Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Закономерности и тенденции эволюции формата российских ситуационных комедий 2000-2010-ых годов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На фоне столь высокой популярности увеличивается производство русских сериалов и сокращается показ зарубежных. Если в начале 2000;х отечественные сериалы занимали не более 10% эфирного времени, то сегодня — почти 95%. (Рассматривается эфирное время выделенное на показ фильмов и сериалов). Соответственно, мы можем наблюдать наращивание производства сериалов в России, что также обуславливает… Читать ещё >

Введение. Закономерности и тенденции эволюции формата российских ситуационных комедий 2000-2010-ых годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. По данным на осень 2013 года в России 90% зрителей в возрасте от 12 до 17 лет смотрят сериалы. При этом чем моложе аудитория, тем больше она потребляет данный вид контента. Так, в аудитории «18−24» сериалы смотрят уже 87%, а среди зрителей старше сорока — 79%. Популярность данного вида контента у молодёжи очевидно свидетельствует о перспективности производства его в будущем.

На фоне столь высокой популярности увеличивается производство русских сериалов и сокращается показ зарубежных. Если в начале 2000;х отечественные сериалы занимали не более 10% эфирного времени, то сегодня — почти 95%. (Рассматривается эфирное время выделенное на показ фильмов и сериалов). Соответственно, мы можем наблюдать наращивание производства сериалов в России, что также обуславливает актуальность их изучения. ситуационный комедия персонаж Одними из наиболее успешных и востребованных сериалов в настоящее время можно считать ситуационные комедии (ситкомы). Они появились на российском телевидении относительно недавно — в 1996 году (ситком «Клубничка») и постепенно, трансформируясь, завоевали внимание аудитории. Например, Константин Наумочкин, будучи исполнительным продюсером СТС заявлял: «Мы всегда ищем новые ситкомы. Хороший ситком экономически выгоден: его можно повторить несколько раз, и он принесёт прибыль». Более того, менеджмент ТНТ связывает увеличение доли своего канала с показом ситуационных комедий: «На ТНТ каждый год появляются новые ситкомы, что обеспечивает рост доли канала». Премьерные показы ситкомов обеспечивают каналу первые места по аудитории в своих слотах с долями 24.6 («Деффчонки»), 21.7 («Универ. Новая общага»), 20.5 («Реальные пацаны») .

Таким образом, ситуационные комедии востребованы на рынке, а также у аудитории, соответственно, их исследование актуально, особенно в контексте наращивания темпов производства ситкомов в России. При этом также важно понимание произошедших изменений формата, поскольку анализ эфолюции позволит при дальнейшем производстве избежать повторения ошибок прошлого или возврата к уже не актуальным темам или приёмам. Также при создании любого вида контента важно понимание истории его развития, этот обогащает создаваемый продукт и опять же, помогает избежать ошибок.

Степень разработанности темы. Можно выделить несколько групп научных источников данной работы. Во-первых, это исследования ситкома в контексте телевизионных форматов (Качкаева А.Г., Кемарская И. Н., И. Кюри, Тарасенко А. С., Цвик В.Л.). Обращение к данной группе источников обусловлено исследованием ситуационных комедий как телевизионного формата.

Во-вторых, это теоретические основы ситкома в контексте теории сериалов (Беньямин В., Давыдов М. Л., Зверева В., Муратов С. А., Семёнова С.) В данных работах авторы исследуют сериальную продукцию на телевидении, её особенности и характерные черты. Ситкомы, также являясь сериалами, очевидно, обладают описываемыми в указанных источниках свойствами и исследование этих параметров необходимо для изучения ситуационных комедий.

В-третьих, ещё одной группой источников являются исследования ситкомов в контексте развлекательного телевидения (Акинфиев С.Н., Дондурей Д., Наумочкин К. Н., Новикова А. А., Удовиченко Р.В.).

Однако эволюция формата ситуационных комедий в России не была исследована, и производители не обладают необходимыми теоретическими наработками, на которые могли бы опираться при дальнейшем производстве ситуационных комедий. Анализ научных источников показал, что тема не достаточно разработана, следовательно, в данной работе мы и займёмся восполнением этого пробела.

Проблема исследования заключается в том, что при высокой популярности ситуационных комедий у зрителя и, соответственно, производстве значительных объёмов данного вида контента, в России не существует исследований, в которых анализировалась бы эволюция данного формата, в том числе с индустриальной точки зрения. Соответственно, накопленный опыт разрознен, что не позволяет при производстве новых ситуационных комедий комплексно учитывать различные факторы и тенденции, влияющие на успех проектов.

Следовательно, данная исследовательская работа направлена на решение проблемы информационного разрыва между накопленным опытом внутри индустрии производства ситкомов и научным анализом данного опыта и выявлением тенденций. Что в сумме обеспечивает возможность увеличения вероятности коммерческого успеха проектов путём принятия производственных решений, базирующихся на подтверждённых и проанализированных данных, полученных из многолетнего аккумулированного опыта производства данного вида контента.

Объектом исследования являются российские ситуационные комедии 2000;2010;х годов, показанные на каналах ТНТ, СТС, РЕН. Поскольку лидерами по количеству ситуационных комедий в программной сетке являются каналы ТНТ и СТС, уместно рассматривать сериалы, которые транслировались на каналах так называемой «второй тройки»: ТНТ, СТС, РЕН. При том что в 2013 году на шестом месте по доле находится Пятый канал, в данном исследовании мы рассматриваем РЕН-ТВ, поскольку в течение 2000;2010;ых годов именно он преимущественно занимал место во второй тройке.

Предметом данной работы является эволюция формата российских ситкомов 2000;2010ых годов.

Цель этого исследования — выявить закономерности и тенденции эволюции формата российских ситуационных комедий 2000;2010ых годов.

Для достижения цели мы ставим перед собой следующие задачи:

Выявили особенности ситкома: на производственном, сцентарном.

  • 1. Определить формат ситкома через его структурные, сценарные и производственные составные элементы и характерные черты
  • 2. Построить хронологию Российских ситкомов 2000;2010;х годов
  • 4. Проанализировать ситуационные комедии с точки зрения формальных характеристик (продолжительность серии, кол-во локаций в серии, наличие съёмок на натуре, закадрового смеха, скорость монтажа).
  • 5. Сравнить ситуационные комедии по проанализированным характеристикам.
  • 6. Определить закономерности изменения формальных характеристик ситкомов.
  • 7. Проанализировать ситуационные комедии с точки зрения содержательных характеристик (ГГ: кол-во, пол, возраст, профессия, экономическое, семейное положение, тип героя ситкома; кол-во сюжетных линий в серии, юмор: доминирование вербальных или визуальных шуток, тематика вербальных шуток, главное место действия).
  • 8. Сравнить ситуационные комедии по проанализированным характеристикам
  • 9. Определить закономерности изменения содержательных характерных черт ситуационных комедий.

Для достижения поставленных задач будут применяться следующие методы: анализ контента, дедукция, историко-генетический анализ, сравнительный анализ, культурно-исторический анализ, структурный анализ, периодизация, тематический анализ.

Гипотеза исследования заключается в том, что российские ситуационные комедии 2000;2010;х годов эволюционировали по следующим характеристикам: специфика шуток (вербальные или визуальные), скорость монтажа, наличие съёмок на натуре, закадрового смеха, количество локаций, основные места действия, характеристики главных героев.

Теоретической базой данной работы являются исследования С. Н. Акинфиева, в которых он выявляет закономерности развития развлекательного телевидения, исследует его жанровые особенности. Мы учитываем тот факт, что развлекательная функция ситкомов является лишь одной из многих, присущих им, при этом в данной работе фокус нашего внимания направлен именно на неё.

Рамки исследования. Под российскими ситуационными комедиями мы понимаем такие, которые были созданы российскими производящими компаниями и показаны на российских телеканалах. Соответственно, к ним относятся как оригинальные сериалы, например, «Универ», «Интерны», так и адаптированные: «Моя прекрасная няня», «Счастливы вместе» и т. д. Временной период выбран с 2000го года по настоящее время, т. е. по 2014 год, что означает, выход в эфир пилотной серии формата должен был произойти в данных временных рамках.

Эмпирическая база представляет собой корпус сериалов, соответствующих заданным рамкам исследования. Нами была создана хронологическая карта российских ситуационных комедий 2000;2010;ых годов (см. Приложение 2), которая наглядно демонстрирует распределение ситкомов по времени (годам показа) и каналам.

Выборка сериалов формировалась на основе анализа этой карты, поскольку в ней должны были быть учтены все годы и каналы, входящие в рамки исследования. Также было принято во внимание увеличение количества ситуационных комедий с течением времени и разное их количество на различных каналах. Кроме того, при составлении выборки было учтено присутствие как оригинальных российских сериалов, так и адаптаций.

Таким образом, в финальный корпус ситкомов для данного исследования вошли 27 ситкомов: «Моя прекрасная няня», «Счастливы вместе», «Универ», «Интерны», «Физрук», «Воронины», «Кто в доме хозяин», «Папины дочки», «Реальные пацаны», «Трое сверху», «Папа на все руки», «Дружба народов», «Кухня», «Осторожно, Задов», «Светофор», «Однажды в Милиции», «Два отца и два сына», «Люди ХЭ», «Последний из Магикян», «33 квадратных метра», «Деффчонки», «Восьмидесятые», «Зайцев +1», «Как я встретил вашу маму», «Агентство», «Медики», «Дружная семейка».

Для анализа контента будут использоваться «пилотные» выпуски выбранных ситкомов. «Пилот» — это первый эпизод нового формата, он является моделью построения всех последующих серий. Соответственно, у нас как у исследователей есть гарантия, что мы будем рассматривать типовую серию того или иного сериала. Это важно, поскольку периодически в некоторых многосерийных произведениях создают нетипичные для продукта серии с целью разнообразить контент и удивить зрителя. Подобные отличающиеся структурой или тематикой, а иногда комплексом используемых приёмов спецвыпуски могут быть выпущены к значимому празднику, например. Однако, даже в отсутствие внешнего стимула возможен вариант создания авторами ситкома нетипичных серий.

Например, в «Клинике» («Scrubs») один из эпизодов под названием «Мюзикл» отличается от остальных тем, что почти всё время герои поют, в остальном сохранены все признаки ситкома. Необходимость авторов сериала делать пилоты как модели будущих серий заключается в том, что именно по первым сериям и оценивают ситком, определяют, нужно ли далее его производить, ставить в эфир и так далее. Поэтому типичность пилота, которая гарантирует нам наблюдение именно характерных особенностей того или иного сериала обусловлена закономерной мотивацией создателей произведения.

Научная новизна работы заключается в том, что выявлены эволюционные трансформации ситуационных комедий и, соответственно, дана новая интерпретация ранее известным фактам. Также в научный обиход вводится иное описание процесса эволюции ситкомов.

Данное исследование прошло апробацию на XIV апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, результаты были опубликованы в виде статьи. На данном этапе исследования тема сужена и локализована.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в индустрии при разработке новых ситуационных комедий. Это обусловлено фокусом данной работы на эволюции содержательных характеристик данного вида контента. Выявленные тенденции их трансформации могут использоваться как ориентиры для выбора верных персонажей, конфликтов и создании прочих аспектов сценариев ситкомов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой