Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие о художественных эталонах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Суть современного общества — демократические преобразования. Они нацеливают педагогов на построение личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми, которая высшей целью образовательного процесса утверждает личность ребенка, относимую к числу общечеловеческих ценностей, понимаемую как идеал нравственного, физического совершенства и гармонии. А что предполагает такой идеал? Всестороннюю… Читать ещё >

Понятие о художественных эталонах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Суть современного общества — демократические преобразования. Они нацеливают педагогов на построение личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми, которая высшей целью образовательного процесса утверждает личность ребенка, относимую к числу общечеловеческих ценностей, понимаемую как идеал нравственного, физического совершенства и гармонии. А что предполагает такой идеал? Всестороннюю реализацию ее интеллектуально — нравственной свободы, эстетической, творческой самостоятельности и активности. Гуманистическая тенденция развития общества, как указывает Л. В. Грабаровская, связана с созданием теории целостной личности. Строится она на идее «развивающейся личности в развивающем мире». Решение этой идеи обеспечивает гармоническое развитие ребенка, становление его ценностных ориентаций в области искусства, художественной образованности как неотъемлемого компонента внутренней культуры.

Единство проблем — личность дошкольника, искусство, художественное образование — акцентирует внимание педагогов на субъектности самого ребенка, изучении его творческого самодвижения, саморазвития, самости. Именно на субъектности, в противовес императивной системе воспитания и образования, цель которой — сформировать у всех детей определенный объем знаний, умений и навыков без учета индивидуальных особенностей. Отрадно, что в последнее десятилетие реализуется иная концепция: поиск оригинальных, альтернативных направлений, возрождение дидактических систем прошлого, в которых важная роль отводится искусству. И неслучайно одним из основных средств активизации процесса развития детского изобразительного творчества справедливо считают искусство. Художественнообразная форма отражения действительности затрагивает не только эмоциональную сферу ребенка. Она способствует формированию умения эстетически воспринимать действительность, трансформировать ее, внося свои элементы в процесс создания разнообразных художественных образов. Достаточно много исследований посвящено теории эстетического воспитания, вопросам приобщения дошкольников к изобразительному искусству. Фундаментальным положением выступает утверждение: детям доступно понимание содержания, выразительных средств произведений различных видов и жанров. А это приводит к новым возможностям.

Речь идет о художественном освоении действительности, раскрытии способностей и самореализации творческого потенциала (Н.А. Вершинина, Н. М. Зубарева, Р.М. Чумичева). Однако вот что следует отметить: далеко не все выразительные средства искусства понятны дошкольникам. Отсюда и противоречие между образовательными возможностями искусства и способностью ребенка воспринимать сложную образную структуру произведений. Противоречие может быть разрешено, если найден механизм, позволяющий овладеть основами изобразительной грамоты на доступном уровне.

Понятие «художественные эталоны» новое, ранее в отечественной педагогической науке не применявшееся. Отчасти вводимому нами термину близки, но не тождественны такие понятия, как «художественный образ», «художественное творчество», «художественное видение», «художественные средства», «эталон красоты». Утверждение это требует обоснования.

Во-первых, художественные эталоны, как и художественный образ, результат конкретной художественнотворческой деятельности человечества в сфере индивидуальноличностного и общественного сознания.

Кроме того, они представляют развивающуюся систему, проявляемую в разнообразии своего смыслового оснащения, т. е. в композиции, цвете, форме, художественных техниках. Однако художественные эталоны в отличие от художественного образа не форма мышления в искусстве, не конкретно-чувственное обобщение воссоздания жизни, пронизанное эмоционально-эстетической оценкой автора. Скорее, художественные эталоны в этом случае средство, а не сам процесс творчества или его результат.

Во-вторых, художественные эталоны и художественное творчество в определенном смысле — способ выражения внутреннего мира «художника». Сами по себе они не созидают, а только способствуют познанию изобразительной грамоты, отражению различных образов посредством художественных свойств и отношений (цвет, форма, композиционные закономерности, художественные техники), выработанных человечеством.

В-третьих, под влиянием художественных эталонов и художественного видения возникают, фиксируются образы — представления — созерцания, пронизанные художническим удивлением перед необычным в обыкновенном, осмысляющие социальную значимость фактов и событий.

Однако в размышлениях, волнениях они еще не оформлены в некоторую целостность. Художественные эталоны суть целостная система «художественных свойств» и «отношений».

В-четвертых, художественные средства и художественные эталоны наиболее близки друг другу по сути. Но художественные эталоны более узкое понятие. Включено оно, с одной стороны, в структуру художественных изобразительно-выразительных средств, таких как цвет, форма, композиционные закономерности, художественные техники, а с другой — в индивидуальный стиль, выработанный ребенком на основе интерпретации и открытий в области изобразительной деятельности. Художественные эталоны — некий «мост» между сенсорными эталонами и художественно выразительными средствами. Рассмотрим, каким образом взаимодействуют художественные эталоны и художественно-выразительные средства Художественные эталоны выступают тем механизмом, который помогает ребенку создавать художественно-выразительный образ, а художественно-выразительные средства позволяют ему создавать произведение искусства. И художественные эталоны, и художественно-выразительные средства участвуют в процессе создания образа, но его эстетическая ценность имеет качественные различия. Разумеется, мы не ставим цель делать из ребенка художника. Самое главное — это условия, при которых он может отображать свое видение мира в форме художественно-выразительного образа.

В-пятых, понятия «эталон красоты» и «художественные эталоны» роднит то, что каждое из них представляет собой развивающуюся систему, складывающуюся исторически. Однако художественные эталоны, развиваясь хронологически, не меняют своей сути, а только с каждой эпохой дополняются новым содержанием. Открытие этого содержания и обуславливает появление новых стилистических направлений, развитие новых техник.

Понятие «художественные эталоны как детерминирующий фактор развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста» требует рассмотрения в нескольких аспектах, а именно в качестве:

  • * генезиса понятия «художественные эталоны»;
  • * характеристики психологических механизмов восприятия, усвоения и использования дошкольниками художественных эталонов в процессе создания художественного образа;
  • * системы художественных эталонов, доступных для овладения;
  • * определения особенностей развития детского изобразительного творчества в рисовании.

В чем суть понятия «эталон красоты»? Этой проблемой занимались многие философы, искусствоведы, психологи, педагоги. Своими корнями проблема уходит к концепциям первых натурфилософов. Важное место она занимает и в исследованиях современных авторов (К.З. Акопян, И. Л. Голованова, О. А. Кривцун, И. К. Кузьмичев, В. М. Радугин, Р. М. Чумичева и др.), но с позиций лишь достижений науки и техники. Специально вопрос «Художественные эталоны в процессе развития творчества детей дошкольного возраста» не ставился и не решался.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой