Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лекция 4. Игры животных

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для изучения навыков существует множество специальных методов: метод лабиринта, метод проблемного ящика (проблемной клетки), метод обходного пути и др. Отличительной их чертой является то, что животное для решения определенной задачи должно выбрать определенный сигнал или способ действия. При использовании метода лабиринта основой формирования навыка для животного будет запоминание объекта и пути… Читать ещё >

Лекция 4. Игры животных (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Игры животных и игры детей. Игры животных — комплекс разнообразных поведенческих актов (преимущественно молодых животных), не имеющих улитарного значения (действия с биологически нейтральными предметами и игровое общение животных, не приводящее к биологически значимым результатам).

Различия. Игры животных и игры людей совсем иного качества. Так, игры детей по своей природе и по своему содержанию социальны, по мнению Д. Б. Эльконина — известного специалиста по психологии игры, «…она возникает из условий жизни ребенка в обществе, в ней воссоздаются социальные отношения между людьми …», то, есть, играя, дети в меру своего детского понимания воспроизводят жизнь взрослых: их труд, быт, творчество, семейную жизнь, общение, но все это лишь «как бы», без тех жизненно необходимых результатов, на достижение которых, направлена деятельность взрослых людей. При этом дети овладевают «широким миром человеческих предметов», говоря словами выдающегося отечественного психолога А. И. Леонтьева, «человеческим отношением к предметам», что открывает ребенку «путь осознания человеческого отношения к предметам, то есть человеческого действия с ними».

Сходства. Но в наиболее простых и ранних детских играх можно обнаружить некоторые черты общности.

Это относится и к внешнему сходству форм выполнения ряда подвижных игр, и к включению в игровые действия замещающих предметов (и животное пользуется «игрушками») или игровых партнеров. А при более сложных играх в обоих случаях «проигрываются сценки, аналогичные эпизодам предстоящей взрослой жизни, причем, для этого играющими создаются условные ситуации, в которых они подражают поведению взрослых.

Другое сходство — игра выполняется в «зоне безопасности» — под защитой родительской особи. Следовательно, игры возможны лишь в условиях высокоразвитой заботы о потомстве. Хотя эта забота у людей и животных осуществляется по-разному. Даже самые ранние игры детей формируются под сознательным, воспитывающим воздействием взрослых в условиях постоянного общения с ними, которое позднее приобретает развитый речевой характер.

Родители направляют детскую игру в русло, приводящее к освоению предметов человеческого обихода и к социальной ориентации поведения ребенка. Этим же путем происходит (с помощью речи) начинается передача общественно-исторического опыта от одного поколения к следующему. В жизни и в играх животных этого ничего нет.

Теории игр.

  • 1. Немецкий психолог К. Гросс рассматривал игру у молодых животных (и у детей) как способ самосовершенствования. Согласно его теории игра — это предварительное упражнения форм взрослого поведения в особо важных сферах жизнедеятельности своего рода практика, готовящая подрастающее животное к жизни взрослых. При этом имелось в виду, что игра позволяет молодому животному упражняться без риска, ибо в этих условиях ошибки не влекут за собой пагубных последствий.
  • 2. Теория Г. Спенсер рассматривал игровую активность животного как расход некой избыточной энергии.
  • 3. Эта теория получила новое воплощение в современной концепции «вакумной активности», разработанной известным австрийским исследователем поведения животных К. Лорениом. Он описывает «действия вхолостую», то есть инстинктивные движения, выполняемые при отсутствии соответствующих раздражителей. В этих концепциях (Спенсера и Лоренца) доминирует представление, что когда животному некуда «девать» накопившуюся энергию, оно начинает с азартом выполнять незавершенные, бесполезные телодвижения, не приносящие ему никакой выгоды для обеспечения его жизнедеятельности.
  • 4. Крайние позиции на игру животных некоторые ученые пытаются хотя бы частично объединить. Так, швейцарская исследовательница поведения животных М. Мейер-Хольцапфель назвала игру животных мнимой деятельностью. Но при этом она допускает, что в основе игры лежит «пробование», основанное на любопытстве. Играют, по ее мнению, лишь тогда когда не выполняются инстинктивные действия.
  • 5. Другие ученые, наоборот, считают игру инстинктивными действиями, хотя и своеобразными, которые в отличие от сходных инстинктивных действий выполняются многократно и неутомимо. Против такого взгляда на игру возражали на том основании, что в отличие от всех инстинктивных действий не существует никаких особых «органов игры», не существует мозговых центров игры", в то время как для всех инстинктивных действий такие центры можно обнаружить.
  • 6. Но большинство исследователей в настоящее время считает, что игра служит подготовкой к взрослой жизни и накоплению соответствующего опыта путем упражнения. Так, Эльконин Д.Б. высказал предположение, что игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и развивает способность к ориентации в сложных и изменчивых условиях среды. Как упражнение рассматривает игру известный английский специалист по поведению животных У. Торп, указывая на то, что игра служит для приобретения животными навыков и для ознакомления с окружающим миром. Особое значение Торп придает при этом манипулированию предметами.
  • 7. Большинство ученых особенно отечественных, придерживается концепции, предложенной К. Фабри. Он на основе своих исследований пришел к выводу, что игры животных представляют собой развивающуюся психическую деятельность. То есть то, что принято называть игрой составляет в своей совокупности основное содержание поведения животных в определенном периоде онтогенеза, который непосредственно предшествует взрослому (адультному) состоянию животного. Этот период Фабри назвал ювенильным (период юности), или игровым, можно его назвать и преадультным (предвзрослым).

Таким образом, игры животных — это совокупность специфически ювенильных проявлений обычных форм поведения.

Виды игр

Игры животных: локомотивные, манипуляционные, компенсаторные некомпенсаторные.

Локомоционные. Это игры, «ни с чем и ни с кем» с самим собой. Это подвижные игры, при которых животное постоянно меняет свое местонахождение: бесцельная беготня, кувыркание, подскоки, прыжки, барахтанье на суше, в воде и т. п. Их так называют, потому что они сводятся к перемещению животного в пространстве. К этой категории следует отнести и такие «гимнастические упражнения» раскачивание из стороны в сторону, различные движения конечностей.

Примеры. Локомоционные игры копытных. Для них характерны стремительные пробежки, часто по кругу, скачки, резкое подбрасывание передней и задней части туловища, удары копытами, притоптывание.

  • 1. У горного сибирского козла локомоционные игры детенышей происходят часто на крутых склонах, и рискованные прыжки козлят приводят иногда к несчастным случаям.
  • 2. Детеныши газелей, внезапно, без внешнего повода бросаются вскачь по широкому кругу, то резко тормозя, то без видимых причин, стремительно наращивая бег, то отскакивая в сторону. У взрослых газелей такие прыжки разом перемещают их на большое расстояние, поэтому, спасаясь от хищников, газели используют такие прыжки. Такие прыжки встречаются и в брачных стычках и церемониях.
  • 3. Молодые выдры оживленно катаются по полу (в неволе), извиваются, лежа на боку. Часто прячутся, то выскакивают из укрытия и снова быстро скрываются, то высоко подбрасывают зад и подскакивают. (Похожее поведение у молодых морских свинок).
  • 4. Детеныши росомахи охотно катаются со снежных горок (как медвежата), скатывает или лежа, или кувырком, затем вновь поднимается на гору и вновь скатывается, образуя настоящие ледяные горки. Кувыркание — вообще постоянный компонент игр детенышей росомах, а попытки лазать появляются лишь в 8-недельном возрасте, и только к 11 — 12 неделям они начинают регулярно влезать на деревья. Только к 4−5 месяцам они овладевают этим умением.
  • 5. Детеныши домовой мыши начинают после прозрения (12−15 день жизни) без видимых причин совершать странные, блошиные прыжки вверх или в сторону. Они напоминают те резкие прыжки, с помощью которых эти животные спасаются при внезапной опасности.
  • 6. Самые разнообразные интенсивные локомационные игры встречаются у обезьян. У их детенышей они начинаются очень рано и выражаются в буйной возне, при которой производится сложные телодвижения. Они бегают с высокой скоростью, прыгают куда попало, летают с ветки на ветку, кувыркаются, вращаются вокруг себя, Они встают на голову, побежать на двух ногах, повиснуть вниз головой на ветке, держась за нее одной ногой.

Как видно, локомационные игры способствуют общему физическому развитию молодого животного, прежде всего его способов передвижения и глазомера. Кроме того игры этой категории имеют и познавательное значение: молодые животные усваивают пространственные отношения, познают расстояния и тем самым развивают способность к ориентации.

Манипуляционные. Различают компенсаторные и некомпенсаторные манипуляционные игры.

Некомпенсаторные. Это игры, в кот объектами, то есть «игрушками» являются или предметы, с которыми животные встречаются в природе (камни, веточки и т. п.) или органы тела, например, хвост.

Компенсаторные. Это игры с «суррогатными» предметами (игры с клубком ниток, тряпками и т. п.). То есть естественное поведение взрослого животного, кот. молодое животное еще не может (и не должно) выполнять, компенсируется в его играх сходными действиями с предметами заместителями.

Пример. Бурый медведь бросал в реку большие камни и внимательно следил за тем, как вода булькала и расходилась широкими кругами и т .п. Казалось бы действия медведя лишены смысла, но польза состоит в том, что молодое животное, забавляясь, распространяет свою активность на новые объекты, знакомится с их свойствами, устанавливают все новые отношения со средой и в результате накапливает ценный опыт впрок. Такой опыт существенно расширяет общую базу поведения, делает его значительно более лабильным, гибким, страхует животное в необычных, особенно экстремальных условиях и позволяет делать ему открытия, изобретения, кот. могут оказаться чрезвычайно полезными и важными не только для особи, но даже и для прогрессивной эволюции всего вида.

Совместные игры. Локомоционные движения животных являются врожденными и животное в ходе игры только совершенствует эти движения и учится наиболее эффективно ориентировать их в окружающей среде. С манипуляционными движениями сложнее, еще больше усложняется двигательная активность животного, когда локомоционно-манипулятивные действия направляются не на пассивные физические тела, а на игровых партнеров. В результате между животными возникает взаимодействие в условиях общения. В этом заключается качественно отличие совместных игр от одиночных.

Существует несколько форм совместных игр животных.

Для молодых млекопитающих, особенно копытных, весьма характерны прежде всего совместные локомоционные игры. Животные бегают с огромной скоростью вместе или наперегонки то сюда, то туда.

Другая распространенная форма — преследование детенышами друг друга. Это игра в «охоту», в преследовании жертвы или врага. Нередко одновременно играют в «прятки» с внезапным нападением на партнера из укрытия.

Следующая форма — игровая игра. Это так называемые «антагонистические» или «агрессивные» игры. Особое место такие игры занимают в поведении детенышей животных-охотников.

У молодых мартышек гусар выделены следующие типы совместных игр: приглашение к игре, бегство-преследование, игровая борьба (в обнимку), «бокс» (удары, шлепки), прыжки (на бегу в сторону).

Итак, совместные, особенно общеподвижные игры, как и игры других категорий, способствуют прежде всего физическому развитию, тренировке, упражнению двигательных способностей молодого животного. При игровой борьбе и других, связанных с ней игровых действиях отрабатываются соответствующие формы поведения взрослых животных (подкарауливание, нападение, преследование, оборона, ловля и умерщвление добычи и т. п.). Кроме того, в совместных играх, особенно «борьбе», партнеры меряются силами, происходит своего рода проба сил, в результате которой часто устанавливаются иерархические отношения между сородичами (типа «господство-подчинение»). Но установление подлинных внутригрупповых отношений между животными совершается чаще всего у взрослых животных, а молодые, играя, только упражняются в этом.

Совместные игры содействуют формированию и собственно коммуникативных способностей животных, умению понимать друг друга. В ходе совместных игр животные упражняются в умении эффективно пользоваться типичным для вида языком звуков, движений, поз, запахов, прикосновений, с помощью которого у них передается информация от одной особи к другой. Сами коммуникативные системы подачи сигналов, так и понимание их значения происходят у животных на врожденной основе — в основном детенышам этому учиться не надо. Однако в совместных играх молодых животных, в условиях их игрового общения друг с другом происходит отработка этих систем, а иногда и их обогащение.

Манипулирование у животных

1. Манипулирование (по К. Фабри) — это «активное обращение с различными предметами или преимущественном участии передних, реже — задних конечностей, а также других эффекторов: челюстного аппарата, хобота (у слона), хватательного хвоста у широконосых обезьян, щупалец (у головоногих моллюсков), клешней (у раков) и т. д.».

Манипуляционная активность животного проявляется, прежде всего, в гнездостроительной и пищедобывательной активности. В этих процессах животное активно взаимодействует с различными компонентами среды, получает информацию о внешней среде; происходит совершенствование двигательных реакций животного.

Манипулирование — высшая форма ориентировочно-исследовательской деятельности животных. В полной мере она проявляется у животного в позднем постнатальном периоде онтогенеза, однако сроки начала манипулирования и его формы зависят от вида животного. Большое значение при этом имеет степень зрелорождения животного.

В раннем постнатальном периоде манипулирование развивается лишь в самой простой форме, особенно если животное относится к незрелорождающимся. Например, щенки до начала работы органов зрения и слуха все время проводят во сне или в поисках соска и сосания. Их первые движении носят манипуляционный характер: они ползают, кусают родителей и своих собратьев, совершают недостаточно четкие движения захвата ртом соска и т. д. По наблюдением зоопсихога Н. Н. Мешковой, у лисенка раньше развивается манипуляционная активность челюстей, а позднее формируется двигательная активность передних конечностей. Таким образом, отчетливо проявляются взаимоотношения между различными органами, которые могут друг друга «подменять».

Основное направление манипуляционной активности незрелорождающегося детеныша в раннем постнатальном периоде — тело матери. Братья и сестры воспринимаются детенышем пассивно, являясь для него в этот период биологически нейтральными.

Таким образом, познавательное значение манипулирования в раннем постнатальном периоде у незрелорождающихся детенышей невелико. У зрелорождающихся животных органы зрения и слуха функционируют с первых часов жизни. Это позволяет им активно взаимодействовать со средой.

Облигатное научение.

Иногда врожденное узнавание может изменяться под влиянием включения в работу новых органов чувств. Например, птенцы дрозда после вылупления реагируют на встряхивание гнезда вытягиванием шеи вверх и раскрытием клюва. При этом не имеет значения, каков источник раздражении. После того как у птенцов начинают функционировать органы зрения, такая же реакция начинает проявляться у них и на появление в поле зрении родительской особи, и только через несколько дней после этого птенцы учатся определять точное место приближающейся птицы и вытягивать шею в эту сторону.

Таким образом, кроме врожденного узнавания, для поведения животных в раннем постнатальном периоде большое значение имеет облигатное научение, то есть все формы научения, которые являются для животного жизненно важными в естественных условиях. Облигатное обучение близко к врожденному узнаванию, так как тоже специфично для определенного вида, оно образует с врожденным узнаваем целостным комплекс. Для облигатного научения характерна привязанность к определенным периодам онтогенеза. Такие периоды получили название чувствительных, или сенсибельных. Эти периоды как правило кратковременны. Особенно много чувствительных периодов в раннем постнатальном периоде, хотя некоторые из них приходятся на более поздние сроки развития поведения.

Одной из важнейших сфер поведения, в которых облигатное научение имеет большое значение, является формирование пищевого поведения. Прежде всего путем облигатного научения животные учатся распознавать отличительные признаки кормовых объектов. Если предварительный контакт новорожденного животного со съедобным объектом отсутствует, то в дальнейшем распознавание пригодных к употреблению кормов будет затруднено. Кроме того, путем облигатного научения формируются приемы добычи пищи. К ним относятся двигательные реакции, которые связаны с поимкой, захватом, расчленением и поеданием пищи. Эти движения врожденные, однако без научения они проявляются в примитивном, несовершенном виде и должны достраиваться на основе индивидуального опыта. Например, у мангустов есть специфичное движение, которое позволяет им раскалывать яйца с твердой скорлупой при броске их под собственное тело. Это врожденное движение, любой мангуст практически сразу после рождения способен проделать его. Однако для того чтобы подобные стали синхронными и эффективными, должно пройти некоторое время обучения и тренировок. Совершенствование врожденных инстинктивных реакций у низших животных, которые не имеют игрового периода в онтогенезе, происходит целиком за счет облигатного научения. У высших же животных для такого развития поведенческих реакций есть особый период — поздний постнатальный (научение в процессе игр).

Облигатное научение как единственный способ совершенствования врожденного поведения характерен для беспозвоночных животных. Доказательством могут служить наблюдения этолога В. Г. Торпа и его сотрудников. Они установили, что если насекомое на личиночной стадии подвергнуть воздействию какого-либо запаха, то взрослое насекомое будет использовать этот запах как ориентир при поиске места, например, при откладке яиц. Однако при этом у насекомых сохраняется и таксис к нормальным запахам. Таким образом наблюдается сочетание хемотаксиса на основе врожденного узнавании (нормальные запахи) и хемотаксиса на основе облигатного научения (запах в экспериментальных услових).

Навыки.

В процессе эволюционного развития в поведении животнынавыков х появляется качественно новый компонент научения — навык. Навык является центральной формой факультативного научения. По мнению А. Н. Леонтьева, если рассматривать навыки как любые связи, которые возникают в процессе приобретения индивидуального опыта, это понятие становится слишком нечетким и не может быть использовано для строгого научного анализа. Таким образом, понятия «навык» и «научение» надо строго разграничивать.

Способность к выработке навыков проявляется на определенном уровне эволюционного развития животного. Решающим для формирования навыка будет успешность выполняемых двигательных действий, а также подкрепление этих движений положительным результатом. Научение может происходить на основе информации, которую особь самостоятельно получила при активном поиске раздражителя или в процессе общения с другими особями. К последнему варианту относятся процесс подражания и разнообразные процессы обучения.

Важно отметить, что навык формируется в результате упражнения. Для того чтобы он сохранился, необходима постоянная тренировка, это позволит усовершенствовать навык. При отсутствии систематической тренировки навыки постепенно разрушаются.

Для изучения навыков существует множество специальных методов: метод лабиринта, метод проблемного ящика (проблемной клетки), метод обходного пути и др. Отличительной их чертой является то, что животное для решения определенной задачи должно выбрать определенный сигнал или способ действия. При использовании метода лабиринта основой формирования навыка для животного будет запоминание объекта и пути к нему. При многократном повторении опыта в одних и тех же условиях животное будет пробегать расстояние до пищевого объекта постоянным, кратким путем. В этой ситуации навык нахождения пищи в лабиринте становится стереотипным и доходит до автоматизма. В целом стереотипность вообще свойственна наиболее примитивным навыкам. Большая пластичность характерна для таких навыков только на начальных этапах образования. Напротив, навыки высших порядков отличаются довольно значительной пластичностью на всех стадиях формирования.

Методы выработки навыков. Существует два метода экспериментальной выработки навыков: метод американского психолога-бихевиориста Скиннера (оперантное или инструментальное обуславливание) и классический метод И. П. Павлова.

При выработке условных рефлексов по методу Павлова животному изначально предлагается выполнить определенные движения, которые оно должно совершить, чтобы получить подкрепление. При методе Скиннера животное должно самостоятельно найти эти движения, возможно, путем проб и ошибок. Примером может послужить эксперимент с крысой, которую помещают в клетку. Пищевое подкрепление она получит лишь в том случае, если случайно нажмет планку, закрепленную у стенки клетки. При этом в нервной системе крысы образуется временная связь между случайным нажатием планки и появлением кормушки. Можно и значительно усложнить эксперимент: дать животному возможность выбрать одно из двух действий, которые приведут к разным, противоположным, результатам. Например, при нажатии на педаль в клетке попеременно включается обогреватель и выключается вентилятор или наоборот. Крыса, таким образом, может регулировать температуру в клетке.

При павловском методе ответная реакция строго следует за стимулом, а безусловное подкрепление связывается с условным стимулом благодаря условно-рефлекторной связи. При инструментальном обуславливании первоначально производится ответная реакция (движение), которое подкрепляется без условного сигнала. Потребность в подкреплении побуждает животное к определенной реакции на педаль, оно корректирует свое поведение в соответствии с восприятием педали. Именно это восприятие и выполняет роль условного раздражителя, поскольку действие педалью приводит к пищевому подкреплению (биологически значимому результату). Если такая временная связь не устанавливается, педаль не имеет для животного сигнального значения.

При выработке рефлексов по методу Павлову учитывается начальная фаза поведенческого акта — фаза ориентации животного. Животное учится, при каких внешних условиях, когда оно должно произвести определенное движение, то есть осуществляется ориентация во времени. Кроме того, животное должно сориентироваться и в пространстве: найти педаль, научиться пользоваться ею. Все эти моменты не учитываются при инструментальном обуславливании.

Методика И. П. Павлова позволяет качественно проанализировать ориентацию животного по компонентам среды. Однако при изучении процессов научения нельзя ограничиваться только этой методикой, потому что выработка навыков не идентична выработке классических условных рефлексов.

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К.Э.Фабри)

Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных, кончая человеком, предложил А. Н. Леонтьев в книге «Проблемы развития психики». Позднее она была доработана и уточнена К. Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому в настоящее время ее называют концепций Леонтьева-Фабри. Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции делится на ряд стадий и уровней. Выделяется две стадии:

  • 1) элементарной сенсорной психики;
  • 2) стадия перцептивной психики.

Первая включает в себя два уровня: низший и высший, вторая — три: низший, высший и наивысший. Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенными сочетаниями двигательной активности и форм психического отражения.

Таблица 1.

Стадии и уровень психического отражения, его характеристика.

Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем.

Виды живых существ, достигших этого уровня развития.

I. Стадия элементарной сенсорной психики.

А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость.

А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования — челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.

Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.

Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.

II. Стадия перцептивной психики.

А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования — челюсти.

А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение.

А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.

Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира».

Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению.

Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинноследственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт).

В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

Таблица 2. Эволюция нервной системы.

Животные.

Нервная система.

Органы чувств.

Простейшие.

Корненожки (амебы) Жгутиковые (эвглена) Инфузории.

Нет.

Нет.

Реакция на раздражения: положительный таксис на пищу, свет, отрицательный — на соль.

Кишечнополостные.

Гидроидные (гидра) Медузы.

Диффузного типа (разбросаны по телу нервные клетки и соединятся между собой).

Чувствительные клетки (осязание всей поверхностью).

Плоские черви.

Ленточные.

Ресничные Сосальщики.

Два нервных ствола, нервы и головной нервный узел.

У паразитовнет, у ресничных — два глаза, осязательные клетки разбросаны по всей поверхности тела.

Круглые черви.

(человеческая аскарида).

То же.

Осязательные и светочувствительные клетки.

Кольчатые черви.

(дождевой червь).

Узлового типа.

В голове окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка.

Осязательные и светочувствительные клетки.

Моллюски Двустворчатые (мидии) Брюхоногие (малый прудовик) Головоногие (кальмары, осьминоги и др.).

То же.

Глаза, щупальца, осязательные клетки.

Членистоногие Ракообразные Паукообразные.

Насекомые.

То же.

Глаза органы осязания, обоняния, обоняния.

Тип хордовые Кл. ланцетники.

Нервная трубка под хордой.

Осязательные и светочувствительные клетки по всему телу, обаятельная ямка.

Кл. хрящевые рыбы Кл. костные рыбы.

Головной и спинной мозг, нервы Головной мозг (из 5 отделов).

Глаза, органы вкуса, слуха, осязания.

Кл. земноводные.

То же Передний мозг разделился на два полушария.

Глаза, органы слуха, осязания, обоняния.

Кл. пресмыкающиеся.

То же Появляется кора на больших полушариях.

Глаза, органы слуха, осязания, обоняния.

Кл. Птицы.

То же Кора имеет складки.

То же.

Кл. Млекопитающие.

То же Кора имеет складки.

Глаза, уши, органы обоняния, вкуса и осязания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой