Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Список использованных источников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают учебнопознавательную компетентность, организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие личности. Под познавательным развитием личности понимается формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией… Читать ещё >

Список использованных источников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. — Киев: Наукова Думка, 1989. — 200 с.
  • 2.

    Введение

    ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования СК: Методическое пособие / под ред. А. А. Волкова, 2012. — 170 с.

  • 3. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон [и др.]. — Москва: Просвещение, 1979. — 287 с.
  • 4. Гайштут, А. Г. По ступенькам к развитию внимания, памяти, логики. Часть 1 / А. Г. Гайштут. — Киев: Початкова школа, 2005. — 144 с.
  • 5. Гайштут, А. Г. Дневник творческих упражнений для любознательных / А. Г. Гайштут — Киев: Початкова школа, 2007. — 105 с.
  • 6. Горбатов, Д. С. Практикум по психологическому исследованию / Д. С. Горбатов. — Самара: БАХРАХ-М, 2000. — 448 с.
  • 7. Гордиенко, С. А. Большая книга логических игр и головоломок / С. А. Гордиенко. — Москва: ООО «Издательство Астрель», 2011. — 240 с.
  • 8. Гордиенко, С. А. Логические игры и головоломки для юных гениев / С. А. Гордиенко; худож. Н. И. Гордиенко. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 32 с.
  • 9. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов. — Москва: Просвещение, 2010. — 111 с. — (Стандарты второго поколения).
  • 10. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС / Д. В. Григорьев, Степанов П. В. — Москва: Просвещение, 2014. — 223 с.
  • 11. Давыдова, И. Н. Универсальные учебные действия: управление формированием / И. Н. Давыдова, О. В. Смирных // Народное образование. — 2012. — № 1. — 172 с.
  • 12. Дубровина, И. В. Практическая психология образования: Учебное пособие / И. В. Дубровина. — 4-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2004. — 592 с.
  • 13. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин.
  • — 2-е изд. доп. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 320 с.
  • 14. Загорная, Е. В. Настольная книга детского психолога / Е. В. Загорная. — Санкт-Петербург: Наука и техника, 2010. — 304 с.
  • 15. Загорная, Е. В. Справочник детского психолога. Тесты, упражнения, задания на СD / Е. В. Загорная. — Санкт-Петербург: Наука и техника, 2013. — 288 с.
  • 16. Зак, А. З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6−15 лет / А. З. Зак. — Москва: АРКТИ, 2002. — 144 с.
  • 17. Зак, А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов / А. З. Зак. — Ярославль: Академия развития, 1998. — 192 с.
  • 18. Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников: научное издание / А. З. Зак. — Москва: Просвещение, 1994. — 318 с.
  • 19. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / сост.: Е. А. Левашова, А. Г. Волошина, В. А. Плешакова. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 208 с.
  • 20. Игры — обучение. Тренинг. Досуг / под. ред. В. В. Петрусинского. — Москва: Новая школа, 1994. — 386 с.
  • 21. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2010. — 152 с.
  • 22. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /

И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — Москва: Сфера, 2001. — 464 с.

  • 23. Крутецкий, В. А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. О. В. Кузьменковой. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. — 240 с.
  • 24. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СанктПетербург: Питер, 2001. — 592 с.
  • 25. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей / А. К. Маркова. — Москва: Просвещение, 1983. — 96 с.
  • 26. Мищенкова, Л. В. Тесты, кроссворды, загадки и развивающие задания: для детей 8−10 лет / Л. В. Мищенкова. — Ярославль: Академия развития, 2008. — 192 с.
  • 27. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В. С. Мухина — Москва: Академия, 2013. — 456 с.
  • 28. Никольская, И. Л. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов: 1−4 классы / И. Л. Никольская, Л. И. Тигранова. — Москва: Экзамен, 2009. — 240 с.
  • 29. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва: Высшее образование: МГППУ, 2006. — 460 с.
  • 30. Петровский, А. В. Общая психология / А. В. Петровский. — Москва: Просвещение, 1976. — 479 с.
  • 31. Петронюк, И. С. Психолого-педагогические подходы к проблеме учебного познания / И. С. Петронюк // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 2 (39). — С. 40−42.
  • 32. Планируемые результаты начального образования / под ред. Ковалевой Г. С., Логиновой О. Г. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2010. — 110 с.
  • 33. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. — Москва: Просвещение, 2011. — 204 с.
  • 34. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы / сост. М. А. Павлова. — 2-е изд. — Волгоград: Учитель, 2011. — 87 с.
  • 35. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / С. Г. Воровщиков, Т. И. Шамова, М. М. Новожилова, Е. В. Орлова [и др.]. — Москва: 5 за знания, 2010. — 402 с.
  • 36. Реализация программы формирования УУД в образовательном процессе / Ю. В. Гузенко // Методист — 2011. — № 9. — С. 62−64.
  • 37. Рыжаков, М. В. Универсальные учебные действия как основа метапредметных результатов общего образования / М. В. Рыжаков // География в школе. — № 10. — 2014. — С. 27−30.
  • 38. Сборник программ внеурочной деятельности. 1 — 4 классы / под ред. Виноградова Н. Ф. — Москва: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
  • 39. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. — Санкт-Петербург: Речь, 2004. — 350 с.
  • 40. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н. М. Горленко, О. В. Запятая, В. Б. Лебединцев, Т. Ф. Ушева // Народное образование. — 2012. — № 4. — С. 153−160.
  • 41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).
  • 42. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — Москва: Просвещение, 2010. — 159 с.
  • 43. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко. — Москва: Гардарики, 2014. — 349 с.
  • 44. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — Москва: Академия, 2007. — 384 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ Методика исследования словесно-логического мышления Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

Цель: исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

Оцениваемые универсальные учебные действия — познавательные логические:

  • 1. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
  • 2. Логические действия сравнения, классификации по заданным критериям.
  • 3. Сформированность логического действия «умозаключения», умения устанавливать аналогии.
  • 4. Сформированность умения обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Оборудование: опросник, включающий четыре вербальных субтеста.

Характер предъявления — возможно групповое, возможно индивидуальное предъявление.

Описание методики: в методику входят 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий (по 10 заданий в каждом), подобранных с учетом программного материала начальных классов.

В состав первого субтеста входят задания направленные на выявление осведомленности, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

Второй субтест направлен на выявление сформированности логического действия (классификация), способности к абстрагированию; состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». педагогический внеурочный познавательный учебный.

Третий субтест — задания на сформированность логического действия.

«умозаключения» (по решению аналогий). Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

Четвертый субтест направлен на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию — обобщение), выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).

I субтест «Продолжите предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркните его».

Задание.

1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы).

2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).

4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).

6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).

7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).

10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II субтест «Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Найди его, правильный ответ подчеркните».

Задание.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

5. Шиповник, сирень, тополь, жасмин, боярышник.

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, острожный.

III субтест «К слову „птица“ подходит слово „гнездо“, скажите, какое слово подходит к слову „собака“ так же, как к слову „птица“ подходит слово „гнездо“. Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову „георгин“ так же, как к слову „огурец“ подходит слово „овощ“. Правильный ответ подчеркните».

Задание.

Огурец.

Георгин.

Овощ.

Сорняк, роса, садик, цветок, земля.

Учитель.

Врач.

Ученик.

Очки, больные, палата, больной, термометр

Огород.

Сад.

Морковь.

Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка.

Цветок.

Птица.

Ваза.

Клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья.

Перчатка.

Сапог.

Рука.

Чулки, подошва, кожа, нога, щетка.

Темный.

Мокрый.

Светлый.

Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный.

Часы.

Термометр

Время.

Стекло, температура, кровать, больной, врач.

Машина.

Лодка.

Мотор

Река, моряк, парус, волна, берег.

Стул.

Игла.

деревянный.

Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная.

Стол.

Пол.

Скатерть.

Мебель, ковер, пыль, доска, гвозди.

IV субтест «Каким общим словом можно назвать? Правильный ответ запишите».

Задание.

1. Метла, лопата.

2. Окунь, карась.

3. Лето, зима.

4. Огурец, помидор

5. Сирень, шиповник.

6. Шкаф, диван.

7. День, ночь.

8. Слон, муравей.

9. Июнь, июль.

10. Дерево, цветок.

Тест Равена в модификации Л. А. Ясюковой (субтесты, А и В — визуальное линейное и структурное мышление).

Цель: выявление сформированности визуального и структурного мышления.

Оцениваемые УУД: логические универсальные действия.

Форма проведения: индивидуальная и групповая работа с детьми.

Материалы: две прозрачные кассы среднего размера: в одной кассе — задания серии А, в другой — задания серии В, бланки ответов — для каждого ребенка. Допускается также возможность использовать электронные ресурсы.

Время обследования:15−20минут.

Краткое описание методики: Чёрно-белые прогрессивные матрицы Равена (в данном варианте) состоят из 24 матриц (размер 7,5×11 см), в каждой из которых отсутствует один из составляющих её элементов. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6 предложенных вариантов. Задания сгруппированы в 2 серии — А, В, каждая серия состоит из 12 матриц.

Задания серии, А позволяют оценить уровень развития «Линейного визуального мышления», задания серии В — «Структурного визуального мышления».

Линейное визуальное мышление характеризует начальный этап в развитии визуального мышления. Оно позволяет проводить в уме операции сравнения различных изображений и их деталей, а также продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам. Таким образом, линейное визуальное мышление позволяет проводить операции, которые нельзя реализовать на основе процесса восприятия.

Структурное визуальное мышление позволяет видеть закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими закономерностями, переносить их в рамках данной визуальной структуры, то есть мыслить по аналогии.

Методика проведения:

Детям следует раздать книжечки с заданиями серий, А и В теста Равена. Дети работают на бланках (см. таблицу ниже).

Инструкция:

«Все получили книжки с картинками. В каждой книжечке 12 заданий, которые нужно выполнить. В них ничего ни писать, ни рисовать, ни помечать нельзя. Мы будем в них только смотреть. Писать будем на своих листочках.

Все нашли на своих листочках вот такую табличку (показать на доске). В эту табличку вы будете записывать свои ответы.

А теперь откройте книжечки. Видите, здесь нарисована большая картинка (показать), из нее как будто вынули кусочек, получилась как будто дырочка (показать), а ниже нарисованы заплатки (показать). Посмотрите, какую из этих заплаток надо сюда (показать) положить, чтобы этой дырочки не было видно, чтобы ее не стало, чтобы рисунок совпал, чтобы картинка получилась правильная.

Тщательно следите за тем, чтобы записывать результат точно в ту клеточку, которая обозначена номером задания, Вами решенного. Переходите последовательно от задания к заданию, строго соблюдайте очередность заданий и не пропускайте, не перескакивайте с задания на задание. Не возвращайтесь к заданиям уже решенным.

Ошибки исправляйте зачеркиванием цифр, которые как Вы считаете, написали ошибочно. Рядом напишите правильный ответ. Работайте ровно, не спеша. Исключительно самостоятельно. Если какое-то задание не знаете как решать, постарайтесь угадать, которая из фигур под большой рамкой могла попасть на пустое место тестового задания.

Приступать к выполнению заданий можно лишь с разрешения психолога. После истечения времени, отведенного на работу, необходимо отложить задания, затем в пустых клеточках Бланка ответов поставить прочерки".

Обработка результатов происходит посредством сравнения ответов ребенка с ключом.

Ключ

Серия А: 4 5 1 2 6 3 6 2 1 3 4 5

Серия В: 2 6 1 2 1 3 5 6 4 3 4 8

Каждое совпадение с ключом оценивается в один балл. Если ребенок исправлял ответы, то следует засчитывать тот ответ, который он оставил, как правильный. Сам факт исправлений во внимание не принимается. Сумма баллов подсчитываем отдельно для серии, А и серии В. Индивидуальные результаты сравниваются с нормативными данными (см. таблицу 2). Если получены очень низкие результаты, возможно, ребенок недопонял инструкцию или случайно пропустил какое-то задание. Тест следует проделать повторно при индивидуальном обследовании, убедившись, что ребенок понял, как надо работать.

Учитывать следует результат повторного выполнения теста.

1 зона — Значительные нарушения визуального мышления.

II зона — Визуальное мышление ребенка развито слабо. Попытки использовать рисунки, графики и другие вспомогательные наглядные материалы при объяснении уроков успеха иметь не будут.

III зона — Средний уровень развития визуального мышления. Ребенок лучше понимает и усваивает материал, когда информация дополнительно представлена наглядно, однако самостоятельно пользоваться рисунками или схемами еще не умеет.

IV-V зоны — Визуальное мышление ребенка развито хорошо. Ребенок может самостоятельно и спонтанно использовать наглядный вспомогательный материал и сознательно прибегает к этому при возникновении каких-либо трудностей.

Методика «Шифровка» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю. Панасюка) Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов. Оцениваемые УУД: знаково-символические действия — кодирование (замещение);

регулятивное действие контроля.

Форма проведения: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Материалы: бланк для каждого ребенка.

Время обследования:2 минуты.

Краткое описание методики: данная методика по числу включенных в нее интеллектуальных функций является комплексной. Успешность работы с тестом зависит от свойств внимания (концентрация, распределение, переключение), восприятия, зрительномоторной координации, скорости формирования новых навыков, способности к интеграции зрительно-двигательных стимулов.

Методика проведения: ребенку предлагают в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенной цифре условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу со специалистом). Далее предлагается продолжить выполнение задание, не допуская ошибок, как можно быстрее.

Обработка результатов происходит по следующим критериям:

  • 1. Количество допущенных при кодировании ошибок
  • 2. Число дополненных знаками объектов.
  • 3. Для оформления матрицы необходимо перевести полученные данные в соответствующие уровневые показатели:
  • 1. уровень — сформированность действия кодирования (замещения); ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно: количество ошибок незначительно.
  • 2. уровень — ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно.
  • 3. уровень — ребенок не понимает или плохо понимает инструкции; выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения; операция кодирования не сформирована.

Результаты первичной диагностики по трем методикам в контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента.

№.

У (Словесно-логическое мышление).

У (Тест Равена в модификации Л.А. Ясюковой).

У (Методика Кодирование).

Контрольная.

Экспериментальная.

Контрольная.

Экспериментальная.

Контрольная.

Экспериментальная.

№.

У (Словесно-логическое мышление).

У (Тест Равена в модификации Л.А. Ясюковой).

У (Методика Кодирование).

Контрольная.

Экспериментальная.

Контрольная.

Экспериментальная.

Контрольная.

Экспериментальная.

Сравнение показателей уровня развития словесно-логического мышления в контрольной и экспериментальной группах до проведения эксперимента Критерий Манна-Уитни Ранги.

Группа.

N.

Средний ранг.

Сумма рангов.

экспериментальная.

17,17.

257,50.

дифференциация.

контрольная.

13,83.

207,50.

Всего.

экспериментальная.

14,60.

219,00.

исключение.

контрольная.

16,40.

246,00.

Всего.

экспериментальная.

16,87.

253,00.

умозаключение.

контрольная.

14,13.

212,00.

Всего.

экспериментальная.

13,17.

197,50.

обобщение.

контрольная.

17,83.

267,50.

Всего.

экспериментальная.

15,93.

239,00.

сумма.

контрольная.

15,07.

226,00.

Всего.

a. дифференциация2 < дифференциация1.

b. дифференциация2 > дифференциация1.

c. дифференциация2 = дифференциация1.

d. ислючение2 < исключение1.

e. ислючение2 > исключение1.

f. ислючение2 = исключение1.

g. умозаключение2 < умозаключение1.

h. умозаключение2 > умозаключение1.

i. умозаключение2 = умозаключение1.

j. обобщение2 < обобщение1.

k. обобщение2 > обобщение1.

l. обобщение2 = обобщение1.

m. суммаСЛ2 < суммаСЛ1.

Сравнение показателей уровня развития сформированности действий кодирования в экспериментальной группе до и после эксперимента Критерий знаковых рангов Вилкоксона Ранги.

a. кодирование2 < кодирование1.

b. кодирование2 > кодирование1.

c. кодирование2 = кодирование1.

Сравнение показателей уровня развития словесно-логического мышления в контрольной группе до и после эксперимента Критерий знаковых рангов Вилкоксона Психолого-педагогическая программа по формированию познавательных УУД младших школьников.

«В загадочном мире наук».

Пояснительная записка Актуальность В условиях введения Федерального государственного стандарта, который включает в себя совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального образования, меняются требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Одним из важных результатов является сформированность на достаточном уровне познавательных универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают учебнопознавательную компетентность, организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие личности. Под познавательным развитием личности понимается формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

В настоящее время, по результатам психолого-педагогических исследований, школьники демонстрируют низкий уровень сформированности познавательных УУД. Поэтому программа, направленная на формирование коммуникативных УУД, может стать условием, обеспечивающим достижение результатов в данном направлении.

Предлагаемые далее задания и игры рекомендуется использовать как в коллективной работе с учащимися, так и на индивидуальных занятиях с отдельными учащимися.

Обоснование содержания программы — программа разработана для учеников 2 классов МОУ «СОШ № 14 г. Вологды», учитывая возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

Цель — формирование познавательных УУД младших школьников.

Задачи:

  • — формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • — формирование и развитие логического мышления;
  • — развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т. д.);
  • — развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
  • — развитие речи и словарного запаса обучающихся;
  • — развитие быстроты реакции.

Объект — познавательные УУД;

Предмет — формирование познавательных УУД младших школьников Организационные условия проведения занятий:

Программа предназначена для групповой работы с детьми 2 класса (8 — 9 лет). В количестве 15 человек.

Программа рассчитана на 15 занятий, длительностью 40 минут, которые проводятся 2 раза в неделю.

Занятия проходят в классном помещении.

Критерии отбора в группу:

По результатам предварительной диагностики школьников. Учащиеся с низкими показателями по методикам:

  • 1. Методика исследования словесно-логического мышления. (Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра);
  • 2. Тест Равена в модификации Л. А. Ясюковой;
  • 3. Методика «Шифровка» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю. Панасюка).

Этапы реализации программы.

  • 1. Организационный
  • 1.1. Мотивация на проведение тренинга
  • 1.2. Формирование сплоченности группы
  • 2. Содержательный
  • 2.1. Формирование познавательных УУД
  • 3. Заключительный этап. Подведение итогов. Анализ проведенных занятий. Оценка достижений.

Описание методов и техник работы: Осуществляется как групповая, так и индивидуальная работа. В ходе занятий использовались различные упражнения, игры, беседа.

Описание общей структуры занятия:

  • 1. Вводный — Приветствие, разминка. (Цель: создание в группе доверительной атмосферы, чувства общности с членами группы. Подготовка к основной части.)
  • 2. Основной — совокупность упражнений, направленных на реализацию содержания программы развивающих занятий.
  • 3. Заключительный — обратная связь, выводы, рефлексия, прощание. (Цель: подведение итогов занятия, закрепление нового опыта.)

Форма участия других лиц в коррекционно-развивающей работе:

При проведении развивающей программы, на занятиях может присутствовать педагогпсихолог или классный руководитель, с целью наблюдения за поведением класса.

Критерии оценки эффективности программы:

  • 1. Выполнение диагностических заданий не ниже среднего уровня;
  • 2. Положительная динамика в развитии познавательных качеств учащихся;
  • 3. Готовность учеников в дальнейшем развивать познавательные УУД.

Содержание программы Занятие № 1.

Задача занятия: Знакомство учеников друг с другом, формирование интереса и мотивации к посещению данных занятий.

Содержание занятия:

  • 1. Вводная беседа;
  • 2. Знакомство;
  • 3. Упражнение «Красивое имя»;
  • 4. Упражнение «Социометрия»;
  • 5. Обсуждение и принятие правил работы;
  • 6. Придумывание ритуалов приветствия и прощания;
  • 7. Обсуждение текущего занятия
  • 8. Ритуал прощания
  • 1. Вводная беседа

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Сергеевна. На наших занятиях, как и на любых других, вы узнаете что-то новое, а также повторим то, что уже знаем. Мне бы очень хотелось, чтобы на наших занятиях вы были дружны, активны, внимательны, проявили всю свою фантазию. Сначала давайте с вами познакомимся.

2. Упражнение «Знакомство».

Цель: знакомство с членами группы; создание креативной среды; развитие изобретательности, гибкости мышления.

Инструкция: Участники группы сидят по кругу.

«Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».

3. Упражнение «Красивое имя».

Цель: повысить уровень самопринятия, самооценки у учащихся.

Инструкция:

Ребенку предлагается написать свое имя ярким фломастером, а затем украсить его так, чтобы получилось ярко и красиво.

«Сейчас я раздам каждому листочек и фломастеры. На этом листе бумаги вам нужно будет написать свое имя и красиво его украсить. Так у каждого получится своя визитка».

4. Упражнение «Социометрия».

Цель: позволяет участникам лучше познакомиться друг с другом и создает более доверительную атмосферу.

Инструкция: Участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание:

«Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз» (варианты: «Те, у кого день рождения летом», «Те, в чьем имени 5 букв» и т. д.) Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т. п.

5. Обсуждение и принятие правил.

Цель: создание единых правил для продуктивной и полноценной работы.

Инструкция: «Сейчас мы с вами проговорим ряд правил, которых будем придерживаться на занятиях.» (Для каждого ребёнка распечатать памятку с правилами).

  • 1. Приходить на занятия без опозданий;
  • 2. Быть активными и внимательными;
  • 3. Обращаться друг к другу по имени;
  • 4. Слушать друг друга внимательно, не перебивать;
  • 5. Говорить от первого лица: «Я думаю»;
  • 6. Не обсуждать за пределами кабинета, то что произошло на занятии.
  • 6. Придумывание ритуалов приветствия и прощания.

Приветствие: «Начинать нашу работу мы будем с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким — желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.».

Прощание: «Мы будем свободно передвигаться по комнате. Вашим рукам нужно будет найти руки друзей и взяться за них. Необходимо, чтобы это были руки разных участников группы и не рядом стоящих». Когда у всех участников свободных рук не осталось, им предлагается открыть глаза и попрощаться.

7. Обсуждение текущего занятия.

В конце каждого занятия мы будем делиться впечатлениями. Поговорим о том, что узнали нового. Что больше всего понравилось, а что не понравилось. Какие чувства вы испытываете в данный момент.

8. Ритуал прощания.

Занятие № 2.

Задача занятия: Сплочение группы, формирование чувства команды, создание благоприятного климата в группе.

Содержание занятия:

  • 1. Ритуал приветствия;
  • 2. Беседа;
  • 3. Упражнение «Молекулы»;
  • 4. Упражнение «Мостик дружбы»
  • 5. Упражнение «Радужный самолётик»
  • 6. Обсуждение текущего занятия
  • 7. Ритуал прощания
  • 1. Ритуал приветствия
  • 2. Беседа

Цель: настроить ребят на тему занятия.

Инструкция: Ведущий совместно с группой обсуждает тему добрых отношений между людьми, и позитивного отношения к людям.

3. Упражнение «Молекулы».

Цель: раскрепощение участников.

Инструкция: «Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).

Обсуждение: Как вы себя чувствуете? Все ли соединились с теми, с кем хотели?

4. Упражнение «Мостик дружбы».

Цель: Сплочение группы, создание благоприятного климата в группе.

Инструкция: Предложить детям по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища).

«Ребята, наши мосты соединяют людей друг с другом». Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая мост дружбы.

«Мост дружбы, который объединит всю нашу планету».

Обсуждение: Вам понравилось строить «Мост дружбы»? Какой мост был самый красивый: мост, построенный вдвоем или совместно со всеми?

5. Упражнение «Радужный самолётик».

Цель: Создания в группе доброй, благожелательной атмосферы.

Инструкция: Ведущий приносит с собой на занятие цветной самолетик из бумаги. Надо бросать друг другу этот «радужный самолётик». Тот, кто пустил самолётик, тому, кто поймал, даёт пожелание. Необходимо, чтобы в этом пожелании было ровно семь слов (предлоги, союзы, частицы учитываются), а также, чтобы не было повторений с предыдущими пожеланиями. Примеры: «Я тебе желаю, Миша, быть веселым, активным!»,.

«Маша! Желаю того, что сама себе желаешь!».

Может случиться так, что отправитель и получатель — одно и то же лицо (самолётик так полетел). В этом случае участник говорит пожелание сам себе и повторяет бросок. Ведущий даже может подначить участников: «А может кто-нибудь сам себе отправить самолётик?».

Обсуждение: Что было сложнее давать пожелание или принимать?

  • 7. Обсуждение текущего занятия.
  • 8. Ритуал прощания.

Занятие № 3.

Задачи занятия: продолжение работы по формированию интереса к занятиям, развитие эмпатии.

Содержание занятия:

  • 1. Ритуал приветствия;
  • 2. Упражнение «Подари улыбку»;
  • 3. Упражнение «Ты мне нравишься, потому что…»;
  • 4. Упражнение «Картина двух художников»;
  • 5. Обсуждение текущего занятия;
  • 6. Ритуал прощания.
  • 1. Ритуал приветствия
  • 2. Упражнение «Подари улыбку»

Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Инструкция: Дети становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, смотря друг другу в глаза.

Обсуждение: Что вы чувствовали, когда дарили улыбку? А когда принимали?

3. Упражнение «Ты мне нравишься, потому что…».

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

Инструкция: Участники по очереди садятся на стул в центре круга, остальные говорят ему: «Ты мне нравишься, потому, что ты…(добрый, веселый и т. д.)».

Обсуждение: Легко ли вам было подобрать слова для человека, сидящего в центре? Что вы чувствовали, когда слова были обращены к вам?

4. Упражнение «Картина двух художников».

Цель: умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, эмпатии.

Инструкция: Участники парами, держась за один карандаш, не договариваясь, должны нарисовать любую картину.

Обсуждение: Получился ли рисунок? Как вы решали, кто и что будет рисовать?

Комфортно ли было работать в паре?

  • 5. Обсуждение текущего занятия.
  • 6. Ритуал прощания.

Занятие № 4.

Задача занятия: Развитие мышления, внимания, навыков быстрого реагирования.

Содержание занятия:

  • 1. Ритуал приветствия;
  • 2. Беседа;
  • 3. Упражнение «Алфавит»;
  • 4. Упражнение «Анаграмма»;
  • 5. Упражнение «Задания с текстом»;
  • 6. Обсуждение текущего занятия;
  • 7. Ритуал прощания.
  • 1. Ритуал приветствия
  • 2. Беседа.
  • 3. Упражнение «Алфавит».

Цель: развитие внимания, навыков быстрого реагирования.

Инструкция: Каждый участник получает карточку с одной из букв алфавита. Руководитель произносит то или иное слово, а игроки-буквы должны быстро собраться и встать так, чтобы получилось то, что говорит руководитель. (Например: кит, луг, лето, зима и др.).

Обсуждение: Сложно ли было выполнять упражнение? Комфортно ли вам было при выполнении этого упражнения?

4. Упражнение «Анаграмма».

Цель: развитие умения анализировать и синтезировать различные комбинации.

Инструкция: Предложите ребенку составить слово из определенного набора букв.

Начните с 3 букв, постепенно доведя количество до 5−6.

Составь слова из следующих букв:

Обсуждение: Удалось ли вам составить все слова правильно? Какие слова было составлять сложнее всего?

5. Упражнение «Задания с текстом».

Цель: развитие логического мышления.

Инструкция: Прочитайте ребенку отрывок, состоящий из 10—15 предложений, и попросите передать его содержание в 2—3 предложениях, то есть сделать краткий пересказ. А затем предложите ребенку придумать к нему 5—7 заголовков. Они должны отражать главное в содержании и быть оригинальными. Подскажите ребенку, что можно использовать слова из текста.

Обсуждение: Сложно ли было выполнять упражнение? Что было проще придумывать названия или пересказывать текст?

6. Обсуждение текущего занятия.

7. <…

Цель: развитие логического мышления и речи.

Инструкция: Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применению: Например: книга, автомобиль, помидор, дождь, желудь, ягода.

Обсуждение: Удалось ли справится с упражнением? Какие трудности возникали при выполнении упражнения?

5. Упражнение «Домики».

Цель: развитие логического мышления.

Инструкция: Вариант 1. Поставь в свободное окошко домика один из знаков математических действий так, чтобы получить число на крыше.

Обсуждение: Какие трудности возникли при выполнении упражнения? Быстро ли удалось справиться с заданием?

  • 6. Обсуждение текущего занятия.
  • 7. Ритуал прощания.

Занятие № 8 Задача занятия: развитие мышления.

Содержание занятия:

  • 1. Ритуал приветствия;
  • 2. Упражнение «На что это похоже»;
  • 3. Упражнение «Светофор»;
  • 4. Упражнение «Ребусы»;
  • 5. Обсуждение текущего занятия;
  • 6. Ритуал прощания.
  • 1. Ритуал приветствия
  • 2. Упражнение «На что это похоже»

Цель: развитие визуального мышления и умения рассказывать по представляемым зрительным образам.

Инструкция: Надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку.

Обсуждение: К каким картинкам было проще придумать ассоциации, а к каким сложнее?

3. Упражнение «Светофор».

Цель: развитие визуального мышления.

Инструкция: Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.

Обсуждение: Удалось ли справится с упражнением? Какие трудности возникали при выполнении упражнения?

4. Упражнение «Ребусы».

Цель: развитие логического мышления, приемов анализа и синтеза.

Инструкция: Пользуясь правилами, разгадай ребусы. Основные правила разгадывания ребусов.

  • 1. Загадывается имя существительное в именительном падеже.
  • 2. Части слова иногда изображаются рисунками или символами. Они могут читаться по-разному. Например: 1 — единица, кол, один. Нужно проверять все варианты.
  • 3. Запятые перед рисунком или символом указывают на количество букв, которые нужно отбросить от начала слова, обозначенного рисунком или символом. Например: ,Ѓ™ — читается как «езда».
  • 4. Запятые после рисунка или символа указывают на количество букв, которые нужно отбросить от конца слова, обозначенного рисунком или символом.
  • 5. Если над рисунком указано равенство, например, А = И, то букву, А надо заменить на И.
  • 6. Если указано равенство 2 = И, то вторую букву в слове надо заменить на И.
  • 7. Буквы или рисунки могут быть изображены внутри других букв, над ними, под ними, за ними и на них. Так обозначают части слов «в», «над», «под», «за», «на».
  • 8. Цифры над рисунками означают изменение порядка букв в слове.

Обсуждение: Какие трудности возникали при выполнении упражнения? Все ли ребусы удалось разгадать?

  • 4. Обсуждение текущего занятия.
  • 5. Ритуал прощания.

Занятие № 9.

Задача занятия: развитие логического и визуального мышления.

Содержание занятия:

  • 1. Ритуал приветствия;
  • 2. Упражнение «Пазлы»;
  • 3. Упражнение «Зоопарк»;
  • 4. Упражнение «Минута на размышление»;
  • 5. Упражнение «Необычное домино»;
  • 6. Обсуждение текущего занятия;
  • 7. Ритуал прощания.
  • 1. Ритуал приветствия
  • 2. Упражнение «Пазлы»

Цель: развитие логического и визуального мышления.

Обсуждение: Быстро ли справились с упражнением? Какие возникали сложности?

3. Упражнение «Зоопарк».

Цель: снятие напряжения.

Инструкция: Участникам предлагается изобразить любое животное и в течение минуты находиться в этом образе. Важно активно взаимодействовать с другими участниками.

Обсуждение: Почему выбрали именно это животное? Легко ли было изображать животное?

4. Упражнение «Минута на размышление».

Цель: развитие мышления.

Инструкция: 1) Обычно месяц заканчивается 30-м или 31-м числом. В каком месяце есть 28-е число?

2) Вы заходите в темную комнату. В ней есть свеча и керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь?

Обсуждение: Какие трудности возникали при выполнении упражнения? Какая задача показалась сложнее?

5. Упражнение «Необычное домино».

Цель: обучение ребенка поиску признаков, по которым может происходить обобщение.

Инструкция: Игра состоит из 32 карточек, на каждой из которых изображены две картинки.

  • 1. трактор — олень 11. обезьяна — цветок
  • 2. ведро — зебра 12. бабочка — свинья
  • 3. щенок — мышь 13. белка — пирамидка
  • 4. кошка — кукла 14. мяч — мак
  • 5. девочка — мишка 15. птица — ваза
  • 6. слон — елка 16. теленок — самолет
  • 7. грибок — морковь 17. вертолет — цыпленок
  • 8. груша — улитка 18. ежик — мельница
  • 9. паук — утенок 19. домик — яблоко
  • 10. рыба — месяц 20. петух — клубника
  • 21. заяц — вишня 27. львенок — кораблик
  • 22. земляника — аист 28. тележка — чашка
  • 23. пингвин — лягушка 29. чайник — карандаш:
  • 24. солнце — гусеница 30. собака — береза
  • 25. лист — мухомор 31. котенок — апельсин
  • 26. сливы — лев 32. конура — жук

Каждому из участников игры раздается одинаковое количество карточек. После этого разыгрывается право первого хода.

Тот, кто ходит, выкладывает любую карточку. Затем организующий игру говорит:

«Перед вами лежит карточка с изображением…. Необходимо, для того чтобы осуществить ход, подобрать какую-нибудь из своих карточек, но с условием, чтобы выбранная вами картинка имела что-то общее с той, к которой вы ее подобрали».

(Во избежание выполнения ребенком задания только одним способом необходимо объяснить, каким образом можно осуществлять подбор. Кроме того, во время игры необходимо постоянно стимулировать ребенка вопросами типа «А что еще общего может быть между подобранными картинками?», на выбор разных оснований для обобщения).

«Одновременно вы должны объяснить, почему был сделан такой выбор, сказать, что же общего между подобранными картинками. Следующий из вас будет опять подбирать картинку к одной из двух, лежащих на кону, объясняя свой выбор».

Таким образом, в результате игры выстраивается цепочка картинок, логически связанных между собой. Напоминаем, что, как и в обычном домино, двусторонность картинок обеспечивает возможность хода как в одну, так и в другую сторону.

За каждый ход начисляются очки. Если обобщение произведено по атрибутивному свойству — 0 очков, по ситуативному основанию — 1 очко, по категориальному признаку — 2 очка. Выигрывает тот, кто набрал больше всего очков.

Карточки, которые получают игроки во время раздачи, ребята не показывают друг другу.

  • 6. Обсуждение текущего занятия.
  • 7. Ритуал прощания.

Занятие № 10 Задача занятия: развитие памяти и внимания.

Содержание занятия:

  • 1. Ритуал приветствия;
  • 2. Разминка «Зеркало»;
  • 3. Упражнение «Запомни слова»;
  • 4. Упражнение «На одну букву»;
  • 5. Упражнение «Разведчики»;
  • 6. Обсуждение текущего занятия;
  • 7. Ритуал прощания.
  • 1. Ритуал приветствия
  • 2. Разминка «Зеркало»

Цель: повышение внутригруппового доверия в сплоченности членов группы, развитие внимания.

Инструкция: Группа разбивается на пары. Пары становятся друг против друга.

«Первые» являются зеркалами, а «вторые» будут делать что-то у зеркала. Упражнение выполняется невербально.

3. Упражнение «Запомни слова».

Цель: формирование кратковременной слуховой памяти.

Инструкция: Учащимся зачитываются слова, которые они должны запомнить и написать. Чтение производится с одинаковой интонацией и одинаковыми паузами между словами (примерно 1 секунда). После зачитывания в группе предлагается воспроизвести слова письменно.

Слова: дружба, встреча, полка, школа, болезнь, доска, радость, подарок, вода, учебник.

Обсуждение: Как вы думаете зачем необходимо данные упражнения? Были ли трудности в его выполнении? Ошибки? Как легче всего было запомнить слова (представить в виде связанного текста)?

4. Упражнение «На одну букву».

Цель: повышение концентрации внимания.

Инструкция: Разделить группу на две команды. «Вам предстоит соревнование. В течении 1 минуты найдите и запомните все предметы на букву «Д», побеждает та команда, которая последняя назвала слово.

Обсуждение: Какие трудности возникали при выполнении упражнения?

5. Упражнение «Разведчики».

Цель: развитие внимания.

Инструкция: Детям в течении 5 секунд демонстрируются карточки с различными символами. Задача ребят их запомнить и зарисовать.

«Представьте себе, что вы разведчики во вражеском тылу и ваша задача запомнить схемы противника, чтобы потом зарисовать и передать их командиру. Нужно быть внимательным и рассмотреть, что нарисовано на каждой карточке, показывать буду быстро. А когда я их уберу, постарайтесь зарисовать их в своих тетрадях».

Обсуждение: Какова была цель упражнения? Были ли трудности при выполнении?

  • 6. Обсуждение текущего занятия.
  • 7. Ритуал прощания.

Занятие № 11 Задача занятия: развитие мышления.

Содержание занятия:

  • 1. Ритуал приветствия;
  • 2. Упражнение «Кроссворд в рисунках»;
  • 3. Тест «Логическое мышление»;
  • 4. Упражнение «Шары»;
  • 5. Обсуждение текущего занятия;
  • 6. Ритуал прощания.
  • 1. Ритуал приветствия
  • 2. Упражнение «Кроссворд в рисунках»

Цель: развитие мышления.

Инструкция: Заполни клеточки кроссворда.

Подсказка. Сначала запиши слово, которое состоит из наибольшего или наименьшего количества букв.

3. Тест «Логическое мышление».

Цель: развитие логического мышления.

Инструкция: В ряду записаны несколько слов. Одно слово стоит перед скобками, несколько слов заключены в скобках. Ребенок должен из слов в скобках выбрать два слова, которые самым тесным образом связаны со словами за скобками.

  • 1) Деревня (река, /поле/, /дома/, аптека, велосипед, дождь, почта, лодка, собака).
  • 2) Море (катер, /рыба/, /вода/, турист, песок, камень, улица, вминая, птице, солнце).
  • 3) школа (/учитель/, улица, восторг, /ученик/, брюки, часы, нож, минеральная вода, стол, коньки)
  • 4) Город (машина, /улица/, каток, /магазин/, учебник, рыба, деньги, подарок).
  • 5) Дом (/крыша/, /стена/, мальчик, аквариум, клетка, диван, улица, лестница, ступень, человек).
  • 6) Карандаш (/пенал/, /линия/, книга, часы, оценка, цифра, буква).
  • 7) Учеба (глаза, /чтение/, очки, оценки, /учитель/, наказание, улица, школа, золото, телега).

Обсуждение: Как вы думаете зачем необходимо данное упражнение? Были ли трудности в его выполнении? Ошибки?

4. Упражнение «Шары».

Цель: расслабление и снятие напряжения.

Инструкция: «Давайте вместе сделаем то, что я сейчас скажу. Представьте, что на полу лежат шары разного размера и цвета. Дотроньтесь до них руками. Ощупайте. И давайте перенесем их в другой конец класса. С пола поднимем воображаемые шары от маленького до большого, изобразите их тяжесть».

5. Упражнение «Пословицы».

Цель: формирование способности оперирования смыслом.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам пословицу, а вы попробуете подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

  • а) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать
  • в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал

Правильный выбор здесь — «Прежде чем сделать, надо хорошо подумать», а ножницы или продавец — лишь частности и не отражают основного смысла".

Примерные задания:

  • 1. Лучше меньше, да лучше.
  • а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих. б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.
  • в) Важно не количество, а качество.
  • 2. Поспешишь — людей насмешишь. а) Клоун смешит людей.
  • б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать. в) Торопливость может привести к нелепым результатам.
  • 3. Куй железо, пока горячо.
  • а) Кузнец кует горячее железо.
  • б) Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать.
  • в) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.
  • 4. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
  • а) Не стоит причину неудач сваливать на обстоятельства, если дело в тебе самом. б) Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.
  • в) Зеркало висит криво.
  • 5. Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • а) Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.
  • 6) О деле судят по результатам.
  • в) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.
  • 6. Сделал дело — гуляй смело.
  • а) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть. б) Мальчик вышел на прогулку.
  • 7. Умелые руки не знают скуки.
  • а) Петр Иванович никогда не скучает.
  • б) Мастер своего дела любит и умеет трудиться.
  • 8. Не в свои сани не садись.
  • а) Если не знаешь дела, не берись за него. б) Зимой ездят на санях, а летом на телеге. в) Езди только на своих санях.
  • 9. Не все золото, что блестит.
  • а) Медный браслет блестел, как золотой.
  • б) Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством.
  • в) Не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.

Обсуждение: Как вы думаете зачем необходимо данное упражнение? Были ли трудности в его выполнении? Были ли ошибки?

  • 5. Обсуждение текущего занятия.
  • 6. Ритуал прощания.

Занятие № 12 Задача занятия: развитие мышления и внимания. Содержание занятия:

  • 1. Ритуал приветствия;
  • 2. Упражнение — активатор «Часы»;
  • 3. Тест «Найди различия»;
  • 4. Упражнение «Продолжи рисунок»;
  • 5. Упражнение — игра «Волшебное слово»;
  • 6. Обсуждение текущего занятия;
  • 7. Ритуал прощания.
  • 1. Ритуал приветствия
  • 2. Упражнение — активатор «Часы»

Цель: активизация концентрации внимания.

Инструкция: Участники садятся в круг. Между всеми играющими последовательно, как на часах, распределяются цифры. Ведущий называет любое время. Тот, чья цифра соответствует количеству часов, должен быстро хлопнуть в ладоши, а тот, чья цифра соответствует количеству минут, сказать «бом». Если часы «показывают» такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например 12 часов ровно или 13 часов 5 минут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».

Обсуждение: Как вы думаете зачем необходимо данное упражнение? Были ли трудности в его выполнении?

3. Упражнение «Найди различия».

Цель: развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания.

Инструкция: Участникам предлагаются 2 картинки. Задача: найти 10 различий.

Обсуждение: Как вы думаете зачем необходимо данные упражнения? Удалось ли найти все различия?

4. Упражнение «Продолжи рисунок».

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Инструкция: Ребятам выдается одна часть рисунка, они должны симметрично нарисовать вторую половину.

5. Упражнение — игра «Волшебное слово».

Цель: развитие внимания, произвольности и самоконтроля.

Инструкция: Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если он этого слова не говорит, дети остаются неподвижными.

Обсуждение: Легко ли было выполнять упражнение? Были ли ошибки?

  • 6. Обсуждение текущего занятия.
  • 7. Ритуал прощания.

Занятие № 13.

Задача занятия: развитие мышления, активизация фантазии ребенка.

Содержание занятия:

  • 1. Ритуал приветствия;
  • 2. Упражнение-активатор «Подарок»;
  • 3. Упражнение «Подбери пару»;
  • 4. Упражнение «Бумажные мячики»;
  • 5. Упражнение «Домики»;
  • 6. Обсуждение текущего занятия;
  • 7. Ритуал прощания.
  • 1. Ритуал приветствия
  • 2. Упражнение-активатор «Подарок»

Цель: активизировать ребят на работу, развитие фантазии и воображения.

Инструкция: Каждый дарит своему соседу справа воображаемый «подарок», т. е. сообщает ему о том, чтобы он хотел подарить, имея неограниченные материальные возможности. Подарок дарится определенным образом, в зависимости от того, что хочет подарить участник. Упражнение идет по кругу.

3. Упражнение «Подбери пару».

Цель: развитие мышления.

Инструкция: Дана пара слов, логически связанных между собой, далее слово, к которому необходимо подобрать такую пару, чтобы они были также логически связаны (как и в предыдущей паре). Например, «Стрелка — часы, колесо —? Стрелка — это часть часов. Значит к слову «колесо», я подберу слово «машина», потому что колесо — это часть машины. Можно подобрать и другие слова: велосипед, коляска и т. д.

Колесо — круг, ковер — Белка — дупло, медведь — Кофта — шерсть, шуба ;

Магазин — продавец, больница — Рыба — река, птица ;

Ваза — стекло, кастрюля — Молоко — масло, мясо — Коза — капуста, белка — Лошадь — сено, кошка — Чай — печенье, суп — Стул — спинка, корабль ;

Ракета — космос, самолет — День — обед, вечер — Инструмент — работа, кукла — Охотник — ружье, рыбак — Слово — буква, дом ;

Ногти — ножницы, борода — Дождь — сырость, жара — Лес — деревья, поле ;

Лиса — хитрость, заяц — Палецкольцо, ухо — Лимон — кислота, конфета — Задача — решение, вопрос ;

Обсуждение: Какова цель упражнения? Как легче всего выполнять данное задание?

4. Упражнение «Бумажные мячики (Снежки)».

Цель: снятие напряжения.

Инструкция: «Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно три метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника.

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», нужно будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. Перебегать за разделительную линию нельзя".

5. Упражнение «Домики».

Цель: развитие логического мышления.

Инструкция: Вариант 2. Поставь в свободные окошки домика один из знаков математических действий, чтобы в результате получить число на крыше. В этих заданиях возможно несколько решений.

  • 14 Задача занятия: развитие логического мышления. Содержание занятия:
  • 1. Ритуал приветствия;
  • 2. Упражнение «Следующее число»;
  • 3. Упражнение «Путаница»;
  • 4. Упражнение «Карлики и великаны»;
  • 5. Упражнение «Определения»;
  • 6. Обсуждение текущего занятия;
  • 7. Ритуал прощания.
  • 1. Ритуал приветствия
  • 2. Упражнение «Следующее число»

Цель: развитие умения сравнивать и анализировать.

Инструкция: Предложены ряды чисел, ребенку необходимо обнаружить закономерность внутри ряда чисел и продолжить его следуя той же логике.

  • 3, 5, 7, 9 …
  • 16, 22, 28, 34 …
  • 55, 48, 41, 34 …
  • 12, 21, 16, 61, 25 …

Обсуждение: Какие сложности возникли при выполнении упражнения? Со всеми ли числовыми рядами справились?

3. Упражнение «Путаница».

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Инструкция: «В этих предложениях слова поменялись местами, и стало очень трудно понять, о чем идет речь. Восстановите правильный порядок слов в предложениях».

Мои площадке детской друзья на играли. Пятерку на языка я русского получила уроке.

Рыбок за аквариумных интересно жизнью наблюдать.

Всех для подарки я родственников сделал. Тихо на было после свежо и грозы улице.

Можно августовском в падающие небе звезды ночном увидеть.

Обсуждение: Какие сложности возникли при выполнении упражнения? Удалось ли восстановить правильный порядок слов во всех предложениях?

4. Упражнение «Карлики и великаны».

Цель: снятие напряжения.

Инструкция: Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!» — все стоят, а на команду:

«Карлики!» — нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников — приседает на команду «Великаны!».

5. Упражнение «Определения».

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Инструкция: Придумай как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. (Задание тренирует навыки анализа, так как необходимо выделить части из целого.).

Снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д.

Река — Салют — Облака — Котенок — Радуга — Дорога — Чай — Улица — Ночь — Ветер — Машина ;

Обсуждение: Сложно ли было выполнять упражнение? Ко всем ли словам подобрали определения?

  • 6. Обсуждение текущего занятия.
  • 7. Ритуал прощания.

Занятие № 15 Задача занятия: подведение итогов всех занятий.

Содержание занятия:

  • 1. Ритуал приветствия;
  • 2. Вводная беседа;
  • 3. Упражнения;
  • 4. Обсуждение всех занятий;
  • 5. Подведение итогов;
  • 6. Упражнение «Ручеек»;
  • 7. Ритуал прощания.
  • 1. Ритуал приветствия
  • 2. Вводная беседа

Инструкция: Ребята, сегодня у нас с вами последнее занятие. Мы будем подводить итоги всех занятий. Узнаем к чему мы пришли и что узнали нового. Я хотела вам предложить поиграть в те игры, которые вам больше всего понравились и запомнились на занятиях. Можете выбрать три игры.

  • 3. Упражнения
  • 4. Обсуждение всех занятий
  • 5. Подведение итогов
  • 6. Упражнение «Ручеек»

Инструкция: Выбирается водящий, остальные делятся на пары и сцепляют руки.

Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее.

Рекомендации для педагогов по формированию познавательных УУД у младших школьников.

  • 1) Если ученики должны конспектировать ваш рассказ, то оставьте им на доске список тех же ключевых моментов, которые являются крайне важными при изучении темы.
  • 2) Раздайте фотографии людей или ученых, связанных с темой, или тех, которые связаны с предыдущей темой. Пусть дети попробуют вспомнить или угадать их имена или же назвать их достижения.
  • 3) Не заставляйте детей делать что-либо, а предоставляйте им частичную свободу выбора. Для этого нужно предоставить несколько заданий.
  • 4) Используйте музыку. Пусть дети угадывают звуки природы, если это природоведение и т. д.
  • 5) Попросите обучающихся определить отношение слов или фраз к уроку. Сделайте карточки со словами и раздайте так, чтобы дети смогли расшифровать их, воссоздать соответствующее слово или фразу.
  • 6) Дайте ученикам список ключевых позиций темы. Те тонкости темы, которые были рассмотрены, поняты и приняты, должны вычеркиваться из списка.
  • 7) Напишите на доске три цитаты, которые кажутся не связанными друг с другом. Пусть дети выяснят как они между собой связаны и какова их суть.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой