Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Концепции происхождения создания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социобиологическая концепция, доказывающая, что сознание — это свойство живых организмов, выраженная в биологических реакциях самосохранения, свойственных человеку и животным. В поведении животных они обнаруживают общественный образ жизни (термиты, муравьи, пчёлы, осы и др.), самопожертвование ради других, лидерство, конфликтность, внушаемость, заражаемость и др. Социобиологи показали, что… Читать ещё >

Концепции происхождения создания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сознание является объектом изучения не только философии, но и многих естественных и гуманитарных наук. Но только его философский анализ даёт интегральное представление о сознании, выявляя его природу и сущность, особенности возникновения, его структуру, а также его роль в познании мира. Философия изучает сознание в трёх основных аспектах: естественно-научном, гносеологическом и социальном.

Первый аспект заключается в исследовании сознания как функции мозга, деятельность которого представляет собой физиологическую основу сознания.

Второй аспект состоит в анализе сознания как отражения действительности в идеальных образах.

Социальный аспект предполагает его рассмотрение в связи с общественной жизнью людей. Однако все эти три аспекта взаимосвязаны, ибо сознание — это, прежде всего, отражение действительности, осуществляемое человеческим мозгом при взаимодействии с друг ими людьми.

Само же происхождение сознания до сих пор для науки является нераскрытой проблемой, поэтому на сегодняшний день существует несколько основных концепций, предлагающие решение этой проблемы, которые необходимо рассмотреть в данном реферате.

Концепции происхождения создания

  • 1. Теологическая концепция утверждает, что сознание — это результат действия сверхъестественных сил, над мировое начало — творец природы и человека и поэтому оно не подлежит объяснению и является предметом веры. Один из примеров — «философия всеединства» В. Соловьёва.
  • 2. Космологическая концепция (Тейяр де Шарден) обосновывает идею о том, что духовные частицы, которые лежат в основе сознания, существуют в космическом пространстве. Эволюция мироздания — это постепенное усложнение духовных компонентов. Согласно этой концепции материальные объекты имеют внешнюю и внутреннюю стороны. Если внешняя сторона — это её вещественная оболочка, то внутренняя — это проявление её духа (сознания). В неживой материи внутренняя сторона вещей существует как потенциальная предпосылка сознания. С усложнением материального мира усложняется и эта сторона явлений, приводя к формированию сознания. Причём, чем более развита внутренняя сторона явления, тем более совершенна её материальная оболочка. Поэтому духовное совершенство мира (развитие сознания) и его материальная эволюция (появление более сложных материальных объектов) в процессе развития мироздания взаимосвязаны.

Другим примером космологического понимания природы сознания как над человеческие образования является подход русского поэта и философа Д. Л. Андреева, одного из представителей современной монадологии. По его мнению, едиными духовными единицами мира являются неземные и бессмертные монады, сотворенные богом. Они — тончайшая энергия Вселенной.

Создатель «теории межзвёздной нейрогенетики» Т. Лири утверждает, что сознание «вписано» в ДНК и развивается как на планете, так и во внеземном существовании, ибо исходя из теории относительности и квантовой теории вытекает связь Вселенной и сознания человека с «трансцендентной реальностью». У Ч. Тарта сознание человека — это взаимодействие «системы мозга» и «трансперсонального ума». В «релятивистской квантовой психологии» волны человеческого сознания — это элементы всей Вселенной, подобно энергии. В теории М. Талбота Вселенная — это гигантский разум, а мышление — это результат взаимодействия полей, которые организуют материю. В гипотезе «галактического разума» американского исследователя О. Рейзера галактический разум подобен разуму человека. Галактика находится в резонансе с мозгом, порождает психосферу, которая через магнитогидродинамические волны строит структуру человеческого мышления.

Знаменитый физик Макс Планк считал, что разум человека не одинок. Правит природой Всемогущий Разум, независимый от мыслящего человека.

  • 3. Концепция физикализма, утверждающая, что сознания как такового нет, отождествляя сознание с физическими процессами. Это направление стремится перевести все виды знания на язык физики, а сознание есть нейрофизические, биологические и, «в конечном счёте, физические процессы». Его доказательства опираются на успехах в моделировании «искусственного интеллекта», в воздействии фармакологических средств на психику. Физикализм приходит к выводу, что сознание как качественно особая реальность не существует, поэтому психология должна стать частью физики. Различия в позициях отдельных школ невелики. Например, «теория тождества» (Д. Армстронг, Дж. Дж. Смарт и др.) духовные состояния отождествляют с телесными, психические с мозговыми процессами, полагая, что всякий материализм должен отвергать факт существования сознания, иначе он не материалист. А «теория элиминации» (Ф. Фейерабенд и др.) подчёркивает неизбежность исключения терминов духовного из научного мышления вместе с прогрессом науки, ибо сознание — нечто мистическое, туманное, неясное.
  • 4. Социобиологическая концепция, доказывающая, что сознание — это свойство живых организмов, выраженная в биологических реакциях самосохранения, свойственных человеку и животным. В поведении животных они обнаруживают общественный образ жизни (термиты, муравьи, пчёлы, осы и др.), самопожертвование ради других, лидерство, конфликтность, внушаемость, заражаемость и др. Социобиологи показали, что в психике животных присутствует воображение, большой объём памяти и её активное использование, способность к элементарному счёту, воля, самоконтроль, сокрытие эмоций, планирование, обобщение. Животное способно «говорить» жестами, осваивая 130−225 знаков.
  • 5. Концепция естественного происхождения сознания. Сознание не существовало вечно — оно результат длительной эволюции. Естествознание доказало, что жизнь возникает на определенном этапе развития Земли, и постепенно усложняясь приводит к формированию сознания. Возникновение сознания — это результат развития такого свойства материального мира, как отражение.

Отражение в разных формах проявляется на разных структурных уровнях организации материального мира. Различают пассивное отражение на уровне неживой материи:

  • а) механическое (след на песке),
  • б) физическое (звуковое отражение),
  • в) химическое (химическая реакция)
  • г) активное отражение на уровне живой природы, (которая проявляется в том, что живые существа от простейших до человека — приспосабливаются к воздействующим на них объектам):

— раздражимость — способность всех живых тел отвечать на внешнее воздействие путём внутреннего возбуждения и давать ответ на это воздействие,.

— ощущение (чувствительность), связанная с развитием нервной системы, которая является материальной предпосылкой психического отражения осуществляемого на основе условных и безусловных рефлексов (Р. Декарт, И. П. Павлов).

Таким образом, переход от психики животных к сознанию произошел под влиянием биологических и социальных факторов. Биологической основой возникновения сознания является развитие высшей нервной деятельности и эволюция мозга, которые, в свою очередь, явились результатом не только биологического приспособления человека как живого организма к окружающей среде, но и результатом действия социальных факторов: теологический космологический символический сознание.

  • а) трудовой деятельности,
  • б) возникновение языка,
  • в) социальное общение на основе общепринятых правил поведения,
  • г) появление символической деятельности.
  • 6. Символическая концепция, согласно которой генезис сознания связан с символической деятельности. Символы не имеют никакого биологического значения для выживания человека, но они свидетельствуют о возникновении особого, чисто человеческого отношения к миру — символического отношения, при котором реальные объекты или действия замещаются символическими. Посредством создания символического мира происходит своеобразное удвоение естественного мира, перемещение его в сферу сознания, то есть превращение в идеальный, искусственно созданный знаково-символический мир.
  • 7. Энергетическая концепция, которая доказывает, что сознание имеет материально-энергетическую природу.

Во-первых, было доказано существование «нервного тока», «психической энергии».

Во-вторых, определены основные источники энергии мозга (внешние, наполняющие собой всю Вселенную и содержащиеся в каждом большом и малом предмете Вселенной, в том числе в живом организме и внутренние, возникающие в результате разнозаряженных нейронов; мозг представляет собой живую «электростанцию», самостоятельно вырабатывающую электрический или нейронный ток).

В-третьих, нейронный ток головного мозга служит главным источником сознания (взаимодействие разнозаряженных нейронов). В философии такое сознание принято называть эмпирическим (или обыденным).

В-четвертых, бесконечное разнообразие нейронных ассоциаций порождает с помощью внутреннего мозгового электричества бесконечные цепи эквивалентов образов, связей, обобщений, которые органами чувств не воспринимаются и не находят объяснения в эмпирическом (обыденном) сознании. Логическое сознание порождает символы, знаки, формулы, универсальные категории, законы и прочие модели, из которых создаются новые конструкции, которые не встречаются в природе, т. е. создается «вторая природа». Физиологический механизм теоретического сознания проходит следующие этапы: а) вначале возникает энергетический след в памяти обыденного (эмпирического) сознания; б) процесс извлечения «воспоминаний» из памяти; в) образуется теоретическое сознание за счет эквивалентов образов, впечатлений, представлений, которое преобразуются в новые мыслимые, желаемые образы и представления, которых в природе не дано. Источником логического сознания является внутренняя энергия, вырабатываемая «электростанцией» мозга и постоянно обогащающая его внешней энергией и внутренней, получаемой через посредство поступления в мозг переработанного питания.

В-пятых, открыты внешние и внутренние источники мозговой энергии. Прежде всего, — это внешняя, космическая энергия, состоящая из мельчайших энергочастиц, и несущиеся со скоростью света, недоступные даже для вооруженных органов чувств и постоянно меняющих свою материальную сущность, превращаясь из одного вещества в другое, срок жизни которых составляет миллионные доли секунды.

В-шестых, установлено, что центром мыслительной деятельности является головной мозг.

В-седьмых, в выработке сознания участвует генная система человека, хранящая тысячелетия энграммы памяти давно умерших предков, но передающая новым поколениям свои черты, привычки, манеру говорить, даже способы мышления и письменный почерк.

В-восьмых, доказано, что умственная, сознательная деятельность мозга наиболее явственно проявляет себя в периоды «торможения» движения энергии. Физической причиной «торможения», как установлено, является резкое повышение в этот момент напряжения электрического тока мозга. Вторая сигнальная система, выражающаяся в речи человека, служит стимулом и ориентиром человека в окружающей действительности, развивает его логическое сознание, двигает дальше познание материальной сущности сознания.

В-девятых, определено, что эволюция человеческого мозга продолжается нарастающими темпами. Если весь организм (его структура) остается на протяжении веков без изменений, то мозг развивается, обгоняя эволюцию природы, переделывая ее в соответствии со своими потребностями.

Наконец, в-десятых, доказана социальная зависимость сознания. Человеческое сознание возникает и развивается под сильнейшим влиянием различных человеческих сообществ (народов, наций, трудовых коллективов, семьи, школы, церкви и др.). Особое значение имеет воздействие трудовой, общественной деятельности на развитие сознания: общественно полезный труд вырабатывает в человеке высокие нравственные качества, превращает труд в творческую потребность, поднимает его авторитет и самосознание. Национальное самосознание является внутренне противоречивым: оно несет в себе не только прогрессивные, но нередко и негативные традиции. Доказана определяющая роль общения в формировании и развитии сознания: активность, качество общения — один из важнейших факторов общественного воспитания людей всех возрастов.

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные концепции происхождения создания, каждая из которых является доказанной.

В ходе анализа энергетической концепции была обоснована материальная (энергетическая) природа сознания и начало формирования представления о том, что дух, сознание также материальны, как любое вещество в природе, но их материальность особая, неощущаемая.

Таким образом, можно предположить, что понятия «материальное» и «идеальное» как две практически несовместимые противоположности со временем уйдут в прошлое и, возможно, вместо них возникнут понятия «материальное ощущаемое» и «материальное неощущаемое».

  • 1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2012;
  • 2. Липский Б. И. Философия: учебник для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — М.: Изд-во Юрайт, 2012;
  • 3. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2012;
  • 4. Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. 4-е изд.; стереотипное. — М.: Гардарики, 2008.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой