Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы реализации регионального компонента в школьном экологическом образовании: На материале Донского региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дальнейшая разработка поставленных в диссертации проблем может быть связана с выявлением влияния ЭО на становление всесторонне развитой личности, с изучением специфики регионального компонента ЭО как такового, особенностей его включения в специальный предмет «Экология», а также в предметы естественно-научного и гуманитарного циклов, с разработкой аппарата диагностических процедур ЭО и т. д… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ В СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Проблема соотношения федерального и регионального компонентов в содержании школьного экологического образования
    • 1. 2. Фрагментарный характер регионального компонента экологического образования в школьных учебниках и программах (по данным констатирующего эксперимента)
    • 1. 3. Трудности включения регионального компонента экологического образования в школьную практику (по данным констатирующего эксперимента)
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Мировоззрение биоцентрического типа как философская основа школьного экологического образования в условиях экологического кризиса
    • 2. 2. Личностно-деятельностный подход как ведущий в реализации регионального компонента экологического образования
    • 2. 3. Педагогические основы технологий реализации регионального компонента школьного экологического образования
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО ДАННЫМ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)
    • 3. 1. Проблемно-модульное обучение как технология изучения загрязнения Азовского моря и экологических проблем современного города (на примере г. Таганрога)
    • 3. 2. Проектное обучение при организации мониторинга водной среды Донского региона
    • 3. 3. Эколого-краеведческая работа при комплексном исследовании экосистем Ростовской области
    • 3. 4. Значение регионального компонента ЭО в становлении мировоззрения биоцентрического типа и формировании гражданственной позиции школьников (по данным контрольного эксперимента)
  • Выводы

Проблемы реализации регионального компонента в школьном экологическом образовании: На материале Донского региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена изучению возможностей включения и реализации регионального компонента в систему школьного экологического образования (далее — ЭО) на примерах деятельности школ Донского региона.

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время противоречия в развитии природы и общества стали настолько глубокими, что привели к возникновению проблемы выживания человечества, от разрешения которой зависит существование всего живого на земле. Решить эту проблему можно, по всей видимости, только объединив усилия населения всей планеты.

Причиной возникновения проблемы выживания человечества стала недостаточная природоохранная деятельность человека в ходе эволюционного развития общества. Одним из средств изменения отношений между обществом и природой может быть экологическое образование в массовой средней школе как социальном институте, через который проходят все граждане страны.

Концепция экологического образования школьников в нашей стране разрабатывается в течение последних 30 лет. Однако трудно говорить о каком-либо улучшении состояния окружающей среды силами граждан, получивших экологические знания в современной школе. К сожалению, приходится констатировать несостоятельность усилий, затраченных на охрану природы педагогическими методами, из чего следует вывод о несовершенстве используемых в школе методов и технологий экологического образования.

В связи со сказанным особую актуальность приобретает совершенствование и развитие научно-теоретического и психолого-педагогического обеспечения экологического образования: изучается философия экологического образования (Э.В.Гирусов, H.H. Моисеев,.

A.П.Валицкая, Г. Д. Гачев, Ф. И. Гиренок, В. И. Хесле др.), методология и методы (В.П.Зинченко, Г. А. Ягодин и др.), психология (С.Д.Дерябо,.

B.А.Ясвин, А. А. Брудный, Д. Н. Кавтарадзе, Б. Т. Лихачев и др.), проблемы общей педагогики (И.Д.Зверев, А. Н. Захлебный, Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, Н. С. Назарова, Л. П. Салеева, Л. Тарасов и др.).

В дидактике современной школы имеют место следующие противоречия: несоответствие между современными требованиями общества, предъявляемыми к экологическому сознанию граждан, и состоянием школьного экологического образованиянесоответствие между современной тенденцией гуманизации образования и устаревшими подходами к ЭОнесоответствие между необходимостью усиления роли регионального компонента ЭО и его недостаточным отражением в теории и практике школьного ЭО на средней ступени (5−9 кл.).

С целью разрешения первого противоречия в педагогической науке рассматриваются проблемы становления экологического мировоззрения в работах таких исследователей, как Н. Н. Моисеев, Д. Н. Кавтарадзе, Г. Д. Гачев, А. П. Валицкая, А. В. Кацура, А. Н. Кочергин, Н. Ф. Реймерс. Целью ЭО считают формирование нового, экологического, типа культуры такие исследователи как Н. М. Мамедов, A.M. Буровский, Э. В. Гирусов, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, Е. В. Никонорова и др. Тем не менее общепризнанные философские положения в качестве основы экологического образования пока не получили своего развития в конкретных программах и методиках школьного ЭО.

В плане разрешения первого противоречия в диссертации поставлен вопрос о соотношении федерального и регионального компонентов в содержании школьного ЭО.

В настоящее время положение дел таково, что, несмотря на то, что в проекте Временного государственного образовательного стандарта (область «Экология») говорится о необходимости «обеспечить дифференциацию экологического образования с учетом особенностей регионов» (Программо-методические.1998, С.20) и несмотря на то, что общепризнанным ведущим принципом ЭО является принцип краеведения, предполагающий приоритет регионального компонента в содержании ЭО, во всех школьных программах и учебниках доминирует федеральный компонент ЭО.

С целью разрешения второго противоречия в педагогической науке выявлено, что целям и ценностям ЭО соответствуют не традиционная дидактическая система образования, основанная на непосредственной передаче знаний от учителя к ученику, а современная дидактическая система, предполагающая совместную деятельность, сотворчество учителя и ученика (Н.Ф.Талызина, В. В. Сериков, В. В. Сластенин, Е. В. Бондаревская, Ш. А. Амонашвили и др.).

Современная дидактическая система составила основу разработанных педагогических технологий школьного образования вообще (Г.М.Афонина, В.ТТ.Беспапько, И. И. Ильясов, М. В. Кларин, В. М. Монахов, ТТ.И.Третьяков, М. Чошанов, Н. Е. Щуркова и др.) и экологического образования, в частности (Бабакова Т.А., Плешаков А. А., Суравегина И. Т., Зверев И. Д., Голов В. П., Винокурова Н. Ф., Скалон Н.В.) — однако эти технологии недостаточно учитывают включение регионального компонента образования.

Это обусловливает необходимость разработки технологий школьной системы экологического образования, учитывающих в полной мере реализацию регионального компонента. В разработке педтехнологий мы исходим из того, что единство познавательной и практической деятельности — основа приобщения подростков к экологическим знаниям и практическая деятельность является одним из источников сведений об окружающей среде, о динамике ее изменения во времени, о влиянии изменений на качество жизни людей. Деятельность служит основой «востребованности» ее участниками уже имеющихся экологических знаний и, с другой стороны, ставит перед ними новые вопросы, вызывающие потребность в новых знаниях. Поэтому одним из способов преодоления противоречия между несоответствием современной тенденцией гуманизации образования и устаревшими подходами к ЭО считаем применение к организации экологического образования личностно-деятельностного подхода.

Значительно усилить деятельностную составляющую ЭО может региональный компонент экологического образования, более полное использование краеведческого материала.

При разрешении третьего противоречия трудно переоценить значение краеведения применительно к реализации задач ЭО, так как ближайшее школьное окружение повседневно дает убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимосвязи человека с природой (И.Д. Зверев).

Однако в практике школьного обучения использование регионального содержания при решении задач ЭО осуществляется не всегда и далеко не полно. В настоящее время известны труды, посвященные методике привития экологических знаний, включающих использование регионального компонента ЭО (Н.А.Добрецова, Т. А. Бабакова, И. Д. Зверев, А. С. Боголюбов, В. П. Голов, А.В.Даринский), но не определено соотношение федерального и регионального компонентов в содержании ЭО для школьников средней ступени (5−9 кл.), не разработаны эффективные технологии формирования и развития у них экологической культуры.

Участием в выявлении и разрешении вышеназванных противоречий определяется актуальность нашего исследования. В нем мы исходим из того, что выбор форм осуществления ЭО определен его принципами — междисциплинарностью, комплементарностью, комплексностью, непрерывностью, экологическим краеведением, и самое главное — личной причастностью учащихся к природоохранной деятельности.

С учетом вышеизложенного определены объект, предмет, цель и методы исследования.

Объект исследования: экологическое образование в современной школе.

Предмет исследования: педагогические условия реализации регионального компонента ЭО в целостном учебно-воспитательном процессе школы.

Материал исследования. Программы и учебники, дидактические материалы и учебно-методические комплекты по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов, материалы олимпиад, конкурсов по экологии различного уровня, а также документы Министерства Просвещения (ныне Министерство общего и профессионального образования РФ), законы и подзаконные акты РФ в сфере образования.

Цель исследования: разработка наиболее адекватных педагогических технологий реализации регионального компонента в системе школьного ЭО.

В соответствии с целью исследования определены следующие его задачи:

1. Проанализировать наличие регионального компонента в содержании школьных дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов и установить соотношение федерального и регионального компонентов в содержании школьного экологического образования.

2. Изучить характер включения имеющегося регионального компонента ЭО в программы и учебники школьных предметов названных циклов и выявить трудности включения регионального компонента ЭО в школьную систему образования.

3. Найти философские и психолого-педагогические основы разработки педтехнологий, обеспечивающих включение и реализацию регионального компонента в школьное ЭО.

4. Обосновать необходимость развития у школьников экологического мировоззрения биоцентрического типа как необходимого условия достижения эффективности школьного ЭО.

5. Обосновать ведущую роль личностно-деятельностного подхода в создании педагогических технологий школьного ЭО.

6. Доказать адекватность проблемно-модульного, проектного обучения и эколого-краеведческой работы как видов учебной деятельности целям школьного ЭО вообще и реализации в нем регионального компонента в частности.

7. Названные виды учебной деятельности разработать на технологическом уровне и представить как педагогические технологии реализации регионального компонента в школьном экологическом образовании Донского региона.

Методологию исследования составили диалектический закон перехода количества в качествоположение о единстве и борьбе противоположности категорий конкретного и абстрактного, воплощающихся в когнитивной деятельности индивида («От живого созерцания к абстракному мышлению и от него к практике» (Ленин 1963, т.29, С.152−153)) — представления о деятельностной природе мировоззрения.

Методологической основой исследования является объективно существующее взаимообусловленное единство законов, принципов и методов таких отраслей научного знания, как философия, психология, педагогика, экология. Явления педагогической действительности в диссертации понимаются и интерпретируются сквозь призму представлений современной науки о природе, человеке, его субъектной предназначенности.

Исследование опирается на принципы диалектического единства и взаимодействия теории и практики в научном познанииорганизации процесса обучения и воспитания в деятельностных формахна концепции системного подхода к проектированию и изучению педагогического процессана методологические принципы экологического образованияна результаты психологических исследований отношения личности к природе в возрастной динамикена положения о двусторонней субъектности образования (гуманистическая педагогика).

Методы исследования: индуктивный и дедуктивный методы, сопоставительный, трансформационный, метод прогнозирования, экспериментальные методы: анкетирование, тестирование. В разработке темы учтены принципы и методы организации психолого-педагогических исследованийрезультаты отечественных и зарубежных исследований в области учебных и педагогических технологий.

Гипотеза исследования:

1 .При биоцентрическом типе экологического мировоззрения и деятельностном подходе как ведущем в организации учебной деятельности школьников реализация регионального компонента ЭО обеспечивается их участием в решении региональных экологических проблем. По этой причине и тем более в условиях современного кризиса должна быть усилена роль и значимость регионального компонента в системе школьного экологического образования. Поскольку в настоящее время в школьных программах и учебниках как по экологии, так и по другим предметам, федеральный компонент преобладает над региональным, положение дел должно быть либо изменено в пользу регионального компонента, либо доведено до их равновесия. С этой целью в арсенале средств и методов школьного экологического образования должны иметь место наиболее адекватные педагогические технологии.

2. Философию экологического образования, обусловливающую создание наиболее адекватных педтехнологий реализации регионального компонента ЭО, составляет экологическое мировоззрение биоцентрического типа, а психологическую основу — личностно-деятельностный подход как ведущий в организации учебной деятельности школьников.

3.Наиболее адекватными педагогическими технологиями, построенными на основе мировоззрения биоцентрического типа, а также личностно-деятельностного подхода и обеспечивающими включение регионального компонента в систему школьного ЭО, являются технологии развивающего обучения: проблемно-модульное, проектное обучение, а также эколого-краеведческая работа, разработанная на технологическом уровне. Названные педтехнологии наиболее эффективно способствуют достижению целей ЭО и становлению гражданственной позиции школьников.

На защиту выносятся следующие положения.

1. В настоящее время в содержании школьного ЭО отсутствует динамическое равновесие в соотношении федерального и регионального компонентов, что снижает его эффективность. Преобладание федерального компонента над региональным приводит к тому, что экологические знания и убеждения приобретаются на абстрактном материале в отрыве от местных экологических условий.

2. Установлению динамического равновесия федерального и регионального компонентов в содержании школьного ЭО препятствуют объективные и субъективные трудности. К объективным трудностям относятся недостаточное дидактическое и методическое обеспечение включения регионального компонента в процесс школьного ЭО. К субъективным трудностям относится неподготовленность учителей к осуществлению включения регионального компонента в содержание преподаваемых ими курсов и низкий уровень эрудиции учащихся. Слабое знание региональных экологических проблем свойственно и учителям и учащимся.

3.Методологической основой экологических знаний и убеждений может быть мировоззрение двух типов: антропоцентрическое (человек — в центре Вселенной) и биоцентрическое (природа — центр всего сущего). В условиях современного экологического кризиса существует настоятельная необходимость привития учащимся мировоззрения биоцентрического типа. Только мировоззрение биоцентрического типа может быть методологической основой превращения полученных экологических знаний в убеждения.

4. Наиболее адекватными методами превращения полученных экологических знаний в экологические убеждения в силу их специфики являются те, которые соответствуют личностно-деятельностному подходу к процессу обучения. Выработанные на основе личностно-деятельностного подхода и системно организованные, данные методы составляют основу педагогических технологий школьного ЭО вообще и реализации регионального компонента в школьном ЭО, в частности. Таким образом, разработка адекватных педагогических технологий реализации регионального компонента ЭО может быть основана на учете мировоззрения биоцентрического типа и личностно-деятельностного подхода к организации учебной деятельности.

5.К наиболее адекватным педагогическим технологиям получения экологических знаний и превращения их в экологические убеждения, построенных на принципах мировоззрения биоцентрического типа и личностно-деятельностного подхода соответственно, относятся проблемно-модульное обучение, проектное обучение, эколого-краеведческая работа.

6. Реализация регионального компонента экологического образования путем участия школьников в решении экологических проблем Донского региона обеспечивается использованием проблемно-модульного обучения при изучении загрязнения Азовского моря и экологических проблем современного города (на примере г. Таганрога) — проектного обучения при организации мониторинга водной среды Донского регионаэколого-краеведческой работы при комплексном исследовании экосистем Ростовской области.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые на основании данных констатирующего эксперимента показано отставание и регионального компонента от федерального и — как следствие — недопустимая степень абстрагирования экологических знаний от насущных проблем современного социума. На основании данных контрольного эксперимента впервые в работе показано, что эффективность школьного ЭО зависит от реализации в нем регионального компонента, то есть от того, насколько школьники на этапе приобретения экологических знаний участвуют в решении местных экологических проблем, каждая из которых представляет собой демонстрацию экологического кризиса той или иной величины.

На новом фактическом материале (содержание школьного ЭО) подтверждена объективная взаимная зависимость и необходимость адекватности принципов и методов обучения целям обучения. Установлено, что с учетом специфики содержания и целей школьного ЭО превалирующим типом организации учебной работы школьников является деятельностный подход как к выбору форм и методов обучения, так и — на этапе обратной связи — к воплощению целей школьного ЭО: практическому участию школьников — будущих членов общества — в решении экологических проблем родного края.

В диссертации впервые школьное экологическое образование рассмотрено как дидактический и воспитательный процессы, содержание и форма которых обусловливаются мировоззрением биоцентрического типа и которые в свою очередь способствуют становлению мировоззрения данного типа.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней, во-первых, в ходе решения проблемы реализации регионального компонента в школьном ЭО теоретически подтверждено, что когнитивный аспект любой области деятельности в том виде, в котором он усваивается воспринимающим сознанием индивида, обусловлен его мировоззрением: от типа мировоззрения зависит способ видения мира, отбор содержания знаний и способ их истолкования, установка на их восприятие, прочность усвоения, а также возможность и степень перехода знаний в убеждения и навыки.

Во-вторых, в тезаурусе современного человека явно обнаруживают себя два типа мировоззрения: антропоцентрическое и биоцентрическое. В условиях современного экологического кризиса, уже признаваемого ведущими экологами мира как status quo, выявлена объективная необходимость смены мировоззрения антропоцентрического типа мировоззрением биоцентрического типа.

В работе теоретически обобщен и практически описан опыт эколого-краеведческой работы учащихся одной из школ г. Таганрога Ростовской области, проводившейся под руководством автора в течение 6 лет (1992 -1998гг.), как иллюстрация применения личностно-деятельностного подхода к организации ЭО, воплощенного в участии школьников в решении экологических проблем Донского региона. Результатом теоретического обобщения опыта явилась разработка предлагаемых в диссертации педагогических технологий школьного ЭО, подтвердивших выдвинутую гипотезу исследования.

Практическая ценность исследования состоит в том, что разработанные в диссертации педагогические технологии реализации регионального компонента могут быть в готовом виде использованы в учебном процессе средней школыприменены при разработке иных школьных технологий экологического обучения, включены в содержание спецкурсов, спецсеминаров и факультативов по ботанике, энтомологии, гидрохимии, орнитологии, геохимии и др.- эмпирические материалы исследования (опросники, анкеты, тесты и др.) могут быть использованы при решении других теоретических и практических проблем экологического образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены непротиворечивостью исходных методологических позиций, избранным для исследования комплексом методов, адекватных объекту, целям, задачам и логике исследования, проведением трех видов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного, достаточной длительностью собственной опытно-экспериментальной работы автора, возможностью ее повторения, качественной устойчивостью и инвариантностью результатов эксперимента по отношению к разным условиям образовательной среды, контрольным сопоставлением полученных результатов с известным педагогическим опытом.

Апробация и внедрение основных теоретических положений и практических результатов исследования осуществлялась в течение 1992 -1998гг. в школах №№ 2, 21, 27, 36 г. Таганрога, школах №№ 37, 86, 23, 77, 111 г. Ростова-на-Дону, в школе № 3 г. Матвеев-Курган, в школе х. Веселый Веселовского района Ростовской области, в работе Таганрогского городского научно-методического центра учителей (секция экологии), на заседаниях творческой группы учителей-экспериментаторов при кафедре естествознания ИПКиПРО г. Ростова-на-Дону и методсоветов областной (г. Ростов-на-Дону) и городской (г. Таганрог) Станций юных туристов (секция экологии).

Автором разработан и апробирован школьный проблемно-модульный курс с элементами региональной направленности «Химия с основами экологии» и факультативный школьный курс «Химический мониторинг окружающей среды" — разработаны элементы частных педагогических технологий, обеспечивающих эффективность реализации регионального компонента экологического образования учащихся 5−7 и 8−9 классов, что удостоверяется включением справки об авторе в справочное издание «Экологическое образование в России» Российско-Американского центра экологического образования при ISAR (Экологическое. 1997, С. 107).

Результаты работы были обсуждены и положительно оценены на Всероссийской научно-практической конференции «Региональные системы экологического образования» (г.Пущино, 1998 г.) — на международных семинарах учителей экологии, проводимых в рамках осуществления программы «Река к реке» (США, Атланта, 1997 г.- Ростов-на-Дону, 1998 г.) — на международной научно-практической конференции «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей» (г.Москва, 1993 г.) — на международной конференции «Развитие национальной школы» (г.Казань, 1996 г.) — на методических семинарах кафедры естествознания ИПКиПРО (1992;1996гг.), на заседаниях городского (г. Таганрог) методического объединения учителей химии и экологии (1994 -1998гг.) — областного методического объединения педагогов-экологов дополнительного образования (г.Ростов-на-Дону, 1996;1998гг.) — на зональных курсах-семинаре «Актуальные проблемы развития практической психологии в образовательном комплексе Ростовской области» (г.Таганрог, 1996 г.) — на городских конференциях «Охрана окружающей среды г. Таганрога» г. Таганрог, 1995, 1996, 1997гг.) — на заседаниях Экологического Совета при главе администрации г. Таганрога (г.Таганрог, 1997 г.) — на научно-теоретических конференциях преподавателей и аспирантов Таганрогского государственного педагогического института (г.Таганрог 1998,1999гг.).

Глава ¡-.Федеральный и региональный компоненты в содержании школьного экологического образования.

ВЫВОДЫ.

К педагогическим технологиям получения экологических знаний и превращения их в экологические убеждения, построенных на принципах мировоззрения биоцентрического типа и личностно-деятельностного подхода, относятся проблемно-модульное обучение, проектное обучение и эколого-краеведческая работа. Данные технологии разработаны нами как технологии реализации регионального компонента школьного ЭО. Для каждой из технологий определены: цели, выражающиеся в планируемых результатах обучения, методологические принципы, содержание регионального компонента ЭО, этапы выполнения, диагностические процедуры, включающие критерии эффективности, показатели критериев и инструментарий измерения показателей. Как обобщение собственного опыта, предложено несколько учебно-экологических форм организации работы на разных этапах технологий.

Цикл включенных в курсы традиционных школьных дисциплин проблемных модулей эколого-регионального содержания содействует систематизации основных экологических понятий и фактов, обобщению эколого-краеведческих знаний.

В рамках проектного обучения осуществлен интегрированный подход к экологическим объектам региона, формирующий у школьников целостную картину мира. Проектное обучение придает учебной деятельности исследовательский характер, развивая у учащихся творческие способности, опыт практической деятельности, эмоционально-ценностное отношение к природе. Технология проектного обучения способствует формированию активной гражданственной позиции учащихся по отношению к экологическим проблемам региона.

Технология эколого-краеведческой работы в полной мере способствует обучению применения знаний в новой ситуации, привитию интеллектуальных умений оценивать состояние окружающей среды, свою деятельность по ее сохранению и улучшению.

Данные формирующего эксперимента свидетельствуют о развитии у учащихся в процессе осуществления эколого-краеведческой работы эмоционально-ценностного отношения к собственной экологической (природоохранной) деятельности. Практическое участие школьников в реальной экологической деятельности, направленное на решение региональных экологических проблем — это составляющая педагогических технологий включения регионального компонента в систему школьного ЭО, и одновременно результат внедрения разработанных педтехнологий в учебный процесс.

Разработанные педагогические технологии эффективно способствуют достижению целей и повышению эффективности школьного ЭО вообще и включению в него регионального компонента, в частности.

Сопоставление данных констатирующего и контрольного экспериментов показало, что в процессе реализации регионального компонента экологического образования с помощью разработанных технологий существенно повышается уровень экологических знаний учащихся, увеличивается интерес к ним, повышается потребность в экологической информациивозрастает готовность школьников к действиям в защиту окружающей средына основе возросшего понимания сущности экологических проблем региона происходит положительная переоценка учащимися роли и важности их решения для создания условий безопасности их собственной жизни и жизни близких.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило установить неравенство, существующее в соотношении федерального и регионального компонентов в содержании школьного экологического образования, выявить философские и психолого-педагогические основы разработки педагогических технологий реализации регионального компонента ЭО, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические критерии развития экологического мировоззрения школьников биоцентрического типа, разработать педагогические технологии реализации регионального компонента экологического образования, включающие участие школьников в решении экологических проблем Донского региона и направленные на повышение эффективности ЭО в целом. Решение задач привело к следующим выводам.

В системе школьного ЭО очевидна взаимозависимость федерального и регионального компонентов экологического образования, составляющих единый образовательный процесс. Особенности данных компонентов как составляющих процесс экологического образования предполагают разработку и использование адекватных им педагогических технологий. Практически рациональное соотношение федерального и регионального компонентов экологического образования в средней школе еще не установлено ^ и педтехнологии, адекватные реализации федерального и регионального компонентов соответственно, не разработаны.

Анализ состояния проблемы повышения эффективности экологического образования в теории и практике, результаты собственного опыта показали наличие противоречия между необходимостью усиления роли регионального компонента и его недостаточным отражением в школьном ЭО. Данные констатирующего эксперимента выявили преобладание федерального и недостаточность регионального компонентов в содержании школьных программ и учебников при одновременном наличии у учащихся потребности в знаниях об экологических особенностях своего региона. Выявленные противоречия между необходимостью включения регионального компонента в содержание школьного ЭО, осознанием этой необходимости школьниками и неготовностью учителей к реализации регионального компонента обусловлены совокупностью объективных и субъективных трудностей, к которым относятся недостаточное дидактическое и методическое обеспечение включения регионального компонента в содержание школьного ЭО, неподготовленность учителей к его осуществлению, слабое использование в преподавании деятельностного и краеведческого подходов.

Философию школьного образования в условиях современного экологического кризиса составляют мировоззрение биоцентрического типа и личностно-деятельностный подход как философская и психолого-педагогическая основы соответственно. На основе мировоззрения биоцентрического типа и личностно-деятельностного подхода как философии ЭО могут быть успешно разработаны педагогические технологии включения регионального компонента в содержание школьного ЭО, предназначенные содержательно и аспектуально уравновесить федеральный и региональный компоненты соответственно.

При биоцентрическом типе экологического мировоззрения и личностно-деятельностном подходе к организации обучения реализация регионального компонента в ЭО школьников и усиление его роли в становлении их экологической культуры обеспечивается участием школьников в решении региональных экологических проблем.

Наиболее адекватными технологиями включения регионального компонента в содержание школьного ЭО являются такие технологии развивающего обучения, как проблемно-модульное обучение, проектное обучение и эколого-краеведческая работа. Каждая из названных выше педтехнологий описана с содержательной и процессуальной сторон — с точки зрения целей и принципов, диагностических процедур и этапов выполнения, осуществляемых на региональном экологическом материале.

Реализация регионального компонента экологического образования путем участия школьников в решении экологических проблем Донского региона обеспечивается использованием проблемно-модульного обучения при изучении загрязнения Азовского моря и экологических проблем современного города (на примере г. Таганрога) — проектного обучения при организации мониторинга водной среды Донского регионаэколого-краеведческой работы при комплексном исследовании экосистем Ростовской области.

Разработанные в диссертации педтехнологии, примененные в школьном экологическом образовании, наряду с расширением роли и значимости регионального компонента, обеспечивают создание условий, благоприятствующих активизации и индивидуализации обученияразвитию творческого мышления учащихся и эмоционально-ценностного отношения к природе. При практическом использовании данных технологий наблюдается высокая степень самостоятельности учащихся в учебном процессевысокая степень мотивации экологической познавательной и продуктивной деятельностирасширение масштабов экологоориентированной практической деятельности школьников, становление их гражданственной позиции.

Дальнейшая разработка поставленных в диссертации проблем может быть связана с выявлением влияния ЭО на становление всесторонне развитой личности, с изучением специфики регионального компонента ЭО как такового, особенностей его включения в специальный предмет «Экология», а также в предметы естественно-научного и гуманитарного циклов, с разработкой аппарата диагностических процедур ЭО и т. д. Комплементарный характер экологического образования, обусловливает в перспективе связь названных проблем с такими направлениями и аспектами работы школы, как создание условий для творческого развития учащихся в социальном и психологическом планах (Афонина 1998), работа с одаренными детьми (Иванова 1998), создание психологических условий социальной адаптации детей (А.К.Юров), нравственное воспитаниепроблемы гуманизации детства (Новикова 1998), посредством участия в экологической деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Применение статистических методов и ЭВМ в педагогических исследованиях / Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева.- М.: Просвещение, 1988, — С.139−155.
  2. Г. А. Территория: повышение роли в жизни общества (к постановке проблемы) // Изв. АН СССР, сер. геогр. -Вып.2 1988.- С.5−16.
  3. C.B. Экология: Учеб. пособие для уч-ся 10−11 кл.- СПб.: СМИО Пресс, 1997.-221 с.
  4. АлексеевС.В. Экология: Учеб. пособие для уч-ся 9 кл. СПб.: СМИО Пресс, 1997.-349 с.
  5. Ч.М. Дидактические основы экологического образования в современной национальной школе. Дис. канд.пед. наук. М., 1995 -184 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.-215 с.
  7. А. Подросток глазами философа: (Проблемы формирования мировоззрения) // Искусство в школе, 1995.- № 2. С.2−12.
  8. Ю., Данилов-Данильян В., Залиханов М. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М.: МНЭПУ, 1997.
  9. А.Н. Комплексные самостоятельные исследования учащихся в процессе экологического образования. Автореф.дис.канд. педагогических наук. -СПб., 1992. -18 с.
  10. Г. М. Технология творческого освоения опыта педагогической деятельности. Уч. пособие для ст. Барнаул: РИЦ «Мастер» ТОО «Визар», 1995.-120 с.
  11. Е.А. Региональный ландшафт: история, экология, композиция. Самара, 1991. — 271 с.
  12. Т.А. Теория и практика школьного экологического краеведения: Автореф. Дис. доктора пед. наук М., 1996. — 35 с.
  13. Т.А. Теория и практика экологического краеведения в школе / Экологическое образование в России: теоретические аспекты, — М.: Тобол, 1997.-160 с.
  14. Т.А. Экологическое краеведение в школе.-Петрозаводск, 1992.- 98с.
  15. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.: «Просвещение», 1985. 208 с.
  16. Ю.К. Педагогика. М.: «Просвещение», 1993. — 600с.
  17. Н.И. Биологическая продуктивность экосистем Северной Евразии.- М.: Наука, 1993. 293 с.
  18. Р.К. Область деятельности человека: Техносфера. Минск: Вышейшая школа, 1994.
  19. И.Л. Туристско-краеведческая деятельность учащихся как средство формирования экологической культуры старших подростков. Автореф. дис.канд.пед.наук, — М., 1995. 21 с.
  20. В.П., Ханин М. В., Утянская C.B. Полевой определитель гнездящихся птиц Ростовской области, — Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998.- 101 с.
  21. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Изд-во Института профтехобразования РАО, 1997.- 226 с.
  22. H.A. Человек. Микрокосм и макрокосм. Природа и свобода. Космическое прельщение и рабство человека у природы / Русский космизм: Антология философской мысли.- М.: Педагогика-Пресс, 1993.- С. 171−185.
  23. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика.- 1994.- № 5, — С. 21−25.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989, — 190 с.
  25. Биология: Животные / Б. Е. Быховский и др. Учеб. для средней школы. -М., 1989.
  26. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, — 1979, — №№ 2, 4.
  27. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигм.- Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997.- 28 с.
  28. С.Т. Единственный абсолютный императив (философское осмысление экологических проблем) // Международная жизнь.- 1992.-№ 11/12.- С. 119−129.
  29. А.М. Почему экологическое образование должно быть ноосферным? / Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М.: Тобол, 1997. — С. 116−122.
  30. А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика.- 1997, — № 3.- С.15−19.
  31. В.Ф., Клименко Г. Г. Главное богатство нашей природы.-Ростов-на-Дону: Ростовское кн.изд., 1984.- 128 с.
  32. Т.В. Модули для самообучения // Вестник высшей школы.-1988.-№ 6.-С. 86−87.
  33. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991.- 207 с.
  34. A.A. Основы концепции непрерывного экологического образования//Педагогика.- 1997.- № 6.- С. 31−36.
  35. В.И. Философские мысли натуралиста.- М.: Наука, 1988.
  36. А.Н. Содержательное ядро регионального экологического образования школьников / Региональные системы экологического образования.-М.: Тобол, 1998.- С. 26−28.
  37. Л.С. Педагогическая психология // Под ред. В. В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  38. П.Я. Управление процессом учения // Новые исследования в педагогических науках, — М., 1965, — Выпуск 4.
  39. Г. Книга удивлений, или естествознание глазами гуманитария или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991.- 270 с.
  40. Г. Д. Национальные образы мира: научные и педагогические аспекты. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  41. Э.Г. с соавт. Задачник про рациональные числа да про Ивана с Еленой. Учеб. пособие по метематике для 6-го класса.- Томск: Пеленг, 1994, — 168 с.
  42. География России. Население и хозяйство: Учеб. для уч-ся 9 кл.- 2-е изд. М.: Дрофа, 1997.- 400 с.
  43. Т.П. и др. Физическая география. Начальный курс М., 1989.
  44. Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера.- М.: Наука, 1987.182с.
  45. Э.В. Природные основы экологической культуры. М., 1991.
  46. С.Н. Проблемы экологического образования в России / Экологическое образование: опыт России и Германии.- М.: Горизонт. 1997.-С. 7−12.
  47. В.П. Экологическое сознание императив экологической культуры личности / Экологическая культура и образование: тезисы докладов сессии Научного Совета по проблемам экологического образования РАО — М.: Тобол, 1998. — 96 с.
  48. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Ростовской области в 1997 году» Ростов-на-Дону: АУФ, 1998.- 287 с.
  49. B.C., Ключарев Г. Н. Понятийное мышление и становление единой науки о человеке // Философские науки.-1989.-№ 11.-С. 16−19.
  50. A.A. Экологические уроки исторического прошлого и современности,— Л.: Наука, 1991.- 246 с.
  51. В.В. Образовательная технология: от приема до философии // Директор школы.- 1995,-№ 4.- С.39−47.
  52. Л.С., В.В.Сорокин, Р. П. Суровцева Химия: 9 кл. 2-е изд., испр.-М.: Дрофа, 1998.-288 с.
  53. Л.С., В.В.Сорокин, Р. П. Суровцева. Химия: 9 кл. М.: Просвещение, 1995,-160 с.
  54. Л. Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: Наука, 1990. — 496 с.
  55. Н.В. Исследовательская экспериментальная деятельность школьников как метод экологического образования // Таганрог: мир образования, — 1998.-№ 1С. 52−54.
  56. Н.В. Маленький принц Земли модель экологического образования / О состоянии окружающей среды г. Таганрога.- Таганрог, 1997.-С. 66−69.
  57. Н.В. Об опыте российско-американского сотрудничества в области экологического образования / Труды преподавателей и аспирантов Таганрогского пединститута. Юбилейный выпуск.- Таганрог, 1998.- С. 21−29.
  58. Н.В. Растет достойная смена // О состоянии окружающей среды г. Таганрога в 1995 году: Материалы городской конференции.-Таганрог, 1996.- С. 19.
  59. Н.В. Школьная экологическая неделя / Труды преподавателей и аспирантов Таганрогского пединститута. Часть 4-я, — Таганрог, 1998, — С. 197−202.
  60. A.A. Природа как ценность культуры. М., 1995. — 194 с.
  61. Е.П., Лукина Г. П. Определитель земноводных и пресмыкающихся Ростовской области. Ростов-на-Дону: РГУ, 1983 — 52 с.
  62. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении.-Томск: Пеленг, 1992.- С. 23.
  63. Й. Земля, люди, катастрофы / Пер. с чеш.- Киев: Выща школа, 1989.- 236 с.
  64. Декларация Тбилисской Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. В кн.: «Проблемы образования в области окружающей среды». М., 1979. — 183 с.
  65. С.Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе.- М.: РАО, Психологический институт, 1995.-147 с.
  66. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Учеб.пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 476 с.
  67. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгер М., 1985.
  68. Г. П. Вода в Донской степи // Природа Донского края. 2-е изд., дораб. и испр. Ростов-на-Дону: кн. изд-во, 1987, — С. 69−75.
  69. Г. П. Изучаем свой край. -Ростов-на-Дону: РГУ, 1992 160 с.
  70. Г. П. Я ваш гид. Ростов-на-Дону, 1991.
  71. Н.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Советская педагогика.- 1987.- № 9.- С. 28−32.
  72. А.И. Миллионы лет назад.-Ростов-на-Дону: РГУ, 1978. 168 с.
  73. Ю.А., Домбровский Ю. А., Сурков Ф. А. Азовское море: Проблемы и решения Ростов-на-Дону, 1987.- 197 с.
  74. В.И. и др. Основы общей экологии. Учеб. для 10−11 классов ср.шк.- Саранск: Мордовия, 1995.- 351 с.
  75. В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы.- Ростов-на-Дону: РГУ, 1972.
  76. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования СПб.: Просвещение, 1995.
  77. А.Н. Некоторые методы определения результатов экологического образования и воспитания школьников / Основные направления совершенствования опытно-экспериментальной работы в свете реформы школьного образования.- М., 1988, — С. 82−85.
  78. А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование и пути реализации. Дис. .доктора пед. наук, — М., 1985.- 389 с.
  79. А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
  80. И.Д. Введение в экологические системы: Учеб. пособие для школьников,-М.: Тобол, 1995, — 71 с.
  81. И.Д. Характеристика отношения школьников к природе / Становление и развитие ответственного отношения школьников к природной среде, — М&bdquo- 1981,-С. 5−26.
  82. В.В. История русской философии: в 3-х томах. Л., 1991.
  83. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, — 480 с.
  84. Г. П. Предпосылки становления теории непрерывного образования // Педагогика.-1991.-№ 1.- С. 81−87.
  85. .М., Пашков Г. Д. Редкие растения Ростовской области / Охрана природы Нижнего Дона. Ростов-на-Дону, 1969. -186 с.
  86. Г. М. Лес и донская степь.- Ростов-на-Дону, 1984
  87. Л.Я. Ценности естественного образования // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 29−33.
  88. В.И. О методах обучения в советской школе 20-х годов // Советская педагогика.- 1980.- № 9.- С. 74−78.
  89. П.В. Педагогические основы школьного краеведения.-Петрозаводск, 1996. 182 с.
  90. Т.Ф. Проблема работы с одаренными детьми в современной американской школе / Труды преподавателей и аспирантов Таганрогского пединститута. Юбилейный выпуск.- Таганрог, 1998, — С. 18−20.
  91. Т.Ф. Роль научно-педагогических исследований в профессиональной подготовке будущих учителей // Таганрог: Мир образования.- Таганрог, 1998.- № 4, — С. 2−4.
  92. Изучаем свой край / Под ред. Г. П. Долженко Ростов-на-Дону, 1992.160с.
  93. Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия. -М., 1992.
  94. В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  95. ИльясовИ.И., Галатенко H.A. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине.-М., 1994.
  96. Ю.А., Казанская Н. С., Тишков A.A. Зональные закономерности динамики экосистем. М.: Наука, 1986. — 156 с.
  97. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981,-№ 6.
  98. Д.Н. Имитационные игры по охране окружающей среды // Вестник высшей школы,-1991, — № 6, — С. 25−35.
  99. Д.Н., Брудный A.A. От экологических знаний к картине мира // Вестник образования.- 1993.-№ 7.- С.2−40.
  100. Е.И. Проектирование образовательных программ.- СПб., 1994.
  101. В.Б. Вестник АсЭкО. 1996. — № 1−2 (9−10). — С. 2−4.
  102. В.Б. Формула экологического образования // Материалы Пятой международной конференции ассоциации «Экологическое образование» «Педагогические технологии в экологическом образовании детей».- Обнинск, 1996, — С. 5−16.
  103. Н.И., Куприц М. Я. С рюкзаком по Донскому краю. Туристские маршруты.-Ростов-на-Дону, 1972.
  104. М.Н. Записки о древней и новой истории России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991.
  105. A.B. Экологические перспективы человечества. М.: Знание, 1988, — 64с.
  106. И.К., Кикоин А. К. Физика: Учеб. для 9 кл. ср.шк. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1994, — 192 с.
  107. Н.Ю. Научно-методические основы разработки и использования учебного пособия по экологии регионов. Дис. канд. пед. наук. -М., 1997,-167 с.
  108. М.В. Современные дидактические поиски и их освоение учителем / Влади, — 1993.- Выпуск 2.- С. 37−45.
  109. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.- М.: Знание, 1989.
  110. В.О. Сочинения в 9-ти томах.- М., 1987 -1990.
  111. . Замыкающийся круг. Л.: Гидрометеоиздат, 1974.
  112. Концептуальные подходы к развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге / Авторский коллектив. Общая ред. С. В. Алексеева СПб.: Крисмас+, 1998.- 150 с.
  113. Концепция среднего общего экологического образования. М.: Ротапринт ИОШ РАО, 1994. — 16 с.
  114. В.А. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 22-е изд. -М&bdquo- 1990.
  115. И.Б., Шиянова E.H. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону, 1994.-С 15−16.
  116. А.Н. и др. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования, — Новосибирск: Наука, 1987, — 218с.
  117. Краеведение. Пособие для учителя / Под ред. А. В. Даринского. М.: Просвещение, 1987. — 158 с.
  118. КриксуновЕ.А., Пасечник В. В., Сидорин А. П. Экология: 9 класс.- М.: Дрофа, 1995.- 240 с.
  119. В.А. Основы педагогической психологии.- М., 1972.- С. 39.
  120. И.В. Экологические коллизии России // Вопросы философии-1995, — № 3, — С.60−64.
  121. C.B. Педагогика личности. Ч. 1: Стратегия и тактика личностного воспитания. Изд. 3, испр. и доп. Воронеж, 1997.-184 с.
  122. C.B. Педагогика самоорганизации: феномен содержания.-Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1997.- 236 с.
  123. О.В. Программа (примерная) экологического образования в системе кружковой работы с учащимися 9−11 классов.-Ростов-на-Дону, 1994.- 16 с.
  124. Э. Новое понимание эволюции. Вступление в глобальную эру / Один мир для всех.- М., 1990.
  125. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему обучению // Педагогика.- 1996.- № 5.- С. 24−26.
  126. B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы.- М., 1991, — С. 5.
  127. М.Я. Природа и мы. М.: Сов. Россия, 1989, — 268 с.
  128. В.И. ПСС, — М., 1963, — т. 29, — С. 152−153.
  129. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  130. А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд-во АПН РСФСР. -4-е изд., 1981.-С. 513
  131. И.Я. Базовое содержание общего образования // Педагогика.-1991.-№ 11.- С.15−21.
  132. E.H., Никаноров A.M. Подземные минеральные воды Ростовской области, — Ростов-на-Дону: РГУ, 1980.
  133. Л.В. Воспитание этических норм при изучении русского языка в школе // Воспитательная работа при обучении русскому языку.-Ростов-на-Дону, 1978, — С. 12−24.
  134. О.П., Новиков Э. А. Природно-ресурсный потенциал региональных социально-экономических комплексов. Л.: Наука, 1991. — 128 с.
  135. .Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования / Экологическое образование: опыт России и Германии, — М.: Горизонт, 1997.- С. 65−80.
  136. .Н. Экологические проблемы: Земля, Россия, Алтай. Учеб. пособие, — Бийск: научно-изд. центр Бийского Госпедуниверситета, 1995. 42 с.
  137. H.A. Экологическое образование как средство развития экосознания личности студентов технического ВУЗа. Автореф. Дис.. канд.пед.наук.- Таганрог, 1998, — 20 с.
  138. Ф. Воспитание сверхзадача: Обращение к глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию.- Москва, 1990.
  139. A.C. Воспитание гражданина.- М.: Педагогика, 1988. С. 245- 246.
  140. Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996.52 с.
  141. Н.М., Суравегина И. Т. Экология: 9−11 класс.- М.: Школа-Пресс, 1996. 233 с.
  142. Матрусов И. С. Школьное краеведение//География в школе. 1963. -№ 3, — С. 2.
  143. A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис.- М.: Изд-во МГУ, 1981.- С. 274−279.
  144. М.И. Организация проблемного обучения в школе.- М.: Просвещение, 1977, — 240 с.
  145. Международная стратегия действий в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды на 1990-е годы. М.: ЮНЕСКО, ЮНЕП, 1988.-27С.
  146. Л.Г. Мир, открытый заново. (Рождение экологического мышления.) М.: Молодая гвардия, 1988.- 254с.
  147. H.A. Интеллектуальная деятельность при решении задач. Известия АПН РСФСР.- М.: Изд-во Института практической психологии, 1976,-Выпуск 3.
  148. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьников.- М., 1989.
  149. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева.- М.: Педагогика, 1979, — 256 с.
  150. E.H. Краеведение и экологическое образование // География и культура, — Л., 1990.- С.141−142.
  151. Т. Жизнь в окружающей среде. -М.: Пангея, 1993.- 252с.
  152. В.А. Редкие, исчезающие и нуждающиеся в охране животные Ростовской области.- Ростов-на-Дону: РГУ, 1996.- 440 с.
  153. .М., Наумова Л. Г. Экология России. М.: АО МДС: Юнисам, 1995.
  154. .М., Наумова Л. Г., Куршаков C.B. Экология Башкортостана. Учебник для 9 кл. Уфа: Китап, 1995. — 141 с.
  155. Е.А. Терминология педагогической диагностики: Система и словарь.- Ростов-на-Дону: Изд-во ИПК и ПРО, 1997.- 86 с.
  156. Л.И. Нравственное самовоспитание учителя стержневая проблема его профессионального совершенствования / Труды преподавателей и аспирантов Таганрогского пединститута. Юбилейный выпуск, — Таганрог, 1998, — С. 5−7.
  157. H.H. Агония России: есть ли у нее будущее // Зеленый мир.1996,-№ 12.
  158. H.H. Историческое развитие и экологическое образование.-М" 1995-С.15.
  159. П.Ф. Равнины Нижнего Дона. Ростов-на-Дону: РГУ, 1980.
  160. М.А. Гуманизация дидактических отношений учителя с учащимися на уроке / Подготовка учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности, — М.: Прометей, 1993.- С. 79−81.
  161. В.М. Проектирование и введение новых технологий обучения // Советская педагогика.-1990.- № 7.- С. 17−22.
  162. Москвоведение: Экология московского региона: Пособие для уч. 8−9 кл. М.: Экопрос, 1995. — 207 с.
  163. ., Левченко В. На Донском меридиане. Ростов-на-Дону: Ростовское кн.изд., 1971 — 232 с.
  164. .А. География Ростовской области. Учеб. пособие для 8−9 классов, — Ростов-на-Дону: кн. изд-во, 1985.
  165. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика, — 1997,-№ 3.-С. 20−27.
  166. В.П. Региональное природопользование: методология комплексного географического исследования, — Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1991.-151 с.
  167. Наш друг природа. — Куйбышев: Куйб. кн. изд-во, 1979. — 188 с.
  168. А.И., Шарова И. Х. Зоология. Учеб. для ср.шк. М., 1988.
  169. А.Ф. География, экология и учение о биосфере: соотношение научных концепций // География и природные ресурсы.- 1990.-№ 4.- С.20−27.
  170. Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социологический анализ проблемы. Автореферат. докт. дис. -М., 1994,-26 с.
  171. О методах обучения в школе. Сб. научных трудов / Под ред.Д. И. Трайтака М.: Б.и., 1997. — 90 с.
  172. Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы философии.- 1996, — № 5.- С. 36.
  173. Организация экологического образования в школе / Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной М.: Пермь, 1990. — 150 с.
  174. С.О. Необходимость краеведческого подхода в экологическом образовании и воспитании учащихся / Повышение мастерства учителя как условие совершенствования педагогического процесса. Алма-ата, 1987, — С. 125−126.
  175. С.Е. Взаимосвязь экологических знаний и практических умений учащихся: На примере факультатива «Введение в экологию». Дис. канд.пед.наук.- М., 1984.- 179 с.
  176. В.Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно-практического освоения природы: Методологические аспекты. Л.: Изд-во Ленинградского ун-на, 1980.- 142 с.
  177. Памятка участникам геологических походов по Ростовской области. -Ростов-на-Дону, 1988, — 35 с.
  178. В. А. Дидактические основы экологизации содержания образовательного процесса в школе. Автореф.канд. пед. наук.- Таганрог, 1996.-18 с.
  179. В.А. Значение полевой практики для развития экологической культуры студентов факультета педагогики и методики начального образования / Труды преподавателей и аспирантов Таганрогского пединститута. Юбилейный выпуск.- Таганрог, 1998.- С. 127−129.
  180. В.А. Организация опытно-экспериментальной работы школы в системе УНГЖ «Университет школа» по проблеме «Экологизация содержания школьного образования на основе современных педагогических технологий».- Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1995.- 25 с.
  181. И.Г. Метод. Памятная записка.- М., 1967.
  182. A.B. Психология развивающейся личности,— М.: Педагогика, 1987, — 239 с.
  183. A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии.-1987.- № 1.- С. 25−29.
  184. Л.П. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. -М., 1984.
  185. В.В. Формирование экологической культуры учителя начальных классов в процессе его подготовки. Автореф.канд. пед. наук,-Таганрог, 1997.
  186. B.C. Философские вопросы естествознания (Курс лекций).- Таганрог: ТРТУ, 1997, — 322 с.
  187. И.Н. Основные концептуальные положения к проблеме экологического образования и воспитания, — СПб., 1997.- 170 с.
  188. И.Н. Региональные аспекты экологического образования в школах России / региональные системы экологического образования.- М.: Тобол, 1998.-С. 15−17.
  189. В.В. Геохимическая оценка экологической ситуации в Ростове-на-Дону. Ростов-на-Дону, 1993.-167с.
  190. В.В. Эколого-геохимические исследования городов нижнего Дона. Ростов-на-Дону, 1993.- 268с.
  191. Природа, население и хозяйство Ростовской области / Под ред. Т. А. Смагиной, М. И. Кизицкого.- Ростов-на-Дону: изд Рост. ОблИУУ, 1995, — в 2-х част. 4.1 152 е., Ч.2−156с.
  192. Программа для общеобразовательной школы. Музыка. Д. Б. Кабалевский.-М.: Просвещение, 1985.- 265 с.
  193. Программа курса химии для 8−9 классов базового уровня образования. Авторы: Е. Е. Минченков, Т. В. Смирнова, Л. А. Цветков /В сб. Программы для средних общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1993. — 258 с.
  194. Программно-методические материалы: Экология. 5−11 классы / Сост. В. Н. Кузнецов.- М: Дрофа, 1998.-160 с.
  195. Программы для общеобразовательных учреждений. Экология.- М.: Просвещение, 1994.
  196. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Экология. М.: Просвещение, 1993.
  197. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Химия -М.: Просвещение, 1993. -296 с.
  198. Программы для средних общеобразовательных учреждений. Музыка. 18 классы / Под общ.ред.Ю. Б. Алиева М.: Просвещение, 1993.- 78 с.
  199. Программы регионального компонента содержания. Химия и охрана окружающей среды, — Ростов-на-Дону: изд-во ИПК и ПРО, 1993.-24 с.
  200. Программы средней общеобразовательной школы. Биология- М.: Просвещение, 1988. 48 с.
  201. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. 5−8 классы. М.: Просвещение, 1991.- 79 с.
  202. Программы средней общеобразовательной школы. Физика. Астрономия / Под ред. Ю. И. Дик, А. А. Пинского М.: Просвещение, 1992.220 с.
  203. Программы.Изобразительное искусство и художественный труд. 1−10 классы общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1985.- 61 с.
  204. С.Л. Формирование эмоциональных компонентов музыкальной культуры будущего учителя начальных классов // Таганрог: Мир образования.- 1998.- № 4.- С. 4−6.
  205. .Б. Введение в экологию человека: социально -демографический аспект.-М.: МНЭПУ, 1995.-176с.
  206. .Б. Экология человека. Социально-демографические аспекты. -М.: Наука, 1991. -111 с.
  207. Региональные программы Донской средней общеобразовательной школы. Вып. 1.- 1993, — 126 е.- Вып. 2.- 1993.- 99 с.
  208. Региональные системы экологического образования: Тез. докл. Всероссийской научно-практической конференции в г. Пущино 30 сентября -2 октября 1998 г. / Под ред. Л. П. Симоновой, А. Н. Захлебного, Н. В. Скалона.-М.: Тобол, 1998.- 144 с.
  209. В.В. Русский язык. Экспериментальный учебник для 5-го класса.- Томск: Пеленг, 1993.- 126 с.
  210. В.В. Что такое развивающее обучение? Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе.- Харьков, Томск: Пеленг, 1982.
  211. Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск: Пеленг, 1993,64 с.
  212. А.И. История о донских казаках.- Ростов-на-Дону, 1992.
  213. И.А. Глобальные проблемы человечества: Пособие для учащихся и студентов М.: Аспект Пресс, 1995. -158 с.
  214. Рубинштейне.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-С. 192−193.
  215. Русский космизм: Антология философской мысли.- М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 368 с.
  216. Т.В. Экологическая оценка окружающей среды. Практикум. -Ростов-на-Дону: Изд-во ИПК и ПРО, 1997, — 45 с.
  217. И.Х. Среднее Поволжье. Кн. для чт. по краеведению. М.: Онега, 1994, — 208 с.
  218. А.Ф. Река Дон и ее притоки.- Росгов-на-Дону: РГУ, 1958.
  219. Сборник программ для общеобразовательных учреждений Российской Федерации 5−10 классы. География.- М.: Просвещение, 1995. 206 с.
  220. СериковВ.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология, — Волгоград, 1994.-152 с.
  221. А.П. Возникновение донского казачества как этноса, изначальные культурные традиции. Учеб. пособие для студентов. -Новочеркасск: НПИ, 1992.
  222. В. А., Подымова Л. С. Педагогика. Инновационная деятельность.- М.: Магистр, 1997.- 221 с.
  223. В.Г. Художественное краеведение в школе: кн. для учителя: из опыта работы.- М.: Просвещение, 1987.- 142 с.
  224. С.М. Избранные труды. Записки. М., 1983.
  225. Состояние образования и подготовки кадров в области окружающей среды в СССР. Практические результаты выполнения рекомендаций Тбилисской конференции.- М.: Изд-во МГУ, 1987. 39 с.
  226. Стандарт Российского школьного экологического образования (проект). Авт.И. Т. Суравегина, Т. В. Кучер, Н. М. Мамедов и др. // Химия в школе,-1993.- № 4.- С. 20−32.
  227. П.В. Формирование и развитие экологических и краеведческих понятий во взаимосвязи в курсе биологии 7−8 кл. Дис.канд. пед. наук.- СПб., 1994,-167 с.
  228. Е.С. Ростовская область. География родного края в вопросах и задачах, — Ростов-на-Дону: Багир, 1997.- 71 с.
  229. И.Т. Концепция экологического образования в общеобразовательной школе // В сб. Экологическое образование в среднейобщеобразовательной школе: модели, программы учебных курсов. М.: Ротапринт НИИ СИМО, 1990. — С.3−5.
  230. И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии. Автореф. дис. доктора педагогических наук. М., 1986. — 35 с.
  231. И.Т. Технология обучения экологии в основной школе // Материалы Пятой международной конференции ассоциации
  232. Экологическое образование" «Педагогические технологии в экологическом образовании детей».- СПб., 18−23 ноября 1996 года.- С. 218−219.
  233. И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир. Метод, пособие. М.: Новая школа, 1994.- 125с.
  234. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  235. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе.- М.: Новая школа, 1977.- 351 с.
  236. .Н. Химическая промышленность на Дону. Ростов-на-Дону, 1993, — 75с.
  237. У края пропасти: введение в современную экологию, изложенное словами поэтов, писателей, художников, философов, ученых и общественных деятелей / Сост. и автор предисл.А. А. Шпунт, — Новосибирск, 1990.- 303 с.
  238. А.Д. Экологическая проблема и агроноосферная революция. -М., 1994.
  239. К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / Хрест. Под ред. Ш. И. Ганелина М.: Просвещение, 1974.- С. 302- 309.
  240. Н.Ф. Философия общего дела / Русский космизм: Антология философской мысли.- М.: Педагогика-Пресс, 1993.- С. 69−85.
  241. Флора Нижнего Дона. Т. 1,2/ Под ред. Г. М. Зозулина, В. В. Федяевой.-Ростов-на-Дону: РГУ, 1985.
  242. В.Т. Дидактический стандарт содержания образовательного процесса. Системный обзор современных образовательных технологий.-Ростов-на-Дону, 1994 240 с.
  243. Формирование нравственного отношения учащихся к природе. Метод, рекоменд. Киев: РУМК, 1991. — 51 с.
  244. Фрадкин Ф. А. Педагогическая технология в исторической перспективе / История педагогической технологии: Сб. научных трудов. М., 1992.- С. 12
  245. Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке / Русский космизм: Антология философской мысли.- М.: Педагогика-Пресс, 1993.- С. 332−345.
  246. .С. Региональная политика в СССР (экономико-географический подход). М.: Мысль, 1989. — 286 с.
  247. .С. Территориальная организация общества (актуальные проблемы регионального управления и планирования в СССР). -М.: Мысль, 1981.-320 с.
  248. А.Г., Иванова Р. Г., Иванова Т. В. Естествознание: Пробный учебник для 7-го класса.- М.: Просвещение, 1994.- 224 с.
  249. А.И. Свободное развитие как пространство образования // Новые ценности образования, — 1997.- № 7.
  250. А. Мыслители нашего времени.-М.: Изд. ЦТР МГПВОС, 1994.-309 с.
  251. Р. Основные направления формирования экологического мировоззрения // Зеленый мир.- 1993, — № 28.- С. 9.
  252. В.Т. Математико-статистические основы социологических исследований.- М.: Финансы и статистика, 1981, — 255 с.
  253. Н.Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников. Дис. канд пед.наук.- Саратов, 1997.185 с.
  254. В.В. Экологическое образование в школах развитых стран мира.- М.: Экология и образование, 1992, — 94 с.
  255. ЧерноваН.М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология: 9 класс. -М.: Дрофа, 1995.-240 с.
  256. В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев: Высшая школа, 1970. — 54 с.
  257. З.Ф. Деятельность основа формирования личности школьников. Авт. .докт.пед.наук.- СПб., 1992, — 20 с.
  258. А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной / Русский космизм: Антология философской мысли.- М.: Педагогика-Пресс, 1993, — С. 317−328.
  259. М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Дис. доктора пед. Наук. М., 1995 — 320 с.
  260. Т.И. Модульное обучение: сущность технологии // Биология в школе, — 1994, — № 5 С. 29−32.
  261. А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
  262. Школа и мир культуры этносов. Тр. института нац. проблем образ. РСФСР.- Владикавказ: Ир, 1994. 171 с.
  263. А.Г. с соавт. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов, — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  264. С.С. Роль москвоведения в развитии отечественного краеведения //Краеведение Москвы.- М., 1990.- С. 7.
  265. Г. П. Педагогика и логика.- М.: Касталь, 1993, — 442 с.
  266. Экологические проблемы природопользования Нижегородской области. Сост. Ф. М. Баканина. Н. Новгород, 1994. — 54 с.
  267. Экологические проблемы современности: научные и педагогические аспекты.- М.: Онега, 1995. 208 с.
  268. Экологическое образование в России. Справочное пособие для преподавателей.-Обнинск, 1997.- 139 с.
  269. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии.-1971.-№ 4.- С. 9−17.
  270. Д.Б. Природа детства и его периодизация // Избранные психологические труды.- М., 1989.- С. 44.
  271. П. Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) как технология обучения // Педагогический вестник.- 1993.- № 1.
  272. П.А. Теория и практика модульного обучения Каунас: Швиеса, 1989, — 272 с.
  273. Г. А., Кавтарадзе Д. Н. Экология в школе: опасности и радости // Зеленый мир,-1996, — № 21(227).-С.14−15.
  274. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии.- 1995.- № 2.
  275. Brennan M.I. A Curriculum For The Conservation of People Fnd Their Environment // The Jornal of Environmental Education.- 1986.- V. 17.-№ 4.-P. 5758.
  276. Clark B. The higher education system. Landon, 1983.
  277. Education and Challenge on Environmental Problems. Intergavernmental Conference on Environmental Education Organized by UNESCO in Cooperation with UNEP.- Tbilisi, 1977.- P. 11.
  278. Gang Ph. Our planet, our house. A gaia learning material teacher and parent guide.- Atlanta (Georgia): Globe of line publishing, 1988, pp. 2−3.
  279. Glossary of Educational Tecnology Terms. Paris, 1987.- 266 p.
  280. Goldschmidt В., Goldschmidt M. Modular instruction in higher education // Higher Education. 1972,-№ 2,-p. 15−32.1.ternational strategy for action in the field of environmental education and traning for the 1990-s.- Paris.- UNESCO.-1987.
  281. A., Brisk Ph. D. 1001 idea for sciense projtcts.- New Jork: Center for biomedical education at City Colledge «Macmillan», USA.- 1994.-260 p.
  282. Olem H., Flock G. The Lake and Reservoir Restoration Guidance Manual. Second Edition.- EPA.-1990. 325 p.
  283. Russell J.D. Modular instruction // A guide to the design, selection, utilization and evaluation of modular materials. Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company, 1974.- 164 p.
  284. Simmons I.G. Environmental History. Introduction.- University of Durham, 1997.- 224 p.
  285. Working meeting on Environmental Education in the School Curriculum. Final Report. Morge, Switzerland IUCN.-1970.
Заполнить форму текущей работой