Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Статус журналиста и его роль в массовых коммуникациях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так же журналистика взаимодействует со всеми сферами общественной жизни, прямо либо косвенно, что наглядно указано на схеме. Не зря многие специалисты в журналистской сфере признают СМИ четвертой властью государства. Таким образом, журналистика имеет значительное влияние на процессы, происходящие в обществе, она может способствовать улучшению ситуации в стране, да и в мире в целом, а может… Читать ещё >

Статус журналиста и его роль в массовых коммуникациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире журналисты и репортеры являются той силой, которая формирует общественное мнение и влияет на нее, а также двигают информационных прогресс массовых коммуникаций. Журналисты передают новости и информацию по целому миру. Благодаря оперативной работе журналистов, люди узнают о том, что происходит в близких и далеких уголках мира. Журналисты занимаются активным поиском новой информации. Они находятся в центре событий и стремятся находить интересные для людей темы. В целом, журналистика — это не просто профессия, это призвание, это особенное мировоззрение. И важнейшее для журналиста — среди многих событий, находить объяснение фактам, воплощать свои мнения в точные и понятные слова.

Так же журналистика взаимодействует со всеми сферами общественной жизни, прямо либо косвенно, что наглядно указано на схеме. Не зря многие специалисты в журналистской сфере признают СМИ четвертой властью государства. Таким образом, журналистика имеет значительное влияние на процессы, происходящие в обществе, она может способствовать улучшению ситуации в стране, да и в мире в целом, а может наоборот разжигать информационные войны в целях вызова волнений в народных массахКорконосенко С. Г. Основы журналистики. Учебник для ВУЗов. — М.: Аспект Пресс. 2010 — с. 494. .

Рис. 1.2.1 Журналистика как функционирующая система.

Хорошие журналисты во всем мире одинаково понимают свою роль. Прежде всего, это означает задавать вопросы и сомневаться. Затем:

  • 1. отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и измышлений;
  • 2. сопротивляться правительственному контролю или вовсе избегать его;
  • 3. тщательно расследовать действия и бездействие правительств, выборных представителей и общественных организаций;
  • 4. исследовать мир бизнеса, обращение с рабочими и покупателями и качество продукции;
  • 5. облегчать жизнь пострадавшим и тревожить удобно устроившихся, предоставляя свой голос тем, кто лишен возможности быть услышанными;
  • 6. держать зеркало у лица общества, показывая его достоинства и пороки, развенчивая лелеемые им мифы;
  • 7. работать на торжество правосудия, демонстрируя его победы и расследуя поражения;
  • 8. содействовать свободному обмену идеями, особенно такими, которые идут вразрез с господствующей идеологией.

Стремясь к достижению этих целей, хорошие журналисты могут сослужить обществу большую службу, нежели самые усердные чиновники — ведь они верны не правительствам, а гражданам. Они вооружают людей информацией. Вот потому-то правительство и власть имущие стараются помешать им, заставить замолчать и навешивают на них ярлыки «подрывных элементов». Они такие и есть. Их работа подрывает власть тех, кто лишает общество информацииДэвид Рэндалл. Универсальный журналист// Национальный Институт прессы.- Спб.: 2011 — с. 243.

Так же, говоря о роли журналиста в современном мире журналистики, следует концентрировать внимание на сложных моральных проблемах, которые профессиональный журналист вынужден и должен решать в сооветствии со своим опытом и прислушиваясь к своей совести. Принципы правдивости, гуманности и служение обществу очень часто заставляют журналиста делать выбор. К сожалению, дилемы между жизненными реалиями и принципами не всегда решаются в пользу этических норм журналистики в целом. Законы и принципы журналистского мира всегда требуют учета условий, в которых действуют журналисты.

Самое главное для журналиста это его репутация. Как говорил А. Кук в «Новой этике», «Пусть редактор отнимет у вас жизнь, ваше свободное время — но ваша репутация остается при вас» Ворошилов В. В. Журналистика.//Учебник 2-е издание.- СПб.:Издательство Михайлова В. А., 2009 — с. 342.

В конечном итоге профессиональный журналист всегда должен придерживаться следующих принципов:

  • 1. Журналист должен служить только своей газете и своим читателям.
  • 2. Работа над каждой статьей должна быть поиском правды.
  • 3. Нельзя поддаваться на уговоры.
  • 4. Не позволять властям навязывать себе программу.
  • 5. Цитировать всегда точно.
  • 6. Не обманывать людей с целью выведывания у них информации.
  • 7. Не придумывать и не улучшать информацию, заимствованную из вне.
  • 8. Никогда не раскрывать свои источники.
  • 9. Журналист не должен преследовать свою выгоду в своих статьях.

Творческая индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности.

Компонентами творческой индивидуальности являютсяВорошилов В. В. Журналистика.//Учебник 2-е издание.- СПб.:Издательство Михайлова В. А., 2009 — с. 402.:

  • 1. знания — общекультурные и профессиональные;
  • 2. умения — опыт, самостоятельный творческий подход;
  • 3. желания журналиста — это его потребности — внешние (материальные потребности) и внутренние — специфические человеческие потребности.

Потребности выявляют себя в сознании журналиста в форме мотивов (интерес, желание, страсть).

Эффективность журналистской деятельности во многом зависит от того, насколько прочно слились в сознании журналиста желание достичь определенных целей с помощью журналистского воздействия и желание творчески проявить себя в этом виде деятельности.

Система желаний журналиста обусловлена и опосредована объективными факторами. В их числе следует выделить:

  • 1. Объективное положение журналиста в творческой среде.
  • 2. Имеющиеся у него возможности для выявления своей индивидуальности: выбор тем, обращение к определенным источникам.
  • 3. Внутреннее устойчивое отношение к самой журналистской деятельности и к ее формам, принятым в данной редакции.

Есть две формы выражения творческой деятельности журналиста, а именно:

  • 1. Индивидуальный стиль деятельности,
  • 2. Образ автора.

Индивидуальный стиль деятельности по своему содержанию является личностным. Каждый индивидуальный стиль представляет собой уникальную систему, которую характеризуют нормативность, системность и историчность. Характерными признаками индивидуального стиля можно считать Ворошилов В. В. Журналистика.//Учебник 2-е издание.- СПб.:Издательство Михайлова В. А., 2009 — с. 415.:

  • 1. Устойчивость используемых приемов и способов деятельности;
  • 2. Обусловленность этой системы определяется личными качествами;
  • 3. Эффективность данной системы как средства приспособления человека к объективным требованиям.

Индивидуальный стиль деятельности выявляет себя на текстовом уровне в оригинальной творческой манере, то есть в тех устойчивых идейно-содержательных, композиционных и лексико-стилистических особенностях произведений, которые позволяют читателю идентифицировать различные тексты данного автора, дают аудитории основание для определения журналиста как творческой индивидуальности.

Творческая манера выступает как один из аспектов творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность управляет своей манерой, меняя ее в зависимости от типа информационного потока, типа издания и других факторов.

Другой формой существования творческой индивидуальности является так называемый «образ автора». Образ автора — это не вся личность журналиста, а лишь какой-то ее срез, аспект, уровень отражения. Функции «образ автора» не исчерпываются воспитательным воздействием на читателя. Эта форма выявления творческой индивидуальности журналиста играет важную конструктивную роль в структуре текста. Образ автора зачастую связывает воедино разнородные элементы произведения.

Признаки творческой индивидуальности. Группа объективных признаков: сфера проявления творческого своеобразия, специфика творческого процесса. К субъективным признакам следует отнести доминирующую творческую ориентацию и степень личностной активности.

«Творческая индивидуальность журналиста обнаруживает себя в предметной нацеленности, в тематическом своеобразии выступлений автор Журналистская специализация признак значительной авторской индивидуальности. У настоящего мастера всегда есть обогащенная длительными наблюдениями тема, близкая его духовному складу и объективно необходимая газете» Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. — М.: РИП-холдинг, 2010 — с. 321.

Типологии творческих индивидуальностей журналиста характеризует их внутреннее, субъективное отношение журналиста к осуществляемой им деятельности.

Формирование того или иного типа отношения зависит от многих факторов, в частности, от исполняемой социальной роли. Бывает, автор создал яркую метафору, убийственное сравнение — и гордится своим художественным достижением. Но редактор вымарывает, потому что у него свой резон. Причина таких разногласий в том, что автор осознает свой труд как литературное творчество, а редактор видит в этом труде активное вмешательство в общественную деятельность с помощью печатного слова. В глазах автора хороши те средства, которые наиболее эффективны.

По степени активности профессионального поведения журналиста можно выделить:

  • 1. Универсально-активный тип — ему присущи разнообразные интересы и знания Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. — М.: РИП-холдинг, 2010 — с. 335.
  • 2. Интеллектуально-активный тип — ярко выражена направленность на теоретическое осмысление описываемых явлений и событий.
  • 3. Организаторский тип — журналист занимается организационными вопросами журналистки.

Характеризуя творческую индивидуальность журналиста, следует определить его место в предметном поле журналистики Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. — М.: РИП-холдинг, 2010 — с. 341.:

  • 1. Экономика;
  • 2. Политика, право;
  • 4. Мораль;
  • 5. Культура, искусство;
  • 6. Вопросы религии;
  • 7. Наука;
  • 8. Идеология;
  • 9. Проблемы воспитания;
  • 10. Спорт.

Следует определить тип профессионального мышления:

  • 1. Научно-теоретический;
  • 2. Научно-исследовательский;
  • 3. Художественно-образный;
  • 4. Опытно-практический.

По типу доминирующей творческой ориентации:

  • 1. Литературную, идеолого-публицистическую деятельность;
  • 2. Организаторскую деятельность.

По характеру и уровню активности профессионального поведения:

  • 1. Универсально-активный;
  • 2. Интеллектуально-активный;
  • 3. Практический;
  • 4. Организаторский.

Границы между всеми этими группами носят нечеткий, размытый характер. Проблемы творческой индивидуальности многообразны и многосложны.

Информация — это знание, у которого есть потребитель. А отношение с потребителем информации является важнейшим среди производственных связей журналиста. Кодексы, принятые во многих странах, требуют от журналиста категорически разделять реальный факт и мнение о нем, его комментарий. Этим требованием профессиональная мораль обязывает пишущих бережно обращаться с документальными основаниями информационной деятельности, а в подтексте заключает уверенность в способности читателя самостоятельно, без подсказки со стороны разобраться в жизненных реалиях, о которых сообщает пресса Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе//Учебное пособие.-М.: 2009 — с. 212.

Практически во всех журналистских кодексах правдивость и объективность представляют перечень профессиональных добродетелей. Эти принципы получают так же более или менее детальную расшифровку. Правдивость изображения авторы кодексов ставят в зависимость от точности и полноты информации о действительности. Профессиональная мораль обязывает журналиста излагать факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи между событиями и не допуская при этом искажений. Это предполагает скрупулезную проверку данных, точнее воспроизведение сведений почерпнутых из документальных и других источников, соответствие заголовков тексту, отделение фактов от мнения. Общественность должна получить от прессы достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах, об их происхождении, сущности и значении, о положении дел в современном мире. Подобной детализации поддается и принцип объективности. Его толкуют как не ангажированнось, непредвзятость, беспристрастность. Это именно принцип, к реализации которого необходимо постоянно стремиться, а не жесткая норма. Он обязывает журналиста не опускаться до выражения эгоистических, частных и групповых пристрастий, отражать различные точки зрения. Подтасовка фактов и бездоказательные суждения, вымысел и фабрикация материалов категорически отвергаются профессиональной моралью. Но только внутренняя ориентация журналиста на правдивость может служить поводом читателю, иметь гарантии, что его не будут вводить в заблуждение.

Нравственная оценка отношения автора к читателю складывается из нескольких составляющих, носит комплексный характер. Она учитывает и общественный резонанс публикации, и мотивы пишущего, и методы, которыми он пользуется при подготовке и написании материала, и его реакцию на читательский облик, и, что не менее важно, способность пишущего взглянуть на сам процесс собственной работы, подвергнуть мысленной рецензии свои заключения и их исходные посылки. Право читателя на истину гарантируется в первую очередь сознанием журналистом своей ответственности перед ним и готовность реализовать это чувство в поступках. Отношение к людям, ради информирования которых журналист берется за перо, оказывается постоянным объектом его самосознания как в отдельном творческом акте, так и на протяжении всей профессиональной деятельностиГрабельников А. А. Работа журналиста в прессе//Учебное пособие.-М.: 2009 — с. 241. .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой