Список литературы.
Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики
Ход урока Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня, когда я шла к вам на урок, мне повстречался один весёлый человек, которого, я надеюсь, вы очень хорошо знаете. Он-то и передал для вас большой конверт, но попросил вручить его только после того, как вы отгадаете загадку о нём Он из полена вдруг возник Весёлый, юный озорник, Ребята, не сочтя за труд, Скажите, как его зовут? Игровой материал: игрушка… Читать ещё >
Список литературы. Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Алферов А. Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. — Ростов на/Д: изд-во Феникс, 2000. — 384с.
- 2. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. — М., 1983. — 215с.
- 3. Вахрушева Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. — № 4. — с.63−68.
- 4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Под общ. ред. И. В. Дубровиной. — М.: Академия, 1999. — 320с.
- 5. Возрастная психология: Хрестоматия // Под общ. ред. В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1999. — гл.2. — с.258−270, 302−305, 274−284.
- 6. Гальперин П. Я.
Введение
в психологию: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Университет, 2000. — 336с.
- 7. Гуров В. А. Интеллектуально — творческие игры // Начальная школа. 2005. — № 5. — с.121 — 122.
- 8. Жукова З. П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры // Начальная школа. 2006. — № 5. — с.30−31.
- 9. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие по психологии. — М.: Академия, 2000. — 320с.
- 10. Лейтес Н. С. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. — М.: Академия, 1999. — С.25−37.
- 11. Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Академия, 2000. — 334с.
- 12. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника: Учебное пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1997. — 224с.
- 13. Немов Р. С. Психология: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1995. — 496с.
- 14. Орлик Е. Н. Тексты, развивающие логику и мышление. — М.: Грамотей, 2003. — с.48−56.
- 15. Педагогический словарь. / Под ред. И. А. Каирова. — М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960, Й том. — 775с.
- 16. Петровский А. В. Психология. — М.: Академия, 2000. — 512с.
- 17. Психологический словарь. / Под ред. Ю. Я. Неймера. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2003. — 640 с.
- 18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога, ч.2. — М.: Владос, с.321−331, с. 377.
- 19. Смирнова Е. О. Психология ребенка. — М.: Школа-пресс, 1977, с. 200−215.
- 20. Табакова Г. Н. Интеллектуально-творческие игры // Начальная школа. 2005. — № 5. — с.121−122.
- 21. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М.: Просвещение, 1988, с.38−48.
- 22. Тарабарина Т. И.50 развивающих игр. — Ярославль: Академия, 2003. — с.12−43.
- 23. Шагрева О. А. Детская психология // теоретический и практический курс. — М.: Владос, 2001. — с.243−254.
Приложения
Приложение 1.
Анкета № 1.
Проводится с целью выявления отношения учителя к игре.
- 1. Какое место, по Вашему мнению, занимает игра в развитии личности ребёнка в современных условиях?
- — главное,
- — не самое главное,
- — второстепенное,
- — никакого места не занимает,
- — не задумывалась над этим,
- — не знаю.
- 2. Сколько времени Вы в своей педагогической деятельности отводите дидактическим играм в учебном процессе?
- — очень много,
- — не очень много,
- — только на уроках математики,
- — сегодня это не нужно,
- — не задумывалась над этим,
- — не знаю.
- 3. Какие трудности в проведении дидактических игр Вам мешают больше всего?
- — отсутствие необходимых условий,
- — равнодушие детей,
- — не задумывалась над этим,
- — не знаю,
- — нет.
Приложение 2.
Анкета № 2.
Проводится с целью выявления отношения детей к игре на уроке.
- 1. Какие уроки ты больше всего любишь?
- — с использованием таблиц, схем, рисунков,
- — главное, чтобы было интересно,
- — с использованием игры,
- — урок он и есть урок, хоть что, всё равно скучно,
- — не люблю любые уроки,
- — не знаю, мне всё равно.
- 2. Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке?
- — таблиц, схем, рисунков,
- — разных игр,
- — самостоятельных работ,
- — работ с учебником,
- — индивидуальной работы по карточкам.
- 3. Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?
- — очень часто,
- — часто,
- — не очень часто,
- — изредка,
- — никогда.
- 4. Как ты относишься к игре на уроке?
- — очень хочется участвовать,
- — нет большого желания поддерживать игру,
- — игра на уроке — пустая трата времени.
- 5. Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?
- — очень большая,
- — большая,
- — не очень большая,
- — небольшая,
- — никакой пользы,
- — не знаю.
Приложение 3.
Конспекты уроков математики в 1 классе Тема: «Числа от 21 до 100 (закрепление)».
Цель: закрепить умение считать десятками, продолжить формирование понятия о поместном значении цифры, закрепить умение считать в пределах 100; развивать умение анализировать, грамотную математическую речь; поддерживать интерес детей к урокам математики.
Оборудование: карточки с числами (у каждого ученика), таблица чисел.
Содержание урока:
1. Оргмомент. | |||||||||||||||||||||||||||||
2. Устный счёт. |
| ||||||||||||||||||||||||||||
3. Игра. |
| ||||||||||||||||||||||||||||
4. Постановка цели урока. | — Сегодня мы продолжим изучать тему «Числа от 21 до 100». Посмотрите на наборное полотно.
| ||||||||||||||||||||||||||||
5. Разбор задачи. | — Чтение задачи с доски. Ребята заготовили для птиц 6 кг рябины и 4 кг семян арбуза. За зиму они скормили птицам 7 кг корма. Сколько килограммов корма осталось? — О чём говорится в задаче? Какие слова мы возьмём для краткой записи условия? — Что нужно найти? Можем ли мы найти сразу ответ? Что н… а) Решение примеров с комментированием. _60 _80 _90.
_60 _40 _60 _70 — Назовите пример в ответе которого.
_60 _80 _70 _90 — Назовите пример в ответе, которого.
Анализ задачи.
б) Самостоятельное решение задачи. В одной корзине 37 лимонов, а в другой 33 лимона. Продали 24 лимона. Сколько лимонов осталось?
Проверка фронтально:
В парке 90 деревьев. Из них 37 лип, 36 клёнов, а остальные — дубы. Сколько дубов в парке?
На мониторе письмо: Я долго смотрю на эти рисунки и не могу понять, сколько тут спряталось фигур. Помогите. — Поможем? Да.
_30 _40 _50 _60 _70 _80 _90.
м о л о д ц ы.
работал хорошо работал неплохо работал плохо.
Страница 145 26 — 25 = 1 37 — 35 = 2. 20 — 17 = 3 30 — 26 = 4. Урок-путешествие в страну занимательной арифметики Тема: Путешествие с Буратино в страну занимательной арифметики. Цель: Закрепить у детей умения выделять сходства и различия в предметах; закрепить математические понятия «сумма», «разность», а также понятия «большой», «узкий» и т. д., закрепить знания о свойствах геометрических фигур, о составе числа; совершенствовать навыки устного счёта, закрепить умения составлять и решать простые задачи; развивать внимание, наблюдательность, смекалку. Игровой материал: игрушка Буратино, конверт с письмами, картинки героев сказки, плакаты Буратино, квадрат с цифрами, мяч, аквариум с рыбками, плакаты с задачами, плакат и геометрические фигуры, плакат с ключом и замками, карточки с числами и буквами; грамзапись сказки «Приключения Буратино». Ход урока Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня, когда я шла к вам на урок, мне повстречался один весёлый человек, которого, я надеюсь, вы очень хорошо знаете. Он-то и передал для вас большой конверт, но попросил вручить его только после того, как вы отгадаете загадку о нём Он из полена вдруг возник Весёлый, юный озорник, Ребята, не сочтя за труд, Скажите, как его зовут? (Дети отвечают хором: Буратино!). Правильно, ребята! Молодцы! Действительно, этот весёлый человек и есть герой сказки «Золотой ключик» и зовут его Буратино. А вот и он сам! (учитель показывает игрушку Буратино). Ребята, а давайте вспомним, каких ещё героев этой сказки вы знаете? (ребята перечисляют оставшихся героев). Молодцы, ребята! Вы прекрасно знаете сказку «Золотой ключик». А теперь самое время вскрыть конверт, который для вас прислал Буратино (на конверте: «ученикам 1 „А“ класса СШ № 121 от Буратино»). Письмо Буратино: «Дорогие мои друзья-школьники Я очень рад, что вы знаете сказку „Золотой ключик“ так хорошо, из неё я пришёл к вам. Большое вам спасибо! Пишу это письмо и хочу обратиться к вам за помощью. Герои сказки прислали мне свои задания по математике, которые мне нужно решить. А так, как я не пошёл в школу и умею считать только до 5, то прошу вас помочь мне решить эти задачи! Заранее вам благодарен! Желаю успеха! Буратино». Учитель. Ну, что, ребята, отправимся с вами в страну занимательной арифметики и выручим Буратино! А для того, чтобы ему помочь, вы должны быть ловкими, активными, внимательными и смекалистыми, помогать друг другу хорошо считать. Итак,… I задание. Пудель Артемон. Милый пёсик Артемон Встал на задних лапах… Перед ним два мальчика В шортиках и шапках. Пудель смотрит, он притих, даже кость не гложет, Но что разного у них — он понять не может! Учитель. А сейчас, ребята, посмотрите на эти рисунки внимательно и помогите понять Артемону, что разного у этих мальчиков. (плакаты с изображением Буратино, у него ключ в разных руках). II задание. Мальвина. Раз, два, три, четыре, пять. Научились вы считать. Повнимательней сидите И задачки вы решите. Учитель. Ребята, Мальвина приготовила для вас занимательные задачки в стихотворениях. Слушайте их внимательно и считайте. Вышла курочка гулять и взяла своих цыплят. Семь бежало впереди, три осталось позади. Беспокоится их мать и не может сосчитать. Сосчитайте — ка, ребята, сколько было всех цыплят? (10). Стоит коза, голосит коза: «Ой, беда, беда, беда! Разбежались кто куда семеро козлят! Один в лесок, а второй за стог. Третий спрятался в бочонок!". А сколько козлят в избушке сидят? (4). 1, 2, 3, 4: кто живет у нас в квартире? Мама, папа, брат, сестра, кошка Мурка, Два котёнка, мой щегол, сверчок и я. Вот и вся моя семья. (10).
Сосчитай поверней, отвечай поскорей, Сколько будет цыплят у наседки моей! (10). Сидят рыбаки, стерегут поплавки. Рыбак корней поймал 10 окуней. Рыбак Евсей — 7 карасей. А рыбак Михаил трёх сомов изловил. Сколько рыб из реки натаскали рыбаки? (20). Посадила бабка в печь пироги с капустой печь Для Наташи, Вовы, Коли — пироги готовы. Да ещё один пирог кот под лавку уволок. Да в печи — четыре штуки — пироги считают внуки. Если можешь — помоги, сосчитай-ка пироги! (8). III задание. Лиса Алиса. На улице Бассейной Жила одна лиса И иногда рассеянной неделями была. Учитель. Ребята! Лиса Алиса забыла, как нужно расставить в пустые клеточки числа так, чтобы в сумме по всем направлениям было 9. IV задание. Кот Базилио. Поспела новая игра, Нелёгкое задание. За дело взяться вам пора и проявить старание! Учитель. Дети, кот Базилио предлагает вам игру «Наоборот». Кому-то из вас я бросаю мяч и называю слово. А вы поймав мяч, говорите мне противоположное по значению слово и возвращаете мяч. Примеры: толстый-тонкий, утро-вечер, раньше-позже и т. д. V задание. Черепаха Тортилла. Вот ещё одна задача. Ждёт смышлёного удача. 1, 2, 3, 4, 5 — задачу эту вам решать. Учитель. Дети, внимательно посмотрите и скажите, есть ли среди этих рыбок в аквариуме одинаковые? (решение примеров). Детям предлагаются следующие примеры (понятия «сумма» и «разность»):
Физкультминутка «Лягушки». Встанем, дети, скажем тихо: 1, 2, 3, 4, 5. Приподнялись, чуть присели и соседа не задели. А теперь придётся встать. На болоте две лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, ручками хлопали. Вправо — влево наклонялись И обратно возвращались Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкультпривет! VI задание. Пьеро. Пьеро — поэт рассеянный Жил на улице Бассейной. И такие вот задачки Сочинял для вас, ребятки. Ответ: на 4 больше? Ответ: на 3 меньше? Составление задач по рисунку проводится по следующей схеме. Учитель спрашивает, из каких частей состоит задача, что нам известно из задачи, что значит больше (меньше), каким действием будем решать задачу, почему; затем даётся решение задачи (ответ). На правило вычитания можно дать такие задачи: Четыре воробушка спустились на грядки, Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, Мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки. Сколько теперь их осталось на грядке? 1, 2, 3, 4, 5 — кошка учится считать Потихоньку, понемножку приближаем к мышке кошку. Получаем мы ответ: кошка есть, а мышки нет. VII задание. Папа Карло. Очень трудное задание Ожидает мальчиков. 1,2,3,4,5; Задачу эту вам решать! Учитель. Ребята! Вы все знаете, что в каморке у папы Карло на стене висел старый холст с изображением огня и чана, где варилась похлёбка. Вот однажды, когда Буратино ушёл в театр, крыса Шушара прогрызла холст. Сосчитайте, сколько дыр она сделала в холсте? Возьмите фигуры и помогите Буратино заштопать холст. Но будьте внимательны! (какими свойствами обладает геометрическая фигура?). Учитель предлагает детям рассмотреть фигуры, расположенные по рядам, и ответить на вопросы, какая фигура есть в каждом ряду, как она называется и почему. VIII задание. Карабас Барабас. Кто в соревнованьи победит Конечно, лучший эрудит! У меня сомнений нет ; Вы дадите мне ответ. Учитель. Ребята, осталось самое последнее, самое трудное и ответственное задание — освободить Буратино, которого закрыл в домике Карабас Барабас. Посмотрите внимательно на ключ и подумайте, к какой замочной скважине он подойдёт? IХ задание. Буратино. Учитель (от имени Буратино). Молодцы, ребята! Вы спасли меня и выполнили все задания героев сказки. Вы очень хорошо играли, поэтому я вам приготовил небольшой сюрприз. Вам числа выданы не зря, несложен их ответ. Из них узнаете, друзья, мой небольшой секрет. (Какие числа называются чётными, нечётными). лод ти, но мо ра цы Бу. (Открыть в порядке возрастания: сначала чётные, затем нечётные). Читаем вместе: Молодцы, Буратино. Письмо Буратино: «Дорогие мои друзья-школьники! Большое спасибо за помощь, которую вы мне оказали в решении сложных математических задач. Следующей осенью я тоже пойду в школу, чтобы стать таким умным, как вы. Знаю — кто уроки учит, Ключик золотой получит. С ним в мир знаний, мне поверь, Ты всегда откроешь дверь! Буратино. |