Русская культура на пороге Нового времени, предпосылки Просвещения
Создание и открытие в 1725 г. Петербургской академии, которая являлась целиком светским государственным учреждением. В то же время она была тесно связана с отечественным искусством. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня. Великий русский ученый М. В. Ломоносов (1711 — 1765) стал первым русским членом Академии в 1745 г.; Культурные… Читать ещё >
Русская культура на пороге Нового времени, предпосылки Просвещения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Поворот произошел типично по-русски, круто и решительно. Споры о смысле и методах петровских преобразований не утихают по сей день.
Безусловно, Россия повернула в сторону Европы. Русская культура в петербургский период была подвержена всем европейским веяниям и к концу ХIХ в. сама приобрела мировое значение. Главное достижение петербургского периода — высвобождение творческих сил личности, расцвет личностного творчества, осуществление Ломоносовской формулы, что:
«Может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов.
Российская земля рожать".
В становлении и развитии системы светского образования и науки большую роль сыграли:
- — широкая сеть новых учебных заведений. Открылась Навигацкая школа (на основе которой была создана Морская академия), появляется еще несколько школ — Инженерная, Артиллерийская и Медицинская. Открывается частная общеобразовательная гимназия Э. Глюка. Открываются ремесленные училища;
- — создание и открытие в 1725 г. Петербургской академии, которая являлась целиком светским государственным учреждением. В то же время она была тесно связана с отечественным искусством. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня. Великий русский ученый М. В. Ломоносов (1711 — 1765) стал первым русским членом Академии в 1745 г.;
- — основание в 1755 г. Московского университета. Он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания;
- — создание в 1783 г. Российской академии наук, первым президентом которой становится княгиня Е. Р. Дашкова.
XVIII столетие было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании, значительным оживлением и подъемом общественной мысли. Этому способствовали как петровские преобразования, так и крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Россию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и Просвещения.
Важные черты происходящих в общественном сознании их черты следующие:
- — ослабление влияния религиозной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала;
- — стремление осмыслить прошлое и настоящее в России сопровождалось ростом национального самосознания.
Интересным и глубоким мыслителем-самоучкой был И. Т. Посошков, автор «Книги о скудости и богатстве». Будучи сторонником Петра, он вместе с тем стоял в оппозиции к дворянству, выражая и отстаивая интересы крестьянства, купечества и ремесленников.
Осмыслению прошлого России посвящены труды В. Н. Татищева — первого крупного русского историка, написавшего «Историю Российскую с самых древнейших времен». В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра I.
А.Н. Радищев — писатель и философ — занимает особое место в духовной жизни России. Он разработал концепцию русского Просвещения в его радикальном, революционном виде. В главном своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель увидел в положении крепостного крестьянства глубинные истоки будущих потрясений России. Радищев предложил проект реформ сверху, которые носили демократический характер и включали освобождение крестьян.
Художественная культура России XVIII века Художественная культура России XVIII века все явственнее приобретает светский характер, испытывая растущее влияние со стороны Запада.
К середине столетия в ней вполне сложились основные европейские стили: — классицизм; - барокко.
Культурные преобразования и нововведения XVIII века касались преимущественно привилегированных сословий русского общества и вели к разрушению прежнего органического единства русской культуры. Тем не менее, они способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран.
В литературе классицизм представляют:
* Л. Д. Кантемир добился литературной славы своими сатирами, содержание которых было против власти имущих и духовенства;
В.К. Тредиаковский является автором поэмы «Тилемахида», трагедий, сатир и эпиграмм. Он разработал принципы русского стихосложения;
М.В. Ломоносов. Он создал оду «На взятие Хотина» и другие произведения, наполненные философским содержанием и гражданским звучанием.
3. В архитектуре западное влияние сказалось наиболее сильно. Новая столица России — Санкт-Петербург — создавалась на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер.
Русский классицизм в архитектуре XVIII века представляли:
И.Е. Старое построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге;
Д. Кваренги — павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге;
В.И. Баженов — великолепный дом Пашкова;
М.Ф. Казаков — старое здание Московского университета, Сенат в Кремле, Первая городская больница. Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в творчестве:
Д. Трезини построил «здание Двенадцати коллегий» (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге;
В.В. Растрелли — Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе.
4. Русская портретная живопись поднимается до уровня лучших образцов европейского искусства. Основоположниками портретного жанра являются А. М. Матвеев и И. Н. Никитин.
Наивысшего расцвета портретная живопись достигает стве Ф. С. Рокотова («Неизвестная в розовом платье»), Д. Г. Левицкого («Кокоринов», «М.А, В. Л. Боровиковского («М.И. Лопухина»).
В XVIII веке изменения происходят и в музыке:
- — создаются и (или) получают распространение новые инструменты (балалайка (1715), гитара);
- — возникают новые жанры (например, военная музыка);
- — возникает камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка;
- — аристократы заводят домашние оркестры;
- — рождается первый профессиональный русский театр (его создателем стал великий актер Ф.Г. Волков).
- — Продолжает успешно развиваться церковно-певческая, хоровая музыка.
Глубокие изменения всего уклада повседневной жизни вызвали следующие введения:
- — новое летоисчисление и календарь. По указу Петра предписывалось исчислять года от Рождества Христова, то есть с 1 января 1700 г., как это было принято в европейских странах. Правда, Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский;
- — новая традиция — торжественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи;
- — новая форма общения людей — ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки;
- — традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы — французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том, что дамы дворянского общества начинают музицировать на клавесине.
Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения.