Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Средства выражения субъективной модальности в художественном тексте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследователи указывают на относительность термина «субъективная модальность» Синтаксис современного русского языка: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г. Н. Акимова, С. В. Вяткина, В. П. Казаков, Д. В. Руднев; под ред. С. В. Вяткиной. СПб., 2009. Традиционно она противопоставляется объективной модальности, выражающей отношение сообщаемого к тому или иному плану действительности, то есть… Читать ещё >

Средства выражения субъективной модальности в художественном тексте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выразители субъективной модальности как средство характеристики образа автора

Исследователи указывают на относительность термина «субъективная модальность» Синтаксис современного русского языка: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г. Н. Акимова, С. В. Вяткина, В. П. Казаков, Д. В. Руднев; под ред. С. В. Вяткиной. СПб., 2009. Традиционно она противопоставляется объективной модальности, выражающей отношение сообщаемого к тому или иному плану действительности, то есть то, что можно оценить как реальное или ирреальное. Однако и отношение говорящего к сообщаемому объективно присутствует в тексте. Термин указывает на связь с субъектом и степень присутствия коммуникативного элемента Трофимова И. А. Средства выражения субъективной модальности в художественном тексте: На материале прозаических произведений А. П. Чехова. Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Калининград, 2004. С. 8.

Важным для анализа фактором является наличие связи между модальностью и оценкой. На нее указывают многие исследователи Маркелова Т. В. Взаимодействие оценочных и модальных значений в русском языке // Филологические науки. 1996. № 1. С. 80 — 90., Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.

Т.И. Краснова, рассматривая модальность с точки зрения активной грамматики (грамматики говорящего), пишет, что в основе модальности лежит оценка, категория которой входит в основу того, что может быть квалифицировано как «состояние сознания субъекта речи (источник знания или мнения, цель сообщения, эмоции и желания, степень уверенности и т. п.)» Краснова Т. И. Субъективность — Модальность (материалы активной грамматики). СПб., 2002. С. 120.

Исследователь рассматривает как одну из возможных классификаций модальности разновидности модальностей с ориентацией по структуре речевого акта (автор — адресат — сообщение). Они различаются по ролевым функциям говорящего: модальности ментального, эмоционального, волюнтивного состояния (неопределенности, оценки, желания, негодования, необходимости, возможности, готовности), по отношению к адресату сообщения: межличностная модальность с ее аспектами отношения (доброжелательности, неучтивости, оскорбления, нравоучения), по отношению к сообщаемому (по степени достоверности, в частности, как знания и мнения, эпистемическая, деонтическая, аксиологическая) Там же. С. 149.

Сутью модальности признает оценочные отношения Е. А. Попова Попова Е. А. Авторская модальность как средство выражения антропоцентричности текста: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Липецк, 1996. С. 39 — 40.

Рассматриваются отдельные модальные значения и средства их выражения Небыкова С. И. Синонимия средств выражения модальности возможности и необходимости // Филологические науки. 1973. № 3. С. 85 — 92., Кочеткова О. Л. Средства выражения модального значения возможности и необходимости в русском языке второй половины XVII — начала XVIII века: Автореф. дис. канд. филол. наук. Тверь, 1998., Каменская Н. В. Выражение модальной оценки обычности высказывания: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. М., 1996., Горельникова Ю. А. Выражение модального значения кажимости в структуре предложения. Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. М., 1993., Бондаренко В. Н. Виды модальных значений и их выражение в языке // Филологические науки. 1979. № 2. С. 54 — 61.

Т.В. Романова говорит о связи категорий модальности, оценки и эмоциональности. На материале современной исповедальной мемуарной прозы исследователь выделяет разные виды модальных значений. Это значения утверждения / отрицания, неясности / уяснения, кажимости, уверенности / убежденности (интеллектуальная модальность), возражения / согласия (диалогическая), истинности, сопоставления, соотнесения, противопоставления, подчеркивания, модализированного сравнения (оценочная), эмоциональная модальность, волюнтивная модальность (желательность — необходимость — долженствование — необходимость) Романова Т. В. Модальность. Оценка. Эмоциональность. Нижний Новгород, 2008. С. 7.

Т.В. Романова называет категорию субъективной модальности одним из средств выявления индивидуально-авторского стиля и компонентом, входящим в авторскую модальность. Субъективная модальность рассматривается как интегрирующее начало стилистических средств Там же. С. 25.

Виды оценок, выражаемые ее средствами, рассматриваются как индивидуально-стилистические особенности Там же. С. 27.

И.Р. Гальперин указывает на то, что выразители субъективной модальности формируют субъективно-оценочную модальность текста, которая принадлежит автору Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

С этим связаны понятия авторской модальности и образа автора.

Авторская модальность, по определению Н. С. Валгиной, это «выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, его ценностных ориентации, сформулированных ради сообщения их читателю» Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003. С. 59.

Понятие «образа автора», изучением которого с лингвистической точки зрения подробно занимался В. В. Виноградов Виноградов B.B. О теории художественной речи. М., 1971., связано с категорией модальности. В.В. определяет образ автора как «форму сложных и противоречивых соотношений между авторской интенцией, между фантазируемой личностью писателя и ликами персонажей» и пишет, говоря о стиле «Пиковой дамы» А. С. Пушкина, что понимание образа автора — «ключ к композиции целого, к единству художественно-повествовательной системы» Виноградов В. В. Стиль «Пиковой дамы» // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1936. Т. 2. С. 105.

Н.С. Валгина, говоря о связи категорий модальности и образа автора, рассматривает понятие в соотнесении с «производителем речи» и «субъектом повествования». «Субъект повествования» является формой представления образа автора и лежит в основе его построения. Это «субъект, от имени которого предлагается текст», соотносимый с определенной повествовательной формой и создаваемый при помощи речевых средств Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003. С. 59 — 61.

В.В. Виноградов, определяя модальные слова, пишет, что с их помощью выражаются оценки и точки зрения субъекта, во-первых, «на действительность», во-вторых, «на приемы ее словесного выражения» Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Исследования по русской грамматике: избранные труды. М., 1975.С. 38 — 79.

В.В. Казаковской они названы основным морфологизированным способом выражения субъекта-автора Казаковская В. В. Способы выражения авторства в структуре предложения: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. М., 1996.

Вводные конструкции относят к средствам выражения авторства, к специальным лексико-грамматическим показателям обнаружения говорящим своей точки зрения Казаковская В. В. Способы выражения авторства в структуре предложения: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. М., 1996., Мухин Н. Ю. Вводные компоненты как средство выражения и установления авторства текста. автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. Екатеринбург: 2002.. То есть, эти элементы способствуют описанию личности говорящего. Этой личностью может быть как повествователь, так и один из его персонажей.

Элементы, содержащие отсылку к говорящему, к определенной речевой ситуации, Е. В. Падучева называет эгоцентриками. К ним относятся дейктические слова и выразители субъективной модальности. Анализ эгоцентрических элементов текста позволяет определить тип повествователя (имплицитный, диегетический (рассказчик), один из персонажей) и тип нарратива (перволичная и аукториальная формы традиционного нарратива, свободный косвенный дискурс (СКД)). Эгоцентрические элементы указывают на говорящего в роли субъекта речи, субъекта сознания, субъекта восприятия, субъекта дейксиса.

На связь дейктических и модальных элементов обращает внимание Е. С. Яковлева. Яковлева Е. С. О связи дейксиса и модальности // Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. Отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М., 1990.С. 225 — 245.

Эгоцентрики способствуют описанию образа автора. Так, Е. А. Попова, изучая эгоцентрики, характеризует авторскую модальность Попова Е. А. Авторская модальность как средство выражения антропоцентричности текста: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Липецк, 1996.

И.А. Трофимова также рассматривает их как средства формирования авторской модальности. Вслед за О. Е. Вихрян Вихрян О. Е. Языковые средства выражения авторской модальности в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. М., 1990., исследователь определяет авторскую модальность как «часть образа автора, категорию, выражающую оценочное отношение автора к изображаемому, эстетическую и этическую позицию автора в определенном кругу идей, выражаемую с помощью средств построения (композиция) и языка художественного произведения"Трофимова И. А. Средства выражения субъективной модальности в художественном тексте: На материале прозаических произведений А. П. Чехова. Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Калининград, 2004. С. 4. Анализируя средства выражения субъективной модальности в прозе А. П. Чехова, исследователь определяет, употреблений каких средств больше в определенный период творчества и в чьей речи они встречаются.

Говоря о субъективной модальности и средствах ее выражения в рамках коммуникативной грамматики, исследователи обращаются к понятиям «диктум» и «модус», введенным Ш. Балли. «Диктум» — объективная информация, «модус» — позиция субъекта речи по отношению к диктуму, рамка, интерпретатор диктума Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955. Средства выражения субъективной модальности относят к модусной рамке высказывания.

Одним из основных инструментов коммуникативной грамматики названо выявление позиции говорящего в отборе речевых ресурсов и организации текста. Модусная рамка, выражая отношение говорящего к диктуму, предполагает его наличие, характеризует субъект речи. Чтобы понять, чья точка зрения отражена в высказывании, необходимо обратиться к средствам выражения его модусной рамки, в число которых входят средства выражения субъективной модальности Золотова Г. А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г. А. Золотова, Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова. М., 1998. С. 75 — 76.

Категория модальности, к которой относятся вводные конструкции, является центральной категорией, определяющей формирование концепции художественного произведения и специфику реализации языковой личности автора Казаковская В. В. Способы выражения авторства в структуре предложения: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. М., 1996.

Субъективная модальность как выражение отношения говорящего к содержанию своей речи рассматривается как важнейший аспект текстообразования Солганик Г. Я. К проблеме модальности текста // Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М., 1984. С. 173 — 186.

Модальность как текстовая категория рассматривается в монографии И. Р. Гальперина «Текст как объект лингвистического исследования». Текстовая модальность проявляется в характеристике героев, в умозаключениях, в актуализации отдельных частей текста Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой