Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений) и музыке «В гостях у Королевы Математики» для старшей группы детского сада
КОРОЛЕВА: Посмотрите, вот он какой, слон ученый! Он хочет с вами в прятки поиграть. Закрывайте ладошками глазки: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!» (Слон прячется за ширмой). Мы можем найти слона, если вспомним и расскажем, какой он, все, что запомнили. (Д/игра «Опиши по памяти!»). КОРОЛЕВА: Волшебный замок высоко в горах. Чтобы добраться до него, надо построить Лесенки, они у вас… Читать ещё >
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений) и музыке «В гостях у Королевы Математики» для старшей группы детского сада (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Примерная интеграция образовательных областей
- 1. Здоровье: развитие психических процессов (память, мышление, воображение, интеллект) и творческой инициативы детей. Обеспечение двигательной активности детей во время непосредственной образовательной деятельности, формирование правильного речевого дыхания, укрепление дыхательной системы и голосового аппарата, формирование правильной осанки.
- 2. Физкультура: использование подвижных игр во время непосредственной образовательной деятельности.
- 3. Социализация: использование в играх правил и норм поведения.
- 4. Познание: развитие познавательной активности детей, закрепление элементарных математических представлений в игровой деятельности. Закрепление формирования представлений о числах, навыков выражени количества через число и навыков счета. Закрепление формирования представлений о преобразованиях количества, положения в пространстве и времени, о геометрических представлениях. Развитие начал логического мышления, абстрактного воображения, образной памяти и ассоциативного мышления.
- 5. Коммуникация: совершенствование речи, как средства общения. Учить более точно характеризовать объект, ситуацию, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- 7. Музыка: развитие музыкально-слуховых представлений, ладового и музыкально-ритмического чувства; ознакомление ребенка с явлениями окружающей жизни через художественные музыкальные образы и впечатления, воспитание средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю.
Предварительная совместная деятельность педагогов и детей
- 1. Разучивание с детьми стихов математической тематики.
- 2. Совместная деятельность воспитателей с детьми — дидактические игры математической направленности: «Лесенка», «Подбери ключик к замочку», «Блоки Дъенеша» = «Построим паровозики», «Найди фигуру», «Оглянись — геометрические фигуры вокруг нас», «Времена года». Описание игр приведено в дальнейшем, в ходе проведения мероприятия.
- 3. Разучивание подвижных игр математической направленности «Найди свой автобус!», «Перейди речку по волшебным камешкам». Описание игр приведено в дальнейшем, в ходе проведения мероприятия.
- 4. Разучивание «Песни треугольников», «Песни квадратов», «Паровоз»
- 5. Инсценирование песни «У матушки четверо было детей»
Оборудование
- 1. Музыкальный центр, аудиозаписи, фортепиано.
- 2. Театральный костюм КОРОЛЕВЫ МАТЕМАТИКИ.
- 3. Крупная мягкая игрушка СЛОН.
- 4. Ширма.
- 5. Блоки Дъенеша, 1 набор на 4−5 детей, столы для проведения игры.
- 6. Лист ватмана с нарисованным замком. У замка 3 двери с «замками» сложной геометрической формы.
- 7. Картонные фигуры сложной геометрической формы в количестве 10 штук, 3 из них совпадают по форме с «замками» на дверях нарисованного замка.
- 8. Картонные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) крупного размера.
- 9. Конверты по количеству детей. В каждом конверте 10 картонных полос разного цвета шириной 5 см, длиной от 10 до 28 см.
- 10. Конверты по количеству детей с «билетами» на автобус (карточки с нарисованными геометрическими фигурами разной формы и цвета: треугольники, квадраты, прямоугольники, круги). 4 «автобусные станции», это — таблички с незакрашенными геометрическими фигурами той же формы, что находятся в конвертах у детей.
- 11. Картонные круги диаметром 30 см с нарисованными числами от 1 до 10.
- 12. Детали костюмов — венки Осени, Зимы, Весны, Лета; муляжи фруктов.
Ход проведения интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений) и музыке «В гостях у Королевы Математики».
Зал украшен геометрическими фигурами, цифрами и воздушными шарами.
Дети входят в зал под песню В. Шаинского «Вместе весело шагать» и усаживаются на стулья.
Звучит «Менуэт» Поля Мориа
В музыкальный зал входит КОРОЛЕВА МАТЕМАТИКА (воспитатель в театральном костюме). Она приглашает детей в сказочную страну Математика, где живут числа и геометрические фигуры.
Чтобы попасть в сказочную страну, надо перебраться через реку. Можно перейти ее по камешкам, но обязательно наступать на них так, чтобы числа — камешки составили числовой ряд 1−10. Считать можно вслух. Камешки — числа расположены примерно таким образом:
Звучит песня А. Морозова «По камушкам» в исполнении Л. Сенчиной.
Под фонограмму дети цепочкой «переходят» речку (п/игра «Перейди речку по волшебным камешкам»). Перешедших встречает КОРОЛЕВА МАТЕМАТИКА и выдает каждому ребенку по конверту (д/игра «Лесенка»). Дети разбегаются по залу.
КОРОЛЕВА: Волшебный замок высоко в горах. Чтобы добраться до него, надо построить Лесенки, они у вас в конвертах. Строить надо правильно, от самой длинной до самой короткой полоски, левые края полосок должны совпадать. Ну-ка, кто быстрее всех заберется по лесенке на высокую гору?
Под музыку Б. Чайковского из к/ф «Женитьба Бальзаминова» проводится д/игра «Лесенка» (построение упорядоченного ряда из 10 полос, отличных по длине).
КОРОЛЕВА: Молодцы! Вот мы и на высокой горе! Быстро лесенки свои обратно в конверты сложите, чтобы Баба Яга ими не воспользовалась и в нашу волшебную страну не попала!
Дети под музыку собирают полоски в конверты и отдают их КОРОЛЕВЕ.
КОРОЛЕВА: Смотрите, вот и замок волшебный!
На мольберте — лист ватмана с нарисованным замком. У замка 3 двери с замками сложной геометрической формы.
КОРОЛЕВА: Но как нам попасть в замок? Надо ключи к замкам подобрать!
Проводится д/игра «Подбери ключик к замочку»: дети подбирают из предложенных сложных геометрических фигур совпадающие с конфигурацией «замков» и, когда они их совмещают, КОРОЛЕВА снимает «замки» с дверей, двери открываются и дети видят на замке нарисованные геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги, овалы, прямоугольники красного, желтого, зеленого и синего цветов двух размеров. Они свободно расположены.
КОРОЛЕВА: В этом сказочном замке живут геометрические фигуры. Они очень рады гостям. А что вы о них знаете. Как называется эта фигура? (показывает треугольник)
РЕБЕНОК:
Треугольник — три угла Посмотрите, детвора:
Три вершины очень острых ;
Треугольник — «остроносый».
Стороны в нем тоже три:
Раз, два три — ты посмотри.
Треугольник мы рисуем, Знать теперь его мы будем.
Дети исполняют «Песню треугольников» В. Житомирского, Л. Шеврина
КОРОЛЕВА: Да. Это — треугольники! Треугольники приветствуют вас в волшебном замке. Здравствуйте! А сколько же здесь треугольников? Какого они цвета? Где они живут в замке?
— Правый верхний угол, центр, между красным большим квадратом и синим маленьким овалом и т. д.).
КОРОЛЕВА: А кто же это?
РЕБЕНОК:
Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой, Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад, Как зовут его? Квадрат!
КОРОЛЕВА: Правильно, это — квадрат! Где же у нас квадраты? Сколько их? А чем они знамениты?
— У них одинаковые стороны и одинаковые углы!
Дети поют «Песня квадратов» В. Житомирского, Л. Шеврина
КОРОЛЕВА: А у какой фигуры в замке тоже четыре стороны и четыре угла?
— У прямоугольников!
КОРОЛЕВА: Где в замке живут прямоугольники? Какого они цвета? А как эта фигура называется?
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня!
- — Правильно, это — круг. Где же в замке живут круги? Чем они отличаются от других фигур?
- — У них нет углов.
- — А кто же здесь в замке родственник круга, похож на него?
- — Овал!
- — Правильно, овал! Сколько сторон у овала? Сколько у него углов?
- — Нет углов! Одна сторона!
- — Геометрические фигуры очень рады, что вы у них в гостях побывали. А теперь нам надо спешить на вокзал, чтобы на поезд не опоздать. Мы едем в сказочный лес.
Детям раздаются в конвертах «билеты» на автобус (карточки с нарисованными геометрическими фигурами разной формы и цвета: треугольники, квадраты, прямоугольники, круги).
Проводится п/игра «Найди свой автобус!». В зале устанавливаются 4 «автобусные станции», это — таблички с незакрашенными геометрическими фигурами той же формы, что находятся в конвертах у детей.
Под музыку все легко бегают по залу. Музыка замолкает, дети достают из конвертов «билеты» и быстро подбегают каждый к своей «Автобусной станции» (находят свой автобус).
Оставив свои билеты и конверты, дети «едут на автобусах» к Королеве.
КОРОЛЕВА: Вот и приехали мы на вокзал. А где же поезд? Но мы ведь в волшебной стране Математика и поезда здесь тоже не простые, а волшебные, математические, их надо построить. Давайте строить!
Проводится д/игра «Блоки Дъенеша» — «Построим паровозики» .
Игра проводится на столах по подгруппам в 4 — 5 человек. Блоки выкладываются последовательно. Возможны разные варианты игры, в зависимости от уровня подготовки детей:
- — каждый следующий «вагон» отличается от предыдущего только по одному признаку (по цвету, по форме или по величине),
- — каждый следующий «вагон» отличается от предыдущего по двум признакам,
- — каждый следующий «вагон» отличается от предыдущего по трем признакам.
Наконец, паровозики построены.
Звучит песня «Паровоз» Г. Эрнесакса
Дети «паровозиком» вместе с КОРОЛЕВОЙ «едут» по залу, останавливаясь, когда смолкает музыка, у бывших «автобусных станций». Проводится д/игра «Оглянись — геометрические фигуры вокруг нас» (кто больше найдет в окружающем предметов определенной геометрической формы).
КОРОЛЕВА: Вот мы и приехали в волшебный математический лес! Нас встречает красавец — слон (мягкая игрушка).
РЕБЕНОК:
Один, два, три — ученый слон в математике силен.
Один, два, три, четыре, пять — стал он в цирке выступать.
Три, четыре, пять и шесть — на арене вздумал сесть.
Съел он 7 больших котлет, 8 розовых конфет,.
9 сладких пирогов, 8 кремовых тортов.
Сразу видно — этот слон в математике силен!
КОРОЛЕВА: Посмотрите, вот он какой, слон ученый! Он хочет с вами в прятки поиграть. Закрывайте ладошками глазки: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!» (Слон прячется за ширмой). Мы можем найти слона, если вспомним и расскажем, какой он, все, что запомнили. (Д/игра «Опиши по памяти!»)
Слон «возвращается», хвалит детей и рассказывает, что в волшебном лесу, как и везде, бывает осень и весна, зима и лето, и спрашивает детей:
— А вы знаете, что это такое? Вот на полянке нашего леса лежат веночки и различные предметы для инсценировки песни «У матушки…». Выбирайте себе атрибуты по душе и начинаем играть.
Дети инсценируют немецкую народную песню
«У матушки четверо было детей» в обр. В. Федорова
КОРОЛЕВА: Вот и заканчивается наше путешествие в сказочную страну Математика. Не забывайте нас. Любите математику, старайтесь узнавать много нового и интересного, в этом вам помогут ваши воспитатели. А мы прощаемся с вами. До свидания!
КОРОЛЕВА и слон прощаются с детьми, уходят из зала.
Под песню В. Шаинского «Вместе весело шагать» дети уходят из зала.