Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, Ушинский К. Д. подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем… Читать ещё >

Теоретические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и значение формирования количественных представлений у детей подготовительной к школе группы.

Одной из наиболее актуальных и важных задач является формирование у детей элементарных математических представлений, умений и навыков. Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин:

  • 1. Обилием информации, получаемой ребёнком;
  • 2. Желанием сделать процесс обучения более интенсивным;
  • 3. Началом школьного обучения.

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.), знания таких отношений, как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну», умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Формирование у детей понятия независимости результата счета от размеров, формы, порядка расположения предметов и направления счета. [4, 128].

Развитие количественных отношений — это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний. Процесс формирования количественных представлений предполагает также планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два, первый, второй, и др.), а также совершенствование грамматического строя и связной речи в целом.

Одна из основных проблем при формировании количественных отношений у детей дошкольного возраста — развитие понятий числа. При значительной разработанности она до сих пор остается весьма актуальной, что обусловлено рядом причин:

  • 1. Потенциальные возрастные возможности современного ребенка дают основание полагать, что данное понятие можно сформировать не в старшем дошкольном возрасте, а на более раннем этапе.
  • 2. По мнению Родиной Е. В., целесообразно «восстановить логику» в отборе содержания и методике формирования понятия числа на разных этапах дошкольного возраста. Так, осуществление перехода к числовому периоду необходимо осуществлять с четырех лет через сравнение предметных групп по признаку количества и определение этого количества словом-числительным.
  • 3. Затем следует формировать понятие числа, основанное на обучении выполнению действий с величинами (дискретными и непрерывными), где число выступает как отношение измеряемого предмета к его условной мерке, что доступно для детей старшего дошкольного возраста.

К старшему дошкольному возрасту ребенок обычно уже владеет некоторыми представлениями о числе, количестве и мере. К этому возрасту детьми усваивается прямой числовой ряд — у некоторых детей только до 10, у других до 20. Некоторые родители и воспитатели выучивают с детьми числовой ряд до 10 и обратно фактически наизусть. Часто он формируется спонтанно, в процессе игры и выполнения практических действий. Для правильного формирования числового ряда необходимо объяснить детям, что каждое число в числовом ряду больше предыдущего на 1. Другими словами, надо стараться от дифференцировать порядковые числительные (например, 5 в смысле «пятый по порядку в числовом ряду») от количественных числительных (например: 5 предметов).

Практически важно, чтобы ребенок умел считать от заданного числа до заданного в прямом и обратном порядке (от 3 до 9, от 12 до 4), знал место каждого числа в числовом ряду. Необходимо объяснить образование чисел второго десятка, так как ребенку бывает легче понять структуру числа 21, чем 12. При работе с числовым рядом желательно обратить внимание ребенка на соседние числа, так как, отнимая от одного большого числа другое (от 20−19), дошкольники часто ожидают получить также большое число. Только тщательно изучив числовой ряд, сравнив соседние числа и поняв двойственность числовых обозначений (порядок и количество), они способны сделать правильный вывод. [10, 167].

Исследования Леушиной А. М. показали, что сначала учить детей надо не числу, а сравнению. Только потом познакомить со счётной деятельностью. В до числовой период дети осваивают различные действия: образование множества предметов, группировка по свойству, характеризующему данное множество, нахождение количества предметов, равного образцу, сравнение контрастных и смежных множеств, овладение приёмами наложения и приложения. Для достижения этой цели Леушина А. М. предлагает использовать дидактические игры.

Теорию и практику дидактической игры разрабатывали Усова А. П., Радина Е. И., Блехер Ф. Н., Богуславская З. М., Иваницкая Е. Ф. Установившие взаимосвязь обучения и игры, структуру игрового процесса, основные формы и методы руководства.

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, Ушинский К. Д. подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только практический результат, но и широкий развивающий эффект. Рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, создает условия для развития самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.

Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений. [11, 54−55].

счетный дошкольный дидактический игра.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой