Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Татарские печатные календари: становление и развитие: Вторая половина XIX — начало XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1885, 1888−1894, 1896 годы, Ш. Рахматуллина на 1891−1897, 1899−1901 годы, Ш. Шагидуллина («Заман») на 1903, 1908;1909, 1912;1913, 1915;1916 годы, М. Кадермати («Машварат») на 1914;1917 годы, К. Баширова («Шарык») на 1915;1916 годы, 25-летний календарь Ф. Халиди, а также настенные календари Ф. Халиди на 1903, 1911;1912, 1914 годы, Х. Максуди на 1898, 1899 годы, издательств братьев Каримовых… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.з
  • I ГЛАВА. ИСТОРИЯ ПЕЧАТАНИЯ ТАТАРСКИХ КАЛЕНДАРЕЙ. п
    • 1. 1. Предпосылки возникновения татарских календарей. п
    • 1. 2. Появление первых периодических настольных и настенных календарей
    • 1. 3. Развитие календарной литературы в начале XX века
    • 1. 4. Типологическая характеристика календарей
  • II ГЛАВА. ТЕМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛОВ КАЛЕНДАРЕЙ. бз
    • 2. 1. Особенности материалов по истории, географии и астрономии
    • 2. 2. Основные принципы размещения материалов на экономические и юридические темы
    • 2. 3. Эффективность материалов практического значения
    • 2. 4. Проблема национального самоопределения в календарях
  • III ГЛАВА. ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛОВ КАЛЕНДАРЕЙ. Ю
    • 3. 1. Роль календарей в формировании газетно-журнальных жанров в татарской публицистике
    • 3. 2. Вклад календарей в дело популяризации произведений литературы и устного народного творчества

Татарские печатные календари: становление и развитие: Вторая половина XIX — начало XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первое средство массовой информации на татарском языке появилось лишь в сентябре 1905 года. До этого цензурные органы всячески противостояли изданию национальных газет и журналов. Только попытка государственного переворота 1905 года помогла татарскому народу завоевать свободу печати.

Борьба за создание национальной печати имеет свою историю. В 1808 году профессор И. И. Запольский выступил с предложением о выпуске газет на русском и татарском языках. Через год последовало разрешение на издание газеты только на русском языке. В 1854 году студент Казанского университета М. Г. Никольский вновь поднял вопрос об издании татарской газеты. Его предложение также было отвергнуто. В 1862 году с проектами издания татарской газеты выступили К. Насыри и руководитель литотипографии в Казани М. Яхин, в 1864—1965 годах — П. Пашино, В. Курочкин, в 1880—1890 годах — Г. Ильяси, Ш. Ахмеров, Х. Максуди, К. Мутыги, О. С. Лебедева и др., но все эти просьбы оказались тщетными. Имена этих личностей упоминаются в трудах М. Х. Гайнуллина [38], А. Г. Каримуллина [64- 65].

Возникает вопрос: чем же до появления собственных газет утолялась жажда татарского населения в средствах массовой иьформации? Ответом на такой вопрос является то обстоятельство, что с 40-х годов XIX века стали издаваться настольные календари на татарском языке.

Актуальность исследования. Несмотря на то, что издание календарей на татарском языке, как и у многих других народов, рассматривается началом национальной периодической печати, а их авторы и составители по праву считаются основателями национальной журналистики, на сегодняшний день отсутствует опыт жанрового, тематического и целостного исследований календарной литературы на татарском языке второй половины XIX — начала XX веков. Необходимость изучения становления и развития календарей на татарском языке, определения их роли в формировании газетно-журнальных жанров в татарской публицистике и возможность эффективного использования результатов в процессе составления современных календарей обусловило выбор темы нашей диссертации актуальным с научно-теоретической и социокультурной точек зрения.

Состояние изученности проблемы и темы. Данный вопрос был частично освещен в ряде публикаций В. Беркутова, Дж. Валиди, Г. Габдульганеевой, М. Х. Гайнуллина, А. Г. Каримуллина, Н. Ф. Катанова, М. Магдеева, З. Г. Мухаметшина, Р. М. Нуруллиной, Г. Рахима, М. Гали, Ф. Урманчеева, Д. Хайруллиной, Х. Х. Хасанова, Е. И. Чернышева.

Исследованием календарной деятельности татарских просветителей еще в дореволюционный период начал заниматься Н. Ф. Катанов. Известно, что он не только сотрудничал с К. Насыри, но и дал высокую оценку его деятельности, кроме того, многое сделал для ознакомления с его произведениями и русских читателей [150, 6.52−57].

Он периодически публиковал в журнале «Деятель» библиографические сведения об изданных в типографии Казанского университета книгах на татарском языке, среди которых были настенные и настольные календари. На страницах «Деятеля» были помещены сведения о настенном календаре Ф. Халиди на 1896−1897 [68, с.98], 1902 [73, с.228−230], 1903 [73, с.230−232], 1904 годы [73, с.234−236], о его настольном календаре на 25 лет [70, с.439−441], настенном календаре на 1903;1904 годы, составленном Имамутдином, сыном Шарифзяна [73, с.232−234], настенном календаре Абдулвали и Мухаммедвали Ахмадуллиных на 1904 год [73, с.236−237], а также настенного календаря Х. Максуди на 1899 год [69, с. 145−146].

В них Н. Ф. Катанов не только рассказывает о содержании указанных календарей, останавливается на тираже изданий, в некоторых случаях указывает их источники, но и делает краткие выводы о значении и назначении того или иного материала. Надо отметить, что в случаях отсутствия в библиотеках Казани некоторых календарей мы обращались именно к этим библиографическим сведениям.

После Октябрьской революции 1917 года, в русле исследований литературной деятельности татарских писателей, поэтов и драматургов, начинает уделяться внимание и календарной деятельности просветителей. В ряде публикаций были затронуты некоторые аспекты календарной деятельности К.Насыри.

Дж.Валиди изучил особое литературное явление, имеющее переводно-календарный характер. В статье «Переводно-календарная литература» он выделил общие особенности, присущие представителям этого нового явления: все они среднее мусульманское образование получили в Казанибыли знакомы с турецкой литературойхорошо знали русский язык, хотя и не учились в специальных учебных заведениях. Вместе с тем ученый считает, что составители и издатели календарей К. Насыри, Ф. Халиди, Ш. Рахматуллин не стремились к свободомыслию [22].

В частности, К. Насыри он характеризует более как переводчика и переписчика, нежели писателя. Хотя в то же время пишет: «.Насыров своими сочинениями заложил основы новой татарской литературы и возбудил интерес к светскому знанию. Ему принадлежит и честь составления первого на татарском языке календаря. И потому некоторые не без основания называли его татарским Ломоносовым» [22, с.42].

Г. Рахим при изучении литературной деятельности К. Насыри заострил внимание на его желании издавать газету на татарском языке. В статье «К.Насыйриныц тэржемэи хэле» («Биография К. Насыри») автор обоснованно выделяет календари из общего потока его произведений и останавливается на наиболее характерных материалах календарей [122, 6.62−63].

Е.И.Чернышев в статье «К истории татарской периодической печати в России. Проект журнала „Файда“ („Польза“)» отметил, что в XIX веке у татар не выходил ни одно подобие журнала, кроме календарей, но и они «конечно, не могли заполнить той пустоты, которая ощущалась всей либеральной и радикальной частью татарской буржуазии, вышедшей на борьбу и с татарским консерватизмом, и с русским самодержавием» [159, с.2].

М.Х.Гайнуллин подробно изучил творчество К. Насыри [33- 34- 35- 36- 37- 38] и в своих исследованиях отметил календарную деятельность К.Насыри. Ученый назвал календари К. Насыри изданиями полужурнального характера. Он также отметил календарную деятельность автора настенных календарей Ф. Халиди [39, 6.548−549].

М.Гали в статье «Календарьлар» («Календари») придерживается мнения, что при отсутствии у татар газет и журналов календари К. Насыри занимали их пустующее место. Для нас имеет значение и тот факт, что М. Гали, кроме материалов другого содержания, отмечает в них наличие литературной критики и рецензий на новые книги. Например, в календаре на 1885 год, пишет он, К. Насыри поместил критическую статью под названием «Эттефтиш вбттехакем» («Расследование и рассуждение»), направленную против статьи Ш. Марджани, который, в свою очередь, очень критично отнесся к книге Х. Муслими «Тэварихе Болгария» («История Булгарии»). К. Насыри, подробно проанализировав статью Ш. Марджани, подвергает резкой критике самого Ш. Марджани. А в другой рецензии, помещенной в календаре на 1883 год, К. Насыри отрицательно отзывается о плохом качестве бумаги, на которой печатались книги [40, 6.163−166].

В 80-е годы XX века начинается более детальное изучение творчества издателей календарной литературы второй половины XIX — начала XX веков.

Некоторые сведения по истории первых татарских печатных календарей содержит один из разделов книги В. Беркутова «Бизменнерде — вакыт» («Тайны измерений и мер»). Автор перечисляет составителей этих календарей и указывает годы их изданий [12].

Определенный вклад в исследование татарских календарей внес А. Г. Каримуллин: им проведена работа по определению первого печатного календаря на татарском языке: это был календарь, изданный в 1841 году Р. Амирхановым в Казани [80- 83- 85]. Автор также затрагивает вопросы тематического содержания и функциональной направленности календарей К.Насыри. Ученый считает, что по тематике и форме подачи материалов календари К. Насыри соответствуют программе газеты «Тац йолдызы» («Утренняя звезда»), которую он жхотел издавать, но так и не смог получить разрешение. Таким образом, А. Г. Каримуллин доказывает, что эти календари в то время в определенной степени исполняли роль газеты для татар. Итак, «.первые шаги татарской журналистики начинаются календарями К. Насыри», — заключает ученый свое исследование [82].

Д.К.Хайруллина в тезисах доклада «Каюм Насыйри Ьам татар телендэге беренче басма календарьлар» («Каюм Насыри и первые печатные календари на татарском языке») делает краткий экскурс в прошлое календарей, останавливаясь на том мнении, что история татарской периодической печати начинается именно с календарей К.Насыри. Д. Хайруллина пишет о календарях К. Насыри: «История татарской периодической печати начинается именно с этих календарей. Читая эти календари, татарский народ знакомился со своей страной, городами, осваивал научно-общественные стороны жизни и получал краткую информацию о своей литературе, фольклоре, истории». Автор также называет фамилии других издателей календарей на татарском языке. [155, 6.6365].

Х.Х.Хасанов в статье «Формирование татарской буржуазной нации» затрагивает вопрос об участии и роли календарной деятельности К. Насыри в повышении культуры татарского населения. Он придерживается мнения, что К. Насыри заложил основы татарской периодической печати. Х. Х. Хасанов отмечает: «Он (Каюм Насыри — Р.З.) начал выпускать календари журнального типа, в которых помещались весьма полезные сведения по самым разнообразным отраслям науки» [151, с. 138].

М.Магдеев в образной форме отметил, что «не один татарин выучился грамоте специально для того, чтобы читать его календари с народными преданиями, приметами весны, лета, с расписанием поездов и пароходов, с указанием стоимости пуда шерсти или говяжьего сала в Мензелинске, Арске, Елабуге, Бугульме» [86, с.82]. М. Магдеев указывает практическое значение календарей: «Он [календарь] стал семейным чтением — здесь, кроме чисто календарного материала», было много научных, агрономических и прочих сведений для крестьян, кустарей, шакирдов. Многое открыли для себя читатели календарей Каюм-бабая. Увидели они, например, собственноручно выполненные издателем карты мира, европейской части России и Казанской губернии". Подчеркивая значимость календарей К. Насыри для нашего народа, М. Магдеев подчеркивает, что «календари эти заслуживают специального исследования» [86, с.85].

В исследованиях Ф. Урманчеева рассматриваются произведения устного народного творчества, представленные в них, а именно — два бейта [141].

Краткие наблюдения, относящиеся к становлению татарской периодической печати, сделал в статье «Беренче карлыгачлар» («Первые ласточки») Ф. И. Агзамов. Он отмечает: «Будет уместно считать календари К. Насыри первенцем татарскойv периодической, печати, а его самого — зачинателем татарской периодической печати. Другие народы так и делают. Изучающий историю эстонской журналистики ученый Ю. М. Пээгель считает календари первенцами и спутниками эстонской журналистики. По его мнению, календари в течение многих лет издавались одними и теми же составителями и представляли собой серию, похожую на журнал, г их содержание было созвучно с материалами ранних газет и журналовони исполняли задачи газет — просвещали и информировали» [169, 6.6].

Г. Габдельганеева в статье «Типографская деятельность Казанского университета по печатанию востоковедческих книг», анализируя деятельность Казанского университета по опубликованию тюркских и восточных произведений, указала, что календари К. Насыри заложили основы татарской справочно-библиографической литературы и способствовали развитию татарской научно-популярной литературы [30].

Р.Нуруллина, хотя и не ставит перед собой задачу изучения календарного творчества Х. Максуди, замечает, что он является автором первого татарского настенного календаря [110].

В монографии «Татарча вакытлы матбугат тарихыннан (1905;07 елларда демократии газеталар)» («Из истории татарской печати (демократические газеты 1905;07гг.)» Р. Нуруллина отмечает решающую роль татарских календарей К. Насыри, которую они сыграли в развитии публицистического мышления до того, как возникла татарская периодическая печать. Ученая эти календари называет изданиями журнального типа. Она выдвигает предположение, что эти календари, по сути дела, являлись площадкой, в которой началось формирование татарских газетно-журнальных жанров. Р. Нуруллина также называет К. Насыри первым татарским журналистом [111].

З.Г.Мухаметшин при изучении творческого наследия Ф. Халиди остановился и на его календарях. Отмечая его первенство в составлении настенных календарей, он подчеркнул, что эти издания придерживались в основном литературного направления [102, 6.47−71].

Между тем, эти работы освещают лишь отдельные моменты огромного календарного наследия.

Вследствие того, что календарная деятельность татарских просветителей второй половины XIX — начала XX веков до сих пор не ставилась в центр научных исследований, основная цель диссертационного исследования заключается в раскрытии влияния процесса становления и развития татарских календарей на формирование татарской журналистики, на распространение научных знаний и на популяризацию фольклорных произведений. Цель достигается:

— через определение роли календарей как одного из факторов подъема культурного уровня обществавыявлением основных направлений распространения авторами календарей научных и просветительских идей;

— изучением тематического содержания и жанрового многообразия календарей.

Источниками нашего исследования являются татарские печатные настольные календари Р. Амирханова на 1841 год, К. Насыри на 1871−1875, 1877,.

1879−1885, 1888−1894, 1896 годы, Ш. Рахматуллина на 1891−1897, 1899−1901 годы, Ш. Шагидуллина («Заман») на 1903, 1908;1909, 1912;1913, 1915;1916 годы, М. Кадермати («Машварат») на 1914;1917 годы, К. Баширова («Шарык») на 1915;1916 годы, 25-летний календарь Ф. Халиди, а также настенные календари Ф. Халиди на 1903, 1911;1912, 1914 годы, Х. Максуди на 1898, 1899 годы, издательств братьев Каримовых на 1910, 1911 годы, «Сабах» на 19 101 911 годы, «Миллят» на 1912;1914 годы, «Каримов, Хусаинов и К» на 1912 год, С. И. Строганова на 1908;1910 годы, Ф.С.Аль-Сатмыша на 1902 год, издание медресе «Мухаммадия» на 1903 год, литотипографии И. Н. Харитонова на 1905 год, а также настольные календари на 1867, 1882, 1884, 1886, 1887, 1888/89, 1894, 1902, 1903 годы без конкретно указанных авторов или составителей. Мы постарались охватить большинство календарей, вышедших в данный период. Но, к сожалению, не все издания календарей дошли до наших дней. Поэтому мы опираемся также на некоторые публикации Н. Ф. Катанова в журнале «Деятель».

Произведения устного народного творчества, такие как приметы, пословицы, предания, притчи и анекдоты, а также стихотворения в настоящей работе представлены в авторском переводе с татарского на русский язык.

Хронологические рамки исследования охватывает период с 1841 по 1917 годы — с выхода первого печатного календаря на татарском языке до Октябрьской революции, вследствие которой исследованные календари прекратили свое существование.

Предметом исследования явились материалы, опубликованные в татарских календарях второй половины XIX — начала XX вв.

Тема диссертационной работы требует комплексного подхода, поэтому исследование велось на стыке истории литературы и журналистики. Комплексный подход определил и методику исследования, в основу которой положен принцип целостности и историзма: содержание материалов, представленных в календарях, определяется контекстом литературной и общественной жизни эпохи.

Исследование велось на основе таких эмпирических и теоретических методов, как наблюдение, сравнение, анализ-синтез, аналогия.

Научная новизна диссертации состоит в системном исследовании татарских настенных и настольных календарей второй половины XIX — начала XX веков. В ней проанализированы их тематическое и жанровое содержание, отслежено своеобразие становления татарской публицистики в календарных изданиях. Намечены основные направления распространения календарями научных и просветительских идей.

Научно-практическая значимость работы. Наблюдения и выводы диссертации могут быть использованы в лекционном вузовском курсе по истории татарской журналистики, на практических занятиях и семинарах в преподавании татарской литературы в средних учебных заведениях. Материалы диссертации могут быть использованы при написании трудов и составлении учебно-методических разработок по истории татарской журналистики.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации получили отражение в докладах на итоговых научных конференциях студентов и аспирантов Казанского государственного университета (2000, 2001, 2002), используются в учебном процессе в преподавании курса истории татарской журналистики. По теме диссертации опубликовано 9 работ.

Поставленные задачи определили и логическую структуру работы, особенностью которой является сочетание в каждой главе теоретического и конкретно-исторического аспектов исследования выдвинутой проблемы. Диссертация состоит из Введения, трех Глав, Заключения, Списка использованных источников и научной литературы.

Заключение

.

Ввиду того, что деятельность татарских просветителей второй половины XIX — начала XX веков по изданию календарей до сих пор не ставилась в центр научных исследований, в данной работе была поставлена цель системно проанализировать содержание календарей, составленных и опубликованных в данный период, исследовать их типологические особенности, тематическую направленность, а также практическую пользу для читателя. Календарное наследие составляет целую эпоху в истории татарской литературы и журналистики.

1. Комплексный анализ тематического и жанрового аспектов татарских календарей второй половины XIX — начала XX веков позволил определить специфику этого явления в истории татарской публицистики и литературы. Татарские календари следует отнести к виду издания, отличающегося от других его видов периодичностью, а также характером содержащейся информации. Если газеты публикуют официальные и оперативные материалы, а журналы более склоняются к глубокому анализу общественных явлений, то в календарях органично переплетаются научно-популярная, художественная, фольклорная литература, а также публицистика, которые в большинстве случаев носят справочно-библиографический характер. Но, несмотря на это различие, в первое время, когда не существовали газеты и журналы на татарском языке, календари удачно сыграли роль первых средств массовой информации.

2. Первые татарские печатные календари еще не отличались оригинальностью содержания. Они включали в себя, кроме календарных материалов, лишь информацию о проводимых в России ярмарках. Надо отметить, что вышедшие в 1841, 1851, 1853, 1854, 1855, 1861, 1867 и 1868 годах первые татарские печатные настольные календари еще не могут считаться первенцами периодической печати, так как они не обладали ее основной характеристикой — периодичностью. В 1871 году появился календарь К. Насыри, который выходил ежегодно в течение четверти века. Хотя он и не первый человек среди татар, взявшийся за издание календарей, но он первый, кто придал своим календарям основную черту, • характерную для газет и журналов — периодичность. В конце XIX века стали появляться первые отрывные (настенные) календари. Их авторами являются Ф. Халиди и Х.Максуди. Если самые первые их календари содержали лишь традиционные календарные материалы, то в последующих изданиях составители стали помещать полезные советы и произведения малых литературных жанров. Первые настенные календари Х. Максуди и Ф. Халиди служили некоторым образцом для их последователей.

3. Начало XX века было обусловлено появлением принципиально новых настольных календарей на татарском языке. Новшество календарей «Заман» Ш. Шагидуллина, «Машварат» М. Кадермати, «Шарык» К. Баширова, издававшихся в начала XX века, выражается в формате изданий и в наличии в них рекламных объявлений, иллюстраций и фотографий. Эти календари становятся научно-популярными, информационно-справочными, а также развлекательными иллюстрированными изданиями для массовой аудитории. В это же время календари становятся традиционным изданием издательских домов, а их составление — неотъемлемой частью книгоиздательского дела. Календари занимали достойное место среди изданий национальных издательств братьев Каримовых, «Сабах», «Миллят». Важен и тот факт, что издательства выпускали по 2 или 3 вида календарей.

4. Татарские печатные календари, появившись в последнем десятилетии первой половины XIX века, развивались во второй половине XIX — начала XX веков. Главным типом системы календарей на татарском языке вначале был настольный календарь, модель которого складывается из материалов о правилах пользования почтой, телеграфом, железной дорогой, о новых законах России и правилах торговли. Это были универсальные по своему содержанию календари. Татарская календарная деятельность развивалась очень интенсивно. В начале XX века резко возросло количество изданий, появились новые типы. Вскоре стали печататься настенные типы этих изданий, а далее выделились специализированные календари. К разряду универсальных календарей относятся настольные календари К. Насыри и Ш. Рахматуллина, настенный календарь братьев Каримовых, а к разряду специализированных — календари t.

Шарык" К. Баширова, «Заман» Ш. Шагидуллина, С.Строганова. Характер материалов, помещенных в календарях «Шарык» К. Баширова, «Заман» Ш. Шагидуллина, а именно сведения о денежных средствах, мерах измерения, средствах передвижения по стране, показывают, что они были рассчитаны на специальную аудиторию торговцев и предпринимателей. А анализ материалов календарей С. И. Строганова доказывает, что он имел специализированное медицинское тематическое направление.

По целевому назначению татарские календари делятся на научно-популярные (например, календари К. Насыри), справочные (календари Ш. Рахматуллина), популярно-практические (календари Ф. Халиди, Х. Максуди, С. Аль-Сатмыша, братьев Каримовых, «Сабах», «Миллят»), рекламные (календари С.И.Строганова).

5. В последние десятилетия XIX — начале XX веков календарная периодика стала одним из важнейших каналов формирования общественного сознания, что было связано с процессами, происходившими в России. Календари первого десятилетия XX века чутко реагировали на новые явления в общественной жизни татарского народа, а также на события, происходящие в России и мире. Они призывали своих читателей получить достойное образование и воспитание, хотели довести до них необходимость изменения общественного устройства, учили открыто смотреть на новые явления и стать активными их участниками. Новые идеи, вдохновляющие татарских просветителей, передавались народу вначале через литературные произведения и календари, только затем — через газеты и журналы.

6. Хотя печатная реклама была ещё новым явлением в конце XIX века, татарские коммерсанты очень быстро поняли её необходимость и эффективность. Можно с уверенностью отметить, что до появления газет и журналов на татарском языке татарская реклам? нашла себе место в календарях.

7. При всем разнообразии тематического направления главной задачей печатных календарей было распространение знаний среди читателей, что выражалось в подборе и размещении ь календарях материалов определенного содержания. На страницах календарей давались публикации по истории России и Казанской губернии, экономической географии и страноведению, астрономии, медицине, химии и технологии, агрономии и ветеринарии. Составители календарей знакомили читателей с научным познанием мира, они наблюдали, классифицировали, — давали описания,. передавали результаты экспериментальных исследований, приводили теоретические объяснения, а также учили применять эти знания в повседневной жизни.

8. Одна из задач выпуска календарей заключалась также в популяризации литературных и фольклорных произведений.

9. Татарская печать прошла путь, сходный с развитием русской прессы или печати других стран Европы и Америки. Но развитие татарской прессы происходило в иных условиях, чем у других народов. Своеобразие татарской периодики состоит в том, что в' XIX веке ввиду отсутствия возможности издавать газеты и журналы на татарском языке, просветители избрали иной путь и взялись за издание настольных, а затем и настенных календарей. Именно с календарей и начинается татарская периодическая печать. Среди материалов календарей на татарском языке второй половины XIX — начала XX веков выделяются такие публицисти^ескиТ-е жанры, как заметка, некролог, корреспонденция, статья, а также фотозаметки и зачатки фоторепортажа, что дает почву утверждать: в конце XIX — начале XX веков возникла календарная журналистика на татарском языке. Составители этих календарей внесли свой вклад в развитие публицистических жанров на татарском языке. Надо выделить и тот ' факт, что даже после появления национал: шх газет и журналов календари не переставали играть роль периодической печати.

— ч.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдуллин Я.Г.' Место Каюма Насыри в истории татарскойобщественной мысли / Я. Г. Абдуллин // Выдающийся*просветитель-демократ / Ред. Э.^.Вагапов. Ред. кол. А. Н. Кононов, М. К. Мухарямов, М. Х. Гайнуллин и др. Казань, 1976. —С. 47−59.
  2. А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов) / А. И. Акопов. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985. — 96 с.
  3. А. Из истории русских календарей / А. Алексеев // Альманах библиофила. Выпуск 16. М.: Книга, 1984. — С. 124 146. I
  4. Р.У. Татарская демократическая печать в годыпервой русской революции (1905−1907 гг.) / Р. У. Амирханов. -Дис. канд. исторических наук: Казань, 1978. — 193 с.
  5. Р.У. Татарская демократическая печать (1905−1907 гг.) / Р. У. Амирханов. -М.: Наука, 1988. 191 с.
  6. Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток Запад» (на примере развития русской культуры) / Р. У. Амирханов. — Казань: Тат. кн. изд-во, 2002. — 240 с.
  7. Анекдот // Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: Аграф, 2001. — С.32−34.
  8. Д.Г. Корреспонденция, статья жанры публицистики. Учеб.-мет. Пособие / Д. Г. Бекасов. — М.: Изд-во Московского унта, 1972.-76 с.
  9. Ю.Беляков Ю. Г. Русский народный месяцеслов / Ю. Г. Беляков. -Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1990. 64 с.
  10. А.Ф. Царская цензура и борьба большевиков за свободу печати (1895−1914) / А. Ф. Бережной. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967.-288 с.
  11. В.М. Бизменнэрдэ вакыт (Тайны измерений и мер) / В. М. Беркутов. Казан: Тат. кит. нэшр., 1992. — 80 б.
  12. Я.А. История книги. Культурно-исторический очерк / Я. А. Берлин. С-Пб., Изд-во Поповой О. Н., 1906. — 100 с.
  13. Е.К. Из истории книжного дела в Узбекистане / Е. К. Бетгер // Известия АНУзССР. 1951. — № 2. — С.75−78.
  14. К.М. Советские журналы / К. М. Боголюбов. М.: Госполитиздат, 1958. — 79с.
  15. Болгар, Казан тешми теллэрдэн: Риваятьлэр Ьэм легендалар (Булгар, Казань на языках: Предания и легенды). — Казан, Мэгариф, 2001. — 109 6.
  16. А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов / А.Г.Бочаров// Вестник Московского университета. 1973. — № 3. — С. 25−36.
  17. К. Происхождение газеты / К. Бюхер // История печати: Антология: T. II / Сост. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. М.: Аспект Пресс, 2001. — С. 8−27.
  18. Башири 3. Замандашларым белен очрашулар. (Язучы истэлеклэре) (Встречи с современниками (Воспоминания писателя)) / З.Бэшири. Казан, Тат. кит. нешр., 1968. — 291 б.
  19. Г. Русско-татарская азбука. (2-е изд.) / Г. Вагапов. -Казань, 1856. 24 с.
  20. Г. Самоучитель для русских по-татарски и для татар по-русски / Г. Вагапов. Казань, универ. типография, 1864. — 96 с.
  21. Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее / Н. В. Володомонов. М.: Наука, 1974. — 64 с.
  22. Г. Иллюстрация в газете и журнале / Г. Волчек. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1956. 70 с.
  23. Н.И. Жанры советской фотожурналистики: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика» / Н. И. Ворон. М.: Высшая школа, 1991. — 80 с.
  24. В.В. Журналистика. Учебник. 3-е изд. / В. В. Ворошилов. С-Пб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 447 с.
  25. В.В. История журналистики России: конспект лекций / В. В. Ворошилов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. -64 с.
  26. Временные правила о повременных изданиях. Казань: Лито-типография И. Н. Харитонова, 1906. -59 с.
  27. Габделкаюм Насыйри // Шура. 1912. — N21. — Б.641−645.
  28. Газетные жанры. М.: Политиздат, 1971. — 184 с.
  29. Газеты и журналы на татарском языке. (1905−1985) / Сост. Р. М. Нуруллина. Казань, 1989. — 94 с.
  30. М.Х. Видный татарский ученый и писатель / М. Х. Гайнуллин // Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри / Ред. Э. А. Вагапов. Ред. кол. А. Н. Кононов, М. К. Мухарямов, М. Х. Гайнуллин и др. Казань, 1976. — С.23−33 .
  31. М.Х. Каюм Насыйри: Тормыш Ьвм ижат юлы. Тууына 150 ел тулу уцае белен (Каюм Насыри: Жизненный и творческий путь. По случаю 150-летия со дня рождения) / М. Х. Гайнуллин. Казан: Тат. кит. нвшр., 1975. — 35 б.
  32. М.Х. Каюм Насыйри (Тормышы Ьвм ижат юлы) (Каюм Насыри (Жизнь и творчество)) / М. Х. Гайнуллин // Насыйри К. Сайланма всврлер (Избранные произведения). -Казан, 1953. Б.7−50.
  33. М.Х. Каюм Насыри и просветительское движение среди татар / М. Х. Гайнуллин. Казань: Таткнигоиздат, 1955. — 95 с.
  34. М.Х. Каюм Насыров в документах / М. Х. Гайнуллин // Каюм Насыри. Материалы научных сессий, посвященных 120-летию со дня рождения. Казань: Татгосиздат, 1948. — С.116−128.
  35. М. Календарьлар (Календари) / М. Гали // Каюм Насыйри. Сайланма эсэрлвр (Избранные произведения). Казан: Татгосиздат, 1945. — Б. 163−166.
  36. Гарэпче-татарча-русча алынмалар сузлеге (Арабско-татарско-русский словарь заимствований). Казан: Тат. кит. нвшр., 1965. -854 6.
  37. В.З. Развитие полиграфии и печати в Татарии / В. З. Гафуров, З. З. Мифтахов. Казань: Изд-во КГУ, 1977. — 268 с.
  38. Ф.Ю. ЭхмэдЬади Максуди (Ахматхади Максуди) / Ф. Ю. Гаффарова. Казан, 2002. — 52 б.
  39. Ф.Ю. Ьади Максуди Ьэм «Йолдыз» газетасы (Ахматхади Максуди и газета «Йолдыз») / Ф. Ю. Гаффарова // ШэЬри Казан. 1993.-2 окт.
  40. Д.Т. Каюм Насыри передовой мыслитель татарского народа XIX века / Д. Т. Гумеров // Вопросы философии. — М.: Правда. — 1950. — № 1. — С. 188−199.
  41. И.А. Календарь / И. А. Гучкова // Книга: Энциклопедия. -С.268.
  42. К.С. Фольклор как вид искусства / К. С. Давлетов. М.: Наука, 1966.-365 с.
  43. К.Д. Из мудрости веков / К. Д. Давлетшин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. — 123 с.
  44. А.И. Обзор содержания татарско-мусульманской неповременной печати за 1913 год / А. И. Емельянов. Казань: Центральная типо1 рафия, 1914. — 29 с.
  45. Г. В. Эпоха Петра Великого: основание русской журналистики / Г. В. Жирков. СПб.: Роза мира, 2003. — 206 с.
  46. Законы о печати. Настольная справочная книга. М.: Тип-ия Т. Рис, 1873. — 204 с. 1- 69 с. (приложение).
  47. Г. Г. Максуд баба Ьем Максудилар (Максуд-баба и Максудовы) / Г. Г. Зэбиров. Казан: Таг. киг. нэшр., 2000. -158 б.
  48. Н.И. История календаря / Н. И. Идельсон. Л.: Научное книгоизд-во, 1925. — 176 е.: ил.
  49. Из татарской мусульманской печати. Казань: Типолитография Императорского ун-та, 1908. — 8 с.
  50. Ф. Бездэ ачылган сэлэт (Талант, раскрытый у нас) / Ф. Исламов // ШэЬри Казан. 2003. — 4 гыйнв.
  51. И. Мэкальлэребез турында (О наших пословицах) // Татар халык мэкальлэре. 3 томда (Татарские народные пословицы. В трех томах) / Н.Исэнбэт. Казан: Тат. кит. нэшр., 1959.- 1 т.-5−258 б.
  52. И. Габделкаюм эфэнде Насыйри хакында хатирэлэр (Воспоминания о Габдулькаюме Насыри) / Н. Ишаев // Шура. -1912.-N22.-694 б.
  53. Календарь для всех на 1869 год. С-Пб.: Генкель, б.г. — 644 с.
  54. М. Габделкаюм эфэнде Насыйри хакында хикэялэр (Рассказы о Габдулькаюме Насыри) / М. Камал // Шура. 1912. -№ 23. — Б.719.
  55. А.Г. Издательская деятельность Каюма Насыри и проект газеты «Тац йолдызы» / А. Г. Каримуллин // Выдающийся просветитель-демократ / Ред. Э. А. Вагапов. Ред. кол. А. Н. Кононов, М. К. Мухарямов, М. Х. Гайнуллин и др. Казань, 1976.-С. 175−183.
  56. А.Г. Татарская книга начала XX в / А. Г. Каримуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1974. — 319 с.
  57. А.Г. Татарская книга пореформенной России: Исследование / А. Г. Каримуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1983. — 320 с.
  58. А.Г. У истоков татарской книги (от начала возникновения до 60-х г. XIX в.) / А. Г. Каримуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1971. — 224 с.
  59. Каталог книг, отпечатанных в типографии императорского Казанского университета. С 1800 по 1886 год. Составитель -А.Соловьев, указатель и каталог восточного отдела Н. Ф. Катанов. Казань, 1896. — 435 с.
  60. Н.Ф. Материалы к изучению казанско-татарского наречия. Ч. 1−2 / Н. Ф. Катанов. Казань: типолитография унив-та. -168+113 с.
  61. Н.Ф. Казано-татарское предание об озере Кабан и о благочестивом старце Касим / Н. Ф. Катанов // Деятель. 1899. -N11. — С.475−476.
  62. Н.Ф. Исторические песни казанских татар. Текст, транскрипция и перевод / Н. Ф. Катанов. Казань, 1899. — 36 с.
  63. Н.Ф. Обзор казанско-татарских отрывных календарей за последние 3 года (1902−1904) / Н. Ф. Катанов // Деятель. 1904. -№ 6.-228−237 с.
  64. Л.И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV—XV вв.. Кодикологический и книговедческий аспекты / Л. И. Киселева. Ленинград: Наука (Ленинградское отделение), 1985.-304 с.
  65. Книга: Энциклопедия / Гл. ред. В.М.Жарков- редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 800 е.: илл.
  66. С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / С. Г. Корконосенко. М.: Аспект Пресс, 2001. — 287 с.
  67. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Сост., вступ. ст. и примеч. А. Ф. Некрыловой. М.: Правда, 1991. — 496 с.
  68. С. Татарская хрестоматия / С.Кукляшев. Казань, 1859.- 122 с.
  69. Э.Г. Без тарихта эзлебез. (Мы не пыль на ветру) / Э. Г. Кэримуллин. Казан: Милли китап, 2000. — 464 б.
  70. Э.Г. Беренче басма календарь (Первый печатный календарь) / Э. Г. Керимуллин // Социалисток Татарстан. 1981. — 30 гыйнв.
  71. Э.Г. Казан татар матбагачылыгы тарихыннан (Из истории казанского татарского книгопечатания) / Э. Г. Керимуллин // Казан утлары. 1968. — № 7. — Б.134−146.
  72. Э.Г. Каюм Насыйри календарьлары (Календари Каюма Насыри) / Э. Г. Кэримуллин // Эйдэ халыкка хезмэткэ. (Куренекле татар публицистлары) (На службе народу (Известные татарские публицисты). Казан: Тат. кит. нэшр., 1985.- 11−26 б.
  73. Э.Г. Тарихка бер сэяхэт. Татар телендэ календарь чыгарыла башлауга 145 ел (Путешествие в прошлое. Началу издания первых татарских календарей — 145 лет) / Э. Г. Кэримуллин // Яшь ленинчы. — 1986. — 25 гыйнв.
  74. Э.Г. Татар басма китабына 270 ел (Татарской печатной книге — 270 лет) / Э. Г. Кэримуллин // Китапка хитаб. -Б.9−21.
  75. Э.Г. 90 тугел, э 120 ел (Не 90, а 120 лет) / Э. Г. Кэримуллин // Совет эдэбияты. 1961. — № 3. — Б.154−155.
  76. М. Каюм бабай / М. Магдеев // Наука и религия. 1975. — N2. — С. 82−86.
  77. А.А. Сибирский народный календарь / Под ред. А.С.Ермолова- Страховая корпорация «Славия», Страховая компания «Славия-Ермак» / А. А. Макаренко. Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1993. — 164,(3)с.
  78. Е.А. Сведения о мишарях. Этнографический очерк / Е. А. Малов. Казань, 1885. — 79 с.
  79. Х.Ш. Место Каюма Насыри в истории татарской фольклористики / Х. Ш. Махмутов // Выдающийся просветитель-демократ / Ред. Э. А. Вагапов. Ред. кол. А. Н. Кононов, М. К. Мухарямов, М. Х. Гайнуллин и др. Казань, 1976. — С. 147 154.
  80. С.Я. Русская дореволюционная печать (1905−1914) / С. Я. Махонина. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 205,(2) с.
  81. Н.С. Страноведение: Теория и методы. Учебное пособие для вузов / Н. С. Мироненко. М.: Аспект Пресс, 2001. -268 е.: ил.
  82. С.М. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России. XIX век / С. М. Михайлова. Казань: Изд-во КГУ, 1991.-360 с.
  83. С.М. Каюм Насыри и востоковедение в Казанском университете / С. М. Михайлова // Выдающийся просветитель-демократ / Ред. Э. А. Вагапов. Ред. кол. А. Н. Кононов, М. К. Мухарямов, М. Х. Гайнуллин и др. Казань, 1976.—С.60−68.
  84. С.М. Традиции взаимовлияния культур народов Поволжья / С. М. Михайлова, О. Н. Коршунова. Казань: Фэн, 1997.- 112 с.
  85. Мицнуллина Л. Ж^. Татар календарьлары тарихыннан: Татар календаре чыга башлауга 160 ел (Из истории татарских календарей: Началу издания татарского календаря 160 лет / ЛД. Мицнуллина // Казан утлары. — 2001. — № 7. — Б. 166−170.
  86. С. Фотоиллюстрации в газете. В помощь редакционным работникам / С.Морозов. М.: Госкиноиздат, 1939.- 135 с.
  87. Л.П. Формирование и деятельность марийской национальной интеллегенции в конце XIX начале XX вв.: Дис.. канд. ист. наук / Л. П. Москвина. — Йошкар-Ола, 1988. — 286 с.
  88. P.M. Специфика татарских фольклорных жанров: Учебное пособие / Р. М. Мухамедзянов. — Уфа: Башкирский университет, 1989. 84 с.
  89. М.К. Каюм Насыри и его эпоха / М. К. Мухарямов // Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри / Ред. Э. А. Вагапов. Ред. кол. А. Н. Кононов, М. К. Мухарямов, М. Х. Гайнуллин и др. Казань, 1976. — С. 12−22.
  90. X. Каюм Насыйри Ьэм татар фольклористикасы (Каюм Насыри и татарская фольклористика) / Х. Мэхмутов // Фольклор жанрларын анализлау (Анализ фольклорных жанров). Казан: КДУ нэшр., 1986. — Б.14−22.
  91. Мэжитов Ж^.М. Мэкальлэр (Пословицы) / Ж^.М.Мэжитов // Фольклор жанрларын система итеп тикшеру (Анализ фольклорных жанров как системы). Казан: КДУ нэшр., 1987. -Б.70−142.
  92. З.Г. Фатих Халидинец ижат мирасы (Творческое наследие Ф. Халиди) / З. Г. Мехэммэтшин. Казан: Тац- Заря, 2001.- 160 6.
  93. К. Кырык бакча (Сорок садов) / К.Насыйри. Казан, 1880.-58 б.
  94. К. Сайлаима эсэрлэр (Избранные произведения) / К.Насыйри. Казан: Татгосиздат, 1953. — 418 б.
  95. Немировский E. J1. Иоганн Гутенберг / Е. Л. Немировский. -М.: Наука, 1989.-320 с.
  96. Ц.Г. Немецкая первопечатная книга: Декорировка и иллюстрации / Ц. Г. Нессельштраус. С-Пб.: Аксиома, РХГИ, 2000. — 272 с.
  97. В.К. Из истории газеты. Очерк / В. К. Никольский. Казань, 1901. — 36 с.
  98. P.M. Беренчелэрнец берсе. (Ьади Максудиныц тууына 125 ел тулу уцае белен) (Первый из первых. По случаю 125-летия со дня рождения Хади Максуди) / Р. М. Нуруллина. -Ватаным Татарстан. 1993. — 1 окт.
  99. P.M. Татарча вакытлы матбугат тарихыннан (1905−07 елларда демократик газеталар) (Из истории татарской периодической печати (демократические газеты 1905−07гг.) / Р. М. Нуруллина. Казан, 2002. — 71 б.
  100. А.С. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева и др. -М.: Проспект, 1999. 544 с.
  101. Ф.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студ. высш. и ср. спец. уч. зав-ий / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина, В. Г. Шахурин. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетин», 1998. — 244 с.
  102. К.К. Возникновение чувашской журналистики / К. К. Петров. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1983. — 72 с.
  103. А.И. Мировоззрение и фольклор / А. И. Петрухин. — Чебоксары: Чувашское кн. ид-во, 1971. 224 с.
  104. Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие / Е. П. Прохоров. М.: Изд-во РИП-Холдинг, 2002.-322с.
  105. Г. В. Введение в мировую журналистику: Антология в двух томах: Учебное пособие по курсу «История рарубежной журналистики. Введение в мировую журналистику» / Г. В. Прутцков. М.: Омега-Jl, ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2003.- Т.1.-416 с.
  106. Пятьсот лет после Гутенберга. 1468−1968. Статьи. Исследования. Материалы / Под ред. Е. С. Лихтенштейна,
  107. A.А.Сидорова. М.: Наука, 1968. — 416 с.
  108. В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил / В. В. Радаев. -М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. 203 с.
  109. Русская печать и цензура в прошлом и настоящем. Статьи
  110. B.Розенберга и В.Якушкина. М.: Изд-во М. И С. Собашниковых, 190^. — 250 с.
  111. Фольклор жанрын система итеп тикшеру (Анализ фольклорных жанров как системы). Б. 155−161.
  112. JI. Всеобщая история прессы / Л.Саламон. С-Пб.: Книгоиздательское товарищество «Улей», 1909. — 176 с.
  113. P.P. Общественно-реформаторская деятельность татарской буржуазии Казани (вторая половина XIX начало XX вв): Дис.. кандидата исторических наук / Р. Р. Салихов. -Казань, 1997.- 192 с.
  114. P.P. Республика Татарстан: Памятники истории и культуры татарского народа (конец XVIII начала XX веков) / Р. Р. Салихов, Р. Р. Хайрутдинов. — Казан: Фест, 1994. — 280 с.
  115. Л.М. Купечество Казани: дела и люди / Л. М. Свердлова. Казань: Матбугат йорты, 1998. — 168 е.: ил.
  116. Система средств массовой информации России: Учеб. Пособие дял вузов / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др.- Под. ред. Я. Н. Засурского, М.: Аспект Пресс, 2003.-259 с.
  117. В.Д. Мусульманские печатные издания в России / В. Д. Смирнов // Записки Восточного отделения Императорского русского археологического общества. 1888. — Т. III. — С.97−114, 395−398.
  118. .В. Основы публицистики. Жанры: Учеб. пособие / Б. В. Стрельцов. Минск: Университетское, 1990. — 240 с.
  119. Татарско-русский словарь Н.Остроумова. Казань: Православное миссионерское общество, 1892. — 246 с.
  120. Татар теленнэн русчага Ьэм рус теленнэн татарчага тэржемэ легать яки словарь Татарско-русский и русско-татарский словарь) / Ш. Рэхмэтуллин. Казан, 1893. — 72 б.
  121. А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход / А. А. Тертычный. М.: Гендальф, 1998.-256 с.
  122. А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие / А. А. Тертычный. М.: Аспект Пресс, 2000. — 312 с.
  123. А. Календарь / А. Толмачев // БСЭ. — М., 1973. -Т.П.- С. 200.
  124. Тен тэгъбире (Сонник) / Ш. Рэхмэтуллин. Казан, 1901.-556.
  125. Ф.И. Татар халык ижаты (Татарское устное народное творчество) / Ф. И. Урманче. Казан: Мэгариф, 2002. — 335 б.
  126. В.В. Беседы о журналистике. 2-е изд., испр. и доп. / В. В. Ученова. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 205 е., ил. -(Эврика).
  127. В.В. От вековых корней / В. В. Ученова. М.: Советская Россия, 1985. — 176 с.
  128. Р.Г. Вклад Каюма Насыри в исследование истории и археологии казанских татар / Р. Г. Фахрутдинов // Выдающийся просветитель-демократ / Ред. Э. А. Вагапов. Ред. кол. А. Н. Кононов, М. К. Мухарямов, М. Х. Гайнуллин и др. — Казань, 1976. —С. 155−162.
  129. P.P. Татарское либерально-демократическое движение в конце XIX начале XX вв.: идеология и политическая программа: Дис.. канд. ист. наук / Р. Р. Фахрутдинов. — Казань, 1996. — 214 с.
  130. К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / К. Ф. Фукс. Казань, 1844- Краткая история города Казани. — Казань, 1905. Репринтное воспроизведение с приложением Предисловия Н. Ф. Катанова к изданию 1914 г.-Казань, 1991.-210 с.
  131. С. Насыйри hoM аньщ есэрлере (Насыри и его произведения) / С. Фэйзуллин // Совет эдэбияты. 1945. — № 3−4. — Б.80−82.
  132. В. Терки теллер буенча куренекле галим, тарихчы Ьэм этнограф Н.Ф.Катанов (Выдающийся ученый по тюркским языкам, историк и этнограф Н.Ф.Катанов) / В. Хаков // Фэнни Татарстан. 2002. — № 2. — 52−57 б.
  133. X.X. Влияние первой российской революции на развитие татарской культуры / Х. Х. Хасанов // Развитие культуры Татарии в дооктябрьский период. Казнь, 1988. — Б.99−116.
  134. Ф. Мэзвк жанры турында (О жанре анекдотов) / Ф. Хатипов // Эпик жанрлар (Эпическно жанры). Казан: Тат. кит. нэшр., 1962. — Б. 19−47.
  135. JI.C. Время и календарь / Л. С. Хренов, И. Я. Голуб. -М.: Наука, 1989.- 128 с.
  136. М.М. " Илчегв улем юк: Роман (Посол неприкосновенен: Роман) / М. М. Хэбибуллин. Казан: Тат. кит. нэшр., 1990.- 384 6.
  137. Хэйруллина Д.-1С. Каюм Насыйри Ьем татар телендэ беренче басма календарьлар (Каюм Насыри и первые печатные календари на татарском языке) / Д. К. Хэйруллина // Тезисы докладов III научной конференции молодых ученых. Казань, 1974.-Б. 63−65.
  138. М.С. Заметка и корреспонденция / М. С. Черепахов. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1954. 58 с.
  139. М.С. Возникновение периодической печати в России / М. С. Черепахов. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1955. -33 с.
  140. Е.И. Восточная печать в эпоху реакции XX века / Е. И. Чернышев. Казань: Гажур, 1925. — 105 -130 с.
  141. Е.И. К истории татарской периодической печати в России. Проект журнала «Файда» («Польза») / Е. И. Чернышев. -Казань: Татполиграф, 1930. 128 с.
  142. А.Ф. Методология, методы и психология научного исследования: Учебное пособие / А. Ф. Шикун, Х. И. Лейбович. -Тверь, 1995.-39 с.
  143. Шур Я. И. Рассказы о календаре / Я. И. Шур. М.: Госполитиздат, 1962. — 216 с.
  144. А. Из истории библиографирования национальной печати народов Среденей Азии второй половины XIX и первой четверти XX веков / А.Язбердыев. Ашхабад: Ылым, 1974. — 218 с.
  145. Ю.К. Мир печати. Популярный иллюстрированный словарь-справочник / Ю.К.Якимович- Науч. ред. В. П. Смирнова. -М.: Дограф, 2001. -295 с.
  146. О.Д. Очерки истории печати Якутии (От формирования предпосылок для возникновения печати до февраля 1917 года) / О. Д. Якимов. Выпуск первый. М.: Гендальф, 1998. — 168с.
  147. X. Макаль Ьам айтемнар турында (О пословицах и поговорках) / Х. Ярми // Татар халык макальларе Ьам айтемнаре. Казан: Тат. кит. нашр., 1960. — Б.3−11.
  148. X. Хужа Насретдин мэзэклэре (Анекдоты Ходжа Насрутдина) / Х. Ярми // Хужа Насретдин мазакларе. Казан: Тат. кит. нашр., 1962. — Б.3−9.
  149. А.Г. Система татарского фольклора. Монография / А. Г. Яхин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1984. — 200 с.
  150. Т. Дэфге-эль-нэсэл минассаби вэ сабият, ягъни яшь ир балалардан вэ яшь кыз балалардан ялкаулыкны жибэрэ торган хикэялэр (Рассказы о том, как победить в мальчиках и девочках лень) / Т.Яхин. Казан, 1900. — 204 б.
  151. Ф.И. Беренче карлыгачлар (Первые ласточки) / Ф. И. Эгъзамов // Эйдэ халыкка хезмэткэ. (Куренекле татар публицистлары) (На службе народу (Известные татарские публицисты). Казан: Тат. кит. нэшр., 1985. — 3−10 б. — Б.3−10.
  152. М. Татар кулъязма китабы (Татарская рукописная книга) / М.Эхмэтжднов. Казан: Тат. кит. нэшр., 2000. — 269 б.: табл.
  153. Ж|амалетдик И. Л. Календарьларыбыз сыйфатлы булсын! (Пусть наши календари будут качественными!) / ИЛ. ЙСамалетдин // Идел. 1999. — № 10. — Б.40−41.
  154. Настольный календарь Р. Амирханова на 1841 год. — Казань. К. Н. Настольные календари Каюма Насыри на 1871−1875, 1877, 1879−1885, 1888−1894, 1896 годы.-Казань.
  155. Ш. Р. Настольные календари Шигабутдина Рахматуллина на 18 911 897, 1899−1901 годы. — Казань.
  156. Настольные календари Шарафутдина Шагидуллина «Заман» на 1903, 1908−1909, 1912−1913, 1915−1916 годы. — Оренбург, Казань.
  157. М. Настольные календари Мингазутдина Кадермати «Машварат» на 1914−1917 годы. — Казань.
  158. Ш. Настольные календари Камиля Баширова «Шарык» на 1915 год.- Казань.
  159. Ф.Х., 1899. 25-летний настольный календарь Ф.Халиди. — Казань. Ф.Х. — Настенные календари Фатиха Халиди на 1903, 1911−1912, 1914 годы. — Казань.
  160. Х.М. Настенные календари Хади Максуди на 1898, 1899 годы.1. Казань.
  161. Б.К. Настенные календари издательств братьев Каримовых на 19 101 911 годы. — Казань.
  162. С. Настенные календари издательского дома «Сабах» на 1910−1911 годы. — Казань.
  163. М-т Настенные календари издательского дома «Миллят» на 19 121 914 годы. — Казань.
  164. К., X. и К. Настенные календари издательского дома «Каримов, Хусаинов и К» на 1912 год. — Оренбург.
  165. С.И.Строганов Настенные календари С. И. Строганова на 1908−1910 годы. — Москва.
  166. Ф.С.Аль-Сатмыш Настенный календарь Ф.С.Аль-Сатмыш на 1902 год. — Казань.
  167. М-ия Календарь медресе «Мухаммадия» на 1903 год. — Казань.
  168. И.Н.Харитонов Календарь на 1905 год, отпечатанный в литотипографии И. Н. Харитонова.
  169. Настольные календари на 1867, 1882, 1884, 1886, 1887, 1888/89, 1894, 1902, 1903 годы.
  170. М.Ш.Салихов 12-летний календарь М. Ш. Салихова. — Казань, 1887.31 б.
  171. Адрес-календарь Торгово-промышленный адрес-календарь мусульман Восточного Приуральского края Ш. Шагидуллина. — СПб., 1900.
Заполнить форму текущей работой