Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Религиозные и философские идеи, мотивы, образы в художественном мире К.Д. Бальмонта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При всей неоднозначности и противоречивости мироощущения Бальмонта, влияние основных идей евангельского учения на творчество поэта было одним из самых сильных. На протяжении всего жизненного пути у Бальмонта наблюдается большое количество обращений к христианским идеям, таким как: Бог есть вечная и безграничная любовь, возлюби ближнего своего, прощение врагам, покаяние в содеянных ошибках, грех… Читать ещё >

Содержание

  • Часть первая. Религиозные учения в художественном мире
  • К.Д. Бальмонта
  • Глава I. Влияние индуизма на творчество Балыионта
    • 1. Тема Индии в творческом наследии поэта
    • 2. Учение о Брахмане
    • 3. Учение йогов: духовное единение с Брахманом
    • 4. Игра мироздания
    • 5. Идея творящей природы
    • 6. Закон кармы
    • 7. Бесконечные воплощения души
    • 8. Растворение индивидуальности в Абсолюте
  • Глава II. Понимание поэтом адвайты — веданты
    • 1. Принцип Майи
    • 2. Формула «Тат твам Аси»
    • 3. Формула «Не то»
  • Глава III. Буддизм в творчестве Бальмонта
    • 1. Образ Буд ды
    • 2. Учение о мировом страдании
    • 3. Буд дийская теория мгновенности
  • Глава IV. Постижение поэтом даосизма
    • 1. Путь Дао и путь человека
    • 2. Категории «ву — вей», «инь и ян»
    • 3. Мир перемен
  • Глава V. Христианство в творческом наследии К. Бальмонта
    • 1. Влияние христианства на творчество Бальмонта
    • 2. Представления поэта о Боге, райском и адском мирах
    • 3. Пресвятая Дева и Иисус Христос в произведениях поэта
    • 4. Церкви, молитвы и праздники в мировидении Бальмонта
    • 5. Творческая переработка поэтом Библии
    • 6. Толкование Апокалипсиса художником-символистом
    • 7. Воззрения Бальмонта на Воскрешение и Страшный Суд
    • 8. Осмысление поэтом «брачного пира» Бога и человечества
    • 9. Понимание Бальмонтом христианской жизни и смерти
  • Часть вторая. Философские воззрения в художественном мире
  • К.Д. Бальмонта
  • Глава I. Влияние философских идей Древнего мира на поэтический мир Бальмонта
    • 1. Гермес
    • 2. Гераклит
  • Глава II. Философия Возрождения в творчестве К. Балыионта
    • 1. Данте
    • 2. Леонардо да Винчи
  • Глава III. Творческое переосмысление поэтом философии Нового времени и романтической философии
    • 1. Ф. Шеллинг
    • 2. И. Гете
    • 3. Новалис, Л. Тик, А. и Фр. Шлегели
  • Глава IV. Восприятие и художественная переработка К. Бальмонтом религиозной философии конца 19 — начала 20 веков
    • 1. Е. Блаватская
    • 2. Ф. Ницше
    • 3. С. Франк
    • 4. В. Соловьев
    • 5. Н. Бердяев

Религиозные и философские идеи, мотивы, образы в художественном мире К.Д. Бальмонта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Всю свою жизнь К. Д. Бальмонт интересовался различными областями культуры и науки, что являлось причиной посещения множества стран и давало возможность непосредственной оценки роли и значимости человеческих достижений в интеллектуальной и нравственно-религиозной сферах. В становлении мировидения поэта, его творческих приоритетов громадную роль сыграло влияние идей, мотивов и образов самых разных культур народов земли. Так, в статье «Костры мирового слова» Бальмонт подчеркивает, что он давно сроднился с замыслами древних космогоний. Поэта-символиста всегда интересовали скрытые аллегориями знания давно прошедших лет, глубоко метафорические и неоднозначные представления о земле, небе, богах, происхождении человека, устройстве вселенского бытия. Отметим также тот историко-культурный факт, что практически все символисты эпохи Серебряного века, так или иначе, в своем творчестве занимались разработкой данных тем (Дм. Мережковский и его попытки создания Третьего Завета, В. Соловьев с идеей создания единого духовного организма, А. Волынский, который считал, что жажда религии создала символизм, А. Белый, писавший, что искусство становится путем к наиболее существенному познаниюпознанию религиозному, Вяч. Иванов, утверждающий, что художник есть носитель божественного откровения и т. д.). Не случайно В. М. Жирмунский в 1914 году замечает, что «для всякого, кто следил за судьбами символизма, связь литературного движения с религиозным несомненна» и далее «. русский символизм имеет за собой богатое и великое мистическое предание. Поэтому нас не может удивить религиозное направление, которое все более и более выясняется как основа этого литературного движения» (94, 204−206).

Таким образом, в контексте этих духовно-нравственных поисков, творчество К. Бальмонта религиозно-философского направления есть полноценное звено в истории русской литературы начала 20 века, в котором отразились типичные увлечения характерные для тех лет. А потому не случайно, символизм как главное свойство художественного мира Бальмонта привел его к древним писаниям, в которых опыт прошлого был скрыт под мифологическими и религиозными символами. Прежде всего, поэта интересовали «переклички», связи и параллели, находимые им в процессе неустанных религиозных и философских изысканий. В них он находил отклик своим внутренним стремлениям. Однако со временем, изучая все новые и ранее неизвестные представления людей о мироздании, Бальмонт постигал различные мнения об одних и тех же символических предметах и явлениях, что сказалось на изменчивости творческого пути поэта, его религиозной веры и предпочтения той или иной философской системы. Сообразно с этим, процесс творческого освоения, переработки и воссоздания религиозно-философских идей и образов у Бальмонта не был прямолинейным, он постоянно видоизменялся. Следовательно, художественный мир К. Д. Бальмонта характеризуется крайней степенью эклектичности, противоречивостью не только всего наследия, но и его отдельных произведений, одновременным утверждением разнородных начал, воспеванием и последующим отказом от некоторых идей.

Актуальность темы

диссертации заключается в исследовании малоизученных аспектов творчества К. Бальмонта, раскрывающих неоднозначность отношения поэта к различным религиозным учениям и философским воззрениям. Творчество Бальмонта религиозно-философского направления рассматривается на фоне широкой панорамы духовных поисков человечества, что важно для глубокого и всестороннего понимания литературы серебряного века и отечественной культуры 20 века.

Научная новизна диссертации обусловлена новым подходом к исследованию творчества К. Бальмонта и разработкой недостаточно исследованной проблемы бальмонтоведения. В ней прослеживаются различные способы и приемы переосмысления и творческой переработки поэтом религиозно-философских знаний. Ранее все творчество Бальмонта не рассматривалось комплексно с позиции изучения влияния религий мира и философских идей как единого концептуального поля, в основе которого лежит переосмысление поэтом глобального опыта человечества в области морали и нравственности, в его исследовании бытия человека и мира.

В нашей диссертации мы предлагаем такое рассмотрение творчества поэта и прозаика, в котором «мозаичность» его излюбленных идей не распадается, а складывается в общую картину. Связующем звеном в ней будет следование тому духовному «вектору», который на протяжении всей жизни вел художника через его увлечения различными учениями. Благодаря этому мы сможем увидеть, как менялись мировоззренческие ориентиры Бальмонта, как он «шел» от частичного приятия индийских и китайских религий к христианству, а также его философские предпочтения, в которых на первое место по значимости в начале он ставил мифологические, пантеистические идеи, физические исследования природы и только намного позже пришел к религиозной философии как к универсальному знанию об одухотворенности бытия.

При рассмотрении творчества Бальмонта впервые раскрыты многочисленные цитаты, параллели и общие места из древнейших литературных и культурных источников, выявлено, что переработанные и переосмысленные поэтом идеи, образы и сюжеты положены им в основу собственных художественных текстов, в том числе в серию циклов оригинальных и переводных произведений, объединенных единой тематикой религиозно-философского характера, в которых главенствующее место занимает стремление к познанию мироздания. Такой аспект изучения художественного мира Бальмонта до настоящего времени не являлся предметом специального научного исследования.

Объект исследования — художественный мир К. Д. Бальмонта.

Предмет исследования — религиозные и философские идеи, мотивы и образы в художественном мире К. Д. Бальмонта.

Цель исследования — выявить и проанализировать религиозные и философские идеи, мотивы, образы в произведениях К. Д. Бальмонта и определить их место в контексте всего творчества (в поэзии, прозе, теоретико-литературных трудах и личных записях).

Задачи исследования:

1. Установить, какие религиозные учения и философские воззрения оказали наибольшее влияние на идейно-нравственную и образную стороны творчества Бальмонта.

2. Выявить типологию и функции религиозных мотивов, сюжетов, образов, символов и философских проблем в художественном мире поэта.

3. Проанализировать художественную адаптацию Бальмонтом религиозных учений и философских воззрений.

4. Охарактеризовать место, роль и значение религиозных и философских идей, сюжетов, образов в поэзии, прозе, критических работах и различных заметках Бальмонта.

Методологической и теоретической базой диссертации являются труды теоретико-литературного и историко-литературного характера. Это исследования: И.В. Гречаник1, Л.А. Колобаевой2, И.Г. Минераловой3, Н.И. Неженца4, А. Пайман5, А. Ханзен — Леве6, а также работы по творчеству К. Д. Бальмонта. В первую очередь это монографии П. В. Куприяновского и Н. А. Молчановой, посвященные исследованию биографии и творчества Бальмонта: «Поэт Константин Бальмонт. Биография. Творчество. Судьба», «Поэзия К.Д.

1 Гречаник И. В. Религиозно-философские мотивы русской лирики рубежа XIX — XX столетий. — М., 2003; Художественная концепция бытия в русской лирике начала XX века — М., 2004.

2 Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа 19−20 вв. — М., 1990; Русский символизм. — М.- 2000.

3 Минералова И. Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма — М., 2003.

4 Неженец Н. И. Русские символисты. — М., 1992.

5 Пайман А. История русского символизма — М., 2000.

6 Ханзен — Леве А. Русский символизм. — СПб.- 1999.

7 Куприяновский П. В., Молчанова Н. А. Поэт Константин Бальмонт. Биография. Творчество. Судьба. — Иваново, 2001. о.

Бальмонта 1890-х — 1910;х годов: проблемы творческой эволюции", «Поэт с утренней душой»: Жизнь, творчество, судьба Константина Бальмонта"9.

В первой части диссертации, посвященной изучению влияния религии на мировоззрение и творчество Бальмонта, мы рассмотрели его интерпретацию таких священных книг, как Ригведа, Атхарваведа, Упанишады, «Бхагавадгита» (в главе о постижении поэтом индуизма и веданты), «Суттапитака» (в главе о понимании автором буддизма), «Дао дэ цзин» (в главе об отношении Бальмонта к даосизму), Библия (в главе по христианству в художественном мире Бальмонта).

Для исследования были привлечены труды, в которых анализировалось своеобразие различных мировых учений в их теоретическом (основы веры) и практическом (повседневное использование религии) аспектах. Прежде всего, это такие книги, как В. П. Каниткар, Коул У. Оуэн «Индуизм"10, А. Швейцер «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика"11, М. Томпсон «Восточная философия"12, «Антология мировой философии: Древний Восток"13, Рамачарака «Религии и тайные учения Востока», Д. Янг «Христианство"14.

При изучении влияния философских представлений на творчество Бальмонта были привлечены труды Гермеса, Гераклита, Данте, JI. да Винчи, Ф. Шеллинга, И. Гете, Новалиса, Тика, братьев А. и Ф. Шлегелей, Е. Блаватской, Ф. Ницше, С. Франка, В. Соловьева, Н. Бердяева.

В качестве специальных работ по истории философии мы приняли во внимание исследования А. Меня «Дионис, Логос, Судьба"15, А. Х. Горфункеля.

8 Куприяновский П. В., Молчанова Н. А. «Поэт с утренней душой»: Жизнь, творчество, судьба Константина Бальмонта. — М., 2003.

9 Молчанова Н. А. Поэзия К.Д. Бальмонта 1890х-1910х годов: проблемы творческой эволюции. — М., 2002.

10 Каниткар В. П., Коул У. Оуэн. Ивдуизм. — М., 2001.

11 Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика. — М., 2002.

12 Томпсон М. Восточная философия. — М., 2002.

13 Антология мировой философии: Древний Восток. — Мн., 2001.

14 Янг Дж. Христианство. — М&bdquo- 2003.

15 Мень. А. Дионис, Логос, Судьба — М., 2002.

Философия эпохи Возрождения"16, В. М. Жирмунского «Немецкий романтизм.

17 1Я и современная мистика", И. И. Гарина «Ницше», К. В. Фараджева «Русская религиозная философия"19 и другие книги, посвящеьшые анализу различных философских систем.

Для ознакомления с направлениями научных исследований творчества Бальмонта были также изучены кандидатские диссертации Бурдина В. В. «Мифологическое начало в поэзии К. Бальмонта 1890-х — 1900;х годов» (1998), Галактионовой «Национальная картина мира в поэзии К.Д. Бальмонта» (1999), Саришвили В. К. «Сонеты К. Д. Бальмонта» (1999), Боровковой В. «Проза К. Д. Бальмонта (Автобиографический аспект)» (2002) и докторская диссертация Молчановой Н. А. «Поэзия К. Д. Бальмонта: проблемы творческой эволюции» (2002).

Художественный мир К. Д. Бальмонта давно стал предметом специального научного исследования. Подводя некоторые итоги, выявим неизученные проблемы творчества поэта, актуальные для избранной темы. В настоящее время те, кто обращается к творчеству К. Д. Бальмонта, признают, что оно недостаточно исследовано. Это обусловлено еще и тем, что до сих пор не издано полное собрание сочинений и слишком много произведений поэта эмигрантского периода утеряны или труднодоступны. И все же в последнее десятилетие попытки изучения неоднозначного творческого наследия этого автора предпринимались довольно часто.

Наиболее полным и ценным исследованием творчества К. Д. Бальмонта на сегодняшний момент можно с уверенностью назвать книги П. В. Куприяновского и Н. А. Молчановой. В этих монографиях впервые рассмотрен жизненный путь поэта и осмыслен поэтический мир его стихотворных сборников, дано представление о творчестве в целом (частично затронуты проза, критика, переводы). Таким образом, в трудах Куприяновского и.

16 Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. — М., 1980.

17 Жирмунский. В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. — СПб., 1996.

18 Гарин И. И. Ницше. — М., 2000.

19 Фараджев К. Русская религиозная философия. — М., 2002.

Молчановой представлен широкий круг тем и проблем творчества Бальмонта, но «всеохватный» характер данных монографий обусловил отсутствие подробного изучения тех или иных произведений, тем, идей. Главное в этих монографиях то, что характер анализа поэтического наследия Бальмонта претендует на универсальность, т.к. литературоведы кратко рассматривают основные произведения (а, следовательно, и темы) этого художника. Помимо этого, авторы выявляют автобиографичность многих произведений поэта. В связи с этим, книги дают четкое представление о единстве жизни и творчества поэта. Для нашей работы было немаловажным утверждение авторов монографий, что «поэт метался между язычески — пантеистическим и христианским мироощущением» (44, 196). Мы согласны и с мыслью о любви Бальмонта к Богу на протяжении всего его творчества, хотя им и были написаны откровенно демонические стихотворения.

Упоминание авторов книг о Ф. Ницше, Вл. Соловьеве, теософах Е. Блаватской и Р. Штейнере, Ведах и Упаншпадах, Ветхом и Новом Заветах, христианстве, индуизме, буддизме, о Будде, Браме и Христе, при отсутствии полномасштабного исследования данного аспекта творчества Бальмонта, еще раз убеждают в необходимости и перспективности избранного нами направления изучения творческого наследия поэта.

При изучении индуистской проблематики творчества Бальмонта мы опирались на работу Г. М. Бонгард-Левина об индийской культуре и литературе в его поэзии: «Свет мой, Индия, святыня"20. Автор пишет о том, что в творчестве Бальмонта, а именно в стихах, в переводах памятников индийской мысли, в переписке древняя цивилизация Индии занимала видное место. В статье упоминаются работавшие с Бальмонтом ориенталисты И. П. Минаев и В. П. Васильев, индологи С. Леви и М. Мюллер, теософский лидер Е. Блаватская, переводы поэта из Ригведы, Упанишад, гимнов Атхарваведы,.

20 Бонгард-Левин Г. М. «Свет мой, Индия, святыня». — СПб., 2002.

Бхагаватгиты, из поэмы Ашвагхоши «Жизнь Будды» и других индийских драматургов.

Изучив существующие на сегодняшний день труды, посвященные Бальмонту, можно выделить несколько основных направлений научных интересов. В первую очередь, следует отметить рассмотрение поэзии в мифологическом ключе, а также близкое к нему фольклористическое направление. Это исследования В. Б. Земсковой «И Мексика возникла, виденье вдохновенное.»: К. Д. Бальмонт и поэзия индейцев" (1976) — И. С. Рождественской «Фольклор Океании в сказках Бальмонта» (1978) — Н. А. Молчановой «Об одной фольклорной интерпретации в „Жар-птице“ К. Бальмонта» (1982) — Т. С. Петровой «Мифологические корни „Славянского Древа“ К. Бальмонта» (1996) — В. В. Бурдина «К истокам жизнетворчества: Из наблюдений над символикой солнца и огня в поэзии К. Бальмонта» (1997) и «Мифолого — демонические мотивы в поэзии К. Бальмонта» (1998) — М. Г. Филлиповой «Мифологема огня у К. Бальмонта и A.M. Ремизова» (1998) — Н. А. Кобриной «Образ Огня в творчестве К. Бальмонта» (1999) и др. Эта тема рассматривается в диссертации В. В. Бурдина «Мифологическое начало в поэзии К. Бальмонта 1890-х — 1900;х годов» (1998). Мифологизм и фольклоризм — важные составляющие художественного мира Бальмонта, но объем и задачи настоящей работы не позволяют рассматривать данные аспекты подробно. Поэтому в написании диссертации мы учитывали эти стороны его творчества, но шли к иной цели — к выявлению религиозных и философских идей, мотивов и образов в поэзии, прозе и критических работах К. Д. Бальмонта.

Вторым направлением можно считать исследование отдельных стихотворных сборников с целью раскрытия той или иной проблемы в контексте сложно организованного творчества Бальмонта. Здесь необходимо назвать следующие работы: К. Мочульский «К. Бальмонт. «Сонеты Солнца, Меда и Луны» (1921) — Е. И. Кудряшова «Путевые очерки К. Бальмонта «Край Озириса» (1993) — Л. Е. Ляпина «Сонеты К. Д. Бальмонта» (1994) — Е. П. Беренштейн «Поэзия как волшебство» в системе эстетических представлений.

К.Д. Бальмонта" (1996) — И. Г. Дубровская «Особенности лирического сюжета в „Фейных сказках“ Бальмонта» (1999) — В. К. Саришвили «Сонеты К. Д. Бальмонта» (1999) — М. Марьева «Книга К. Д. Бальмонта „Будем как Солнце“: к проблеме архитектоники» (2000) и «Субъективная структура в книге стихов К. Бальмонта „Будем как Солнце“ (2002) — Н. А. Молчанова „Горящие здания“ в творческой эволюции К.Д. Бальмонта» (1996), «Поэтический мир книги К. Д. Бальмонта «Светослужение» (1998), «Аполлоническое и дионисийское начало в книге К. Д. Бальмонта «Будем как Солнце» (2001), «Мотив «возвращения» в книге К. Д. Бальмонта «Только любовь» (2002) и др.

Целый круг исследователей объединяет изучение судьбы и творчества поэта в их взаимосвязи. Отметим, прежде всего, вышеназванные монографии П. В. Куприяновского и Н. А. Молчановой, а также работы В. Н. Орлова «Бальмонт. Жизнь и поэзия» (1991), Е. П. Беренштейна «. Поэт Божьей милостью»: Судьба и стихи К. Бальмонта" (1994), О. В. Пимановой «Поэт с «утренней душой» (1998), И. И. Гарина «Поэт-странник» (1999), И. В. Боровковой «Автобиографический герой в романе К. Бальмонта «Под новым серпом» (2000) и «Особенности автобиографической прозы К. Бальмонта (сборник рассказов «Воздушный путь»)» (2002), а также ее кандидатская диссертация «Проза К. Д. Бальмонта (Автобиографический аспект)» (2002) — Л. Н. Таганова «От мира сего: Об автобиографической прозе К. Бальмонта» (2002).

Теме нашей диссертации близки статьи О. Е. Вороновой «Философский цикл К. Бальмонта „Художник — Дьявол“ и поэма С. Есенина „Черный человек“: параллели и созвучия» (1999) — Г. М. Бонгард-Левина «Индийская культура в творчестве К.Д. Бальмонта» (2002) и «Свет мой, Индия, святыня» (2002) — С. Н. Тяпкова «Некоторые особенности поэтической философии К. Бальмонта: (Предварительные замечания)» (2002) и «Специфика бальмонтовских „дуалей“: О некоторых философских основах творчества поэта: (К постановке проблемы)» (2002).

Таким образом, мы можем увидеть, что при несомненном научном интересе к художественному миру К. Д. Бальмонта остаются множество недостаточно изученных проблем и аспектов творчества поэта. В связи с этим актуальность нашей диссертации видится нам в том, что мы исследовали литературное наследие Бальмонта как способ выражения его духовной жизни, осмысливая его деятельность во взаимосвязи с религией и философией. С этих позиций творчество поэта представляет собой сложное единство религиозно-философского и художественного начала.

Основные положения, выдвигаемые на защиту:

1. На протяжении всей творческой жизни Бальмонт, желая понять взаимоотношения человека и мира, постоянно обращался к самым различным религиозным и философским областям. В поисках цельного миропостижения поэт двигался по пути именно эклектичного соединения религиозных учений (индуизм, веданта, буд дизм, даосизм, христианство) и воззрений философов Древнего мира, Возрождения, Нового времени и современности. На наш взгляд, создание Бальмонтом универсального художественно-философского мира не получилось, ибо слишком разнородными, а порой и взаимоисключающими были идеи, которые он принимал на веру.

2. Древнеиндийские и китайские учения привлекали Бальмонта не только необычностью и метафоричностью символико-мистических идей и образов этих религий, но и тем, что их общие установки, в целом, отвечали внутренним потребностям поэта. Творческое осмысление идей и мотивов проявления духовного в материальном, всеобщей одушевленности бытия, неразрывной связи отдельной души с вселенским бесконечным процессом развития, бессмертия духа и несовершенства его физических способностей, ограничивающих ощущение единства с Абсолютом, стали сквозными в художественном мире Бальмонта. Разнообразие древневосточных религиозных идей в наследии автора породило и богатство метафизических образов-символов, воплощающих мировоззренческий фон Бальмонта, это такие необычные и емкие образы, как Абсолют — божественное «Единое», «покровы» таинственности и непознаваемости Его божественной сущности, человек — «луч» от духовного «Солнца», «жемчужина» — душа в «ожерелье» мира, «дымные блески» и «радуга потока» как изображение динамики эмоциональных состояний, земная жизнь есть «тень от облаков», «великий ткацкий станок» миротворчества. Также выявлена особая роль космических образов — символов в поэтическом мире Бальмонта: планетарные светила, звезды, мировые стихии (океан, ветер, огонь, свет, закаты и рассветы) раскрывают взгляд художника на необъятность вечного бытия и разумность его устройства.

3. При всей неоднозначности и противоречивости мироощущения Бальмонта, влияние основных идей евангельского учения на творчество поэта было одним из самых сильных. На протяжении всего жизненного пути у Бальмонта наблюдается большое количество обращений к христианским идеям, таким как: Бог есть вечная и безграничная любовь, возлюби ближнего своего, прощение врагам, покаяние в содеянных ошибках, грех как причина отпадения души от Бога, жертва Христа искупила смертную человеческую душу, второе пришествие Христа, всеобщее воскрешение и Страшный суд, вечная жизнь в Боге. Помимо идей и мотивов, поэтический космос Бальмонта чрезвычайно насыщен и образами-символами этой религии, затрагивающими самые разнообразные ее стороны. Это как узнаваемые непосредственно библейские образы (Троицы, Девы Марии, Вифлеемской звезды, волхвов, Христа, идущего с детьми, Его учеников — бедных рыбаков, крещения, чуда в Канне Галилейской, кормление хлебами, усмиренье волн, Тайной Вечери, тернового венца и др.), так и художественно вымышленные, творчески осмысленные и созданные самим поэтом («воздушные жители Эдема», «беседа с Ним" — «суровое Пятикнижие Моисея" — «под гусли Давида спеты псалмы" — «Эллин-еврей Соломон», у которого «любовь и жизнь одеты в яркий шелк" — «бессмертное лицо Иова" — «улетающая душа» «с крылами белыми" — «предсмертная буря» Апокалипсиса, «печать Антихристова» и др.).

4. Всю свою жизнь Бальмонт изучал самые разнообразные философские труды, рассматривающие основы человеческого существования и трактующие бытийные и онтологические категории. В разные годы жизни поэта привлекали те параллели, в основе которых лежали схожие с его предпочтениями те или иные ценностные категории, формирующие разноплановое представления о мире и человеке: вселенная, земля и человек — все это различные воплощения стихийных сил мироздания (Гермес, Гераклит) — прославление красоты и многообразия Божьего мира, чувство «растворенности» в бытии, сочетание пантеистических и религиозных черт в мироощущении (Шеллинг, Гете, Новалис) — совершенствование человеческих возможностей, реализация собственного потенциала (Данте, да Винчи, Блаватская, Ницше) — объединение человечества на основе творческого подхода к жизни с целью ее преображения и конечного «обожения» (Франк, Соловьев, Бердяев).

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшего научного изучения творчества К. Д. Бальмонта, при создании пособий и учебников, а также в лекционных курсах и спецсеминарах по творчеству Бальмонта в вузовском и школьном образовании. Кроме того, обширный материал может быть использован в научных комментариях при издании творческого наследия Бальмонта.

Апробация диссертации проходила в форме публикации статей и выступления с докладами на научных конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «III Маймановские чтения» и опубликованный доклад «Любовь как выражение сущности стихий Огня и Воды в поэзии К.Д. л I.

Бальмонта" (2002), статья в Вестнике МГОПУ им. М. А. Шолохова «Стихия Огня в мифопоэтических гимнах К.Д. Бальмонта» (2003)22, конференция «Актуальные проблемы литературоведения в третьем тысячелетии» в 2003 году и опубликованный доклад «Религиозный мистицизм в раннем творчестве К. Бальмонта» (2003). Диссертационное исследование обсуждалось на заседании кафедры русской литературы МГОПУ им. М. А. Шолохова и аспирантских семинарах.

Структура и объем исследования: диссертация состоит из введения, двух частей, заключения, библиографии, насчитывающей 136 источников. Материал изложен на 208 страницах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На протяжении всей творческой жизни К. Д. Бальмонт совершал постоянные попытки проникновения в самые различные стороны бытия, а потому его произведения говорят нам о душе и Духе, о природе и Вселенной, о прошлом, настоящем и будущем человечества. Потому целью написания нашей диссертации было выявление и анализ религиозных и философских идей, мотивов и образов в произведениях Бальмонта, а также определение их роли в контексте всего творчества. Подводя итог диссертационному исследованию, мы можем сделать следующие выводы:

1. Типология и функции религиозных мотивов, сюжетов, символов, образов и философский идей в художественном мире поэта раскрывает многообразный и неоднозначный спектр затронутых им тем и проблем. На основе полученных данных по влиянию индуизма на мировоззрение и творчество поэта мы можем сделать вывод, что это такие идеи и мотивы, как: существование вечного Абсолюта, который находится как вне, так и внутри вселеннойвзаимосвязь человека и Абсолюта, как части и целого. Земная жизнь не позволяет человеку полноценно ощутить цельность и единство человеческого и божественногобессмертная душа как главная составляющая человека. Ее стремление к божественному свету, к беспредельному, «за грань» телесного и мирского. Зарождение и конечный уход души в родное божественное лоновечные путешествия души, ее блуждания по мирам. Все ее новые рождения зависят от собственной кармыжажда окончательного и полного растворения души в Абсолюте.

Главными художественными образами этого учения являются следующие: Брахман — «Вечное», «Единое», «Запредельное», «Недвижный», Незримый", «Неслышимый», «Бессмертный" — Брама — «Единое существо», «приобщение» и «отпадение от Брамы" — Атман — духовное начало в человеке- «Слитность ты и я», «я и ты в Лоне» Абсолютадуша как «звено в ожерелье», «скрепа в цепи» Абсолютажизнь — это «сон бытия», «призрак», «мировая тюрьма», «оковы" — страсти и чувства есть «блески», «радуга потока», желанье — это «вспышка». «Переход потока» желаний- «двери жизни» как отсутствие окончательной смерти, ибо «бесконечны пути» человеческой души- «круговорот» «бесчисленных ликов», «блуждания», «смена тел и жизней" — «нить жизни», «мировая ткань», «ткацкий станок мира», человек сам себе «ткет пряжу» — свою судьбу- «возвращенье к Одному», «растворение» и «поглощение» души Абсолютом- «Безбольная вечность», «лучистый» и «святой покой».

Подведя итог по отражению идей веданты в творчестве Бальмонта, мы можем назвать такие образы, созданные поэтом по мотивам этого учения, как: «покров» таинственности и непознаваемости Абсолюта- «блеск заблужденья» не дает человеку увидеть и ощутить Его. Отсюда — «вечный сон» человеческого сознания. «Жизнь есть сон" — «Не то» как отказ от умозрений мудрецов. Только в минуты духовного просветления можно понять, насколько велико одухотворенное единство всего бытия.

В соответствии с главой, в которой мы рассматривали понимание и осмысление Бальмонтом буддизма, перечислим основные идеи и образы этой религии, созданные поэтом: «жертва» Будды, «священное дерево Бодхи" — «спокойная мудрость» Будды- «мир страданьем освящен" — «отречение» и «победа» над наслаждениями- «бесчисленные перемены», «печать мгновений». «Я и ты мелькаем на мгновенье" — «Великое Ничто», «мертвенный покой», «забвение в беспредельности».

В связи с положительным отношением Бальмонта к даосизму, в его творчестве появились образы, в которых поэт представил свое понимание древнекитайского учения: «путь цветка, ребенка, птицы" — «неделанье" — быть «частью-частицей» природы- «маятник» «низкого и высокого» в человеке.

На основе полученных данных о влиянии христианства (ортодоксальной, догматической части и ее применения относительно жизни и смерти простого человека) на художественный мир Бальмонта мы можем сделать вывод о том, что наряду с частичным и временным влиянием древнеиндийских и китайских религиозно-философских школ на мировоззрение поэта, именно учение Христа наиболее полноценно нашло свое отражение. Вследствие этого, в его творчестве гораздо больше именно основополагающих христианских идей, таких как: Бог есть вечная и безграничная любовь и без любви человечество ожидает только исторический тупик в виде гибели мира, а потому возлюби ближнего своеговера в Бога дарует людям духовную помощь и защиту, душевное просветление и радостьпрощение врагам и раскаяние в содеянных ошибкахчеловек должен жить в соответствии с божественными указаниями, ибо грешность души есть причина ее отпада от Богажертва Христа искупила человеческую душу и уничтожила смертьВторое пришествие Христа и всеобщее воскрешение как необходимейшие человечеству событияпосле наказания грешников истинно верующие светлые души будут вечно жить с Богом.

Помимо идей и мотивов, поэтический космос Бальмонта чрезвычайно насыщен и образами-символами этой религии, затрагивающими самые разнообразные ее стороны. Это как узнаваемые непосредственно библейские образы («Троица животворящая" — «Матерь Бога», «Богородица», «Пресвятая Дева" — «Вифлеемская звезда», «волхвы», «скудные ясли" — Христос «идущий с детьми, излучающий благословение», «разговаривающий с учениками» -«бедными рыбаками" — «Крещение Христом" — «ребенок из свиты» Христа- «Канна Галилейская», «Колосья с даром многозерни», «смиренье волн" — «сотрапезники в Вечере" — «терновый венец" — «горящий куст, который не гаснет», «молнегромная гора», «священные таблицы» и др.), так и художественно вымышленные, творчески осмысленные и созданные самим поэтом («невозмутимый Эдем», «воздушные жители Эдема», демоны — «отверженные братья" — «суровое Пятикнижье Моисея" — «под гусли Давида спеты псалмы" — «Эллин-еврей Соломон», у которого «любовь и жизнь одеты в яркий шелк" — «бессмертное лицо Иова" — «евангельская повесть, напоенная словами любвисмерть как «прощание» души с телом, «улетающая душа» «с крылами белыми" — Апокалипсис — это «предсмертная буря», «позор паденья» человеческого, «печать Антихристова», «адские лики" — Страшный суд — «жатва великая" — «всепобедительность развязки», когда «возлюбит человек человека в содружном житии» и др.).

В диссертационном исследовании о философском мировосприятии Бальмонта мы обнаружили некоторые закономерности. Во-первых, темы и категории, осмысливающие человеческое и вселенское бытие часто перестают быть чисто философскими и начинают приобретать характер либо пантеистический (языческий), либо откровенно мистический (религиозный), что было весьма типично для изменчивой личности поэта, постоянно испытывавшего необходимость в религиозных раздумьях. Во-вторых, круг философских проблем, к решению которых стремился автор приводят нас к образованию нескольких групп, объединенных важнейшими для Бальмонта темами:

• Вселенная, земля и человек — все это различные воплощения стихийных сил мироздания, в которых, прежде всего, главенствует огненная стихия как первородное начало, как некое духоносное прасущество, могущественное и многоликое в своих проявлениях (влияние Гермеса, Гераклита).

• Принятие жизни как Божьего дара, удовольствие от существования, радость и прославление красоты и многообразия Божьего мира. Обожествление окружающего мира, природы в широком смысле слова, чувство «растворенности» себя в бытии, сочетание пантеистических и религиозных черт в мироощущении, тяготение к беспредельности, к высшей сущности (влияние Шеллинга, Гете, Новалиса, Шлегелей).

• Развитие мира в сторону совершенствования и увеличения социального прогресса. Устарелость христианских ценностей, отсюда — обретение человеком «новой» не ограничивающей его морали, с помощью которой он сможет реализовать свой потенциал, раскрыть все талантливые задатки, чтобы почувствовать себя полноценной личностью. Титанизм и сверхчеловечество, человекобожие как главная и конечная цель мировой истории (влияние Данте, да Винчи, Блаватской, Ницше).

• Людям необходимо объединиться на основе творческого подхода к жизни с целью ее преображения и конечного «обожения». Союз между человеком и Богом (Франк, Соловьев, Бердяев).

Резюмируя сказанное о философских воззрениях в художественном мире К. Д. Бальмонта, мы можем сделать вывод, что размышления поэта над проблемой человеческого существования обретают у него постоянную форму раздумий о душе, смысле жизни, свободе и творчестве. Отметим, что в попытке постижения бытия индивида и мира, соотношения человека и Бога, человека и природы Бальмонт взывает нас к обращению к нравственно-духовному, интеллектуально-философскому опыту предшествующих поколений, к внимательному изучению разнообразных взглядов на ценностные приоритеты. По нашему мнению, творчество поэта потому насыщено философскими проблемами, что художника не оставляло желание найти глубинный, всеохватный и вечный смысл жизни конечного, временного земного бытия человека, вписать, укоренить его в единую основу Всебытия.

2. Проанализировав художественную адаптацию Бальмонтом религиозных учений и философских воззрений, мы остановили свое внимание на таком своеобразии поэтики Бальмонта, в которой ведущими способами и приемами создания религиозно-философских зарисовок становятся: переложение известных отдельных сакральных мотивов и образовнамеки на ассоциативно-символический подтекстсквозные образы и символы как незыблемые константы человеческой и мировой жизниобращение к автобиографическому началухудожественный вымыселмимолетность и неустойчивость внутреннего мира лирического герояотсутствие цельного и единого смыслового стержня в произведенииотсюда импрессионистичность и сенсорность поэтического мирафрагментарность, — эскизность в оформлении идейного ядраимпровизационная игра с разнородными и контрастными мотивами и др.

3. Характеризуя место, роль и значение религиозных и философских идей, сюжетов, образов в поэзии, прозе, критических работах и различных заметках Бальмонта отметим тот факт, что в течение всей творческой жизни поэт искал, находил, пересматривал и в итоге отказывался от многих идей религиозно-философского содержания. Вследствие этого его наследие не слагается в единую модель гармоничной и универсальной картины бытия, а точнее, поэтический космос Бальмонта насквозь синкретичен, но не целен. Противоречивость художественного мира автора указывает не на бесполезность мучительных и долгих исканий, а на глубину и масштабность личностного постижения вопросов, которые постоянно перед нами ставит жизнь. Поэтому, на наш взгляд, религиозные учения и философские системы разных времен и народов оказали в большей степени положительное влияние на идейно-нравственную и образную стороны творчества Бальмонта, т.к. открыли перед ним различные пути решения общечеловеческих «вечных» проблем, касающихся морально-нравственных и социокультурных областей, каждый из которых чем-то привлекал и чем-то отталкивал поэта. В результате столь упорного труда, приобретенных энциклопедических знаний и тяжелого трагического опыта религиозные и философские метания привели взрослого, уже пожилого Бальмонта к духовному прозрению, к тем первоистокам, в которых он был рожден и воспитан — к христианскому миропониманию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Д. Автобиографическая проза / Сост., подгот. текстов, вступ. ст., примеч. А. Д. Романенко. — М.: Алгоритм, 2001. 608с., ил.
  2. К.Д. Избранное. М.: Эксмо, 2003. — 640 е., ил.
  3. К.Д. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи / Сост., вступ. ст., с. 5−20, и коммент. Д. Г. Макогоненко. М.: Правда, 1991.
  4. К.Д. Где мой дом. М., 1992. — 448 с.
  5. К. Д. Лирика Мн.: Харвест, 1999. — 480 с.
  6. К.Д. Океания // Заветы — 1914. № 6. — С. 11−12.
  7. К. Д. Поэзия Стихий // Весы. — 1905. № 1. — С. 4−6.
  8. К.Д. Радость (Письмо из Франции) // Сегодня. 1930. — № 234, 5 августа.
  9. К. Самые маленькие сказки // Сегодня. 1929. — № 214, 4 августа.
  10. Ю.Бальмонт К. Д. Светлый час: Стихотворения и переводы и 50 книг / Сост., автор предисл. и коммент. В. Крейд. — М.: Республика, 1992. — 590 с.
  11. П.Бальмонт К. Д. Собрание сочинений в 2-х тт. Можайск: ТОО «Можайск-Терра», 1994.
  12. К. Стозвучные песни. Верхнее — Волжское книжное издательство, 1990. — 336 с.
  13. Критика по творчеству КД. Бальмонта
  14. К.М., Дьяконова Е. М. Бальмонт и Япония. — М.: Наука, 1991. -187 с.
  15. И. Бальмонт лирик // Анненский И. Книга отражений. — М., 1979. С. 93 — 122.
  16. Беренштейн Е.11. «Поэзия как волшебство» в системе эстетических представлений К. Д. Бальмонта // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2./ Иван, гос. ун-т. Иваново, 1996. С 28−31.
  17. И.В. Автобиографический герой в романе К. Бальмонта «Под новым серпом» // Филологические штудии: сб. науч. тр. Вып. 4. / Иван, гос. ун-т. Иваново, 2000. С. 52−57.
  18. И.В. Особенности автобиографической прозы К. Бальмонта (сборник рассказов «Воздушный путь») // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 5 / Иван. гос. ун-т. Иваново, 2002. С. 59−66.
  19. В .Я. Далекие и близкие. М., 1912. С. 73 — 106.
  20. Бур дин В. В. Мифолого — демонические мотивы в поэзии К. Бальмонта // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3 / Иван. гос. ун-т. — Иваново, 1998. С. 40−47.
  21. А.А. Борьба за идеализм. СПб., 1900. С. 383 -386.
  22. Д. О творчестве Бальмонта // Летопись, 1917. № 5−6. — С. 249 -252.
  23. И. Поэт-странник/Серебряный век: В 3 тт. Т. 1.- М.: ТЕРРА, 1999. -720 с.
  24. И.Г. Особенности лирического сюжета в «Фейных сказках» Бальмонта // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. / Иван. гос. ун-т. -Иваново, 1999. С. 108−109.
  25. ЗО.Земскова В. Б. «И Мексика возникла, виденье вдохновенное.»: К. Д. Бальмонт и поэзия индейцев // Латинская Америка. — 1976. № 3.
  26. Л.А. Русский символизм. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000. — 296 с.
  27. П. Неоромантическая и мистическая поэзия // «Книжки «Недели». 1897. — кн. XI.
  28. В. Поэт серебряного века / Светлый час: Стихотворения и переводы и 50 книг. — М.: Республика, 1992. С. 5 26.
  29. Н.П. К вопросу о космическом начале в творчестве Бальмонта // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. / Иван. гос. ун-т. Иваново, 1996.
  30. Е.И. Путевые очерки К. Бальмонта «Край Озириса» // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. / Иван. гос. ун-т. Иваново, 1993. С. 53−65.
  31. П.В. Поэтический космос К. Бальмонта // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвузовский сборник научных трудов. — Иваново: Ивановский государственный университет, 1998. Вып. 3.
  32. П.В., Молчанова Н. А. Поэт Константин Бальмонт. Биография. Творчество. Судьба. Иваново, 2001.
  33. П.В., Молчанова Н. А. «Поэт с утренней душой»: Жизнь, творчество, судьба Константина Бальмонта. М.: Индрик, 2003. — 464 е.: ил.
  34. Львов Рогачевский В. Лирика современной души // Современный мир. — 1910.-кн. IV.-с. 1−24.
  35. Л. Е. Сонеты К.Д. Бальмонта // К. Бальмонт и мировая культура. — Шуя, 1994. С. 39−42.
  36. Д.Г. Бальмонт // Бальмонт К.Д. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи. -М.: Правда, 1991. С. 5 — 20.
  37. Д.Г. Штрихи к портрету // Бальмонт К. Д. Стихотворения. — М., 1979. С 3−20.
  38. М. В. Книга К.Д. Бальмонта «Будем как Солнце»: К проблеме архитектоники // Филологические штудии. — Иваново, 2000. Вып. 4. С. 40−52.
  39. М.В. Субъективная структура в книге стихов К. Бальмонта «Будем как Солнце» // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 5 / Иван, гос. ун-т. Иваново, 2002. С. 67−74.
  40. Л. Души современников // Вестник знания. — 1904. кн. VII. — с. 126−133.
  41. Н.А. «Горящие здания» в творческой эволюции К.Д. Бальмонта // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4 / Иван. гос. ун-т. — Иваново, 1996.С. 12−17.
  42. Н. А. Поэзия К.Д. Бальмонта 1890х-1910х годов: проблемы творческой эволюции. Монография. -М.: Mill У, 2002.-146 с.
  43. Н.А. Мотив «возвращения» в книге К.Д. Бальмонта «Только любовь» // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 5. / Иван. гос. ун-т. — Иваново, 2002. С. 15−23.
  44. Н.А. Поэтический мир книги К.Д. Бальмонта «Светослужение» // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. / Иван, гос. ун-т. Иваново, 1998. С. 47−54.
  45. К. К. Бальмонт. «Сонеты Солнца, Меда и Луны» // Русская мысль. 1921. — № Ю-12. — с. 342−346.
  46. Н.И. Русские символисты. — М., 1992.
  47. В.Н. Бальмонт. Жизнь и поэзия // Орлов В. Н. Перепутья. — М., 1976. С. 179−255.
  48. А. История русского символизма / Авторизированный перевод. Пер. с англ. В. В. Исаакович. М.: Республика, 2000. — 415 с.
  49. Т.С. Мифологические корни «Славянского Древа» К. Бальмонта // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. / Иван. гос. ун-т. Иваново, 1996. С. 22−24.
  50. Т.С. Семантика образа цветка в лирике К. Бальмонта // Матер, междунар. лингв, научн. конф. Тамбов, 1995. С. 30−33.
  51. И. С. Фольклор Океании в сказках Бальмонта // Русский фольклор. Исследования и материалы. Т. 18. — Л., 1978. С 96−114.
  52. Л.А. Под знаком Бальмонта. -М., 1997.
  53. Л.Н. От мира сего: Об автобиографической прозе К. Бальмонта // Рабочий край. 2002. — 11 июня.
  54. С.Н. Некоторые особенности поэтической философии К. Бальмонта: (Предварительные замечания) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 5. / Иван. гос. ун-т. Иваново, 2002. С. 33−44.
  55. М.Г. Мифологема огня у К. Бальмонта и A.M. Ремизова // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3 / Иван. гос. ун-т.- Иваново, 1998. С. 222−223.
  56. Ханзен Леве А. Русский символизм. — СПб, 1999.
  57. Г. Исход. Покрывало Изиды. -М., 1909. С. 64−80.
  58. Эллис. Русские символисты. — Томск, 1996.
  59. Воспоминания и мемуары о КД. Бальмонте
  60. Андреева-Бальмонт Е. А. Воспоминания. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1996. — 560 с. 80.3айцев Б. Бальмонт. // Бальмонт К. Избранное. М.: Изд-во Эксмо, 2003. С. 549−555.
  61. А. Далекие, близкие. — М., 1995.
  62. Ю. Дальние берега: Портреты писателей эмиграции. — М., 1994.
  63. Диссертации по творчеству КД. Бальмонта
  64. И. В. Проза К.Д. Бальмонта (Автобиографический аспект). — Иваново, 2002. 185 с.
  65. В.В. Мифологическое начало в поэзии К. Бальмонта 1890-х — 1900-х годов. Иваново, 1998. — 175 с.
  66. Н.А. Национальная картина мира в поэзии К.Д. Бальмонта. -Тюмень, 1999.
  67. Н. А. Поэзия К.Д. Бальмонта: проблемы творческой эволюции. — Воронеж, 2002.
  68. Антология мировой философии: Древний Восток. Мн.: Харвест- М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 992 с.
  69. Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы / Пер. К. Бальмонта. Ст. Бонгард — Левина Г. М. Индийская культура в творчестве К. Д. Бальмонта. -М., 1990. С. 6−40.
  70. Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издание московской патриархии, 1992. — 1372 с.
  71. Бонгард — Левин Г. М. «Свет мой, Индия, святыня"/ Из «Русской мысли» -СПб.: Алетейя, 2002. 228с. — (Серия «Русское зарубежье)
  72. С. О чудесах Евангельских. М.: Русский путь, 1994. — 118 с.
  73. С.Н. Православие / С. Н. Булгаков. — М.: ООО «Издательств ACT», 2003. 365 с. — (Философия. Психология).
  74. В.Д. Духовная реальность и искусство: Эстетика преображения / Диденко В. Д. -М.: Беловодье, 2005. 288 с.
  75. М. Духовные беседы. Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994.
  76. Е.В. Бальмонт в творчестве и воспоминаниях П.А. Флоренского // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Иваново, 1993. С. 74−76.
  77. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь/Под общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского A.M. М.: Республика, 1996.
  78. В.П., Коул У. Оуэн. Индуизм / Пер. с англ. Е. Богдановой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 320с.: ил. — (Грандиозный мир).
  79. Кассиан. Христос и первое христианское поколение. — М.: Православный Свято — Тихоновский Богословский институт- Русский путь, 2001. — 560 с. 4 -е изд., испр. доп.
  80. М.В. Сверхсознание и пути его достижения. — М.: Издательство ЭКСМО Пресс, 2002. — 896 с. (Серия «Великие посвященные»).
  81. А. Мировая духовная культура / Сост. А. Белавин. Изд-во «Нижегородская ярмарка», 1995. — 671 с.
  82. Рамачарака. Религии и тайные учения Востока. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. 800 с. (Серия «Великие посвященные»).
  83. Е. Духовные наставления. М.: Сретенский монастырь- «Новая книга" — «Ковчег», 1998. —215 с.
  84. Софроний архимандрит (Сахаров). Видеть Бога как он есть. — М.: «Путем зерна», 2000. 256 с.
  85. Тринадцатая глава «Бхагавад гиты как она есть» с комментариями Харикеши Свами. — М.: Sentient Press, 1997. — 200 с.
  86. А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика/ Пер. с нем. Ю. В. Дубровина. М.: Алетейя, 2002. — 228 с. — (Традиция, религия, культура).
  87. М. Аспекты мифа / Пер. с франц. — М.: Академический проект, 2001. 240 с. 2-е изд., испр. и доп. — («Концепции»).
  88. Эллис. Культура и символизм // Весы. 1909. — № 10−11. — С. 168
  89. Эллис. Русские символисты. Томск, 1998. — С. 45 — 107.
  90. К. Буддизм / Пер. с англ. М.: ГРАНД-ФАИР, 2001. — 304 е.: ил. — (Серия «Грандиозный мир»).
  91. Н.А. О новом религиозном сознании // Вопросы жизни. — 1905. сентябрь. — с. 160 — 166.
  92. Н.А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. — М.: ООО «Издательство ACT», 2004. 333 с. — (Философия. Психология).
  93. Н. Романтизм в Германии. — СПБ.: Азбука-классика, 2001.-512 с.
  94. Е.П. Тайная доктрина (Синтез науки, религии и философии). — М.: Эксмо, Харьков: Фолио, 2002. — 880 с. (Серия «Великие посвященные»).
  95. P.M. Философия немецкого романтизма. М., 1978.
  96. И.И. Ницше. М.: ТЕРРА, 2000. — 848 с.
  97. И.И. Что такое философия?- Запад и Восток- Что такое истина? М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2001. — 752 с.
  98. А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  99. Е.В. Голубой цветок и русский символизм. М., 2001.
  100. . А. А. Пророк своем отечестве. (Профетические, мессианские, эсхатологические мотивы в русской поэзии и общественной мысли). — М.: Наследие, 2002. — 320 с.
  101. . В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. — СПб.: Аксиома, Новатор, 1996. 232 с. (Памятники и история европейского романтизма).
  102. А.Ф. Философия, мифология, культура. — М., 1991.
  103. . А. Дионис, Логос, Судьба. М., 2002, 396 с.
  104. В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. -М.: Гардарики, 2002. — 554 с.
  105. Новалис. Гейнрих фон Офтердинген- Фрагменты- Ученики в Саисе. СПб.: Евразия, 1995. — 239 с.
  106. Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. — М.: Эксмо- Харьков: Фолио, 2002. 848 с. (Серия «Антология мысли»).
  107. B.C. Спор о справедливости: Сочинения. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 1999. — 864 с. (Серия «Антология мысли»).
  108. Соловьев B.C.: pro et contra / Сост., вступ. ст. и примеч. В. Ф. Бойкова. СПб.: РХГИ, 2000. — 896 с. — (Русский путь).
  109. М. Восточная философия / Мел Томпсон. Пер. с англ. Ю. Бондарева. — М.: ФАИР — ПРЕСС, 2002. — 384 е., ил. — (Грандиозный мир).
  110. К. Русская религиозная философия. — М.: Издательство «Весь мир», 2002. 208 с. — (Весь мир знаний).
  111. С. JT. С нами Бог / C.JT. Франк- Сост. и предисл. А. С. Филоненко. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 750 с. — (Philosophy).
  112. С.А. Сочинения. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 800 с. -(Классическая философская мысль).
  113. Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т.1. — М., 1983. 512 с.
  114. Ф. Речи о религии. Монологи. — М., Киев, 1994. — 236 с.
Заполнить форму текущей работой