Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура игры. 
Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Функциональное использование заместителей, моделирование, умственное экспериментирование То, что пропущено детьми через игру, дети воспринимают не так как-то о чем они слышали от взрослых или наблюдали сами. Происходит это потому, что игра не только отображает, но и моделирует социальные ситуации. Игра — это вооружение дошкольника доступными для него способами активного воссоздания моделирования… Читать ещё >

Структура игры. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Центральными компонентами игры являются:

роль, которую берет на себя ребёнок.

игровые действия необходимые для реализации взятой роли.

игровое употребление предметов (замещение реальных предметов игровыми).

реальные взаимоотношения.

Игровая роль По Эльконину — роль — это единая, основная единица деятельности, которая определяет все компоненты структуры. Роль является средством развития сюжета и его реализации, средством перевода его из описания деятельности в реально осуществляемый процесс игры.

Роль — это особое, двухплоскостное образование, ребёнок как бы примеряет к себе действие другого человека и реализует их игровыми средствами. Эта реализация наряду с общими игровыми моментами содержит индивидуальные черты, зависимые от опыта ребёнка.

Можно выделить следующие факторы, связанные с ролевым поведением в игре:

подбор атрибутов, предметов, игрушек, обозначающих ту или иную вещь.

отнесение ряда действий к названию персонажа, роль которого выполняется.

реализация в ролевом поведении системы отношений, заложенных в сюжет.

осознание различия ребёнком себя и персонажа, роль которого выполняется.

На 1 этапе развития игры ребёнок выполняет игровые действия не отличая себя от другого. Для развитых форм игры характерно различение себя и другого. О появлении этой дифференцированности свидетельствует так называемый выход ребёнка из игры (ты не правильно делаешь, нужно так делать).

Для развитых форм игры характерно не только наличие таких форм выхода из игры, но и свободное возвращение к сюжету и роли. На первых этапах развития игры таких моментов не отмечается.

Игровые действия В процессе игрового действия складывается общий внешний рисунок действия, состоящий из отдельных ситуаций. При помощи игровых действий развивается сюжет игры:

это действие движение;

словесные обозначения;

действия с игрушками.

Игровое действие — это одно из средств реализации сюжета, отражающее реальную или игровую ситуацию. Они являются средством развития игровой деятельности. Продуктивное действие становится основой для возникновения игрового действия, но игровое действие не всегда детализируется так как продуктивное.

Игровое действие развивается по сохраняющейся траектории движения. Общий элемент в игровом и продуктивном действии — это одинаковый рисунок движений и наименований действия — в этом заключается символизм детской игры.

Анализ структуры сюжетов детской игры позволяет выделить персонаж, как один из основных элементов. Каждому персонажу в сюжете предписывается определенное действие по отношению к другому лицу. В сюжете персонаж может быть представлен различным образом:

Как выполняющий определенное действие предметного характера. Это относится к сюжетам с одним персонажем.

Обменивающийся действиями предметного характера с другим персонажем.

Вступающим в определенные отношения (равноправие, управление, подчинение) с другим персонажем.

3. Замещение реальных предметов игровыми.

Замещение — это выражение одного предмета другим или перенос значения одного предмета на другой.

В этом случае предмет выполняет функцию знака, оставаясь при этом самим собой по внешним характеристикам.

Смысл замещения в функциональном использовании предметов — заместителей. В процессе использования предметов заместителей формируется знаково-символическая функция сознания. Это формирование проходит несколько этапов:

I. с 3х лет — младшие дошкольники не умеют подбирать заместители самостоятельно, принимая предложенные взрослым.

II. к 5 годам — сами активно ищут среди игрушек необходимые для замещения предметы, иногда не согласовывая со взрослым. Но не всегда могут произвести действия.

III. к 6−7 годам формируется способность совершать действия с заместителями.

IV. к 7 годам — развивается умственное экспериментирование, основой которого является способность построения моделей.

Это служит основой перехода к учебной деятельности.

Функциональное использование заместителей, моделирование, умственное экспериментирование То, что пропущено детьми через игру, дети воспринимают не так как-то о чем они слышали от взрослых или наблюдали сами. Происходит это потому, что игра не только отображает, но и моделирует социальные ситуации. Игра — это вооружение дошкольника доступными для него способами активного воссоздания моделирования с помощью внешних предметных действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемыми и не могли быть по настоящему освоены.

При помощи игровых моделей дети усваивают, осознают некоторые важнейшие стороны окружающего мира, овладевают самим процессом моделирования, способны строить и применять игровые модели, в которых выделяются и отображаются известные отношения.

В играх у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей.

Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает весь психологический процесс ребёнка, позволяет строить ему в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их в решении разнообразных умственных задач.

Замещение и моделирование явлений действительности формируется в игре, носят активный характер: идёт поиск подходящих заместителей, один и тот же заместитель начинает использоваться для обозначения разнообразных предметов и наоборот — элементы воображения творчества.

Сопоставление модели, создаваемой в игре с самой моделируемой действительностью — служит большим толчком в развитии воображения. За собственными действиями и действиями партнёров ребёнок начинает видеть второй воображаемый план. Способность к наглядно-пространственному моделированию является одной из важнейших умственных способностей, которые складываются в дошкольном возрасте. Уровень её развития значительно определяет в дальнейшем общий уровень умственного развития.

Способность к наглядному моделированию обуславливается тем, что сама деятельность ребёнка носит моделирующий характер и что в ней преобладает игра. Вот почему особую ценность для умственного развития ребёнка имеет игровое моделирование действительности.

Взаимоотношения детей в игре — игровые и реальные.

Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли.

Реальные — это взаимоотношения детей-партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, входе игры обсуждать вопросы и недоразумения. Без этих отношений игра распадается.

С развитием игры происходит развитие реальных форм отношений.

  • 1. Сначала каждый ребёнок играет сам по себе, соблюдая дистанцию.
  • 2. Ребёнок ищет повод для общения, но длительные отношения зависят от игровой ситуации и игровых умений.
  • 3. Объединение в совместные игры. Необходимо усложнение содержания, согласованность действий детей.

В совместной игре дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопомощи и взаимопониманию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой