Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ознакомление детей с произведениями народного искусства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отбор произведений народного прикладного искусства должен быть очень тщательным. Здесь не может быть места субъективным суждениям, основанным на личном вкусе и привязанности к определенным цветовым и композиционным решениям. Личностному восприятию красоты формы. Фактурных свойств материалов и т. д. В отборе произведений народного искусства для работы с детьми, наряду с педагогом, самое… Читать ещё >

Ознакомление детей с произведениями народного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методика ознакомления

Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования.

Но, какими бы высокими художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как сумеет он перед ними раскрыть образную красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.

В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны. В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на ткани и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделия с целью оформления класса, с целью использования в качестве подарка маме и т. д.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, глазури для росписи обожженных изделий из глины и кафельных плиток, гуашевые и темперные краски, цветные мелки, пастель.

Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства. Роспись бересты, выкладывание из разноцветной мозаики сказочной жарптицы, превращение обычной глины в сверкающую всеми красками керамику, увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество.

Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами: нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д., — обучение которого вполне доступно.

На материалах, выбранных для декоративно-прикладного творчества, хорошо приводить противопоставления и сравнения, раскрывая перед детьми выразительные фактурные свойства различных материалов и способы их художественной обработки. В свою очередь это дает возможность перенести усвоенные детьми приемы и навыки декоративной работы в лепку, декоративное рисование, аппликацию.

Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является метод тематических творческих заданий, позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративно-прикладном творчестве. Сами названия творческих заданий, такие, как «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и д.р., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнении той или иной темы.

В основу методики творческих заданий берется принцип постепенности, вязанный с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущей.

Тематические творческие задания позволяют знакомить детей с такими выразительными художественными признаками народного прикладного искусства, как фантастичность и сказочность образов, декоративность, цветовая, пластическая и графическая выразительность.

В процессе выполнения тематических творческих заданий дети знакомятся с произведениями народного искусства в музеях и на выставках, узнают о творчестве народных мастеров из бесед, которые проводят с ними учитель. рассматривая таблицы альбомов и книг, посвященных народному творчеству.

Отбор произведений народного прикладного искусства должен быть очень тщательным. Здесь не может быть места субъективным суждениям, основанным на личном вкусе и привязанности к определенным цветовым и композиционным решениям. Личностному восприятию красоты формы. Фактурных свойств материалов и т. д. В отборе произведений народного искусства для работы с детьми, наряду с педагогом, самое действенное участие должны принимать искусствоведы, занимающиеся проблемами изучения народного искусства, работники музеев, в фондах которых собраны коллекции народных образцов. Художники и мастера народных художественных промыслов, создающие в наши дни замечательные произведения искусства. Консультации с ними помогут учителю в определении критериев художественной значимости произведений народного искусства, правильного их отбора.

Красочный мир народного искусства раскрывается по особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказывать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохоломы, как возникает под звонкими коклюшками морозный узор вологодских кружев, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, учителя сами должны хорошо знать понимать и любить народное искусство.

Следует особо остановиться на вопросах, связанных с ознакомлением детей с произведениями народного декоративного искусства в местах традиционных народных художественных промыслов. В Московской области это Богородская фабрика художественной резьбы, Жостовская фабрика декоративной росписи, Гжельский гончарный завод, Федоскинская фабрика миниатюрной живописи. На экскурсии ребята могут увидеть, как создаются формы посуды, деревянной на токарном станке и глиняной на гончарном круге, как рождается на белоснежном боку гжельской чашки цветок густой синевы, порезка. Оставленная острым ножом богородского мастере на бесформенной поначалу деревянной чурке. Видеть работу мастеровистинное эстетическое наслаждений, и, кроме того, это одна из наиболее действенных форм передачи детям заряда увлеченности творчеством, наглядный урок виртуозности владения профессиональным мастерством.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музее, на выставке произведений декоративно-прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов. Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки следует включить беседы о народном искусстве: рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей, пробудят в них желание самим сделать нечто подобное.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой