Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Список литературы. 
Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ход урока Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня, когда я шла к вам на урок, мне повстречался один весёлый человек, которого, я надеюсь, вы очень хорошо знаете. Он-то и передал для вас большой конверт, но попросил вручить его только после того, как вы отгадаете загадку о нём Он из полена вдруг возник Весёлый, юный озорник, Ребята, не сочтя за труд, Скажите, как его зовут? Игровой материал: игрушка… Читать ещё >

Список литературы. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Алферов А. Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. — Ростов на/Д: изд-во Феникс, 2000. — 384с.
  • 2. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. — М., 1983. — 215с.
  • 3. Вахрушева Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. — № 4. — с.63−68.
  • 4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Под общ. ред. И. В. Дубровиной. — М.: Академия, 1999. — 320с.
  • 5. Возрастная психология: Хрестоматия // Под общ. ред. В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1999. — гл.2. — с.258−270, 302−305, 274−284.
  • 6. Гальперин П. Я.

    Введение

    в психологию: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Университет, 2000. — 336с.

  • 7. Гуров В. А. Интеллектуально — творческие игры // Начальная школа. 2005. — № 5. — с.121 — 122.
  • 8. Жукова З. П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры // Начальная школа. 2006. — № 5. — с.30−31.
  • 9. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие по психологии. — М.: Академия, 2000. — 320с.
  • 10. Лейтес Н. С. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. — М.: Академия, 1999. — С.25−37.
  • 11. Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Академия, 2000. — 334с.
  • 12. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника: Учебное пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1997. — 224с.
  • 13. Немов Р. С. Психология: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1995. — 496с.
  • 14. Орлик Е. Н. Тексты, развивающие логику и мышление. — М.: Грамотей, 2003. — с.48−56.
  • 15. Педагогический словарь. / Под ред. И. А. Каирова. — М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960, Й том. — 775с.
  • 16. Петровский А. В. Психология. — М.: Академия, 2000. — 512с.
  • 17. Психологический словарь. / Под ред. Ю. Я. Неймера. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2003. — 640 с.
  • 18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога, ч.2. — М.: Владос, с.321−331, с. 377.
  • 19. Смирнова Е. О. Психология ребенка. — М.: Школа-пресс, 1977, с. 200−215.
  • 20. Табакова Г. Н. Интеллектуально-творческие игры // Начальная школа. 2005. — № 5. — с.121−122.
  • 21. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М.: Просвещение, 1988, с.38−48.
  • 22. Тарабарина Т. И.50 развивающих игр. — Ярославль: Академия, 2003. — с.12−43.
  • 23. Шагрева О. А. Детская психология // теоретический и практический курс. — М.: Владос, 2001. — с.243−254.

Приложения

Приложение 1.

Анкета № 1.

Проводится с целью выявления отношения учителя к игре.

  • 1. Какое место, по Вашему мнению, занимает игра в развитии личности ребёнка в современных условиях?
  • — главное,
  • — не самое главное,
  • — второстепенное,
  • — никакого места не занимает,
  • — не задумывалась над этим,
  • — не знаю.
  • 2. Сколько времени Вы в своей педагогической деятельности отводите дидактическим играм в учебном процессе?
  • — очень много,
  • — не очень много,
  • — только на уроках математики,
  • — сегодня это не нужно,
  • — не задумывалась над этим,
  • — не знаю.
  • 3. Какие трудности в проведении дидактических игр Вам мешают больше всего?
  • — отсутствие необходимых условий,
  • — равнодушие детей,
  • — не задумывалась над этим,
  • — не знаю,
  • — нет.

Приложение 2.

Анкета № 2.

Проводится с целью выявления отношения детей к игре на уроке.

  • 1. Какие уроки ты больше всего любишь?
  • — с использованием таблиц, схем, рисунков,
  • — главное, чтобы было интересно,
  • — с использованием игры,
  • — урок он и есть урок, хоть что, всё равно скучно,
  • — не люблю любые уроки,
  • — не знаю, мне всё равно.
  • 2. Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке?
  • — таблиц, схем, рисунков,
  • — разных игр,
  • — самостоятельных работ,
  • — работ с учебником,
  • — индивидуальной работы по карточкам.
  • 3. Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?
  • — очень часто,
  • — часто,
  • — не очень часто,
  • — изредка,
  • — никогда.
  • 4. Как ты относишься к игре на уроке?
  • — очень хочется участвовать,
  • — нет большого желания поддерживать игру,
  • — игра на уроке — пустая трата времени.
  • 5. Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?
  • — очень большая,
  • — большая,
  • — не очень большая,
  • — небольшая,
  • — никакой пользы,
  • — не знаю.

Приложение 3.

Конспекты уроков математики в 1 классе Тема: «Числа от 21 до 100 (закрепление)».

Цель: закрепить умение считать десятками, продолжить формирование понятия о поместном значении цифры, закрепить умение считать в пределах 100; развивать умение анализировать, грамотную математическую речь; поддерживать интерес детей к урокам математики.

Оборудование: карточки с числами (у каждого ученика), таблица чисел.

Содержание урока:

1. Оргмомент.

2. Устный счёт.

  • — Начнём урок с устного счёта. Первая наша игра «Найди лишнее число».
  • — Ребята, в каждом ряду из 5 последовательно записанных чисел — одно лишнее. Найдите это число и объясните, почему вы так решили.
  • 5, 10, 15, 16, 20 (16 — лишнее)
  • 8, 11, 13, 15, 17 (8)
  • 10, 17, 16, 15, 14 (10)
  • 12, 15, 18, 21, 43 (43)
  • — Для следующего задания нам понадобятся ваши карточки с числами. Приготовьте их и поднимайте при ответе на вопрос.
  • — увеличить10 на 3, уменьши 10 на 3;
  • — найти сумму чисел 3 и 8;
  • — найти разность чисел 8 и 3;
  • — на сколько 8 меньше, чем 14;
  • — на сколько 14 больше, чем 10.
  • — Сравни числа: 41 и 14, 26 и 62, 43 и 43.

3. Игра.

  • — Сейчас мы поиграем в интересную игру «Хлопки». Мне понадобятся два помощника — один будет хлопать за десятки, а второй — за единицы в названном мною числе. Итак, будьте внимательны, а вы в классе тоже считайте внимательно.
  • — А сейчас посчитаем в прямом и обратном порядке десятками от 10 до 100 по цепочке.
  • — Молодцы, никто не сбился.

4. Постановка цели урока.

— Сегодня мы продолжим изучать тему «Числа от 21 до 100».

Посмотрите на наборное полотно.

  • — Сколько выставлено квадратов?(23) Сколько десятков и единиц в этом числе?
  • — Сколько выставлено кругов?(32) Сколько десятков и единиц в этом числе?
  • — Давайте, сравним эту пару чисел 32 и 23. Чем они похожи? (одинаковые цифры) Что пишут на первом месте справа? на втором месте? Какой знак между ними поставили?
  • — Ребята, сейчас я буду называть разрядный состав чисел, а вы в свои тетради запишите числа, соответствующие этим разрядам: 2 дес. 8 ед., 9 дес. 9 ед., 5 ед. 3 дес., 9 ед., 1 дес., 5 ед., 1 дес. 8 ед.
  • — Итак, проверяем, какие числа вы записали: 28, 92, 99, 35, 19, 5, 18.
  • — Посмотрите внимательно на числа и скажите, какое из них лишнее? (5) Почему?
  • — Какие числа называются двузначными? однозначными? Подчеркните двумя чёрточками цифры, которые показывают число десятков в числах. Сколько десятков в каждом числе?
  • — Подчеркните одной чертой цифры, которые обозначают число единиц.

5. Разбор задачи.

— Чтение задачи с доски.

Ребята заготовили для птиц 6 кг рябины и 4 кг семян арбуза. За зиму они скормили птицам 7 кг корма. Сколько килограммов корма осталось?

— О чём говорится в задаче? Какие слова мы возьмём для краткой записи условия?

— Что нужно найти? Можем ли мы найти сразу ответ? Что н…

а) Решение примеров с комментированием.

_60 _80 _90.

  • 42 24 53
  • б) Самостоятельно по вариантам.
  • 1 вариант

_60 _40 _60 _70 — Назовите пример в ответе которого.

  • 46 12 19 38 наименьшее число (14)
  • 14 28 41 32 — Наибольшее число (41)
  • — Назовите пример, в ответе которого количество единиц на 6 больше, чем десятков. (28)
  • — В каком примере в ответе 3 дес. 2 ед. (32)
  • 2 вариант

_60 _80 _70 _90 — Назовите пример в ответе, которого.

  • 21 47 25 23 одинаковое количество десятков и единиц (33) 39 33 45 67 — Назовите пример с наибольшим числом в ответе. (67)
  • — Назовите пример, в ответе которого 4 дес. 5 ед. (45)
  • 5. Физкультминутка (для глаз)
  • 6. Составление и решение задач.
  • а) Задача: На первом этаже живут 30 человек, а на втором на 12 человек меньше. Сколько человек живут на двух этажах?
  • 1) 30 — 12 = 18 (ч)
  • 2) 30 + 18 = 48 (ч)

Анализ задачи.

  • — Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
  • — Почему? (не знаем сколько на II этаже)
Список литературы. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики.
  • — Что сказано про II этаж? (на 12 ч. <)
  • — Можем узнать сколько на II этаже? (да)
  • — Каким действием? (вычитанием)
  • — Почему? (находим меньшее число)
  • — Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да)
  • — Каким действием? (сложением) — Почему?
  • — Какой вид задачи? (составная задача на нахождение суммы)
  • — Так сколько человек живут на 2-х этажах? (48)
Список литературы. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики. Список литературы. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики. Список литературы. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики.

б) Самостоятельное решение задачи.

В одной корзине 37 лимонов, а в другой 33 лимона. Продали 24 лимона. Сколько лимонов осталось?

  • 1) 37 + 33 = 70 (л)
  • 2) 70 — 24 = 46 (л)

Проверка фронтально:

  • — Что узнали в 1-ом действии? Каким действием?
  • — Во втором? Каким действием?
  • в) Задача, которая будет на карточке.

В парке 90 деревьев. Из них 37 лип, 36 клёнов, а остальные — дубы.

Сколько дубов в парке?

  • 37 + 36 = 73 (лип и клёнов)
  • 90 — 73 = 17 (дубов)
  • — Проверка: один ученик рассказывает условие и решение задачи.
  • — Поднимите руку, кто так же решил задачу.
  • 7. Геометрический материал.

На мониторе письмо:

Список литературы. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики.

Я долго смотрю на эти рисунки и не могу понять, сколько тут спряталось фигур. Помогите. — Поможем? Да.

  • 1 вариант. — Так сколько же здесь спряталось фигур? (6)
  • — К доске выходит один ученик и показывает эти фигуры (у каждого ученика на столе такой рисунок).
  • 2 вариант. — Сколько треугольников спряталось в данной фигуре?
Список литературы. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики.
  • 12 треугольников.
  • — Один ученик показывает у доски.
  • 8. Итог урока.
  • — Сначала вашу работу оценит компьютер. Для этого вам надо выполнить следующие вычисления:

_30 _40 _50 _60 _70 _80 _90.

  • 11 22 33 44 55 66 77
  • 19 18 17 16 15 14 13

м о л о д ц ы.

  • — Так оценил вашу работу компьютер.
  • — А сейчас вы сами оцените свою работу.
  • — На карточках, где проводился тест, с обратной стороны нарисуйте маску настроения (карандашом).
Список литературы. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики. Список литературы. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики. Список литературы. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики.

работал хорошо работал неплохо работал плохо.

  • — Поднять карточки и показать.
  • 9. Домашнее задание. Необычно.
  • — Вы сами его определите, решив следующие числовые выражения.
  • 60 + 40 = 100 Задача. 60 — 40 — 9 = 11
  • 49 — 9 = 40 Примеры. 42 — (20 + 10) = 12
  • 25 — 20 = 5 1 вариант. (столбики) 2 вариант.

Страница 145 26 — 25 = 1 37 — 35 = 2.

20 — 17 = 3 30 — 26 = 4.

Урок-путешествие в страну занимательной арифметики Тема: Путешествие с Буратино в страну занимательной арифметики.

Цель: Закрепить у детей умения выделять сходства и различия в предметах; закрепить математические понятия «сумма», «разность», а также понятия «большой», «узкий» и т. д., закрепить знания о свойствах геометрических фигур, о составе числа; совершенствовать навыки устного счёта, закрепить умения составлять и решать простые задачи; развивать внимание, наблюдательность, смекалку.

Игровой материал: игрушка Буратино, конверт с письмами, картинки героев сказки, плакаты Буратино, квадрат с цифрами, мяч, аквариум с рыбками, плакаты с задачами, плакат и геометрические фигуры, плакат с ключом и замками, карточки с числами и буквами; грамзапись сказки «Приключения Буратино».

Ход урока Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня, когда я шла к вам на урок, мне повстречался один весёлый человек, которого, я надеюсь, вы очень хорошо знаете. Он-то и передал для вас большой конверт, но попросил вручить его только после того, как вы отгадаете загадку о нём Он из полена вдруг возник Весёлый, юный озорник, Ребята, не сочтя за труд, Скажите, как его зовут?

(Дети отвечают хором: Буратино!).

Правильно, ребята! Молодцы! Действительно, этот весёлый человек и есть герой сказки «Золотой ключик» и зовут его Буратино. А вот и он сам! (учитель показывает игрушку Буратино). Ребята, а давайте вспомним, каких ещё героев этой сказки вы знаете? (ребята перечисляют оставшихся героев). Молодцы, ребята! Вы прекрасно знаете сказку «Золотой ключик». А теперь самое время вскрыть конверт, который для вас прислал Буратино (на конверте: «ученикам 1 „А“ класса СШ № 121 от Буратино»). Письмо Буратино:

«Дорогие мои друзья-школьники Я очень рад, что вы знаете сказку „Золотой ключик“ так хорошо, из неё я пришёл к вам. Большое вам спасибо! Пишу это письмо и хочу обратиться к вам за помощью. Герои сказки прислали мне свои задания по математике, которые мне нужно решить. А так, как я не пошёл в школу и умею считать только до 5, то прошу вас помочь мне решить эти задачи! Заранее вам благодарен! Желаю успеха! Буратино».

Учитель. Ну, что, ребята, отправимся с вами в страну занимательной арифметики и выручим Буратино! А для того, чтобы ему помочь, вы должны быть ловкими, активными, внимательными и смекалистыми, помогать друг другу хорошо считать. Итак,…

I задание. Пудель Артемон.

Милый пёсик Артемон Встал на задних лапах…

Перед ним два мальчика В шортиках и шапках.

Пудель смотрит, он притих, даже кость не гложет, Но что разного у них — он понять не может!

Учитель. А сейчас, ребята, посмотрите на эти рисунки внимательно и помогите понять Артемону, что разного у этих мальчиков. (плакаты с изображением Буратино, у него ключ в разных руках).

II задание. Мальвина.

Раз, два, три, четыре, пять.

Научились вы считать.

Повнимательней сидите И задачки вы решите.

Учитель. Ребята, Мальвина приготовила для вас занимательные задачки в стихотворениях. Слушайте их внимательно и считайте.

Вышла курочка гулять и взяла своих цыплят.

Семь бежало впереди, три осталось позади.

Беспокоится их мать и не может сосчитать.

Сосчитайте — ка, ребята, сколько было всех цыплят? (10).

Стоит коза, голосит коза: «Ой, беда, беда, беда!

Разбежались кто куда семеро козлят!

Один в лесок, а второй за стог.

Третий спрятался в бочонок!".

А сколько козлят в избушке сидят? (4).

1, 2, 3, 4: кто живет у нас в квартире?

Мама, папа, брат, сестра, кошка Мурка, Два котёнка, мой щегол, сверчок и я.

Вот и вся моя семья. (10).

  • 2 цыплёнка стоят, 2 в скорлупках сидят;
  • 6 яиц под крылом у наседки лежат.

Сосчитай поверней, отвечай поскорей, Сколько будет цыплят у наседки моей! (10).

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак корней поймал 10 окуней.

Рыбак Евсей — 7 карасей.

А рыбак Михаил трёх сомов изловил.

Сколько рыб из реки натаскали рыбаки? (20).

Посадила бабка в печь пироги с капустой печь Для Наташи, Вовы, Коли — пироги готовы.

Да ещё один пирог кот под лавку уволок.

Да в печи — четыре штуки — пироги считают внуки.

Если можешь — помоги, сосчитай-ка пироги! (8).

III задание. Лиса Алиса.

На улице Бассейной Жила одна лиса И иногда рассеянной неделями была.

Учитель. Ребята! Лиса Алиса забыла, как нужно расставить в пустые клеточки числа так, чтобы в сумме по всем направлениям было 9.

IV задание. Кот Базилио.

Поспела новая игра, Нелёгкое задание.

За дело взяться вам пора и проявить старание!

Учитель. Дети, кот Базилио предлагает вам игру «Наоборот». Кому-то из вас я бросаю мяч и называю слово. А вы поймав мяч, говорите мне противоположное по значению слово и возвращаете мяч. Примеры: толстый-тонкий, утро-вечер, раньше-позже и т. д.

V задание. Черепаха Тортилла.

Вот ещё одна задача.

Ждёт смышлёного удача.

1, 2, 3, 4, 5 — задачу эту вам решать.

Учитель. Дети, внимательно посмотрите и скажите, есть ли среди этих рыбок в аквариуме одинаковые? (решение примеров).

Детям предлагаются следующие примеры (понятия «сумма» и «разность»):

  • 13 + 6 = 19 14 + 3 = 17 19 — 9 =10
  • 11 + 9 = 20 16 + 2 = 18 15 — 4 = 11
  • 12 + 4 = 16 16 — 3 = 13 20 — 10 = 10
  • 15 + 5 = 20 17 — 5 = 12 18 — 6 = 12

Физкультминутка «Лягушки».

Встанем, дети, скажем тихо: 1, 2, 3, 4, 5.

Приподнялись, чуть присели и соседа не задели.

А теперь придётся встать.

На болоте две лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо — влево наклонялись И обратно возвращались Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

VI задание. Пьеро.

Пьеро — поэт рассеянный Жил на улице Бассейной.

И такие вот задачки Сочинял для вас, ребятки.

Ответ: на 4 больше?

Ответ: на 3 меньше?

Составление задач по рисунку проводится по следующей схеме. Учитель спрашивает, из каких частей состоит задача, что нам известно из задачи, что значит больше (меньше), каким действием будем решать задачу, почему; затем даётся решение задачи (ответ).

На правило вычитания можно дать такие задачи:

Четыре воробушка спустились на грядки, Скачут и что-то клюют без оглядки.

Котик-хитрюга внезапно подкрался, Мигом схватил одного и умчался.

Вот как опасно клевать без оглядки.

Сколько теперь их осталось на грядке?

1, 2, 3, 4, 5 — кошка учится считать Потихоньку, понемножку приближаем к мышке кошку.

Получаем мы ответ: кошка есть, а мышки нет.

VII задание. Папа Карло.

Очень трудное задание Ожидает мальчиков.

1,2,3,4,5;

Задачу эту вам решать!

Учитель. Ребята! Вы все знаете, что в каморке у папы Карло на стене висел старый холст с изображением огня и чана, где варилась похлёбка. Вот однажды, когда Буратино ушёл в театр, крыса Шушара прогрызла холст. Сосчитайте, сколько дыр она сделала в холсте? Возьмите фигуры и помогите Буратино заштопать холст. Но будьте внимательны! (какими свойствами обладает геометрическая фигура?).

Учитель предлагает детям рассмотреть фигуры, расположенные по рядам, и ответить на вопросы, какая фигура есть в каждом ряду, как она называется и почему.

VIII задание. Карабас Барабас.

Кто в соревнованьи победит Конечно, лучший эрудит!

У меня сомнений нет ;

Вы дадите мне ответ.

Учитель. Ребята, осталось самое последнее, самое трудное и ответственное задание — освободить Буратино, которого закрыл в домике Карабас Барабас. Посмотрите внимательно на ключ и подумайте, к какой замочной скважине он подойдёт?

IХ задание. Буратино.

Учитель (от имени Буратино). Молодцы, ребята! Вы спасли меня и выполнили все задания героев сказки. Вы очень хорошо играли, поэтому я вам приготовил небольшой сюрприз.

Вам числа выданы не зря, несложен их ответ.

Из них узнаете, друзья, мой небольшой секрет.

(Какие числа называются чётными, нечётными).

лод ти, но мо ра цы Бу.

(Открыть в порядке возрастания: сначала чётные, затем нечётные).

Читаем вместе: Молодцы, Буратино. Письмо Буратино:

«Дорогие мои друзья-школьники!

Большое спасибо за помощь, которую вы мне оказали в решении сложных математических задач. Следующей осенью я тоже пойду в школу, чтобы стать таким умным, как вы.

Знаю — кто уроки учит, Ключик золотой получит.

С ним в мир знаний, мне поверь, Ты всегда откроешь дверь! Буратино.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой