Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы коррекционно-логопедической работы по формированию моторного праксиса у детей со стертой формой дизартрии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование методов моторного праксиса направлены на выявление сформированности у детей элементарных двигательных функций и предметных действий. Наиболее сложный вид движений (действий) представляют собой движения по типу реакции выбора по речевой инструкции. Эти пробы направлены на исследование наиболее высоких уровней организации произвольных действий, регулирующей роли речи в двигательной… Читать ещё >

Методы коррекционно-логопедической работы по формированию моторного праксиса у детей со стертой формой дизартрии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В жизни человеку чаще всего приходится выполнять более сложные движения и действия, которые представляют собой уже целые программы, и подчиняются они внутренним схемам. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три («сделай вот так» — и показать, как это надо сделать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это — не говорящие дети. Результаты наблюдений показывают, что тренировка пальцев рук на 2,5 месяца ускоряет процесс созревания речевых областей. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удается [19].

Обследование состояния звукопроизношения проводится по общепринятой в логопедии методике, опубликованной в работах Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Р. Е. Левиной [36]. При изучении состояния звукопроизношения определяется количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях:

  • — при изолированном произношении;
  • — в слогах-прямых, обратных, со стечением согласных
  • — в словах (исследуемый звук, находится в разных позициях по отношению к началу, концу и середине слова);
  • — во фразах;
  • — в спонтанной речи.

При подборе лексического материала соблюдаются следующие требования:

  • — насыщенность лексического материала заданным звуком;
  • — разнообразие лексического материала;
  • — включение слов с оппозиционными звуками;
  • — включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

При обследовании звукопроизношения применяются методические приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала. Детям предлагается сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, чистоговорки, включающие исследуемые звуки[19].

Исследование методов моторного праксиса направлены на выявление сформированности у детей элементарных двигательных функций и предметных действий. Наиболее сложный вид движений (действий) представляют собой движения по типу реакции выбора по речевой инструкции. Эти пробы направлены на исследование наиболее высоких уровней организации произвольных действий, регулирующей роли речи в двигательной системе.

Методы работы: беседа, наблюдение, обследование. Исследование общей и мелкой моторики.

Для проведения исследования двигательной сферы состояния мелкой моторики у детей предлагаются следующие тесты:

Обследование общей произвольной моторики Исследование ориентации в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив.

Исследование дифференциации пространственных понятий Исследование зрительно-пространственной ориентации движений (проба Хэда) Исследование развития кинестетической основы движений руки.

Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»).

Определение конструктивного праксиса.

Выявление синкинезий.

Исследование кинетической основы движений руки.

Исследование пространственного восприятия.

Исследование зрительно-моторной координации.

Монометрический тест.

Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий).

При исследовании функции органов артикуляционного аппарата проводится анализ по следующим позициям:

  • — состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дисфония)
  • — возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия)
  • — качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость одного движения на другое и др.)

Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей со стертой дизартрией используются приемы, рекомендуемые Л. В. Лопатиной, Г. В. Денюхиной[19].

1. Обследование общей и произвольной моторики.

Инструкции:

  • а) «Постой на одной ноге: на левой, правой». б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением». в) «Подбрасывай и лови мяч».
  • г) «Походи на одном месте».
  • д) «Поднимись и спустись по ступенькам лестницы».

Критерии оценки:

  • 4 балла — все задания выполняются правильно
  • 3 балла — все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе
  • 2 балла — задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия;
  • 1 балл — плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору, мяч подбрасывает очень низко, не удерживает равновесия при остановке по команде.
  • 0 балов — задание не выполняется.

Исследование умения ориентироваться в сторонах собственного тела и в сторонах тела напротив сидящего.

Инструкции: а) «Покажи твою левую (правую) руку. Покажи твое левое (правое) ухо. Покажи твою левую (правую ногу)».

б) «Покажи мою левую (правую) руку. Покажи мое левое (правое) ухо. Покажи мою левую (правую) ногу».

Критерии оценки:

  • 4 балла — задание выполняется правильно;
  • 3 балла — задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
  • 2 балла — ребенок ориентируется в сторонах собственного тела, но с затруднением ориентируется в сторонах тела напротив сидящего
  • 1 балл — ребенок затрудняется с ориентацией в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив;
  • 0 баллов — ребенок не ориентируется в сторонах собственного тела и напротив сидящего;

Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги) Инструкция: «Покажи, что находится в центре рисунка? Что слева от квадрата? Что справа от квадрата? Что находится под маленьким треугольником? Что между кружком и большим квадратом? Какие фигуры в вверху рисунка? Какие фигуры внизу рисунка?».

Критерии оценки:

  • 4 балла — задания выполняются правильно;
  • 3 балла — задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;
  • 2 балла — задания выполняются с минимальной помощью взрослого
  • 1 балл — для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;
  • 0 баллов — задание не выполняется;

Исследование зрительно-пространственной организации движений (проба Хэда) Инструкция:"Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты также поднимешь левую руку". «Подними правую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо».

«Подними левую руку!» «Возьми левой рукой правое ухо».

Критерии оценки:

  • 4 балла — задания выполняются правильно;
  • 3 балла — все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
  • 2 балла — правильно выполняются задания, ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;
  • 1 баллэхопраксия возникает при выполнении первого задания и удерживается при выполнении последующих, ошибки замечает самостоятельно;
  • 0 баллов — стойкиеэхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает;

Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей левой рукой».

Предлагается выполнение сначала одноручных проб (экспериментатор постоянно меняет руки), затем двуручных проб.

При эхопраксиях для исключения зрительных образов то же задание предлагается выполнить по словесной инструкции: «Подними правую руку»,.

«Возьми правой рукой левое ухо».

Критерии оценки:

  • 4 балла — задание выполняется правильно, в предложенном темпе;
  • 3 балла — задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
  • 2 балла — правильно выполняется 5−7 заданий, после чего возникают эхопраксии, ошибки отмечаются и исправляются самостоятельно;
  • 1 балл — эхопраксии возникают после первого задания и удерживаются при выполнении последующих;
  • 0 баллов — стойкие эхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает.

Исследование развития кинестетической основы руки. Инструкция:

«Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево».

«Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх».

«Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой (правой) руки».

«Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально».

Критерии оценки:

  • 4 балла — все задания выполняются правильно;
  • 3 балла — все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
  • 2 балла — задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;
  • 1 балл — задания выполняются с помощью взрослого; 0 баллов — задания не выполняются;

Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»).

Праксис по словесной инструкции.

Инструкция: «Сложи первый и большой пальцы в кольцо (по подражанию). Вытяни второй и третий пальцы («Сделай зайчика»). Вытяни второй и пятый пальцы («Сделай козу рогатую»).

Критерии оценки:

  • 4 балла — все задания выполняются правильно;
  • 3 балла — все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе; 2 балла — задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;
  • 1 балл — выполняет задание только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезий);
  • 0 баллов — задание не выполняется.

Праксис позы по зрительному образцу.

Инструкция: «Делай, как я». Ребенку последовательно предлагается 6 поз пальцев, каждую из которых он должен воспроизвести. Поочередно обследуются две руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руки на стол.

Праксис поз по кинестетическому образцу.

Инструкции: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложила тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу.

  • 4 балла — все задания выполняются правильно;
  • 3 балла — все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе; 2 балла — задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;
  • 1 балл — выполняет задание только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезий);
  • 0 баллов — задание не выполняется.

Определение конструктивного праксиса Инструкция: Сложить разрезные картинки (разной конфигурации разреза): из двух фрагментов, из трех фрагментов и из четырех фрагментов.

Критерии оценки:

  • 4 балла — все задания выполняются правильно;
  • 3 балла — задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;
  • 2 бала — задания выполняются с минимальной помощью взрослого; 1 балл — задания выполняются после демонстрации образца;
  • 0 баллов — задания не выполнятся.

Выявление синкинезий.

При выявлении синкинезий используются методики И. Ю. Левченко. Кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом. Затем, поочередно прикасаясь к каждому пальцу ребенка, кроме четвертого (движение которого и у здоровых детей в опыте сопровождается синкинезиями), даем инструкцию: «Подними только этот палец!» На контурном изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двусторонние на обеих руках).

Критерии оценки:

  • 4 балла — задания выполняются без синкинезий;
  • 3 балла — односторонние синкинезии в части заданий;
  • 2 балла — односторонние синкинезии при выполнении каждого задания; 1 балл — перекрестныесинкинезии;
  • 0 баллов — двусторонние синкинезии;

Исследование кинетической основы движений руки.

Инструкция:

Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном максимальном темпе.

Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки.

Выполнить задание пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.

Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» по очереди с пальцами левой (правой) руки, похлопать подушечками пальцев, начиная с большого.

Соединить пальцы рук. Осуществлять, поочередно начиная с большого пальца, движение — касание пальцев.

Критерии оценки:

  • 4 балл — задания выполняются правильно;
  • 3 балла — задания выполняются правильно, но в замедленном темпе; 2 балла — задания выполняются с минимальной помощью взрослого;
  • 1 балл — для выполнения задания требуется помощь со стороны взрослого; 0 баллов — задания не выполняются.

Инструкция: «Делай, как я» («кулак-ребро-ладонь»).

Далее выполняется последовательный ряд движений, меняются лишь позы, сама рука не меняет местоположения. Задание выполняется сначала правой рукой (для правшей), затем левой. Для левшей наоборот.

Критерии оценки:

  • 4 балла — задание выполняется правильно без помощи взрослого;
  • 3 балла — задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
  • 2 балла — выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий;
  • 1 балл — выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами);
  • 0 баллов — невозможность поочередного выполнения движений.

Инструкция: «Положи руки перед собой на стол. Делай, как я» (проба Озерецкого).

Одновременное изменение положений обеих кистей рук: одна рука сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Распрямляем одну кисть и сжимаем другую.

  • 4 балла — задание выполняется правильно без помощи взрослого;
  • 3 балла — задания выполняются правильно, но в замедленном темпе; 2 балла — единичные ошибки, дизритмия;
  • 1 балл — многократные ошибки, дизритмия, наличие лишних движений, замена одних движений другими;
  • 0 баллов — невозможно одновременное выполнения движений.

Инструкция: «Одновременно большим и указательным пальцами обеих рук обеих рук со стола по одной спичке и клади их в коробок».

Критерии оценки:

  • 4 балла — задание выполняется правильно без помощи взрослого;
  • 3 балла — задания выполняются правильно, но в замедленном темпе; 2 балла — единичные ошибки, дизритмия;
  • 1 балл — многократные ошибки, дизритмия, наличие лишних движений, замена одних движений другими;
  • 0 баллов — невозможно одновременное выполнения движений.

Исследование пространственного восприятия Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на листе точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед ребенком кладется листок с „домиком“). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же, как на образце».

Критерии оценки:

  • 4 балла — задание выполняется правильно; 3 балла — отсутствует какая-либо деталь;
  • 2 балла — увеличение некоторых частей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера рисунка;
  • 1 балл — неправильно изображен элемент рисунка;
  • 0 баллов — неправильное изображение деталей в пространстве рисунка.

Исследование скорости движений руки (начертание вертикальных линей) Материал: лист белой линованной бумаги и карандаш.

Инструкция: «По сигналу начинай чертить вертикальные линии так, чтобы они не выходили за границы линейки».

По сигналу ребенок начинает чертить карандашом. По истечению 10 секунд дается сигнал об окончании работы. После перерыва в 30 секунд это же задание проделывается другой рукой.

Критерии оценки:

  • 4 балла — выполнение задания в быстром темпе для обеих рук, начертание более 20 линей правой рукой и более 12 левой (для левшей наоборот);
  • 3 балла — выполнение задания в быстром темпе для одной руки (с указанием для какой руки выполнено задание) начертание 20 линей.
  • 2 балла — выполнение задания в замедленном темпе, начертание более 16 линий правой рукой и 9 линей левой (для левшей наоборот), многочисленные нарушения границ горизонтальных линей, перемена скорости движений;
  • 1 балл — выполнение в замедленном темпе, начертание за 20 секунд менее 16 линий правой рукой и 9 линий левой (для левшей наоборот),

многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, перемены скорости движений;

0 баллов — начертание менее 10 линий ведущей рукой, многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, значительные перемены скорости движения.

Исследование артикуляционной моторики.

Обследование кинестетического орального праксиса.

Процедура обследования.

Ребенку предлагается выполнить то или иное задание по словесной инструкции, используя зеркало и без него.

Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении…».

А-? И-? О-? У-?

Инструкция: «Произнеси звуки „т'“ и „т“ и скажи, где находится кончик языка при произнесении их: вверху или внизу?».

Инструкция: «Произнеси (си) — (су), (ки) — (ку) и скажи, как менялось положение губ при произнесении?».

Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки (и), (ш) и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, при произнесении какого звука поднят?».

.Инструкция: «Произнеси звуки (т), (д) (н) и скажи, где находиться кончик языка при их произнесении — за верхними или за нижними зубами?».

Критерии оценки:

  • 4 балла — правильный ответ;
  • 3 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
  • 2 балла — поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками; 1 балл — неточный ответ, неточное выполнение задания;
  • 0 баллов — отсутствие ответа.

Обследование кинетического орального праксиса Процедура обследования.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить то или иное упражнение. Последовательность выполнения всех упражнений: «забор» — «окно» — «мост».

— «парус» — «лопата» — «вкусное варенье» и т. д.

Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удержать органы артикуляции в нужном положении 5−7 секунд.

Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

  • — широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам
  • — «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5−7 секунд.

Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— язык «лопаткой» — широкий, распластанный лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5−7 секунд.

Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало повторяй за логопедом движения»:

— «вкусное варенье» — рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживая 5−7 секунд).

Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало повторяй за логопедом движения»:

— «мост» — рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживается 5−7 секунд).

Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало повторяй за логопедом движения»:

— «окно» — рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживается 5−7 секунд).

Оценивается:

  • — точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);
  • — длительность удерживания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость);
  • — симметричность;
  • — наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки:

  • 4 балла — правильно выполнение движения с точным соответствием всех характеристик к предъявленному;
  • 3 балла — замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость;
  • 2 балла — время фиксации позы ограничено 1−3 секундами;
  • 1 балл — выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;
  • 0 баллов — невыполнение движения.

Обследование динамической координации артикуляционных движений Процедура обследования.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнять упражнения по 4−5 раз.

  • 1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:
    • — «качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторять это упражнение 4−5 раз).
  • 2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

«маятник, часики» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого угла губ. Повторить эти движения 4−5 раз).

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом»:

поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4−5 раз.

Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом»:

высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх.

Повторить эти движения 4−5 раз.

Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4−5 раз.

Оценивается:

последовательность выполнения движений;

возможность переключения с одного движения на другое;

инертность движения, персеверации;

темп движений;

амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный);

точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки:

  • 4 балла — сравнительно точное выполнение движений, все движения координированы;
  • 3 балла — замедленное и напряженное выполнение переключений с одного движения на другое;
  • 2 балла — количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя;
  • 1 балл — выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, синкинезии, гиперкинезы, саливация;
  • 0 баллов — невыполнение движений.

Обследование тонуса артикуляционной мускулатуры и наличия патологической симптоматики начинают с обследования мимической мускулатуры.

Обследование мимической мускулатуры.

Процедура обследования. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнять движения. Проводиться по образцу, затем по словесной инструкции.

Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

нахмурить брови поднять брови наморщить лоб поочередно надуть щеки втянуть щеки Критерии оценки:

  • 4 балла — точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонуса мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики;
  • 3 балла — неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры;
  • 2 балла — замедленное и напряженное выполнение переключений с одного движения на другое;
  • 1 балл — затруднение при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония), сглаженность носогубных складок, синкинезии;
  • 0 баллов — грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия.

Обследование мышечного тонуса и подвижности губ Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторять движения, сидя за столом перед зеркалом.

Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

«трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать 5−7 секунд).

чередование «забор» — «трубочка» (до 5 раз).

поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, повторить движение несколько раз.

Критерии оценки:

  • 4 балла — точное выполнение заданий, тонус в норме, губы подвижные;
  • 3 балла — неточное выполнение движений, незначительное нарушение тонуса губной мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония);
  • 2 балла — верхняя губа напряжена, ограничена ее подвижность;
  • 1 балл — затруднение при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малоподвижные;
  • 0 баллов — невыполнение заданий, грубо выраженная патология.

Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики.

Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторять движения перед зеркалом.

Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

«лопата» — язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе.

«мост» — из положения «окно» язык упирается в нижние резцы, язык — широкий, плоский, спокойно лежит в ротовой полости.

«маятник» — попеременно дотронуться кончиком языка до правого, затем до левого угла рта.

Критерии оценки:

  • 4 балла — точное выполнение движений, отсутствие нарушений мышечного тонуса языка, патологической симптоматики;
  • 3 балла — неточное выполнение заданий, незначительное нарушение тонуса языка (гипертонус, гипотония, дистония);
  • 2 балла — затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, саливация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, девиация языка;
  • 1 балл — грубо выраженное нарушение мышечного тонуса языка, выраженная патологическая симптоматика (постоянная саливация, гиперкинезы, посинение кончика языка, девиация);
  • 0 баллов — не выполняет задание.

У детей со стертой дизартрией выявляются патологические симптомы в артикуляционном, голосовом, дыхательном отделе периферического речевого аппарата. Представлено полное обследование, которое составляется в виде протокола на каждого ребенка[1].

Диагностика нарушений моторного развития необходима для уточнения структуры дефекта.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой