Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теория мотиваций. 
Мотивы, потребности и стимулы в управлении организацией

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Потребность — осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. В 1981 году У. Оучи разработал теорию Z, согласно которой человек не относится ни к типу X, ни к типу Y. Он относится к типу Z, т. е… Читать ещё >

Теория мотиваций. Мотивы, потребности и стимулы в управлении организацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мотивация - одна из важнейших функций менеджмента. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия.

Мотивация - процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций.

Мотивация - сила, побуждающая к действию, нацеливающий человека на определенную деятельность, достижение определенной цели.

Потребность - осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.

Вознаграждения - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижения по службе) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха).

Развитие теории мотивации началось с начала XX века. Выделяют следующие группы теорий мотивации:

  • · содержательные теории (Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и др.);
  • · процессуальные теории (Врум и др.);
  • · теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).

Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей:

  • · физиологические потребности (уровень 1);
  • · потребность в безопасности (уровень 2);
  • · социальные потребности (уровень 3);
  • · потребность в уважении и самоутверждении (уровень 4);
  • · потребность в самовыражении (уровень 5). (Приложение 1)

Эти потребности образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека, причем потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня.

В основе теории Маслоу лежат следующие положения:

  • · потребности делятся на первичные и вторичные и образуют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом;
  • · поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;
  • · после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

Степень удовлетворения потребностей (от желаемого) по уровням:

  • · - уровень 1 — 85%;
  • · - уровень 2 — 70%;
  • · - уровень 3 — 50%;
  • · - уровень 4 — 40%
  • · - уровень 5 — 10%.

Теория Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях МакКлелланда и Герцберга.

В развитие классификации Маслоу Д. МакКлелланд вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например, к определенному классу) или социальной потребности.

Теория мотиваций. Мотивы, потребности и стимулы в управлении организацией.

С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней как правило удовлетворены.(Приложение 2).

В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения:

  • · потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей);
  • · наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой;
  • · для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов;
Теория мотиваций. Мотивы, потребности и стимулы в управлении организацией.

· для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы. (Приложение 3).

Процессуальные теории мотивации.

Основной вклад в развитие процессуальных теорий внес В.Врум. Эта теория основана на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей.

Теория мотиваций. Мотивы, потребности и стимулы в управлении организацией.

Каждый «блок ожиданий» в схеме отражает усилия менеджера по мотивации работника. К процессуальным теориям можно также отнести теорию справедливости. (Приложение 4).

Она сводится к тому что, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Справедливость оценки с позиции работодателя и с позиции работника может отличаться. В этом случае нормирование труда, т. е. оценка необходимых усилий для выполнения единицы работы может разрешить проблему справедливости.

Теория мотиваций. Мотивы, потребности и стимулы в управлении организацией.

Теория справедливости в комплексе с теорией ожиданий представлена в модели Портера-Лоулери. Эта теория основана на том, что мотивация есть функция потребностей, ожиданий и справедливости вознаграждения. Один из самых важных выводов этой теории состоит в том, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению работника. (Приложение 5) [1].

Согласно теории Макгрегора, подход к мотивации может быть выбран на основании отношения человека к труду. Выделяют два типа работников: X и Y.

Основные характеристики работника типа X:

  • · от природы ленив, не хочет работать;
  • · не хочет нести ответственность, избегает напряжения нервных сил;
  • · не инициативен, если к этому его не подталкивать.

Поэтому его нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения.

Основные характеристики работника типа Y:

  • · существует естественная потребность в работе;
  • · стремится к ответственности;
  • · творческая личность.

Поэтому его нужно побуждать к работе, а не принуждать.

Теория мотиваций. Мотивы, потребности и стимулы в управлении организацией.

В 1981 году У. Оучи разработал теорию Z, согласно которой человек не относится ни к типу X, ни к типу Y. Он относится к типу Z, т. е. в зависимости от сложившейся ситуации человек ведет себя как X или как Y, соответственно выбирается и способ мотивации. (Приложение 6) [2].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой