Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сатирические киножурналы. 
Советский сатирический кинематограф как отражение общественного развития СССР в 1953-1991 гг.

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многие сюжеты «Фитиля» вызвали широчайший общественный резонанс. Надо было видеть накал зрительного зала, когда на экране с документальной достоверностью показывалось, как по воле тупиц-чинуш вырубают вишневый сад, как с преступной бесхозяйственностью сваливают у обочины дороги горы бетона, как гноят тонны кукурузы или взрывают исторический памятник с тем, чтобы потом снова восстанавливать его… Читать ещё >

Сатирические киножурналы. Советский сатирический кинематограф как отражение общественного развития СССР в 1953-1991 гг. (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внимание стоит уделить и сатирическим киножурналам, таким как «Фитиль» и «Ералаш». «Фитиль» занимает особое место в отечественной комедиографии. Впервые этот киножурнал «Фитиль» стал выходить на советские киноэкраны в июне 1962 года. Показывался в кинотеатрах он перед началом демонстрации фильма. Существовал он 45 лет и за все время работы появилось 420 выпусков. Главная задача журнала — средствами сатиры бороться с пережитками в сознания людей и с недостатками, тормозящими движение общества нашего к коммунизму. Краткая история советского кино 1917;1967/ А. Н. Грошев, С. С. Гинзбург, И. Л. Долинский; общ. ред. В. Н. Ждан; вступ. ст. В. Н. Ждан. М., Искусство, 1969. 615 с.

Регулярный сатирический киножурнал открыл новые возможности для творческих поисков в области смешного. Оказалось, что сатирическое обличие всего чуждого образу нашей жизни, нашим представлениям о нравственности по плечу не только игровому и мультипликационному фильму, но и мастерам документального и научно-популярного кино.

Документально снятые сюжеты «Фитиля», разоблачающие бесхозяйственность, взяточничество, разбазаривание народного добра, разгильдяйство и бюрократию. Борьба с этими негативными явлениями в жизни страны была целью создания киножурнала. По этому поводу Рудольф Славский в своей работе «На экране комедия» приводит исчерпывающую цитату создателя и редактора «Фитиля» Сергея Михалкова: «Если выпуски „Новостей дня“ рассказывают зрителям о наших успехах, о трудовых буднях советских людей… то у сатирического киножурнала задача, естественно, инаяотыскать, высмеять и разоблачить все отжившее, темное, отрицательное». СлавскийР."Наэкране-комедия", 1964 г. Электронныйресурс]URL: http://slavskii.narod.ru/HTML/DE42.htm Каждый выпуск разоблачал недостатки советской жизни. Серьезные проблемы превращались в веселые и смешные сюжеты.

Говоря о специфике киножурнала, Михалков говорил: «Лаконизм. Точность. Умение развернуть сюжет в короткий отрезок времени и на малой площади». СлавскийР."Наэкране-комедия", 1964 г. Электронныйресурс]URL: http://slavskii.narod.ru/HTML/DE42.htm Сатирики «Фитиля» идут по горячему следу события. И хотя порой они прибегают к басенному иносказанию, но обычно в сюжетах фигурируют конкретные виновники злоупотребления.

Во всеуслышание называются фамилии, должности, адреса задубевших бюрократов, нерадивых руководителей предприятий, людей с нечистой совестью, ведомственных дураков. И хотя эта категория «деятелей» не любит афишировать свои «художества» и потому предпочитает не сниматься для сатирических журналов, операторам «Фитиля» все же удается запечатлеть их крупным планом.

Многие сюжеты «Фитиля» вызвали широчайший общественный резонанс. Надо было видеть накал зрительного зала, когда на экране с документальной достоверностью показывалось, как по воле тупиц-чинуш вырубают вишневый сад, как с преступной бесхозяйственностью сваливают у обочины дороги горы бетона, как гноят тонны кукурузы или взрывают исторический памятник с тем, чтобы потом снова восстанавливать его на государственные средства. Такое же возмущение вызывают продувные владельцы собственных дворцов на черно­морском побережье. «Сто двадцать лет надо не есть не пить, чтобы построить такой дом», — констатирует диктор, сообщая о скромных заработках оборотистых хозяев роскошных вилл.

Нередко после появления разоблачительных сюжетов в очередных номерах «Фитиля» мы встречаем на страницах газет сообщения о мерах — и, как правило, довольно крутых, — принятых против головотяпов или жуликов. Впрочем, не все сюжеты «Фитиля» документальны. В иных случаях выступление носит обобщенно-собирательный характер. Сатирики берут на прицел какой-либо бытовой или моральный порок. Все это сюжетное богатство воплощено с редкостным стилевым разнообразием. Юмористическая шутка, анекдот в лицах, ожившая карикатура, бичующий репортаж, обличительная зарисовка,—все формы сатиры и юмора используются творцами журнала.

Для кинематографа рождение «Фитиля» стало явлением знаменательным, поскольку с ним родился новый оперативный жанр — жанр короткой сатирической миниатюры. Журнал быстро завоевал авторитет и любовь у отечественного зрителя.

«Этот сатирический киножурнал, — писала газета «Правда», — сразу же пришелся по душе советским людям. Сатира обрела новую силу, взяла себе в союзники всевидящее око киноаппарата, беспощадную документальность, высокохудожественную игру комедийных актеров и острую сюжетность. Она бьет прямой наводкой.

«Фитиль» обладает маневренностью. Он легок на подъем. Он отыскивает конкретных носителей зла на стройке и в учреждении, на заводском дворе и в частном доме, в магазине и городском саду. Он не боится называть «своих героев» по именам и фамилиям, с точным указанием их места работы и занимаемой должности. Такая откровенность очень действенна". Краткая история советского кино 1917;1967/ А. Н. Грошев, С. С. Гинзбург, И. Л. Долинский; общ. ред. В. Н. Ждан; вступ. ст. В. Н. Ждан. М., Искусство, 1969. 402 с.

В конце 80-х годов «Фитиль» практически потух. «На зрителя обрушился такой невероятный поток правды, полуправды и откровенной лжи, что „Фитиль“ стал никому не нужен» Хорошевский А. 100 знаменитых символов советской эпохи, Фоліо, 2009 г. 79 с. [Электронный ресурс] - сказал Андрей Хорошевский в своей работе «100 знаменитых символов советской эпохи. Несмотря на это выпуски киножурнала продолжали снимать, но они клались «на полку» и до зрителя не доходили. В 1996 году «Фитиль» возродился, в него вдохнул новую жизнь Игорь Угольников, ровесник киножурнала.

Идея создания журнала «Ералаш» была за режиссером Аллой Суриковой, правда изначально она предлагала сделать детскую аналогию журнала «Фитиль» (который, как мы знаем, был ориентирован на взрослую аудиторию) под названием «Фитилёк». Основателями киножурнала стали драматург Александр Хмелик и Борис Грачевский, после второй стал директором этого журнала.

Первые выпуск журнала вышел в 1974 году и состоял он из трёх миниатюр, и первым сюжетом была миниатюра «Позорное пятно» по сценарию Агнии Барто. Затем ежегодно выходило 6 выпусков.

Первоначально выпуски «Ералаша» демонстрировались в кинотеатрах перед сеансом, как и старший его предшественник киножурнал «Фитиль». В период Перестройки «Ералаш» стал постепенно переходить на телевидение, а к распаду СССР в 1991 году журнал полностью перешёл на телевидение.

«Ералаш» — слово тюркского происхождения «аралаш», которое на русский язык переводится как «суета, беспорядок, чепуха». Кажется, что «Ералаш» всегда был «Ералашем», однако название этого детского киножурнала, которое ныне знают все «мальчишки и девчонки, а также их родители», родилось отнюдь не сразу. Хорошевский А. Ю. цитирует директора журнала Бориса Грачевского в своей работе «100 знаменитых символов советской эпохи»: «Почти год мы ломали голову, какое же дать название, пришлось обратиться за помощью к ребятам.

Письма приходили мешками, предлагалось в основном известное: Винни-Пух, Чебурашка, даже старуха Шапокляк, но в один прекрасный день пришло письмо от таинственной незнакомки из 7-Б класса одной московской школы, она предложила назвать журнал просто — «Ералаш». Это письмо до сих пор висит у нас на студии в золотой рамочке". Хорошевский А. 100 знаменитых символов советской эпохи, Фоліо, 2009 г. 30 с. [Электронный ресурс].

Многим не понравилось то, как будет называться детский журнал — странное какое-то название. Совпадение или нет, но председателем Госкино в те времена был человек по фамилии Ермаш.

«Не насмехаются ли авторы над столь уважаемым человеком? Это сейчас подобные рассуждения покажутся смешными, а тогда, в 1975 году, когда на экраны вышел первый „Ералаш“, к таким звуковым сходствам относились куда серьезнее» 13Хорошевский А. 100 знаменитых символов советской эпохи, Фоліо, 2009 г. 31 с. [Электронный ресурс] URL: http://modernlib.ru/books/a_yu_horoshevskiy/100_znamenitih_simvolov_sovetskoy_epohi/read/ - пишет Хорошевский.

Сказать, что «Ералаш» с первых же выпусков стал популярным, значит не сказать ничего, ведь его не просто смотрели все от мала до велика, хотя изначально создатели ориентировались на детскую аудиторию от 10 до 15лет, а ждали каждый новый выпуск с нетерпением. Каждый выпуск «Ералаша» состоит из трех сюжетов. Мультипликационная заставка, незатейливая песенка (в первых выпусках ее исполняла певица Елена Камбурова, а затем детская группа «Непоседы») и короткая смешная история — казалось бы, что может быть проще.

С 1975 года выпущено около 180 выпусков «Ералаша». Над созданием детского киножурнала работают сотни людей. Кроме того, ныне «Ералаш» — это не только киножурнал, но еще и театр и детская актерская школа. И по меркантильным соображениям, «Ералаш» — дело очень серьезное, это не игра в кино, а настоящее кинопроизводство. Один выпуск киножурнала стоит около 40 тысяч долларов. «Но цель оправдывает средства. К каждому сюжету композитор специально пишет музыку, мультипликатор делает заставку, снимаются суперпопулярные личности. Всё, как в настоящем кино» Там же — говорит Борис Грачевский.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой