Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Вводная глава. 
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ В ФИЛОСОФСКОМ РАКУРСЕ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема технологического развития и его влияния на жизнь общества была одной из широко обсуждаемых тем в социальных исследованиях и философии XX в., и в XXI в. она становится еще актуальнее. Она является предметом изучения во многих специальных областях: социологии, истории, психологии, экономике, этических исследованиях (биоэтика, инженерная этика, компьютерная этика и др.), научно-практических… Читать ещё >

Вводная глава. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ В ФИЛОСОФСКОМ РАКУРСЕ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения вводной главы студент должен:

знать

  • • предмет и основные этапы развития философии техники и технологии;
  • • основные функции философии технологии;
  • • сущность понятия «технологическая рациональность»;
  • • основные понятия античной философии, характеризующие сферу человеческих умений и технических знаний;

уметь

  • • охарактеризовать сходства и разл ичие между философией iтуки и философией техники и технологии;
  • • прояснить понятия «техника» и «технология»;
  • • охарактеризовать сущность антропологического подхода в философии техники и технологии;

владеть

  • • первоначальными навыками философского анализа проблем технического знания;
  • • первоначальными навыками применения базисных понятий философии техники и технологии.

Предмет философии техники и технологии

Каждое общество всегда обладает определенной системой своих технологий — тех способов действия, которые определяют его базисные взаимоотношения с окружающим миром. В число таких способов, фундаментальных для жизнедеятельности любого общества, входят добывание и приготовление пищи, обработка материалов (камня, древесины и др.), строительство, прокладка дорог, транспортные средства, изготовление посуды и утвари и т. п.

Если животные действуют в природной среде согласно своим инстинктам, то человека выделяет из окружающей природы его разум. Человеческое общество активно строит свои отношения со средой, осваивает ее. Человеческие общества создают различные технологические системы, которые отличаются друг от друга; эти системы вбирают в себя творческую деятельность человека, изобретения, культурные смыслы и т.н. Собственно сфера «технического» в широком смысле относится к социальному, культурному измерению человеческого бытия и противопоставляется природному началу.

Общая совокупность всех способов действия общества, или его суммарная технология, определяет, что данное общество может, а также чего оно не может. Последнее выявляется лишь в сравнении с другими обществами и их технологическими системами; это не абсолютная, а, скорее, относительная оценка.

Сам сложившийся состав технологий того или иного общества зависит, с одной стороны, от конкретных условий окружающей среды. И общество оказывается сильно ограничено этим, а именно: географическим положением, климатом, почвами, доступностью и качеством древесины, наличием полезных ископаемых и т. п. С другой стороны, состояние технологии зависит от внутренних особенностей самого общества, в том числе — от его изобретательской активности, уже достигнутого уровня знаний и технических умений, межкультурных взаимодействий, а также от разнообразных опосредующих социокультурных факторов.

Конечно, нам со своей «высоты» технологии прошлых исторических эпох могут показаться примитивными, «детскими», незрелыми и т. п. Однако принимая во внимание множество конкретных условий, которые всегда ограничивают и удерживают технологическое развитие на некоем определенном уровне, лучше воздержаться от прямолинейных оценок и считать эти эпохи не столько примитивными, сколько просто «другими», не похожими на современный мир (тем более, что немало технологических секретов прошлых эпох еще не разгадано).

Например, Римская империя являла собой, но сравнению с нашей эпохой, некий целый «альтернативный технологический мир». Так, римляне имели собственную технологию строительства: ее отличали сверхпрочная кладка (даже, но нынешним меркам); они изобрели бетон, поэтому их кладка (заливка разнородного материала) была скоростной. Они располагали иными по сравнению с нашими способами прокладки дорог (причем весьма качественных), добычи полезных ископаемых, изготовления оружия, а также обладали другими ремеслами, сельским хозяйством, военными методами и т. п. Все это составляло единую систему жизнедеятельности и позволяло древнеримскому обществу успешно действовать в окружающем мире.

За историю человечества технология проделала огромный путь развития, и на современном этапе наша технологическая система, ставшая глобальной, достигла беспрецедентной мощи. Революционные изменения в технологии продолжаются со все возрастающей скоростью. Технология в современном мире является фундаментальным фактором общественных изменений. Благосостояние индустриального мира основано на постоянной научно-технической модернизации: на получении новых научных знаний и развитии высоких технологий.

Проблема технологического развития и его влияния на жизнь общества была одной из широко обсуждаемых тем в социальных исследованиях и философии XX в., и в XXI в. она становится еще актуальнее. Она является предметом изучения во многих специальных областях: социологии, истории, психологии, экономике, этических исследованиях (биоэтика, инженерная этика, компьютерная этика и др.), научно-практических междисциплинарных направлениях (как, например, technology assessment «оценка технологий»). Все отчетливее осознается, что из-за сложности проблем, стоящих перед исследователями технологий, сегодня требуется интенсивное межпрофессиональное взаимодействие и преодоление многих традиционно сложившихся дисциплинарных барьеров.

Самостоятельным и обширным философским направлением в XX в. стала философия техники и технологии, и эта область продолжает бурно развиваться. Она еще окончательно не сформировалась в своих дисциплинарных границах. В значительной мере это связано с тем, что сама технология является весьма многогранным явлением и не менее многообразны ее взаимосвязи и взаимодействия с природой и обществом.

Философия техники и технологии подходит к проблемам технологического развития с наиболее фундаментальной точки зрения. Она пытается осмыслить сложную роль, которую играет технологическая деятельность в жизни общества, ее широкие влияния и последствия. В философском ракурсе суммарная технология современного общества рассматривается как некий достигнутый уровень технических возможностей, как состояние отношений общества и природной среды и как состояние самого общества. Философский анализ стремится развить особый взгляд на технологию как на некий обобщенный способ человеческих действий, modus operands материализованный в технических средствах и основанный на определенном типе рациональности как таковой.

Поэтому, говоря в традиционных философских терминах, философия техники и технологии есть область исследований, находящаяся ближе к сфере практического разума — хотя, разумеется, она широко пересекается и с проблемами научного познания, т. е. с теоретическим разумом. Философский анализ технологически опосредованного практического разума включает в круг своей проблематики вопросы ценностей, свободы и детерминации, выборов, целей, последствий, средств и т. п.

В задачах философского анализа научной базы и научной методологии инженерно-конструкторской деятельности философия техники и технологии тесно примыкает к более традиционной области философии науки.

Кроме того, философия техники и технологии пересекается с философией науки в той мере, в какой научное познание и технологические разработки имеют общие черты. Как и наука, инженерно-конструкторская деятельность представляет собой особую творческую познавательно-поисковую систему. Ее целью является создание искусственных объектов (артефактов). Как и научное познание, она решает интеллектуальные проблемы, ищет и принимает решения, выдвигает предположения и проверяет их на опыте и т. п.

Но здесь обнаруживается и собственная специфика, в целом отличная от чисто научного познания. Инженерно-конструкторские разработки имеют сущностные черты, которые не позволяют свести их к научной деятельности (или к приложению пауки). Сама сфера конструкторского мышления имеет несколько иной тип рациональности, так что можно говорить отдельно о «научном разуме» и о «технологическом разуме». Философия техники и технологии как раз стремится более четко прояснить отношения и взаимодействие этих разных типов рациональности.

При этом само научное познание во многом зависит от технической деятельности. Ведь наука — это не только теоретическое мышление, но и изобретательство, конструирование, создание экспериментальных установок, приборов, инструментов и т. п.

Например, возникновение одной из древнейших наук — геометрии было тесно связано с определенного рода инструментальной деятельностью. Геометрия выросла из задач пространственных измерений длин, площадей, объемов и т. п. при земляных, строительных, гидротехнических и других работах. Первые абстрактные понятия геометрической науки (точка, прямая, окружность и др.) базируются на применении специальных инструментов (прежде всего на таких классических инструментах геометрии, как линейка и циркуль).

Мир техники и технической деятельности служит базой для познания новых уровней реальности, обнаружения все новых «скрытых качеств» природы. То, что не встречается в непосредственно окружающей человека природе, может открыться в мире артефактов. Например, полноценное изучение явлений электричества и магнетизма было возможно только на искусственных изделиях (металлических проводниках и других артефактах), и это привело к глубоким знаниям о строении природы, в частности к обнаружению в XIX в. сущностного единства электричества, магнетизма и света.

На современном уровне прогресс естествознания зачастую сильно зависит от мощной индустриальной поддержки: для иллюстрации достаточно вспомнить, какую роль сыграло в свое время создание радиевой промышленности (В. Г. Хлопин и другие) для развития ядерной физики.

Саму историю науки мы понимаем лучше и глубже, когда связываем ее с историей технического развития. Современная философия науки придает большое значение влиянию технико-инструментальной составляющей на продвижение научного познания. Здесь философский анализ технических проблем и технической деятельности оказывает философии науки существенную поддержку.

Технологическое развитие связано с массой самых различных проблем: этических, экологических, социальных, культурных, экономических и др. Все это выводит философию техники и технологии к очень емкой проблематике. Широкий контекст изучения технологии можно обозначить как «технология в обществе». Технологическое развитие само по себе есть часть общественных процессов. На него влияет множество факторов самой разнообразной природы — экономических, культурных, мировоззренческих и др. В то же время технология сложным образом воздействует на общество, порождает обширные эффекты и следствия.

Поэтому в область задач философии техники и технологии входит исследование социальных факторов и движущих сил самого технологического развития, а также изучение последствий технологического развития: его влияние на окружающую среду, социальные системы, ценностные представления и т. п. Она анализирует такие фундаментальные эффекты технологического развития, как создание искусственной среды человеческого обитания, тотальную технологизацию общества, становление технологического общества и его новых, только возникающих социальных порядков.

В пределе проблематика философии техники и технологии нацелена на понятие целесообразности. Подобно тому как фундаментальной нормативной характеристикой научного знания является его истинность и поэтому предельным вопросом философии науки выступает проблема научной истины, так и для философии техники и технологии такой сквозной проблемой становится проблема целесообразности технологии (см. параграф 5.1).

Однако определение целесообразности — это изначально сложная, многомерная задача, так как сама технология представляет собой комплексную сущность, которая может рассматриваться с разных перспектив (как техническое средство, интеллектуальное достижение, социальный процесс, культурное явление и др.). Отношение общества к одной и той же технологии может быть противоречивым. Обсуждение целесообразности проходит через различные ценностные системы, сталкивается с конфликтующими точками зрения. Поэтому и оценка социальной целесообразности технологии, и тем более разработка форм специального управления технологическим развитием оказываются довольно трудными проблемами.

В философской литературе используют термины как «философия техники», так и «философия технологии». Исторически сложилось так, что в отечественной и в германоязычной литературе стали применять понятие «философия техники», в то время как в англоязычной — «философия технологии». Эти названия можно считать синонимами; однако, на наш взгляд, предпочтительнее использовать термин «философия технологии», предполагая, что он имеет более общий характер. Далее мы подробнее займемся определениями техники и технологии, а сейчас лишь заметим, что понятие «технологии», как это все отчетливее демонстрирует современная практика его использования, выступает как более широкое, чем понятие «техники» (и вбирает последнее в себя).

Известный аргентинский философ Марио Бунге предложил следующие пять направлений философии технологии (он использует термин «технофилософия»). К ним относятся:

  • 1) техно-эпистемология — изучает основные характеристики технологического познания, накопления технологических знаний;
  • 2) техно-метафизика — осмысливает бытийный статус производимых человеком искусственных объектов — артефактов;
  • 3) техно-аксиология — изучает природу ценностей, на которых основана оценка технологий;
  • 4) техно-этика — анализирует моральные проблемы, возникающие в ходе технологического развития;
  • 5) техно-праксиология — рассматривает технологическую рациональность как таковую, ее стандарты, нормы, категории[1] (рис. 01).
Направления философии технологии по М. Бунге.

Рис. 01. Направления философии технологии по М. Бунге

Функции философии техники и технологии. К основным функциям философии техники и технологии можно отнести следующие:

  • 1) прояснение оснований научно-технологической деятельности;
  • 2) осмысление методов и приемов технологического развития;
  • 3) критика различных побочных эффектов технологизации общества;
  • 4) разработка методов обсуждения и оценки технологий;
  • 5) анализ моральных проблем научно-технологического развития и разработка принципов инженерно-технической этики;
  • 6) анализ возможных альтернативных путей научно-технологического развития.

Следует отметить, что радикальная критика технологической цивилизации, которая была характерна для работ многих авторов в прежние десятилетия (особенно в 1960—1970;е гг.), сейчас вряд ли может нас удовлетворить. Взвешенный и конструктивный подход к проблемам технологического развития предполагает более детальное рассмотрение влияний технологии и поиск конструктивных мер по решению вызываемых ею проблем. Ведущей установкой философов в развитых странах, занимающихся вопросами технологии, все более становится активизм — т. е. сознательное стремление принести практическую пользу своими исследованиями, внести позитивный вклад в решение тех или иных злободневных проблем.

Активистские задачи философии техники и технологии довольно широки. К их числу можно отнести:

  • • анализ формирующихся тенденций и прогностические суждения о возможных проблемах и перспективах общества и его технологий;
  • • привлечение внимания общественности к существующим или назревающим проблемам;
  • • организацию междисциплинарных диалогов и обсуждений;
  • • разработку стратегий и программ технологического развития, гражданского контроля, демократического участия в технологической политике, обоснование необходимых социальных мер (скажем, в системе образования, законодательстве, профессиональной этике и др.);
  • • содействие созданию новых социальных институтов, адекватных реалиям современного мира.

Основные этапы развития философии техники и технологии. Философия техники и технологии — довольно молодое философское направление, полноценное оформление которого, как было сказано, еще не завершено. Развитие этой дисциплины можно условно представить состоящим из следующих четырех этапов:

  • 1) предыстория, или ранний период (конец XIX в. — начало XX в.);
  • 2) период постепенного формирования (до 1960;х гг.);
  • 3) официальное становление и быстрое развитие (с 1960—1970;х гг.);
  • 4) современный период (с 1990;х гг.).

Охарактеризуем их подробнее.

1. Первые теоретические работы по фундаментальным проблемам техники появляются еще в конце XIX в. (в Германии, Франции, России). В 1877 г. в Германии выходит книга Э. Каппа «Основы философии техники», с которой обычно и начинают историю разработки этой проблематики. Во Франции А. Эспинас в 1897 г. издает свою работу «Истоки технологии», посвященную теоретическим вопросам техники и технологии. К этому же периоду относятся работы Ф. Бона, Э. Гартига, В. Ратенау, А. Ридлера, Ф. Рело и других авторов.

В России первые исследования в этой области связаны с именем выдающегося русского инженера П. К. Энгельмейера, который ввел в России сам термин «философия техники». Он издал несколько работ (в частности, книгу «Философия техники», 1912—1913), а на Всемирном философском конгрессе 1911 г. (Болонья) делал доклады, но этим проблемам.

II. Г. Энгейльмейер приложил много усилий к тому, чтобы философские проблемы техники попали в центр внимания инженерного сообщества и общественности, и его деятельность нашла отклик в интеллектуальной среде того времени.

По мнению К. Митчема, философия техники с самого начала имела две различные традиции: инженерную и гуманитарную. Инженерная традиция (которая зародилась чуть раньше) представляет собой стремление инженеров и техников выработать некую философию своей деятельности («взгляд изнутри», прояснение технического бытия, инженерно-технической практики). Гуманитарная традиция более критична к феномену техники, она пытается защитить гуманитарные начала, которые, по мнению представителей этого направления, все более разрушаются с развитием техники и технологии.

2. Период постепенного созревания, который занял примерно всю первую половину XX в., характеризуется растущим вниманием к проблемам технического развития, крупными работами о влиянии техники и технологии на человека, природу, общество. В этот период был выдвинут ряд фундаментальных, основополагающих идей, которые и сегодня активно используются и развиваются.

В этом ряду следует назвать таких значительных исследователей, как Т. Адорно, А. Гелен, Г. Маркузе, Л. Мэмфорд (Мамфорд), X. Ортега-иГассет, М. Хайдеггер, М. Хоркхаймер, О. Шпенглер, Ж. Эллюль, Э. Юнгер, К. Ясперс и других.

В частности, немалое воздействие на последующую разработку философии техники и технологии оказали взгляды М. Хайдеггера — крупного и влиятельного к тому времени философа. В 1950;е гг. он, занимавшийся до этого фундаментальными онтологическими проблемами (философия бытия, языка и др.)[2], обращается к проблемам техники и привлекает к ним внимание философской общественности. Он задает глубокую метафизическую постановку вопросов о «сущности техники» и о положении самого человека в современной технической цивилизации.

Философия техники и технологии особенно активно развивалась в Германии (Ф. Дессауэр, М. Эйт, М. Шнейдер и другие). Отдельно следует отметить вклад немецкого инженера и философа Ф. Дессауэра, работа которого была тесно связана с деятельностью Союза немецких инженеров (VDI) — влиятельной организации, существующей еще с 1856 г. Ф. Дессауэр написал ряд основополагающих работ (в частности, книгу «Философия техники. Проблема реализации», 1927), а также немало способствовал привлечению инженеров и философов к разработке фундаментальных проблем техники. Именно в рамках активной организационной деятельности Союза немецких инженеров во многом и шло становление философии техники в Германии.

3. Выход на международный уровень и официальное признание философии техники и технологии начинаются примерно с 1960;х гг. В это время значительно увеличивается число работ на эту тему, идет приток новых авторов. Активно работают такие известные представители немецкой школы философии техники, как Ф. Рапп, X. Ленг, Г. Рополь, X. Закссе и многие другие. Проводятся конференции и делаются доклады на философских конгрессах. В свет выходят тематические сборники, монографии, периодические издания. В 1966 г. появляется термин «философия технологии» в английском языке (philosophy of technology). С 1978 г. начинает издаваться ежегодник «Research in Philosophy and Technology», который основал американский философ 11. Дурбин.

В 1981 г. была проведена первая Германо-Американская конференция по философии техники и технологии в г. Бад-Хомбурге. В ней участвовали с американской стороны такие к тому времени уже сложившиеся и известные философы, как Л. Виннер, П. Дурбин, К. Митчем, С. Карпентер, Б. Гендрон и другие. Конференция в значительной степени содействовала наведению контактов и взаимодействию европейской и американской традиций в философии техники и технологии.

Примерно с того же времени (с 1960;х гг.) начинается формирование философии техники и технологии в нашей стране (Г. Н. Волков, Г. С. Гудожник, А. А. Зворыкин, Ю. С. Мелещенко, В. М. Розин, В. В. Чешев, С. В. Шухардин и другие). В сфере интересов отечественных исследователей — проблемы технического знания и технических наук, внутренние закономерности развития техники, роль научно-технического прогресса в жизни общества и др.

4. Наконец, период, который можно условно назвать «современным», берет начало примерно с последнего десятилетия XX в. Еще в 1970;е гг. был осознан принципиально междисциплинарный характер философских исследований по проблемам техники и технологии. Этот подход начинает активнее реализовываться в 1980—1990;е гг. Для современных исследований характерна широкая и комплексная проблематика, сочетание как фундаментального подхода, так и анализа конкретных проблем техники и технологии (исторических, политических, социологических, экологических и др.).

Авторы, работающие в русле философии техники и технологии, все сильнее тяготеют к глубокому знанию технической стороны дела, разбору конкретных ситуаций, участвуют в решении реальных проблем. В том числе они занимаются разработкой методов оценки технологий (например, С. Карпентер), оценкой риска и проблемами риск-коммуникации (например, К. Шрейдер-Фречетт), специальными направлениями этики (инженерно-технической, биомедицинской, экологической), конкретными проблемами: ядерной энергетики, биотехнологии, урбанизации, изменения климата, загрязнения среды, нанотехнологий и др.

В последнее время внимание исследователей все больше привлекают новейшие разработки (нанотехнологии, информационные технологии и др.); особенно растет интерес к проблемам медицины и биологии, откуда все настойчивее приходят сложные социокультурные вызовы (а наступивший XX в. все чаще характеризуют как «век медицины и биологии»). Много места занимают в современной философии техники и технологии также политические проблемы (контроль над технологиями; политические следствия и эффекты технологии, ее влияние на состояние демократии, на власть и неравенства и др.).

Современная философия в целом находится сегодня в сложном положении. Для нее характерны критика разума и рациональности вообще, самокритика крупных притязаний академической философии. Современная философия испытывает явные трудности с самоопределением. Нередко говорит о даже «конце философии».

На этом кризисном фоне философия техники и технологии оказывается даже в несколько выигрышном положении, поскольку занимается конкретными и действительно актуальными проблемами. Философия техники и технологии имеет много связей с практикой (с политикой, этикой, проблемами общественного контроля, законодательной регуляцией и т. п.). Как уже говорилось, философия техники и технологии может принести немалую практическую пользу в решении актуальных проблем общества, и она все отчетливее стремится к этому, занимая активистскую позицию в отношении проблем технологического развития.

  • [1] Bunge М. The Five Buds of Techno-philosophy // Technology in Society. 1979. № 1.P. 67−74.
  • [2] Онтология — философское учение о бытии; онтологический — относящийся к описанию реальности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой