Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика анализа CVP — анализа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ ассортимента по показателю маржинальной прибыли дает возможность определить наиболее выгодные виды продукции, а также выявить продукцию, которую предприятию не выгодно (или убыточно) производить. Т. е., маржинальный анализ позволяет ранжировать ассортиментный ряд в порядке возрастания «предельной прибыльности» различных видов продукции и выработать соответствующие управленческие решения… Читать ещё >

Методика анализа CVP — анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Расчет точки безубыточности Анализ соотношения «затраты — объем — прибыль» на практике называют анализом точки безубыточности. Эту точку также называют «критической», или «мертвой», или точкой «равновесия», или порог рентабельности.

Под точкой безубыточности понимается такая выручка и объем производства предприятия, которые обеспечивают покрытие всех его затрат и нулевую прибыль, т. е. не имеет ни прибыли, ни убытка. Как только достигнута точка безубыточности, каждая дополнительно проданная единица продукции приносит дополнительную прибыль, равную вложенному доходу на единицу продукции.

При расчете точки безубыточности (порога рентабельности) исходят из принципа линейного наращивания используются три метода:

  • 1. графический метод;
  • 2. метод уравнения;
  • 3. метод маржинального дохода.
  • 1. Графический метод, — нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты — объем — прибыль». Точка безубыточности на графике — это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки (см. рис. 2.1.).

Изображенная на рисунке точка безубыточности (порога рентабельности), точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, а прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства. Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше — получает прибыль.

График точки безубыточности.

Рис. 2.1. График точки безубыточности

Линия выручки от продаж исходит из начала координат, а линия совокупных затрат начинается на вертикальной оси в точке, соответствующей размеру постоянных затрат. Область, где линия выручки от продаж проходит ниже линии совокупных затрат, является областью убытка, соответственно, а где выше — областью прибыли. По «клину прибыли» можно судить о норме прибыли: если он, измеренный по вертикали, достаточно узкий, то норма прибыли низкая, если широкий — то норма прибыли высокая.

Графики «затраты — объем — прибыль» могут быть построены и для нескольких видов продукции, причем как для каждого в отдельности, так и для всех вместе. Однако они имеют ограниченное применение в условиях, если предприятие выпускает много продуктов, поскольку возникает проблема распределения косвенных расходов, как постоянных, так и переменных.

При постоянных ценах растущий спрос на продукцию вызывает увеличение валовой выручки. Поскольку средние переменные издержки и предельные затраты остаются практически неизменными до достижения полной загрузки мощностей предприятия, валовые издержки растут в меньшей прогрессии, чем выручка. В точке пересечения они равны друг другу.

При незначительном объеме производства и продаж выручка слишком мала, чтобы покрыть постоянные затраты. Предприятие несет убытки. По мере увеличения сбыта затраты уменьшаются и предприятие достигает такой точки объема, при которой может полностью покрыть свои постоянные и переменные расходы. Когда точка пройдена, предприятие начинает получать прибыль.

2. Метод уравнения основан на исчислении прибыли по следующей формуле:

Методика анализа CVP — анализа.

где:

ВР — выручка от реализации продукции (объем продаж умноженный на цену реализации единицы продукции);

ЗПЕР — переменные затраты реализации (объем продаж умноженный на переменные затраты на единицу);

ЗПОСТ — постоянные затраты предприятия за определенный период времени.

Если предприятие находится на пороге рентабельности (в критической точке) то прибыль равна нулю и получаем следующее равенство:

Методика анализа CVP — анализа.
Методика анализа CVP — анализа.

где:

Q — объем продаж;

ЦЕД — цена единицы продукции;

ЗПЕРед — переменные затраты на единицу продукции. 6].

  • 3. Метод уравнений, используется при анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. В этих условиях влияние на прибыль, зависит от изменения ассортимента — в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.
  • 4. Метод маржинального дохода, — это разновидность метода уравнения, где под маржинальной прибылью понимается разница между полученными доходами и переменными расходами. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

Смысл маржинальной прибыли состоит в том, что формирование прямых затрат осуществляется непосредственно по каждому виду продукции. Формирование же накладных расходов осуществляется в рамках всего предприятия. То есть, разница между ценой продукта и прямыми затратами может быть представлена как маржинальная прибыль — это предельная прибыль, которую может получить предприятие от производства и продажи каждого вида продукта. 13].

Различают величину совокупного маржинального дохода:

Методика анализа CVP — анализа.

где:

МП — совокупная маржинальная прибыль.

Величину удельного маржинального дохода рассчитывают:

Методика анализа CVP — анализа.

где:

МПЕД — маржинальный доход на единицу продукции.

Существует еще один способ определения величины маржинального дохода, которая может быть определена путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия:

Если трансформировать формулу 2.3, используемую для расчета точки безубыточности, принимая объем продаж за критический (пороговый) объем реализации получаем следующую формулу:

Методика анализа CVP — анализа.

где:

QТБ — объем реализации в точке безубыточности.

При этом разность цены реализации единицы продукции и переменных затрат на единицу представляет собой маржинальную прибыль на денницу продукции, т. е. количество единиц продукции, которое необходимо продать для достижения точки безубыточности:

Методика анализа CVP — анализа.

Для расчета выручки в точке безубыточности находится норма маржинальной прибыли — доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или доля средней величины маржинального дохода в цене:

Методика анализа CVP — анализа.

где:

НМП — норма маржинального дохода.

Данный коэффициент показывает какая доля выручки от реализации идет на покрытие постоянных расходов и формирование прибыли.

Выручка, которую необходимо получить для достижения точки безубыточности будет равна:

Методика анализа CVP — анализа.

Из формулы следует вывод: чем выше доля переменных затрат в цене реализации продукта, тем выше точка безубыточности. Иначе, чем ниже доля маржинального дохода в выручке, тем больше продукции следует произвести предприятию, чтобы покрыть постоянные затраты и начать получать прибыль.

Кроме процента нормы маржинальной прибыли может быть использован расчета выручки, которую нужно получить для достижения заданной суммы прибыли от продаж:

Методика анализа CVP — анализа.

где:

ВРПЛ — выручки, которую нужно получить для достижения заданной суммы прибыли;

ППЛ — планируемая сумма прибыли.

Полученная ранее сумма маржинальной прибыли, в свою очередь, используется для расчета объема продаж, которого необходимо достичь для достижения заданной прибыли:

Методика анализа CVP — анализа.

где:

QПЛ — объем продаж, которого необходимо достичь для достижения заданной прибыли.

Анализ ассортимента по показателю маржинальной прибыли дает возможность определить наиболее выгодные виды продукции, а также выявить продукцию, которую предприятию не выгодно (или убыточно) производить. Т. е., маржинальный анализ позволяет ранжировать ассортиментный ряд в порядке возрастания «предельной прибыльности» различных видов продукции и выработать соответствующие управленческие решения относительно изменения ассортимента выпуска.

Маржинальный подход позволяет планировать производственную программу на предприятии с учетом коэффициента загрузки мощностей. Зная удельную маржинальную прибыль можно вычислить то количество изделий, которое даст необходимый объем прибыли.

Маржинальный запас прочности — это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) обеспечивающей безубыточность реализации:

Методика анализа CVP — анализа.

где:

МЗП — маржинальный запас прочности;

ВРФ — фактическая выручка предприятия.

Маржинальный запас прочности в процентах:

Методика анализа CVP — анализа.

где:

МЗП% — маржинальный запас прочности в процентах.

Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы избежать убытка.

Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия, в рыночной ситуации выручка сократится менее чем на данную величину маржинального запаса прочности, то предприятие будет получать прибыль, но если более, то окажется в убытке. 17].

Высокий уровень запаса прочности помогает предприятию проводить маркетинговую политику, позволяющею ему снижать стоимость продукции для поддержания спроса на нее. При этом цена продукции при безубыточной реализации будет равна:

Методика анализа CVP — анализа.

где:

ЦТБ — цена продукции при безубыточной реализации.

Операционный рычаг Проведение анализа соотношения «затраты — объем — прибыль» невозможно без такого важного показателя как операционный рычаг.

В процессе своей деятельности любая организация сталкивается с множеством различных видов риска, но в данном случае нас интересует только — производственный риск.

Операционный рычаг или производственный леверидж (leverage в дословном переводе — рычаг) — это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Операционный рычаг является инструментом для установления влияния прибыли на изменение объема продаж.

Уровень операционного рычага рассчитывается как:

Методика анализа CVP — анализа.

где:

ОР — уровень операционного рычага.

Вместе с этим показателем при анализе финансово — хозяйственной деятельности предприятия используют величину эффекта операционного рычага (левериджа), обратную величине порога безопасности:

Методика анализа CVP — анализа.

либо.

ЭОР - эффект операционного рычага.

ЭОР — эффект операционного рычага.

Операционный рычаг показывает, насколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%.

Найденное значение эффекта операционного рычага (левериджа) в дальнейшем используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:

Методика анализа CVP — анализа.

где:

ВР — изменение выручки в %;

П — изменение прибыли в %.

Существует прямая зависимость между операционным рычагом и предпринимательским риском. То есть чем больше операционный рычаг, тем больше предпринимательский риск. Но, одновременно, чем выше риск, тем больше величина вознаграждения (см. рис. 3.1.).

Эффект операционного рычага сводится к тому, что любое изменение выручки от реализации (за счет изменения объема) приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным влиянием постоянных и переменных затрат на результат финансово — экономической деятельности предприятия при изменении объема производства.

Сила воздействия операционного рычага показывает степень предпринимательского риска, то есть риска потери прибыли, связанного с колебаниями объема реализации. Чем больше эффект операционного рычага (чем больше доля постоянных затрат), тем больше предпринимательский риск.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой