Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Менторство в развитии инновационного проекта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Программы менторства впервые были организованны в расчетных домах в начале двадцатого века. Первые «Большие братья» были независимо созданы в Нью-Йорке и Цинциннате, в 1970;х кодах концепция менторства расширилась и стала включать корпоративное наставничество в крупных организациях, целью этого процесса было достижение сотрудниками успеха и прогресса. Менторство в бизнесе было рассмотрено… Читать ещё >

Менторство в развитии инновационного проекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие инновационного проекта является сложной задачей и требует не только управленческих, но и технических навыков. Процесс освоения таких навыков невозможен без понимания, упорства, интуиции, творчества, сообразительности. Однако все эти качества формируются со временем, при получении определенного опыта, что, иногда, может занять многие годы.

Есть более быстрый, но не менее эффективный процесс получения опыта при реализации инновационного проекта, с помощью получения опыта от других людей. В современном бизнесе существует огромное множество людей, которые уже добились того, к чему начинающие предприниматели стремятся. Бизнес-сообщество готово предложить поддержку и консультации для инноваторов и развивающихся компаний. Все знания и навыки можно передать от более опытного участника отношений (ментора) к более юному (стажеру). Huland P. What is a mentor? //Innovation Toolbox Mentoring. — 2009. — June.

Роль ментора в предпринимательстве, и особенно, инновационном бизнесе, крайне важна. Английское слово «mentorship» в переводе на русский язык означает «наставничество». Часто предприниматели путают консультирование и коучинг с менторством. Отсюда происходят недопонимания и часто конфликтные ситуации, причиной которых являются необоснованные ожидания предпринимателей.

Функция бизнес консультанта сводится к анализу конкретной проблемы или вызовов и нахождение совместно с менеджерами и собственниками компании путей решения этих проблем. Консультанта приглашают, как правило, в двух случаях:

  • — когда нахождение путей решения каких-то проблем передается внешнему исполнителю в порядке аутсорсинга: это дешевле и быстрее;
  • — когда для выработки решений и стратегических задач требуются специальные знания и опыт, которыми компания не располагает.

Коуч, в буквальном смысле «тренер», приглашается в компанию для того, чтобы научить руководителей и персонал находить оптимальные решения в конкретных ситуациях, улучшать свои лидерские качества, быть креативными при определении стратегии бизнеса.

Роль ментора гораздо шире с точки зрения охвата проблем и продолжительности сотрудничества (рис. 3). Ментор — это наставник, который делится своим опытом управления бизнесом и проектами. Он предлагает свой взгляд, свою точку зрения на конкретную ситуацию, базируясь на предшествующем опыте.

Различие между менторством, коучингом и консалтингом.

Рисунок 3. — Различие между менторством, коучингом и консалтингом.

Взаимоотношения между предпринимателями (часто их называют «протеже») и менторами не есть в своей основе взаимоотношения между заказчиком и исполнителем, как это имеет место быть в случае консалтинга. Ментор и протеже — скорее партнеры, которые сотрудничают в целях передачи опыта и нахождения оптимальных бизнес решений. А ментор выполняет функцию наставника-путеводителя.

Соответственно представленным функциям и роли менторов, последние не несут ответственности за решения, принятие которых входит исключительно в компетенцию менеджеров компаний. Ментор подсказывает, делится своим опытом, предлагает свою точку зрения, но он не принимает решений, а потому не несет ответственности за их последствия. Это очень важное обстоятельство, которое предприниматели должны иметь в виду, когда приглашают к сотрудничеству менторов. Амуржуев О. Менторство как важнейший ресурс роста малых инновационных компаний. — 2013.

Последнее десятилетие менторство привлекает все большее внимание, появляется все больше литературы, посвященной этому вопросу, описанию процесса менторства и обсуждению всех потенциальных достоинств и недостатков данного явления.

Вячеслав Демин определяет ментора как человека, который имеет опыт работы с теми проблемами, с которыми сталкивается начинающий предприниматель в процессе создания своего бизнеса. Ментор должен не только иметь возможность и желание передавать свой опыт, но и уметь правильно донести тот имеющийся опыт до слушателя.

Стайн Д. отмечает, что способ взаимодействия с ментором отличается от подобного процесса взаимодействия с консультантом или инвестором, хотя и эти виды сотрудничества могут в дальнейшем развиться до стадии наставничества. Суть менторства описывается как сотрудничество с учителем, советником, образцом для подражания и другом. Kanigel R. Advisor, Teacher, Role Model, Friend: On Being a Mentor to Students in Science and Engineering// National Academy of Science (NAS). — 1997.

Значимость отношений ментор-стажер рассматриваются в книге о нобелевских лауреатах, где отмечено, что такие отношения включают в себя приобретение норм и стандартов поведения, ценности и установки в работе, а также знания, навыки и связанные с определенными статусами и ролями модели поведения. Фактически, отношения ментора описываются как процесс, посредством которого стажер вводится в определенную культуру или субкультуру Zuckerman, H, Scientific Elite: Nobel Laureates in the United States.// New York, NY: Free Press. — 1997.

Программы менторства впервые были организованны в расчетных домах в начале двадцатого века. Первые «Большие братья» были независимо созданы в Нью-Йорке и Цинциннате, в 1970;х кодах концепция менторства расширилась и стала включать корпоративное наставничество в крупных организациях, целью этого процесса было достижение сотрудниками успеха и прогресса. Менторство в бизнесе было рассмотрено Фридманом в 1992 году как критическая составляющая успеха в бизнесе. Фридман рассказал о ценности менторства и наставничества для среднестатистического человека.

У понятия «менторство» много определений, и для разных людей оно обозначает разные вещи. Хомич М. считает менторство своего рода стажировкой, где менее опытный человек учиться бизнесу. Хомич М. Менторство в России: быть или нет //RusBase. — 2013. — 30 сент. Грибов С. Понимает под менторством процесс, в котором наставник учит и направляет молодого специалиста в жизни Грибов С. О менторах, менторстве и правилах хорошего тона// ToWave. — 2013. — 30 окт. Однако менторство включает в себя все эти и многие другие процессы. Наиболее точным определением менторства является определение, данное организацией «the Connecticut Mentoring Partnership»: менторство — это долгосрочные отношения между двумя и более людьми, где более опытный, старший участник оказывает помощь более юному в профессиональной сфере специалисту в реализации инновационного проекта. Butler J. Mentoring initiatives. An overview of youth mentoring// A Center for Substance Abuse Prevention Conference and Meeting Document. — 2000. — April.

Основная цель менторства — это передача опыта и знаний, необходимых для принятия обоснованных и креативных решений в областях конструирования, построения и развития бизнеса Амуржуев О. Менторство как важнейший ресурс роста малых инновационных компаний. — 2013.

Одно определение не может отразить все составляющие процесса менторства, поэтому целесообразно обратить более пристальное внимание на те функции, которые относятся к понятию менторства, и те, которые лишь приписывают ему.

Составляющие процесса менторства:

  • · Менторство является естественной частью развития начинающих предпринимателей, многие бизнесмены определяют более опытного наставника как источник поддержки и рекомендаций;
  • · Менторство является идеальной точкой опоры для решения многих проблем в начале реализации проекта;
  • · Менторство помогает начинающим предпринимателям не останавливаться на негативных аспектах их деятельности, а побуждает узнавать новые возможности для их преодоления, расширять свой кругозор и быстрее приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям бизнеса.

То, чем менторство не является:

  • · Менторство — это не панацея от всех проблем, наставник не обязан преодолевать все препятствия, он может просто помочь советом;
  • · Ментор не включает в себя роль родителя, социального работника или психолога, в основе процесса менторства лежат деловые отношения;
  • · Ментор не является источником подарков или кредитов, стажер должен относиться с уважением к тому времени, которое ему уделяют и не требовать дополнительных преференций.

