Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Функции заголовочного комплекса в публицистических текстах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бывают такие случаи, когда в заголовке представлены несколько функций одновременно. А. С. Подчасов утверждает, что функции заголовка противостоят друг другу и взаимодействуют между собой в каждом конкретном заголовке. В связи с этим, имеет смысл говорить лишь о доминировании в заголовке той или иной функции. Отдельно следует сказать о полифункциональности заголовка. Данная характеристика является… Читать ещё >

Функции заголовочного комплекса в публицистических текстах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В общем и целом заголовки расширяют понимание текста и раскрывают его структуру. Кроме того, заголовки концентрируют в себе основную мысль текста, и выступают ключом к его пониманию. Многие исследователи развивали данную мысль в своих работах. Так, например, И. В. Арнольд пишет о «сильной позиции» заголовка по отношению к основному тексту, его теме, образам и идеям [47, интернет-ресурс]. Заголовок и текст представляют собой неразрывную систему, позволяющую исследователям говорить о соответствии заголовка содержанию статьи и изучать его соотношение с текстом. К. А. Филиппов в своей работе объектом исследования выбирает соотношение между формой, содержанием и функцией текста. Также он отмечает, что текст можно рассматривать с двух связанных сторон. Он имеет в виду форму и содержание. Лингвист отмечает, что «целостность текста проявляется одновременно в виде структурной, смысловой и коммуникативной целостности, которые соотносятся между собой как форма, содержание и функция» [55, интернет-ресурс].

Ученые выделяют несколько видов отношения заголовочного комплекса с текстом:

  • 1. Заголовочный комплекс и содержание текста;
  • 2. Заголовочный комплекс и элементы содержания (начало, концовка);
  • 3. Заголовочный комплекс и речевая структура текста.

Заголовочный комплекс может выражать различные элементы структуры публицистического текста: основную мысль, важнейшие тезисы, критическую оценку ситуации, цели сообщения, иллюстрации. Заголовок текста информирует о его содержании, о том, каким образом реализуется информативная функция названия публикации (Д.А. Качаев, В. З. Санников, Л.В. Терентьева). Рассмотрим еще одну классификацию отношений между заголовочным комплексом и самим текстом:

  • 1) репрезентативные отношения: заголовочный комплекс иллюстрирует основную мысль текста;
  • 2) рекламные отношения: заголовочный комплекс лишь интригует читателя, привлекая его внимание к тексту, не раскрывая его сути. Заголовок в таком случае в структурном плане я является словосочетанием. Прочитав весь текст, читатель лишь в конце разгадывает смысл заголовка;
  • 3) диалогические отношения: такие отношения конструируются за счет вопросительных предложений, являющихся частью заголовочного текста является ответом на поставленный вопрос в заголовочном комплексе;
  • 4) включительные отношения: заголовочный комплекс представляет собой часть основного корпуса текста.

Д.А. Качаев отмечает, что весь объем текста делится на части, главы и абзацы. Заголовочный комплекс может быть связан с ними. Также он способен подсказать, каким образом членится текст. Вступление, как пишет Д. А. Качаев, ограничивается, в большинстве случаев, первым абзацем. По мере прочтения публикации читатель помнит заголовочный комплекс и в зависимости от того, где расположена формулировка содержательного элемента, использованного в заголовочном комплексе, он будет соотносится с этой содержательной частью.

Заключение

м текста является отрывок, где становится понятна аналитическая оценка описываемой ситуации, все, что идет после этого отрезка в содержании публикации. Когда заголовочный комплекс повторяется в заключении, возникает выразительная связь заголовочного комплекса и концовки [76, интернет-ресурс].

Понятия «роль» и «функция» публицистического заголовка тесно связаны друг с другом. «Словарь лингвистических терминов» под редакцией О. С. Ахмановой определяет функцию заголовка как «цель и характер воспроизведения в речи данной языковой единицы; ее актуализация или транспозиция в контексте конкретного речевого акта» [56, интернет-ресурс] В свою очередь А. С. Подчасов определяет функцию заголовка газетного текста как «его роль по отношению к тексту». Данное определение на наш взгляд является наиболее полно иллюстрирующим отношения понятий «роль» и «функция заголовка.

Чжао Вэньцзе отмечает, что изложение материала информационного характера в заголовочном комплексе построено подобно «перевернутой пирамиде», т. е. самая актуальная, самая важная информация располагается возможность остановиться в любом месте текста, не потеряв понимания ключевых тезисов.

Чжао Вэньцзе выделяет следующие функции заголовочного комплекса:

  • 1. информативная функция (обозначение темы или главной идеи текста);
  • 2. коммуникативная функция (не только передача информации, но и выражение авторских намерений);
  • 3. графически-выделительная функция (реализуемую с помощью шрифтовых выделений);
  • 4. рекламно — экспрессивная функция (привлекает внимание читателя к материалу публикации).

Бывают такие случаи, когда в заголовке представлены несколько функций одновременно. А. С. Подчасов утверждает, что функции заголовка противостоят друг другу и взаимодействуют между собой в каждом конкретном заголовке. В связи с этим, имеет смысл говорить лишь о доминировании в заголовке той или иной функции. Отдельно следует сказать о полифункциональности заголовка. Данная характеристика является важным аспектом в исследовании публицистического заголовка, о чем пишут многие ученые (Богатырева Н.А., Долгирева А. Э., Каримова Т. Г., Кожина Н. А., Корытная М. Л., Лазарева Э. А., Малюга Е. Н., Мужев В. С., Ноздрина Л. А., Турчинская Э. И., Швейцер А. Д.) [57, интернет-ресурс].

Изучая те или иные функции заголовка, удалось выяснить, что такое количество функций может объясняться особой ролью заголовка по отношению к тексту: особая роль заголовка выражается в том, что это первый элемент текста, который видит читатель. Заголовок — это так называемый «выдвинутый элемент», своего рода смысловая доминанта текста. Как говорилось ранее, заголовок имеет своей целью привлечение внимания читателя, пробуждение его активности и интереса к публикации. В этом реализуется главное условие перерастания первичного внимания читателя к тексту в сознательную сосредоточенность. Удачные и яркие заголовки повышают интерес реципиента. Как следствие, повышается и тираж издания. Именно эта цель движет журналистами и побуждает их использовать различные приемы актуализации языковых средств, приемы усиления смысловой нагрузки, обнаружение авторского отношения к тексту газетного материала.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой