Игровая технология в системе педагогических технологий
Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность. В процессе обучения отличается наличием четко поставленной ситуационной цели и соответствующего ей педагогического эмоционально-делового (т.е. не формально-неравнодушного) результата. Многофункциональна… Читать ещё >
Игровая технология в системе педагогических технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно классификации Г. К. Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:
Игровые.
Догматические, репродуктивные.
Объяснительно-иллюстративные.
Развивающее обучение.
Проблемные, поисковые.
Программированное обучение.
Диалогические.
Творческие.
Саморазвивающее обучение.
Информационные (компьютерные) [18,с.44].
В учебнике педагогики под ред. Пидкасистого П. И. находим, что в структуру педагогической технологии входят:
- · организация учебного процесса;
- · методы и формы учебной деятельности учащихся;
- · деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- · диагностика учебного процесса [13].
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Так, Бабанский Ю. К. считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования» [3]. Ильина Т. А. понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся» [8].
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, мы приведем классификацию по источнику получения знаний:
- 1. словесные;
- 2. наглядные:
- · демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
- · использование технических средств;
- · просмотр кинои телепрограмм.
- 3. практические:
- · практические задания;
- · тренинги;
- · деловые игры;
- · анализ и решение конфликтных ситуаций и т. д.
В метод обучения игра превращается при условиях:
- — наполнения технологии определенным содержанием;
- — придания содержанию дидактического смысла;
- — наличия мотивации обучаемых;
- — установления дидактических связей с другими методами обучения [5].
Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что учебная игра:
- — Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.
- — Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
- — Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
- — Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.
- — Многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.
- — Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).
- — Нивелирует значение конечного результата. В игровой деятельности участника могут устраивать разные типы «призов»: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
- — В процессе обучения отличается наличием четко поставленной ситуационной цели и соответствующего ей педагогического эмоционально-делового (т.е. не формально-неравнодушного) результата. [22]
Исходя из данных выше определений и классификаций, мы можем сделать вывод, что игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. То есть, педагогическая технология, в которой доминирующим методом обучения является игра, есть игровая технология.