Образовательная система как путь социализации личности
Научно-методическим центром НИИ ФО НГПУ г. Новосибирска под руководством Н. В. Наливайко ведется работа по формированию концепции философии образования XXI века, философскому осмыслению тенденций развития отечественного образования в изменяющейся России в контексте ч радикальной трансформации социума и современной социокультурной ситуации. Предпринимается попытка интеграции философии, теории… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
- 1. 1. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ЯВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 2. СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
- 1. 3. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
- ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
- 2. 1. СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК СЛЕДСТВИЕ СМЕНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ РОССИИ
- 2. 2. НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
- 2. 3. СОЦИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — БАЗИС РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Образовательная система как путь социализации личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Анализ современной социокультурной ситуации свидетельствует, что необходима модернизация форм и методов образовательной деятельности и выработка новых ориентиров образования. Это обусловлено спецификой социального развития постсоветской России, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественно-политической жизни страны в условиях конституционно закрепленного курса на построение демократического, гражданского и экономически самостоятельного правового государства.
Процесс трансформации российского общества сопровождается сложными и противоречивыми тенденциями вследствие системного кризиса всего общества. Надежды на выход из кризиса образовательной системы России во многом связаны с переосмыслением роли личности, включенной в образовательный процесс в качестве субъекта и, одновременно, выполняющей все более ответственные социальные функции в процессе становления информационного общества.
Развитие образования в России представляется как процесс, включающий в себя не только сохранение достижений российской системы образования, не только приемлемое для нее вхождение в мировую образовательную систему в рамках Болонского соглашения, но и направленный на становление личностнои социально-ориентированного элементов гражданского образования, а также непрерывного метаобразования, обеспечивающих формирование личности, способной к реализации своего потенциала в сложном меняющемся мире на основе опережающих знаний и действий, что предполагает соответствующий уровень научного обеспечения с участием ученых различных направлений.
Сегодня общепризнано, что идет процесс постепенного перехода ряда высокоразвитых стран от индустриального к информационному (постиндустриальному) обществу. Исследователи информационного общества (Д. Белл, Э. Тоффлер и др.) полагают, что главное отличие информационной цивилизации от индустриальной состоит в наличии у государства высококвалифицированных дипломированных специалистов, ответственных перед собой, перед своей страной и всем миром за результаты своего труда. Поэтому образование становится той ключевой сферой, которая гарантирует не только развитие всех социальных институтов, но и саму государственную безопасность.
Для исследования проблем образования в онтологическом, аксиологическом и праксиологическом аспектах необходим их всесторонний анализ, что предполагает выявление методологического значения философии образования. В современных условиях на повестку дня ставится вопрос о механизме, который смог бы обеспечить переход от социально-философских оснований развития современного образования к системным концепциям образовательных систем, отвечающим потребностям развития личности и общества.
Происходящее в России формирование региональных комплексов и региональных связей, а также качественные отличия, вызванные социальными, демографическими, культурными и национальными факторами, в значительной степени затронули образовательную систему, поскольку образование является неотъемлемой частью общественного развития и культуры. Процесс регионализации образования активизировал социально-инновационную деятельность в образовательной сфере, а также поиск новых приемов, форм и методов управления, которые должны быть присущи новому субъекту управления для выполнения своих социальных функций. Все это определяет важность проблем, поднимаемых в диссертационном исследовании.
Степень разработанности темы. В настоящее время философия образования оформляется в особую область знания — в самостоятельную область социальной философии. Исследования, которые ориентируются на раскрытие социальных функций образования, выявление особенностей взаимодействия образовательного института с обществом, проводят такие ученые, как С. С. Батенин, И. С. Вейланд, В. М. Видгоф, Б. С. Гершунский, В. А. Дмитриенко, Дж. Боткин, JI.H. Коган, Ф. Г. Кумбс, Н. С. Ладыжец [116],.
Е.С. Ляхович, Н. В. Наливайко, И. А. Пфаненштиль, Н. С. Розов [173], Б. Саймон, В. Н. Турченко, М. Хайгер и др. Появляются работы философов в отдельных регионах России, ставящие своей задачей проанализировать взаимовлияния между образовательными учреждениями и социальной сферой. Проблема взаимодействия социокультурной среды и личности в системе непрерывного образования в последнее время исследуется многими учеными [3,30, 190, 196,215].
Концепция региональной подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования обсуждается в статьях И. И. Кондратко [105, 106]- А. П. Беляевой [12], проблемы образования исследуются J1.B. Левчуком [117, 118] и А. А. Грековым, В. И. Гончаровым, П. К. Одинцовым, проблемы последипломного образования — Э. А. Машутиным [134]. Перспективам развития системы непрерывного образования посвящены исследования B.C. Гершунского [43, 44].
Философско-социологические труды создают теоретическую основу для изучения образовательного пространства, рассмотрения объект-субъектных и субъект-субъектных взаимосвязей, выявляющих сущность управляющего воздействия: работы Г. С. Арефьевой, A.M. Гендина [37, 38], М. С. Кагана [84], И. С. Кона, В. А. Лекторского, К. Н. Любутина, А. Н. Фалалеева, Г. П. Щедровицкого [212]. Методологические представления о том, как складываются региональные образовательные системы, основываются на идеях, изложенных в научных работах М. М. Бахтина, B.C. Библера [15], М. Бубера, В. И. Журавлева, К. Ясперса и др.
Исследования современного состояния образовательных систем нашли отражение в работах методологического характера Ю. К. Бабанского, М. И. Кондакова, Л. И. Новиковой, З. Л. Загуменного, B.C. Ильина, М. М. Поташника [161, 162], П. И. Третьякова [193], П. Т. Фролова.
Современные исследования, представляющие образование как сложную систему, требующую адекватных методов управления, отражены также в трудах Ю. К. Конаржевского, И. К. Шалаева, Т. И. Шамовой [208], идеи в области управления целостным образовательно-воспитательным процессом изложены в работах М. И. Шиловой.
Проблемы ценностных ориентиров и принципов формирования новых образовательных систем и связанных с ними технологий и практик, проблемы формирования нового образовательного подхода отражаются в трудах разных авторов, таких как Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Д. Дьюп, М. Бубер. Среди отечественных исследователей это направление также представлено достаточно разносторонне [15, 75, 80, 109, 126, 127, 128, 207].
В работах О. В. Долженко [59, 60], Ф. Т. Михайлова, Н. Н. Пахомова,.
A.Прохорова, В. М. Розина [171], В. Рузина, А. Н. Тубельского рассматриваются способы включенности образования в личностные смыслы человека.
В ходе работы над диссертацией проявилась специфика её направленности, которую можно охарактеризовать как социологию образования. Определенный вклад в это направление осуществлен в работах Ю. А. Жданова [70], С. В. Резванова [170], Е. В. Бондаревской [20, 21, 22]- В. Слободчикова [184],.
B.М. Розина, И. Зарецкой, А. В. Сиволапова [181], О. Федоровой [197] и др.
Чрезвычайно важным представляется социологический подход к проблемам образования, присущий А. Дистервегу [54], С. И. Гессену [45], И. П. Подласому [155], B.C. Ледневу [119]. Вышеперечисленные авторы видят диалектику образовательного процесса в передаче культурного наследия новым поколениям. У В. И. Шадрикова [207] мы встречаем взгляд на образование как на механизм развития культуры.
Проблемы регионального развития образования рассматривают Ю. Ф. Абрамов, В. И. Кудашов, JI.M. Андрюхина и некоторые другие ученые [1,6, 117, 176].
Представляют интерес исследования по различным аспектам образовательной реформы: исследования М. Богуславского и М. Фишера [18], А. И. Ковалевой [98], Э. Д. Днепрова [56, 57, 58], В. А. Болотова, в работе.
В.И.Жукова [71] рассмотрены общие проблемы развития образования, П. Н. Тищенко [189] раскрывает региональный аспект данной проблемы, сравнительному анализу образовательных подходов посвящены исследования А. П. Валицкой [25], И. А. Колесниковой [101], Г. Ф. Карповой [89].
Научно-методическим центром НИИ ФО НГПУ г. Новосибирска под руководством Н. В. Наливайко ведется работа по формированию концепции философии образования XXI века, философскому осмыслению тенденций развития отечественного образования в изменяющейся России в контексте ч радикальной трансформации социума и современной социокультурной ситуации. Предпринимается попытка интеграции философии, теории образования, науковедения, психологии, социологии и других дисциплин с целью создания концепции философии образования с четко обозначенными границами своей предметности, отрефлексированным методом в анализе проблем образования, понятийным аппаратом.
В русле темы диссертации находится точка зрения Х. Г. Тхагапсоева [195] о смене образовательного подхода в целях преодоления противоречия между целостностью культуры и технологией ее фрагментарного воспроизводства через «знаниевый» тип обучения. Нами проанализированы работы М. В. Кларина [96, 97], В. В. Серикова [180], В. Т. Фоменко и И. В. Абакумовой [200], посвященные личностно-ориентированному образованию.
В последнее время ученые особое внимание обращают на разработку философско-методологических основ непрерывного образования [27, 31, 93,.
149]. Хотя, на наш взгляд, недостатком данных монографий явилась малая разработанность культуросообразного и инновационного аспектов непрерывного образования.
Проблемам педагогической инноватики посвящены многочисленные исследования [4, 32, 33, 39, 41, 42, 65, 102, 111, 130, 138, 139, 148, 178, 204, 205, 211, 216], авторы которых, как правило, рассматривают нововведения с методологических позиций. Однако к недостаткам данных работ можно отнести отсутствие в них социокультурного аспекта.
Анализ литературы показал, что хотя и существует серьезная теоретико-методологическая основа для изучения процессов развития образования, социально-философские проблемы активизации функции социализации образовательных систем педагогической наукой по-настоящему не осознаны. В научной литературе они представлены в виде эмпирического описания некоторой совокупности фактических данных. ч.
Несмотря на широкий спектр исследований, связанных с развитием образования, в литературе недостаточное внимание уделяется социально-философским основаниям развития образования, связанным с сущностными характеристиками современного глобального и регионального развития и местом человека в информационном (постиндустриальном) мире. Требует более глубокого раскрытия специфика образовательной ситуации вообще и основных принципов функционирования и эволюции образовательных знаний в связи с современными тенденциями их гуманизации, все более явной привязкой к региональным проблемам. Во всем мировом сообществе считается также исключительно важным, но недостаточно изученным вопрос об образовательном механизме, который обеспечит переход от социально-философских оснований развития образования к системным концепциям и практике реформирования образовательных систем в направлении социокультурных детерминант мировоззрения обучаемых.
Таким образом, актуальность и практическая значимость вопросов социально-философских оснований формирования современных систем образования и их слабая научная разработанность позволили выявить проблему и избрать темой исследования «Образовательная система как путь социализации личности».
Объект диссертационного исследования — система образования России, ее составляющие — национальное общее и профессиональное образование.
Предмет исследования — образовательная система как путь социализации личности.
Цель исследования — доказать, что образовательная система является основным путем социализации личности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Изучить философско-методологические проблемы анализа явления образования с учетом изменившихся социально-экономических и общественно-политических условий.
2. Дать характеристику сущности образования как социального института, обладающего специфическими чертами.
3. Выявить приоритетные направления развития образования, исходя из анализа сложившихся проблем отечественного образования.
4. Обосновать необходимость культурологического подхода к проблемам развития системы образования, что позволит представить образование как социально-гуманитарное явление.
5. Проанализировать пути выхода из состояния кризиса современного образования и осветить особенности новых нетрадиционных форм образовательного пространства в современной России.
6. Дать характеристику социально-инновационной деятельности в образовательной сфере, взяв за основу принципы регионализации образования, определяемые социально-экономическими, географическими, национальными, культурными и другими особенностями региона.
Методологической основой исследования являются философские методы. Философия образования выступает формой философской концептуализации знаний о системе образования. При этом общие принципы и положения философии применяются для анализа образования, которое изучается как система, процесс, деятельность, ценность, социальный институт и т. д. Все исследования в диссертации проводились на основе общефилософского инструментария. В основу данной диссертационной работы положены следующие методологические принципы: единства теории и практики образовательного процесса, не допускающего их рассмотрение в отрыве друг от другаисторизма, системности и деятельности, обусловливающие рассмотрение социальной системы образования в развитии, как целостного социального явления, как путь деятельного усвоения культурыи диалектико-материалистического монизма, требующего все проблемы формирования сознания личности выводить из материальных факторов. Использовались следующие методы исследования: метод конкретного историзма социально-образовательного процессасистемный и деятельностный подходы при анализе образования как социального институтакультурологический подход к официальным материалам.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:
1. Доказано, что анализ современной ситуации в образовательной сфере должен проводиться в системе интересов и ученых, и педагогов-практиков, и философской методологии образования как основополагающего базиса всех образовательных экспериментов.
2. Раскрыта сущность образования как социального института, без которого невозможна адекватная оценка деятельности других социальных институтов и самого образования при формировании гражданского общества.
3. Показано, что пренебрежение философской методологией образования в современной России является одновременно одной из причин общего кризиса всей образовательной системы страны, непродуманного реформирования образования и утратой отечественных традиций вследствие заимствования не самого лучшего зарубежного опыта.
4. Обоснована необходимость смены образовательного подхода: с традиционного — «передача знаний» на современный — «развитие сознания», что раскрывает образование как социально-гуманитарное явление, развитие которого санкционировано ментальностью и культурно-образовательными традициями России.
5. Показано, что появление новых нетрадиционных форм образовательного пространства в современной России — это закономерное следствие разнообразия ее социального состава, где сбалансированность отношений личности и общества является залогом успеха образования в целом в XXI веке.
6. Освещена специфика социально-инновационной деятельности в образовательной сфере, основываясь на принципах регионализации образования, определяемых социально-экономическими, географическими, национальными, культурными и другими особенностями региона.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что предпринят научный анализ проблем социально-философских оснований современного образования. Разработанные и принятые в исследовании критерии, используемые для анализа эффективности развития приоритетных направлений образования, доказывают свою правомерность и могут быть использованы для отслеживания эффективности работы системы образования в конкретных регионах. Выводы и результаты исследования могут быть использованы в научной и педагогической работе, а также служить методологической основой в социальных и гуманитарных исследованиях для решения проблем, затрагивающих состояние и перспективы развития системы образования в современной России. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке гуманитарных образовательных программ и технологий подготовки педагогов для среднего, высшего и дополнительного образования. Основные теоретические положения диссертации могут найти применение в учебном процессе в средних и высших учебных заведениях, при разработке учебных курсов и спецкурсов по социальной философии, культурологи, политологии, истории.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в статьях. Выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на всероссийских, краевых научных конференциях и семинарах, в том числе:
1. Всероссийской научно-методической конференции «Повышение качества непрерывного профессионального образования» (Красноярск, март 2005);
2. конференции с международным участием в рамках VI Красноярской международной музейной биеналле «Культура и образование в глобальном мире»: (Красноярск, апрель 2005);
3. студенческой научно-практической конференции «Интеллект и наука» (Красноярск, май 2005 г.);
4. межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы правоведения и политологии в России на современном этапе» (Красноярск, октябрь 2005).
Диссертация обсуждалась на заседаниях философского клуба и круглого стола в КГТУ, на теоретическом философском семинаре и Ученом совете Гуманитарного факультета КГТУ, а также на расширенном заседании кафедры философии КГТУ и на кафедре философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева, где была одобрена и рекомендована к защите.
Программа включает следующие задачи:
1. Анализ различных направлений развития объект-субъектных отношений в процессе реформирования образования в современной России.
2. Определение принципов проявления детерминизма в условиях реформирования образовательной системы.
3. Обоснование учета особенностей региона как одного из путей оптимизации новой образовательной политики.
В этой связи, приоритетным должно стать освещение проблем, связанных с:
• принципиально новым социально-философским основанием развития образования, вызванным сложной ситуацией в мире на стыке тысячелетий;
• сущностными характеристиками современного глобального и регионального развития и местом человека в информационном (постиндустриальном) мире- '.
• раскрытием специфики образовательной ситуации вообще и основных принципов функционирования и эволюции образовательных знаний в связи с современными тенденциями их гуманизации, все более явной привязкой к региональным проблемам;
• образовательным механизмом, который обеспечит переход от социально-философских оснований развития образования к системным концепциям и практике реформирования образовательных систем в направлении социокультурных детерминант мировоззрения обучаемых.
Структура диссертации определяется целью работы, последовательностью решения задач и состоит из введения, двух глав, каждая из которых имеет 3 параграфа, заключения и библиографического списка.
Выводы из второй главы данного диссертационного исследования:
1. В процессе социализации взаимодействие между традиционными методами образования и воспитания приобрело особенно проблематичный характер из-за преобладания в науке западноевропейского представления о системе взаимоотношений между личностью и обществом.
2. Формирование нетрадиционных образовательных систем на основе информационных технологий заложит основу единого виртуального кибер-пространства, ресурсы которого изменят технологию и качество образовательного процесса.
3. В основе перспективного развития современного образования лежит диалектика традиции и новации, чему способствует регионализация современного российского образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Данное исследование было посвящено разработке основополагающих социально-философских оснований социализации современного образования в России как основного пути социализации личности. Социализация как механизм развития образования выявляет новые ракурсы проблемы качества исторического образования.
В диссертации даются теоретические подходы к реорганизации системы образования в современных условияханализируется концепция развития образования, и выделяются приоритетные направления его развития.
Предпринята попытка осветить такой острый в современной России вопрос как взаимодействие между региональными и общефедеральными уровнями системы образования, что может стать проблемой в ближайшем будущем.
Цель диссертационного исследования — показать развитие образовательной системы как социального института и проследить основные пути социализации современного российского образования как основного пути социализации личности в целом достигнута, поскольку были решены поставленные задачи.
1. Оптимальный анализ современной ситуации в образовательной сфере возможен только в системе интересов и ученых, и педагогов-практиков, и философской методологии образования как основополагающего базиса всех образовательных экспериментов.
2. Сущность образования как социального института может быть раскрыта как структура, без которой невозможна адекватная оценка деятельности других социальных институтов, в том числе и самого образования, при формировании гражданского общества.
3. Пренебрежение философской методологией образования в современной России является одновременно одной из причин общего кризиса всей образовательной системы страны, непродуманного реформирования образования и утратой отечественных традиций вследствие заимствования не самого лучшего зарубежного опыта.
4. Необходимость смены образовательного подхода: с традиционного -«передача знаний» на современный — «развитие сознания» вполне обоснована тем, что раскрывает образование как социально-гуманитарное явление, развитие которого санкционировано ментальностыо и культурно-образовательными традициями России.
5. Появление новых нетрадиционных форм образовательного пространства России — это закономерное следствие разнообразия ее социального состава, где сбалансированность отношений личности и общества является залогом успеха образования в целом в XXI веке.
6. Эффективная социально-инновационная деятельность в образовательной сфере невозможна, если в ее основу не будут положены принципы регионализации образования, определяемые социально-экономическими, географическими, национальными, культурными и другими особенностями региона.
Решение указанных задач позволило получить достаточно полное представление об особенностях образовательной системы как социального института и основного пути социализации личности.
Кроме того, исходя из диссертационного исследования, мы можем констатировать, что:
• полноценный и широкомасштабный анализ образовательной системы возможен только на прочных философско-методологических основаниях;
• сущность явления образовательной системы как составной части всей социальной системы может быть адекватно освещена, если привлечь к анализу весь спектр социальных отношений современной России;
• проблемы отечественной образовательной системы имеют универсальный характер и далеко идущие последствия, что предполагает концентрацию усилий для их решения не только государства, но и всех общественных структур;
• в процессе социализации взаимодействие между традиционными методами образования и воспитания приобрело особенно проблематичный характер из-за преобладания в науке западноевропейского представления о системе взаимоотношений между личностью и обществом;
• формирование нетрадиционных образовательных систем на основе информационных технологий заложит основу единого виртуального кибер-пространства, ресурсы которого изменят технологию и качество образовательного процесса;
• в основе перспективного развития современного образования лежит диалектика традиции и новации, чему способствует регионализация современного российского образования;
• проблемы в образовании современной России во многом являются одновременно и причиной и следствием общего кризиса социальной системы всей страны;
• проблемы отечественной образовательной системы носят универсальный характер и имеют далеко идущие последствия, что предполагает концентрацию усилий для их решения не только государства, но и всех общественных структур;
• современный образовательный подход «развития сознания» является основой развивающего и культуросообразного образования, что требует разработки ценностно-ориентированного знания;
• развитие непрерывного метаобразования отвечает запросам социума;
• сбалансированность интересов личности, региона и всей России является залогом успеха образования в XXI веке;
• процесс конструирования образовательных систем позволяет представить общую концепцию реформирования образования, которая основывается на решении проблемы повышения эффективности работы всех учебно-воспитательных учреждений с учетом интересов и потребностей личности обучаемых;
• развитие образования в России представляет собой процесс, направленный на становление гражданского образования, особенно личностнои социально-ориентированного образования;
• на базе новых информационных технологий и непрерывного метаоб-разования можно обеспечить формирование личности, способной к реализации своего потенциала в сложном меняющемся мире, подготовить человека к выходу из всевозможных кризисов при помощи опережающих знаний и действий.
Таким образом, социализация учебного познания является необходимым механизмом развития образования как пути социализации личности, поскольку главная цель социализации — поворот системы образования к конкретному и реальному носителю образовательных потребностей, целей и ценностей образования, т. е. к конкретной личности, а также учет разнообразия форм взаимодействия: частных, региональных и федеральных интересов.
Список литературы
- Абрамов, Ю.Ф., Феномен диалогичности и современное образование / Ю. Ф. Абрамов, В. И. Кудашов. Иркутск, 1997.
- Алексеева, Л.П. Проблемы взаимодействия культурной среды и личности в системе непрерывного образования / Л. П. Алексеева // Непрерывное образование как педагогическая система. М., 1989.
- Ангеловски, К. Учителя и инновации / К. Ангеловски. М., 1991-
- Андреев, А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. М.: Издательство МЭСИ, 1999.
- Аношкина, B.JI. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы) / B.JI. Аношкина, С. В. Резванов. Ростов-н/Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001.176 с.
- Апаласенко, Т.Е. Смена парадигмы в социальной философии как источник освобождения личностного сознания / Т. Е. Апанасенко // Россия: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 1996. С. 30−32.
- Баева, О.Н. Метаобразование идеология непрерывного образования / О. Н. Баева, В. И. Каширин // Метаобразование как философская и педагогическая проблема. Ставрополь, 2001. С. 67.
- Бачинии, В.А. Синергетическая методология и социология права / В. А. Бачинин // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: Материалы международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск № 12. СПб.: Изд-во СПбФО, 2001. С. 15−20.
- Безукладникова, И.П. Антропология. Парадоксы эволюции человека / И. П. Безукладникова, А. А. Машанов. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002. С. 120−121.
- Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / А. П. Беляева. СПб., 1997.
- Бестужев-Лада, КВ. «Алгоритм» социального нововведения / И.В. Бестужев-Лада// Социологические исследования. 1991 № 9. С. 85.
- Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. М., 1991. С. 288.
- Библер, B.C. Школа диалога культур / В. Библер. Кемерово: Алеф, 1992
- Билалов, М.И. Регионально-локальные задачи гуманитарного познания / М. И. Билалов // Актуальные проблемы социокультурного знания:
- Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск X. М., 2001. С.27−29.
- Богданов, И.В. Локальная образовательная система: опыт проектирования, становления и развития / И. В. Богданов. Тольятти, 1996. С. 17.
- Богуславский, М. Реформы российского образования: блеф или реальность? / М. Богуславский, М. Фишер // Мир образования. 1996.
- Болотин, И. Образование и национальная безопасность России / И. Болотин, Б. Митин // Высшее образование в России. 1997. № 1. С. 14, 21.
- Бондаревская, Е. В Создание единого образовательного пространства как проблема образовательной политики в регионе / Е. В. Бондаревская // Практика и теория реконструкции муниципальной системы образования. Туапсе, 1997. С. 63, 65.
- Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е. В. Бондаревская. Ростов-н/Дону, 1997. С. 3.
- Бондаревская, Е.В. Образование и культура / Е. В. Бондаревская // Культура мощный фактор развития: Материалы Южно-Российской научно-практической конференции. Ростов-н/Дону, 1997.
- Борисов, Н.В. Интернет и развитие социальных технологий информационного общества в России / Н. В. Борисов, А. В. Чугунов // Информационное общество. 2001. № 1. С. 8−15, 128.
- Валицкая, А.П. Философские основания современной парадигмы образования / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. № 3.
- Вербицкий, А.А. От парадигмы обучения к парадигме образования / А. А. Вербицкий // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М., 1994. С. 32−58.
- Вербицкий, А.А. Методологические проблемы непрерывного образования / А. А. Вербицкий // Непрерывное образование: методология и практика. М, 1990. С. 6−7.
- Вебер, М. Объективность познания в области социальных наук и социальной политики / М. Вебер // Культурология. М.: Юрист, 1995.
- Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1989. С. 109,238.
- Виноградов, И.В. Непрерывное образование важное условие всестороннего развития личности / И. В. Виноградов. М., 1979.
- Владиславлев, А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / А. П. Владиславлев. М., 1978.
- Волков, Ю.Г. Homo Humanus. Личность и гуманизм / Ю. Г. Волков. Челябинск, 1995. С. 20.
- Волков Ю.Г. Новые парадигмы общества и человека. Инновационные подходы к науке. Теоретические и методологические проблемы со-циогуманитарного познания / Ю. Г. Волков. Ростов-н/Дону, 1995.
- Волков, Ю.Г. Человек как космопланетарный феномен / Ю. Г. Волков, B.C. Поликарпов. Ростов н/Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1993. 192 с.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М., 1991.
- Гадамер, Х- Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики /Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. С. 51, 53−54.
- Гендин, A.M. Образование в постсоциалистическом обществе: специфика развития и перспективы выхода из кризиса / A.M. Гендин // Образование в Сибири. Томск, 1995. № 2.
- Гендин, A.M. Становление школы нового типа (на материалах социологических исследований) / A.M. Гендин, Л. М. Поливахина и др. Красноярск, 1995.
- Герасимов, Г. И. Методологические основы реформирования образовательного процесса / Г. И. Герасимов // Система послевузовского и дополнительного профессионального образования в современной России. Рос-тов-н/Дону, 1997. С. 80.
- Герасимов, Г. И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы / Г. И. Герасимов, Л. В. Илюхина. Ростов н/Дону: НМД «Логос», 1999. С. 81,82.
- Герасимов, Г. И. Управление инновациями и инновационное управление / Г. И. Герасимов // Инновационная школа. 1995. № 1.
- Герасимов, Г. И. Трансформация управленческой культуры в муниципальной системе образования / Г. И. Герасимов, Н. С. Речкин. Ростов-н/Дону, 1998
- Гершунский, Б.С. Россия: образование и будущее / Б. С. Гершунский. Челябинск, 1993.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М., 1998. С. 32.
- Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М., 1995.
- Готт, В. С. Категории современной науки (становление и развитие) / B.C. Готт, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул. М.: Мысль, 1984. С. 183.
- Громыко, Н.В. Интернет и постмодернизм их значение для современного образования / Н. В. Громыко // Вопросы философии. 2002. С. 175 180.
- Громыко, Ю.В. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития / Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов // Россия-2010. М., 1993. № 1. С. 40−55.
- Грушин, Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования / Б. А. Грушин. М.: Политиздат. 1987. С. 10.
- Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э. Н. Гусинский. М., 1994. С. 10.
- Демидова, ИД. Организационные формы интегративного развития науки и образования (на примере социально-гуманитарного знания) / И. Д. Демидова, В. И. Минина // Философия образования.2004. № 3 (11). С. 54.
- Димов, Ю.В. Комплекс эталонов (стандартов) базис системы качества подготовки специалистов / Ю. В. Димов, А. К. Шмаков // Интеллектуальные и материальные ресурсы Сибири: Материалы 2-й региональной научно-практической конференции. Иркутск, 1998. С. 19−21.
- Дистервег, А. О природосообразности и культуросообразности в обучении / А. Дистервег // Народное образование. 1998. № 7.
- Дмитриеико, В.А. Образование как социальный институт /
- B.А. Дмитриенко, Н. Я. Люрья. Красноярск, 1989. С. 18−35.
- Дпепров, ЭД. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России / Э. Д. Днепров // Педагогика. 1996. № 5.
- Днепров, ЭД. Четвертая школьная реформа в России / Э. Д. Днепров. М., 1994. С. 65−66.
- Днепров, ЭД. Школьная реформа между «вчера» и «завтра» / Э. Д. Днепров. М. 1996. С. 45,162,168.
- Долженко, О.В. Очерки по философии образования / О. В. Долженко. М., 1995.
- Долженко, О.В. Философия образования / О. В. Долженко. М., 1991. С. 13−14, 17, 20, 28, 123, 295.
- Доценко, E.JI. Психология манипуляции / Е. Л. Доценко. М., 1996.1. C. 295.
- Дроздов, Ю.И., Юрий Андропов и Владимир Путин на пути к возрождению / Ю. И. Дроздов, В. И. Фартышев. М.: «Олма-пресс», 2001. С. 269, 299,301.
- Дудченко, B.C. Основы инновационной методологии /1. B.C. Дудченко. М., 1996.
- Дюков, В.М. Дистанционное обучение / В. М. Дюков. Санкт-Петербург-Москва-Красноярск, 2000. С. 5−7.
- Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. М., 1996. С. 270.
- Дюркгейм, Э. Социология образования / Э. Дюркгейм. М., 1996.
- Жарова, А.В. Социально-гигиеническая и нравственно-психологическая обусловленность здоровья студенческой молодежи / А. В. Жарова // Актуальные проблемы философии в системе университета: Сборник научных работ. Красноярск: СибГТУ, 2004. С. 40.
- Жданов, Ю.А. Целостность личной культуры и дополнительного образования / Ю. А. Жданов // Система послевузовского и дополнительного профессионального образования в современной России. Ростов-н/Дону, 1997.1. C. 28.
- Жуков, В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития / В. И. Жуков. М., 1998.
- Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 13 января 1996 года№ 12-ФЗ).
- Збрицкий, А.А. Об уточнении цели концепции реформирования России / А. А. Збрицкий, Т. А. Ивчик // Интеллектуальные и материальные ресурсы Сибири: Материалы 2-й региональной научно-практической конференции. Иркутск, 1998. С. 23.
- Здравомыслов, А.Т. Потребности. Интересы. Ценности /
- A.Т. Здравомыслов. М., 1986.
- Зинченко, В.П. Человек развивающийся / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М., 1994.
- Зуев, К.А. Компьютер и общество / К. А. Зуев. М.: Политиздат, 1990. С. 128.
- Иванов, В. Социальные технологии в современном мире /
- B. Иванов. М.: Славянский диалог, 1996. 335 с.
- Иванов, В. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности /
- B. Иванов, JL Гурье, А. Зерминов // Высшее образование в России. 1997. № 4.1. C. 44−49.
- Иванова, Р.И. Антропогенез: прошлое, настоящее, будущее / Р. И. Иванова // Теория и история. 2003. № 2. С. 116.
- Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. С. 383.
- Ионин, Л.Г. Основания социокультурного анализа / Л. Г. Ионин. М., 1995. С.95−102.
- Исаев, А.К. Самореализация личности как проблема социальной философии. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1993.
- Исаев, В.Д. Человек в пространстве цивилизации и культуры / В. Д. Исаев. Луганск: Свшгаця, 2003. С. 103−104.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа/М.С. Каган. М., 1974.
- Калъной, ИИ. Отчуждение: истоки и современность / И. И. Кальной. Симферополь: «Таврия», 1990. С. 156.
- Капитонов, Э.А. Социология XX века: История и технология / Э. А. Капитонов. Ростов-н/Дону: Феникс, 1996. 512 с.
- Карпова, Г. Ф. Инновации, интеллект, образование / Г. Ф. Карпова. М., 1998.
- Каширин, В.И. Метарефлексия и метаобразование / В. И. Каширин // Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей. Ставрополь, 2001. С. 149−158.
- Каширин, В.И. Метаобразование: синтез философии и науки в воспитательно-образовательном процессе / В. И. Каширин // Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей. Ставрополь, 2001. С. 149−158.
- Келле, В.Ж. Идея многомерности в познании социальной реальности / В. Ж. Келле // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: Материалы международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск № 12. СПб.: Изд-во СПбФО, 2001. С. 53−62.
- Кемеров, В.Е., Непрерывное образование как методологическая проблема / В. Е. Кемеров, Б. Г. Ушаков // Непрерывное образование как педагогическая система. М., 1989.
- Кииелев, В. Т. Контуры системы образования XXI века / В. Т. Кинелев // Информатика и образование. 2000. № 5. С. 3, 4.
- Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике / М. В. Кларин. Рига, 1994. С. 8−9, 105.
- Кларин, М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании / М. В. Кларин // Педагогика. 1996. № 2. С. 14−15.
- Ковалева, Л.И. Кризис системы образования / Л. И. Ковалева // Социологические исследования. 1994. № 3.
- Козловский, В.В. Дилемма социологического познания в России / В. В. Козловский // История методологии социального познания. Конец XIX—XX вв.ек. М., 2001. С. 27−28.
- Колесникова, И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы / И.А. Колесникова//Педагогика. 1995. № 6.
- Колесников, Н.А. Профессиональное образование в рыночных условиях / Н. А. Колесников, В. И. Эйдельнант // Профессиональное образование. 1997. № 9.
- Коменский, Я. А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих/Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. Ч. 2. М., 1989. С. 106−136.
- Копдратко, И.И. Концепция региональной подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования / И. И. Кондратко // Известия высших учебных заведений. Электромеханика НГТУ, 1996
- Кондратко, И.И. Педагогические новации / И. И. Кондратко, Е. Е. Плотницкая. Ростов-н/Дону, 1995. С. 15−21.
- Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Проблемы информатизации ВШ. 1995. Вып. 3.
- Коршунов, A.M. Диалектика социального познания /
- A.M. Коршунов, В. В. Мантатов. М.: Политиздат, 1989. С. 59.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования /
- B.В. Краевский. Самара, 1994
- Кривощёков, В.А. Виртуальный университет как современная форма партнёрства организаций в сфере образования / В. А. Кривощёков, Ю. Е Хохлов, А. В. Толстопятенко // Дистанционное обучение: Материалы международной конференции e-Learning. Киев, 2002.
- Кругликов, А.Г. Некоторые методологические проблемы исследования структуры инновационного процесса / А. Г. Кругликов // Инновационные процессы. М., 1982. С. 30.
- Кузнецов, С.В. Самореализация российской молодежи: новая социальная утопия? / С. В. Кузнецов // Россия: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 1996.1. C. 29−30.
- Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 1975. С. 25.
- Куркин, Е.Б. Управление образованием в условиях рынка / Е. Б. Куркин. М., 1997. С. 7.
- Ладыжец, Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации / Н. С. Ладыжец. М., 1993.
- Левчук, Л.В. Образовательная политика в регионе / Л. В. Левчук // Инновационная школа. 1997. № 1.
- Левчук, Л.В. Региональная модель образования и национальные интересы России / Л. В. Левчук // Народное образование. 1997. № 2.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М., 1991. С. 59, 111.
- Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С.156−176.
- Лернер, И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия / И .Я. Лернер. М., 1995. С. 6.
- Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. С. 200.
- Лукашевич, Н.П. Социология образования / Н. П. Лукашевич, В. Т. Солодков. К.: МАУП, 1997.
- Луман, Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества / Н. Луман // СОЦИОЛОГОС. М.: Прогресс, 1991. С. 194−218.
- Любченко, B.C. Знание в контексте практик / B.C. Любченко. Ростов-на/Д: «Пегас», 1998. 192 с.
- Люрья, Н.А. Исторические формы развития образования как социального института / Н. А. Люрья // Образование и культура: история и современность. Томск, 1989. С. 26−74.
- Люрья, Н.А. Образование и личность / Н. А. Люрья // Образование в Сибири. 1995. № 1.
- Люрья, Н.А. Образование как феномен культуры и фактор развития личности: Автореф. дисс. докт. филос. наук. Томск, 1997.
- Майер, Б.О. Пограничные проблемы философии образования / Б. О. Майер // Философия образования. 2004. № 3(11). С. 35−36.
- Малахов, Н.Д. Нововведения в муниципальном управлении образованием / Н. Д. Малахов. М., 1997
- Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. М., 1994. С. 479.
- Маркович, Д.Ж. Образование как ресурс развития / Д. Ж. Маркович // Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. М., 1997. С. 14−15.
- Маркович, Д.Ж. Социальная экология / Д. Ж. Маркович. М., 1991. С. 53.
- Машутин, Э.А. Проблемы последипломного образования / Э. А. Машутин // Педагогика. 1996. № 1.
- Михалина, О.А. Формирование образовательной политики для гражданского образования / О. А. Михалина, В. И. Панарин // Философия образования. 2004. № 3 (11). С. 117−119.
- Модернизация отечественного образования: сущность, проблемы, перспективы // Серия трудов «Философия образования». Том XII. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2005. 392 с.
- Моисеева, М.В. Феномен виртуальных учебных сообществ / М. В. Моисеева, С. Сойферт // Информационное общество. 2001. Вып. 4. С. 51−53.
- Наин, А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования / А. Я. Наин // Педагогика. 1994. № 3.
- Наин, А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А. Я. Наин // Педагогика. 1996. № 5. С. 12.
- Наливайко, Н.В. Проблемы образования: Материалы «круглого стола» / Н. В. Наливайко // Философия образования. 2004. № 3(11). С. 322 323.
- Наливайко, Н.В. Философия образования: некоторые проблемы формирования концепции / Н. В. Наливайко. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2000. 141 с.
- Наливайко, Н.В. Философия образования: комплексный анализ / Н. В. Наливайко, В. И. Паршиков. Новосибирск, 2002. 191 с.
- Нечаев, В.Я. Социология образования / В .Я. Нечаев. М., 1992. С. 1536.
- Новицкий, А.Г. Дистанционное обучение: проблемы, пути развития / А. Г. Новицкий, Ю. А. Свириденко // Журнал-каталог «Образование». 1997. МИ.
- Новичкова, Г. А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии / Г. А. Новичкова. М., 2001. С. 16−54.
- Общественное сознание и его формы. М.: Прогресс, 1992. С. 51.
- Овсянников, В.И. Дистанционное образование в России: миф или реальная перспектива? / В. И. Овсянников // Педагогика. 1996. № 3.
- Орлов, А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании / А. А. Орлов // Педагогика. 1996. № 3.
- Осипов, В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования / В. Г. Осипов. Ереван, 1989. С. 28, 37.
- Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Избранные труды. М., 1997. С. 56−64.
- Панарин, В.И. Образовательная политика как социально-философская проблема. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Новосибирск, 2005. С. 11−24.
- Патрушев, В.И. Введение в теорию социальных технологий / В. И. Патрушев. М.: Изд-во ИКАР, 1998. С. 42.
- Парсонс, Т. Функциональная теория изменения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 466.
- Пискуиова, Н.Н. Методологические особенности применения метода «Case study» для подготовки менеджеров / Н. Н. Пискунова, Е. В. Пилипенко // Бизнес-образование. 1999. № 2(3). С. 91−98.
- Подласый, И.П. Педагогика / И. П. Подласый. М., 1996. С. 144.
- Полат, Е.С. Дистанционное обучение / Е. С. Полат, М. В. Моисеева. М.: Владос, 1998. С. 192.
- Поликарпов, B.C. Россия versus Рим (сравнительный анализ российской и древнеримской цивилизаций) / B.C. Поликарпов,
- B.А. Поликарпова. Таганрог: Изд-во ТГРТУ, 2001. 80 с.
- Политика в области образования и новые информационные технологии // Национальный доклад РФ Международному конгрессу ЮНЕСКО. М., 1996. С. 18.
- Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история / Б. Ф. Поршнев. М, 1991. С. 81.
- Поташник, М.М. Инновационные школы в России: становление и развитие / М. М. Поташник. М., 1996.
- Поташник, М.М. Управление современной школой. (В вопросах и ответах) / М. М. Поташник, A.M. Мойсеев. М., 1997. С. 27−43.
- Предвечный, Г. П. Социология / Г. П. Предвечный // Избранные труды. Ростов н/Дону: СКНЦВШ, 2001. С. 86.
- Проблемы образования: Материалы «круглого стола» // Философия Образования. 2004. № 3 (11). С. 324−328.
- Прохоров, А.П. Государственные стандарты: каковы итоги /
- A.П. Прохоров // Преподавание истории в школе. 1997. № 1. С. 3.
- Пушкарёв, Ю.В. Понимание науки как социокультурного феномена: философско-образовательные аспекты деятельности ученого / Ю. В. Пушкарёв // Философия образования. 2004. № 3. С. 48.
- Пфаненштиль, И.А. Россия и глобализация: проблемы и перспективы / И. А. Пфаненштиль, J1.H. Пфаненштиль // Культура информационного общества: Сб. науч. трудов. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003. С. 63−70.
- Радовель, М.Р. Проблема целесообразности в метаобразовании как проблема творчества / М. Р. Радовель, А. Г. Чухно // Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей. Ставрополь, 2001. С. 128−148.
- Резванов, С.В. Мировоззрение: философия социальной культуры / С. В. Резванов. Ростов-н/Дону, 1996. С. 179.
- Розин, В.М. Образование как синергетическая система /
- B.М. Розин // Лицейское и гимназическое образование. 1998. № 2. С. 63.
- Розин, В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения / В. М. Розин // Философия образования для XXI века. М., 1992. С. 40.
- Розов, Н.С. Философия гуманитарного образования. (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе) / Н. С. Розов. М., 1993. С. 49.
- Рубина, Л.Я. Образовательный путь поколения / Л. Я. Рубина // Социальные проблемы образования. Свердловск, 1991. С. 101.
- Рубцов, В.В. Проектирование образовательных систем как вид социальной практики / В. В. Рубцов // Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен. М., 1997. С. 36.
- Рубцов, В.В. Развитие образовательной среды региона / В. В. Рубцов. М., 1997. С. 5−6.
- Руткевич, М.Н. Общественные потребности и подготовка кадров в Великобритании / М. Н. Руткевич, Л. Я. Рубина. М.: Высшая школа, 1991. С. 33.
- Рыбакова, В.И. Инновационная деятельность в образовании. Проблемы управления / В. И. Рыбакова. Ярославль, 1996.
- Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. № 5.
- Сиволапов, А.В. К новой модели обучения: социкультурный подход / А. В. Сиволапов // Социс. 1994. № 3.
- Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. Ю. П. Сурмина. Киев: ЦИиР, 2002. С. 247.
- Сластенин, В.А. Культурологический контекст педагогического образования / В. А. Сластенин, Е. И. Артамонова // Диалог культур в системе школьного образования: Материалы региональной научно-практической конференции. Иркутск, 2001. С. 3−13.
- Слободчиков, В. Новое образование путь к новому сообществу / В. Слободчиков // Народное образование. 1998. № 5.
- Смирнова, Н. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы / Н. Смирнова // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 127−137.
- Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
- Сурмин, Ю.П. Социальная методология: структура, функции, тенденции развития / Ю. П. Сурмин // Методолопчш проблеми суспшьно-гумаштарних наук и ocBira в умовах трансформацп суспшьства. Дншропетровськ: НГАУ, 1999. С. 30, 47−58.
- Сурмин, Ю.П., Туленков Н. В. Методология и методы социологических исследований / Ю. П. Сурмин, Н. В. Туленков. К.: МАУП, 2000.
- Тищенко, П.Н. Многомерность образовательного пространства / П. Н. Тищенко // Народное образование 1997. № 2.
- Тонконогая, Е. И Педагогические системы непрерывного образования взрослых / Е. П. Тонконогая //Проблемы непрерывного образования в. современных условиях социального прогресса и НТР. М., 1981. Ч. II. С. 3−5.
- Тоффлер, Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. С. 40.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам / П. И. Третьяков. М., 1997.
- Турченко, В.Н. Научно-техническая революция и революция в образовании / В. Н. Турченко. М.: Политиздат, 1973. С. 129.
- Тхагапсоев, Х.Г. О новой парадигме образования / Х. Г. Тхагапсоев //Педагогика. 1999. № 1. С. 103, 105.
- Укке, Ю.В. Развитие личности как цель и сущностная характеристика непрерывного образования / Ю. В. Укке // Непрерывное образование как педагогическая система. М., 1989.
- Федорова, О. Синергетическая модель образования / О. Федорова // Мир образования. 1997. № 5.
- Филиппов, Ф.Р. Социология образования / Ф. Р. Филиппов. М., 1980. С. 22−46.
- Фоменко, В.Т. Непрерывное образование в свете особенностей личностно-ориентированного образовательного процесса / В. Т. Фоменко, И. В. Абакумова // Система послевузовского и дополнительного образования в современной России. Ростов-н/Дону, 1997.
- Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. М., 1991. С. 10.
- Хазова, Л.В. Социально-философские основания неклассической гуманизации образования / Л. В. Хазова // Культура информационного общества: Сборник научных трудов. Красноярск: ИПЦКГТУ, 2003. С. 16.
- Хёсле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / В. Хёсле //Вопросы философии. 1994. № 10. С. 112−123.
- Хомерики, О.Г. Развитие школы как инновационный процесс / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов. М., 1994. С. 4, 9, 16.
- Чернилевский, Д.В. Инновационные подходы к организации обучения / Д. В. Чернилевский, O.K. Филатов // Специалист. 1997. №№ 2−4.
- Чуринов, Н.М. Совершенство и свобода / Н. М. Чуринов. Красноярск, 2003. С. 165, 205−216.
- Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательная политика /В.Д. Шадриков. М., 1993. С. 103−106.
- Шамова, Т.И. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития / Т. И. Шамова, А. Н. Малинин, Г. М. Тюлю. М., 1993.
- Шаронов, В.В. Основы социальной антропологии / В. В. Шаронов. СПб., 1997. С. 171−175.
- Шереги, Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект / Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчева, В. В. Сериков. М., 1997. С. 18−27, 52−73.
- Шукшупов, В.Е. Инновационное образование: идеи, принципы, модели / В. Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, Л. И. Романкова. М., 1996. С. 10, 21,60.
- Щедровицкий, Г. П. Активные формы обучения и проблема содержания образования / Г. П. Щедровицкий // Очерки по философии образования. М., 1993.
- Щедровицкий, П.Г. Искушение развитием / П. Г. Щедровицкий // «Дискурс». 1997. № 3−4.
- Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий. М.: Педагогика, 1993. С. 29.
- Юрисов, В.А. Интегративные образовательные процессы в системе непрерывного образования / В. А. Юрисов // Непрерывное образование, как педагогическая система. М., 1989.
- Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н. Р. Юсуфбекова. М., 1991. С. 71.
- Ядов, В.А. Социальная теория в поисках выхода из кризисного состояния / В. А. Ядов // Общество и экономика. 1998. № 1.
- Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. 330 с.
- Якиманская, КС. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. М.: «Сентябрь», 2000. С. 119.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. С. 11, 14, 148−149.