Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образовательная система как путь социализации личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научно-методическим центром НИИ ФО НГПУ г. Новосибирска под руководством Н. В. Наливайко ведется работа по формированию концепции философии образования XXI века, философскому осмыслению тенденций развития отечественного образования в изменяющейся России в контексте ч радикальной трансформации социума и современной социокультурной ситуации. Предпринимается попытка интеграции философии, теории… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
    • 1. 1. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ЯВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 2. СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
    • 1. 3. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    • 2. 1. СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК СЛЕДСТВИЕ СМЕНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ РОССИИ
    • 2. 2. НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 2. 3. СОЦИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — БАЗИС РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Образовательная система как путь социализации личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Анализ современной социокультурной ситуации свидетельствует, что необходима модернизация форм и методов образовательной деятельности и выработка новых ориентиров образования. Это обусловлено спецификой социального развития постсоветской России, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественно-политической жизни страны в условиях конституционно закрепленного курса на построение демократического, гражданского и экономически самостоятельного правового государства.

Процесс трансформации российского общества сопровождается сложными и противоречивыми тенденциями вследствие системного кризиса всего общества. Надежды на выход из кризиса образовательной системы России во многом связаны с переосмыслением роли личности, включенной в образовательный процесс в качестве субъекта и, одновременно, выполняющей все более ответственные социальные функции в процессе становления информационного общества.

Развитие образования в России представляется как процесс, включающий в себя не только сохранение достижений российской системы образования, не только приемлемое для нее вхождение в мировую образовательную систему в рамках Болонского соглашения, но и направленный на становление личностнои социально-ориентированного элементов гражданского образования, а также непрерывного метаобразования, обеспечивающих формирование личности, способной к реализации своего потенциала в сложном меняющемся мире на основе опережающих знаний и действий, что предполагает соответствующий уровень научного обеспечения с участием ученых различных направлений.

Сегодня общепризнано, что идет процесс постепенного перехода ряда высокоразвитых стран от индустриального к информационному (постиндустриальному) обществу. Исследователи информационного общества (Д. Белл, Э. Тоффлер и др.) полагают, что главное отличие информационной цивилизации от индустриальной состоит в наличии у государства высококвалифицированных дипломированных специалистов, ответственных перед собой, перед своей страной и всем миром за результаты своего труда. Поэтому образование становится той ключевой сферой, которая гарантирует не только развитие всех социальных институтов, но и саму государственную безопасность.

Для исследования проблем образования в онтологическом, аксиологическом и праксиологическом аспектах необходим их всесторонний анализ, что предполагает выявление методологического значения философии образования. В современных условиях на повестку дня ставится вопрос о механизме, который смог бы обеспечить переход от социально-философских оснований развития современного образования к системным концепциям образовательных систем, отвечающим потребностям развития личности и общества.

Происходящее в России формирование региональных комплексов и региональных связей, а также качественные отличия, вызванные социальными, демографическими, культурными и национальными факторами, в значительной степени затронули образовательную систему, поскольку образование является неотъемлемой частью общественного развития и культуры. Процесс регионализации образования активизировал социально-инновационную деятельность в образовательной сфере, а также поиск новых приемов, форм и методов управления, которые должны быть присущи новому субъекту управления для выполнения своих социальных функций. Все это определяет важность проблем, поднимаемых в диссертационном исследовании.

Степень разработанности темы. В настоящее время философия образования оформляется в особую область знания — в самостоятельную область социальной философии. Исследования, которые ориентируются на раскрытие социальных функций образования, выявление особенностей взаимодействия образовательного института с обществом, проводят такие ученые, как С. С. Батенин, И. С. Вейланд, В. М. Видгоф, Б. С. Гершунский, В. А. Дмитриенко, Дж. Боткин, JI.H. Коган, Ф. Г. Кумбс, Н. С. Ладыжец [116],.

Е.С. Ляхович, Н. В. Наливайко, И. А. Пфаненштиль, Н. С. Розов [173], Б. Саймон, В. Н. Турченко, М. Хайгер и др. Появляются работы философов в отдельных регионах России, ставящие своей задачей проанализировать взаимовлияния между образовательными учреждениями и социальной сферой. Проблема взаимодействия социокультурной среды и личности в системе непрерывного образования в последнее время исследуется многими учеными [3,30, 190, 196,215].

Концепция региональной подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования обсуждается в статьях И. И. Кондратко [105, 106]- А. П. Беляевой [12], проблемы образования исследуются J1.B. Левчуком [117, 118] и А. А. Грековым, В. И. Гончаровым, П. К. Одинцовым, проблемы последипломного образования — Э. А. Машутиным [134]. Перспективам развития системы непрерывного образования посвящены исследования B.C. Гершунского [43, 44].

Философско-социологические труды создают теоретическую основу для изучения образовательного пространства, рассмотрения объект-субъектных и субъект-субъектных взаимосвязей, выявляющих сущность управляющего воздействия: работы Г. С. Арефьевой, A.M. Гендина [37, 38], М. С. Кагана [84], И. С. Кона, В. А. Лекторского, К. Н. Любутина, А. Н. Фалалеева, Г. П. Щедровицкого [212]. Методологические представления о том, как складываются региональные образовательные системы, основываются на идеях, изложенных в научных работах М. М. Бахтина, B.C. Библера [15], М. Бубера, В. И. Журавлева, К. Ясперса и др.

Исследования современного состояния образовательных систем нашли отражение в работах методологического характера Ю. К. Бабанского, М. И. Кондакова, Л. И. Новиковой, З. Л. Загуменного, B.C. Ильина, М. М. Поташника [161, 162], П. И. Третьякова [193], П. Т. Фролова.

Современные исследования, представляющие образование как сложную систему, требующую адекватных методов управления, отражены также в трудах Ю. К. Конаржевского, И. К. Шалаева, Т. И. Шамовой [208], идеи в области управления целостным образовательно-воспитательным процессом изложены в работах М. И. Шиловой.

Проблемы ценностных ориентиров и принципов формирования новых образовательных систем и связанных с ними технологий и практик, проблемы формирования нового образовательного подхода отражаются в трудах разных авторов, таких как Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Д. Дьюп, М. Бубер. Среди отечественных исследователей это направление также представлено достаточно разносторонне [15, 75, 80, 109, 126, 127, 128, 207].

В работах О. В. Долженко [59, 60], Ф. Т. Михайлова, Н. Н. Пахомова,.

A.Прохорова, В. М. Розина [171], В. Рузина, А. Н. Тубельского рассматриваются способы включенности образования в личностные смыслы человека.

В ходе работы над диссертацией проявилась специфика её направленности, которую можно охарактеризовать как социологию образования. Определенный вклад в это направление осуществлен в работах Ю. А. Жданова [70], С. В. Резванова [170], Е. В. Бондаревской [20, 21, 22]- В. Слободчикова [184],.

B.М. Розина, И. Зарецкой, А. В. Сиволапова [181], О. Федоровой [197] и др.

Чрезвычайно важным представляется социологический подход к проблемам образования, присущий А. Дистервегу [54], С. И. Гессену [45], И. П. Подласому [155], B.C. Ледневу [119]. Вышеперечисленные авторы видят диалектику образовательного процесса в передаче культурного наследия новым поколениям. У В. И. Шадрикова [207] мы встречаем взгляд на образование как на механизм развития культуры.

Проблемы регионального развития образования рассматривают Ю. Ф. Абрамов, В. И. Кудашов, JI.M. Андрюхина и некоторые другие ученые [1,6, 117, 176].

Представляют интерес исследования по различным аспектам образовательной реформы: исследования М. Богуславского и М. Фишера [18], А. И. Ковалевой [98], Э. Д. Днепрова [56, 57, 58], В. А. Болотова, в работе.

В.И.Жукова [71] рассмотрены общие проблемы развития образования, П. Н. Тищенко [189] раскрывает региональный аспект данной проблемы, сравнительному анализу образовательных подходов посвящены исследования А. П. Валицкой [25], И. А. Колесниковой [101], Г. Ф. Карповой [89].

Научно-методическим центром НИИ ФО НГПУ г. Новосибирска под руководством Н. В. Наливайко ведется работа по формированию концепции философии образования XXI века, философскому осмыслению тенденций развития отечественного образования в изменяющейся России в контексте ч радикальной трансформации социума и современной социокультурной ситуации. Предпринимается попытка интеграции философии, теории образования, науковедения, психологии, социологии и других дисциплин с целью создания концепции философии образования с четко обозначенными границами своей предметности, отрефлексированным методом в анализе проблем образования, понятийным аппаратом.

В русле темы диссертации находится точка зрения Х. Г. Тхагапсоева [195] о смене образовательного подхода в целях преодоления противоречия между целостностью культуры и технологией ее фрагментарного воспроизводства через «знаниевый» тип обучения. Нами проанализированы работы М. В. Кларина [96, 97], В. В. Серикова [180], В. Т. Фоменко и И. В. Абакумовой [200], посвященные личностно-ориентированному образованию.

В последнее время ученые особое внимание обращают на разработку философско-методологических основ непрерывного образования [27, 31, 93,.

149]. Хотя, на наш взгляд, недостатком данных монографий явилась малая разработанность культуросообразного и инновационного аспектов непрерывного образования.

Проблемам педагогической инноватики посвящены многочисленные исследования [4, 32, 33, 39, 41, 42, 65, 102, 111, 130, 138, 139, 148, 178, 204, 205, 211, 216], авторы которых, как правило, рассматривают нововведения с методологических позиций. Однако к недостаткам данных работ можно отнести отсутствие в них социокультурного аспекта.

Анализ литературы показал, что хотя и существует серьезная теоретико-методологическая основа для изучения процессов развития образования, социально-философские проблемы активизации функции социализации образовательных систем педагогической наукой по-настоящему не осознаны. В научной литературе они представлены в виде эмпирического описания некоторой совокупности фактических данных. ч.

Несмотря на широкий спектр исследований, связанных с развитием образования, в литературе недостаточное внимание уделяется социально-философским основаниям развития образования, связанным с сущностными характеристиками современного глобального и регионального развития и местом человека в информационном (постиндустриальном) мире. Требует более глубокого раскрытия специфика образовательной ситуации вообще и основных принципов функционирования и эволюции образовательных знаний в связи с современными тенденциями их гуманизации, все более явной привязкой к региональным проблемам. Во всем мировом сообществе считается также исключительно важным, но недостаточно изученным вопрос об образовательном механизме, который обеспечит переход от социально-философских оснований развития образования к системным концепциям и практике реформирования образовательных систем в направлении социокультурных детерминант мировоззрения обучаемых.

Таким образом, актуальность и практическая значимость вопросов социально-философских оснований формирования современных систем образования и их слабая научная разработанность позволили выявить проблему и избрать темой исследования «Образовательная система как путь социализации личности».

Объект диссертационного исследования — система образования России, ее составляющие — национальное общее и профессиональное образование.

Предмет исследования — образовательная система как путь социализации личности.

Цель исследования — доказать, что образовательная система является основным путем социализации личности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Изучить философско-методологические проблемы анализа явления образования с учетом изменившихся социально-экономических и общественно-политических условий.

2. Дать характеристику сущности образования как социального института, обладающего специфическими чертами.

3. Выявить приоритетные направления развития образования, исходя из анализа сложившихся проблем отечественного образования.

4. Обосновать необходимость культурологического подхода к проблемам развития системы образования, что позволит представить образование как социально-гуманитарное явление.

5. Проанализировать пути выхода из состояния кризиса современного образования и осветить особенности новых нетрадиционных форм образовательного пространства в современной России.

6. Дать характеристику социально-инновационной деятельности в образовательной сфере, взяв за основу принципы регионализации образования, определяемые социально-экономическими, географическими, национальными, культурными и другими особенностями региона.

Методологической основой исследования являются философские методы. Философия образования выступает формой философской концептуализации знаний о системе образования. При этом общие принципы и положения философии применяются для анализа образования, которое изучается как система, процесс, деятельность, ценность, социальный институт и т. д. Все исследования в диссертации проводились на основе общефилософского инструментария. В основу данной диссертационной работы положены следующие методологические принципы: единства теории и практики образовательного процесса, не допускающего их рассмотрение в отрыве друг от другаисторизма, системности и деятельности, обусловливающие рассмотрение социальной системы образования в развитии, как целостного социального явления, как путь деятельного усвоения культурыи диалектико-материалистического монизма, требующего все проблемы формирования сознания личности выводить из материальных факторов. Использовались следующие методы исследования: метод конкретного историзма социально-образовательного процессасистемный и деятельностный подходы при анализе образования как социального институтакультурологический подход к официальным материалам.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

1. Доказано, что анализ современной ситуации в образовательной сфере должен проводиться в системе интересов и ученых, и педагогов-практиков, и философской методологии образования как основополагающего базиса всех образовательных экспериментов.

2. Раскрыта сущность образования как социального института, без которого невозможна адекватная оценка деятельности других социальных институтов и самого образования при формировании гражданского общества.

3. Показано, что пренебрежение философской методологией образования в современной России является одновременно одной из причин общего кризиса всей образовательной системы страны, непродуманного реформирования образования и утратой отечественных традиций вследствие заимствования не самого лучшего зарубежного опыта.

4. Обоснована необходимость смены образовательного подхода: с традиционного — «передача знаний» на современный — «развитие сознания», что раскрывает образование как социально-гуманитарное явление, развитие которого санкционировано ментальностью и культурно-образовательными традициями России.

5. Показано, что появление новых нетрадиционных форм образовательного пространства в современной России — это закономерное следствие разнообразия ее социального состава, где сбалансированность отношений личности и общества является залогом успеха образования в целом в XXI веке.

6. Освещена специфика социально-инновационной деятельности в образовательной сфере, основываясь на принципах регионализации образования, определяемых социально-экономическими, географическими, национальными, культурными и другими особенностями региона.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что предпринят научный анализ проблем социально-философских оснований современного образования. Разработанные и принятые в исследовании критерии, используемые для анализа эффективности развития приоритетных направлений образования, доказывают свою правомерность и могут быть использованы для отслеживания эффективности работы системы образования в конкретных регионах. Выводы и результаты исследования могут быть использованы в научной и педагогической работе, а также служить методологической основой в социальных и гуманитарных исследованиях для решения проблем, затрагивающих состояние и перспективы развития системы образования в современной России. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке гуманитарных образовательных программ и технологий подготовки педагогов для среднего, высшего и дополнительного образования. Основные теоретические положения диссертации могут найти применение в учебном процессе в средних и высших учебных заведениях, при разработке учебных курсов и спецкурсов по социальной философии, культурологи, политологии, истории.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в статьях. Выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на всероссийских, краевых научных конференциях и семинарах, в том числе:

1. Всероссийской научно-методической конференции «Повышение качества непрерывного профессионального образования» (Красноярск, март 2005);

2. конференции с международным участием в рамках VI Красноярской международной музейной биеналле «Культура и образование в глобальном мире»: (Красноярск, апрель 2005);

3. студенческой научно-практической конференции «Интеллект и наука» (Красноярск, май 2005 г.);

4. межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы правоведения и политологии в России на современном этапе» (Красноярск, октябрь 2005).

Диссертация обсуждалась на заседаниях философского клуба и круглого стола в КГТУ, на теоретическом философском семинаре и Ученом совете Гуманитарного факультета КГТУ, а также на расширенном заседании кафедры философии КГТУ и на кафедре философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева, где была одобрена и рекомендована к защите.

Программа включает следующие задачи:

1. Анализ различных направлений развития объект-субъектных отношений в процессе реформирования образования в современной России.

2. Определение принципов проявления детерминизма в условиях реформирования образовательной системы.

3. Обоснование учета особенностей региона как одного из путей оптимизации новой образовательной политики.

В этой связи, приоритетным должно стать освещение проблем, связанных с:

• принципиально новым социально-философским основанием развития образования, вызванным сложной ситуацией в мире на стыке тысячелетий;

• сущностными характеристиками современного глобального и регионального развития и местом человека в информационном (постиндустриальном) мире- '.

• раскрытием специфики образовательной ситуации вообще и основных принципов функционирования и эволюции образовательных знаний в связи с современными тенденциями их гуманизации, все более явной привязкой к региональным проблемам;

• образовательным механизмом, который обеспечит переход от социально-философских оснований развития образования к системным концепциям и практике реформирования образовательных систем в направлении социокультурных детерминант мировоззрения обучаемых.

Структура диссертации определяется целью работы, последовательностью решения задач и состоит из введения, двух глав, каждая из которых имеет 3 параграфа, заключения и библиографического списка.

Выводы из второй главы данного диссертационного исследования:

1. В процессе социализации взаимодействие между традиционными методами образования и воспитания приобрело особенно проблематичный характер из-за преобладания в науке западноевропейского представления о системе взаимоотношений между личностью и обществом.

2. Формирование нетрадиционных образовательных систем на основе информационных технологий заложит основу единого виртуального кибер-пространства, ресурсы которого изменят технологию и качество образовательного процесса.

3. В основе перспективного развития современного образования лежит диалектика традиции и новации, чему способствует регионализация современного российского образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование было посвящено разработке основополагающих социально-философских оснований социализации современного образования в России как основного пути социализации личности. Социализация как механизм развития образования выявляет новые ракурсы проблемы качества исторического образования.

В диссертации даются теоретические подходы к реорганизации системы образования в современных условияханализируется концепция развития образования, и выделяются приоритетные направления его развития.

Предпринята попытка осветить такой острый в современной России вопрос как взаимодействие между региональными и общефедеральными уровнями системы образования, что может стать проблемой в ближайшем будущем.

Цель диссертационного исследования — показать развитие образовательной системы как социального института и проследить основные пути социализации современного российского образования как основного пути социализации личности в целом достигнута, поскольку были решены поставленные задачи.

1. Оптимальный анализ современной ситуации в образовательной сфере возможен только в системе интересов и ученых, и педагогов-практиков, и философской методологии образования как основополагающего базиса всех образовательных экспериментов.

2. Сущность образования как социального института может быть раскрыта как структура, без которой невозможна адекватная оценка деятельности других социальных институтов, в том числе и самого образования, при формировании гражданского общества.

3. Пренебрежение философской методологией образования в современной России является одновременно одной из причин общего кризиса всей образовательной системы страны, непродуманного реформирования образования и утратой отечественных традиций вследствие заимствования не самого лучшего зарубежного опыта.

4. Необходимость смены образовательного подхода: с традиционного -«передача знаний» на современный — «развитие сознания» вполне обоснована тем, что раскрывает образование как социально-гуманитарное явление, развитие которого санкционировано ментальностыо и культурно-образовательными традициями России.

5. Появление новых нетрадиционных форм образовательного пространства России — это закономерное следствие разнообразия ее социального состава, где сбалансированность отношений личности и общества является залогом успеха образования в целом в XXI веке.

6. Эффективная социально-инновационная деятельность в образовательной сфере невозможна, если в ее основу не будут положены принципы регионализации образования, определяемые социально-экономическими, географическими, национальными, культурными и другими особенностями региона.

Решение указанных задач позволило получить достаточно полное представление об особенностях образовательной системы как социального института и основного пути социализации личности.

Кроме того, исходя из диссертационного исследования, мы можем констатировать, что:

• полноценный и широкомасштабный анализ образовательной системы возможен только на прочных философско-методологических основаниях;

• сущность явления образовательной системы как составной части всей социальной системы может быть адекватно освещена, если привлечь к анализу весь спектр социальных отношений современной России;

• проблемы отечественной образовательной системы имеют универсальный характер и далеко идущие последствия, что предполагает концентрацию усилий для их решения не только государства, но и всех общественных структур;

• в процессе социализации взаимодействие между традиционными методами образования и воспитания приобрело особенно проблематичный характер из-за преобладания в науке западноевропейского представления о системе взаимоотношений между личностью и обществом;

• формирование нетрадиционных образовательных систем на основе информационных технологий заложит основу единого виртуального кибер-пространства, ресурсы которого изменят технологию и качество образовательного процесса;

• в основе перспективного развития современного образования лежит диалектика традиции и новации, чему способствует регионализация современного российского образования;

• проблемы в образовании современной России во многом являются одновременно и причиной и следствием общего кризиса социальной системы всей страны;

• проблемы отечественной образовательной системы носят универсальный характер и имеют далеко идущие последствия, что предполагает концентрацию усилий для их решения не только государства, но и всех общественных структур;

• современный образовательный подход «развития сознания» является основой развивающего и культуросообразного образования, что требует разработки ценностно-ориентированного знания;

• развитие непрерывного метаобразования отвечает запросам социума;

• сбалансированность интересов личности, региона и всей России является залогом успеха образования в XXI веке;

• процесс конструирования образовательных систем позволяет представить общую концепцию реформирования образования, которая основывается на решении проблемы повышения эффективности работы всех учебно-воспитательных учреждений с учетом интересов и потребностей личности обучаемых;

• развитие образования в России представляет собой процесс, направленный на становление гражданского образования, особенно личностнои социально-ориентированного образования;

• на базе новых информационных технологий и непрерывного метаоб-разования можно обеспечить формирование личности, способной к реализации своего потенциала в сложном меняющемся мире, подготовить человека к выходу из всевозможных кризисов при помощи опережающих знаний и действий.

Таким образом, социализация учебного познания является необходимым механизмом развития образования как пути социализации личности, поскольку главная цель социализации — поворот системы образования к конкретному и реальному носителю образовательных потребностей, целей и ценностей образования, т. е. к конкретной личности, а также учет разнообразия форм взаимодействия: частных, региональных и федеральных интересов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.Ф., Феномен диалогичности и современное образование / Ю. Ф. Абрамов, В. И. Кудашов. Иркутск, 1997.
  2. , Л.П. Проблемы взаимодействия культурной среды и личности в системе непрерывного образования / Л. П. Алексеева // Непрерывное образование как педагогическая система. М., 1989.
  3. , К. Учителя и инновации / К. Ангеловски. М., 1991-
  4. , А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. М.: Издательство МЭСИ, 1999.
  5. , B.JI. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы) / B.JI. Аношкина, С. В. Резванов. Ростов-н/Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001.176 с.
  6. , Т.Е. Смена парадигмы в социальной философии как источник освобождения личностного сознания / Т. Е. Апанасенко // Россия: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 1996. С. 30−32.
  7. , О.Н. Метаобразование идеология непрерывного образования / О. Н. Баева, В. И. Каширин // Метаобразование как философская и педагогическая проблема. Ставрополь, 2001. С. 67.
  8. , В.А. Синергетическая методология и социология права / В. А. Бачинин // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: Материалы международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск № 12. СПб.: Изд-во СПбФО, 2001. С. 15−20.
  9. , И.П. Антропология. Парадоксы эволюции человека / И. П. Безукладникова, А. А. Машанов. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002. С. 120−121.
  10. , А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / А. П. Беляева. СПб., 1997.
  11. Бестужев-Лада, КВ. «Алгоритм» социального нововведения / И.В. Бестужев-Лада// Социологические исследования. 1991 № 9. С. 85.
  12. , B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. М., 1991. С. 288.
  13. , B.C. Школа диалога культур / В. Библер. Кемерово: Алеф, 1992
  14. , М.И. Регионально-локальные задачи гуманитарного познания / М. И. Билалов // Актуальные проблемы социокультурного знания:
  15. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск X. М., 2001. С.27−29.
  16. , И.В. Локальная образовательная система: опыт проектирования, становления и развития / И. В. Богданов. Тольятти, 1996. С. 17.
  17. , М. Реформы российского образования: блеф или реальность? / М. Богуславский, М. Фишер // Мир образования. 1996.
  18. , И. Образование и национальная безопасность России / И. Болотин, Б. Митин // Высшее образование в России. 1997. № 1. С. 14, 21.
  19. Бондаревская, Е. В Создание единого образовательного пространства как проблема образовательной политики в регионе / Е. В. Бондаревская // Практика и теория реконструкции муниципальной системы образования. Туапсе, 1997. С. 63, 65.
  20. , Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е. В. Бондаревская. Ростов-н/Дону, 1997. С. 3.
  21. , Е.В. Образование и культура / Е. В. Бондаревская // Культура мощный фактор развития: Материалы Южно-Российской научно-практической конференции. Ростов-н/Дону, 1997.
  22. , Н.В. Интернет и развитие социальных технологий информационного общества в России / Н. В. Борисов, А. В. Чугунов // Информационное общество. 2001. № 1. С. 8−15, 128.
  23. , А.П. Философские основания современной парадигмы образования / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. № 3.
  24. , А.А. От парадигмы обучения к парадигме образования / А. А. Вербицкий // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М., 1994. С. 32−58.
  25. , А.А. Методологические проблемы непрерывного образования / А. А. Вербицкий // Непрерывное образование: методология и практика. М, 1990. С. 6−7.
  26. , М. Объективность познания в области социальных наук и социальной политики / М. Вебер // Культурология. М.: Юрист, 1995.
  27. , В.И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1989. С. 109,238.
  28. , И.В. Непрерывное образование важное условие всестороннего развития личности / И. В. Виноградов. М., 1979.
  29. , А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / А. П. Владиславлев. М., 1978.
  30. Волков, Ю.Г. Homo Humanus. Личность и гуманизм / Ю. Г. Волков. Челябинск, 1995. С. 20.
  31. Ю.Г. Новые парадигмы общества и человека. Инновационные подходы к науке. Теоретические и методологические проблемы со-циогуманитарного познания / Ю. Г. Волков. Ростов-н/Дону, 1995.
  32. , Ю.Г. Человек как космопланетарный феномен / Ю. Г. Волков, B.C. Поликарпов. Ростов н/Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1993. 192 с.
  33. , JI.C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М., 1991.
  34. Гадамер, Х- Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики /Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. С. 51, 53−54.
  35. , A.M. Образование в постсоциалистическом обществе: специфика развития и перспективы выхода из кризиса / A.M. Гендин // Образование в Сибири. Томск, 1995. № 2.
  36. , A.M. Становление школы нового типа (на материалах социологических исследований) / A.M. Гендин, Л. М. Поливахина и др. Красноярск, 1995.
  37. , Г. И. Методологические основы реформирования образовательного процесса / Г. И. Герасимов // Система послевузовского и дополнительного профессионального образования в современной России. Рос-тов-н/Дону, 1997. С. 80.
  38. , Г. И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы / Г. И. Герасимов, Л. В. Илюхина. Ростов н/Дону: НМД «Логос», 1999. С. 81,82.
  39. , Г. И. Управление инновациями и инновационное управление / Г. И. Герасимов // Инновационная школа. 1995. № 1.
  40. , Г. И. Трансформация управленческой культуры в муниципальной системе образования / Г. И. Герасимов, Н. С. Речкин. Ростов-н/Дону, 1998
  41. , Б.С. Россия: образование и будущее / Б. С. Гершунский. Челябинск, 1993.
  42. , Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М., 1998. С. 32.
  43. , С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М., 1995.
  44. , В. С. Категории современной науки (становление и развитие) / B.C. Готт, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул. М.: Мысль, 1984. С. 183.
  45. , Н.В. Интернет и постмодернизм их значение для современного образования / Н. В. Громыко // Вопросы философии. 2002. С. 175 180.
  46. , Ю.В. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития / Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов // Россия-2010. М., 1993. № 1. С. 40−55.
  47. , Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования / Б. А. Грушин. М.: Политиздат. 1987. С. 10.
  48. , Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э. Н. Гусинский. М., 1994. С. 10.
  49. , ИД. Организационные формы интегративного развития науки и образования (на примере социально-гуманитарного знания) / И. Д. Демидова, В. И. Минина // Философия образования.2004. № 3 (11). С. 54.
  50. , Ю.В. Комплекс эталонов (стандартов) базис системы качества подготовки специалистов / Ю. В. Димов, А. К. Шмаков // Интеллектуальные и материальные ресурсы Сибири: Материалы 2-й региональной научно-практической конференции. Иркутск, 1998. С. 19−21.
  51. , А. О природосообразности и культуросообразности в обучении / А. Дистервег // Народное образование. 1998. № 7.
  52. , В.А. Образование как социальный институт /
  53. B.А. Дмитриенко, Н. Я. Люрья. Красноярск, 1989. С. 18−35.
  54. , ЭД. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России / Э. Д. Днепров // Педагогика. 1996. № 5.
  55. , ЭД. Четвертая школьная реформа в России / Э. Д. Днепров. М., 1994. С. 65−66.
  56. , ЭД. Школьная реформа между «вчера» и «завтра» / Э. Д. Днепров. М. 1996. С. 45,162,168.
  57. , О.В. Очерки по философии образования / О. В. Долженко. М., 1995.
  58. , О.В. Философия образования / О. В. Долженко. М., 1991. С. 13−14, 17, 20, 28, 123, 295.
  59. , E.JI. Психология манипуляции / Е. Л. Доценко. М., 1996.1. C. 295.
  60. , Ю.И., Юрий Андропов и Владимир Путин на пути к возрождению / Ю. И. Дроздов, В. И. Фартышев. М.: «Олма-пресс», 2001. С. 269, 299,301.
  61. , B.C. Основы инновационной методологии /1. B.C. Дудченко. М., 1996.
  62. , В.М. Дистанционное обучение / В. М. Дюков. Санкт-Петербург-Москва-Красноярск, 2000. С. 5−7.
  63. , Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. М., 1996. С. 270.
  64. , Э. Социология образования / Э. Дюркгейм. М., 1996.
  65. , А.В. Социально-гигиеническая и нравственно-психологическая обусловленность здоровья студенческой молодежи / А. В. Жарова // Актуальные проблемы философии в системе университета: Сборник научных работ. Красноярск: СибГТУ, 2004. С. 40.
  66. , Ю.А. Целостность личной культуры и дополнительного образования / Ю. А. Жданов // Система послевузовского и дополнительного профессионального образования в современной России. Ростов-н/Дону, 1997.1. C. 28.
  67. , В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития / В. И. Жуков. М., 1998.
  68. Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 13 января 1996 года№ 12-ФЗ).
  69. , А.А. Об уточнении цели концепции реформирования России / А. А. Збрицкий, Т. А. Ивчик // Интеллектуальные и материальные ресурсы Сибири: Материалы 2-й региональной научно-практической конференции. Иркутск, 1998. С. 23.
  70. , А.Т. Потребности. Интересы. Ценности /
  71. A.Т. Здравомыслов. М., 1986.
  72. , В.П. Человек развивающийся / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М., 1994.
  73. , К.А. Компьютер и общество / К. А. Зуев. М.: Политиздат, 1990. С. 128.
  74. , В. Социальные технологии в современном мире /
  75. B. Иванов. М.: Славянский диалог, 1996. 335 с.
  76. , В. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности /
  77. B. Иванов, JL Гурье, А. Зерминов // Высшее образование в России. 1997. № 4.1. C. 44−49.
  78. , Р.И. Антропогенез: прошлое, настоящее, будущее / Р. И. Иванова // Теория и история. 2003. № 2. С. 116.
  79. , Э.В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. С. 383.
  80. , Л.Г. Основания социокультурного анализа / Л. Г. Ионин. М., 1995. С.95−102.
  81. , А.К. Самореализация личности как проблема социальной философии. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1993.
  82. , В.Д. Человек в пространстве цивилизации и культуры / В. Д. Исаев. Луганск: Свшгаця, 2003. С. 103−104.
  83. , М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа/М.С. Каган. М., 1974.
  84. , ИИ. Отчуждение: истоки и современность / И. И. Кальной. Симферополь: «Таврия», 1990. С. 156.
  85. , Э.А. Социология XX века: История и технология / Э. А. Капитонов. Ростов-н/Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  86. , Г. Ф. Инновации, интеллект, образование / Г. Ф. Карпова. М., 1998.
  87. , В.И. Метарефлексия и метаобразование / В. И. Каширин // Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей. Ставрополь, 2001. С. 149−158.
  88. , В.И. Метаобразование: синтез философии и науки в воспитательно-образовательном процессе / В. И. Каширин // Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей. Ставрополь, 2001. С. 149−158.
  89. , В.Ж. Идея многомерности в познании социальной реальности / В. Ж. Келле // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: Материалы международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск № 12. СПб.: Изд-во СПбФО, 2001. С. 53−62.
  90. , В.Е., Непрерывное образование как методологическая проблема / В. Е. Кемеров, Б. Г. Ушаков // Непрерывное образование как педагогическая система. М., 1989.
  91. , В. Т. Контуры системы образования XXI века / В. Т. Кинелев // Информатика и образование. 2000. № 5. С. 3, 4.
  92. , М.В. Инновации в мировой педагогике / М. В. Кларин. Рига, 1994. С. 8−9, 105.
  93. , М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании / М. В. Кларин // Педагогика. 1996. № 2. С. 14−15.
  94. , Л.И. Кризис системы образования / Л. И. Ковалева // Социологические исследования. 1994. № 3.
  95. , В.В. Дилемма социологического познания в России / В. В. Козловский // История методологии социального познания. Конец XIX—XX вв.ек. М., 2001. С. 27−28.
  96. , И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы / И.А. Колесникова//Педагогика. 1995. № 6.
  97. , Н.А. Профессиональное образование в рыночных условиях / Н. А. Колесников, В. И. Эйдельнант // Профессиональное образование. 1997. № 9.
  98. , Я. А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих/Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. Ч. 2. М., 1989. С. 106−136.
  99. , И.И. Концепция региональной подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования / И. И. Кондратко // Известия высших учебных заведений. Электромеханика НГТУ, 1996
  100. , И.И. Педагогические новации / И. И. Кондратко, Е. Е. Плотницкая. Ростов-н/Дону, 1995. С. 15−21.
  101. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Проблемы информатизации ВШ. 1995. Вып. 3.
  102. , A.M. Диалектика социального познания /
  103. A.M. Коршунов, В. В. Мантатов. М.: Политиздат, 1989. С. 59.
  104. , В.В. Методология педагогического исследования /
  105. B.В. Краевский. Самара, 1994
  106. , В.А. Виртуальный университет как современная форма партнёрства организаций в сфере образования / В. А. Кривощёков, Ю. Е Хохлов, А. В. Толстопятенко // Дистанционное обучение: Материалы международной конференции e-Learning. Киев, 2002.
  107. , А.Г. Некоторые методологические проблемы исследования структуры инновационного процесса / А. Г. Кругликов // Инновационные процессы. М., 1982. С. 30.
  108. , С.В. Самореализация российской молодежи: новая социальная утопия? / С. В. Кузнецов // Россия: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 1996.1. C. 29−30.
  109. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 1975. С. 25.
  110. , Е.Б. Управление образованием в условиях рынка / Е. Б. Куркин. М., 1997. С. 7.
  111. , Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации / Н. С. Ладыжец. М., 1993.
  112. , Л.В. Образовательная политика в регионе / Л. В. Левчук // Инновационная школа. 1997. № 1.
  113. , Л.В. Региональная модель образования и национальные интересы России / Л. В. Левчук // Народное образование. 1997. № 2.
  114. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М., 1991. С. 59, 111.
  115. , Д.А. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С.156−176.
  116. , И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия / И .Я. Лернер. М., 1995. С. 6.
  117. , Н.О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. С. 200.
  118. , Н.П. Социология образования / Н. П. Лукашевич, В. Т. Солодков. К.: МАУП, 1997.
  119. , Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества / Н. Луман // СОЦИОЛОГОС. М.: Прогресс, 1991. С. 194−218.
  120. , B.C. Знание в контексте практик / B.C. Любченко. Ростов-на/Д: «Пегас», 1998. 192 с.
  121. , Н.А. Исторические формы развития образования как социального института / Н. А. Люрья // Образование и культура: история и современность. Томск, 1989. С. 26−74.
  122. , Н.А. Образование и личность / Н. А. Люрья // Образование в Сибири. 1995. № 1.
  123. , Н.А. Образование как феномен культуры и фактор развития личности: Автореф. дисс. докт. филос. наук. Томск, 1997.
  124. , Б.О. Пограничные проблемы философии образования / Б. О. Майер // Философия образования. 2004. № 3(11). С. 35−36.
  125. , Н.Д. Нововведения в муниципальном управлении образованием / Н. Д. Малахов. М., 1997
  126. , К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. М., 1994. С. 479.
  127. , Д.Ж. Образование как ресурс развития / Д. Ж. Маркович // Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. М., 1997. С. 14−15.
  128. , Д.Ж. Социальная экология / Д. Ж. Маркович. М., 1991. С. 53.
  129. , Э.А. Проблемы последипломного образования / Э. А. Машутин // Педагогика. 1996. № 1.
  130. , О.А. Формирование образовательной политики для гражданского образования / О. А. Михалина, В. И. Панарин // Философия образования. 2004. № 3 (11). С. 117−119.
  131. Модернизация отечественного образования: сущность, проблемы, перспективы // Серия трудов «Философия образования». Том XII. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2005. 392 с.
  132. , М.В. Феномен виртуальных учебных сообществ / М. В. Моисеева, С. Сойферт // Информационное общество. 2001. Вып. 4. С. 51−53.
  133. , А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования / А. Я. Наин // Педагогика. 1994. № 3.
  134. , А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А. Я. Наин // Педагогика. 1996. № 5. С. 12.
  135. , Н.В. Проблемы образования: Материалы «круглого стола» / Н. В. Наливайко // Философия образования. 2004. № 3(11). С. 322 323.
  136. , Н.В. Философия образования: некоторые проблемы формирования концепции / Н. В. Наливайко. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2000. 141 с.
  137. , Н.В. Философия образования: комплексный анализ / Н. В. Наливайко, В. И. Паршиков. Новосибирск, 2002. 191 с.
  138. , В.Я. Социология образования / В .Я. Нечаев. М., 1992. С. 1536.
  139. , А.Г. Дистанционное обучение: проблемы, пути развития / А. Г. Новицкий, Ю. А. Свириденко // Журнал-каталог «Образование». 1997. МИ.
  140. , Г. А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии / Г. А. Новичкова. М., 2001. С. 16−54.
  141. Общественное сознание и его формы. М.: Прогресс, 1992. С. 51.
  142. , В.И. Дистанционное образование в России: миф или реальная перспектива? / В. И. Овсянников // Педагогика. 1996. № 3.
  143. , А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании / А. А. Орлов // Педагогика. 1996. № 3.
  144. , В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования / В. Г. Осипов. Ереван, 1989. С. 28, 37.
  145. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Избранные труды. М., 1997. С. 56−64.
  146. , В.И. Образовательная политика как социально-философская проблема. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Новосибирск, 2005. С. 11−24.
  147. , В.И. Введение в теорию социальных технологий / В. И. Патрушев. М.: Изд-во ИКАР, 1998. С. 42.
  148. , Т. Функциональная теория изменения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 466.
  149. , Н.Н. Методологические особенности применения метода «Case study» для подготовки менеджеров / Н. Н. Пискунова, Е. В. Пилипенко // Бизнес-образование. 1999. № 2(3). С. 91−98.
  150. , И.П. Педагогика / И. П. Подласый. М., 1996. С. 144.
  151. , Е.С. Дистанционное обучение / Е. С. Полат, М. В. Моисеева. М.: Владос, 1998. С. 192.
  152. , B.C. Россия versus Рим (сравнительный анализ российской и древнеримской цивилизаций) / B.C. Поликарпов,
  153. B.А. Поликарпова. Таганрог: Изд-во ТГРТУ, 2001. 80 с.
  154. Политика в области образования и новые информационные технологии // Национальный доклад РФ Международному конгрессу ЮНЕСКО. М., 1996. С. 18.
  155. , Б.Ф. Социальная психология и история / Б. Ф. Поршнев. М, 1991. С. 81.
  156. , М.М. Инновационные школы в России: становление и развитие / М. М. Поташник. М., 1996.
  157. , М.М. Управление современной школой. (В вопросах и ответах) / М. М. Поташник, A.M. Мойсеев. М., 1997. С. 27−43.
  158. , Г. П. Социология / Г. П. Предвечный // Избранные труды. Ростов н/Дону: СКНЦВШ, 2001. С. 86.
  159. Проблемы образования: Материалы «круглого стола» // Философия Образования. 2004. № 3 (11). С. 324−328.
  160. , А.П. Государственные стандарты: каковы итоги /
  161. A.П. Прохоров // Преподавание истории в школе. 1997. № 1. С. 3.
  162. , Ю.В. Понимание науки как социокультурного феномена: философско-образовательные аспекты деятельности ученого / Ю. В. Пушкарёв // Философия образования. 2004. № 3. С. 48.
  163. , И.А. Россия и глобализация: проблемы и перспективы / И. А. Пфаненштиль, J1.H. Пфаненштиль // Культура информационного общества: Сб. науч. трудов. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003. С. 63−70.
  164. , М.Р. Проблема целесообразности в метаобразовании как проблема творчества / М. Р. Радовель, А. Г. Чухно // Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей. Ставрополь, 2001. С. 128−148.
  165. , С.В. Мировоззрение: философия социальной культуры / С. В. Резванов. Ростов-н/Дону, 1996. С. 179.
  166. , В.М. Образование как синергетическая система /
  167. B.М. Розин // Лицейское и гимназическое образование. 1998. № 2. С. 63.
  168. , В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения / В. М. Розин // Философия образования для XXI века. М., 1992. С. 40.
  169. , Н.С. Философия гуманитарного образования. (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе) / Н. С. Розов. М., 1993. С. 49.
  170. , Л.Я. Образовательный путь поколения / Л. Я. Рубина // Социальные проблемы образования. Свердловск, 1991. С. 101.
  171. , В.В. Проектирование образовательных систем как вид социальной практики / В. В. Рубцов // Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен. М., 1997. С. 36.
  172. , В.В. Развитие образовательной среды региона / В. В. Рубцов. М., 1997. С. 5−6.
  173. , М.Н. Общественные потребности и подготовка кадров в Великобритании / М. Н. Руткевич, Л. Я. Рубина. М.: Высшая школа, 1991. С. 33.
  174. , В.И. Инновационная деятельность в образовании. Проблемы управления / В. И. Рыбакова. Ярославль, 1996.
  175. , В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. № 5.
  176. , А.В. К новой модели обучения: социкультурный подход / А. В. Сиволапов // Социс. 1994. № 3.
  177. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. Ю. П. Сурмина. Киев: ЦИиР, 2002. С. 247.
  178. , В.А. Культурологический контекст педагогического образования / В. А. Сластенин, Е. И. Артамонова // Диалог культур в системе школьного образования: Материалы региональной научно-практической конференции. Иркутск, 2001. С. 3−13.
  179. , В. Новое образование путь к новому сообществу / В. Слободчиков // Народное образование. 1998. № 5.
  180. , Н. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы / Н. Смирнова // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 127−137.
  181. , П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
  182. , Ю.П. Социальная методология: структура, функции, тенденции развития / Ю. П. Сурмин // Методолопчш проблеми суспшьно-гумаштарних наук и ocBira в умовах трансформацп суспшьства. Дншропетровськ: НГАУ, 1999. С. 30, 47−58.
  183. , Ю.П., Туленков Н. В. Методология и методы социологических исследований / Ю. П. Сурмин, Н. В. Туленков. К.: МАУП, 2000.
  184. , П.Н. Многомерность образовательного пространства / П. Н. Тищенко // Народное образование 1997. № 2.
  185. Тонконогая, Е. И Педагогические системы непрерывного образования взрослых / Е. П. Тонконогая //Проблемы непрерывного образования в. современных условиях социального прогресса и НТР. М., 1981. Ч. II. С. 3−5.
  186. , Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. С. 40.
  187. П.И. Управление школой по результатам / П. И. Третьяков. М., 1997.
  188. , В.Н. Научно-техническая революция и революция в образовании / В. Н. Турченко. М.: Политиздат, 1973. С. 129.
  189. , Х.Г. О новой парадигме образования / Х. Г. Тхагапсоев //Педагогика. 1999. № 1. С. 103, 105.
  190. , Ю.В. Развитие личности как цель и сущностная характеристика непрерывного образования / Ю. В. Укке // Непрерывное образование как педагогическая система. М., 1989.
  191. , О. Синергетическая модель образования / О. Федорова // Мир образования. 1997. № 5.
  192. , Ф.Р. Социология образования / Ф. Р. Филиппов. М., 1980. С. 22−46.
  193. , В.Т. Непрерывное образование в свете особенностей личностно-ориентированного образовательного процесса / В. Т. Фоменко, И. В. Абакумова // Система послевузовского и дополнительного образования в современной России. Ростов-н/Дону, 1997.
  194. , Э. Душа человека / Э. Фромм. М., 1991. С. 10.
  195. , Л.В. Социально-философские основания неклассической гуманизации образования / Л. В. Хазова // Культура информационного общества: Сборник научных трудов. Красноярск: ИПЦКГТУ, 2003. С. 16.
  196. , В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / В. Хёсле //Вопросы философии. 1994. № 10. С. 112−123.
  197. , О.Г. Развитие школы как инновационный процесс / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов. М., 1994. С. 4, 9, 16.
  198. , Д.В. Инновационные подходы к организации обучения / Д. В. Чернилевский, O.K. Филатов // Специалист. 1997. №№ 2−4.
  199. , Н.М. Совершенство и свобода / Н. М. Чуринов. Красноярск, 2003. С. 165, 205−216.
  200. , В.Д. Философия образования и образовательная политика /В.Д. Шадриков. М., 1993. С. 103−106.
  201. , Т.И. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития / Т. И. Шамова, А. Н. Малинин, Г. М. Тюлю. М., 1993.
  202. , В.В. Основы социальной антропологии / В. В. Шаронов. СПб., 1997. С. 171−175.
  203. , Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект / Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчева, В. В. Сериков. М., 1997. С. 18−27, 52−73.
  204. , В.Е. Инновационное образование: идеи, принципы, модели / В. Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, Л. И. Романкова. М., 1996. С. 10, 21,60.
  205. , Г. П. Активные формы обучения и проблема содержания образования / Г. П. Щедровицкий // Очерки по философии образования. М., 1993.
  206. , П.Г. Искушение развитием / П. Г. Щедровицкий // «Дискурс». 1997. № 3−4.
  207. , П.Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий. М.: Педагогика, 1993. С. 29.
  208. , В.А. Интегративные образовательные процессы в системе непрерывного образования / В. А. Юрисов // Непрерывное образование, как педагогическая система. М., 1989.
  209. , Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н. Р. Юсуфбекова. М., 1991. С. 71.
  210. , В.А. Социальная теория в поисках выхода из кризисного состояния / В. А. Ядов // Общество и экономика. 1998. № 1.
  211. , В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. 330 с.
  212. , КС. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. М.: «Сентябрь», 2000. С. 119.
  213. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. С. 11, 14, 148−149.
Заполнить форму текущей работой