Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Скульптура. 
Культура России во второй половине ХІХ века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В области монументальной скульптуры необходимо отметить деятельность двух мастеров — Михаила Осиповича Микешина и Александра Михайловича Опекушина. Первый прославился как автор таких знаменитых произведений, как памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (1862 г.), памятники Екатерине II в Петербурге (1873 г.) и Богдану Хмельницкому в Киеве (1888 г.). Второй же известен как автор памятника А. С… Читать ещё >

Скульптура. Культура России во второй половине ХІХ века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее значительным русским скульптором II пол. XIX в. был Марк Матвеевич Антокольский. Для его творчества характерно особое внимание к исторической тематике. В 1870 г. он закончил статую «Иван Грозный» в которой стремился передать всю противоречивость духовного мира царя, его силу и одновременно слабость, усталость, жестокость и угрызения совести. Вскоре (1872 г.) он создает новое значительное произведение — статую «Петр Великий» (приуроченную к 200-летию со дня рождения императора). Скульптор изобразил Петра в момент Полтавской битвы — в преображенском мундире, с треуголкой в руке. Развевающиеся волосы и относимые ветром складки одежды усиливают впечатление взволнованности и героики образа.

В области монументальной скульптуры необходимо отметить деятельность двух мастеров — Михаила Осиповича Микешина и Александра Михайловича Опекушина. Первый прославился как автор таких знаменитых произведений, как памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (1862 г.), памятники Екатерине II в Петербурге (1873 г.) и Богдану Хмельницкому в Киеве (1888 г.). Второй же известен как автор памятника А. С. Пушкину в Москве (1880 г.) — одного из лучших памятников в истории русской скульптуры.

Архитектура

К середине XIX в. ясно обозначился упадок архитектуры. Распространяется эклектизм — использование элементов самых разнообразных стилей. Под натиском капиталистической целесообразности уходит в прошлое ансамблевость строительства. Высокая цена на земельные участки в престижных районах города вела к тому, что в погоне за прибылью новые «хозяева жизни» не обращали внимания на такие «мелочи», как архитектурное единство стиля, историческое окружение и т. д. В этот период были (иногда безвозвратно) испорчены многие бесценные архитектурные ансамбли, сложившиеся в предшествовавшие десятилетия.

И все же нельзя не замечать и некоторых достижений архитектуры сер. — II пол. XIX в. Прежде всего они обусловлены прогрессом техники. Возникает потребность в зданиях нового типа — железнодорожных вокзалах, огромных торговых помещениях (пассажах), многоквартирных доходных домах и др. Появляются новые строительные материалы (напр. металлоконструкции, железобетон и т. д.), которые предоставляют архитекторам больший простор для творчества.

В 1850-е — 60-е гг. преобладающим стилем в архитектуре было «ретроспективное стилизаторство», т. е. воспроизведение внешних форм тех или иных архитектурных стилей прошлого. Виртуозом этого направления был Андрей Иванович Штакеншнейдер. Самым ранним его произведением стал Мариинский дворец в Петербурге. Здесь автор использовал элементы классицизма. Дворец Белосельских-Белозерских в том же Петербурге был замечательно стилизован Штакеншнейдером в духе растреллиевского барокко. К поздним представителям стилизаторского направления относится Константин Михаилович Быковский (Зоологического музея в Москве (1896 г.).

С 1870-х гг., благодаря подъему национального самосознания под влиянием событий на Балканах и, отчасти, в связи с появлением народнических идей, начинается поиск некоего национального, самобытного русского стиля. Возникает «русский» (или, по советской терминологии, псевдорусский) стиль. Представление об особенностях этого стиля дают такие постройки, как Исторический музей (1875 — 1881 гг., арх. В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды (ныне — ГУМ) (1889 — 1893 гг., арх. А.Н. Померанцев) и Московская Городская дума (1890 — 1892 гг., арх. Д.Н. Чичагов). Из петербургских памятников этого направления необходимо отметить храм Воскресения Христова («Спас на крови») (1883 — 1907 гг., арх. И. В. Макаров, А.А. Парланд).

«Русский» стиль просуществовал недолго. На смену ему уже в конце столетия пришел совершенно непривычный, новаторский стиль — модерн.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой