Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общечеловеческие начала смеха

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культура адаптивна. Необходимой предпосылкой должно стать безоговорочное признание историчности культуры, и в особенности роли диффузии в культурном развитии. Исторические события, как и географический фактор, обусловливают, но не определяют ход развития культуры: «Человек приспосабливается к ним и избирательно опирается на них для решения своих проблем и удовлетворения своих потребностей». 7… Читать ещё >

Общечеловеческие начала смеха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ученый, «работающий в определенной области природы, пользуется известной степенью свободы выбора в отношении того типа единиц, которые он выделит в исследуемой им системе»,-справедливо замечает Р. Л. Карнейро [85, с.422]. Психолог рассматривает поведение с позиции мотивов, потребностей, принуждения, намерений. Культуролог, в свою очередь, сосредотачивает свое внимание на культурных элементах (разделение труда, охотничья магия, кросс-кузенный брак и так далее), не отрицая факта, что эти же элементы имеют и психологические аспекты: «Он просто утверждает, что культурные элементы можно вполне законно и плодотворно изучать сами по себе, как отдельный, или, говоря точнее, как концептуально отделимый класс явлений» [там же]. Смех стал элементом, выделенным нами из системы культуры, он рассмотрен в рамках культурологического подхода. Несмотря на признание многоаспектностности исследований смеха, следует особо акцентировать такую черту данного феномена, как универсальность в системе бытия культуры.

К.Гирц развивает «стратиграфическую» концепцию человека, согласно которой человек состоит из нескольких «уровней»: каждый последующий самодостаточный слой скрывает совершенно другой. Так, над психофизиологическим слоем смеха находится социальный, который, в свою очередь, скрывается под культурным. Со временем появляется новый подход, рассматривающий человека внутри обычаев: «природа человека как таковая не существует, и люди становятся такими, какими их делает культура» [35, с.118]. В расчет принимается концепция человека, при которой культура понимается как вариативная система и в то же время сохраняется «универсалистский» взгляд на природу человека. В первой главе диссертационной работы мы определили смех как качество отличающее человека (от животного мира), присущее его общей природе, но способное развиваться и приобретать новые качества только в рамках человеческой культуры и общества. К. Гирц считает, что на уровне конкретного исследования культуры все сводится, во-первых, к поиску универсалий, «эмпирического единообразия, которое при всем разнообразии обычаев в пространстве и во времени можно было бы наблюдать повсеместно; во-вторых, к попыткам соотнести уже найденные универсалии с известными константами в биологии, психологии и социальной организации человека» [35, с. 120]. Попытку соотнести способности человека к воспроизведению смешного с ритуальным поведением высших животных сделал К. Лоренц (см. гл. 1, 1.1). Наконец, для того чтобы универсалия была выделена, необходимо, чтобы она соответствовала определенным условиям. К. Гирц выделяет три таких условия: 1) предложенные универсалии должны быть существенными, не пустыми категориями; 2) они должны основываться на конкретных биологических, психологических или социологических процессах, а не просто ассоциировать с некими лежащими под ними реалиями; и 3) чтобы не должно быть сомнений, что они принадлежат к числу наиважнейших элементов для определения сущности человечества, по сравнению с которыми более многочисленные культурные особенности, несомненно, казались бы второстепенными" [35, с.121]. Только при выполнении всех трех условий можно признать элемент культуры (в нашем случае смех) универсальным. Н. Смелзер пишет: «Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам дороги, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия о добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, — культурные универсалии» [198, с.45−46]. Интересен подход Дж. Мёрдока, который выделил более 60-ти культурных универсалий: спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду и другие. Это то общее, что заявляет о себе во всех типах культуры, независимо от внешних проявлений. В число универсалий Дж. Мёрдок включает шутки. По его мнению, «все человеческие культуры, несмотря на их разнообразие, имеют в своей основе много общего и … эти общие аспекты культуры поддаются научному анализу. Теоретические ориентиры кросс-культурного исследования можно выразить в семи основных положениях» [141,с.49]:

  • 1. Культура передается посредством научения. Поэтому мы вправе ожидать, что все культуры, обнаруживают в себе черты единообразия, являющиеся отражением универсального общего фактора.
  • 2. Культура прививается воспитанием. Все животные способны к научению, но лишь человек передает приобретенные привычки своему потомству. 3. Культура социальна. Культурные привычки сохраняются во времени благодаря тому, что они социальны; и сохраняют свое относительное единообразие под воздействием социальных факторов [141, с.50].
  • 4. Культура идеационна. Групповые привычки, составляющие культуру, в значительной степени концептуализированы (или вербализированы) как идеальные нормы, или паттерны поведения. Мы можем утверждать, что во всех культурах обнаруживаются определенные сходства, проистекающие из универсальных законов, управляющих символическими мыслительными процессами [141, с.51−52].
  • 5. Культура обеспечивает удовлетворение базисных биологических потребностей и вторичных потребностей, возникающих на их основе. «Элементы культуры — это проверенные привычные способы удовлетворения человеком своих побуждений во взаимодействии с внешним природным миром и своими собратьями… Если культура приносит удовлетворение, то во всех культурах должны проявляться широко распространенные черты сходства, ибо базисные человеческие побуждения повсюду одинаковы и требуют сходных форм удовлетворения» [141, с.52−53]. Понятие «универсального культурного паттерна» (культурного шаблона) основано на данном положении.
  • 6. Культура адаптивна. Необходимой предпосылкой должно стать безоговорочное признание историчности культуры, и в особенности роли диффузии в культурном развитии. Исторические события, как и географический фактор, обусловливают, но не определяют ход развития культуры: «Человек приспосабливается к ним и избирательно опирается на них для решения своих проблем и удовлетворения своих потребностей» [141, с.53−54]. 7. Культура интегративна. В результате процессов адаптации, элементы культуры имеют тенденцию к образованию согласованного и интегрированного целого [141, с.54].
Дж.П.Мёрдок считает, что если из семи представленных положений хотя бы часть верна, то неизбежно должно следовать, что «в целом человеческие культуры, несмотря на их историческое многообразие, будут обнаруживать в себе некоторые повторяющиеся черты, которые доступны для научного анализа и должны позволить нам сформулировать посредством такого анализа ряд научных обобщений» [141, с.55].

Названные признаки культурных универсалий применимы и к смеху:

сущность смешного в своей полноте раскрывается не только посредством социализации, но и инкультурации человека;

смех является единым неразложимым смыслом: верха и низа, жизни и смерти, плодородия и бесплодия и так далее во всех культурах без исключения;

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой