Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Борьба противников Культурной революции. «Захват власти» в Шанхае

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новый Устав партии, принятый съездом, в отличие от Устава, принятого VIII съездом КПК в 1956 г., не определил задачи партии в области экономического и культурного строительства, улучшения жизни народа, развития демократии. Теоретической основой деятельности КПК были провозглашены «идеи Мао Цзэдуна». В программной части Устава содержалось положение о назначении Линь Бяо «преемником» Мао Цзэдуна… Читать ещё >

Борьба противников Культурной революции. «Захват власти» в Шанхае (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лю Шаоци, Дэн Сяопин и другие лидеры правых в КПК, обыгравшие Мао Цзэдуна по всем правилам бюрократического единоборства, на какое-то время были ошеломлены начавшимися в стране процессами. Мао Цзэдун играл не по их правилам. Напрямую обратившись к массам, Председатель вновь вышел на первый план со «второй линии» руководства. Однако, ответный удар ревизионистов из ЦК КПК не заставил себя ждать. Пользуясь тем, что нити оперативного руководства по-прежнему находились в их руках, Лю и Дэн решили ввести массовое движение в бюрократические рамки, и в конечном счете, свернуть его.

В июне-июле 1966 года Мао Цзэдун отсутствовал в Пекине и не принимал участия в оперативном руководстве центральным аппаратом партии. Цзян Цин и ряд лидеров левых также были в отъезде, они искали себе союзников на местах для борьбы с ревизионизмом. Лучшего времени для контрнаступления у правых сил могло и не представиться, поэтому они попытались использовать сложившуюся ситуацию.

Период господства ревизионистов с их попытками свернуть Культурную революцию получил название «пятьдесят с лишним дней». В начале июня 1966 года по указанию Лю Шаоци во все партийные инстанции от имени ЦК был разослан циркуляр из восьми пунктов, в котором говорилось как нужно вести Культурную революцию дальше. Циркуляр запрещал публичное обсуждение вопросов, возникавших в процессе движения, запрещал «покидать рабочие места», предписывал вести Культурную революцию на каждом предприятии, учреждении или вузе раздельно. Фактически такой режим сковывал возможности масс, и создавал наиболее удобные условия для партийной бюрократии.

Затем Лю Шаоци опять от имени ЦК издал распоряжение о направлении во все столичные вузы «рабочих групп» из партийных начальников достаточного ранга, которые должны были руководить ходом Культурной революции. Таким образом, движение масс против обюрократившейся части партийной верхушки фактически ставились под контроль этой же верхушки. Если бы такой маневр прошел, то позиции Лю, Дэна и их сторонников даже укрепились бы. На первой странице документа о «рабочих группах» Мао Цзэдун поставил отрицательную резолюцию, однако, Лю, несмотря на несогласие Председателя, отдал распоряжение от имени ЦК.

«Рабочие группы», вошедшие в вузы Пекина стали фактически подавлять движение критики ревизионизма и бюрократизма в партаппарате. Тут же начались выступления студентов против «рабочих групп». С этого момента разгорелась открытая борьба различных линий в КПК. То, что в нее сразу оказались вовлечены миллионы людей, лишний раз доказывает, что это не была просто «борьба за власть», это была борьба между социализмом и капитализмом, борьба за дальнейшее развитие Китая.

В июле 1966 года руководитель Группы по делам Культурной революции (ГКР) Чэнь Бода написал письмо Дэн Сяопину, ссылаясь на негативный опыт действия «рабочих групп», он предлагал «отозвать рабочие группы или уменьшить их число». Дэн грубо ответил ему: «А ты пойди, попробуй сам поработай в рабочей группе. Еще совсем не обязательно, что у тебя это получится».

Бюрократический, начальственный метод работы «рабочих групп» все больше убеждал массы в верности курса Мао на Культурную революцию, таким образом, правые компрометировали сами себя.

  • 18 июля 1966 года Мао Цзэдун возвращается в Пекин, он тут же выступает с призывом не сдаваться, а от партийных бюрократов требует дать массам возможность «брать в осаду провинциальные комитеты, редакции газет, Госсовет». Под давлением авторитета Мао и массовых выступлений 29 июля Пекинский горком принимает решение упразднить все «рабочие группы» в столице, затем такое же решение в отношении всей страны рассылается от имени ЦК КПК.
  • 1 августа 1966 года в Пекине открывается 11-ый пленум ЦК КПК 8-го созыва. В этот день Мао пишет письмо хунвэйбинам средней школы при Университете Цинхуа. Письмо стало настоящим манифестом для революционно настроенных учащихся и привело к широкому распространению хунвэйбинского движения по всей стране. Поддержанные авторитетом Мао Цзэдуна хунвэйбины стали действовать более смело.

Письмо Мао имело и внутрипартийные последствия. Выступив с открытой критикой Лю Шаоци, Председатель поставил участников Пленума перед выбором — либо открыто поддержать его линию, либо линию Лю и Дэна, заставив партийное «болото» определиться. По итогам Пленума Лю Шаоци был спущен в партийной иерархии со второго места на восьмое, утратив право отдавать распоряжения от имени ЦК партии, но остался членом Постоянного комитета Политбюро ЦК (руководящего органа партии из пяти человек). Вторым человеком в партии стал Линь Бяо, он занял пост единственного заместителя Председателя ЦК.

8 августа 1966 года 11 Пленум ЦК КПК принял «Решение о великой пролетарской культурной революции», состоявшее из шестнадцати пунктов. Это основное партийное решение по вопросу Культурной революции, которое можно назвать программой действия тех общественных сил, которые представляли Мао Цзэдун и его сторонники.

В общем плане Культурная революция характеризовалась в документе следующим образом:

«Хотя буржуазия уже свергнута, она тем не менее пытается с помощью эксплуататорской старой идеологии, старой культуры, старых нравов и старых обычаев разложить массы, завоевать сердца людей, усиленно стремится к своей цели — осуществлению реставрации. В противовес буржуазии пролетариат на любой ее вызов в области идеологии должен отвечать сокрушительным ударом и с помощью пролетарской новой идеологии, новой культуры, новых нравов и новых обычаев изменять духовный облик всего общества. Ныне мы ставим себе целью разгромить тех облеченных властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных „авторитетов“ в науке, раскритиковать идеологию буржуазии и всех других эксплуататорских классов, преобразовать просвещение, преобразовать литературу и искусство, преобразовать все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма, с тем чтобы способствовать укреплению и развитию социалистического строя».

В Решении перечислялись социальные силы стоящие на стороне Культурной революции и отдельно выделялось движение хунвэйбинов, как авангарда.

Определялись также и контрреволюционные силы: «Будучи революцией, культурная революция неизбежно встречает сопротивление. Источником этого сопротивления являются главным образом те облеченные властью, которые пролезли в партию и идут по капиталистическому пути». Его источником является также и «старая сила общественной привычки».

Культурная революция направлялась против высшей и средней партийной бюрократии, которую необходимо было «свергнуть». В то же время, по отношению к широким массам, даже если над ними довлеет «старая сила общественной привычки» и они в той или иной мере противятся революции, принуждение не допускалось.

Решение говорило о новых центрах власти, которые начали появляться в ходе развертывания Культурной революции: Члены групп и комитетов культурной революции, а также делегаты конференций культурной революции. Они «могут быть в любое время подвергнуты критике со стороны масс, а в случае, когда они не справляются со своими обязанностями, после обсуждения в массах могут быть переизбраны или отозваны и заменены другими».

В августе 1966 года Лю Шаоци впервые выступил с так называемой самокритикой. «Самокритика» Лю была попыткой замазать противоречия в политической линии между левыми и правыми в партии — любимый прием оппортунистов всех времен и народов. Он писал, что его «ошибки» были вызваны тем, что он просто «не понял» глубины идей Мао Цзэдуна о развертывании массового движения. Таким образом, Лю продолжал сопротивление, перейдя к стратегической обороне. Несмотря на то, что он уже стал объектом критики, значительное число его сторонников остались на своих партийных постах, оказывали ему поддержку, так что он мог рассчитывать на победу.

Борьба в партии продолжилась на рабочем совещании ЦК в октябре 1966 года, на котором левые силы снова развернули атаку на Лю Шаоци и Дэн Сяопина и стоявшую за ними партийную бюрократию. С докладом «Две линии в великой пролетарской культурной революции» на совещании выступил Чэнь Бода. Он сказал, что большинство парткомов по-прежнему сопротивляются Культурной революции. В том же духе говорил и Линь Бяо. На совещании с самокритикой выступил Дэн Сяопин. Его выступление было построено также как и «самокритика» Лю. Он не признал наличия двух линий в руководстве, сказав лишь, что не достаточно глубоко усвоил идеи Мао. Своей «самокритикой» Лю и Дэн как бы определяли тактику поведения своих сторонников на местах: открыто не сопротивляться Культурной революции, а наоборот выступать под маской ее сторонников.

В ходе совещания левым силам в ЦК КПК не удалось достичь своей цели — отстранить от власти наиболее правых в руководстве партии. Разъехавшись по местам, партийные боссы местного масштаба провели на местах обсуждение его итогов, которое вылилось в прямую критику Группы по делам Культурной революции (ГКР), лично Линь Бяо и действий хунвэйбинских организаций.4.

В качестве противодействия движению Культурной революции сторонники правых в партии стали создавать собственные массовые организации. Особую надежду правые связывали с образованием крестьянских массовых организаций. Опасность создания таких массовых организаций была осознана «штабом Мао Цзэдуна» и 5 декабря 1966 года были опубликованы специальные «Указания ЦК КПК о великой пролетарской культурной революции в деревне», запрещавшие создание крестьянских массовых организаций.

Правые также рекрутировали в свою поддержку мелкобуржуазные слои города и отсталые группы рабочих и учащихся.

Хотя массовые акции «критики» руководителей, поддерживающих правый уклон разворачивалась во все больших масштабах, бюрократическая иерархия держалась. Сопротивление бюрократии вынудило «штаб Мао Цзэдуна» пойти на организацию так называемого «захвата власти» на местах. «Захват власти» представлял собой отстранение от руководящих должностей партийных руководителей правого направления и замену их на сторонников линии Мао Цзэдуна. «Захват» осуществляли массовые организации рабочих и учащихся — цзяофани и хунвэйбины.

Самая крупная битва между левыми и правыми разыгралась в Шанхае, крупнейшем городе Китая, индустриальном центре Азии, наиболее «рабочем» городе страны. Здесь борьба между сторонниками первого секретаря Шанхайского горкома Чэнь Писянь (после смерти Мао в результате прихода к власти правых он станет секретарем ЦК КПК), проводившего правую линию и сторонниками члена горкома Чжан Чуньцяо, сторонника левой линии, вылились в масштабное противостояние с применением силы.

Важную роль в «захвате власти» в Шанхае сыграл молодой рабочий Ван Хунвэнь. Он одним из первых подверг открытой критике руководство шанхайского горкома, заявив, что партбоссы пошли по капиталистическому пути, и создал на текстильной фабрике одну из первых организаций цзяофаней («бунтарей») для свержения ревизионистов. Его выступление было сигналом для рабочих заводов и фабрик. Рабочие стали массово создавать собственные политические организации и включаться в борьбу с прогнившим руководством горкома.

6 января 1967 года Чжан Чуньцяо и Ван Хунвэнь созвали «митинг за свержение шанхайского горкома», собравший сотни тысяч рабочих. Бои в городе продолжались с 9 по 14 января и завершились взятием здания горкома массовыми организациями рабочих и учащихся, под руководством Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюаня и Ван Хунвэня. Выступление левых, которое было позже названо «Январской революцией», привело к падению шанхайского горкома и переходом власти к сторонникам Мао Цзэдуна. Победа революции в Шанхае воодушевила председателя, он сказал: «Если поднялись революционные силы Шанхая, то есть надежда в масштабах всей страны».

После шанхайских событий развернулась борьба за «захват власти» по всей стране. Массовые организации открыто выступали против правых руководителей партии. Партбоссы называли действия массовых организаций «отказом подчиняться руководству со стороны партии, нарушением устава партии, нарушением партийной дисциплины», в ответ члены массовых организаций заявляли: «Мы как раз и хотим разбить в дребезги и уничтожить устав партии, состряпанный Лю Шаоци и Дэн Сяопином. Наш устав партии — это непобедимые идеи Мао Цзэдуна». 5.

Революция действительно совершалась не по уставу, и глупо было бы ожидать обратного. Массовые организации рабочих и учащихся, напрямую осуществляя диктатуру пролетариата, утверждали списки наиболее ненавистных бюрократов, которые решением масс исключались из партии.

Захватив власть в Шанхае революционные массы хотели создать новые органы власти по образцу Парижской Коммуны 1870 года. Принципы Парижской Коммуны излагаются как образец построения пролетарской власти в работе Ленина «Государство и революция».

Шанхайская Коммуна была создана под руководством Чжан Чуньцяо и Яо Вэньюаня при поддержке Линь Бяо и Чэнь Бода.

Коммуна является как бы знаком полной победы социалистической революции в плане соотношения классовых сил. Образование Коммуны означало закрепление и юридическое оформление этой победы.6.

Однако уже в феврале 1967 года было оглашено решение, согласно которому создавать коммуны на местах (кроме Шанхая) запрещалось. Характерно, что с заявлением об этом выступил Чжоу Эньлай, а не Мао Цзэдун. Видимо, Мао стремился показать этим, что лично он — сторонник власти по образцу Парижской Коммуны, но сложившееся соотношение сил заставляет его пойти на компромисс. Чжоу Эньлай заявил: «на совещании у Мао Цзэдуна было решено, что в борьбе за захват власти необходимо осуществлять трехстороннее объединение, а именно объединение, охватывающее на местах представителей революционных массовых организаций, представителей Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и революционных руководящих кадровых работников». 7.

Таким образом, новые органы власти на местах — революционные комитеты (ревкомы) — включали в себя представителей массовых организаций рабочих и учащихся, образованных в ходе Культурной революции, представителей армейских частей, расквартированных на территории подконтрольной ревкому и партийных руководителей местной организации КПК. Такая схема власти не была полной победой сил Культурной революции (их идеалом была Коммуна), но она серьезно изменяла соотношение сил у власти.

Определенную часть власти все-таки удалось сохранить бюрократическому аппарату, под именем «революционных руководящих кадровых работников». Однако, наиболее правые представители партбюрократии были уже «свергнуты» и исключены из партии в ходе «захвата власти».

Вопреки распространенным мифам о том, что Культурная революция была многолетним царством анархии, «захват власти» продолжался всего три-четыре недели, после чего Мао Цзэдун выступил с призывом «упорядочить ряды», «закрепить завоеванное».

января 1967 г. началось создание новых антиконституционных органов местной власти — «ревкомов». На первых порах преобладание в них получили лидеры хунвэйбинов и цзаофаней, что вызвало недовольство партийных работников и военных. В центре и на местах обострилась политическая борьба, в ряде районов происходили столкновения между военными частями и организациями хунвэйбинов и цзаофаней. В конце лета 1967 г. в стране фактически был установлен военный контроль.

Состоявшийся в октябре 1968 г. XII пленум ЦК КПК, на котором присутствовало около трети состава ЦК, так как остальные были к этому времени репрессированы, санкционировал все акции «культурной революции», «навсегда» исключил из партии на основе сфабрикованных обвинений Председателя КНР Лю Шаоци и снял его со всех постов, одобрил проект нового Устава КПК. Началась усиленная подготовка к созыву IX съезда КПК.

IX съезд КПК (апрель 1969 г.), на который делегаты не избирались, а назначались, одобрил и узаконил все акции, предпринимавшиеся в стране в 1966 — 1969 гг. В основном докладе, с которым на съезде выступил Линь Бяо, была выдвинута установка на продолжение чистки партийных организаций и государственных учреждений, начатой весной 1968 г. Вся история партии представлялась как борьба «линии Мао Цзэдуна» против различных «уклонистов», в том числе Ван Мина, Гао Гана, Пэн Дэхуая, и особенно Лю Шаоци. IX съезд одобрил курс на «непрерывную революцию», на подготовку к войне.

Новый Устав партии, принятый съездом, в отличие от Устава, принятого VIII съездом КПК в 1956 г., не определил задачи партии в области экономического и культурного строительства, улучшения жизни народа, развития демократии. Теоретической основой деятельности КПК были провозглашены «идеи Мао Цзэдуна». В программной части Устава содержалось положение о назначении Линь Бяо «преемником» Мао Цзэдуна. Как подчеркивал китайский историк Ли Хунлинь, положение о «преемнике», характерное для монархического абсолютизма, было внесено в Устав КПК Кан Шэном, который считал это «новаторским явлением» в истории международного коммунистического движения. «Это действительно было „новаторством“ в том смысле, что со времени возникновения международного коммунистического движения такого странного явления еще не было, — писал Ли Хунлинь. — Трудно сказать, сколь „великое значение“ имело оно для всего мира, а вот на судьбу Китая оно оказало воистину большое влияние, приведя страну на грань катастрофы» .

В «Решении по некоторым вопросам истории КПК», принятом VI пленумом ЦК КПК 11-го созыва (июнь 1981 г.), указывается: «IX съезд партии, узаконивший ошибочную теорию и практику „культурной революции“, укрепил позиции Линь Бяо, Цзян Цин, Кан Шэна и других в ЦК партии» .

Второй этап «культурной революции» — от IX до Х съезда КПК — начался в мае 1969 г. и завершился в августе 1973 г.

Некоторые руководители, которым удалось сохранить свои позиции, требовали корректировки экстремистских установок в области экономики, учитывая насущные потребности развития страны. По их инициативе с начала 70-х гг. стали осторожно вводиться элементы планирования, распределения по труду, материального стимулирования. Были также приняты меры по улучшению управления народным хозяйством, организации производства. Произошли некоторые изменения и в политике в области культуры, хотя жесткий контроль над культурной жизнью по-прежнему сохранился.

В 1970;1971 гг. произошли события, отразившие новый кризис внутри китайского руководства. В марте 1970 г. Мао Цзэдун принял решение о пересмотре Конституции КНР, высказав предложение об упразднении поста Председателя КНР. Однако Линь Бяо и Чэнь Бода высказались за сохранение поста Председателя КНР. В августе 1970 г. в Лушане был проведен II пленум ЦК КПК 9-го созыва. Линь Бяо и Чэнь Бода вновь заявили о необходимости сохранения поста Председателя КНР в новом варианте Конституции КНР. На пленуме разгорелась борьба. Мао Цзэдун 31 августа 1970 г. написал документ «Мое мнение», в котором подверг резкой критике взгляды Чэнь Бода, заявив, что последний «осуществил внезапную атаку, занимался провокационной деятельностью». После этого развернулась критика Чэнь Бода, было заявлено о проведении расследования в отношении него. Сразу после II пленума ЦК партии принял решение о начале кампании «критики Чэнь Бода н упорядочения стиля». 16 ноября 1970 г. ЦК издал «Указания по вопросу об антипартийной деятельности Чэнъ Бода», где говорилось, что он «лжемарксист», «интриган», «карьерист» и «антипартийный элемент» .

II пленум ЦК КПК 9-го созыва явился проявлением серьезных политических столкновений в руководстве КНР, приведших к «сентябрьскому кризису» 1971 г. «Линь Бяо и его сторонники попытались создать на II пленуме ЦК общественное мнение, способствующее захвату ими власти, — пишут китайские историки. — Потерпев неудачу, они разработали план государственного переворота. Однако Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай разгромили этот заговор» .

Вслед за исчезновением с политической арены Чэнь Бода в сентябре 1971 г. исчезают министр обороны Линь Бяо и группа военных руководителей (шесть из них были членами Политбюро ЦК КПК). По сообщению китайской стороны, Линь Бяо 13 сентября 1971 г. погиб в авиационной катастрофе вблизи Ундэрхана на территории МНР, пытаясь после неудавшегося «переворота» удрать за границу. Вслед за этим прошла новая чистка в армии, в ходе которой десятки тысяч офицеров подверглись репрессиям. За повседневную работу Военного совета ЦК КПК с октября 1971 г. стал отвечать маршал Е Цзяньин. В стране была развернута кампания «критики Линь Бяо и упорядочения стиля» .

В марте 1973 г. ЦК КПК принял решение о реабилитации бывшего Генерального секретаря ЦК Дэн Сяопина и восстановлении его в должности заместителя премьера Госсовета. Активизировался процесс восстановления деятельности комсомола, профсоюзов, федерации женщин, начатый в 1972 г. Были проведены провинциальные съезды КСМК.

В центре внимания Х съезда КПК (август 1973 г.) находились внутриполитические проблемы. Съезд единодушно осудил Линь Бяо и Чэнь Бода, призвал «и дальше как следует вести движение за критику Линь Бяо и упорядочение стиля», фактически обосновал неизбежность внутренней борьбы в КПК. Съезд признал правильной линию «культурной революции», ориентировал партию и народ на продолжение прежнего политического курса, теоретической основой которого являлись установки Мао Цзэдуна о «продолжении революции в условиях диктатуры пролетариата», об «обострении классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией». «X съезд продолжил левацкие ошибки IX съезда и выдвинул Ван Хунвэня на пост заместителя председателя ЦК партии, — говорится в „Решении“ VI пленума ЦК КПК.- Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань и Ван Хунвэнь образовали „группу четырех“ в Политбюро ЦК, что укрепило силы контрреволюционной группировки Цзян Цин» .

В то же время съезд санкционировал меры, направленные на возобновление деятельности ВСНП, профсоюзных и молодежных организаций, фактически одобрил реабилитацию части партийных и административных кадров, в том числе Дэн Сяопина, который был избран членом ЦК, а в январе 1975 г. стал одним из заместителей председателя ЦК КПК. В коммюнике съезда были опущены некоторые левацкие установки 1966;1969 гг., реализация которых нанесла тяжелый ущерб экономике страны.

Третий этап «культурной революции» продолжался с сентября 1973 г. до октября 1976 г., т. е. от Х съезда КПК до разгрома «контрреволюционной» «банды четырех» во главе с Цзян Цин, ознаменовавшего собой конец «культурной революции» .

Несмотря на достигнутый на Х съезде компромисс между различными силами в КПК, обстановка в стране продолжала оставаться нестабильной. В начале 1974 г. по предложению Цзян Цин, Ван Хунвэня и их сторонников, одобренному Мао Цзэдуном, была развернута новая общенациональная политико-идеологическая кампания «критики Линь Бяо и Конфуция». Начало ей положили выступления в печати, направленные на развенчание конфуцианства и восхваление легизма — древнекитайского идейного течения, господствовавшего при императоре Цинь Шихуане — главе первой общекитайской деспотии (III в. до н. э.). Специфической чертой кампании, как и некоторых предыдущих, явилось обращение к историческим аналогиям, к аргументам из области китайской политической мысли в целях решения актуальных идеологических и политических проблем.

В январе 1975 г. после 10-летнего перерыва была созвана 1-я сессия ВСНП 4-го созыва, принявшая новую Конституцию КНР. Конституция представляла собой результат компромисса:

с одной стороны, в нее были включены установки 1966;1969гг. (в том числе и призывы «готовиться на случай войны»), с другой — она закрепляла право членов «коммун» на приусадебные участки, не признавал, а производственную бригаду (а не «коммуну») основной хозрасчетной единицей, предусматривала необходимость постепенного повышения материального и культурного уровня жизни народа, оплаты по труду.

Сессия ВСНП сформировала высшие государственные органы власти КНР. В Постоянный комитет ВСНП вошли председатель — Чжу Дэ и 22 его заместителя, в большинстве своем старейшие кадровые работники (Дун Биу, Лю Бочэн, Не Жунчжэнь, Сюй Сянцянь, Сун Цинлин, Чэнь Юнь, Тань Чжэньлинь). В то же время в состав правительства вошли и сторонники Цзян Цин (Каи Шэн, У Дэ). Высшие посты в армии также были распределены между представителями соперничавших группировок в китайском руководстве.

Вскоре после завершения работы сессии ВСНП выдвиженцы «культурной революции» предприняли очередную попытку упрочить свои позиции. С этой целью по инициативе Мао Цзэдуна на рубеже 1974;1975 гг. была развернута кампания под лозунгом борьбы «за изучение теории диктатуры пролетариата». Важной задачей этой кампании являлась борьба против тех представителей руководства КПК (Чжоу Эньлай, Чэнь Юнь, Дэн Сяопин), которые отстаивали необходимость повышения внимания к развитию экономики, применению более рациональных методов управления народным хозяйством.

В ходе новой политической кампании распределение по труду, право на приусадебные участки, товарно-денежные отношения объявлялись «буржуазным правом», которое необходимо «ограничивать», т. е. вводить уравниловку. Под прикрытием новой кампании на многих промышленных предприятиях и в «коммунах» ущемлялись экономические интересы трудящихся. В ряде случаев отменялись меры материального поощрения, практиковалась работа в сверхурочные часы, ликвидировались приусадебные участки. Все это вызывало массовое недовольство трудящихся, забастовки рабочих, волнения крестьян.

После тяжелой болезни в январе 1976 г. умер премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай. В апреле того же года во время церемонии, посвященной его памяти, произошли массовые выступления на главной площади Пекина — Тяньаньмэнь. Участники выступлений осудили деятельность Цзян Цин и других членов Группы по делам культурной революции и потребовали их отстранения. Позднее, оценивая эти события, Дэн Сяопин указывал, что массовые выступления на площади Тяньаньмэнь, хотя и носили стихийный характер, все же представляли собой движение, которое твердо поддерживало партийное руководство и выступало против «четверки» .

После этих событий прокатилась новая волна репрессий" Дэн Сяопин был снят со всех постов, премьером Госсовета КНР стал министр общественной безопасности Хуа Гофэн. В Китае развернулась новая политическая кампания «борьбы с правоуклонистским поветрием пересмотра правильных выводов культурной революции», острие которой было направлено против Дэн Сяопина и его сторонников. Начался новый тур борьбы с «лицами, облеченными властью и идущими по капиталистическому пути». После выступлений на площади Тяньаньмэнь газета «Жэньминь жибао» писала: «Инцидент еще более убедительно доказал, что буржуазия находится как раз внутри самой Коммунистической партии. Если раньше некоторые люди не понимали, что идущие по капиталистическому пути — это как раз и есть внутрипартийная буржуазия, которая является главным объектом продолжения революции при диктатуре пролетариата, то контрреволюционный политический инцидент на площади Тяньаньмэнь заставил их осознать это» .

9 сентября 1976 г. в Пекине на 83-м году жизни скончался Мао Цзэдун. Смерть Мао Цзэдуна и последующие события, связанные с арестом и устранением по инициативе маршала Е Цзяньина от власти «четверки» — Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюаня и Ван Хунвэня, явились важным рубежом в истории Китая. Они поставили точку на крупнейшей политической кампании в КНР, продолжавшейся 10 лет и принесшей столько горя и жертв китайскому народу, — «культурной революции». Начался новый этап развития страны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой