Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Средства массовой информации послевоенного десятилетия (1946-1956). Газетная периодика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В послевоенные годы интенсивно осуществлялась реорганизация структуры ТАСС. Развивается внутрисоюзная сеть агентства. На Украине, в Белоруссии, Молдавии, в Прибалтийских республиках восстанавливаются и расширяются республиканские отделения ТАСС, при помощи местных партийных и советских органов создаются республиканские телеграфные агентства — РАТАУ, БелТА, ЛатТАГ и т. д. В аппарате ТАСС… Читать ещё >

Введение. Средства массовой информации послевоенного десятилетия (1946-1956). Газетная периодика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первые послевоенные месяцы для журналистики оказались особенно сложными. Приходилось резко перестраивать ее характер и содержание, направлять усилия масс на восстановление разрушенного войной хозяйства. В руинах лежали более 70 тысяч городов, поселков и деревень. Почти полностью были разрушены Сталинград, Севастополь, Киев, Минск, Одесса, Смоленск, Орел, Харьков, Ростов-на-Дону и многие другие города.

Предстояло восстановить около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железных дорог, более 4 тысяч железнодорожных станций. В пепелища войны были превращены десятки тысяч школ, больниц, библиотек[11].

В передовой новогоднего, 1946 г., номера «Правды» нашли отражение основные задачи, вставшие перед народами страны в первый послевоенный год. Труженики города и деревни, отмечала газета, должны продолжить беспримерный патриотический подвиг военной поры в условиях мирного строительства и дать стране новых героев мирного созидательного труда. «Пусть их самоотверженный труд и патриотическая инициатива, — заключала „Правда“, — движут вперед нашу Родину, укрепляют ее могущество, множат ее славу!».

Центральная, республиканская и местная печать каждый день содержала все больше сообщений о том, как шаг за шагом трудящиеся страны преодолевали послевоенные трудности.

Победное окончание Великой Отечественной войны стимулировало в советской журналистике дальнейшее усиление пропаганды величия сталинизма, обожествления личности Сталина во всех сферах жизни. Это в полной мере относится и к журналистике. В условиях тоталитарного режима она настойчиво призывала народ к новым подвигам на фронтах экономического возрождения страны.

Одновременно Великая Отечественная война явилась самым трудным испытанием для Советского Союза. Война с ненавистным капиталистическим окружением, к которой готовились с первых дней существования «первой страны социализма» грянула неожиданно и застала СССР врасплох, в считанные дни она оказалась на грани катастрофы.

Преодоление столь масштабной катастрофы потребовало от советского общества и государства подлинного сплочения, не «показушного» или «натянутого», а подлинного и искреннего. И принципиальным залогом победы СССР стало именно то, что советское общество сумело вопреки всем противоречиям, старым и новым обидам и тяготам, пойти на такое единение.

Административно-командная система, используя политическую и организаторскую силу журналистики, направляла ее на привлечение широких слоев населения к самоотверженному труду по восстановлению народного хозяйства, на усиление идеологической пропаганды.

С окончанием войны возникла острая необходимость в перестройке и дальнейшем развитии прессы, в изменении характера ее работы.

В первые послевоенные годы острой необходимостью стало укрепление связей редакционных коллективов с массами. В принятых директивных документах рассматривались пути преодоления серьезных упущений в организационно-массовой работе советской прессы. В частности, речь шла о недостатках в работе редакций газет «Советская Сибирь» (1949 г.), «Известия» (1951 г.) и некоторых других с письмами трудящихся. Узость тематических выступлений печати, уход от критики во многом были связаны с тем, что редакции недооценивали значение писем трудящихся в улучшении содержания газеты, не был налажен учет писем, контроль за их прохождением. К середине 50-х гг. отношение в редакциях к читательской почте заметно изменилось.

В конце 40-х гг. благодаря реализации мер, разработанных в директивных документах, усилилась организационная структура аппаратов редакций. В краевых и областных газетах были организованы секретариаты, в республиканских, краевых и областных газетах созданы редакционные коллегии.

В послевоенное десятилетие проявилась некоторая неравномерность в развитии периодической печати. Так, в 1946 г. выходило 7039 газет. Значительный прирост периодики был достигнут в 1950 г. Количество газет возросло почти на 800 и составило 7831[6]. Однако в последующие пять лет из-за ряда причин — директивного закрытия некоторых центральных, республиканских, областных, городских, районных газет, изданий на национальных языках и др. — число газет сократилось в стране почти на 600 и составило 7246. Но при этом разовый тираж периодики не только не сократился, а значительно возрос. Если в 1946 г. разовый тираж составлял 29,6 млн. экз., в 1950 г. — 36 млн. экз., то в 1955 г. он достиг 48,7 млн. экз. 7], т. е. по сравнению с 1946 г. он увеличился почти на 20 млн. экз.

В 1955 г. в стране газеты выходили на 67 языках народов СССР и зарубежных стран.

В 1955 г. в стране издавалось более 4300 журналов.

В послевоенные годы интенсивно осуществлялась реорганизация структуры ТАСС. Развивается внутрисоюзная сеть агентства. На Украине, в Белоруссии, Молдавии, в Прибалтийских республиках восстанавливаются и расширяются республиканские отделения ТАСС, при помощи местных партийных и советских органов создаются республиканские телеграфные агентства — РАТАУ, БелТА, ЛатТАГ и т. д. В аппарате ТАСС организуются региональные главные редакции. Осуществляется жесткая централизация деятельности республиканских и местных отделений ТАСС.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой