Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философские концепции отнесенности человека к Абсолюту: Методологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отношение, в котором человек состоит с Абсолютом, есть действительное отношение: Абсолют пронизывает человека, и человек пытается воздействовать на Абсолют, пребывая в Абсолюте. Невозможно элиминировать из анализа отнесённости человека к Абсолюту исследование отношений человека с Абсолютом, участия человека в Абсолюте. Изучение отнесённости человека к Абсолюту вообще возможно постольку, поскольку… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Понятие «Абсолют» в философии
    • 1. «Абсолют» и «Бог»: сходство и различие
    • 2. Монизм, дуализм и плюрализм об Абсолюте
    • 3. Онтологический статус Абсолюта
  • Глава II. Критика концепций неотнесённости человека к Абсолюту
    • 1. Критика радикального отрицания отнесённости человека к Абсолюту
    • 2. Критика нерадикального отрицания отнесённости человека к Абсолюту
  • Глава III. Обоснование концепций отнесённости человека к Абсолюту
    • 1. Человек как ничтожно малая часть Абсолюта
    • 2. Человек как абсолютно зависимая часть Абсолюта
    • 3. Человек как относительно зависимая часть Абсолюта
    • 4. Человек как творец реального Абсолюта (антропотеизм)
    • 5. Человек как творец ирреального Абсолюта нереалистичный гуманизм)

Философские концепции отнесенности человека к Абсолюту: Методологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие Абсолюта (от лат. аЬэоЫШз — безусловный, неограниченный, совершенный) является существенно важным философским понятием: одна из вечных тем мировоззренческого характера тесно связана с попыткой философов охватить в едином понятии многообразие всего сущегоразличение реального и нереального, подлинного и мнимого, вечного и преходящего принадлежит к главным задачам философии.

Насущная необходимость мышления побуждает нас признавать абсолютную действительность. Человеку необходима такая действительность, которая не нуждается в чьей-либо поддержке или помощи. Мы вынуждены признавать абсолютную действительность (аЬзоЫШт — отрешённое, отпущенное), иначе вся система человеческого опыта, познания будет поставлена под сомнение.

И для того, чтобы выстроить онтологию, и для того, чтобы обосновать моральное или эстетическое учение, необходимо понять, что есть Абсолют, абсолютное начало действительности, выявить характер отнесённости человека к этому абсолютному началу. «При всей обусловленности конкретных жизненных отношений человек испытывает себя в горизонте абсолютного. Неловек всегда предполагает — хотим мы этого или нет — абсолютное, как условие собственной возможности, которое образует последнюю и безусловную смысловую основу человеческого бытия"1.

Актуальность темы

исследования. Классическая философская традиция всегда исходила из того, что всё, что действительно, является либо непосредственным проявлением Абсолюта (субстанции,.

1 Coreth Em. Was ist der Mensch? Grundzuge einer philosophischer Anthropologie. — InnsbruckWienMunchen, 1973. — S. 196. бытия и т. п.), либо опосредованной формой его проявления, всё сущее — в Абсолюте, и, в сущности, ничего не может быть понято вне Абсолюта. Уже элеаты, как известно, различали индивидуальное бытие тех или иных конкретных объектов и истинное бытие — Абсолют, составляющий неизменную и вечную основу многообразия мира. При этом вставала проблема отнесённости Абсолюта к миру.

Антропологические повороты в древнегреческой и в новоевропейской философии выявили, что человек не объект (наряду с иными конкретными объектами), но субъект, причём особого рода: человеческая субъективность не может быть объяснена только на основе объективных законов мира. Кроме того, выяснилось, что бытие может быть понято лишь в том случае, если определено, через какое сущее можно постичь бытиеи это сущее — не мир, а человек. Вопрос об Абсолюте, таким образом, становится вопросом о человеке, встаёт проблема отнесённости человека к Абсолюту.

Отношение, в котором человек состоит с Абсолютом, есть действительное отношение: Абсолют пронизывает человека, и человек пытается воздействовать на Абсолют, пребывая в Абсолюте. Невозможно элиминировать из анализа отнесённости человека к Абсолюту исследование отношений человека с Абсолютом, участия человека в Абсолюте. Изучение отнесённости человека к Абсолюту вообще возможно постольку, поскольку человек участвует в Абсолюте, вступает в отношения с Абсолютом. Только открытость внутреннего мира человека Абсолюту даёт духовное основание человеческой жизни. Вместе с тем, как известно, фиксация и осмысление под соответствующим углом зрения многообразных видов отношений человека с Абсолютом составляют задачи феноменологии религии. В противоположность этому наш, философско-онтологический, анализ стремится выявить сущность человека, Абсолюта в рамках отнесённости человека к Абсолюту.

Анализ отнесённости человека к Абсолюту представляет собой анализ человека, Абсолюта с учётом рассмотрения религиозности как выражения фундаментальной, постигаемой философией отнесённости человека к Абсолюту. Онтологическая рефлексия стремится раскрыть характер не только функциональной, но прежде всего субстанциональной — сущностной — отнесённости человека к Абсолюту.

Логика данного диссертационного исследования продиктована широтой проблематики отнесённости человека к Абсолюту, а также тем, что после всех попыток, предпринимавшихся философами в отношении её развёртывания, человечество на исходе XX века всё ещё стоит очень близко к тому уровню, на котором оно находилось в давно минувшие века. В этой связи возникает необходимость прояснения самой возможности отнесённости человека к Абсолюту и путейметодологических оснований — создания включающей человека философии Абсолюта.

Человеческий опыт и рефлексия над ним убеждают в том, что человек не существует сам по себе, человек не безосновен. Актуальность философской проблемы отнесённости человека к Абсолюту обусловлена потребностью человека в осмысленном обретении устойчивости своего бытия. Человек изначально «приговорён» к вечному поиску Абсолюта, который обостряется в такие эпохи как наша — эпохи «бездомности» человеческого духа, когда «особую глубину, а вместе с ней и самостоятельность» приобретает антропологическая мысль1. Речь идёт о самом существовании человека, если и поскольку он находится в Абсолюте.

1 См.: Бубер М. Два образа веры. — М., 1995. — С. 165.

Следуя за Б. Спинозой, можно сказать, что хотя каждый отдельный человек определяется к известного рода существованию другим отдельным человеком, однако сила, с которой каждый из них пребывает в своём существовании, вытекает из «вечной необходимости божественной природы», т. е. из Абсолюта1. Соразмерение различных концепций отнесённости человека к Абсолюту, подходов к построению онтологии человека способно заложить методологическую основу обретения человеком онтологической устойчивости.

Объектом диссертационного исследования является соотнесённость человека и Абсолюта, которая в качестве онтологического фундамента задаёт возможности построения онтологической антропологии.

Предмет диссертационного исследования составляют возможность, концептуальный и методологический аспекты отнесённости человека к Абсолюту, типы отнесённости человека к Абсолюту.

Степень разработанности проблемы. Проблема отнесённости человека к Абсолюту была эксплицитно сформулирована и осознана лишь в новейшее время, однако имплицитно она присутствовала уже в ранней мифологии и в философии на протяжении всей её истории. Не преследуя цель провести исчерпывающий анализ, отметим основные вехи разработки проблемы.

Первым важнейшим этапом на пути становления проблемы явилось формирование обобщённых образов-представлений-понятий об Абсолюте: Брахман, Татхагата, Космический Будда, дхарма и др.- дао, да куай, Тай-и, Тянь и др.- апейрон, бытие, логос, нус, Космос и др. Они понимаются как охватывающие содержание, вне которого не.

1 См.: Спиноза Б. Избр. произв. В 2-х т. Т.1. — М., 1957. — С. 443. остаётся ничего, растворяющие в себе индивидуальные качества, в том числе и мыслящего их человека.

Открытие «человека», смещение акцента с космоса на человеческую действительность как на место обнаружения бытия, в древнегреческой философии осуществлённое софистами, подготовило новый период в разработке проблемы. Человек становится манифестацией Абсолюта, мерой его раскрытия. Но человек для софистов был эмпирическим, «природным» существомоткрывалась возможность постижения лишь «Абсолюта-вширь», но не «Абсолюта-вглубь».

Переход от натуралистического понимания человека к пониманию человека как существа духовного привёл к открытию Абсолюта, с которым соотносил себя человек, своими новыми характеристиками. Овладевают умами идеи о личной бессмертной душе, живом «ты», подлинной историчности и др., то есть о внутреннем мире человека в его полноте — нарастает представление о духовном характере Абсолюта.

Таким образом, оправдано заключение о некоем приращении в знаниях людей о безусловном, неограниченном, совершенном. Абсолют постигался на протяжении истории в относительно новых, прежде не актуализированных аспектах, и одновременно человек раскрывал себя существом, всё более полно определяющим своё место и роль относительно Абсолюта. Данные вехи, однако, едва ли могут быть представлены как стадии единого процесса, прогрессивно преодолевающие одна другую, но скорее они в рамках рЫ1озорЫа регепшБ являют собой различные подходы, подступы к разработке проблемы, обеспечивают возможность её постановки.

Платон выше души ставил божественный разум и его благо, но над самим разумом он поставил начало всего, называя это начало в.

Пармениде" единым (Парменид, 137с etc.), в «Письмах» — царём всего (Письма II, 312е), в «Государстве» — Благом (Государство VI, 508е), которое пребывает выше материи, природы, души, жизни и сущности. Не пытаясь исчерпывающе обобщить опыт постижения Абсолюта, отметим также, что в истории философии важный вклад в разработку рассматриваемой проблемы внесли Шанкара и Ф. Брэдли, принимавшие Абсолют за основу всех явлений природы и общества, Ф.-В.-Й. Шеллинг и Ш. Морис, писавшие о возможности онтологического прозрения, позволяющего ощутить ритм и дух Абсолюта, Г. В. Ф. Гегель, JI. Фейербах и многие др.

Предтечей современного философского рассмотрения человека, вовлечённого в действительность Абсолюта, в отнесённости к этой действительности, является Макс Шелер. В рамках ориентации и переориентации на антропологический способ мышления актуализировалась рассматриваемая проблема в западноевропейской философии в целом. Важные аспекты характера отнесённости человека к Абсолюту раскрыты в философских учениях М. Бубера, К. Ясперса,.

A. Бергсона, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ж. Маритена, Э. Жильсона,.

B. Бруггера, X. Плеснера, Ж.-П. Сартра, X. Ортеги-и-Гассета, Р. Дж. Коллингвуда, А. Н. Уайтхеда, П. Тиллиха, Э. Левинаса, Г. Э. Хенгстенберга, Г. Марселя, Э. Корета, Н. Гартмана, В. Паненберга и др.

Проблемы выражения сущности Абсолюта и описания его взаимосвязей с человеком были главными проблемами для большинства отечественных философов второй половины XIX — первой половины XX века. Наибольший вклад в их разработку внесли B.C. Соловьёв, В. И. Несмелов, М. М. Тареев, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков, H.A. Бердяев, Л. П. Карсавин, Г. Г. Шпет, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, E.H. Трубецкой, Н. О. Лосский, А. Ф. Лосев. Включённость русской философии в тематический горизонт Абсолюта («всеединства») подробно прослежена С. С. Хоружим, а также И. И. Евлампиевым. Последний справедливо отмечает: «Чтобы обосновать творческую свободу человека, его способность создавать что-то новое в мире, русские философы готовы признать абсолютное начало мира в определённой степени зависимым от конечного, ограниченного бытия человека"1.

В XX веке среди концепций Абсолюта русских и советских философов особо следует выделить поэтизацию «имагинативного абсолюта» Я. Э. Голосовкером. В современной отечественной философии в исследованиях Батищева Г. С., Бондаренко В. Н., Васечко В. Ю., Галимова Б. С., Доброхотова A.JI., Желнова М. В., Ильенкова Э. В., Исаевой Н. В., Кайдалова В. А., Кимелева Ю. А., Кудряшева А. Ф., Кунафина М. С., Лукьянова A.B., Майорова Г. Г., Нарского И. С., Никонова К. И., Нуриева Д. А., Рыбакова Н. С., Сагатовского В. Н., Сапожникова В. Ф., Свидерского В. И., Финогентова В. Н., Фунтусова B.C., Хазиева B.C. и др. затрагивались онтологические и гносеологические аспекты близких к проблеме отнесённости человека к Абсолюту проблем отнесённости человека к миру, человека к Вселенной, человека к Универсуму, человека к природе, человека к материи и т. п. Использовались и другие, весьма близкие к Абсолюту, понятия: абсолютная реальность, бытие, первосущность, первооснова, абсолютная истина онтологического плана и др. Однако проблема отнесённости человека к Абсолюту непосредственно не рассматривалась.

Лишь в самые последние годы в отечественной философской литературе появились работы, намечающие содержательные.

1 Евлампиев И. И. Концепция Абсолюта в русской философии (Вл. Соловьев и его философские наследники) // Вестник РГНФ. 1997. № 1. — С. 112. возможности комплексного анализа проблемы отнесённости человека к Абсолюту. Философско-антропологическая природа Абсолюта исследуется в работах H.H. Щукина, А. Н. Красиназа реабилитацию человека в рамках философии Абсолюта выступает Ю. М. Федоров, трактующий проблему с позиций субъектоцентризмаД.В. Пивоваров разграничивает направления поиска Абсолюта человекомЮ.А. Килис раскрывает проблему абсолютного в человеческом бытии, тяготея к апофатической трактовке отнесённости человека к Абсолюту. В отличие от исследования Ю. А. Килиса, в нашем диссертационном исследовании рассматривается не абсолютное в человеческом бытии, не то, что в нём безусловно или преходяще, а человек в Абсолюте, иными словами, каково место человека в безусловном бытии, философскоонтологический статус человека.

Отнесённость человека к Абсолюту — это не механистическое их сопоставление, отсылающее к пониманию реальности Абсолюта как пребывающей наряду с человеческой реальностью, это не имеющее внешний характер сравнение их. Но это и не связь человека с Абсолютом, терминологически закрепляющая позитивный ответ на вопрос об отнесённости человека к Абсолюту и содержащая в себе тенденцию к приданию её исследованию характера главным образом религиозного и теологического. Отнесённость человека к Абсолюту, конституирующая человеческое бытие и дающая существованию человека смысл, отвечает на вопрос: является ли человек частью Абсолюта, какую часть Абсолюта составляет человек, насколько человек — это Абсолют, а Абсолют — человек. Отнесённость человека к Абсолюту — это обращённое к человеку и осуществляемое человеком соотнесение человека и Абсолюта.

Если подвести итоги нашему анализу, в каком состоянии разработанности находится проблема отнесённости человека к.

Абсолюту, то можно заключить: хотя и нарастает обращение современной российской философии к этой проблеме, однако её целостного философского исследования пока нет, отсутствует также типология отнесённости человека к Абсолюту.

Подчеркнём, что данное исследование имеет не историко-философское, а систематическо-философское намерение. В работе предлагается логико-концептуальный анализ подходов к проблеме отнесённости человека к Абсолюту, типов онтологической антропологии (антропологической онтологии).

Цель и задачи исследования

Основная цель данного диссертационного исследования — дать системно-аналитическую реконструкцию наиболее важных концептуальных типов отнесённости человека к Абсолюту и на' этой основе прояснить философско-онтологический статус человека.

Общая цель реализуется посредством решения ряда задач:

— проанализировать ключевые аспекты понятия и реальности Абсолютаопределить значение раскрытия темы бытия человека в Абсолюте для философии;

— исследовать возможность отнесённости человека к Абсолюту, т. е. выявить онтологические и гносеологические основания как для утверждения того, что человек и Абсолют соотносятся, так и для утверждения того, что человек и Абсолют не соотносятся;

— принципиально разграничить и концептуально оформить различные подходы к осмыслению места и роли человека в Абсолюте;

— оценить антропологические перспективы различных типов философии Абсолюта.

Методологической основой диссертации послужили: принцип системности, принцип единства исторического и логического методов исследования, метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Мы исходили из стремления познать Абсолют посредством одних лишь понятий, иначе, если бы Абсолют принадлежал к цепи предметов чувственного опыта, то в таком случае он, как и явления, сам в свою очередь был бы обусловлен. Однако отнесённость человека к Абсолюту мы стремились познать на основе человеческого опыта. Анализируя типы отнесённости человека к Абсолюту, мы имели в виду соображение Г. В. Ф. Гегеля, что «опровержение не должно идти извне, т. е. не должно' исходить из допущений, которые находятся вне опровергаемой системы и которым она не соответствует"1. Важной методологической основой исследования явилось представление, что учение об Абсолюте закладывает онтологический фундамент любой мировоззренческой позиции.

Теоретической основой исследования являются, главным образом, произведения классиков мировой философской мысли, индийской, китайской, античной, средневековой арабской и европейской философии, философии Нового времени, немецкой классической философии и др. В целях реконструкции основных типов отнесённости человека к Абсолюту диссертантом проанализированы тексты гностиков, Платона, Секста Эмпирика, Д. Юма и др.- Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина, М. Экхарта, Г. Паламы, Н. Кузанского, С. Л. Франка и др.- Парменида, Плотина, Прокла, Ибн Араби, Шанкары, Б. Спинозы, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. Брэдли, М. Хайдеггера и др.- Бхартрихари, Гаутапады, Аврелия Августина, Фомы Аквинского и др.- Аристотеля, Эпикура, Р. Декарта, Д. Толанда, А. Коллинза, Ф. Вольтера и др.- Эмпедокла, Л. Фейербаха, М. Штирнера, К. Маркса, Ф.

1 Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х т. Т. 3. — М., 1972. — С. 13.

Ницше, Н. Бердяева и др.- Протагора, Сюнь-цзы, Хань Юя, Ж.-П. Сартра, Э. Левинаса и др. В работе также широко использованы результаты теоретических исследований, осуществлённых современными отечественными и зарубежными философами.

Научная новизна и результаты исследования могут быть зафиксированы в следующих положениях:

— установлено, что в отличие от негативных концептуализаций позитивная (катафатическая) концептуализация Абсолюта создаёт условия прояснения философско-онтологического статуса человека;

— обоснована необходимость осмысления человеческого бытия относительно действительности Абсолюта одной из актуальных задач философии;

— выявлены философско-методологические границы отнесённости человека к Абсолюту: от абсолютного неутверждения реальности Абсолюта до абсолютного утверждения нереальности Абсолюта;

— предложена развёрнутая типология отнесённости человека к Абсолюту, являющаяся результатом трех подходов к проблеме: радикального отрицания познаваемости Абсолюта (агностицизм, скептицизм), нерадикального отрицания познаваемости Абсолюта (апофатизм), утверждения познаваемости по-разному трактуемого Абсолюта (пантеизм, теизм, деизм, антропотеизм, 'нереалистичный гуманизм);

— раскрыта онтологическая несостоятельность нереалистичного гуманизма как тенденции мировоззренческого характера, которая настаивает на ирреальности Абсолюта и тем самым его элиминирует.

Научно-теоретическая и практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что его результаты позволяют глубже выявить фундаментальные особенности человеческого бытия, прояснить антропологические перспективы различных типов философии Абсолюта, способствуют выработке онтологических оснований достойного человека мировоззрения. Разработанная типология отнесённости человека к Абсолюту может служить методологическим инструментарием для онтологического анализа различных философских учений. Концептуальное' рассмотрение антропотеизма как учения об отнесённости человека, к Абсолюту стимулирует давно назревшую необходимость появления соответствующих статей в философских словарях и энциклопедиях.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы также в процессе преподавания общего курса философии, в чтении проблемных лекций и при разработке специального курса по онтологии человека.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на Всероссийской научной конференции «Единство онтологии, теории познания и логики», посвященной 400-летию со дня рождения Р. Декарта и 100-летию со дня рождения С. А. Яновской (Уфа, 1996) — на конференции «Бытие: как мы его понимаем» (Уфа, 1998) — на конференции «Язык науки на рубеже XXI века», посвященной 200-летию со дня рождения О. Конта (Уфа, 1998) — на Всероссийской конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий» (Уфа, 1999). Автор выступал с докладами на постоянно действующем методологическом семинаре профессора А. Ф. Кудряшева «Проблема обоснования знания» при кафедре философии Башкирского государственного университета (1994, 1995, 1996, 1997″, 1998, 1999) — на межвузовском семинаре «Мировоззренческие поиски современности» (1995, 1996, 1997, 1998, 1999) — принимал участие в Первом «Человек-Философия-Гуманизм» (4−7 июня 1997, Санкт-Петербург) и Втором «XXI век: будущее России в философском измерении» (7−11 июня.

1999, Екатеринбург) Российских Философских Конгрессах. Результаты исследования были также апробированы на семинарских занятиях по философии на факультете романо-германской филологии Башкирского государственного университета. По теме диссертации опубликовано семь работ (статьи и тезисы докладов на конференциях).

Диссертация была обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Башкирского государственного университета 20 октября 1999 года.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из «Введения», трёх глав, «Заключения» и списка использованной литературы, включающего 278 наименований, каждая глава сопровождается краткими экспозицией и заключением.

Заключение

.

Выполнив данное исследование, а именно, проанализировав проблему отнесённости человека к Абсолюту в логико-концептуальном аспекте, выявив актуальность исследований в данном направлении в связи с потребностью человека в уяснении своего онтологического статуса и обсудив недостатки односторонних решений поставленной проблемы, можно заключить следующее.

1. Такую онтологию, которая предполагает достижимость описания Абсолюта независимо от бытия человека, едва ли можно признать состоятельной: онтологи должны признать фундаментальное значение антропологии для обоснования значимости философской онтологии для человека.

2. Человеку предпочтительнее не просто и не только измерять себя тем, что безусловно, но человеку следует измерять себя в том, что безусловнотем самым человек, являющийся частью безусловного-Абсолюта, выясняет своё место в Нём, свой онтологический статус. Даже если Абсолют непознаваем человеком как существом конечным и относительным, главное усилие человеческого познания может и должно быть направлено на самопознание, в основе которогопознание своего места в Абсолюте.

3. Если исходить из описания проблемы отнесённости человека к Абсолюту при помощи категорий «трансцендентное» (запредельное человеку, потустороннее) и «имманентное» (необходимо присущее человеку, неотъемлемое) в решении проблемы выделяются три подхода: согласно агностицизму и скептицизму Абсолют совершенно трансцендентен человеку, апофатическому — трансцендентно-имманентен, катафатическому — Абсолют имманентен человеку.

4. Оценивая перспективы построения онтологической антропологии, катафатическую следует назвать конструктивной, апофатическую — неконструктивной, агностическую и скептическуюдеконструктивной позицией в вопросе об отнесённости человека к Абсолюту.

5. В рамках философской критики отрицания отнесённости человека к Абсолюту выделены две позиции:

1)Агностицизм, скептицизм. Человек и Абсолют совершенно не соотносятся. Человек не постигает Абсолют. Между человеком и Абсолютом «стенка», завеса. Абсолют есть абсолютно несоизмеримое.

2)Апофатический подход. Человек и Абсолют не соотносятся. Человек пытается постигнуть Абсолют, но никогда не постигает. Абсолют всегда ускользает. Между человеком и Абсолютом нет «стенки», завесы. Абсолют есть безмерное.

6. Утверждение отнесённости человека к Абсолюту (катафатический подход) исходит из того, что человек и Абсолют соотносятся. Человек постигает Абсолют. Абсолют есть абсолютномерное, соизмеримое. В рамках философского обоснования утверждения отнесённости человека к Абсолюту выделено пять позиций.

1) Пантеизм. Абсолют — «Всё» — объемлет и человеческое, и нечеловеческое. Человек растворён в Абсолюте. Человек — фрагмент Абсолюта.

2) Теизм. Абсолют двоится на «Бога» и «мир». Повышение онтологического статуса человека — открывается самобытие человека.

3) Деизм. Абсолют устраняется из мира. Дальнейшее повышение онтологического статуса человека. Человек может даже стать господином мира, но не господином над миром.

4) Антропотеизм. Абсолют есть не что иное как порождение, воплощение самого человека. На предельной ступени антропотеизма человек — это Абсолют.

5) Нереалистичный гуманизм. Человек делает попытку выйти за пределы Абсолюта. Эта попытка всегда деструктивна. Крушение Абсолюта оказывается крушением человека.

7. Предложенная типология охватывает весь универсум представлений человека об отнесённости человека к Абсолюту, но по «ширине», а не по «глубине», от абсолютного неутверждения реальности Абсолюта (агностицизм, скептицизм) до абсолютного утверждения нереальности Абсолюта (нереалистичный гуманизм), т. е. имеет главным образом методологическое значение. Множество частностей, конкретных представлений человека об Абсолюте, об отнесённости человека к Абсолюту, осознано выпущено из рассмотрения.

8. Выявленные типы отнесённости человека к Абсолюту, утверждения-и-отрицания человеком Абсолюта, суть умопостроения, а не объекты, обнаруживаемые в реальном религиозном или философском процессе. Ни одна историческая религия, ни одна философская доктрина не репрезентируют в чистом виде какой-то тип. Все философские учения, какие знала история философии, соучаствуют в двух или даже нескольких, иногда и во всех типах.

В качестве итогов и одновременно перспектив дальнейшего исследования проблемы отнесённости человека к Абсолюту и других философских проблем, непосредственно затрагиваемых решением данной проблемы, отметим следующее.

1. Обоснование человеческого бытия относительно действительности того, что само по себе не нуждается ни в каких основаниях, т. е. действительности Абсолюта, является важнейшей задачей философии. Проблема абсолютной реальности и причастности к ней реальности человеческой была и останется основополагающей почти для всех философских учений.

2. Ближайшие перспективы в исследовании данной темы связаны:

1)с дальнейшим прояснением семантически спорных понятий «бытие», «всё», «ничто», «единое» и других, что повлечёт за собой уточнение понятия «Абсолют»;

2) с выявлением различных форм отнесённости человека к Абсолюту, что обеспечит более объёмное видение проблемы. Данные типы отнесённости человека к Абсолюту обнаруживают себя в традиции через многообразие форм, поэтому не представляют собой вполне конкретные онто-антропологические позиции, но каждая из них закладывает фундамент для целого ряда версий антропологической онтологии;

3)с развёртыванием предложенной типологии отнесённости человека к Абсолюту в качестве методологического инструментария при анализе реального философского процесса, что продемонстрирует и повысит её эвристические возможности. Ибо любая философская проблема приобретает свой определенный специфический смысл в зависимости от контекста той или иной системы, того или иного философского учения, в которых она рассматривается;

4)с разработкой гносеологических, антропологических и иных аспектов отнесённости человека к Абсолюту, обусловленной тем, что проведённое исследование носит прежде всего онтологический характер;

5) с расширением предложенной типологии за счёт использования, наряду с категориями «человек» и «Абсолют», категорий «мир» и «общество». Это сделает анализ проблемы отнесённости человека к Абсолюту более многомерным.

3. Дальнейшая разработка проблемы отнесённости человека к Абсолюту должна, в конечном счете, привести к созданию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. — СПб., 1998.
  2. Абсолют // Краткий словарь по философии. М., 1970.
  3. Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1992.
  4. Августин Блаженный. О граде Божием в двадцати двух книгах. Том I IV. — М., 1994.
  5. Авеста в русских переводах (1861 1996). — СПб., 1997.
  6. Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991.
  7. Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз. -М., 1981.
  8. Д. Роза мира. М., 1991.
  9. Антология мировой философии. Т. I, ч. 2. Философия древности и средневековья. М., 1969.
  10. Апокрифы древних христиан. Исследования, тексты, комментарии. М., 1989.
  11. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1.-М., 1975.
  12. В.У. О природе философского знания: Критика соврем, буржуаз. концепций. М., 1978.
  13. Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.
  14. О. Поиски Абсолюта // Бальзак О. Собр. соч. В 10-ти т. Т. 10. М., 1987.
  15. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.
  16. H.A. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб., 1996.
  17. H.A. О назначении человека. М., 1993.
  18. H.A. Философия свободного духа. М., 1994.
  19. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. -М., 1989.
  20. H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
  21. Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М., 1990.
  22. В.В. Мир. Томск, 1995.
  23. В.В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. № 7.
  24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1993.
  25. A.C. Диалектический логос: Становление античной диалектики. М., 1982.
  26. В.М. Скептицизм в философии. М., 1990.
  27. Бонгард-Левин Г. М., Герасимов A.B. Мудрецы и философы древней Индии. М., 1975.
  28. В.Н. Методологические принципы гносеологической концепции классического марксизма. Уфа, 1997.
  29. Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
  30. Бохеньский, Юзеф. Сто суеверий: Крат, филос. словарь предрассудков. М., 1993.
  31. Дж. О героическом энтузиазме. Киев, 1996.
  32. М. Два образа веры. М., 1995.
  33. С.Н. Карл Маркс как религиозный тип (Его отношение к религии человекобожия Л. Фейербаха) // Булгаков С. Н. Сочинения в двух томах. Т. 2. Избранные статьи. М., 1993.
  34. С.Н. Религия человекобожия у JI. Фейербаха // Булгаков С. Н. Сочинения в двух томах. Т. 2. Избранные статьи. М., 1993.
  35. С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения.- М., 1994.
  36. Буржуазная философия кануна и начала империализма. -М., 1977.
  37. М.Ф., Кричевский A.B. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993.
  38. A.B. Эволюция пантеизма и его роль в современных религиозно-философских концепциях. Киев, 1978.
  39. О. Последние слова. Киев, 1995.
  40. В.М. Прощание с Марксом (Алгоритмы истории).- М., 1993.
  41. В.Э. Бесконечность и Абсолют // Бесконечность в математике: философские и исторические аспекты. -М., 1997.
  42. Ф. Философские сочинения. М., 1988.
  43. Вопросы Милинды. М., 1989.
  44. .П. Этика преображенного Эроса. М., 1994.
  45. . П. Этика Фихте. М., 1914
  46. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
  47. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
  48. .С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов, 1981.
  49. Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник' 88. М., 1988.
  50. Ф. Избранное в 2 т. Т. 2. М., 1978.
  51. Гегель Г.-В.-Ф. Наука логики. Т. 1 3. — М., 1970 — 1972.
  52. Гегель Г.-В.-Ф. Соч. Т. X. М.- Л., 1935.
  53. Гегель Г.-В.-Ф. Феноменология духа. СПб., 1992.
  54. Гегель Г.-В.-Ф. Философия религии. В 2 т. Т. 1 2. — М., 1976 — 1977.
  55. Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1−3. -М., 1975 1977.
  56. Гёте. Фауст // Гёте. Собр. соч. В 10 т. Т.2. М., 1976.
  57. Л.М. Космическая триада Живой Этики // Пути восхождения. М., 1995.
  58. Я.Э. Логика мифа. М., 1987.
  59. Т.Н. Философия Николая Гартмана (критический анализ основных проблем онтологии). Л., 1969.
  60. .Л. Современная католическая философия: человек и история. М., 1988.
  61. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1994.
  62. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
  63. Р. Сочинения. В 2 т. Т. 1−2. М., 1989 — 1994.
  64. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.
  65. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972.
  66. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т. Т.1.2. М., 1972 — 1973.
  67. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.
  68. А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
  69. А.Л. Учение досократиков О бытии. М., 1980.
  70. И.И. Концепция Абсолюта в русской философии (Вл. Соловьёв и его философские наследники) // Вестник РГНФ. 1997. № 1.
  71. М.В. Критика гносеологии современного неотомизма. М., 1971.
  72. М.В. Предмет философии в истории философии. Предыстория. М., 1981.
  73. Э. Философ и теология. М., 1995.
  74. Западная философия: итоги тысячелетия. Екатеринбург, 1997.
  75. В.В. История русской философии. В 2 т. Л., 1991.
  76. Г. Избранное. Том первый. Философия культуры. М., 1996.
  77. А.Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. В 2 т. Т. 1. М., 1994.
  78. Ибн ал-Араби. Мекканские откровения (ал-Футухат ал-маккийя). СПб., 1995.
  79. Э.В. Философия и культура. М., 1991.
  80. И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
  81. И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В двух томах. СПб., 1994.
  82. Н.В. Слово, творящее мир. От ранней веданты ккашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. -М., 1996.
  83. Н.В. Шанкара и индийская философия. М., 1991.
  84. Историко-философский ежегодник'87. — М., 1987.
  85. История философии: Запад Россия — Восток. Кн. 1−2. -М., 1995 -1996.
  86. Г. Гностицизм (Гностическая религия). СПб., 1998.
  87. В.А. Диалектико-материалистическая концепция самодвижения и её современные проблемы. Томск, 1982.
  88. А. Бунтующий человек. М., 1990.
  89. И. Собр. соч. В восьми т. Т. 3 4. — М., 1994.
  90. Т. Теперь и прежде. М., 1994.
  91. Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994.
  92. Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. -М., 1992.
  93. Кефалайа («Главы»). Коптский манихейский трактат. М., 1998.
  94. Ю.А. Абсолютное в человеческом бытии. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. -Омск, 1998.
  95. Ю.А. Абсолютное и человеческое. Омск, 1998.
  96. Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989.
  97. Ю.А. Философский теизм. Типология современных форм. М., 1993.
  98. Книга мистических указаний и предупреждений. Лейден, 1892. (На араб, яз.)
  99. Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.
  100. Н.И. Запад и Восток. М., 1972.
  101. И.В. Критика абсолютного идеализма Ф. Г. Брэдли (Пробл. реальности). Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1989.
  102. B.C. Классическая веданта и неоведантизм. -М., 1983.
  103. С. Б. Кузнецов В.И. Мировоззренческие категории в современном естествознании. Киев, 1983.
  104. В.А. Личная метафизика надежды и удивления. -М., 1993.
  105. А.Ф. Бесконечность в себе // Бесконечность в математике: философские и исторические аспекты. М., 1997.
  106. А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. Свердловск, 1988.
  107. Н. Сочинения. В 2 т. Т. 1−2. М., 1979 -1980.
  108. В.Н. Западноевропейская философия XVII в. -М., 1986.
  109. Т. А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии (онтологический аспект). М., 1979.
  110. Ю. И. Синтез науки и религии // Вопросы философии. 1999. № 2.
  111. Культурология. XX век: Антология. М., 1995.
  112. М.С. Эволюция принципа объективности. Уфа, 1998.
  113. С. Страх и трепет. М., 1993.
  114. В.В. Становление философского сознания нового времени. М., 1987.
  115. .О. де. Сочинения. М., 1985.
  116. Э. Время и Другое // Патрология. Философия. Герменевтика. СПб., 1992.
  117. Э. Время и Другой. Гуманизм Другого человека. СПб., 1998.
  118. Э. Значение и смысл // Онтология. Эстетика. Религиозная философия. Вып. 2. СПб., 1993.
  119. Г. В. Сочинения. В 4 т. Т. 1- 4. М., 1982 — 1989.
  120. Л.В. Семантическая Вселенная // Вестник МГУ, сер.7, философия. 1994. № 2.
  121. А.Ф. ИАЭ. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.
  122. А.Ф. ИАЭ. Высокая классика. М., 1974.
  123. А.Ф. ИАЭ. Итоги тысячелетнего развития. В 2-х книгах. Книга 1. М., 1992.
  124. А.Ф. ИАЭ. Поздний эллинизм. М., 1980.
  125. А.Ф. ИАЭ. Последние века. Книги I II. — М., 1988.
  126. А.Ф. ИАЭ. Ранний эллинизм. М., 1979.
  127. А.Ф. Личность и Абсолют. М., 1999.
  128. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  129. А.Ф. Форма Стиль — Выражение. — М., 1995.
  130. Н.О. Мир как органическое целое // Лосский И. О. Избранное. М., 1991.
  131. Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991.
  132. A.B. Философия Иоганна Готлиба Фихте. -Оренбург, 1997.
  133. A.B., Серегин A.B. Русская философия в светедвух тенденций развития метафизики Абсолюта // Культура философствования: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научной конференции. Уфа, 1998.
  134. Дж. Г. История философии. С приложением статьи В. Д. Вольфсона. О жизни и учении Шопенгауэра и Гартмана. СПб., 1897.
  135. Г. Г. Формирование средневековой философии: Латин. патристика. М., 1979.
  136. Ю.В. Судьба бытия // Вопросы философии. 1993.10.
  137. Маритен Жак. Философ в мире. М., 1994.
  138. К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 1,3. М., 1955.
  139. Материалисты древней Греции. М., 1955.
  140. С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. М., 1966.
  141. Мировоззренческие поиски современности (тематический сборник). Уфа, 1998.
  142. Мистическое богословие. Киев, 1991.
  143. Н.С. Рациональное и иррациональное. Историко-теоретический очерк. М., 1985.
  144. Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.
  145. И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М. 1969.
  146. К.И. Критика антропологического обоснования религии. М., 1989.
  147. Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1−2. М., 1990.
  148. Новейший философский словарь. Минск, 1999.
  149. Д.А. Гносеологические и методологическиеоснования категории «материя». Уфа, 1995.
  150. И. Математические начала натуральной философии. М., 1989.
  151. Обоснование и культура: Сборник научных статей. Уфа, 1995.
  152. Олдос Хаксли. Вечная философия. М., 1997.
  153. О небесной иерархии. -М., 1994.
  154. Основы онтологии. СПб., 1997.
  155. Ошо Раджниш. Пульсация абсолюта. М., 1993.
  156. А.Н. Антропный космологический принцип и европейская рациональность // Вестник РГНФ. 1996. № 1.
  157. Н.З. Критика догматизма, скептицизма и релятивизма. М., 1973.
  158. Платон. Собр. соч. В 4 т. Т. 1 4. — М., 1990 -1994.
  159. Плотин. Эннеады. Киев, 1995.
  160. Г. Открытость бездне. Нью-Йорк, 1989.
  161. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  162. Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.
  163. Прокл. Первоосновы теологии. Тбилиси, 1972.
  164. Р. Критика неотомизма. M., 1975.
  165. С. Индийская философия. В 2 т. Т. 1−2. -М., 1993.
  166. . История западной философии. Кн. 1−3. -Новосибирск, 1994.
  167. П.А. Человек в зеркале философии // Вестник МГУ, сер.7, философия. 1998. № 2.
  168. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1−4. СПб., 1994 -1997.
  169. И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. -М., 1972.
  170. Росторгуев Алексей. Интуиция абсолюта в’поэзии Иосифа Бродского // Звезда. 1993 (1). СПб.
  171. Руссо Ж.-Ж. Избр. соч. В 3 т. Т.1. М., 1961.
  172. Н.С. Факт. Бытие. Познание. Екатеринбург, 1994.
  173. .П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. — М., 1990.
  174. В. И. Кармин A.C. Конечное и бесконечное. Философский аспект проблемы. М., 1966.
  175. Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения. М., 1986.
  176. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., 1995.
  177. Секст Эмпирик. Сочинения. В 2 т. Т. 1−2. М., 1976.
  178. JI.B. Возвращение эзотеризма? // Октябрь. 1996.3.
  179. Смысл жизни: Антология. М., 1994.
  180. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
  181. Современный философский словарь. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск, 1998.
  182. В.В. Европейская философия XV XVII в. — М., 1984.
  183. В.В. Философия Спинозы и современность. М., 1967.
  184. B.C. Критика отвлеченных начал // Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. Т.1. М., 1990.
  185. Г. Г. О роли сомнения в познании. Алма-Ата, 1976.
  186. Софисты. Вып. 1. Баку, 1940.
  187. . Избранные произведения. В 2 т. Т. 1−2. М., 1957.
  188. П. Избранное: Теология культуры. М., 1995.
  189. П. Систематическое богословие (том I, II- части I, II и III). СПб., 1998.
  190. Е.Г. Рассказанное Я: Проблема персональной идентичности в философии современности. Екатеринбург, 1995.
  191. Трубников Николай. От зверя к Богу (читая «Смысл истории» Н. Бердяева) // Общественные науки и современность. 1995. № 5.
  192. А. Избранные работы по философии. М., 1990.
  193. А.И. Вещи, свойства и отношения. М., 1963.
  194. Упанишады. В 3 кн. Кн. 1 3. — М., 1992.
  195. Л. Избранные философские произведения. В 2 т. Т. 1 2. — М., 1955.
  196. Л. История философии. Собрание произведенийв трех томах. Т. 1. М., 1967.
  197. Л. Сочинения. В 2 т. Т. 1 2. — М., 1995.
  198. Ю.М. Сумма антропологии. Кн. 1. Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Новосибирск, 1994.
  199. Ю.М. Сумма антропологии. Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. Тюмень, 1995.
  200. Философия и современность: мысли, понятия, идеи. -Уфа, 1999.
  201. Философия культуры'98: Сборник научных статей. -Самара, 1998.
  202. Философия, религия, искусство: проблема абсолюта и идеала. Сборник научных статей. М., 1998.
  203. Философская энциклопедия в 5 томах. Т. 1. М., 1960.
  204. Философские письма Кинди. Каир, 1950. (На араб, яз.)
  205. Философский словарь. М., 1991.
  206. В.Н. Время, бытие, человек. Уфа, 1992.
  207. В.Н. Лекции по философии. Уфа, 1998.
  208. Фихте И.-Г. Сочинения. В 2 т. Т. I И. — СПб., 1993.
  209. П.А. Т. 1. Столп и утверждение истины. Т.2. У водоразделов мысли. М., 1990.
  210. Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник'88. М., 1988.
  211. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989.
  212. С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990.
  213. С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.
  214. С.Л. Реальность и человек. М., 1997.
  215. С.JI. С нами Бог // Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.
  216. B.C. Антропокреация абсолюта // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7−11 июня 1999 г.): В 4 т. Т. 3: Философская антропология и философия культуры. 4.1. -Екатеринбург, 1999.
  217. B.C. Философское понятие истины. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Уфа, 1993.
  218. М. Бытие и время. М., 1997.
  219. М. Введение в метафизику. СПб., 1997.
  220. М. Время и бытие. М., 1993.
  221. М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.
  222. М. Положение об основании. Статьи и фрагменты. СПб., 1999.
  223. М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
  224. М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
  225. Херрманн Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Томск, 1997.
  226. В. Гении философии нового времени. М., 1992.
  227. С.С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихастской традиции // Вопросы философии. 1998. № 3.
  228. С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
  229. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1 3. — М., 1993 — 1995.
  230. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.
  231. Чжуан-цзы. Ле-цзы. М., 1995.
  232. Шанкара Атмабодха // Идеологические течения современной Индии. М., 1965.
  233. А.Л. Историография с древнейших времен по XVIII век. Курс лекций. Л., 1982.
  234. Т. Феномен человека. М., 1987.
  235. М. Избранные произведения. М., 1994.
  236. П.Б. Триумф жизни. Избранные философско-политические и атеистические произведения. М., 1982.
  237. Шеллинг Ф.-В.-Й. Сочинения в двух томах. Т. 1−2. М., 1987.
  238. Л. Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления. Л., 1991.
  239. Л. Сочинения в 2-х томах. М., 1993.
  240. А. О четверояком корне. Мир как воля и представление. Т. I. Критика кантовской философии. -М., 1993.
  241. А. О воле в природе. Мир как воля и представление. Т. II. М., 1993.
  242. Г. Г. Философские этюды. М., 1994.
  243. Шри Ауробиндо. Синтез Йоги. М., 1993.
  244. М. Единственный и его достояние. М., 1907.
  245. М. Единственный и его собственность. -Харьков, 1994.
  246. М. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991.
  247. М. Космос и история. Избранные работы. М., 1987.
  248. Это человек: Антология. М., 1995.
  249. Юм Д. Сочинения в двух томах. Т. 1 2. — М., 1965.
  250. Язык науки XXI века: Материалы научной конференции. -Уфа, 1998.
  251. Г. Эмпедокл: философ, врач и чародей. Киев, 1994.
  252. К. Философская вера // Ежегодник философского общества СССР. 1989 1990. Человек и человечество: духовные традиции и перспективы. — М., 1990.
  253. Absolutes und Relatives // Buhr M., Kosing A. Kleines Worterbuch der Marxistisch Leninistischen Philosophie. — Berlin, 1982.
  254. Bradley F.H. Appearance and reality. A metaphisical essay. -L., 1920.
  255. Contemporary Classics in Philosophy of Religion. La Salle, 1991.
  256. Coreth E. Was ist der Mensch? Innsbruck- Wien- Munchen, 1973.
  257. Hengstenberg H.-E. Philosophische Anthropologie. -Stuttgart, 1957.
  258. Huber G. Das Sein und das Absolute. Basel, 1955.
  259. James W. A pluralistic Universe. New-York, 1909.
  260. Majetschak St. Die Logik des Absoluten. Spekulation und Zeitlichkeit in der Philosophie Hegels. Berlin, 1992.
  261. Middleton Ch. Selected letters of Fr. Nietzsche. Chicago, 1969.
  262. Morbey G.E. Philosophy and religion in Paul Tillich // Proceedings of the XVth World Congress of philosophy. 5. Sofia, 1975.
  263. Moller I. Einleitung: Der unbewaltigte Gott der Philosophen // Der Streit um den Gott der Philosophen. Dusseldorf, 1985.
  264. New essays in philosophical theology. New-York, 1955.
  265. Newman. Infallibility // An Anthology of World prose.1421. New-York, 1935.
  266. Royce J. Studies of good and evil. New-York, 1915.
  267. Royce J. The World and the Individual. Vol. I II. — New-York, 1899−1900.
  268. Schelling F. W. J. Philosophie der Offenbarung. Frankfurt a. M. — 1993.
  269. The British classical authors. Select specimens of the national literature of England with biographical and critical sketches. Poetry and prose. By L. Herrig. Brunswick, 1868. «
  270. The Oxford Dictionary of Philosophy. Simon Blackburn. -Oxford. New-York, 1994.
Заполнить форму текущей работой