Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Духовность как социокультурный феномен: аксиологическая направленность и перспективы развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема духовности особенно остро воспринимается в сочетании с потребностью противостояния техницизму и экономическому универсализму. Нам представляется, что изменение кризисного состояния нашей жизни в позитивную сторону будет возможно лишь при серьёзном научном осмыслении всестороннего отношения человека к миру общественного бытия. Подчеркнём ещё раз, что необходимость изучения условий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИНТУИТИВНО-ОБРАЗНАЯ И РАЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ФЕНОМЕНА ДУХОВНОСТИ
    • 1. 1. Сущность духовности и её репрезентация в русском религиозно-философском контексте
    • 1. 2. Рационалистическое отражение феномена духовности в западноевропейской традиции
  • ГЛАВА II. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДУХОВНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
    • 2. 1. Сущностное наполнение духовности как. ценностного основания человеческой жизни
    • 2. 2. Диалектика статической и динамической структуры духовности в аспекте аксиологического подхода
    • 2. 3. «Человекоразмерная» перспектива развития духовности в современном обществе

Духовность как социокультурный феномен: аксиологическая направленность и перспективы развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена состоянием современной общественной жизни, для которого больше всего подходит определение «кризисного». Такое положение вызвано социально-экономическими и политическими проблемами, переживаемыми современной Россией — социальным и имущественным расслоением, преобладанием технократического мышления, дегуманизацией общественных отношений, девальвацией «привычных» для людей ценностей.

Нигилистическое отношение к фундаментальным аксиологическим установкам, во многом обусловленное сменой социокультурных ориентиров на абсолютно чуждые нам, россиянам, ориентиры потребительского типа воспроизводства общественной жизни, обостряет интерес к проблемам духовности. В соответствии с происходящими изменениями, охватывающими все области общественно-исторической практики, особую актуальность приобретают проблемы ценностного наполнения социального и индивидуального бытия и связанные с их функционированием вопросы.

Учитывая значимость взаимодействия общественного быгия и общественного сознания в процессе становления и функционирования духовности, следует обратить внимание на актуализацию одной из самых сложных теоретико-методологических задач в познании духовной сферы жизни общества. Среди последних, в первую очередь, следует выделить духовность, гуманизм и человекоразмерность, обладающих едиными аксиологическими характеристиками. Принципиальную значимость приобретает вопрос о направленности самих субъективных действий и связанных с ними проблем: добра и зла, материального и духовного начал в природе человека, характера и смысла его жизни. Особый интерес к вечным вопросам возникает в кризисные моменты истории, и чаще всего инициируется обострением общественной надобности в человеке духовном. Следовательно, вопросы интерпретации многоуровневого содержания понятия «духовность», внутренней связи человеческого существования и развития с универсальными, общезначимыми принципами и ценностями требуют своего разрешения. Именно эти проблемы в последние десятилетия конца ХХ-нач.ХХ1 в.в. являются «запросом» истории, заставляющим до «болезненного надрыва» обострять необходимость анализа проблемы духовности как ценностного основания человеческой жизни. Тем более, что духовное на разных уровнях отношения личности с обществом проявляется по разному, раскрывается различными гранями.

Не менее важным нам представляется рассмотрение духовности не только в качестве атрибута духовной жизни общества, но и в качестве механизма воздействия данного феномена на причины и следствия событий, решающим образом влияющих на историческую со-бытийность (извлечённого опыта) человека и общества. Социально-философский взгляд на проблемы духовности заключается в принятии духовности как онтологического основания случившейся определённости со-бытия, материализации продуктов общественного сознания, и объективизации элементов субъективного мира. Фактически, объективные события общественной жизни представляют собой результат субъективных действий отдельных людей. Выявление, изучение и понимание духовной жизни общества, определяющей характер значимых событий, их подготовку, осуществление, свершение приобретает особый смысл и составляет важную часть настоящего исследования. Таким образом, общественно важные события вызревают, осмысляются и подготавливаются в пространстве внутреннего вопрошания о нуждах мира человеком духовным. Такое философское вопрошание о сущности духовности личности имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Поэтому так важно понять, как происходит это вызревание событий-поступков, как строится внутренняя работа, готовящая принятие определённого решения. Значительная роль в этом процессе принадлежит духовной рефлексии, именно она формирует субъективную составляющую обоснования необходимости осуществления событий. Как правило, в этой сложной внутренней работе решающая роль принадлежит душевно-духовной организации, ядром которой является мышление. В процессе рефлективной мыслительной деятельности именно оно является «инструментом», с помощью которого происходит поиск и открытие нового. Общеизвестное изречение Г. Гегеля, материалистически преобразованное К. Марксом, утверждает, что мысль не просто отражает, но и «пред-полагает», и творит бытие.

Древние мыслители, а за ними и классики марксизма-ленинизма заметили, что человек, живя в обществе, не свободен от него, что он не просто пассивно приспосабливается к окружающим обстоятельствам, но и преобразует их. Существенной чертой становления такого субъекта является преобладание в его характере таких сущностных, системообразующих качеств, как духовность, человекоразмерность, гуманизм, а также индивидуальных особенностей, интериоризирующих их. Человек как объект и субъект берётся универсально, в единстве всех его структурных уровней, и в то же время он рассматривается как человеческая индивидуальность, личность. Изучение духовности в диалектическом единстве социального и индивидуального представляется целесообразным также в силу того, что результаты такого анализа могут быть использованы для выявления онтологических оснований социализации и индивидуализации человека.

Последние, представляя систему реализуемых духовных принципов с опорой на универсальные, предельные компоненты общечеловеческих ценностей, могут быть приняты в качестве ориентиров для человека и общества. Это весьма существенно для нашей действительности, когда провозглашается и утверждается «свободное» самоопределение личности при фактически реальном отрицании любых ценностных доминант — национальных, религиозных, культурных, моральных. При доведении такой ситуации до логического конца, индивид лишается фундаментальных оснований для жизненной ориентации, для осмысленного морального выбора, остаётся без обоснованных представлений о ценностях, наполненности и смысле человеческого бытия, возможностях их достойной реализации.

Проблема духовности особенно остро воспринимается в сочетании с потребностью противостояния техницизму и экономическому универсализму. Нам представляется, что изменение кризисного состояния нашей жизни в позитивную сторону будет возможно лишь при серьёзном научном осмыслении всестороннего отношения человека к миру общественного бытия. Подчеркнём ещё раз, что необходимость изучения условий преодоления негативных процессов в общественной жизни страны, предполагает настоятельную потребность обращения к анализу такого сложного социокультурного феномена как духовность в его аксиологической направленности. Духовность не существует сама по себе, отдельно от определённых общественных институтов, социального пространства, социального времени, личности. Социально-философский анализ духовности, рассмотрение ценностного наполнения как её главного структурно-образующего компонента позволит глубже и полнее понять природу самого человека, обозначить социальное пространство становления и развития всей целостной системы духовного жизнетворчества личности. Вышеизложенные обстоятельства и стали определяющими при выборе темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблема духовного, как сущностного качества личности, как истинно человеческого в человеке и обществе, с древних времён привлекала внимание философов и исследователей. Прежде всего, она рассматривалась наряду с проблемой выяснения подлинного содержания и назначения человеческого бытия, ценности и цели самой жизни. Уже в античной философии формулируются и разрабатываются различные подходы к толкованию сущности духовного в человеке (Сократ, Платон, Аристотель). Позднее, у Плотина этот феномен представлен в космологической, безличностной, иррациональной трактовке. Традиция сверхрационального постижения смысла духовности, основанная на плотииовском духе, который является потенцией всего сущего — бытия, мышления, жизни — обнимая всё идеальным образом, принадлежит христианским философам (Августин Аврелий, Фома Аквинский).

В эпоху Возрождения и Нового времени проблема духовной характеристики человеческого бытия в пространстве гуманистического восприятия мира приобретает иные, по сравнению со средневековым мировосприятием, оттенки. Формируется культура, при которой пробуждается интерес к познанию внутреннего мира человека, а, следовательно, к духовности (И. Гердер, Т. Кампанелла, Т. Мор, Э. Роттердамский, К. Маркс). Значительное внимание проблема духовного получает в XX веке в западной философии (Т. Адорно, А. Камю, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс).

Но наиболее глубокий анализ проблемы духовности мы находим в отечественной философской традиции. Можно с уверенностью сказать, что ни одна национальная философия не уделяла данной теме столько внимания, как русская мысль. Это связано с глубоким убеждением в существовании особого предназначения России. Подлинно гуманистическое исследование человека, сакральный смысл его бытия, назначения в мире представлены в трудах предтечей русской философской мысли Нила Сорского, Феофана Затворника, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина. Следует подчеркнуть значимость вклада в разработку данной проблемы русской религиозной философии рубежа XIX—XX вв.еков. Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов, В. С. Соловьёв, С. JT. Франк, П. А. Флоренский, Г. Г. Шпет, П. Д. Юркевич придавали огромное значение проблеме духовности. Они раскрывали её в русле религиозной философии, постигая не столько рациональным, сколько интуитивным, эзотерическим, художественным дискурсом. Значительный вклад в изучение проблемы духовности внесли представители XX века — М. М. Бахтин, П. С. Гуревич, И. А. Ильин, Д. С. Лихачёв, Ю. М. Лотман, Л. Н. Столович, А. К. Уледов.

В последние десятилетия XX столетия выделилось несколько направлений в разработке феномена духовности. Наиболее активно проблемы духовности разрабатывают И. К. Джерелневская, В. П. Зинченко,.

Н. Н. Изместьева, А. В. Кива, В. И. Слободчиков, В. Э. Чудновский, В. Д. Шадриков, В. Н. Шердаков и др.

Религиозно-этическое направление представлено именами И. В. Безгиновой, Н. С. Катуниной, С. Б. Крымского, В. А. Лекторского, Г. М. Пурыничевой, JI. Н. Смирновой, И. Б. Черновой. Они видят духовность как непреложный императив человеческого бытия, решают её проблемы в религиозном, этическом, эстетическом ключе. Общей для этих авторов является мысль о способности личности переводить универсум внешнего бытия во внутренний мир, их идеи перекликаются с традициями русской религиозной философии.

Ценностно-смысловое направление в разработке проблем духовности представляют работы JI. П. Буевой, М. Ф. Калашникова, Е. М. Калашниковой, JI. Н. Смирновой, 3. В. Фоминой. Эти исследователи рассматривают духовность в плане выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, самодеятельности, жизнетворчества. На их взгляд витальное, функциональное развитие человека не всегда согласуется с реализацией его сущностных сил, духовных потенций.

Этические основания духовности мы находим в работах А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого.

Философско-психологическое направление в анализе духовности осуществляется в трудах отечественных мыслителей — Л. С. Выготского, А. И. Зеличенко, И. М. Ильичёвой, А. II. Леонтьева, С. Л. Рубинштейнав исследованиях западных философов В. Вундта, Л. Клагеса, Г. Спенсера, К. Г. Юнга, Э. Фромма.

Гуманистическое измерение духовности представляют работы.

A. В. Брушлинского, А. А. Контарева, В. А. Кувакина, В. А. Лекторского,.

B. Н. Турченко, И. Т. Фролова.

Наряду с этими аспектами поддерживается интерес к духовности как непосредственно культурио-историческому феномену. Художественно-эстетическое направление отражено в работах Д. С. Лихачёва, А. М. Панченко,.

Jl. А. Шумихинойпсихолого-игрологическое — в работах Н. Т. Казаковой, Б. Т. Сигова, Й. Хейзинги.

Таким образом, в современной философской литературе уделяется серьёзное внимание проблемам духовности, гуманизма, человекоразмерности, однако они имеют различные грани истолкования и понимания, относятся к различным уровням теоретического рефлексирования. Накоплен большой теоретический и эмпирический материал, составляющий прочную основу для дальнейших исследований, анализа, находок в этой области, служащий исходным методологическим базисом для настоящей работы. Однако восприятие феномена духовности столь широко и многогранно, что его внутреннее наполнение до сих пор точно не обозначено, авторы ограничиваются зачастую лишь общими характеристиками в близкой им научно-исследовательской программе. Это и не удивительно, так как рационально понять данный феномен трудно. На наш взгляд, именно аксиологический аспект даёт возможность постижения особенностей функционирования духовности в обществе как доминанты в духовном мире человека, позволяет установить внутреннюю иерархию её составляющих, исследовать динамику становления и развития. Обобщение, анализ литературы, затрагивающей проблематику духовности, собственные размышления по данному вопросу позволили сформулировать цель и задачи работы.

Объектом исследования является социокультурная природа феномена духовности. Предмет исследования — аксиологические аспекты функционирования духовности в социокультурном пространстве.

Цель исследования.

Осуществить презентацию социально-философского анализа феномена духовности. Обосновать ценностное наполнение как главный структурно-образующий компонент духовности.

Задачи исследования.

Цель исследования конкретизируется в виде решения нескольких неразрывно связанных задач:

1. Рассмотреть смысл и содержание понятий «Дух» и «Душа» в качестве конституирующих концептов духовности в контексте социально-философского знания.

2. Осуществить анализ духовности в рамках аксиологического вектора структурирования социального и индивидуального бытия.

3. Исследовать соотношение статической и динамической составляющей структуры духовности, активизирующей её модуляции на религиозном, социальном и ментальном уровнях.

4. Определить человекоразмерную перспективу развития духовности в современном обществе, проясняя её действительную и надуманную составляющие.

Теоретико-методологической основой настоящего исследования служат идеи представителей отечественной философии (от восходящих к Древней Руси до Н. О. Лосского), западно-европейской школы (от Платона до М. Хайдеггера), современных авторов. В них формулируются положения, позволяющие выделить особенности социально-философского анализа проблемы духовности, определить её содержательную составляющую, закономерности генезиса и функционирования.

Методологический аппарат работы включает общие и частные методы познания, что обусловлено местоположением исследуемой проблемы — она находится на границе общей и социальной областей философского знания. Основным используемым методом является диалектический метод, позволяющий использовать принципы диалектического единства, формы и содержания, диалектики общего и единичного, логического, исторического и системно-структурного подходов. Изучение феномена духовности осуществлено с помощью обширного круга современных исследований философской, социологической, культурологической, этической тематики с учётом интегративного характера рассматриваемого феномена.

Методика работы представляет собой анализ научных исследований по проблематике понятий «Дух», «Душа», «Духовность» в классической и современной философской традиции. Это позволяет осуществить социально-философскую дескрипцию проблемы духовности, что, в свою очередь, даёт основания для анализа и выявления влияния рассматриваемого феномена на способ существования личности и человеческого общества в качестве аксиологического ориентира.

Научная новизна исследования вытекает из поставленной цели и заключается в выделении оснований социально-философской и исследовательской стратегии применительно к феномену духовности. К наиболее важным моментам, нуждающимся в защите и представляющим научную новизну авторской идеи, относятся такие положения:

1. Конкретизирована специфика аксиологической направленности духовности в структуре личности, выявлено влияние рассматриваемого феномена на способ существования человеческого общества в целом.

2. Выделены логико-смысловые начала структурирования духовности в аспекте аксиологического подхода, предложены её статическая и динамическая модели.

3. Выявлено, что в социальном пространстве становления и развития ценностной системы жизнетворчества личности духовность определяет специфически человеческое содержание человекоразмерности и концентрирует «человеческое» и меру его наполненности в каждой личности.

4. Показано, что духовность может быть представлена посредством реальности особого рода — виртуальной реальности, выступая в роли маркера, доминирующего в системе ценностей человека и общества.

Положения, выносимые на защиту 1 Духовность занимает одно из центральных мест в пространстве социально-философской теории. Это даёт возможность осмыслить комплексные характеристики взаимосвязи явлений социальных явлений, помогает дифференциации общественного бытия и общественного сознания. Таким образом, ценностное наполнение выступает главным структурнообразующим компонентом духовности. Понятия Дух и Душа позволяют расширить трактовку феномена духовности, выполняя в нём субстанциальную функцию и обуславливая его качественную определённость. Душа выступает в роли внешнего индикатора наполненности духовности, а Дух — внутреннего. Духовность рассматривается как особое качество общественного сознания, — мера социальности человека, приобретаемая им в стремлении к совершенствованию души и духа.

2 Ценностные характеристики духовности выявляют степень соизмеримости человека с интеллигибельными и сенсибельными сторонами мира оказывают влияние на способ существования человека и общества в целом. Реализация диалектического взаимодействия статической и динамической моделей духовности на религиозном, социальном и ментальном уровнях обеспечивает разнообразные варианты наложения их смысловых компонентов и во многом определяет особенности функционирования духовности.

3 Духовность является социокультурным феноменом, выступая условием реализации принципов жизнетворчества, гуманизма и человекоразмерности на всех уровнях социального и индивидуального миров. Духовное наполнение человекоразмерности концентрирует ценностно-смысловое содержание бытия личности и социума. Поэтому необходимо прояснить особенности проявления принципа долженствования и обязанности, детерминирующего развитие и функционирование социальной системы (с точки зрения аксиологического подхода).

4 В виде теоретического допущения исследовательской стратегии духовность рассматривается в пространстве особого рода — виртуальной реальности, выявляются её реальная и возможная составляющие. Вовлечённость в действительный, подлинный процесс общественной жизни в рамках человеческого существования заставляет его участников выбирать систему ценностей и жизненных стратегий, нацеленных на совершенствование жизни. И здесь духовность может и должна исполнять роль аксиологического вектора, маркера субъективных и социальных программ человеческой жизнедеятельности, обладающего огромным потенциалом для превращения возможного в действительное.

Теоретическая значимость работы.

Полученные нами результаты можно оценить как определённый вклад в осмысление проблем о духовных ценностях, наполненности, смысле и назначении человеческой жизнио роли и влиянии отдельных субъективных факторов на объективный ход исторического процесса с соответствующими социальными последствиямиформирования и воспитания духовно зрелой личностивозрождения и трансляции в обществе нравственных ценностей и традиций.

В предложенной нами концепции выдвинуты аргументы для обоснования определяющей роли духовности как сущностного качества жизнетворчества. Эти обобщения и выводы могут быть полезны для специалистов, изучающих социальный опыт развития общества, могут служить основой для дальнейшего исследования социально-философских проблем.

Практическая значимость работы заключается в использовании полученных результатов в процессе преподавания социально-философских, этических, культурологических, исторических дисциплин в высших учебных заведениях, при подготовке специальных курсов и практических занятий для студентов. Ряд положений (материалов) применим в практике воспитательного процесса для формирования мировоззренческой позиции учащихся. Итоги исследования могут быть учтены в совершенствовании образовательных программ, этических аспектов в социальных изысканиях, в разработке моделей ценностного воспитания человека. Отдельные идеи работы, в частности, применялись диссертантом в процессе чтения учебных лекционных курсов «Социальная философия», «Культурология», «Мировая художественная культура», «Этика». Кроме того, концепция аксиологической направленности духовности в социокультурном пространстве может быть использована при разработке и проведении в жизнь государственных и общественных программ, направленных на формирование и воспитание духовно развитой личности, возрождение и трансляцию в обществе нравственных традиций и ценностей.

Апробация исследования.

Содержание диссертации и её выводы отражены в статьях, тезисах докладов и выступлениях на международных (1), Всероссийских (4), межрегиональных (2) и региональных (3) научных и научно-практических конференциях. Материалы по разработке проблемы духовности прошли апробацию в читаемых диссертантом курсах по «Социальной философии», «Социологии», «Культурологии», «Этике».

Диссертация обсуждалась на кафедре философии Красноярского государственного аграрного университета и рекомендована для представления к защите.

По теме диссертации написано 11 статей, общий объём публикаций по теме составляет 3,4 печатных листа. В том числе одна работа опубликована в рецензируемом ВАК научном журнале «Вестник Красноярского государственного аграрного университета».

Структура работы.

Исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Работа изложена на 156 страницах. Список литературных источников содержит 264 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема духовности в современных условиях приобретает особую остроту и актуальность. Проведённое нами исследование «Духовность как социокультурный феномен: аксиологическая направленность и перспективы развития» позволило выявить содержательное наполнение духовности на базе одного из ключевых положений социально-философского знания — закона взаимодействия различных форм общественного сознания, с одной стороны, и относительной самостоятельности общественного сознания по отношению к общественному бытию, с другой стороны. Данная задача, на наш взгляд, получила своё разрешение. Исследование аксиологической направленности духовности в социокультурном пространстве показало, что экспликация её составляющих элементов даёт возможность представить духовность как сложное интегративное образование в индивидуальных и социальных программах человеческой жизнедеятельности.

Духовность понимается и как проявление исторического сознания, и как целостность психической деятельности человека, и как синтез истины, добра и красоты, и как единство всех нравственных сил человека. Каждая трактовка феномена духовности усиливает одну из его граней, выделяя её из единого целого. Полемизируя с определением духовности в узких смыслах, мы предлагаем собственную трактовку духовности в её расширительномаксиологическом значении. Мы понимаем данный феномен как качественно-смысловой показатель соизмеримости человека с интеллигибельными и сенсибельными сторонами социального мира, выраженными в ценностных установках и ориентациях духовной сферы жизни человека и общества. Представляя духовность в виде столь сложного образования, мы, тем самым, глубже и полнее показали природу самого человека, обозначили социальное пространство становления и развития всей целостной системы духовного жизнетворчества личности, выявили влияние рассматриваемого феномена на способ существования человеческого общества в целом.

Главная существенная особенность онтологии духовности состоит в том, что она принадлежит к числу фундаментальных (основополагающих) качеств человеческой жизни. Эта особенность проявляется двояко. Во-первых, духовность — качество всеобъемлющее, универсальное, присущее и человеку и обществу. А во-вторых, человеку, личности оно присуще как носителю, а обществу — как соборному обладателю. Источники духовности начинают формироваться в филогенезе и онтогенезе, и востребуются на всём протяжении индивидуального и социального развития человека и общества. Для самого человека духовность является своего рода способом выживания, отстранения от полного поглощения процессом обыденной, повседневной жизни. Она позволяет развивать свой внутренний мир, а результаты этого развития направлять на мир внешний. Духовность в социокультурном пространстве предстаёт как символ, образец, маркер, доминирующий в системе ценностей человека, и теоретически вполне способна тотально «заразить» собою общество.

Руководствуясь целями и задачами, изложенными во введении настоящей работы, в первой главе мы рассмотрели смысл, содержание и эволюцию основополагающих понятий «Дух», «Душа» и «Духовность» в контексте рационально-гносеологических категорий западной философии и религиозно-философском отражении в русской философии. При подробном анализе этих базовых, исходных для рассматриваемого феномена категорий выяснилось, что западная философия, при всём внимании к понятиям дух и душа, элиминирует понятие духовность, уклоняясь в сторону прикладной психологии. Для русской же традиции проблемы духовности носят аподиктический характер, являются непреложным императивом для всей нашей культуры. Более того, духовность выступает как один из конституирующих принципов человеческого бытия, определяя систему целей и смысложизненных ориентиров человека и общества.

Вторую главу мы посвятили анализу социокультурной и гуманистической природы феномена духовности в рамках аксиологического вектора структурирования социального и индивидуального бытия, определили особенности функционирования духовности в современном обществе. Мы пришли к заключению, что духовное пространство является универсальной сферой общественно-исторической деятельности, способом освоения социального мира, а также особым способом соотношения космического (вселенского) и земного (человеческого). Действительно, если рассматривать логико-смысловые особенности духовности, то мы имеем все основания утверждать, что данный феномен следует представить как своего рода динамический процесс, активизирующий модуляции духовности на социальном, ментальном и религиозном уровнях.

И как любая интенция, духовность может иметь различную направленность своего действия. Сама логика её функционирования даёт нам возможность воспринимать пространство духовности двояко. С одной стороны, — как реальный социокультурный феномен, охватывающий, в силу своего аксиологического содержания, все сферы жизнедеятельности человека, определяющий специфически человеческое содержание человекоразмерности и концентрирующий «человеческое» и степень его наполненности в каждой личности. С другой, — лишь как нереализованную возможность, как особый духовный виртуал, обладающий огромным потенциалом, для которого ещё чётко не обозначены пути реализации, выхода из мира иллюзий. Для разрешения этих задач необходим комплекс мер, направленных не только на воспитание и развитие свободной непринудительной активно-деятельной духовной личности, но и на формирование в обществе государственных и социальных институтов, проводящих в жизнь стратегию высоких, общезначимых идей и ценностей, тем самым, создавая условия для следования вектору духовности и функционирования принципа человекоразмерности.

В заключение отметим, что, несмотря на чрезвычайную актуальность данной проблемы для теории и практики в нашей стране, социально-философская аналитика духовности и принципов её функционирования в социуме только начинает формироваться в пространстве научного знания. Завершая работу, посвящённую проблеме аксиологической направленности функционирования духовности в социокультурном пространстве, хотелось бы подчеркнуть, что на самом деле это лишь начало изучения данной проблемы, введение в сложную, многогранную, неисчерпаемую тему. Некоторые аспекты духовности рассмотрены не так подробно, как хотелось бы, другие вынуждено остались за гранью авторского замысла, а иные вовсе не были затронуты.

Дальнейшее исследование рассматриваемого феномена откроет новые его грани, которые ещё недавно оставались вне сферы внимания социально-философского дискурса. Проблема соотношения человека и общества в функционировании духовной сферы, определение механизмов влияния духовности каждого индивида на уровень развития духовности общества в целом, значение этого процесса для исторического развития государства, и далее — мирового сообщества — эти вопросы требуют дальнейшего разрешения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С. Образ античности / С. Аверинцев. СПб.: Азбука-классика, 2004. — 480 с.
  2. , А. Понять природу человека / А. Адлер- пер. с англ. Е. А. Цыпина. СПб.: Академический проект, 2000. -255 с.
  3. , Т. Проблемы философии морали / Т. Адорно. М.: Республика, 2000.-239 с.
  4. , А. А. Проблема человека в философии Гегеля / А. А. Александров //Философия и общество. -2005. -№ 1. С. 143−155.
  5. , В. Быть другом или иметь друзей?: как познать самого себя и других людей / В. Альбисети- пер. с итал. Я. Вольфковича. М.: Паолине, 2000.- 128 с.
  6. , JI. И. Мудрость и её проявление в разные периоды жизни человека / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. 2004. — Том 25, № 3. — С. 17−24.
  7. Арендт, X. Vita activa, или О деятельной жизни / X. Арендт. СПб.: Алетейя, 2000. — 437 с.
  8. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения в 4х т. /Аристотель. М.: Мысль, 1983 — Т. 4. — 830 с.
  9. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения в 4х т. / Аристотель. М.: Мысль, 1975-Т. 1. -550с.
  10. , В. Ф. Декарт / В. Ф. Асмус. М.: Высшая школа, 2006. — 334 с.
  11. , Р. Психосинтез: Теория и практика: от душевного кризиса к высшему «Я»: Сборник / Р. Ассаджиоли. М.: REFL-BOOK, 1994. — 314 с.
  12. , Т. В. JL С. Выготский: культурно-исторические и естественнонаучные подходы к интериоризации / Т. В. Ахутина // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. -2004. -№ 3 С. 41−56.
  13. , А. Теория социального научения / А. Бандура- пер. с англ., под ред. Н. Н. Чубарь. СПб.: Евразия, 2000. — 319 с.
  14. , Т. И. Диалектика сознательного и бессознательного в учении о Софии, церкви и соборности / Т. И. Бармашова // Теория и история: научный журнал. 2004. — № 1. — С. 39−46.
  15. , И. В. Духовный феномен древнерусской культуры: теоретический аспект: дис. .канд. культуролог, наук / И. В. Безгинова. -Екатеринбург, 1999. 172 с.
  16. , А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. М.: Канон, 1994.-384 с.
  17. , А. Собрание сочинений в 4-х томах / А. Бергсон- пер. с фран. -М.: Московский клуб, 1992. Т 1: Опыт непосредственных данных сознания. Материя и память. — 327 с.
  18. , Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев. Харьков: Фолио- М.: ООО Издательство ACT, 1999. — 400 с.
  19. , Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991. — 446 с.
  20. , Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. — 175 с.
  21. , Н. А. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 2: Смысл творчества / Н. А. Бердяев. Париж: YMCA-PRESS, 1991. — 452 с.
  22. , И. В. Аристот ель как предшественник Плотина в учении о первоначале / И. В. Берестов // Гуманитарные науки в Сибири. 2003. — № 1. -С. 27−31.
  23. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. М.: ФАИР-ПРЕСС- М.: Гранд, 2000. — 472 с.
  24. , Д. С. Четыре фазиса нравственности: Сократ, Аристотель, христианство и утилитаризм / Д. С. Блекки. М.: Изд. К. Т. Солдатенкова, 1878.-238 с.
  25. , Б. С. Аномалия личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988. -304 с.
  26. , Б. С. Несмотря ни на что сказать жизни «Да» / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. — 2005. -№ 3. — С. 112−121.
  27. , Н. 3. «Лесные тропы» бытия. Феноменология истории Мартина Хайдеггера / Н. 3. Бросова // Вопросы философии. 2006. — № 11. — С. 15 5163.
  28. , А. В. Психология индивидуального и группового субъекта / А. В. Брушлинский- Ин-т психологии РАН, под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 365 с.
  29. , А. В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. 1999. -№ 5.-С. 110−121.
  30. Бубер, Мартин. Два образа веры / Мартин Бубер- пер. с нем., под ред. П. С. Гуревича и др. М.: Республика, 1995. — 464 с.
  31. , Д. В. Определение человека в трактате Плотина / Д. В. Бугай // Вопросы философии. -2003.-№ 9. С. 151−162.
  32. , Л. П. Духовность, художественное творчество, нравственность / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С. 3−9.
  33. , Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
  34. , Р. А. Трансцендентальная антропология И. Канта и Ф. Шеллинга / Р. А. Бурханов. Екатеринбург: Уральский ун-т- Нижневартовск: Нижневартовский пед. ин-т, 1998. — 245 с.
  35. , АЧ. Наука самосознания / А. Ч. Бхактиведанта. СПб.: Бхактиведанта Бук Траст, 1991. — 477 с.
  36. , М. Ф. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля / М. Ф. Быкова, А. В. Кричевский. М.: Наука, 1993. — 271 с.
  37. , Н. Г. Современный человек: в поисках смысла / Н. Г. Валинурова, О. А. Матвейчев. Екатеринбург: Уральский университет, 2004.-259 с.
  38. , В. А. Аристотель о благе и добродетели / В. А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 4. — С. 161−174.
  39. . Ю. Г. Homo humanus. Личность и гуманизм: (Социологический аспект) / Ю. Г. Волков. М.: Высшая школа, 1995. — 156 с.
  40. , А. А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности / А. А. Волочков // Психологический журнал. 2004. — Том 25, № 2. — С. 17−26.
  41. , В. Очерки психологии / В. Вундт. Московское книгоиздательство, 1912. — 300 с.
  42. , Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997.-140 с.
  43. , Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции / Л. С. Выготский- испр. и доп. В. В. Иванов, И. В. Пешкова, 5-е изд., заново сверенное с оригиналом, испр. и доп. — М.: Лабиринт, 1998. — 416 с.
  44. , Г. Г. Актуальность прекрасного / Г. Г. Гадамер- пер. с нем. -М.: Искусство, 1991. 367 с.
  45. , П. П. Постметафизическая философия как философия процесса / П. П. Гайденко // Вопросы философии. 2005. — № 3 — С. 128−139.
  46. П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: Книжный дом «Университет», 1999. — 330 с.
  47. , Г. Д. Ментальность или национальный космопсихологос / Российская ментальность (материалы круглого стола) / Г. Д. Гачев // Вопросы философии. 1994. -№ 1. — С. 13−29.
  48. , Г. В. Наука логики. Предварительное понятие // Гегель, Г. В. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. / Г. В. Гегель. — М.: Мысль, 1974. — Т. 1.-452 с.
  49. , Г. В. Философия духа // Гегель, Г. В. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. / Г. В. Гегель. — М.: Мысль, 1977. — Т. 3.-471 с.
  50. , Г. В. Философия природы // Гегель, Г. В. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. / Г. В. Гегель. — М.: Мысль, 1975. — Т. 2. — 695 с.
  51. Григорий Богослов. Святитель. Собрание творений в 2-х т. / Григорий Богослов. М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1994. — Т. 1. — 680 с.
  52. , М. Н. Вечные ценности русской культуры к интерпретации отечественной философии / М. Н. Громов // Вопросы философии 1994. -№ 1. — С.54−61.
  53. , М. Н. Максим Грек / М. Н. Громов. М.: Мысль, 1983. — 199 с.
  54. , М. Н. Русская философская мысль Х-ХИ веков / М. Н. Громов, Н. С. Козлов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
  55. , С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / С. Гроф- пер. с англ., 3-е изд. — М.: Ин-т психотерапии, 2000. — 592 с.
  56. , Е. В. Виртуальная реальность: анализ смысловых элементов понятия / Е. В. Грязнова // Философские науки. 2005. — № 2. — С. 125−143.
  57. , П. С. Философия человека // Личность. Культура. Общество. -2005. Том 7 № 11. — С. 262−294.
  58. , П. С. Человек как микрокосм / П. С. Гуревич // Общественные науки и современность. 1993. — № 6. — С. 179−188.
  59. , А. А. Античная этика / А. А. Гусейнов- институт философии РАН. М.: Гардарики, 2004. — 270 с.
  60. , А. А. Золотое правило нравственности / А. А. Гусейнов- 3-е изд., доп. и перераб. М.: Мол. Гвардия, 1988. — 269 с.
  61. , А. А. Этика: учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М: Гардарика, 1998.-472 с.
  62. , Э. Избранные работы / Э. Гуссерль- сост. В. А. Куренной. -М.: Территория будущего, 2005. 458 с.
  63. , Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль- пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб.: Владимир Даль, 2004. — 398 с.
  64. , И. К. Человек в социокультурной реальности / И. К. Джерелневская. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.-320 с.
  65. , В. Д. Духовная реальность и искусство: эстетика преображения / В. Д. Диденко. М.: Беловодье, 2005. — 279 с.
  66. , Д. Наследники Платона: исследование истории Древней Академии / Д. Диллон. СПб.: Изд. СПбУ, 2005. — 280 с.
  67. Диоген, Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский- 2-е изд., испр. М.: Мысль, 1986. — 571 с.
  68. , Ф. М. Идиот / Ф. М. Достоевский. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1982. — 672 с.
  69. , О. Г. Моральная философия. Избранные труды / О. Г. Дробницкий. -М.: Гардарики, 2002. 520 с.
  70. , О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1977.-333 с.
  71. , Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм- пер. с фран. М.: Канон, 1996. — 430 с.
  72. , А. В. Храм как «Макроантропос» / А. В. Жохов // Человек. -2005.-№ 5.-С. 91−104.
  73. , А. И. И.Кант и проблема соотношения чувственности и чистого разума / А. И. Закамулин // Социально-гуманитарные знания. 2005. -№ 5. — С. 270−282.
  74. , А. Г. Девальвация личности: откуда черпать человеческое? / А. Г. Заховаева// Философия и общество. -2005. -№ 3. С. 110−121.
  75. , А. И. Психология духовности / А. И. Зеличенко. М.: изд-во трансперсонального Ин-та, 1996. — 400 с.
  76. , В. В. (протоиерей). История русской философии / В. В. Зеньковский- 2-е изд. — Париж: YMCA-PRESS, 1989. — Т.1. — 469 с.
  77. , В. В. (протоиерей). История русской философии / В. В. Зеньковский- 2-е изд. — Париж: YMCA -PRESS, 1989. — Т.2. — 477 с.
  78. , В. В. Единство личности и проблема перевоплощения / В. В. Зеньковский // Человек. 1993. — № 4. — С. 76−89.
  79. , В. П. Культура и духовность / В. Г1. Зинченко // Вопросы философии. 1996. — № 4. — С. 9−10.
  80. , В. П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания / В. П. Зинченко // Мир психологии. -1999. -№ 1. С. 97−104.
  81. , В. П. Ра змышления о душе и её воспитании (Час Души) / В. П. Зинченко // Вопросы Философии. 2002. — №>2. — С. 119−136.
  82. , В. П. Аристотель. Человек. Наука. Судьба наследия / В. П. Зубов. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 366 с.
  83. , Н. Н. Русская духовность как социально-философская проблема: дис. .канд. филос. Наук / Н. Н. Изместьева. М.: РГБ, 2005. -147 с.
  84. , И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека / И. А. Ильин. СПб.: Наука, 1994. — 541 с.
  85. , И. М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней) / И. М. Ильичёва. М.: Изд. МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. — 208 с.
  86. , И. М. Психология духовности / И. М. Ильичёва. М.: Изд. МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. — 144 с.
  87. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры / Иоанн Дамаскин. М. Братство св. Алексия- Ростов н/Дону: Приазовский край, 1992.-464 с.
  88. Иоанн Дамаскин. Философская антропология / Иоанн Дамаскин // Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1969. — Т.1. 4.2. — С. 625−626.
  89. , Н. Т. Самодеятельность качество целостной личности // Личность и научно-технический прогресс / И. М. Чудинова, А. А. Гордиенко, Л. Г. Борисова и др. — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990. — 301 с.
  90. , Н. Т. Феномен игры в философии: Методологический анализ / Н. Т. Казакова. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. — 200 с.
  91. , II. Т. Философия / Н. Т. Казакова. Красноярск: КрасГАУ, 2003.-299 с.
  92. , Л. В. Жемчужина жизни Свет Вселенной / Л. В. Казанова. -Красноярск: Офсет, 2000. — 173 с.
  93. , Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Р. Кайуа. М.: ОГИ, 2003.-293 с.
  94. , М. Ф. Духовность и индивидуальные сущностные силы человека / М. Ф. Калашников, Е. М. Калашникова // Новые идеи в философии: межвуз. сб. науч. тр. Пермь: ПГУ, 1998. — Вып. 7. — С. 99−105.
  95. , И. Гражданское общество = Civil society: Истоки и современность / И. И. Кальной, Г. В. Овчинникова, И. Н. Лопушанский и др., 2-е изд., доп. СПб.: Юридический центр-пресс, 2002. — 301 с.
  96. , А. Я. Духовность как онтологическая компонента истинности человека / А. Я. Канапацкий // Социально-гуманитарные знания. -2004.-№ 2.-С. 201−211.
  97. , И. Критика чистого разума / И. Кант. М.: Мысль, 1994. — 591 с.
  98. , И. Лекции по этике / И. Кант. М.: Республика, 2000. — 431 с.
  99. , И. Трактаты и письма / И. Кант. М.: Наука, 1980. — 709 с.
  100. , В. К. Меняется ли российская ментальность / В. К. Кантор // Вопросы философии. 1994. — № 1. — С. 39−45.
  101. , Н. В. Честь имени, или о русском национальном самосознании / Н. В. Карлов // Вопросы философии. 1997. — № 4. — С. 3−18.
  102. , А. О. К проблеме феноменологии творчества / А. О. Карпов // Философские науки. 2005. — № 5. — С. 105−119- 2005. — № 6 — С. 121−135.
  103. , А. О. Образовательные универсалии и социокультурная динамика / А. О. Карпов // Мир психологии. 2004. — № 2. — С. 235−241.
  104. , Н. С. Проблемы духовности человека: Монография / Н. С. Катунина. Владимир: ВГПУ, 2003. — 109 с.
  105. Ю5.Кива, А. В. Духовность и преодоление кризиса / А. В. Кива // Общественные науки и современность. 2001 -№ 2. — С. 20−30. Юб. Кирстен, Э. Реальность софийского измерения / Э. Кирстен // Человек. -2005. -№ 1.-С. 101−110.
  106. , А. Введение в чтение Гегеля: лекции по феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе / А. Кожев- пер. с фран. А. Г. Погоняйло, подбор и публ. Р. Кено. СПб.: Наука, 2003. — 791 с.
  107. , Я. П. Метафизика / Я. П. Козельский // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века: В 2-х т. Т.1.- М.: Госполитиздат, 1952. 712 с.
  108. , О. Н. Социология духовной жизни / О. Н. Козлова. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2004. — 194 с.
  109. Кон, И. С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире / И. С. Кон // Alma mater. 2001. — № 11. — С. 35−39.
  110. , А. А. Феномен западноевропейского гуманизма: универсализм, рационализм, глобализм / А. А. Контарев // Философия права.- 2002.-№ 1.-С. 67−75.
  111. , С. Б. Контуры духовности: Новые контексты идентификации / С. Б. Крымский //Вопросы философии. 1992. -№ 12. — С. 21−32.
  112. , В. А. Основы современного гуманизма / В. А. Кувакин, И. М. Борзенко, А. А. Кудишина. ML: РГО, 2002. — 389 с.
  113. , В. Вечное возвращение / В. Кутырев // Москва. 2000. — № 3. -С. 3−17.
  114. , С. Наслаждение и долг / С. Кьеркегор- пер. с дат. Ганзена. -Ростов н/Д: Феникс, 1998. 415 с.
  115. , С. Несчастнейший / С. Кьеркегор- сост. и коммент. А. Суховей. М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2002.-367 с.
  116. , С. Страх и трепет / С. Кьеркегор- пер. с дат., сост. и ред. С. А. Исаева. М.: Республика, 1993 — 382 с.
  117. , Ж. Чувство и нравственность / Ж. Лакруа // Культурология: Дайджест. 2003. — № 1, С. 176−192.
  118. , Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Э. Левинас- пер. с фран. А. В. Парибка. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999.-265 с.
  119. , Г. В. Об идеях // Лейбниц, Г. В. Сочинения: В 4-х т. / Г. В. Лейбниц. М.: Мысль, 1983. — Т. 2. — 686 с.
  120. , В. А. Духовность и рациональность / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1996. — № 4. — С. 31−35.
  121. , А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. И. Леонтьев. -М.: Смысл: Academia, 2004. 345 с.
  122. , А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А. Н. Леонтьев- под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. -391 е.- Т. 2.-318 с.
  123. , Д. С. Великое наследие / Д. С. Лихачёв. ML: Современник, 1975.-367 с.
  124. , Д. С. Раздумья о России / Д. С. Лихачёв. СПб.: Логос, 1999. -667с.
  125. , Л. М. Аксиомы философии. Избранные статьи / Л. М. Лопатин.- М.: РОССПЭН, 1996. 560 с.
  126. , О. Г. Влияние этнокультуры на становление психологического пола личности / О. Г. Лопухова // Вопросы психологии. -2001.-№ 5.-С. 73−79.
  127. О.Лосев, А. Ф. Владимир Соловьёв и его время / А. Ф. Лосев. М.: Прогресс, 1990.-720 с.
  128. , А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / А. Ф. Лосев. М.: ACT- Харьков: Фолио, 2000. — 878 с.
  129. , А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2х кн. / А. Ф. Лосев — М.: Искусство, 1992. — Кн. 1. — 656 с.
  130. , Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н. О. Лосский. М.: Прогресс-Традиция, 1998. — 416 с.
  131. , Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики- Характер русского народа / Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. — 368 с.
  132. , Д. Г. Античная философия: от Евклида до Прокла / Д. Г. Лыоис.- Минск: Галаксиас, 1998. 220 с.
  133. , Д. Г. Античная философия: от Фалеса до Сократа / Д. Г. Лыоис.- Минск: Галаксиас, 1997. 206 с.
  134. , М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы / М. Люшер. -Воронеж: НПО «Модек», 1993. 160 с.
  135. , А. Д. Дух и душа: Декарт и Спиноза / А. Д. Майданский // Человек. М.: Наука. — 2006. -№ 1. — С. 113−124.
  136. , М. К. Стрела познания: сборник / М. К. Мамардашвили.- М.: Тайдекс Ко, 2004. 262 с.
  137. , Е. В. Проблема души в классической и неклассической философии / Е. В. Мареева. М.: Академический Проект, 2003. — 399 с.
  138. , К. К критике гегелевской философии права // Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс- 2-е изд. — М.: Госполитиздат, 1954. — Т. 1.-698 с.
  139. , К. Капитал // Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс- 2-е изд. -М.: Госполитиздат, 1960.-Т. XXI11.-907 с.
  140. , К. Немецкая идеология. Тезисы о Фейербахе // Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс- 2-е изд. — М.: Госполитиздат, 1955. — Т. 111.-629 с.
  141. , Н. В. Духовная культура личности и гуманитарное образование / Н. В. Маслодудова Красноярск: Сиб. юрид. ин-т, 2005. — 137 с.
  142. , А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу- под общ. ред. Г. А. Балла и др. М.: Смысл, 1999. — 424 с.
  143. , С. Плотин об идеях единичных вещей / С. Мельник // Логос. -1999.-№ 6.-С. 59−70.
  144. , А. В. Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей / А. В. Мень. М.: Фонд имени А. Меня, 1999. — 317 с.
  145. , П. А. Телесное и духовное у Дионисия Ареопагита / П. А. Моисеев // Гуманитарные науки в Сибири. 2005. -№ 1. — С. 51−55.
  146. , Н. В. Идеи Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию / Н. В. Мотрошилова- Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: Феноменология-Герменевтика, 2003. — 716 с.
  147. , Н. В. Путь Гегеля к «Науке логике». Формирование принципов системности и историзма / Н. В. Мотрошилова. М.: Наука, 1984. -351 с.
  148. , Н. В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты / Н. В. Мотрошилова. М.: Политиздат, 1991.-463 с.
  149. Мур, Дж. Э. Природа моральной философии / Э. Дж. Мур. М.: Республика, 1999.-349 с.
  150. Начала христианской психологии / Б. С. Братусь, В. Л. Воейков, С. Л. Воробьёв и др. М.: Наука, 1995. — 234 с.
  151. , Ф. По ту сторону добра и зла: сочинения / Ф. Ницше. М.: Эксмо- Харьков: Фолио, 2006. — 846 с.
  152. , Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. М.: МГУ, 1990. — 300 с.
  153. , Е. П. Начало западной рациональной традиции (Ф. Бэкон и Р. Декарт) и буддийское учение об уме / Е. П. Огарышева // Вестник МГУ. Серия 7: Философия. 1999. -№ 1. — С. 107−109.
  154. Одарённость и возраст: развитие творческого потенциала одарённых детей. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2004. — 191 с.
  155. , Т. И. Кант и Гегель как исторические личности / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. 2006. -№ 11. — С. 140−154.
  156. , Т. И. Марксизм и утопия / Т. И. Ойзерман- Ин-т философии РАН. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 566 с.
  157. Оппозиция сакральное светское в славянской культуре: сб. статей / отв. ред. Л. А. Сафронова, М. В. Лескинен. — М.: Институт славяноведения РАН, 2004.-238 с.
  158. , С. Н. Развитие творческого мышления личности в процессе когнитивной деятельности / С. Н. Орлова. Красноярск: Сиб. ГТУ, 2001. -287 с.
  159. Основные направления психологии в классических трудах. Ассоциативная психология / Г. Спенсер. Основания психологии. Т. Циген. Физиологическая психология в 14 лекциях. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.-560 с.
  160. , О. Ю. «Homo Dei». «Трансценденция Эго» у Карла Юнга и Франца Кафки / О. Ю. Панова // Вестник МГУ. Серия 9: Филология. 2004. -№ 1. — С. 50−75.
  161. , A.M. О русской истории и культуре / А. М. Панченко. -СПб.: Азбука, 2000. 464 с.
  162. , Р. А. Уроки сердца: духовно-нравственные диалоги / Р. А. Парошина. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2005.-455 с.
  163. , М. К. Человекоразмерность и мир предметной деятельности / М. К. Петров // Человек. 2003, — № 1. — С. 5−18.
  164. Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений в 4х т. / Платон- общ. ред. А. Ф. Лосева и др. -М.: Мысль, 1994. Т. 3.-654 с.
  165. Платон. Федр // Платон. Собрание сочинений в 4х т. / Платон- общ. ред. А. Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 1994. — Т. 2. — 528 с.
  166. Плотин. Избранные трактаты / Плотин. Минск: Харвест- М.: ACT, 2000.-319 с.
  167. , А. В. Долженствование и возможность / А. В. Прокофьев // Вопросы философии. 2003. — № 6. — С. 69−85.
  168. , Г. М. Сущность и истоки русской духовности: Социально-философский анализ: дис. .д. филос. Наук / Г. М. Пурыничева. М., 1999. -350 с.
  169. , А. С. Стихотворения / А. С. Пушкин. Москва: Астрель, Аст, 2001.- 185 с.
  170. , А. Н. О человеке, его смертности и бессмертии / А. Н. Радищев. СПб.: Питер, 2001.- 192 с.
  171. , Д. Н. В сетях феноменологии / Д. Н. Разеев. СПб.: СПбГУ, 2004.-367 с.
  172. , А. В. Нравственный мир человека / А. В. Разин. М.: Академический проект, 2003. — 425 с.
  173. , Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995. — 372 с.
  174. , Р. А. Закон, правило, норма, долженствование / Р. А Ромашов // Правоведение. 2001. -№ 6. — С. 13 — 19.
  175. , С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. J1. Рубинштейн. М: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 485 с.
  176. , С. JT. Проблемы общей психологии / С. J1. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1976. 423 с.
  177. , Ю. И. Психолого-педагогическая рекреалогия: предметная область и теоретико-методологические основания / Ю. И. Салов, Ю. С. юников // Личность. Культура. Общество. 2006. — Т.8 № 3. — С. 329 334.
  178. , М. В. Духовно-нравственный вектор современного образования / М. В. Сероштан // Вестник МГУ. Серия 12: Политические науки. 2004. — № 2. — С. 81−94.
  179. , К. М. Немного о поэзии / К. М. Симонов // Правда. 1971, -№ 97. — С. 1.
  180. , А. Н. Слово Божие о материи духа, души и плоти. Слово Божие о духовности и бездуховности. Слово Божией матери о России /
  181. A. Н. Синицин. М.: Аграф, 2005. — 254 с.
  182. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности /
  183. B. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  184. , В. И. Реальность субъективного духа / В. И. Слободчиков // Человек. 1994. -№ 5. — С.21−38.
  185. , JI. Н. Феномен духовности: Социально-философский аспект анализа: дис. .канд. филос. Наук/JI. Н. Смирнова. -М., 1997. 151 с.
  186. , В. С. Духовные основы жизни. Философские начала цельного знания // Соловьёв, В. С. Избранные произведения / В. С. Соловьёв. Ростов н/Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
  187. , B.C. Оправдание добра: Нравственная философия /
  188. B. С. Соловьёв. М.: Республика, 1996. — 479 с.
  189. , П. А. Главные тенденции нашего времени / П. А. Сорокин. — М.: Наука, 1997.-348 с.
  190. , П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992.-543 с.
  191. , М. Т. Метафора «золотая середина» как ключ к пониманию общего и частного в философии морали / М. Т. Степанянц // Вопросы философии. 2003. — № 3. — С. 42−48.
  192. , С. В. От Сердца к Сердцу, или «Страна Прикосновения Сердец» / С. В. Тимофеева. Красноярск: Красноярский писатель, 2004. -126 с.
  193. , С. Б. Методологические основания анализа духовности /
  194. C. Б. Токарева // Философия и общество. 2005. — № 2. — С.80−100.
  195. , М. М. Духовные крылья России: социально-культурные и духовно-сущностные ценности развивающейся России / М. М. Тонеикова. -М.: Амирта-Русь, 2004. 318 с.
  196. , Т. В. О сущности человеческой свободы в немецком классическом идеализме / Т. В. Торубарова. СПб.: Наука, 1999. — 261 с.
  197. , Н. И. О воспитании мировоззрения и любви / Н. И. Троицкий. Красноярск: Кларетианум, 2003. -42 с.
  198. , О. А. Можно ли познать истину? / О. А. Троицкий,
  199. B. М. Тунеев, В. Г. Критский // Сознание и физическая реальность. 2004. — Том 9, № 4. — С. 23−27.
  200. , Т. М. Ответственность личности за своё бытие в мире / Т. М. Тузова- под ред. А. А. Михайлова- АН БССР, Ин-т философии и права. Минск: Наука и техника, 1987. — 156 с.
  201. , В. Н. Гуманизм Культура — Гуманитаризм / В. Н. Турченко // Философия и её место в культуре. — Новосибирск.: Наука. Сиб. отделение, 1990.-С. 120−144.
  202. , А. К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1980. — 271 с.
  203. , А. А. Избранные труды / А. А. Ухтомский. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1978. — 358 с.
  204. , Р. Теория фундаментальных процессов / Р. Фейнман- под. ред. Д. В. Ширкова, пер. с англ. М.: Наука, 1978. — 199 с.
  205. Феномен человека: дух, душа, духовность / под. ред. К. Т. Гизятова. -Казань: По городам и весям, 2001. 114 с.
  206. , П. А. Личность Сократа и лицо Сократа / П. А. Флоренский // Вопросы философии. 2003. — № 8. — С. 123−131.
  207. , П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. -М.: Правда, 1990. Т. 1. — 490 с.
  208. Фомина, 3. В. Проблема человеческой духовности: Онтологические и аксиологические аспекты: дис. .д. филос. Наук / 3. В. Фомина. Саратов, 1997.-319 с.
  209. , С. Л. Непостижимое // Франк, С. Л. Сочинения. / С. Л. Франк -М.: Правда, 1990.-607 с.
  210. , С. JI. Смысл жизни / С. JI. Франк. Брюссель: Жизнь с Богом, 1992, — 132 с.
  211. , С. Сущность и ведущие мотивы русской философии / С. JI. Франк // Философские науки. 1990. -№ 5. — С. 83−91.
  212. , В. Воля к смыслу / В. Франкл- пер. с англ. Д. Гурьева, А. Суворовой. М.: Апрель-Пресс- М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 368 с.
  213. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. -366 с.
  214. Фрейд, 3. По ту сторону наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворённость культурой / 3. Фрейд. СПб.: Алетейя, 1998. — 252 с.
  215. , И. Т. Избранные труды: В 3-х томах / И. Т. Фролов. М.: Наука, 2003. — Т. З: Очеловеке и гуманизме. — 788 с.
  216. , И. Т. Новый гуманизм / И. Т. Фролов // Свободная мысль. -1997.-№ 4-С. 96−102.
  217. , Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: ООО Издательство АСТ-ЛТД, 1998.-664 с.
  218. , Э. Иметь или быть? / Э. Фромм- пер. с англ. Н. Петренко, О. Иванчук. Киев: Ника-Центр- Вист-С, 1998. — 393 с.
  219. , М. Бытие и время / М. Хайдеггер- пер. с нем. В. В. Бибихина. -М: AD MARGINEM, 1997.-451 с.
  220. , М. Положение об основании. Статьи и фрагменты / М. Хайдеггер- пер. с нем. О. А. Коваль. СПб.: Алетейя- СПб.: Лаборатория метафизических исследований при философском факультете Санкт-Петербургского университета, 2000. — 289 с.
  221. , М. Сборник статей / М. Хайдеггер- изд. подг. Д. Ю. Дорофеев. СПб.: РХГИ, 2004. — 573 с.
  222. , М. Что значит мыслить? // Хайдеггер, М. Разговор на просёлочной дороге: Избр. ст. позд. периода творчества / М. Хайдеггер. М.: Высшая школа, 1991. — 190 с.
  223. , К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. -М.: Прогресс- М.: Универс, 1993.-478 с.
  224. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях / Цицерон. М.: Наука, 1993.-248 с.
  225. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / РАН, Ин-т человека- под ред. И. Т. Фролова. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 176 с.
  226. , И. Б. Религиозный аспект византизма и русская национальная духовность: дис. .канд. филос. Наук / И. Б. Чернова. Ростов н/Дону, 2000. — 157 с.
  227. , П. Ю. Культура как адаптивная система: ресурсный и информационный аспекты / П. Ю. Черносвитов // Мир психологии. 2004. -№ 1.-С. 242−253.
  228. Чже Цонкана. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения: В 5 т. / Чже Цокана. СПб.: Нартанг, 1998. -Т.4: Этап духовного развития высшей личности. — 232 с.
  229. , В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни / В. Э. Чудновский // Мир психологии. 1999. — № 2, С. 74−80
  230. , В. Э. Человек и событие (Сцилла и Харибда свободного развития личности) / В. Э. Чудновский // Мир психологии. 2000. — № 4. — С. 71−80.
  231. , Н. М. Совершенная личность и личность свободная / Н. М. Чуринов // Теория и история: научный журнал. 2005. — № 1. — С. 5458.
  232. , В. Д. Введение в психологию: способности человека / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 2002. 159 с.
  233. , В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 285 с.
  234. , Ф. В. Трансцендентальный идеализм // Шеллинг, Ф. Г. Сочинения в 2-х т. / Ф. В. Шеллинг. М.: Мысль, 1989. -Т. 2. — 636 с.
  235. , В. Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности / В. Н. Шердаков // Вопросы философии. 1996. — № 4. — С. 27−31.
  236. , JI. Достоевский и Ницше // Шестов, Л. Сочинения / Л. Шестов. -М.: Раритет, 1995.-413 с.
  237. , Л. На весах Иова // Шестов, Л. Сочинения: В 2 т. / Л. Шестов. -М.: Наука, 1993. Т. 2. — 559 с.
  238. , А. Две основные проблемы этики- Афоризмы житейской мудрости: сборник / А. Шопенгауэр- пер. с нем. Минск: ООО Попурри, 1997.-592 с.
  239. , А. О духовидении / А. Шопенгауэр- пер. с нем. Р. Крессин. Харьков: Издание А. Дарре, 1889. — IV, 111 с.
  240. , А. Собрание сочинений: В 5 т. / А. Шопенгауэр- пер с нем., сост., вступ. ст. А. А. Чанышева. М.: Московский клуб, 1992. — Т.1: Мир как воля и представление. — 394 с.
  241. , С. П. Гуманизм как принцип функционирования духовности / С. П. Штумпф // Актуальные проблемы социальной философии: И Международная научно-практическая конференция: с. трудов. Вып. 2. -Томск: Изд-во ТПУ, 2004. С. 98−100.
  242. , С. П. К вопросу о смысле и содержании понятия духовности в философии / С. П. Штумпф // История, культура, общество: материалы Всероссийской заочной научной конференции- Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2004. — С. 297−301.
  243. , С. П. К вопросу структурирования духовности: динамическая модель / С. П. Штумпф // Вестник КГПУ им. В. ГТ. Астафьева- 2006(3) / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2006. -С. 196−203.
  244. , С. П. Логико-смысловые основания духовности: проблема структурирования / С. П. Штумпф // Вестник КрасГау. Вып. 14 / Краснояр. гос. аграр. ун-т. — Красноярск, 2006. — С. 250−255.
  245. , С. П. Ретроспективный взгляд на место духовности в этнокультурной динамике общества / С. П. Штумпф // Научный ежегодник КГПУ им. В. П. Астафьева. Вып. 4. Т. И. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. — С. 207−208.
  246. , Л. А. Генезис русской духовности / Л. А. Шумихина. -Екатеринбург: УРО РАН, 1998. 396 с.
  247. , У. Совершенная ясность: основы жизненной философии / У. Шутц- пер. с англ., общ. ред. А. А. Киселёвой. Харьков: Гуманитарный центр, 2004.-273.
  248. , Т. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге «Федон» / Т. Эберт- пер. с нем. А. А. Россиуса. СПб.: Изд-во СПбУ, 2005. — 158 с.
  249. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. СПб.: Питер, 2002.-352 с.
  250. , К. Ницше и христианство / К. Ясперс- пер. с нем. Т. Ю. Бородай. -М.: Медиум: Московский философский фонд, 1994. 113 с.
  251. , К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс- пер. с нем., 2-е изд.- М.: Республика, 1994. 527с.
  252. , К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина / К. Ясперс- пер с нем. Г. Б. Ноткина. СПб.: Академический проект, 1999.-238 с.
  253. , S. Е. Social skill account of problematic use Internet / S. E. Caplan // J. of communication.-New-York, 2005. Vol. 55, N4. — P. 721−736.
  254. Huth, L. Marketing Kommunikation und Werde — Gestaltung / L. Iluth- IIDK of Berlin, 1994.
  255. Rehberg, К. S. Handlungsbezogener Personalismus als Paradigma / K. S. Rehberg I I Berl. J. fur Soziologie. Berlin, 2004. — H4. — S. 451−461.
  256. Woods, P. Values intuitive rational action: the dynamic relationship of instrumental rationality and values insights as a form of social action / P. Woods // British J. of sociology. London, 2001. — Vol. 52, N4. — P. 687−706.
Заполнить форму текущей работой