Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Концепция формирования единого городского культурного пространства Санкт-Петербурга

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве одной из разновидностей таких услуг можно назвать театры на окраинах города, которые в российской практике практически не развиты. Являясь одной из форм творческой самодеятельности, данные театры «вырастают» из нескольких устоявшихся коллективов, решивших объединиться. Так, например, государственный «Театр на Юго-Западе» в Москве был основан в результате объединения нескольких… Читать ещё >

Концепция формирования единого городского культурного пространства Санкт-Петербурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Итак, при анализе существующих мер по созданию единого культурного пространства, был выявлен один из ключевых недостатков — отсутствие системности предпринятых усилий, как в масштабах страны, так и в пределах отдельно взятого города. Поэтому, главную задачу на сегодняшний день мы видим в том, чтобы сформировать масштабируемое решение, которое будет применимо в любом субъекте Российской Федерации (с вариациями, зависящими от местных особенностей). Разумеется, в рамках магистерской диссертации рассмотреть столь глубокую проблему полностью невозможно, однако необходимо задать направление для дальнейших разработок.

В данной работе автор предлагает «Концепцию формирования единого культурного пространства Санкт-Петербурга», в которой последовательно излагает обобщенные принципы, определяющие дальнейшую разработку стратегии действий в данном направлении.

Согласно проведенному в первой главе исследованию, ценности являются главным условием, задающим направление развития всего культурного пространства. Поэтому, прежде чем приступить непосредственно к основной части, необходимо четко определить ценности, декларируемые и разделяемые в едином поле культурного пространства. Можно снова обратиться к документу «Основы государственной культурной политики», в котором утверждаются как ценности, присущие российскому народу, так и ценности, которые необходимо прививать обществу в рамках проведения единой культурной политики. Изучение ценностных оснований, свойственных именно для России, а также их отличие от ценностей других мировых культур, является одной из самых важных задач для гуманитарных наук. «Однако, представляется возможным указать на особо важную роль ряда ценностей:

  • а) историческое единство судеб народов России и дружественных народов, многие из которых ранее входили в состав Российской империи или СССР, а также крепление духовного единства многонационального народа Российской Федерации;
  • б) приоритет духовного над материальным, обусловливающий в том числе обостренное чувство справедливости;
  • в) ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями;
  • г) ценности семьи и человеческого общежития, одинаково трактуемые и православием, и всеми традиционными для России религиями — начиная от уважения к старшим поколениям и заканчивая принципами воспитания детей;
  • д) ценность созидательного труда;
  • е) развитие личности как залог общего процветания" Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172 706/ (дата обращения: 02.05.2017).

А наиболее важным в гражданском отношении является «утверждение в обществе представления о высокой социальной ценности просвещения, вовлечение граждан в различные формы просветительской деятельности, в том числе путем поддержки обществ, клубов, общественных объединений просветительской направленности» Там же.

Включение этих культурных ценностей в качестве основ государственной культурной политики, а также возведение ее в статус общенациональной может обеспечить преодоление многих противоречий между различными уровнями власти по вопросам культурного развития.

Признание культуры приоритетной и социально значимой отраслью является основой для дальнейшего развития Санкт-Петербурга. Помимо общенациональных ценностей, существуют локальные, исконно петербургские ценности, которые также важны, и должны транслироваться посредством проведения локальной культурной политики через различные учреждения культуры. Статус культурного, интеллигентного, сдержанного петербуржца «как жителя особого города, носителя особой культуры, характера, темперамента цементирует локальное сообщество, несмотря на то, что сообщество нельзя назвать единым» Лурье М. Л. по материалам круглого стола «Петербургский контекст» от 31.10.2012 / Журнал «Русский репортер. URL: http://msm.mr7.ru/articles/62 242/ (дата обращения: 02.05.2017).

Касаясь проблем формирования единого культурного пространства, необходимо обратить внимание на важность слаженной деятельности всех субъектов ее развития. Речь идет о структурах власти на федеральном и региональном уровнях, творческих объединениях, ассоциациях и союзах, кружках самодеятельности, функционирующих в сфере культуры в условиях рынка.

Культура в Санкт-Петербурге является одним из основных градообразующих факторов, стратегический потенциал, обеспечивающий социальную стабильность. В настоящий момент, развитие культуры Петербурга регламентировано следующими документами: закон от 11.01.2011 № 739−2 «О политике в сфере культуры Санкт-Петербурга» (ред. от 02.12.2015), государственная программа «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге на 2015;2020 годы», постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.05.2011 № 690 (ред. от 17.07.2014) «Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по созданию условий для организации досуга жителей Санкт-Петербурга и обеспечения их услугами организаций культуры». Также, на культурную жизнь города значительно повлияла программа «Культурная столица» на 2012;2014 года.

" Среди целей проводимой культурной политики были обозначены следующие:

  • · развитие сферы культуры в Санкт-Петербурге в целом;
  • · расширение участия различных групп жителей Санкт-Петербурга в развитии сферы культуры в Санкт-Петербурге, включая приобщение жителей Санкт-Петербурга к творчеству, культурному развитию, самообразованию в сфере культуры в Санкт-Петербурге;
  • · укрепление статуса Санкт-Петербурга как одного из центров культуры и культурно-исторического наследия в Российской Федерации и мировом сообществе;
  • · сохранение культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга на уровне, соответствующем современным мировым достижениям искусства, науки, технологий, управления;
  • · создание в Санкт-Петербурге условий для формирования художественного продукта на уровне, соответствующем мировым достижениям искусства и технологий, продвижения инновационных творческих идей, привлечения в Санкт-Петербург лучших мастеров искусств и творческих коллективов, талантливой творческой молодежи;
  • · сохранение статуса Санкт-Петербурга как города высокой культуры поведения, культуры быта и совместного проживания" Закон Санкт-Петербурга «О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге» N 739−2 от 11.01.2011 г. / Администрация Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_culture/law/ (дата обращения: 02.05.2017).

Однако, несмотря на достаточное количество внесенных законопроектов, стратегия развития культуры Санкт-Петербурга носит противоречивый характер, существенно снижая эффективность и слаженность работы петербургских организаций и учреждений культуры. Это связано с проблемами как на концептуальном, так и на организационно-исполнительском уровне. Концептуальной является проблема регулярного обновления сферы культуры, не имеющего четко выверенных, систематических действий и оценки последствий проводимых реформ. Это выражается в возникновении «барьеров при выполнении задач учреждений культуры по причине слабой проработанности предлагаемых нововведений, усложнении организационных и финансовых процедур, практической невыполнимости всех поставленных требований» Гордин В. Э., Хорева Л. В. Инновационная стратегия развития культуры и повышение качества жизни населения (на примере Санкт-Петербурга) // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: сб. науч. тр. / Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 163.

Второй уровень проблем связан с ведомственной разобщенностью на уровне управления культурой.

В Санкт-Петербурге существует многоступенчатая система управления сферой культуры: некоторая часть крупных учреждений культуры находится под управлением и финансированием Министерства культуры Российской Федерации (такие как Эрмитаж, Русский музей, музеи-заповедники «Петергоф» и «Царское село», Мариинский театр, БДТ им. Г. А. Товстоногова, МДТ), основная часть — в городском, а есть учреждения культуры (например, дома молодежи), которые находятся под управлением муниципальных образований. В то же самое время, еще одним существенным звеном в этой цепи являются негосударственные организации культуры, которые взаимодействуют с органами управления сферой культуры весьма редко или вообще никогда. Примером возникающих противоречий во взаимодействии может служить невозможность создания отдельных культурных продуктов или мероприятий на базе федеральных учреждений, если они финансируются из средств городского бюджета.

Таким образом, возникает парадоксальная ситуация, когда управленческое и финансовое взаимодействие между федеральными учреждениями культуры и городскими органами власти крайне затруднено. Соответственно, о качественном стратегическом планировании развития говорить не приходится.

Представляется необходимым укрепление взаимодействия на пересечении функционалов различных комитетов Правительства Санкт-Петербурга, прямо или косвенно отвечающих за сферу культуры (например, Комитета по культуре и Управления по туризму), и непосредственно учреждений культуры. «Сложность проблем, стоящих перед петербургской культурой, взаимосвязь большинства социокультурных процессов с внешними факторами, исторически сложившиеся диспропорции в территориальном и отраслевом аспектах петербургской культуры, ведомственный подход к управлению сложным комплексом организаций и учреждений культуры — все это требует требуют формирования новых подходов к практике управления, реализуемого в сфере культуры» Гордин В. Э., Хорева Л. В. Инновационная стратегия развития культуры и повышение качества жизни населения (на примере Санкт-Петербурга) // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: сб. науч. тр. / Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 164.

На сегодняшний день в российской практике преобладает такая система управления городским пространством, которая подразумевает, что культурные объекты являются исключительно как центрами привлечения туризма и деловой активности, а также способствуют продажам элитной недвижимости. Однако, таким способом обеспечить взаимодействие культурных институтов, раскрыть творческий потенциал города и облегчить самоорганизацию горожан не удастся. Значит, управление городской культурной политикой не должно ограничиваться принятием законодательных актов на верхнем уровне государственной власти. «Чтобы управлять процессами роста и развития необходимо понимать их и рассматривать город как общий диалектический капитал, то есть всесторонне, во всех его противоречиях, в движении и развитии» Мусина К. И. Формирование историко-архитектурной городской среды как фактор социокультурного развития // Вестник КазГУКИ. 2013. № 4−2.

В связи с этим, автором предлагается создать «Центр единой культурной политики Санкт-Петербурга», являющийся экспертной организацией, подведомственной Министерству по культуре Российской Федерации как центральному проводнику единой культурной политики страны, и имеющей полномочия органа исполнительной власти. Создание подобного рода учреждения будет способствовать «образованию организационных механизмов для развития межмуниципального культурного сотрудничества и взаимодействия» Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172 706/ (дата обращения: 02.05.2017)., тем самым являясь проводником единой культурной политики на территории Санкт-Петербурга, а также способствуя формированию единого культурного пространства города. Данный проект призван инициировать и координировать совместную деятельность государственных органов власти, организаций и учреждений различных форм деятельности.

" Центр единой культурной политики Санкт-Петербурга" (далее — Центр) призван решить следующие задачи:

  • — создание достаточно полную информационную базу, отражающую многообразие процессов, происходящих в сфере культуры. Она должна включать в себя информацию как о государственных учреждениях культуры, так и о частных проектах и отдельных деятелях культуры, не принадлежащих к творческим союзам;
  • — координация деятельности негосударственных фондов и организаций культуры с целями и задачами петербургской стратегии развития культуры;
  • — налаживание стабильных контактов государственных органов управления культурой с органами управления смежными отраслями социальной сферы;
  • — способствование развитию обширной инфраструктуры культурной деятельности путем сотрудничества и координации действий всех организаций культуры, действующих в Санкт-Петербурге;
  • — поощрение творческой активности коллективов культурных учреждений благодаря системе предложений, которые они могут вносить для корректировки годовых планов;
  • — анализ и прогноз результатов тех или иных управленческих решений в области культурной политики.

Основными принципами работы «Центра» являются гибкость, быстрота и эффективность принимаемых решений, возможная благодаря малому составу сотрудников (не более 10−12 человек) и их высокой компетенции и профессионализму. Центр составляет на основании общего курса культурной политики направление развития мероприятий и услуг на 5 лет, затем формирует годовой список, который будет предложен всем культурных организациям города в зависимости от профиля.

Таким образом, «Центр единой культурной политики Санкт-Петербурга» призван «формировать социальное и культурное пространство города, развивая не только вертикальные связи (муниципальное подчинение), но и крупные сети горизонтальных связей (различные ассоциации и союзы) путем объединения их в единую информационную и культурную инфраструктуру» Пузанов К. А. Городская среда и культурное пространство мегаполиса: сравнительное исследование социальных барьеров городского развития / Пузанов К., Степанцов П. Механика Москвы. Исследование городской среды. М.: Московский институт социально-культурных программ, 2014. C. 33.

Вертикальная модель культурной политики предполагает четко выстроенную иерархию, командную систему по принципу «сверху вниз». Горизонтальная же модель предполагает выстраивание связей от района к району, их непосредственное взаимодействие, тем самым давая большую свободу для местных инициатив. Умелое сочетание этих моделей позволит добиться больших результатов, чем применение какой-либо из них по отдельности. «Синтез моделей позволит перейти от „развития культуры в муниципальном образовании“ к принципиально другой стратегии „развития муниципального образования через культуру“, в которой культуре отводится роль значимого ресурса развития» Гун Г. Е. Художественная культура города: структура, динамика, перспективы. Дис. д-ра культурологии. — Челябинск, 2014. С. 242.

Данная сеть различных культурных формаций, с свою очередь, связывает социальные слои общества как их потенциальную аудиторию и потребителей производимого ими культурного продукта. Рассмотрим вкратце культурную инфраструктуру Санкт-Петербурга, так как именно она является мощной ресурсной базой для проведения единой культурной политики.

В настоящее время в Санкт-Петербурге функционирует множество учреждений культуры, предоставляющие все разнообразие культурных услуг, в том числе: 182 музея, 82 театра, 53 культурно-досуговых учреждений, 17 концертных организаций, 58 кинотеатров Статистика культурной жизни // Сайт Комитета по культуре Санкт-Петербурга. URL: http://new.spbculture.ru/ru/kultura-v-cifrah/statistika-kulturnoj-zhizni/ (дата обращение 02.05.2017).

" Однако, большинство из этих музеев, театров и концертных организаций расположены в историческом центре Санкт-Петербурга — здесь размещено 33 музея и 26 концертных организаций и театров. В то же время, в «спальных» районах города наблюдается существенная диспропорция. Например, в Колпинском и Красносельском районах Санкт-Петербурга нет ни одного театра, концертного зала и музея, примерно такая же ситуация в Фрунзенском, Пушкинском, Петродворцовом, Невском, Курортном и Кронштадском, где нет ни театров, ни концертных залов. В целом, в 13 из 18 административных районах города отсутствуют специализированные концертные залы. Частично функции концертных залов выполняют музеи и библиотеки, а также детские школ искусств, расположенные в перечисленных районах. Однако, очевидно, что они имеют малую вместимость и недостаточное оборудование для проведения концертных программ" Гордин В. Э., Хорева Л. В. Инновационная стратегия развития культуры и повышение качества жизни населения (на примере Санкт-Петербурга) // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: сб. науч. тр. / Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 161.

Кроме того, разительно отличается качество предоставляемых культурных продуктов. В отличие от первоклассных произведений, транслируемых в центре, на периферии Петербурга выбор качественных материалов крайне ограничен, либо полностью отсутствует. Это касается как концертных программ, так и кинопоказов.

Отсюда возникает проблема низкой культурной активности большинства петербуржцев. Подобная ситуация усугубляется тем, что в городе существует традиционная оторванность жителей спальных районов от основных «очагов» петербургской культуры.

Здесь может быть несколько вариантов решения, или хотя бы смягчения сложившейся ситуации. Первая из них заключается в создании условий для полицентрического развития культурного пространства Санкт-Петербурга, создание точек притяжения в нескольких районах города. Благодаря этому будет снята чрезмерно высокая нагрузка (как транспортная, так и людская) на исторический центр города. Например, существуют проекты создания целой сети культурной и транспортной инфраструктуры вокруг «Лахта-центра», которая будет привлекать, в том числе, бизнес-туристов и различные творческие объединения (ассоциации и союзы).

Такой подход может быть назван синергетическим, так как в одном месте создаются целые «очаги» культуры. Соответственно, вторым решением может стать создание творческих кластеров. Такие территориальные и организационные автономии в сфере творческой индустрии предназначена, в первую очередь, для молодежных начинаний. Как правило, для целей создания такого рода объединения приобретаются здания в черте так называемого «серого пояса» Санкт-Петербурга. Таким образом решается сразу несколько важных задач: реставрация исторического облика промышленного здания, культурное преображение самого района, обеспечение новыми рабочими местами и надлежащей инфраструктурой. Данные мероприятия являются крайне затратными, поэтому в Санкт-Петербурге это направление только начинает развиваться.

Уникальных в своём роде является создание в 2008 году «Музейного квартала» в Санкт-Петербурге. «Задача регенерации историко-культурной среды, сохранения культурного наследия Петербурга может быть решена путем создания новой системы организации и координации, в частности, музейной деятельности — создание межмузейных центров, обеспечивающих развитие партнерских технологий. Одним из таких проектов должен стать партнерский проект „Музейный квартал Санкт-Петербурга“. Проект „Музейный квартал“ был начат в 2008 году четырьмя музеями (Центральный музей связи имени А. С. Попова, Санкт-Петербургский Государственный музей истории религии, Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“, Музей-квартира В.В. Набокова) совместно и кафедрой музейного дела и охраны памятников Института философии Санкт-Петербургского Государственного университета под руководством директора Эрмитажа М. Б. Пиотровского. В настоящее время потенциальная территория МК ограничена набережной реки Мойка, набережной Крюкова канала, Конногвардейским бульваром и Исаакиевской площадью, и соединяет Дворцовую площадь и Александровский сад с территорией „Новой Голландии“ и Коломной» Цит. по: Концепция развития «Музейного квартала» Санкт-Петербурга на 2014;2020 годы. На основе развития таких межмузейных связей, проектов формируется единое музейное пространство Санкт-Петербурга.

Для высокой степени вовлеченности в каждого жителя в культурную жизнь города, в Санкт-Петербурге необходимо рассмотреть возможность развития мобильных форм предоставления культурных услуг в удаленных от центра районах города: «передвижные выставки и концерты любительских коллективов в местах массового скопления населения, организация в торгово-развлекательных центрах временных выставок» Гордин В. Э., Хорева Л. В. Инновационная стратегия развития культуры и повышение качества жизни населения (на примере Санкт-Петербурга) // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: сб. науч. тр. / Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 166.

В качестве одной из разновидностей таких услуг можно назвать театры на окраинах города, которые в российской практике практически не развиты. Являясь одной из форм творческой самодеятельности, данные театры «вырастают» из нескольких устоявшихся коллективов, решивших объединиться. Так, например, государственный «Театр на Юго-Западе» в Москве был основан в результате объединения нескольких любительских молодежных коллективов в театр-студию. Она приобрела известность благодаря своему самобытному стилю, творческому энтузиазму и особой атмосфере, привлекая зрителей со всего города, при этом находясь достаточно далеко от центра. В Санкт-Петербурге из обычной школьной театральной студии образовался «Театр Нового Зрителя «Синтез», успешно выступающий на международных фестивалях и служащий площадкой для профессионального развития артистов. Территория для свободного творчества «Общедоступный театр «Периферия» была организована в Астрахани, где зрители не только могут познакомиться с современной драматургией, но и вместе с актерами обсудить деятельность театра. Все эти усилия по созданию культурной деятельности на окраинах городов, все всякого сомнения, положительно влияют на социокультурный климат города. Однако, пока что, этих усилий недостаточно, в том числе из-за отсутствия надлежащего финансирования данных проектов.

Одним из самых мощных ресурсов развития является обмен опытом в рамках фестивалей культуры, так как происходит взаимное дополнение деятельности всех организаций культуры, принимающих в этом участие. В данном случае большую и конструктивную роль в организации и проведении фестивалей играют негосударственные организации культуры, включаясь в процессы культурной политики города.

Ежегодно в Санкт-Петербурге проходит более 200 фестивалей и конкурсов. В каждом сезоне есть своя фестивальная премьера. Многие фестивали стали уже традиционными, как, например, один из крупнейших музыкальных фестивалей «Музыкальная Весна», проводимый уже более тридцати лет. Один из популярнейших в России Международный театральный фестиваль «Балтийский Дом» получил европейскую известность. Заметными событиями становятся фестиваль Русских театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России» и фестиваль моноспектаклей «Монокль». Большие перспективы имеет Международный фестиваль спектаклей для юношества «Радуга». Открывает новые коллективы и новые имена фестиваль новых театров, театров-студий и студийных работ «Рождественский парад». Специально для детей ежегодно проводится «Смешной фестиваль». Проводятся общегородской фестиваль «Театры Санкт-Петербурга — детям» и благотворительные фестивали.

В условиях сокращения гастролей в сфере исполнительских искусств, фестивали приобретают большое значения для сохранения единого культурного пространства в масштабах города и страны. Благодаря таким мероприятиям происходит творческий обмен между коллективами из разных регионов страны, обсуждение актуальных направлений развития, а также дискуссии по поводу организационно-правовых и экономических аспектов художественной деятельности. Помимо этого, международные фестивали помогают поддерживать связи с творческими исполнителями и организациями из республик бывшего СССР.

" Организационно-художественные формы проведения фестивалей исполнительских искусств в Российской Федерации продолжают находиться в процессе формирования. Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия функционирования театров и концертных организаций, периодически возникающий кризис бюджетного финансирования отрасли культуры являются факторами, существенно сдерживающими развитие фестивальной деятельности" Периль, Б. В. Фестивальная практика: опыт case-study // Экология культуры: Инф. бюллетень. — Архангельск, 2002. — № 3 (28). С. 25. В условиях сокращения показа новых постановок в городских театрах, происходит снижение интереса к театральной деятельности подготовленной аудиторией. В некоторой степени эту тенденцию спасают фестивали, предлагая оригинальную программу с известными коллективами.

Фестивальная деятельность во многом позволяет увидеть и оценить многослойную и противоречивую картину современной художественной жизни нашей страны. Это особенно важно в условиях кризиса специализированных изданий в области искусства, многие годы традиционно выполнявших подобную функцию. Большая популярность и доступность фестивалей запустила процесс поиска новых форм проведения, финансирования, способов взаимодействия со всеми участниками процесса: информационными партнерами, спонсорами, органами управления культурой.

Всё это говорит о высочайшем культурном потенциале Санкт-Петербурга, который необходимо задействовать с помощью грамотных управленческих действий. Однако, все усилия в данном вопросы будут тщетны, если в, то же самое время, не создать «положительную» информационную среду, благоприятную для культурного развития личности, посредством сети Интернет, СМИ и печатных изданий. Это означает повышение качества материалов, их нравственной и эстетической ценности, распространяемых государственными телеи радиовещательными каналами, размещенными в печатных СМИ и сети Интернет.

Одним из серьезных шагов в сторону доступности культуры Санкт-Петербурга для всех желающих является создание портала «Открытый город. рф». «Его участникам предоставляется уникальная возможность бесплатно посетить недоступные в обычное время объекты культурного наследия. Жители и гости нашего города могут познакомиться с более 50 памятниками истории и культуры, ранее закрытыми для широкого посещения, побывать на экскурсиях и тематических маршрутах, разработанных лучшими специалистами эксклюзивно для проекта „Открытый город“. Помимо экскурсий проводятся мастер-классы, лекции, квесты. В проекте „Открытый город“ участвуют более 60-ти лучших лекторов и экскурсоводов Санкт-Петербурга. Ведущие специалисты по истории и архитектуре разработали для горожан и гостей Санкт-Петербурга 500 эксклюзивных маршрутов с посещением не только культовых достопримечательностей, но и малоизвестных архитектурных шедевров, знакомство с которыми позволит по-новому взглянуть на историю нашего города» Портал «Открытый город». URL: https://открытыйгород.рф/o-proekte/missiya-proekta/ (дата обращения: 02.05.2017).

Примечательна в этом отношении система информационных электронных и печатных изданий, публикуемых на сайтах Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Института культурных программ. Они освещают многообразие культурной жизни Санкт-Петербурга и способствуют интеграции информационного пространства петербургской культуры. Перечислим основные из них: «Санкт-Петербург в следующем году. Календарь событий»; информационный бюллетень «Петербург в следующем месяце. Основные культурные события»; ежемесячное электронное издание «Петербург в следующем месяце. Профессиональные контакты в сфере культуры»; ежемесячное электронное издание «Фестивальный Петербург»; ежемесячное электронное издание «Петербургская киноафиша»; информационное издание «Детский Петербург»; «Календарь событий Северо-Запада». Справочник-путеводитель «Музеи Петербурга и области» призван показать Санкт-Петербург и Ленинградскую область как единое музейное пространство, открытое для культурного туризма в любое время года. Карта «Культура Санкт-Петербурга» — информационный справочник-путеводитель по Санкт-Петербургу. А также ряд информационных изданий для специалистов в области культуры: «Санкт-Петербург: Многомерность культурного пространства»; издание «Проекты в области культуры и искусства» Издания Института культурных программ Санкт-Петербурга. URL: http://www.spbicp.ru/content40 (дата обращения: 02.05.2017).

Таким образом, информационные ресурсы являются важным связующим звеном в общем культурном пространстве города.

Итак, подведем итоги данного исследования. На наш взгляд, «Концепция создания единого культурного пространства Санкт-Петербурга» должна включать в себя несколько важнейших составляющих:

  • 1) необходимость четкого определения ценностей, декларируемых и разделяемых в едином поле культурного пространства (включает в себя как ценности всей страны, так и ценности петербуржцев);
  • 2) создание «Центра единой культурной политики Санкт-Петербурга» ;
  • 3) создание благоприятной культурной инфраструктуры города путем налаживания взаимодействия между центром и периферией;
  • 4) взаимодействие со СМИ и Интернет-ресурсами, создание «положительного» информационного фона.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой