среде и питающееся городским фольклором, который в свою очередь привлекает внимание любителей искусства и художников (например, увлечение живописными вывесками в России). Искренность чувства и наивный неученый стиль такого искусства органичны и естественны: сумрачные по настроению портреты и живописные фантазии французского таможенника А. Руссо, изображения пиров, красавиц, характерных типов обитателей тбилисских улиц, зверей, которые создает в своих картинах, написанных на черной клеенке, грузинский мечтатель бедняк Н. Пиросманашвили. С другой стороны, ради поисков искренности и натуральности творчества «простого как мычание» (так назвал в 1916 г. сборник своих стихов В.В. Маяковский) отказывались от художественных правил профессиональные живописцы. В бунте против сложившегося в искусстве правопорядка, в обращении к фольклору и творчеству самоучек преломились назревающие тенденции демократизации художественной культуры. Крайнее упрощение формы, прямая связь с искусством вывески особо ощутима у М. Ф. Ларионова, одного из основателей «Бубнового валета», но уже в 1911 г. порвавшего с ним и организовавшего новые выставки: «Ослиный хвост» и «Мишень». Ларионов пишет пейзажи, портреты, натюрморты, работает как театральный художник дягилевской антрепризы, затем обращается к жанровой картине, его темой становится быт провинциальной улицы, солдатских казарм («Отдыхающий солдат» и др.). Формы плоскостны, гротескны, как бы нарочито стилизованы под детский рисунок, лубок или вывеску. В 1913 г. Ларионов опубликовал свою книгу «Лучизм» — по сути, первый из манифестов абстрактного искусства.

Художница Н. С. Гончарова, жена Ларионова, населяет свои картины на сельские темы идолоподобными фигурами, выявляет в них устойчиво тяжеловесную силу. В рассматриваемые годы в ее творчестве остро ощущается увлечение примитивизмом.

В годы мировой войны к народной картинке-лубку обращаются в плакатах К. С. Малевич и В. В. Маяковский. С примитива начинал М.3. Шагал — художник, родившийся в России, но проживший вне ее почти всю свою жизнь (около 70 лет из 98). И всю долгую жизнь он оставался верен впечатлениям детства и юности, родному дореволюционному Витебску, воспоминаниям о местечковом быте, еврейскому фольклору. В его искусстве содержится устойчивый взгляд на мир — удивленно-восторженный и растерянно-задумчивый одновременно. Увиденная в этом свете, жизнь предстает в живописи Шагала как причудливая панорама реальности и мифа, проникновенно-поэтических мотивов («Дачное окно») и гротескной абсурдности («Я и деревня», «Парижские окна»), печалей и горестей («Зеленый еврей»), забавных провинциальных чудес («Прогулка»). В одной из лучших картин художника «Над городом» пара влюбленных летит над крышами домов, над городом, над миром, и живет ощущение, что хотя бы миг счастья не зависит не только от земного притяжения, но и от других, жестоких, законов бытия. Ирреальным пространством, яркой красочностью, нарочитой примитивизацией формы Шагал оказывается близок как экспрессионизму, так и народному примитивному искусству.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой