Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Суд. 
Праздники и праздничное в романе Т. Мэлори "Смерть Артура"

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Судебные поединки представлены в романе как хорошо налаженный и знакомый механизм действия, но в ситуации с королевой четкая структура разрушается, натолкнувшись на противоречия человеческого разума и чувств. Здесь суд хоть и обставляется антуражем «равного для всех» действия, но определяющим его значением становятся человеческие страсти и порывы. Суд помимо неизбежного практически смертельного… Читать ещё >

Суд. Праздники и праздничное в романе Т. Мэлори "Смерть Артура" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Судебные поединки в романе представлены двумя видами — это сражения, происходившие в рамках турнира, это поединки на турнире в Сурлузе, между сэром Паломидом и сэром Ганерисом, Паломидом и братом Ганериса сэром Аркадом; и поединки, связанные с королевой Гвиневерой, которые являются самостоятельным действием. В первом случае к Высокородному Принцу, хозяину турнира, обращается с жалобой девица, которая обвиняет сэра Ганериса в том, что он захватил все её земли. Ганерис в ответ на её обвинение бросает перчатку ей, и любому, кто возьмется за неё выступать в поединке. Присутствующий на турнире сэр Паломид соглашается принять этот вызов, и, получив согласие Принца на поединок, начинает бой. «Вот рыцари изготовились к бою и выехали верхами на турнирное поле. У обоих в руках было по тяжелому копью, и они сшиблись с такой силой, что копья их раскололись. Тут выдернули они свои мечи, и одним ударом поверг сэр Паломид сэра Ганериса на землю. А тогда сорвал он с него шлем и отсек ему голову долой. И после того отправились они все ужинать"Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1974. с. 427−428. Второй поединок происходит на следующий день, на этот раз после дня, проведенного на турнирном поле, как только рыцари расходятся переодеться и приготовиться к пиру, к сэру Паломиду является сэр Аркад, брат сэра Ганериса, называет Паломида предателем и обвиняет в убийстве своего брата. И вновь испросив дозволения Высокородного Принца, и по его наказу сначала отобедав, рыцари выезжают на поединок, который так же краток, как и предыдущий: «Вот, лишь только пообедали они, оба облачились в доспехи и сели на коней. А королева, Высокородный Принц и сэр Ланселот расположились наблюдать за ними. Вот пустили они коней во весь опор, сшиблись сэр Паломид с сэром Аркадом, и перекинул сэр Паломид сэра Аркада на конце копья через круп его коня. После того спешился сэр Паломид и обнажил меч, но сэр Аркад не смог подняться на ноги. И тогда сэр Паломид сдернул с него шлем и отсек ему голову. И после этого Высокородный Принц и королева Гвиневера отправились ужинать"Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1974. с. 429−430.

В первом поединке сэр Паломид выступает как защитник обиженных и слабых, заступаясь за насильно лишенную своих земель даму. Второй же раз он уже защищает свою честь, будучи обвиненным в предательстве. Оба поединка заканчиваются смертью, и нет даже никакого упоминания о пощаде. Пощада здесь не поддержана экономической составляющей, и потому, возможно, такой вариант развития событий максимально реалистичен и имел место быть в историческом контексте. Обязательными судьями выступает Галахальт, Гвиневера и Ланселот, дабы не допустить никаких нарушений при сражении.

Второй вид суда представлен двумя обвинениями, против королевы Гвиневеры. В первый раз она обвиняется в том, что на устроенном ею пиру был отравлен сэр Патрис. Обвинив королеву в умышленном убийстве своего родственника, сэра Патриса, сэр Мадор требует от короля назначить время и место для суда. Артур объявляет, что суд совершится через четырнадцать дней на лугу близ Винчестера. Сэр Ланселот, отправленный королевой в изгнание после очередной ссоры узнает о случившемся несчастье от своего брата сэра Борса. Он вызывается защитить королеву на суде, но обещает появиться только непосредственно перед поединком, потому на поле изначально выходит сэр Борс, также обещавший помочь королеве. «Так подошло утро, и вот король и королева и все рыцари, находившиеся в то время при дворе, собрались на лугу близ Винчестера, где назначен был поединок. Когда явились туда король с королевой и многие рыцари Круглого Стола, тогда отдана была королева под стражу, и вокруг железного столба были разложены поленья для большого костра, дабы, если верх возьмет сэр Мадор, ее тут же предали бы сожжению. Ибо таковы были нравы в те времена: ни милость, ни любовь, ни родство не имели силы, но лишь справедливый суд, равно, как для простого рыцаря, так и для короля, и равно для бедной дамы и для королевы» Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1974. с. 652−653. Мадор под присягой повторяет свое обвинение в том, что королева совершила предательство. Начинает поединок и выезжает на поле сэр Борс, но появившийся с неизвестным щитом Ланселот заменяет его и вступает в сражение. Сэр Мадор ранит Ланселота в бедро, но тот, ни смотря на рану, побеждает его. Противник молит Ланселота о пощаде, и тот соглашается сохранить ему жизнь, но требует отречься от обвинений. «— Я не пощажу твоей жизни, — отвечал рыцарь, — покуда ты не откажешься навсегда от всех поклепов на королеву и не поклянешься, что на могиле сэpa Патриса не будет даже упомянуто, что будто бы его убили с согласия королевы Гвиневеры.

  • — Даю в этом клятву, — отвечал сэр Мадор, — и раз и навсегда беру назад все мои обвинения"Там же. с. 654. Артур благодарит неизвестного рыцаря и просит отдохнуть с ними и принять кубок вина. Тогда снимает Ланцелот шлем, и все узнают его. «Сэр, грамерси за ваши ратные труды, что приняли вы нынче за меня и за мою королеву.
  • — Мой государь, — отвечал сэр Ланселот, — знайте, что мой неизменный долг — всегда выступать на вашей стороне и на стороне госпожи моей королевы и биться за вас обоих, ибо вы, господин мой, посвятили меня в высокий Орден Рыцарства, и в тот же день госпожа моя, ваша королева, оказала мне великую милость. Так что, не храни я вам верности, позор был бы мне, ибо в тот самый день, когда я принял от вас посвящение в рыцари, я впопыхах обронил меч, и госпожа моя, ваша королева, нашла его, спрятала в шлейфе своего платья и передала его мне, когда он мне как раз понадобился. Если бы не она, я был бы опозорен перед всеми рыцарями. И потому, господин мой Артур, в тот день я поклялся ей всегда, и в правде, и в неправде, быть ее верным рыцарем"Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1974. с. 654−655. Первый суд с участием сэра Мадора интересен тем, что он имеет клятвенную составляющую — сначала Мадор клянется под присягой, обвиняя королеву, потом он, прося пощады, клянется взять свое обвинение обратно. Очень универсальный характер клятвы, позволяющий дать ей обратный ход, характерная черта романа, поскольку не однократно, в угоду семейным узам, собственным интересам происходит отступление от ранее произнесенного клятвенного заверения.

Второй раз, будучи похищенной сэром Мелегантом, королева проводит ночь у него в замке, и обвиняется в измене королю, поскольку утром простыни её кровати были в крови, и сэр Мелегант утверждает, что она возлежала с одним из рыцарей, сопровождавших её в майском поезде, и раненных при захвате королевы в плен. Второе обвинение и суд построен несколько по иному сценарию. Королева на этот раз действительно виновна в измене. Но, не смотря на это, все десять рыцарей, сопровождавших её в майском поезде, сражавшихся за нее с людьми сэра Мелеганта, раненные в этом сражении и спавшие вокруг её ложа в ту самую ночь, выступают на этот раз в её защиту, тогда как на пиру все отступились от неё, и никто не решался защитить её против сэра Мадора. Обвиняя Гвиневеру в измене, сэр Мелегант бросает перчатку любому, кто посмеет отрицать, что королева изменница королю Артуру. Ланселот принимает этот вызов, и они решают произвести поединок через неделю на лугу перед Вестминстером. Мелегант хитростью заманивает Ланселота в ловушку, где тот и пробыл до самого дня турнира, покуда над ним не сжалилась и не выпустила его на свободу дама, приносившая ему еду и питье. Ланселот не успевает к назначенному времени. «Опечалился и устыдился король и с ним весь двор, что из-за отсутствия сэра Ланселота королева должна будет сгореть на костре"Там же. с. 697. Видя, что Ланселота нет, вызывается защитить честь королевы сэр Лавейн, выезжает на поле, но появляется сэр Ланселот и рассказывает о вероломстве Мелеганта. «И когда король, и королева, и все бароны узнали о предательстве сэра Мелеганта, они все за него устыдились. И послали за королевой Гвиневерой и усадили ее подле короля, ибо никто уже не сомневался в победе ее рыцаря"Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1974. с. 698. И опять Ланселот одерживает победу, но милосердию не суждено случиться на этот раз, по желанию королевы Ланселот не соглашается на сдачу. Он предлагает продолжить бой, при условии, что он оголяет левую половину тела и голову, привязывает за спиной левую руку, сэр Мелегант же остается свободен и полностью в доспехе. Мелегант пытается напасть на Ланселота, но его удар отбит и Ланселот рассекает ему голову надвое. Говорить о справедливости данного суда сложно, это, скорее всего изображение традиции, обычая, не совсем одобряемого автором. Дважды защищает Ланселот королеву от обвинения, второй раз заведомо виновную, и это решение Ланселота характеризует его как рыцаря потерявшего разум от любви. Вставка с пояснением, почему именно Ланселот настолько привязан и предан королеве, возможно, и является попыткой Мэлори оправдать не совсем каноническое поведение его героя. Или же беззаветная преданность сэра Ланселота и его намерение защищать своего господина и госпожу «в правде и неправде» есть образцовое и единственно возможное поведение для настоящего рыцаря, по мысли автора.

Судебные поединки представлены в романе как хорошо налаженный и знакомый механизм действия, но в ситуации с королевой четкая структура разрушается, натолкнувшись на противоречия человеческого разума и чувств. Здесь суд хоть и обставляется антуражем «равного для всех» действия, но определяющим его значением становятся человеческие страсти и порывы. Суд помимо неизбежного практически смертельного исхода для стороны, помощь которой не оказал Бог, имеет, если ориентироваться на эти описания определенную структуру. В большинстве случает, оговаривается момент, что для проведения поединка необходимо или прямое разрешение хозяина или короля, либо же сам король заранее и во всеуслышание объявляет о дате и месте сражения. Дважды упоминается вызов в виде бросания перчатки, один раз используется в описании произнесение обвинения под присягой. Присутствующие зрители на этих мероприятиях исключительно благородного происхождения — это короли и королевы, рыцари и бароны. Это некое публичное массовое мероприятие для избранного круга. Описание очень сходно с образом корпоративного суда, распространяющего свое юрисдикцию только на членов сообщества, характерной чертой которого является жесткая субординация и структура подчинения. Соединение суда и турнирного празднества делает и это событие частью определенного театрализованного действа, и придает ему характер развлечения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой