Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π‘ΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дидактичСской ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΈ Π΅Π΅ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ школьников

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’. Н. Π”Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ½ΠΈΠ½ считаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ основная функция ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° — это созданиС прогностичСских ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ, построСниС Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ² Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ. Π˜Π³Ρ€Ρ‹ — это ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ², ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°. Они Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ пространствСнноС Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΡŽ сСнсорного ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² ΠΌΠΎΠ·Π³Π°. Π‘ Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ становятся всС ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½Π΅ΠΉ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½Π΅ΠΉ, ΠΏΠΎΠΊΠ° ΠΈΡ… ΠΌΠ΅ΡΡ‚ΠΎ Π½Π΅ Π·Π°ΠΉΠΌΡƒΡ‚ взрослыС Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Π΅… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π‘ΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дидактичСской ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΈ Π΅Π΅ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ школьников (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ мотивация дидактичСский ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ° Вопросами возникновСния ΠΈ ΡΡ‚ановлСния ΠΈΠ³Ρ€ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ, нСобходимости использования ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ занимались ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΎΡ‚СчСствСнныС исслСдоватСли. Π’ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΏΡƒΠ½ΠΊΡ‚Π΅ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π³Ρ€Π°Ρ„Π΅ ΠΌΡ‹ Ρ€Π°ΡΠΊΡ€ΠΎΠ΅ΠΌ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ понятиС ΠΊΠ°ΠΊ «Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСская ΠΈΠ³Ρ€Π°».

Π’ ΠΎΡ‚СчСствСнной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈ К. Π”. Ушинский, П. П. Блонский, Π‘. Π›. Π ΡƒΠ±ΠΈΠ½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½, Π”. Π‘. Эльконин. Π Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ исслСдоватСли ΠΈ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΡŒΡ — К. Гросс, Π€. Π¨ΠΈΠ»Π»Π΅Ρ€, Π“. Π‘пСнсСр, К. Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€, 3. Π€Ρ€Π΅ΠΉΠ΄ ΠΈ Π–. ПиаТС ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅.

Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠ΅ΠΉ возникновСния ΠΈΠ³Ρ€ ΠΊΠ°ΠΊ способа Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ для обучСния Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ занимался основополоТник Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния Π”. Π‘. Эльконин. Π’ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ «ΠŸΡΠΈΡ…ология ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹», называя ΠΈΠ³Ρ€Ρƒ Π°Ρ€ΠΈΡ„ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ чСловСчСских Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΈΠ³Ρ€Ρƒ ΠΊΠ°ΠΊ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ этапС, ΠΎΠ΄Π½Ρƒ ΠΈΠ· Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ развития психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠ² познания Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°. [32].

Π˜Π³Ρ€Π° наряду с Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠΌ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ являСтся ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Π“. К. Π‘Π΅Π»Π΅Π²ΠΊΠΎ опрСдСляСт ΠΈΠ³Ρ€Ρƒ ΠΊΠ°ΠΊ особый Π²ΠΈΠ΄ чСловСчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ситуаций, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° Π²ΠΎΡΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ складываСтся ΠΈ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚вуСтся самоуправлСниС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ. [25].

Анализ пСдагогичСской Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎΠ± ΠΎΡ‚сутствии Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ опрСдСлСния самого понятия «ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹». Анализируя ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΠ΅ исслСдования Π½Π΅Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ противорСчия, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ обусловлСны самой ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Π° ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹:

  • 1) с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, само понятиС «ΠΈΠ³Ρ€Π°» являСтся Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅Π³ΠΎ ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… пояснСний ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ;
  • 2) с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны, ΠΈΠ³Ρ€Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° — это явлСниС ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½ΠΎ ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½Π½ΠΎ. [31]

Π˜Π³Ρ€Π° являСтся Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ понятиСм ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ: Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… ситуациях, направлСнная Π½Π° Π²ΠΎΡΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ общСствСнного ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… Π΅Π³ΠΎ проявлСниях: знаниях, Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°Ρ…, умСниях, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Ρ… Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹.

Π’.Н. Π”Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ½ΠΈΠ½ считаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ основная функция ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° — это созданиС прогностичСских ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ, построСниС Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ² Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ. Π˜Π³Ρ€Ρ‹ — это ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ², ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°. Они Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ пространствСнноС Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΡŽ сСнсорного ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² ΠΌΠΎΠ·Π³Π°. Π‘ Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ становятся всС ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½Π΅ΠΉ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½Π΅ΠΉ, ΠΏΠΎΠΊΠ° ΠΈΡ… ΠΌΠ΅ΡΡ‚ΠΎ Π½Π΅ Π·Π°ΠΉΠΌΡƒΡ‚ взрослыС Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ — ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ситуации, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΈ ΠΏΠΎΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ.

Π˜Π³Ρ€Π° — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° активности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, благодаря ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΎΠ½ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ся ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚. Π˜Π³Ρ€Ρƒ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ процСсс развития, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, вообраТСния, понятий Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

Π˜Π³Ρ€Π° Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°, ΠΎΡ€ΠΈΠ³ΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°, ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Π°, Π΅Π΅ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Ρ‹ Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠ±ΡˆΠΈΡ€Π½Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ·Ρ€Π°Ρ‡Π½Ρ‹, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ Π΅ΠΉ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ΅-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎΠ΅, Π»Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ. [7].

Π˜Π³Ρ€Π° позволяСт ΡΠΌΡΠ³Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ проявлСниС Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°, ΡƒΡ€Π°Π²Π½ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π² ΠΏΡ€Π°Π²Π°Ρ… всСх участников. Π­Ρ‚ΠΎ особСнно Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ для получСния ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ с Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ людьми.

ΠžΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°Ρ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΡƒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠ΅Ρ€ΠΈΠΈ Ρ€ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΠΈ Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€, ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ, измСняСт ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π½Π° Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡƒΡŽ. Π˜Π³Ρ€Π° позволяСт участникам Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ошибки ΠΈ, анализируя ΠΈΡ…, Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚вия Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… дСйствий.

Одним ΠΈΠ· Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ², примСняСмых Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠ³Ρ€, являСтся дидактичСская ΠΈΠ³Ρ€Π°. Рассмотрим ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½Π΅Π΅ этот Π²ΠΈΠ΄ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π’Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ «Π”идактичСская ΠΈΠ³Ρ€Π°» Π²Π²Π΅Π»ΠΈ Π€Ρ€ΠΈΠ΄Ρ€ΠΈΡ… Π€Ρ€Π΅Π±Π΅Π»ΡŒ ΠΈ ΠœΠ°Ρ€ΠΈΡ ΠœΠΎΠ½Ρ‚Π΅ΡΡΠΎΡ€ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ «ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ создаваСмыС ΠΈΠ»ΠΈ приспособлСнныС для Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ обучСния ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹». Π’ Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ стал ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ с 1960 Π³ΠΎΠ΄Π° Π² Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π‘ΠΈΠΌΠΎΠ½Π° Π›ΡŒΠ²ΠΎΠ²ΠΈΡ‡Π° Π‘ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π΅ΠΉΡ‡ΠΈΠΊ, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»Π° «ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ с ΡƒΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ».

По ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π€. Н. Π‘Π»Π΅Ρ…Π΅Ρ€, дидактичСская ΠΈΠ³Ρ€Π° — это активная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎ ΠΈΠΌΠΈΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… систСм, явлСний ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠ².

ДидактичСская ΠΈΠ³Ρ€Π°, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Π°Ρ ΠΈΠ³Ρ€Π°, прСдставляСт собой ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ: ΠΎΠ½Π° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ.

ДидактичСская ΠΈΠ³Ρ€Π° — явлСниС слоТноС, Π½ΠΎ Π² Π½Π΅ΠΉ ΠΎΡ‚Ρ‡Π΅Ρ‚Π»ΠΈΠ²ΠΎ обнаруТиваСтся структура, Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ основныС элСмСнты, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρƒ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ обучСния ΠΈ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ.

Как ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΠ΅ Π ΠΎΠ·Π° Π˜ΠΎΡΠΈΡ„ΠΎΠ²Π½Π° Жуковская, ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дидактичСской ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, прСдставлСнныС ΠΈΠΌ Π² Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅, сами находят ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, прСодолСвая ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‘Π½Π½Ρ‹Π΅ трудности.

ΠžΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€ являСтся Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ситуации, которая ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ основы ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°. Π”Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ участников Π² ΠΈΠ³Ρ€Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π°, Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°, ТСсткая систСма оцСнивания, прСдусмотрСн порядок дСйствий ΠΈΠ»ΠΈ Ρ€Π΅Π³Π»Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚.

Π€.Н. Π‘Π»Π΅Ρ…Π΅Ρ€ считаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ являСтся Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ — сама чСловСчСская Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π’ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСской ΠΈΠ³Ρ€Π΅ основным Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠΌ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ являСтся учСбная, которая пСрСплСтаСтся с ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ.

Π’ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΈΠ³Ρ€, дидактичСская ΠΈΠ³Ρ€Π° ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ сущСствСнным ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌ — Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ‡Ρ‘Ρ‚ΠΊΠΎ поставлСнной Ρ†Π΅Π»ΠΈ обучСния ΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Π΅ΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ обоснованы, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Ρ‹ Π² ΡΠ²Π½ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅ ΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ.

ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½Ρ‘Π½ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ дидактичСской Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, которая всСгда связана с ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‘Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΌΠΎΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹. Учащимся Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ знаниями, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ для Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ замысла ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹.

НС Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΡƒΡŽ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ Π² Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСской ΠΈΠ³Ρ€Π΅ прямо ΠΈ Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ говорится ΠΎ Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ усвоСнии Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. «Π”войствСнная ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π°» ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ — Π΅Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Π°Ρ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡƒΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ игровая Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°, которая позволяСт учащимся ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π² Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠΆΠ΄Ρ‘Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ.

ДидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ· ΡΠ°ΠΌΡ‹Ρ… распространСнных ΠΏΡ€ΠΈΡ‘ΠΌΠΎΠ² Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния. Π‘ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΈΠ³Ρ€ удаётся Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΡƒΠ³Π»ΡƒΠ±ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ учащимися знания, Π½ΠΎ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Ρ‘Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠΌΠΈ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ, ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ. ДидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Π½Π΅ зависимости ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π»ΠΈ ΠΎΠ½ΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ для учащихся, ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅ ΠΎΠ½ΠΈ использовались ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅. Π’ ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ Ссли ΠΈΠ³Ρ€Π° ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅, ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ выполняСт Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π° ΠΈ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Сля. Если ΠΆΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€Π° ΡƒΠΆΠ΅ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ° дСтям, Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ лишь ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°. [16].

ДидактичСская ΠΈΠ³Ρ€Π° опрСдСляСтся ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ характСристиками:

  • — ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΡΠΎΠ±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ всС участники;
  • — ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚ΠΈΠ΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ вСсь класс;
  • — ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΡƒΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΡΡ‚ΡŒΡΡ.

ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ:

  • — ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ (Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ²);
  • — Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ (учащиСся учатся Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ, Ρ€Π°Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ успСхам Ρ‚ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΡ‰Π΅ΠΉ, ΡΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡Π°ΠΌ);
  • — ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ивная (установлСниС ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свою Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΡƒ зрСния);
  • — Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ (Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ памяти, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ);
  • — Ρ€Π°Π·Π²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ (ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ° ΠΈΠ· ΡΠΊΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° Π² ΡƒΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅). [1]

БовмСстная учСбная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ учитСля ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² являСтся дидактичСской ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠΉ, Ссли ΠΎΠ½Π° Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅Π±Ρ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ структурныС ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹. [3].

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 1.

Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹.

Π”Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ структурного ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°.

Π˜Π³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ замысСл.

Π’Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Π² Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ Π² Ρ‚ΠΎΠΉ дидактичСской Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ Π½Π°Π΄ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌ процСссС, выступаСт Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ вопроса, ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ трСбования Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.

ΠŸΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°.

ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ порядок дСйствий Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ учащихся Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ созданию Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‡Π΅ΠΉ обстановки.

Π˜Π³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ дСйствия.

Π Π΅Π³Π»Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌΠΈ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ активности учащихся, Π΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΈΠΌ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ свои способности.

ΠŸΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ содСрТаниС дидактичСской Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ.

Π—Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‚Π΅Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹, поставлСнной ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠΉ.

ΠžΠ±ΠΎΡ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅.

Π’ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅Π±Ρ ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°, Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ тСхничСских срСдств обучСния, Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ срСдства наглядности.

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚.

Π­Ρ‚ΠΎ Ρ„ΠΈΠ½Π°Π» ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π΅ΠΉ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, выступаСт Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ поставлСнной ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΈ Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈ ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅; ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ достиТСния успСха учащимися Π² ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.

ДидактичСская ΠΈΠ³Ρ€Π° являСтся Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ срСдством примСняСмым ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ…. Π’ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, стоящих ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ дидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ структурС ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ. Рассмотрим ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΡŽ дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€.

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 2.

ДидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹.

По Ρ†Π΅Π»ΠΈ обучСния.

ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅.

ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅.

Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅.

ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅.

Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅.

По ΠΌΠ°ΡΡΠΎΠ²ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹Π΅ (ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅).

ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅.

По Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ.

ΠΏΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ½Ρ‹Π΅.

Π’ΠΈΡ…ΠΈΠ΅.

По Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΡƒ.

«ΡΠΊΠΎΡ€ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅».

«ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅».

По ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΠ΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌ процСссС.

ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅.

Π£Π½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅.

По Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Ρƒ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ школьников.

Ρ€Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅.

Частично-поисковыС.

поисковыС.

ВворчСскиС.

По Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ провСдСния.

Π˜Π³Ρ€Ρ‹-ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ.

Π˜Π³Ρ€Ρ‹-поручСния.

Π˜Π³Ρ€Ρ‹-прСдполоТСния.

Π˜Π³Ρ€Ρ‹-Π·Π°Π³Π°Π΄ΠΊΠΈ.

Π˜Π³Ρ€Ρ‹-бСсСды.

ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΈΠ³Ρ€Π°, Ссли учащиСся, участвуя Π² Π½Π΅ΠΉ, ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ знания, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Π²Ρ‹Π½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½Ρ‹ приобрСсти ΠΈΡ… Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΊ ΠΈΠ³Ρ€Π΅. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ усвоСния Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‡Π΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΠΈΠ³Ρ€Π΅, Π½ΠΎ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ содСрТании матСматичСского ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°.

ΠšΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΈΠ³Ρ€Π°, дидактичСская Ρ†Π΅Π»ΡŒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ состоит Π² ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠΈ, Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ. ΠŸΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠ΅ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ. Для участия Π² Π½Π΅ΠΉ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΡƒ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠ° опрСдСлСнная матСматичСская ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ°.

ΠžΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‚ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ. Они ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… связСй, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… ситуациях". Π˜Ρ‚Π°ΠΊ, дидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅. ΠšΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ Π²ΠΈΠ΄Ρƒ дидактичСской ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ опрСдСляСтся своС мСсто Π² ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ° Π’ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ обучСния ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Ρ‹ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ классификации дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€, Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Ρ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ классификационныС ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ. На Π½Π°Ρˆ взгляд, классификация дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€ А. Π“Π°Π»ΡŒΡΠΊΠ°-ΠšΠΎΡ€Π°Π΅Π²ΡΠΊΠ°, Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Ρ†Π΅Π»Π΅Π²ΠΎΠ΅ Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ дидактичСской ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, являСтся Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠΉ.

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 3.

Π’ΠΈΠΏ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹.

Π¦Π΅Π»Π΅Π²ΠΎΠ΅ Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅.

Π’ΠΈΠ΄Ρ‹ примСняСмых ΠΈΠ³Ρ€

Π˜Π½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹.

Для ввСдСния Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.

РСбусы, ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΡˆΡ‚ΡƒΡ€ΠΌ, ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹-упраТнСния, ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹-бСсСды ΠΈ Π΄Ρ€.

Π’Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹.

Для формирования ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

Π˜Π³Ρ€Ρ‹-упраТнСния, Ρ„ΠΈΠ»Π²ΠΎΡ€Π΄, ситуационныС задания, Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π° ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², ΠΈ Π΄Ρ€.

Π—Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹.

Для закрСплСния Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.

ΠšΡ€ΠΎΡΡΠ²ΠΎΡ€Π΄Ρ‹, ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, Π·Π°Π³Π°Π΄ΠΊΠΈ, Π²ΠΈΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠ½Ρ‹, Π°ΡƒΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½, Ρ‡Π°ΠΉΠ½Π²ΠΎΡ€Π΄ ΠΈ Π΄Ρ€.

ΠšΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹.

Для ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.

Π’ΡƒΡ€Π½ΠΈΡ€Ρ‹ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΡ€ΠΎΠΊ-конкурс, ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹-ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ, Π±Ρ€Π΅ΠΉΠ½-Ρ€ΠΈΠ½Π³, Π±ΠΎΡ€ΡŒΠ±Π° ΡƒΠΌΠΎΠ² ΠΈ Π΄Ρ€.

Π’ ΠΈΠ³Ρ€Π΅ всСгда содСрТится элСмСнт нСоТиданности ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ какая-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°, ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°. Π’Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ³Ρ€Π° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€, Ρ‚ΠΎ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π΅ΠΌ цСлСсообразно Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π²Π° Π²ΠΈΠ΄Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΈΠ³Ρ€: игровая ситуация, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° ΡƒΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° задания; матСматичСская ΠΈΠ³Ρ€Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° ΡƒΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ содСрТаниС задания. Π’ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ сочСтания этих Π΄Π²ΡƒΡ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ². [22].

ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π² 8 классах являСтся срСдством для Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ комплСкса Π·Π°Π΄Π°Ρ‡: ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ интСрСса учащихся ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρƒ, развития внимания, сниТСниС Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎ-психичСского напряТСния ΠΈ Π΄Ρ€.

ΠŸΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ мСсто дидактичСской ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π² ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎΠ΅ сочСтаниС элСмСнтов ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ зависят ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€ ΠΈ ΠΈΡ… ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΉ.

УсвоСниС ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° зависит ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² обучСния, поэтому Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ мСтодичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ Π±Ρ‹ Π·Π°ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅Ρ‡ΡŒ Π΅Π³ΠΎ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅. НСобходимо постоянно ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π­Ρ‚ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ ΡΠ»ΡƒΠΆΠ°Ρ‚ дидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹. [17,18].

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