Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Т. Г. Богданова, Г. Г. Гузеев, Д. Льютеман, Е. Шухард выделяют четыре фазы психологического осознания факта рождения ребенка с каким-либо нарушением. Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности при рождении ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу больного ребенка, ощущение беспомощности. Суть второй… Читать ещё >

Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Появление в семье психически или физически неполноценного ребенка всегда связано с сильными эмоциональными переживаниями родителей. Коренным образом меняются жизненные позиции родителей. Узнав о рождении ребенка с каким-либо отклонением, родители испытывают подчас противоречивые чувства — от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. Особенности психологического климата в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, описаны в исследованиях Ю. А. Блинкова, Т. Г. Богдановой, Т. Н. Волковской, С. А. Игнатьевой, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной, М. М. Семаго, В. В. Ткачевой и др.

В настоящее время, семьи воспитывающие детей с нарушениями в развитии имеют низкий социальный статус — возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении. Родители стараются скрыть факт задержки развития ребенка от друзей и знакомых, соответственно, круг внесемейного функционирования снижается. «Особый психологический конфликт» в семье как результат столкновения с общественным мнением не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка. Родители стараются «погасить» дефект — игнорируя его, это первая защитная реакция у семей, которые еще не справились с сложившейся ситуацией. В. В. Ткачева характеризует положение родителей в подобной ситуации как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

Исследователи выделяют несколько стадий преодоления внутрисемейного кризиса:

  • 1. Когнитивная (внешне управляемая) стадия. Кризисный процесс начинается с сомнения в нормальности развития ребенка, организации его обследования и осознания медицинского диагноза.
  • 2. Эмоционально неуправляемая стадия. Данная стадия имеет ярко выраженный характер фрустрации, агрессии, а также непонимание, любопытство окружающих, неожиданные, воспринимаемые как несправедливые, психические и физические нагрузки по уходу за ребенком. Потеря обычного круга друзей, социальная изоляция приводят к сильным эмоциональным потрясениям, иногда к распаду семьи.
  • 3. Действенная (самоуправляемая) стадия. Заключительная стадия обработки факта инвалидности ребенка, которая предполагает установление контактов с родителями, находящимися в подобной жизненной ситуации; на этой стадии семья принимает ограниченность возможностей ребенка, определяет стратегию действий по интеграции его в окружающий мир.

Т.Г. Богданова, Г. Г. Гузеев, Д. Льютеман, Е. Шухард выделяют четыре фазы психологического осознания факта рождения ребенка с каким-либо нарушением. Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности при рождении ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу больного ребенка, ощущение беспомощности. Суть второй фазы — отрицание поставленного диагноза и негативизм. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувство стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Многие родители принимают диагноз, но при этом испытывают неоправданный оптимизм в отношении прогноза развития и возможностей его излечения. По мере того как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую депрессию. Это состояние характеризует третью фазу. Родители чувствуют горе, угрызения совести и даже обиду. Четвертая фаза — сознательное, самостоятельное обращение родителей за помощью к специалистам. Это начало социально-психологической адаптации, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты. Процесс преодоления кризисного состояния протекает своеобразно в каждой семье. Одни родители полностью справляются с новой жизненной ситуацией, другие застревают на этапе осознания удара, остаются в социальной изоляции, нуждаясь в поддержке специалистов. Качественные изменения в жизни семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, проявляются на двух основных уровняхпсихологическом и соматическом.

Психологический уровень. Факт появления на свет ребенка не такого как у всех является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Эмоциональный стресс матери отражается прежде всего на взаимоотношениях с супругом. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное самоотречение, переключение ее внимания на больного ребенка формируют у отца непроходящее чувство дискомфорта, эмоционально болезненное состояние. Если взаимоотношения между супругами были плохими, то появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый внутренний конфликт: неизбежны взаимные обвинения в рождении ребенка, часто семья распадается. Аффективная напряженность матери неблагоприятно влияет и на взаимоотношения с ребенком. Такая мать скованна, напряжена, редко улыбается, крайне непоследовательна и неровна в общении с ребенком. Ребенок в этом случае растет нервным, возбудимым, требующим к себе постоянного внимания. Он не отпускает мать ни на шаг, однако в ее присутствии не успокаивается, а возбуждается еще больше. В дальнейшем формируется своеобразная болезненная зависимость — мать-ребенок. Если же мать находит в себе силы сохранять душевное равновесие и быть активным помощником малышу, то создается наиболее благоприятная семейная атмосфера для ребенка.

Существуют и другие неблагоприятные для ребенка формы поведения родителей в семье. Некоторые родители подсознательно отвергают своего ребенка, что выражается в отсутствии интереса к его потребностям, недостаточном взаимодействии с ним. У некоторых матерей, как указывает М. И. Буянов, постепенно формируется сверхценное отношение к больному ребенку. Родители убеждены, что их миссия состоит в умении ограждать ребенка от трудностей. Методы воспитания в таких семьях сводятся к чрезмерной опеке. Эти нарушения внутрисемейных отношений являются средствами психологической защиты от фрустрирующей ситуации, в которой оказалась семья. Часто причиной таких нарушений оказывается недостаточная педагогическая компетентность родителей. В свою очередь педагогические неудачи усиливают эмоциональную напряженность родителей, отрицательно влияют на развитие детей. Семья становится малообщительной. Она сужает круг своих знакомых в силу особенностей состояния своего ребенка, а также личностных установок самих родителей. Больной ребенок всегда вносит определенную степень напряженности в отношения между супругами. В 32% случаев такие браки распадаются (по данным В.В. Ткачевой). Для более успешного развития ребенка важным является сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила в себя, не стеснялась своего ребенка.

Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери ребенка с нарушениями в развитии, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах. Общеизвестно, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребенка. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что первые острые чувства, которые родители испытывают в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают, являясь постоянной частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды жизни семьи они вспыхивают с новой и новой силой и дезадаптируют семью. Известный американский педиатр Б. Спок, рассматривая семьи, имеющие детей с нарушениями в развитии, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку:

  • · Родители стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности. Он замкнут, недоволен собой.
  • · Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка и не приносят ему никакой пользы.
  • · Родители не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не глупее других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.
  • · Родители воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания людей. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.

Таким образом, семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, испытывают значительные трудности. Выше обозначенные особенности семей свидетельствуют о необходимости оказания им специальной психологической помощи не только в вопросах воспитания, но и в вопросах восприятия, принятия особого ребенка и взаимодействия с ним. Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, включает следующие направления работы: диагностику, консультирование, психокоррекцию и профилактику. То, как семья воспринимает ситуацию, когда развитие ребенка нарушено, способна ли она запросить и получить помощь, определяет в значительной степени выбранный ею путь. Сохранить здоровую атмосферу поможет достойное принятие особенностей жизни в семьях, связанных с воспитанием ребенка с отклонениями в развитии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой