Характеристика этапов сестринского процесса при язвенной болезни 12-перстной кишки
![Реферат: Характеристика этапов сестринского процесса при язвенной болезни 12-перстной кишки](https://gugn.ru/work/7761871/cover.png)
Перкуссия — постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента. Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей его организма. Для каждой приоритетной проблемы записывается конкретная цель, а для каждой конкретной цели… Читать ещё >
Характеристика этапов сестринского процесса при язвенной болезни 12-перстной кишки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сестринский процесс — это системный подход к оказанию профессиональной медицинской помощи, направленный на восстановление здоровья пациента, исходя из его потребностей.
Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей его организма.
Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:
- * создание базы информационных данных о пациенте;
- * выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;
- * обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;
- * составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его потребностями;
- * определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели медицинского обслуживания данного пациента.
Первый этап — сестринское обследование.
Сестринское обследование проводится двумя методами:
* субъективным.
Субъективный метод обследования — расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.
* объективным.
Объективный метод — это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.
Сестринское обследование проводится двумя методами:
- * субъективным;
- * объективным.
Субъективное обследование:
- * расспрос пациента;
- * беседа с родственниками;
- * беседа с работниками скорой помощи;
- * беседа с соседями и т. д.
Расспрос Субъективный метод обследования — расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.
Расспрос играет огромную роль в:
- * предварительном заключении о причине болезни;
- * оценке и течении заболевания;
- * оценке дефицита самообслуживания.
Расспрос включает anamnessis. Этот метод внедрил в практику известный терапевт Захарин.
Анамнез — совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.
Расспрос складывается из пяти частей:
- * паспортная часть;
- * жалобы пациента;
- * anamnesis morbe;
- * anamnesis vitae;
- * аллергические реакции.
Жалобы пациента дают возможность выяснить причину заставившую обратиться к врачу.
Из жалоб пациента выделяют:
- * актуальные (приоритетные);
- * главные;
- * дополнительные.
Главные жалобы — это те проявления заболевания, которые больше всего беспокоят пациента, более резко выражены. Обычно главные жалобы и определяют проблемы пациента и особенности ухода за ним.
Anamnesis morbe.
Anamnesis morbe — первоначальные проявления болезни, отличающиеся от тех, которые пациент предъявляет, обратившись за медицинской помощью, поэтому:
- * уточняют начало заболевания (острое или постепенное);
- * далее уточняют признаки заболевания и те условия в которых они возникли;
- * затем выясняют, какое было течение заболевания, как изменились болезненные ощущения с момента их возникновения;
- * уточняют, были ли проведены исследования до встречи с медсестрой и каковы их результаты;
- * следует расспросить: проводилось ли ранее лечение, с уточнением лекарственных препаратов, которые могут изменить клиническую картину болезни; все это позволит судить об эффективности терапии;
- * уточняют время наступления ухудшения.
Anamnesis vitae.
Anamnesis vitae — позволяет выяснить, как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента.
Anamnesis vitae собирается по схеме:
- 1. биография пациента;
- 2. перенесенные заболевания;
- 3. условия труда и быта;
- 4. интоксикация;
- 5. вредные привычки;
- 6. семейная и половая жизнь;
- 7. наследственность.
Объективное обследование:
- * физическое обследование;
- * знакомство с медицинской картой;
- * беседа с лечащим врачом;
- * изучение медицинской литературы по уходу.
Объективный метод — это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.
Осмотр проводится по определенному плану:
- * общий осмотр;
- * осмотр определенных систем.
Методы обследования:
- * основные;
- * дополнительные.
К основным методам обследования относятся:
- * общий осмотр;
- * пальпация;
- * перкуссия;
- * аускультация.
Аускультация — выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.
Пальпация — один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.
Перкуссия — постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.
После этого медсестра готовит пациента к другим назначенным обследованиям.
Дополнительные исследования — исследования, проводимые другими специалистами (пример: эндоскопические методы обследования).
При общем осмотре определяют:
- 1. общее состояние пациента:
- * крайне тяжелое;
- * средней тяжести;
- * удовлетворительное;
- 2. положение пациента в постели:
- * активное;
- * пассивное;
- * вынужденное;
- 3. состояние сознания (различают пять видов):
- * ясное — пациент конкретно и быстро отвечает на вопросы;
- * помрачненное — пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием;
- * ступор — оцепенение, пациент на вопросы не отвечает или отвечает не осмысленно;
- * сопор — патологический сон, сознание отсутствует;
- * кома — полное подавление сознания, с отсутствием рефлексов.
- 4. данные антропометрии:
- * рост,
- * вес;
- 5. дыхание;
- * самостоятельное;
- * затрудненное;
- * свободное;
- * кашель;
- 6. наличие или отсутствие одышки;
различают следующие виды одышки:
- * экспираторная;
- * инспираторная;
- * смешанная;
- 7. частоту дыхательных движений (ЧДД)
- 8. артериальное давление (АД);
- 9. пульс (Ps);
- 10. данные термометрии и т. д.
Артериальное давление — давление, оказываемое скоростью тока крови в артерии на ее стенку.
Антропометрия — совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела.
Пульс — периодические толчкообразные колебания (удары) стенки артерии при выбросе крови из сердца при его сокращении, связанные с динамикой кровенаполнения и давления в сосудах в течение одного сердечного цикла.
Термометрия — измерение температуры тела термометром.
Одышка (диспное) — нарушение частоты, ритма и глубины дыхания с ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.
Цель первого этапа сестринского процесса — создание информационной базы о пациенте.
Цели второго этапа сестринского процесса:
- 1. анализ проведенных обследований;
- 2. определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;
- 3. определить направление сестринского ухода.
Все проблемы пациента делятся на:
- * потенциальные;
- * актуальные;
- * первичные — требующие оказания неотложной помощи;
- * промежуточные — неопасные для жизни;
- * вторичные — не имеющие отношения к данному заболеванию или прогнозу.
Каждая из проблем может быть:
- * соматической;
- * психологической;
- * социальной.
Проблема пациента (сестринский диагноз) Проблема пациента (сестринский диагноз) — это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медицинской сестры.
Планирование сестринского вмешательства — третий этап сестринского процесса Цели третьего этапа сестринского процесса:
- 1. исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;
- 2. разработать стратегию достижения поставленных целей;
- 3. обозначить срок достижения данных целей.
Потребность — это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный на восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни.
Неудовлетворенные потребности пациента — это состояния вынужденной зависимости пациента из-за каких-либо проблем, которые требуют вмешательства со стороны.
Эмоции — это индикаторы потребностей, которые являются положительными или отрицательными реакциями на удовлетворение потребностей.
Для каждой приоритетной проблемы записывается конкретная цель, а для каждой конкретной цели подбирается конкретное сестринское вмешательство.
Цели делят на:
- * долгосрочные (стратегические);
- * краткосрочные (тактические).
Структура цели:
- * действие — исполнение цели;
- * критерий — дата, время и т. д.;
- * условие — с помощью кого или чего можно достигнуть результата.
План сестринского вмешательства — это письменное руководство к действиям медсестер. Составляющие плана: цели и задачи.
Для составления плана медсестре необходимо знать:
- * жалобы пациента;
- * проблемы и потребности пациента;
- * общее состояние пациента;
- * состояние сознания;
- * положение пациента в постели;
- * дефицит самообслуживания.
Из жалоб пациента медсестра узнает:
- * что беспокоит пациента;
- * составляет представление о личности пациента;
- * составляет представление об отношении пациента к болезни;
- * локализацию патологического процесса;
- * характер заболевания;
- * выделяет актуальные и потенциальные проблемы пациента и определяет его потребности в профессиональном уходе;
- * составляет план по уходу за пациентом.
Сестринское вмешательство — четвертый этап сестринского процесса Цель сестринского вмешательства — сделать все необходимое для выполнения намеченного плана ухода за пациентом идентично общей цели сестринского процесса.
Существуют три системы помощи пациенту:
1. Полностью-компенсирующая:
в ней нуждаются три типа пациентов :
- * пациенты, которые не могут выполнить ни каких действий, находясь в бессознательном состоянии;
- * пациенты, находящиеся в сознании, которые не могут или которым не разрешено двигаться;
- * пациенты, которые не в состоянии принимать решения самостоятельно;
- 2. Частично-компенсирующая:
распределение задач зависит от степени ограничения двигательных способностей, а также от готовности пациента усваивать и выполнять определенные действия;
3. Консультативная (поддерживающая):
пациент может осуществлять само уход и обучаться соответствующим действиям, но при наличии помощи медсестры (амбулаторное обслуживание).
Виды сестринских вмешательств:
- * Зависимые сестринские вмешательства — действия медсестры, выполняемые по назначению врача, но требующие знания и умения среднего медперсонала (забор биологических жидкостей);
- * Независимое сестринское вмешательство — действия медсестры, осуществляемые в меру ее компетентности; медсестра руководствуется собственными соображениями (подача утки в постель);
- * Взаимозависимые сестринские вмешательства — совместные действия медсестры с другими специалистами.
Определение степени достижения цели и оценка результатов сестринского процесса — пятый этап Цель пятого этапа сестринского процесса — определить, в какой степени достигнуты поставленные цели.
На этом этапе медсестра:
- * определяет достижение цели;
- * сравнивает с ожидаемым результатом;
- * формулирует выводы;
- * делает соответствующую отметку в документах (сестринской истории болезни) об эффективности плана ухода.
Новое состояние пациента может быть:
- * лучше прежнего состояния;
- * без изменений;
- * хуже прежнего состояния.
Если цели не достигнуты медсестре необходимо:
- * выявить причину — поиск допущенных ошибок;
- * изменить саму цель — сделать ее более реалистичной;
- * пересмотреть сроки достижения цели;
- * ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи.