Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современном обществе, переживающем преобразования в политической, экономической, социальной и культурной сферах, существенное обновление претерпевает система среднего образования. Данный процесс реформирования школы, прежде всего, связан с гуманизацией и демократизацией образования, содержание которого в новой парадигме рассматривается как овладение культурой. При этом одной из актуальных задач… Читать ещё >

Введение. Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

народный эстетический музыкальный школьник В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

В современном обществе, переживающем преобразования в политической, экономической, социальной и культурной сферах, существенное обновление претерпевает система среднего образования. Данный процесс реформирования школы, прежде всего, связан с гуманизацией и демократизацией образования, содержание которого в новой парадигме рассматривается как овладение культурой. При этом одной из актуальных задач в школе становится формирование развития музыкальной культуры учащегося, которая не только способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явится залогом, базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности.

Таким образом, представляется возможным подчеркнуть, что система музыкально — эстетического воспитания младших школьников, как и всякая другая, отвечает определенной социально обусловленной потребности, у нее есть свое назначение в конкретно — исторических условиях. Система музыкально-эстетического воспитания призвана научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. По мнению Б. М. Теплова, система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника [23, с.73].

Cегодня педагогов-практиков интересуют такие вопросы, как понятие и сущность школьной музыкально — воспитательной работы, ее психологические аспекты, а также задачи и принципы формирования музыкальной культуры младших школьников.

Музыкально — эстетическая культура — составная часть общечеловеческой культуры, концентрирующей в себе достижения многих отраслей знания, сосредоточивающая ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народа. Психологические аспекты развития и формирования музыкально-эстетической культуры у школьников рассматривались в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, К. В Тарасовой и др. [20, c.47]. Внимание психологов при исследовании данной проблемы направлено, прежде всего, на исследование внутренних механизмов данного процесса. Проблеме формирования музыкально-эстетической культуры у школьников посвящены труды Р. А. Тельчаровой, B.C. Цукермана и др [21, c.94].

Отдельные аспекты музыкальной культуры в рамках уроков музыки и мировой художественной культуры изложены в трудах Ю. Б. Алиева [2], О. А. Апраксиной [4], и др.

Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость названных работ, проблемы целенаправленного развития музыкально-эстетической культуры учеников на уроках музыки в педагогике изучено недостаточно полно.

На основании вышеизложенного актуальность исследования формирования музыкально-эстетической культуры у школьников определяется целым рядом факторов, среди которых социальный заказ современного общества на развитую личность, обладающую определенным уровнем музыкально-эстетической культуры, потребность в разработке и апробации внедрения технологий, обеспечивающей достижение поставленной цели в период обучения в школе.

Таким образом, несмотря на наличие большого количества исследований в области формирования музыкальной культуры школьников, тот положительный опыт, который накоплен за последние десятилетия учителями музыки, зачастую не может быть перенесен в новую среду и требует новых разработок и корректировки программ музыкально — эстетического воспитания. Что и объясняет актуальность настоящего исследования.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования — музыкальной эстетической культуры младших школьников средствами народной культуры.

Цель исследования: разработка технологии развития музыкальной эстетической культуры младших школьников средствами народной культуры в рамках урока музыки.

Гипотеза исследования — Формирование музыкальной эстетической культуры младших школьников будет эффективным, если использовать в учебной деятельности средства народной культуры.

Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:

  • 1. Выявить сущность и дать определение понятия музыкальной эстетической культуры школьника;
  • 2. Изучить особенности современной социокультурной ситуации, влияющей на процесс формирования музыкальной эстетической культуры школьника;
  • 3. Теоретически обосновать технологию формирования музыкальной эстетической культуры учеников средствами народной культуры на уроках музыки;
  • 4. Выявить динамику формирования музыкальной эстетической культуры младших школьников.

Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные идеи о специфике музыкальной эстетической культуры (О.А. Апраксина [4], Г. С. Тарасова [22], Б. А. Теплова [23]); труды в области музыкальной педагогики (Ю.Б.Алиев [2] и др.).

В работе использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, опытно-экспериментальная работа.

Экспериментальной базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа № 6 г. Йошкар-Олы.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны методические рекомендации в помощь учителю музыки по формированию музыкально эстетической культуры младших школьников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой