Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Х. Ярми о влиянии фольклора на формирование татарской литературы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в^ том, что результаты исследования могут служить методологическим основанием для дальнейшего культурологического анализа явлений татарского устного народного творчества, осмыслению его как своеобразного целостного феномена. Положения и выводы диссертации могут быть также использованы при монографическом исследовании татарского фольклора, разработке… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ Х. ЯРМИ И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ ТАТАРСКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ
    • 1. 1. РОДОСЛОВИЕ ОТ ЗЕМЛИ ТЮМЕНСКОЙ
    • 1. 2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ Х. ЯРМИ «ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ТАТАРСКОГО НАРОДА» ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТАТАРСКОГО ФОЛЬКЛОРА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    • 2. 1. ФОЛЬКЛОР КАК ОСНОВА ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Х. Ярми о влиянии фольклора на формирование татарской литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По словам академика Д. Лихачева еще полвека назад, «сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его „духовной оседлости“, для его привязанности к родным местам, для» его нравственной самодисциплины и социальности". [Лихачев 1987: 32].

Вопрос, почему все-таки литература снова и снова возвращается к фольклору, разрешимый, видимо, только на стыке разных наук — этнографии, истории, социологии, философии и литературоведения, остается и сегодня актуальным. Попытка осмыслить историческую судьбу народа, ощутить глубинную связь с прошлым вызывает в художественной литературе заметную активность в освоении фольклора.

Изучение «.литературно-фольклорных связей представляет одну из интереснейших задач, как истории литературы, так и фольклористики» [Пропп 1998:164].

Существенно в этом смысле высказывание К. Султанова, написанное им в научном труде «Сложность и многообразие связей». Его позиция в отношении литературно-фольклорной трансформации вполне определенна: «Но даже гипотетически, я не представляю себе и отдельного писателя, абсолютно свободного от воздействия фольклора. Подлинный художественный поиск, каким бы новаторским он ни был, удерживает в глубине ощущение первоначала, синтезирует в себе традицию и одновременно ее преодоление» [Султанов 1993:67].

Фольклор, постоянно питающий литературу, обладает «обобщенной системой символов и аллегорий», что позволяет отобразить действительность в «обобщеннотрансформированной форме» [Пропп 1997:71].

Фольклор и литература — две «эстетические» [Далгат 1978:46] системы, между которыми, как отмечал В. Я. Пропп, «существует самая тесная связь» [Пропп, Выходцев 1997:152,158.].

Исследователями (Пропп, Выходцев) отмечается не только сходство систем их жанров, исторически сложившаяся поэтика, но и их своеобразие. Именно последнее обосновывает их длительное сосуществование, которое «вызвало необходимость и их раздельного исследования литературоведением и фольклористикой».

Связь татарской литературы и фольклора всегда была самой тесной и неоспоримой, где опора проходила не только на темы и сюжеты, но и художественные средства. Татарская литература, безусловно, «родившаяся из фольклора» [Ярми 1940:21] не теряет связей с ним, передавая не только его «художественное совершенство», но и глубокое идейное содержание. Освоение фольклора во всей его многогранности становится симптоматичным для татарской^ прозы последних трех десятилетий XX века. Когда возрастает потребность в духовных истоках, и человек приходит к ощущению растущей взаимозависимости и нерасторжимой связи с окружающим миром, к осознанию генетической связи с родом, в целом с народом, лишь народная поэзия с его удивительной способностью насыщать атмосферу общества энергией оказывается способным заполнить ту нишу, которая образовалась в духовной жизни. В такие периоды обращение к фольклору может быть охарактеризовано как «частым и активным». Речь идет не только о прямом фольклорном отражении, но и более осмысленном, а потому глубоком и многоплановом.

В трудах Х. Ярми фольклор рассматривается как важнейшее средство развития татарской литературы. При этом, не только прямые, но и более осмысленные формы, а потому глубокие и многоплановые, усваиваются писателями. В этом плане интерес вызывают произведения многих татарских писателей и поэтов. Внимание уделялось своеобразию стиля М. Гафурифольклорным деталям Г. Тукая, фольклорным основам психологического параллелизма Г. Баширова, что подтверждает мысль о тесной и неразрывной связи татарской литературы и фольклора.

Деятельность, писателя — просветителя К. Насырова (1825−1902 гг.) внесла много нового и ценного в изучение татарского фольклора. Она является по существу поворотным пунктом в этой области. Труд К. Насырова, появившийся в 1880 году в «Известиях Русского географического общества» на русском языке («Поверья.и обряды казанских татар»), татарские народные сказки, песни, пословицы и другие материалы, опубликованные им совместно с Н. Катановым и П. Поляковым, и ряд других его работ имеют большую научную ценность.

Много и плодотворно работал в области фольклористики народный поэт Г. Тукай, который не только собирал образцынародной поэзии, но и выступил с первой исследовательской работой о характере и особенностях татарского фольклора. Огромная работа, проделанная Г. Тукаем в. области собирания и изучения" устного народного творчества, исходит из его глубокого уважения и любви к своему народу.

В-дореволюционные годы в области собирания татарского фольклора видное место занимает работа фольклориста Х. Бадыгова, который опубликовал ряд работ, включающих в себя пословицы, поговорки, песни и байты. Вопросы татарского устно-поэтического творчества освещались в трудах Г. Рахима, А.Саади.

Работа по сбору татарского фольклора начинается в 30-е годы XIX в. Большую роль в развитии фольклора народов Советского Союза и науки о нём сыграл доклад М. Горького на первом Всесоюзном съезде советских писателей- 1934 г. Обращая, серьёзное внимание на роль фольклора в развитии человеческой культуры, М. Горький говорил, что «наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устнымтворчеством трудового народа». [Горький 1979:44] Проблемавзаимодействия, фольклора и татарскойлитературы привлекало внимание многих татарских учёных. Историческую роль фольклора в развитии татарской художественной литературы впервые отмечает в своих научных трудах таких, как «М.Гафури и фольклор», Г. Тукай и фольклор",.

М.Баширов и фольклор" ученый-фольклорист Х. Ярми (1904;1981). Он говорит, что фольклор не только предшествовал возникновению профессионального искусства, нои является классическим носителем художественной литературы. Х. Ярми определяет, что в татарском устно-поэтическом наследии накоплен многовековой духовный опыт коллектива — племени, народа, нации. Говоря о воплощении традиций народного творчества, его художественных моделей, образов и приемов, он имел в виду, что далеко не всегда использование опыта фольклора является актом осознанного заимствования. Часто художник подсознательно интуитивно воплощает в своем произведении ту или иную фольклорную модель, наследованную им «генетически». Воспринятая как часть культуры татарского народа, она становится органической составляющей художественного мира писателя. Х. Ярми говорит, что многие писатели занимались сбором и изучением татарского фольклора и обогащали свои героические образы, сюжеты и мотивы из древних летописей. В своем научном труде «Поэтическое творчество татарского народа» при обращении I к художественному опыту татарской литературы Х. Ярми обращает внимание на фольклорные заимствования. Речь идет о структурных заимствованиях из фольклора: когда писатель (осознанно или неосознанно) применяет в своем произведении ту или иную структурную модель фольклора. Например, при описании проделок Шурале Г. Тукай использовал структуру народной сказки — «свидетельского показания» о встрече с нечистой силой — лешим: типичная функция в сказке — «показаться», «водить», «напугать» / превращение обычного в необычное /. заставляя совершать необъяснимые поступки, поверья и т. д.

В' художественных произведениях писателей Х. Ярми выявляет мотивные заимствования, которые предполагают использование в художественной литературе отдельных мотивов фольклора: например, традиционные для народной волшебной сказки русалки, лешие и т. д., образные заимствования, заимствования художественных приемов и средств устного народного творчества. Использование фольклорных заимствований татарскими писателями логически подводит к выводу о том, что они воплощают тягу к чудесному, необычному, стремление к обобщению и осмыслению действительности с позиций традиционных нравственных категорий и форм художественного мышления.

Актуальность данного исследования заключается в том, что в существующих работах не освещались аспекты взаимодействия татарского г фольклора и художественной литературы в научных трудах Х.Ярми. Рассмотрение проблемы фольклорных заимствований в художественной литературе во многом расширяет представления о художественном наследии татарского народа, глубже отражает процесс свободного развития самобытности татарской культуры, вскрывает корни важнейшего явления общественной жизни — взаимообогащения национальных культур.

Цель и задачи исследования

Основной целью данного исследования является системное и целостное изучение научной деятельности Х. Ярми и вопроса влияния фольклора на формирование татарской литературы. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

• изучить системно и целостно научную деятельность учёного-фольклориста Х. Ярми и показать его роль в развитии татарской фольклористики во взаимодействии с художественной литературой;

• изучить проблему влияния фольклора на формирование художественной литературы, основанного на материале татарских писателей и поэтов, раскрыть диалектическую сложность этого процесса;

• показать идейную и поэтическую плодотворность параллельного и взаимосвязанного процесса развития фольклора и литературы на протяжении многовекового исторического их сосуществования.

Методологическую основу исследования определяет осмысление синкретической природы татарского фольклора и художественной литературы, их многовековых историко-культурных трансформаций, что потребовало комплекса разнообразных, дополняющих друг друга научных подходов и методов. В ходе научного исследования использованы проблемно-хронологический метод и метод периодизации, биографический, системный, аналитический, типологический, текстологический методы исследования. В диссертации использован также принцип объективности и историзма в изучении литературы, татарского фольклора и фольклористической науки в целом.

Материалы^ и источники. При исследовании настоящей работы особое внимание обращено к конкретным исследованиям, посвященным разным периодам изучения фольклора, разным жанрам фольклора и его исследователям. В диссертации использованы материалы из фондов Тюменского областного краеведческого музея: богатейшая мемориальная коллекция учёного-фольклориста X. Ярми, подлинные личные документы, около 500 фотографий и рукописи-записи материалов многочисленных экспедиций под руководством ученого-фольклориста X. Ярми.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что мы стремимся осмыслить один из ключевых вопросов научной деятельности Х. Ярми, предопределяющий важнейшие пути развития фольклористической науки в тесной взаимосвязи с художественной литературой. Поставленная в центр внимания проблема влияния фольклора на формирование художественной литературы позволяет охватить основной массив научных трудов фольклориста целостным последовательным анализом.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации впервые конкретно и объективно анализируется научная деятельность Х. Ярми, систематизируются его материалы, касающиесявопросов влияния фольклора на татарскую литературу в качестве центрального научного вопроса, осуществляется общий историко-культурологический анализ татарского устного народного творчества. Определяется роль учёногофольклориста Х. Ярми в становлении татарской фольклористической науки как её- основоположника.

В первой главе исследования раскрываются вопросы становления Х. Ярми, подробно описывается: его родословная, учеба Х. Ярми в мектебе, затем в медресе и в Тюменском педагогическом техникуме. В своей работе мы исходим из посыла, что поведение личности детерминируется не только положением человека, но и его прошлым жизненным опытом, что обуславливает потребность в обращении к биографии Х. Ярми, как источнику формирования-его научных взглядов.

Во второй главе анализируются фольклорные традиции в художественной литературе, которые находятся в постоянном движении, взаимопроникают и взаимодополняются. Рассматривается проблема влияния фольклорных традиций на формирование художественной литературы, которая является существенной частью вопроса взаимоотношений литературы с устным народным творчеством. Проблемасоотношения фольклора и письменной художественной литературы представляет научный интерес потому, что наиболее значительные произведения письменной литературы созданы и в прошлом, и в настоящем на основе плодотворного взаимодействия устно-поэтической и литературной традиции. В научных трудах Х. Ярми наиболее ярким примером тому является творчество К. Насыри, Г. Тукая, М. Гафури, Р. Фахретдинова, Г. Ибрагимова Г.Исхаки и многих других.

Практическая значимость исследования состоит в^ том, что результаты исследования могут служить методологическим основанием для дальнейшего культурологического анализа явлений татарского устного народного творчества, осмыслению его как своеобразного целостного феномена. Положения и выводы диссертации могут быть также использованы при монографическом исследовании татарского фольклора, разработке курсов по татарскому фольклору и литературе, при составлении трудов по истории татарской литературы. Результаты работы можно использовать при преподавании гуманитарных циклов в вузах или при написании учебников для вузов. Работа может быть использована преподавателями, студентами ВУЗов, учащимися. Автор предполагает, что работа вызовет живой интерес читателей, интересующихся историей изучения татарского фольклора, жизнью и деятельностью учёного-фольклориста X. Ярми.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались на Всероссийских, региональных научно-практических конференциях. По результатам научных исследований жизни и деятельности Х. Ярми защищен тематико-экспозиционный план экспозиции в областном комитете культуры «Кабинет ученого-фольклориста Х. Ярми», который вошел в Единую краеведческую экспедицию нового музейного комплекса Тюменского областного краеведческого музея им. И.Словцова. Также опубликованы статьи по данной теме в республиканских и федеральных журналах и сборниках.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Главы содержат внутри себя проблемно-тематические разделы.

Заключение

.

1. Несомненно, самой глобальной, узловой проблемой, позволяющей глубоко вникнуть в суть и всесторонне раскрыть роль Х. Ярми в становлении и развитии татарской фольклористики, является анализ его фольклорного наследия. X. Ярми создал монографическое исследование всех основных жанров и видов татарского народного творчества. Он показал историю формирования" и развития наиболее крупных жанров татарского народного творчества: сказок, пословиц и поговорок, загадок, эпоса татарского народа, байтов, различных разновидностей песен, художественной самодеятельности. Из всех этих проблем особо выделяет вопросы татарской мифологии и татарского народного эпоса, детского фольклора, обрядовой поэзии, народной драмы, которым до сих пор уделялось мало внимания.

2. В научных трудах X. Ярми фольклор рассматривается как важнейшее средство развития татарской литературы. В этом плане интерес вызывают произведения многих татарских писателей и поэтов. Особого внимания заслуживают своеобразие стиля М. Гафури, фольклорные детали Г. Тукая, фольклорные основы психологического параллелизма Г. Баширова, что подтверждает мысль о тесной и неразрывной связи татарской литературы и фольклора.

3. Устное народное творчество, имеющее вековые поэтические традиции играет большую роль в сохранении и развитии культурного достояния народа. Как признают многие исследователи, на протяжении всего прошлого века татарский фольклор прошел сложный период — период своего созревания и, вследствие этого плодотворного процесса приобрел значительный художественный потенциал.

4. Фольклорные сюжеты, мотивы и даже образы обильно рассыпаны в произведениях как древней и средневековой татарской литературы, так и в современной татарской литературе. На богатом художественном материале обнаруживается целый комплекс особенностей, общих для всей татарской литературы. В них освещены вопросы эволюции жанров, где значительное внимание уделяется вопросам влияния фольклора на формирование художественной литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адрианова-Перетц, В. П. Очерки, поэтического стиля Древней Руси / В. П. Адрианова-Перетц // Художник и его слово / В. П. Адрианова-Перетц М.: Л., 1947.-122 с.
  2. , X. Ч. Ономастикон сибирских татар / X. Ч. Алишина. -Тюмень, 1999.-С. 140, 117.
  3. Алпатов- С. В. Повествовательная структура легенды / С. В. Алпатов // Книжные источники и поэтика фольклорных сюжетов об искушении / С.
  4. B. Алпатов. АКД. — М., 1998. — 156 с.
  5. , Н. П. Фольклор и его история / Н. П. Андреев // Русский фольклор: хрестоматия / Сост. Н. П. Андреев. М.- Л., 1936. — С. 5−20.
  6. , Н. П. Фольклор и. его история / Н. П. Андреев // Русскийфольклор: хрестоматия / Сост. Н. П. Андреев. — 2-е изд. М.- Л., 1938. 1. C. 5−24. ' «, •
  7. , Н. П. Проблема истории фольклора / Н. П. Андреев // Советскаяэтнография. 1934. — № 3. — С. 28−45. ^ .
  8. , В. П. Историко-фольклорная концепция / В. П. 'Аникин // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии / Труды Института этнографии АН СССР. Новая серия. Т. 85. Вып. II. -М., 1963.-С. 163.
  9. , И. Художник Ьэм аныц сузе / И. Ахунж-анов. = Ахунзянов, И. Художник и его слово. Казан: Тат. кит. нэшр., 1978. — 142 б.
  10. , Г. Шагыйрь ачкан донья / Г. Ахунов. =Ахунов, Г. Мир открытый поэтом. // Казан утлары. 1998. — № 11. — Б. 157.12
Заполнить форму текущей работой