Менторство в бизнесе может быть использовано на всех этапах жизненного цикла компании. Преимущества процесса менторства относятся не только к деятельности протеже, для самого ментора существует множество положительных моментов. Менторство предлагает возможности для развития личности, а также создание ряда конкурентных преимуществ, как для подопечного, так и для наставника. Оно помогает развивать бизнес путем улучшения его планирования, эффективности и производительности.

Выгоды, которые получает протеже:

  • · советы, поддержка и руководство, которые могут помочь улучшить навыки решения проблем и развить лидерские качества;
  • · возможность поделиться идеями и проблемами с наставником, который в свою очередь поможет принимать решения с большей уверенностью;
  • · перенять опыт профессионала
  • · улучшение своих бизнес связей
  • · моральная поддержка от знающего человека
  • · знакомство с нужными людьми, ускоренное достижение целей.

Преимущества, которые получают наставники:

  • · улучшение коммуникационных и лидерских навыков;
  • · инструмент планирования преемственности;
  • · внесение своего вклада в экономическое развитие отрасли.

Наставник должен иметь сильные связи и умение слушать, он должен выступать в качестве советника, критика и консультанта. Ментор должен иметь возможность посвятить время, чтобы встретиться со своим подопечным. В идеале, подопечный должен вести отношения, инициируя встречи и определять повестку дня. Это помогает подопечному развивать важные организационные навыки.

Также должна обеспечиваться не только поддержка, но и вызов подопечным обратная связь должна быть справедливой, поддерживающей, вдохновляющей, но в тоже время жесткой и правдивой. Ментор помогает помочь разработать навыки решения проблем подопечного и улучшить его уверенность в себе, позволяя принимать свои собственные решения. Benard, B. Mentoring: New study shows the power of relationships to make a difference// Resiliency in Action: A Journal of Application and Research. — 2009. — №(4).

Процесс менторства уникален тем, что наставник не просто дает советы, но также является частью личных доверительных отношений между двумя людьми, где вопросы, советы, знания и обсуждение находятся в постоянном обоюдном перемещении. Предприниматели могут более эффективно использовать такой тип передачи знаний, чтобы построить и улучшить свой бизнес, принимать более зрелые и правильные решения и добиваться большего успеха.

Когда люди думают о менторстве, они часто представляют старого консультанта, который дает совет молодому выскочке. Старший товарищ консультирует младшего, как ориентироваться в мире бизнеса, говорит, что ему нужно сделать, чтобы вырваться вперед. Но менторство сильно изменился за последние несколько десятилетий. Так же, как многие процессы в бизнесе, да и сам бизнес развивается, меняется и подход к наставничеству. Сейчас существует множество способов получить необходимые информацию и рекомендации. Gallo A. Demystifying mentoring / /Harvard Business Review. — 2011. — 1 Feb.

Когда предприниматель развивает свой бизнес, ему необходимо пройти несколько шагов к осознанию потребности обратиться к совету ментора.

  • 1. Принятие. Консультации другого человека легче принять, если забыть само слово «совет». Лучше думать о менторе, как о человеке, который улучшает мыслительные процессы, они становятся яснее, четче, опытнее.
  • 2. Выбор. Лучше обратиться за советом к нескольким наставникам, один ментор улучшит протеже, но несколько менторов улучшат его с разных сторон. Если есть хорошая идея от ментора А, еще одна такая же хорошая от ментора В и третья, еще лучше идея от ментора С, то скорее всего, решением будет X. Это композиция из хороших идей от каждого из наставников плюс свой собственный подход к решению. В любом случае, помощь, по крайней мере, пары наставников перевешивает мантру от одинокого гуру.
  • 3. Опыт или возраст. В корпоративном жаргоне, менторы, как правило, старше и мудрее начинающих предпринимателей. Не стоит ограничиваться этим суждением, молодой, современный наставник может иметь набор навыков, отличающихся от навыков протеже, но они могут принести пользу. Кроме того, молодой ментор часто более гибкий и легче идет на контакт, чем его старшие коллеги.
  • 4. «Химия». Люди, работающие вместе должны не только совпадать в интересах, но и понимать и принимать друг друга. В бизнесе всегда возникают споры, поэтому ментор и протеже должны совпадать не столько интересами в области знаний и деятельности, сколько на химическом уровне понимать друг друга, чтобы работать как команда. Chairman F. Mentoring is for entrepreneurs, too/ Helzberg D. Helzberg, B., // Entrepreneur. — 2011. — 7 June.

Когда необходимость в менторе становится очевидной, следует подумать о том, как будет проходить совместная работа, необходимо рассмотреть, как менторы строят взаимоотношения со своими протеже. В первую очередь, необходимо понять идеальное видение компании, стремления протеже, его основные цели и мотивы. Только после этого можно понять, как правильно организовать отношения, вникнуть в проблемы компании, принимать ключевые бизнес-решения и наметить стратегии для достижения ключевых целей. Errett A. Mentoring: Why entrepreneurs need more than just `operation guidance'// Wharton magazine. — 2011. — 19 Jan.

Статья в журнале Entrepreneur предлагает советы начинающим предпринимателям по выбору ментора. Toren A. Mentors: a young entrepreneur’s secret weapon// Entrepreneur. — 2012. — 26 Jan.

  • 1. Определите ваши потребности. Потребность в менторе может изменяться, пока строится и развивается бизнес. Не стоит сразу определять ментора, которого бы хотелось взять наставником. Определите, какие проблемы возникли, к примеру, с пониманием рынка, операций, поймите, готовы ли вы расширять бизнес или все еще планируете концепцию. Лучше всего составить список пожеланий для будущего наставника, это подскажет, какие навыки и поддержку, нужно получить к следующему шагу;
  • 2. Найдите время, для поиска наставника. В бизнесе искать нужно не только клиентов, но и менторов, важно решить для себя каким должен быть ментор. Тот, кто сидит в офисе, думает о сотрудничестве с бизнес-сообществом и читает несколько тематических журналов в месяц или тот, кто знает рынок и может направить вас в правильном направлении;
  • 3. Больше слушать, меньше говорить. Учитывая предпринимательский задор и заботу о своем бизнесе, иногда промолчать сложно, но чтобы найти нужного ментора необходимо его выслушать. Тех, кто не просто использует правильные слова, но и разбирается в сути проблемы, кому не безразлична концепция бизнеса, кто проявляет интерес и готов сотрудничать следует отнести к потенциально подходящим наставникам;
  • 4. Будьте открытыми. Если на любые замечания сообщать, что такое мнение не интересно и не правильно, то наставники будут обходить вас стороной. Возможно, некоторые мнения и идеи не будут соответствовать ожиданиям, однако не стоит становиться жертвой собственного обмана. У бизнеса могут быть проблемы, а может и нет, но другая точка зрения всегда поможет лучше разобраться с ситуацией;
  • 5. Будьте гибкими. Можно быть протеже в течение длительного времени и постепенно обучаться мастерству, но получить полезные навыки можно и от человека, который готов помогать лишь во второй половине дня каждого третьего вторника месяца. Если ментор доступен лишь очень недолгое время, то следует воспринимать все, что он говорит и советует, а лучше делать записи;
  • 6. Помните о нетрадиционных наставниках. Некоторые наставники могут помочь и без их ведома через книги, семинары, выступления, телевизионные программ и в Интернете. Например, видео «Ted talks», или книги Ричарда Бренсона, или классические издания «Основы маркетинга» Котлера и «Бизнес в стиле фанк» Нордстрема и Риддерстрале.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой