Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Аспекты изучения заголовка в лингвистике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. С. Подчасов утверждает, что синтаксическая структура заголовка и его функция находятся в зависимости друг от друга. Есть два ключевых момента, которые отличают заголовки от обычных предложений: 1) заголовки всегда преследуют определенную цель, а именно привлечение внимания адресата; 2) заголовки, наряду с началом текста и его концовкой, занимают сильную позицию в тексте, а значит, играют важную… Читать ещё >

Аспекты изучения заголовка в лингвистике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Заголовок как объект исследования часто привлекал и привлекает внимание лингвистов. В данном параграфе мы представим обзор работ, выполненных представителями разных отраслей лингвистической науки, а также представим различные толкования термина заголовок.

Заголовок с точки зрения синтаксиса

В исследовательской традиции вопрос о синтаксическом статусе заголовка решается различно: согласно одному пониманию заголовок является единицей равной предложению, согласно противоположному — заголовок не может стоять в одном ряду с предложением, так как эти структуры различны.

Еще Д.Н. Овсянико-Куликовcкий отмечал, что употребляемое слово может обладать или не обладать синтаксической и грамматической формой. Первой оно обладает только в том случае, если участвует в акте речи-мысли. Так, в словарной статье слово обладает только грамматической формой, но не синтаксической. Однако не все слова, обладающие синтаксической формой, могут считаться предложениями. В качестве примера Д.Н. Овсянико-Куликовский упоминал о заглавиях, которые без сомнения являют собой речемыслительный акт, но предложения не составляют Овсянико-Куликовский Д. Н. Синтаксис русского языка. СПб: Изд. И.Л. Овсянико-Куликовской, 1912. C. 8.

А.М. Пешковский понимал заглавие как сообщение о тексте. Читателю не интересен заголовок как таковой, ему интересен текст, который он предваряет. Согласно А. М. Пешковскому, заглавие выражает какую-либо законченную мысль: «Название книги всегда есть нечто большее, чем название» Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Языки славянской культуры, 2001. C. 178. Таким образом, заголовок — это промежуточное звено между словом и предложением, так как, с одной стороны, он выполняет функцию наименования, а с другой — сообщает информацию о тексте. Такая позиция представляется нам наиболее соответствующей нашим представлениям о статусе заголовка.

Многие ученые утверждают, что с точки зрения синтаксиса между заголовками и предложениями нет разницы, заголовки выделяются лишь тем, что всегда выступают в роли номинатива.

В.М. Ронгинский в статье «О тенденциях в развитии структуры заголовков» отмечал, что заголовок — «это не просто слово или словосочетание, как иногда принято считать, но прежде всего предложение, единица коммуникации, но предложение с особой функцией называния произведения» Ронгинский В. М. О тенденциях в развитии структуры заголовков // Исследования по грамматике и лексикологии. Киев: Республиканский межведомственный сб. Сер. «вопросы языкознания», 1966. С. 159. По В. М. Ронгинскому, в качестве заголовков чаще всего выступают номинативные предложения, на втором месте — двусоставные полные предложения. В качестве специфичных для заголовка конструкций автор называл заголовки вроде «Москва — Петушки», где два номинатива обозначают начало и конец пути Там же. C. 159−161.

В.П. Вомперский рассматривал структуру заголовков и перечислял шесть синтаксических конструкций, которые являются для заголовков наиболее типичными: номинативные конструкции; неопределенно-личные конструкции; двусоставные предложения; вопросительные/побудительные/восклицательные предложения или придаточное предложение без главного; заголовки-диалоги; заголовки-словосочетания Вомперский В. П. К изучению синтаксической структуры газетного заголовка // Искусство публицистики (проблемы теории и мастерства), тезисы докладов на респуб. науч. конф. -семинаре. Алма-Ата: Казахский гос. ун-т им. С. М. Кирова, 1966. C. 84−85.

А.С. Подчасов утверждает, что синтаксическая структура заголовка и его функция находятся в зависимости друг от друга. Есть два ключевых момента, которые отличают заголовки от обычных предложений: 1) заголовки всегда преследуют определенную цель, а именно привлечение внимания адресата; 2) заголовки, наряду с началом текста и его концовкой, занимают сильную позицию в тексте, а значит, играют важную роль в его архитектонике. В остальном по своей синтаксической структуре заголовки также разнообразны, как и любые другие предложения, поэтому могут им приравниваться. В качестве самых распространенных синтаксических конструкций заголовков исследователь называет: А. Заголовок — предложение с простым глагольным сказуемым; Б. Заголовок — номинатив с несогласованным определением; В. Заголовок — неполное предложение; Г. Заголовок — присоединительное предложение; Д. Заголовок — двусоставное предложение; Е. Заголовок — одиночный номинатив Подчасов А. С. Функционально-стилистические особенности газетных заголовков: на материале роcсийских и британских газет второй половины 1980;1990 годов. Синтаксический аспект: Дис… канд. филол. наук. — М., 2001. 187 с.

М.Ю. Доценко видит связь между синтаксической структурой заголовка и его смысловым наполнением. Первая, по мысли исследователя, зависит от второго. Автор демонстрирует, что определенные типы построения заголовков используются применительно к определенным темам. К примеру, неопределенно-личные конструкции озаглавливают в основном тексты, касающиеся юриспруденции и социальных сфер Доценко М. Ю. Синтаксис газетного заголовка: структура, семантика, прогнозирование смыслового развития текста: Дис… канд. филол. наук. СПб., 2009. 243 c. — URL: http://www.dissercat.com/content/sintaksis-gazetnogo-zagolovka-struktura-semantika-prognozirovanie-smyslovogo-razvitiya-tekst (дата обращения: 18.08.16).

С точки зрения других ученых заголовок не может считаться предложением. Действительно, способы построения заголовков разнообразны, в качестве имени текста могут выступать и отдельные наименования, и предложно-падежные конструкции, и словосочетания, и пр. Например, отдельно упоминает статус номинативных заглавий Н. С. Валгина. Автор «Синтаксиса русского языка» отмечает, что такие названия, как «Отцы и дети», «Евгений Онегин» и пр., не могут считаться предложениями, потому что «они имеют форму именительного падежа, но заключают в себе функцию называния без значения бытия» Валгина Н. С. Современныи? русскии? язык: Синтаксис / Н. С. Валгина. М.: Высш. шк., 2003. C. 180.

Н.А. Кожина занимает промежуточную позицию и считает, что заголовок название «вступает с текстом художественного произведения в два категориальных отношения: номинации (служит именем собственным текста) и предикации (образует высказывание о тексте)» Цит. по Петровская С. С. Заголовок как синтаксическая единица: слово или предложение? / С. С. Петровская // Наукові праці Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка. Філологічні науки. 2010. Вип. 23 С. 175−180. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Npkpnu_fil_201023_39 (дата обращения: 12. 05. 16).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой