Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Положение женщины в английском обществе и социально-культурные предпосылки развития женского образования в Викторианской Англии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доступность женского образования была ограничена финансовыми обстоятельствами. Скажем, девушки из высших слоев общества могли себе позволить заниматься самообразованием: у них был доступ к обширным домашним библиотекам и достаточно много времени для изучения интересующих их вопросов. Самообразование, а также занятия с домашними учителями, на что делал упор Локк в своих работах, нередко были… Читать ещё >

Положение женщины в английском обществе и социально-культурные предпосылки развития женского образования в Викторианской Англии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Достаточно очевидным был вопрос о положении женщины в обществе и возможности получения ей образования в условиях глубокой политизации вокруг проблемы образовательной системы. Консервативная государственная политика была против общедоступного женского образования в Англии. Этот вопрос стал камнем преткновения и именно Викторианская эпоха стала платформой эволюции британской культуры. Именно в начале XX века на островах туманного Альбиона начинают формироваться всем известные категории леди и джентльмен, которые будут характеры сугубо для английской культуры до сегодняшнего дня.

Помимо женского вопроса в вопросе образования была проблема разделения данной системы: для новой и старой (утилитарной) аристократии. То есть идея общедоступного обучения существовала в Англии, но также была идея «элитарности» образования и бытовало мнение, что нельзя давать хорошее образование всем абсолютно, т.к. многие люди, кто будет хорошо обучен должны стать будущими политиками, парламентариями и руководителями страной. Здесь интересно высказывания Ф. Рибока, консерватора, на парламентской сессии: «Наши будущие владельцы собственности… должны, по крайней мере, научиться читать и писать». Согласно идеологии, которую проводили консерваторы в лучшем обществе только лучшие представители человечества должны стоять у кормила власти. По такой логике должна быть представлена сильная дифференциация между учебными заведениями: школы для всех граждан и школы для элиты.

Как можно логично догадаться в XIX веке не было такой мысли, что женщина может относится к представителям элитарной культуры, соответственно особое образование ей и не нужно было. Навык чтения нужен был девушке только для того, чтобы уметь читать Священное писание, а навык арифметики уже усматривался как ненужный, т.к. он будет воспитывать отвращение к благочестивой жизни у леди.

Если вспомнить три направления (умеренные, консерваторы и демократы), то только демократы продвигали идею женского образования. Представители демократического направления носили название «общественные педагоги» (public educators). К их представителям относились: Р. Рэйкс (R. Raikes), Дж. Бентам (J. Bentham), Дж. Бирбек (G. Birkbeck), Э. Белл (A. Bell), Ф. Бенек (F. Beneke), Т. Гексли (T. Huxley), Дж. Адамс (J. Adams), М. Арнолд (M. Arnold), Э. Миль (E. Mill), Э. Кэрлил (A. Carlyle), Р. Рускин (R. Ruskin) и др. Эти педагоги получили также именование «викторианцы». Дж. Бентам отмечал: «Люди имеют естественное человеческое право на собственное образование любое справедливое общество принимает этот принцип как свою обязанность». Данное идеологическое течение выступало за стандартизацию образование, создание обширной сети общедоступных образовательных учреждений и идею отделения школы от церкви. Также важным постулатом демократов было отхождение от разделения в образовании по национальному, гендерному, сословному и классовому делению.

Положение девушки в Англии накануне и в период Викторианской эпохи оценивается неоднозначно. О женщинах в Британской империи писали многие русские путешественники и видные деятели науки. Например, Карамзин Н. М. в «Письмах русского путешественника» писал: «Англичанок нельзя уподобить розам; нет, они почти все бледны — но сия бледность показывает сердечную чувствительность и делается новою приятностию на их лицах». Важно заметить, как Карамзин описывает манеры поведения девушек и их общий облик: «Женщины в Лондоне очень хороши, одеваются просто и мило; все без пудры, без румян, в шляпках, выдуманных грациями. Они ходят, как летают.». Изначально в Англии были высоки манеры и в процессе воспитания этому придавали большое значение, а вот образование важно было только для джентльмена, но не леди.

Женщины по возможности должны были получать домашнее образование. Философ Дж. Локк в своем труде «Мысли о воспитании» (1693 год) рассуждал о таких вещах, как единство нравственного, психического и умственного развития. Именно Локк заложил теоретические основы традиции, в рамках которой в дома стали приглашаться специальные педагоги для обучения детей и их воспитания, чтобы сочетать нравственное, психологическое и умственное начала в человеке. Преподаватели на дому могли обучать девушку рисованию, танцам, рукоделию, музыкой.

Доступность женского образования была ограничена финансовыми обстоятельствами. Скажем, девушки из высших слоев общества могли себе позволить заниматься самообразованием: у них был доступ к обширным домашним библиотекам и достаточно много времени для изучения интересующих их вопросов. Самообразование, а также занятия с домашними учителями, на что делал упор Локк в своих работах, нередко были дополнением к образованию, получаемому в пансионах. Обычно в них обучали тому же комплексу предметов, что девочки могли получить и дома, но там, во-первых, будущие леди погружались в более строгую атмосферу, а во-вторых, в пансионах был сделан гораздо больший акцент на трудовое воспитание.

Девушка в традиционном английском обществе изначально имела меньше прав и свобод нежели мужчина, но в Викторианскую эпоху мы можем наблюдать колоссальное изменение этого положения. Причин тому много и среди них можно выделить как демографические, так и социальнокультурные. К 1870 году в Англии наблюдался явный демографический перевес женской части населения над мужской. В этот период средний класс в стране значительно вырос; и среди его представителей наблюдалась тенденция к миграции за пределы страны или поздние браки (ближе к 25 годам).

Широкие темпы индустриализации и смена культурного уклада, безусловно, отразились на положении женщины в английском обществе. Так как по мере развития индустриального общества многие семейные функции (связь человека с обществом, социальный престиж, производство и заработок) переходили к социальным институтам, ориентация личности смещалась с семейных ценностей на ценности личностного успеха и признания во внесемейной сфере. Об этом же свидетельствовал переход домашнего образования к школьному, начало работы некоторых женщин вне дома, рост их грамотности, расширения читающей публики, и, как следствие — первые кампании в защиту прав женщин.

Если вспомнить то, что эпоха Возрождения была насыщенна идеями гуманистов, то вполне очевиден тот факт, что жесткое разделение обязанностей людей по половому признаку рано или поздно стало ставиться под сомнение не только общественностью, но и философами того времени (Например, позитивисты Дж.С. Милль и Г. Спенсер). Милль был убеждён, что интересы женщин должны быть защищены в той же мере, что и интересы мужчин. При этом он как либерал, верящий в идеал представительной демократии, полагал это осуществимым лишь при получении женщинами избирательных прав. В своих трудах Милль обосновывал необходимость правового и морального равенства полов и свободного личностного развития женщин. Похожие мысли высказывал в конце XIX в. и Г. Спенсер, считавший равенство возможностей и прав мужчин и женщин принципом справедливого общества.

Говоря о фактических правах представительниц женского пола, следует отметить, что до конца Викторианской эпохи незамужняя девушка все же обладала определенными гражданскими правами, но не в полной мере. Замужняя же дама попадала под такое старинное правило, как «coverture». Исходя из этого древнего принципа муж и жена с точки зрения закона виделись как одно целое, и не было по сути чьих-то прав. Были права семейные, а далее исходя из логики патриархальной семьи мужчина брал на себя ответственность исполнения прав и обязанностей, в то время как женщина должна была ему подчиняться. Согласно этой же логике леди не могли пользоваться общим имуществом без ведома мужа. Данное правило рассматривалось как лучшая защита интересов женщины в браке, поскольку все правовые вопросы решал муж. Женщины далеко не всегда были согласны с данным положением.

Определенные подвижки в данном вопросе начались только в середине Викторианской эпохи. Однако вплоть до 1930;х годов незамужняя женщина обладала меньшими правами, чем замужняя и образование было легче было получить, будучи либо выходцем из высшего класса или незамужней.

Например, с 1860-х только незамужние англичанки получили право голоса на муниципальных выборах. В 1870 г. и 1882 г. были приняты законы, предоставляющие замужним дамам некоторые возможности распоряжения своей собственностью. В 1886 г. парламент постановил, что после смерти отца дети автоматически должны были переходить под опеку матери. Отмена же всех ограничений в вопросе собственности замужних англичанок состоялась лишь в 1935 г.

Проблема доступа женщин к образованию теснейшим образом была связана с положением женщины в обществе. В Викторианской эпохе можно выделить два больших этапа в развитии женского образования:

  • 1) до 1870 года, когда женское образование имело форму обучения в пансионатах (где, кстати, программа обучения не сильно отличалась от начальной школы, где девушки уже к первой половине XIX века уже могли получать образование) или же домашнее образование, где уровень получаемых знаний зависел напрямую от того, кто учил (родители, чьи знания могли быть разными, или нанятые учителя).
  • 2) после 1870 года, когда появляется система общегосударственных школ. Далее в 1880 г. начальное образование было официально признано обязательным, а в 1891 г. оно стало бесплатным. В государственных школах начальной ступени список изучаемых предметов был практически одинаковым для мальчиков и девочек.

Выбран 1870 год неспроста, хотя стоит отметить, что первое высшее учебное заведение для девушек появилось в 1848 году, а уже в 1869 году открыт первый женский колледж при Кембридже; в 1878 году такой же аналогичный колледж открыт при Оксфорде. Большой проблемой оставалась сложная дифференциация образовательной системы, то есть продолжение дорогостоящей учёбы было доступно очень немногим девушкам, в том числе и в силу недостатков среднего образования.

Следует напомнить, что в целом помимо концепции элитарности на вопрос женского образования влияло жесткое разделение благородных и неблагородных профессий для настоящей леди. Как правило, считалось, что истинная леди должна заниматься либо педагогикой, либо публицистикой, либо музыкой, но большинство профессий были так или иначе закрыты для женской половины английского общества.

Сложная ситуация с положением женщины и девушки была связана с консервативностью самого английского общества, к которому добавлялся островной изоляционизм и малую восприимчивость к культурным веяниям из Европы и США. Девушки начали биться за свои права, используя те общественные каналы, которые существовали в самой Англии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой